Что такое мононорма определение кратко

Обновлено: 02.07.2024

Жизнь первобытных людей, несмотря на свой примитивный характер, необходимо было регулировать. Благодаря различным формам социальной практики (охоте, обмену, брачным отношениям и пр.) участники могли успешно взаимодействовать друг с другом, вырабатывая конкретные регуляторы совместного бытия: образцы, правила поведения, которым должны были следовать все. При этом удачные регуляторы закреплялись в жизни, а неудачные – отсеивались.

Под системой социального регулирования подразумевается совокупность средств и способов воздействия на поведение индивида, через которые ему придается состояние, желаемое и нужное обществу.

В систему социального регулирования входят регуляторы:

  1. ненормативные (ценностные, информационные, предсказания, приказы и т.п.);
  2. нормативные (правовые нормы, мораль, религия, традиция, обычаи и т.д.).

Данные группы регуляторов действуют по-разному.

Ненормативная подсистема оказывает воздействие на подсознание, чувства, привычки, эмоциональный фон индивидуума, стремясь убедить его в полезности конкретного поведения.

Таким образом, к примеру, ценностный регулятор влияет на человеческое поведение через убеждения в выгодности следования исторически сформировавшимся стереотипам (устоявшимся ожиданиям), психо установкам, целям, которые поддерживает большинство группы, общества; существующему распределению социальных ролей между мужской и женской половинами, детьми и взрослыми.

Но в ходе самоорганизации рода, племени формировалась также нормативная подсистема. Она основана на становлении конкретных правил поведения (норм), которые содержали равный масштаб свободы. Данным правилам характерна обязательность исполнения и наличие санкций за их нарушение. На основании таких правил людьми организовывался и регулировался общий труд, совместная охота, распределялся произведенный продукт, определялся порядок отношений между мужчиной и женщиной, процедуры решения возникающих конфликтов и т.п. Наличие данных общеобязательных правил ограничивало человеческий эгоизм, делало его действия предсказуемыми. Кроме этого, данные нормы затрагивали правила взаимной помощи, самозащиты, способствуя человеческому выживанию. Потому человек стремился непреклонно осуществлять эти правила. Нормы догосударственного общества исторически выступали первым видом социальных норм.

Под социальными нормами понимаются правила поведения, которые принимает большинство общества (это касается норм морали, традиций, обычаев, религиозных и правовых норм).

Нормативная сущность данных правил состоит в следующем: они устанавливают масштаб допускаемого и должного поведения, общепринятого в этом обществе. За несоблюдение правил применяются санкции – отрицательные последствия для нарушителя. Отрицательные последствия выражаются применением мер:

  • общественного воздействия (замечания, лишение статусов, привилегий, порицание, отлучение от церкви);
  • принудительного характера (изгнание из общины, рода, телесные наказания, членовредительство и пр.).

Мононормы

Такое наименование они заслужили, потому что были едиными и нерасчлененными, состояли из моральных предписаний, религиозных запретов, обычаев, традиций и правовых обвязываний. Внутреннее единство морально правовых начал в мононормах обуславливается не дифференцированностью самой жизни первобытных людей, где соединяется личное и общественное, сливаются права и обязанности, потому мононормы невозможно включить ни в моральные нормы, ни в нормы права. Их главная функция состояла в помощи человеку приспособиться к окружающему миру, способствуя выживанию и воспроизводству человека в качестве биологического рода.

Мононормы формировались стихийно, через пробы и ошибки. При отборе сохранялись лишь те поведенческие правила, которые наилучшим образом способствовали выживанию рода, племени, сохранению их целостности. К мононормам относятся нормы-запреты и нормы-ожидания, различающиеся по характеру санкций. Запреты существовали в форме табу, за нарушение таких норм предусматривались жестокие наказания. Нормы-ожидания выражались в традициях, обычаях, обрядах, ритуалах, мифах, формируя у индивидуума установку на позитивное поведение.

Нормы-запреты

Большинство табу у некоторых народов существует и до сегодняшнего дня: табу на прикасание к священным особам, племенным вождям, императорам.

Была такая ситуация, когда в июле 1874-го г. камбоджийский король вывалился из перевернувшегося экипажа. Он вне сознания валялся на земле, однако, никто из свиты не решался к нему подойти до тех пор, пока не подоспел один европеец, который либо не знал о табу на королевскую особу, либо подумал, что его это не касается. Он как раз-то и помог пораненому монарху добраться во дворец.

Раньше существовал запрет, в соответствии с которым никто не имел права дотрагиваться до императора Кореи. Если император все же позволял кому-то прикоснуться к себе либо сам прикасался к кому-нибудь, тогда счастливчик удостаивался большой чести. На протяжении оставшейся жизни он носил особенный знак отличия. Обычно это был красный шелковый шнурок.

Нормы-ожидания

Среди норм-ожиданий особенную роль играли мифы. Они в форме мистики или религии отражали окружающую среду и помогали людям ориентироваться в ней. Мифы помогали человеку узнавать хорошие и плохие способы поведения, а также их последствия. В мифах содержался накопленный за предшествующие годы социальный опыт. Мифологические обряды и действия первобытным людям помогали лучше усваивать социальные нормы, опыт, знания о природных и общественных явлениях. На основании полученных знаний люди определяли собственное поведение, строили отношения друг с другом. Поэтому мифы выступали инструкцией к действию и комплексом верований, которые придавали человеческой жизни смысл. В ценностно нормативном и информационном плане мифы помогали первобытным людям лучше адаптироваться к окружающему миру и нарабатывать стабильные правила поведения.

К примеру, у индейцев племени Яномамс, которое проживает на юге Венесуэлы и севере Бразилии, установилась следующая система представлений об окружающей среде, определяющая их поведение в бытовой жизни. Как говорится в мифе, племя Яномамс образовалось от крови Духа Луны, который частенько спускался на землю, чтобы напитаться детскими душами и хлебом из маниоки. В один прекрасный день человек рассердился на это и под воздействием гнева ранил стрелой Духа в живот. Кровь разбрызгалась на землю, капли которой превратились в людей. Таким образом, Дух Луны передал индейцам племени Яномамс качества воинственности и жестокости, которые проявились в их жизни.

В некоторых первобытных племенах до сих пор существует очень древний обычай наносить на тело или лицо татуировку. Для первобытных людей татуировка, прежде всего, выступала незыблемой традицией, а еще обладала магической силой. Индейцы полинезийское племя Маорми украшают татуировкой лицо. Таким способом индейцы племени охраняют себя и своих близких от злых чар. Некоторыми колдунами используются с целью излечения. В Древнем Китае татуировка являлась символическим наказанием, когда вместо отрезания ноги окрашивали тушью колена. Таким образом, общество стремилось перевоспитать преступника и выставить его на общее осуждение и презрение.

В последние годы данный древний обычай распространился среди европейцев. Разработаны даже целые каталоги рисунков, наносимых на тело. Подросткам этот обычай интересен, так как они стремятся подражать рок-певцам, разукрашивая себя цветными татуировками. Татуировки распространены также в армии, их нанесение преследует отчасти практическую цель: так солдаты обозначают на своем теле группу крови и резус-фактор.

  • Мононорма — норма, соединяющая в себе правило поведения общесоциального, религиозного и правового характера. Существовала ранее по крайней мере в некоторых догосударственных обществах. Например, естественное разделение функций в трудовом процессе между мужем и женой, взрослым и ребёнком рассматривалось одновременно как производственный обычай, как норма морали и как веление религии. В мононормах права и обязанности человека сливаются как бы воедино. В качестве письменных примеров мононорм рассматриваются свод законов Хаммурапи, Ману-смрити, законодательство Моисея.

Связанные понятия

Традицио́нная правова́я семья́ (также семья́ традицио́нного пра́ва либо систе́ма обы́чного пра́ва) — правовая система, которая распространена в некоторых странах Африки, Азии, Австралии и Океании, где правовой обычай занимает доминирующее место среди источников права и выполняет важную роль регулятора общественных отношений.

Права́ челове́ка — такие правила, которые обеспечивают защиту достоинства и свободы каждого отдельного человека. В своей совокупности основные права образуют основу правового статуса личности.

Правовая семья — одно из центральных понятий сравнительного правоведения; представляет собой более или менее широкую совокупность национальных правовых систем, которые объединяет общность источников права, основных понятий, структуры права и исторического пути его формирования.

Власть и социальные нормы в первобытном обществе — различные формы институтов власти и общеобязательных норм поведения, сформировавшиеся на первобытной стадии развития общества. Для этого периода существования человечества характерно отсутствие политической власти и государственных институтов. Социальные нормы в этот период носят характер обычаев, традиций, обрядов и табу. В науке вопрос о том, можно ли считать данные социальные нормы правом или протоправом, является дискуссионным.

Челове́чество — совокупность всех людей. Ввиду высокого уровня социального развития, антропологические различия между людьми дополняются культурными (в значительно большей степени, чем у других социальных животных). Человечество неразрывно связано с культурой, созданной на протяжении всего времени существования человечества и подвергающейся изменениям в ходе его развития.

Есте́ственное пра́во (лат. jus naturale) — понятие философии права и юриспруденции, означающее совокупность неотъемлемых принципов и прав, вытекающих из природы человека и независимых от субъективной точки зрения. Естественное право противопоставляется позитивному праву, во-первых, как совершенная идеальная норма — несовершенной существующей, и во-вторых, как норма, вытекающая из самой природы и потому неизменная — изменчивой и зависящей от человеческого установления.

Древнегреческое право по своему влиянию на дальнейшее юридическое развитие Европы ни в каком отношении не может идти в сравнение с правом другого главного представителя древнего мира, Рима. Не разработанное теоретически греческими юристами, не получившее вследствие раздробленности Греции значения единого греческого права, оно не вылилось в стройную систему норм, годную для рецепции в других странах. Этим объясняется и несравненно меньшая доля внимания, которая выпала на его долю со стороны западных.

Правовая культура — общий уровень знаний и объективное отношение общества к праву; совокупность правовых знаний в виде норм, убеждений и установок, создаваемых в процессе жизнедеятельности. Проявляется в труде, общении и поведении субъектов взаимодействия. Формируется под воздействием системы культурного и правового воспитания и обучения.

Биополитика (англ. biopolitics) в широком смысле — совокупность приложений наук о жизни (биологии, генетики, экологии, эволюционной теории и др.) в политической сфере.

Историческая школа права — течение в юриспруденции первой половины XIX века. Зародилось и получило наибольшую известность в Германии.

Справедли́вость — понятие о должном, содержащее в себе требование соответствия деяния и воздаяния: в частности, соответствия прав и обязанностей, труда и вознаграждения, заслуг и их признания, преступления и наказания, соответствия роли различных социальных слоёв, групп и индивидов в жизни общества и их социального положения в нём. В экономической науке — требование равенства граждан в распределении ограниченного ресурса. Отсутствие должного соответствия между этими сущностями оценивается как несправедливость.

Англосфера (англ. Anglosphere) — это совокупность англоязычных стран, цивилизационный облик которых характеризуется рядом общих черт, обусловленных особо тесной исторической связью этих стран с Британскими островами (имеются в виду в первую очередь такие страны как Великобритания, США, Канада (за исключением провинции Квебек), Австралия, Ирландия и Новая Зеландия).

Правово́й обы́чай (Обычное право) — исторически сложившийся источник права и правило поведения. Позже часто санкционировалось государством и включалось в его систему правовых норм.

Антиэтатизм — термин, описывающий системы взглядов, отвергающие государственное вмешательство в личные, общественные и экономические дела. Антиэтатистские воззрения могут полностью отрицать как государство, так и принужительное управление вообще (как, например, анархо-коммунизм и анархо-капитализм), могут стремиться к уменьшению размера и области влияния государства к минимуму (например, минархизм), или могут защищать безгосударственное общество как отдаленную цель (к примеру, автономизм).

Общественное мнение — форма массового сознания, в которой проявляется отношение (скрытое или явное) различных групп людей к событиям и процессам действительной жизни, затрагивающим их интересы и потребности.

Дистрибутизм — идеология, которая зародилась и развивалась в Европе в конце XIX — начале XX века. Основанием для неё послужило социальное учение католической церкви, изложенное, в частности, в папских энцикликах Льва XIII Rerum Novarum и Quadragesimo Anno Пия XI.

Пра́во — понятие юриспруденции, один из видов регуляторов общественных отношений; система общеобязательных, формально-определённых, принимаемых в установленном порядке гарантированных государством правил поведения, которые регулируют общественные отношения.

Контракт работающей матери — часто встречаемое в литературе обозначение гендерного контракта, сложившегося в СССР в 1930-е годы.

Мои́зм (кит. трад. 墨家, пиньинь: mòjiā, палл.: мо цзя) — древнекитайская философская школа V—III веков до н. э., которая разрабатывала программу усовершенствования общества через знание; единственная школа древнекитайской философии, именуемая в традиционной культуре по имени основателя. Основатель — Мо-цзы, по-видимому, происходящий из ремесленников, был прославлен как военный деятель и дипломат, стремившийся умиротворить Поднебесную. Мо-цзы считал конфуцианские обряды и церемонии бессмысленной растратой.

Сущность права — главная, внутренняя, относительно устойчивая качественная характеристика права, которая отражает природу и назначение его в жизни общества. Выявление сущности основывается на исследовании социальных ценностей, идей, определяющих природу права. Поскольку право представляет собой сложное многогранное социальное явление, оно может исследоваться в различных аспектах, с различных точек зрения. История правовой мысли представлена достаточно широким диапазоном взглядов о сущности права.

Хозяин — в русской экономической традиции собственник, обладающий определённым набором нравственных установок.

Частное право — часть системы права, функционально-структурная подсистема права, совокупность правовых норм, охраняющих и регулирующих отношения между частными лицами, основой которых является частная собственность. Тем самым частное право — это совокупность норм права, защищающих интересы лица в его взаимоотношениях с другими лицами.

Культу́ра (от лат. cultura — возделывание, позднее — воспитание, образование, развитие, почитание) — понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности. Культура является предметом изучения философии, культурологии, истории, искусствознания, лингвистики (этнолингвистики), политологии, этнологии, психологии, экономики, педагогики и др.

Марксистская концепция культуры — культурная концепция, созданная Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом, базирующаяся на понимании истории с материалистической точки зрения. Данная концепция рассматривает культуру во взаимосвязи с процессами производства материальных благ, а также с человеческим трудом, которые являются главными источниками общественного прогресса. Также, следует отметить факт того, что К. Маркс в своей концепции развивает теорию Г. Гегеля. Это позволяет рассмотреть марксистскую концепцию.

Минархизм (англ. minarchism; от лат. minimus — наименьший + др.-греч. ἄρχη — начало, власть) — учение о том, что функции и полномочия государства должны быть минимальными, ограничиваясь защитой свободы и собственности каждого гражданина или человека, пребывающего на территории государства. Минархизм, наряду с анархо-капитализмом, является одной из двух ветвей либертарианской политической философии. В отличие от анархо-капиталистов, минархисты считают допустимым налогообложение, при условии, что налогов.

Первобытно-общинный строй, также общинно-родовой, первобытно-коммунистический — исторически первая в ряду общественно-экономических формаций, выделяемых в марксистской философии истории. Первобытное общество характеризуется минимальным (но постоянно повышающимся с течением времени) уровнем развития производительных сил, которому соответствуют производственные отношения так называемого первобытного коммунизма и бесклассовое общество.

Исто́чник (фо́рма) пра́ва — способ, с помощью которого закрепляются (находят внешнее выражение) нормы права.

Множество — понятие в политической философии , в настоящее время связываемое прежде всего с работами Антонио Негри и Майкла Хардта, а также Паоло Вирно:409.

Безгосударственное общество — общество, не управляемое государством. Анархия является разновидностью такого общества, где, помимо государства, отсутствует любая иерархия, включая этническую, экономическую, религиозную, идеологическую и сексуальную. Однако даже если какое-либо безгосударственное общество не является, строго говоря, анархией, обычно в таких обществах всё равно нет сосредоточения власти, а если такая власть есть, то она ограничена. Имеющий власть в таком обществе обычно не удерживает.

Традицио́нное о́бщество — общество, которое регулируется традицией. Общественный уклад в нём характеризуется жёсткой сословной социальной иерархией, существованием устойчивых социальных общностей (особенно в странах Востока), особым способом регуляции жизни общества, основанном на традициях, обычаях. Данная организация общества фактически стремится сохранить в неизменном виде сложившиеся в ней социокультурные устои жизни.

Биоцентризм — нерелигиозная идеология, этическая концепция или научный подход в природоохранном деле, ставящие превыше всего интересы живой природы в том виде, в каком они представляются человеку.

Теория культуры Бронислава Малиновского (англ. Scientific theory of culture) — это структурно-функциональный подход к пониманию культуры британского антрополога польского происхождения Бронислава Малиновского. Согласно данной теории, культура представляет собой совокупность определённым образом организованных элементов, которые взаимодействуют между собой и зависят друг от друга. Основным двигателем культуры являются человеческие потребности (первичные и производные). При этом человек, удовлетворяя.

Французское право (фр. droit français) как понятие возникло в XV веке. Правовая система современной Франции относится к группе романо-германского права. В основных чертах она сформировалась в период Великой французской революции 1789—1794 гг. и в первые последовавшие за нею десятилетия, особенно в годы правления Наполеона (1799—1814 гг.).

Толера́нтность (от лат. tolerantia — терпение, терпеливость, принятие) — социологический термин, обозначающий терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям. Толерантность не равносильна безразличию. Она не означает также принятия иного мировоззрения или образа жизни, она заключается в предоставлении другим права жить в соответствии с собственным мировоззрением.

Госуда́рство — политическая форма организации общества на определённой территории, политико-территориальная суверенная организация публичной власти, обладающая аппаратом управления и принуждения, которому подчиняется всё население страны.

Бина́рная ге́ндерная систе́ма, ге́ндерная бина́рность (англ. gender binary), ге́ндерный бинари́зм (англ. gender binarism) — это способ общественного устройства, при котором пол и гендер разделяются на две отдельные и противоположные друг другу категории: мужчин и женщин. Это один из общих типов гендерных систем.

Развитие макросоциологии в 19—20 веках привело к возникновению целого букета оригинальных теорий. Представители этих школ и направлений ведут между собой дискуссию о сущности общества. Ни одна из этих школ и направлений не смогла победить в этой дискуссии, так как каждая из них по-своему права и нужна теория их синтеза. Существует 11 основных школ и направлений в макросоциологии. Наиболее влиятельными являются три из них: символический интеракционизм, структурный функционализм и конфликтология. Позитивизм.

Антропология религии — направление в культурной антропологии, включающее в себя психологию религии и социологию религии. Область исследований данной дисциплины — архаические верования в традиционных обществах, новые религии и новые религиозные движения, проблема соотношения магии, религии и науки. Антропология религии имеет междисциплинарные связи с другими направлениями культурной антропологии (психологической антропологией, экономической антропологией, экологической антропологией, медицинской антропологией.

Правовой позитивизм, юридический позитивизм состоит в том, чтобы признавать в качестве правовых только нормы позитивного права и сводить любое право к нормам, действующим в данную эпоху и в данном обществе, не обращая внимания на то, справедливо это право или нет.

Доверие в социологии и психологии — открытые, положительные взаимоотношения между людьми, содержащие уверенность в порядочности и доброжелательности другого человека, с которым доверяющий находится в тех или иных отношениях.

Государственное образование появилось всего около четырех тысяч лет тому назад. А вот социальная эволюция человечества насчитывает более пятидесяти тысяч лет. Задолго до того, как возникла государственность, существовали уже некоторые нормы общения между людьми, регулирование, власть, управление. В науке это все эти отношения называют мононормами. Но что это? Мононорма – это традиционно-бытовой регулятор, зачаток морали и права.

Виды регуляторов

Мононорма - это единое, общее для всех правило поведения (либо совокупность норм и правил). Першиц, выдающийся отечественный историк и этнограф, выделил следующие виды отношений:

1) семейные и брачные;

2) разделение труда по половому признаку;

3) правила ведения войны и охоты;

4) разделение пищи по половому признаку и социальной иерархии;

5) разрешение конфликтов между отдельными членами общины.

мононорма это

Мораль первобытного человека

 регулирование общественных отношений

А что можно было?

Мононорма - это способ регулирования, зачастую безусловный, который берет начало еще с древних времен. В доисторическую эпоху среди разных методов воздействия на только-только начинавший формироваться социум были в основном запреты. Но существовала небольшая доля и дозволений (разрешений), зачастую позитивных. Например, запрещался инцест (кровосмешение) и нарушение разделений функциональных обязанностей в племени/общине. В то же время была разрешена охота на определенных участках на некоторые виды животных. Позитивное регулирование общественных отношений состояло в обозначении целей: рационализация приготовления пищи, строительство жилищ, изготовление орудий труда и так далее. Но все же эти нормы не выделяли человека из окружающей его природы. Они только способствовали созданию эффективных методов присвоения элементов природы (например, получения огня или разведения домашних животных).

мононормы первобытного общества

Откуда мы узнаем об этих регуляторах?

Для первобытного человека мононорма - это общеплеменная обязанность и необходимость. В наше время можно найти отголоски этих правил и запретов в обычаях, обрядах, мифах, ритуалах. Обычай – первый исторический регулятор отношений между племенами и отдельно взятыми людьми. Именно обряды закрепляли веками выработанные полезные и рациональные модели поведения, которые затем передавались через поколения и отражали интересы всех членов племени в равной мере. Обычаи менялись очень медленно, что вполне соответствовало тем темпам развития, которые были стандартны для общества тех времен. Соблюдение предписанных ритуалов было обязанностью каждого отдельно взятого члена общины, которая затем выливалась в прочную привычку. Именно непререкаемость племенных обычаев становилась опорой для общности интересов членов племени, их равенства, отсутствия противоречий между интересами.

Мононорма — норма, соединяющая в себе правило поведения общесоциального, религиозного и правового характера. Существовала ранее по крайней мере в некоторых догосударственных обществах. Например, естественное разделение функций в трудовом процессе между мужем и женой, взрослым ребенком рассматривалось одновременно как производственный обычай, как норма морали и как веление религии. В мононормах права и обязанности человека сливаются как бы воедино. В качестве письменных примеров мононорм рассматриваются свод законов Хаммурапи, Ману-смрити, законодательство Моисея.

К примеру, употребление спиртных напитков и наркотиков, необычный внешний вид или поведение (в области рассматриваемой культуры) , могут расцениваться как нарушение норм.

Мононормы
Возникновение и развитие социальных норм в первобытном обществе

Первые правила человеческого поведения возникают с появлением первых социальных организаций — рода и племени в первобытном обществе. В этот период поступки людей регулировались на уровне биологического отбора, например, право на потомство имели только здоровые и сильнейшие представители племени.

По мере развития орудий труда биологическое равновесие между родом и отдельной личностью разрушалось, что требовало новых, надбиологических, социальных регуляторов отношений. Важно, что эти новые правила поведения стали касаться уже всех членов рода, а не только биологически сильнейших или слабейших.

Такие нормы поведения, как правило, выражались в запретах (табу), были выгодны для всего коллектива, поскольку помогали дисциплинировать членов общества с целью выживания всего сообщества с максимальным комфортом.

В процессе жизнедеятельности общества вырабатывались определенные правила, регулирующие отношения в социальной группе. Эти правила, ежедневно и многократно повторяясь, приводили к положительным результатам. Поэтому в дальнейшем они были приняты всеми членами общества, стали общими правилами поведения, то есть обычаями. Такие обычаи были подкреплены религиозно-мифологическим коллективным сознанием.

В дальнейшем люди стали понимать, какие из этих обычаев являются наиболее правильными и справедливыми с точки зрения всех ее членов, что хорошо, а что плохо для рода. Тем самым, стали выделяться зачатки моральных норм.

Таким образом, постепенно на протяжении продолжительного времени был сформирован феномен социальной нормы, условиями формирования которой стали биологические, производственные, экономические, религиозно-обрядовые и другие предпосылки.

Понятие, признаки, цель и функции мононорм в первобытном обществе

Мононормы – это первые социальные регуляторы поведения людей в первобытных обществах, которые включали в себя зачаточные элементы религии, морали и права в едином, неразделенном составе.

Мононормы находятся в органической связи с экономикой и идеологией первобытного общества, в котором человек по-прежнему является частью природы.

Основные признаки мононорм:

Цель мононорм – обеспечить гармоничное существование и воспроизводство конкретных сообществ в естественной среде обитания.

Основные функции мононорм:

  • освобождение первобытного человека от страха перед явлениями природы и другими людьми;
  • стабилизация отношений в первобытном обществе;
  • воспроизводство как биологического вида;
  • распределение пищи и т.д.

Способы регулирования и содержание мононорм

Хотя, как указывалось выше, мононормы имели синкретический, нераздельный характер, однако, уже в перво­бытных обществах обозначилась их внутренняя структура в виде запретов, дозволений, позитивных обязываний.

Содержание мононорм:

    • охотиться и собирать плоды на отведенных территориях;
    • раздавать для раздачи членам сообщества и в дар членам других сообществ крупных животных;
    • раздавать сами туши в установленном порядке;
    • участвовать в коллективных акциях общественного порицания.
      • нарушать разделение функций в обществе между мужчинами и женщинами, взрослыми и детьми;
      • убийство; травмы; каннибализм;
      • колдовство;
      • похищение женщин и детей;
      • несанкционированное использование оружия на стоянке;
      • кража;
      • нарушение правил брачного союза, в том числе равноправия между общинами при обмене женщин на брак;
      • систематическая ложь;
      • нарушение супружеской верности и др.
        • организацию необходимого поведения в процессах приготовления пищи,
        • строительство жилья,
        • разжигание костров и поддержание огня,
        • производство оружия,
        • изготовление средств передвижения (например, лодок).

        Формы выражения мононорм

        Первые социальные нормы нашли свое выражение в мифологии, в традициях, обычаях, ритуалах, обрядах и других формах. В связи с чем эти общества часто называются традиционными обществами.

        Мифы — это представления людей о происхождении всего сущего на земле (людях, явлениях природы, богах и т.д).

        Обычай — традиционно установленная процедура поведения, основанная на привычке и относящаяся к коллективным формам действий.

        Традиция — все, что унаследовано от предшественников. Это ценности, нормы, образцы поведения, идеи, вкусы, взгляды и т.д. рассматриваются как традиция.

        Ритуал — набор стилизованных и тщательно подготовленных жестов, слов действий, которые выражают некоторые религиозные представления или бытовые традиции. Ритуал имеет символическое значение. Он призван инсценировать какое-либо событие (например, проведение ритуала для вызова дождя).

        Обряды сопровождают важные моменты жизни человека от рождения до смерти.

        Табу — абсолютный запрет, накладываемый на любое действие, слово, предмет. Он регламентировал важнейшие стороны жизни человека: обеспечивал соблюдение брачных норм, защищал от связанных с ним опасностей, в частности, существовал запрет прикосновения к трупу.

        Если у Вас нет времени или возникли трудности с написанием любой научной работы по юриспруденции, обратитесь к нам, и Вы гарантированно получите уникальную авторскую работу, выполненную профессионалами.

        Читайте также: