Почему князь андрей тимохин и вся армия уверены в победе кратко

Обновлено: 05.07.2024

Бородино! Бородино!
На битве исполинов новой
Ты славою озарено,
Как древле поле Куликово.
Здесь - на полях Бородина -
Россией билася Европа,
И честь России спасена
В волнах кровавого потопа.
Сергей Раич

  • доказать, что Бородинское сражение - поворотный момент в войне с Наполеоном, после которого французское наступление захлебнулось;
  • показать, что Бородинское сражение - это точка пересечения судеб главных героев романа;
  • выявить идейно-художественные особенности изображения войны в романе;
  • показать, как реализуется в этих главах любимая мысль Толстого - "мысль народная".
  • мультимедийная установка;
  • портреты Л. Н. Толстого и главных героев романа;
  • презентации учащихся после посещения Бородинского музея, фотографии, сделанные ими;
  • фотографии Бородинской панорамы;
  • портреты героев Отечественной войны 1812 года: Багратиона, Барклая-де-Толли, Раевского, Платова, Тучкова и др.;
  • портреты Кутузова и Наполеона;
  • план расположения войск русской и наполеоновской армий перед Бородинским сражением 26 августа 1812 года.

Вступительное слово учителя:

Чтобы разобраться в сложнейшем романе "Война и мир", мы много готовились: посетили Бородинскую панораму, Государственный Бородинский военно-исторический музей-заповедник, побывали в Храме Христа Спасителя, у Триумфальной арки, что на Кутузовском проспекте.

Бородинское сражение - это кульминация романа, так как здесь наиболее ярко проявляется главная мысль - "мысль народная", здесь выражены взгляды Толстого на историю, на личность, на его отношение к войне. Бородинское сражение - это точка пересечений судеб главных героев романа.

Л. Н. Толстой не мог не написать о Бородинском сражении: его отец в 17 лет поступил на службу и участвовал в боях с Наполеоном, был адъютантом генерал-лейтенанта Андрея Ивановича Горчакова, который командовал отрядом, защищавшим Шевардинский редут. Лев Николаевич побывал на Бородинском поле, так как понял, что для создания живой картины сражения необходимо увидеть место исторической битвы. В окончательном тексте романа Бородинская битва, по замыслу Толстого, должна быть кульминационной.

Из письма жене: "Только бы дал Бог здоровья и спокойствия, а я напишу такое Бородинское сражение, какого ещё не было!"

В романе "Война и мир" Бородинское сражение описывается в 20 главах. В них вошло то, что писатель узнал и увидел, передумал, прочувствовал. Время подтвердило правомерность главного вывода, сделанного великим писателем: "Прямым следствием Бородинского сражения было беспричинное бегство Наполеона из Москвы, возвращение по Старой Смоленской дороге, погибель пятисоттысячного нашествия и погибель наполеоновской Франции, на которую в первый раз под Бородином была наложена рука сильнейшего духом противника"

Работа с текстом произведения

- Почему описание сражения Толстой начинает с описания его диспозиции? Почему сражение показано глазами Пьера, тогда как он мало что понимает в военном деле?

- Исходя из взглядов Толстого на историю, можно сделать вывод, что писатель намеренно показывает сражение глазами Пьера, чтобы подчеркнуть, что исход боя зависит не от расположения войска, а от того, каков дух войска. Пьер, человек невоенный, воспринимает всё происходящее с психологической точки зрения, он лучше чувствует настроение солдат и офицеров.

- Толстой внимательно изучил окрестные села, деревни, реки, монастырь. "Горки - самый высокий пункт", - именно с этого места автор будет описывать Бородинскую позицию, увиденную Пьером. "Горки и Семёновская. Старая Можайская дорога. Утица", - вот те места, которые потом увидел Пьер, объезжая русскую позицию с генералом Беннигсеном перед сражением (слова учителя сопровождаются фотографиями).

Какое значение для Пьера имели слова солдата: "Всем миром навалиться хотят:" /глава 20/

- Пьер понимает, что воюют солдаты не за награды, а за Отечество, они чувствуют единство всех - от простых солдат до офицеров и главнокомандующего. Потрясают своей нравственной стойкостью защитники батареи генерала Раевского. При общении с русскими солдатами Пьер находит смысл и цель жизни, осознав ложность своих прежних установок. Он вдруг ясно понимает, что народ - носитель лучших человеческих качеств. Пьер задумывается: "Как скинуть с себя всё это лишнее, дьявольское, всё бремя этого внешнего человека?" А ведь было время, когда Пьера привлекал образ Наполеона. С началом Отечественной войны это увлечение проходит, он понимает, что поклоняться деспоту и злодею нельзя.

- Что чувствует князь Андрей накануне сражения, уверен ли он в победе?

- Война 1812 года возвращает Болконского к жизни. Он отдаёт себя служению Отчизне, командует полком. Князь Андрей высказывает главную для понимания войны мысль: "Завтра, что бы там ни было, мы выиграем сражение"

- Почему князь Андрей так уверен в победе?

- Он понимает, что речь идет не о какой-то абстрактной земле, а о той земле, где лежат предки, о той земле, на которой живут близкие родные люди: "Французы разорили мой дом и идут разорять Москву, и оскорбили и оскорбляют меня всякую секунду. Они враги мои, они преступники все по моим понятиям. И так же думает Тимохин и вся армия. Надо их казнить"

- Справедливы ли слова Андрея о том, что французов надо казнить?

- Здесь опять-таки следует исходить из взглядов Толстого на историю, так как главные любимые герои несут в себе авторскую идею. Князь Андрей, когда-то осуждавший ужасы войны, призывает к жестокой расправе над врагом: "Война так война, а не игрушка". Толстой признает войну освободительную, справедливую, во имя отцов и детей, жен и матерей. Когда хотят разорить твою землю, когда хотят убить тебя, нельзя великодушничать.

- Почему, по вашему мнению, перед сражением состоялось церковное шествие и поле боя обнесли иконой Смоленской Божьей Матери? Каково поведение солдат перед боем?

- это укрепляет боевой дух войска. Солдаты надели чистые рубахи, отказались от водки, говоря, что не тот сейчас момент, они осознают всю силу ответственности за судьбу России. Не зря Кутузов, узнав об этом, восклицает: "Чудесный народ, бесподобный народ!". Русские воины защищали не только своё Отечество, но и Православие. Можно утверждать, что они удостоились мученических венцов, как все те, кто пролил кровь за Христа. Была положена традиция ежегодного поминовения в день Бородинского сражения православных российских воинов, " за Веру, Царя и Отечество живот свой положивших". На Бородинском поле поминовение это совершается 8 сентября, в День воинской славы России.

На экране - икона Смоленской Божьей Матери.

Специально подготовленный ученик рассказывает историю иконы.

- Сравните поведение Кутузова и Наполеона в битве /главы 33-35/

- Наполеон отдает массу приказов, казалось бы, очень разумных, но таких, которые не могли быть исполнены, так как ситуация очень быстро меняется, и приказ уже не имеет смысла. Войска приходят с поля боя расстроенными толпами. Кутузов же больше следит за духом войска, он отдает только те приказы, которые могут поддержать или усилить стойкость солдат

Просмотр эпизода кинофильма С. Бондарчука "Война и мир" в романе - глава 35

Эпизод, когда в штаб Кутузова является немецкий генерал Вальцоген, служащий в русской армии, и докладывает, что ситуация безвыходная: "отбить нечем, потому что войск нет; они бегут, и нет возможности их остановить". Кутузов в бешенстве: "Как вы: как вы смеете. Неприятель отбит на левом, поражен на правом фланге. Неприятель побеждён, и завтра погоним его из священной земли русской".

- Как в данном эпизоде реализуется любимая мысль Толстого - "мысль народная", его взгляд на историю и на роль личности в истории?

- Нельзя предугадать, что будет делать неприятель, поэтому искусства полководца, по мнению автора, не существует. Кутузов только соглашался или не соглашался с тем, что ему предлагали, не делал никаких распоряжений. Он понимает, что сражение - это не шахматная игра, где можно просчитать ходы, его заботит другое: ": выслушивая донесения, он, казалось, не интересовался смыслом слов того, что ему говорили, а что-то другое в выражении лиц, в тоне речи доносивших интересовало его. Долголетним военным опытом он знал и старческим умом понимал, что руководить сотнями тысяч человек, борющихся со смертью, нельзя одному человеку, и знал, что решают участь сражения не распоряжения главнокомандующего, не место, на котором стоят войска, не количество пушек и убитых людей, а та неуловимая сила, называемая духом войска, и он следил за этой силой и руководил ею, насколько это было в его власти". Об этом же перед сражением говорит князь Андрей: "Успех никогда не зависел и не будет зависеть ни от позиций, ни от вооружения, ни даже от числа. а от того чувства, которое есть во мне, в нём, - он указал на Тимохина, - в каждом солдате: Сражение выигрывает тот, кто твёрдо решил его выиграть". Творец истории - народ, и нельзя вмешиваться в ход истории.

Учитель подводит итог:

- Наполеон изображён Толстым как актер, позёр (сцена перед сражением, когда ему преподносят картину, изображающую сына): "он сделал взгляд задумчивой нежности". И как игрок, когда, вернувшись после поездки по линии, говорит: "Шахматы расставлены, игра начнется завтра". Наполеон, которым так восхищались многие, лишён величия. Это самовлюбленный, лицемерный, фальшивый человек, равнодушный к судьбам окружающих. Война для него - игра, а люди - пешки. "Ничтожнейшим орудием истории", "человеком с помраченной совестью" называет его Толстой.

Кутузов же, напротив, естественен (сцена, когда он своей старческой походкой идет поклониться иконе Смоленской Божьей Матери, грузно опускается на колени), прост, а, по мнению Толстого, "нет величия там, где нет простоты, добра и правды". Мы видим проявление мудрости и таланта полководца в поддержке нравственного духа войска. Кутузов жалеет каждого солдата.

- Каков толстовский принцип изображения войны?

- Автор показал войну в крови, в слезах, в муках, т. е. без прикрас. В главе 39: "Несколько тысяч человек лежало мертвыми в разных положениях и мундирах на полях и лугах: На перевязочных пунктах на десятину места трава и земля были пропитаны кровью". Толстой отрицает войну завоевательную, но оправдывает войну освободительную.

Главы 36-37 - ранение князя Андрея

Просмотр эпизода кинофильма С. Бондарчука "Война и мир"

На карте показываем, где приблизительно находился полк князя Андрея (это деревня Князьково, она сгорела во время ВОВ)

- Именно в момент ранения Андрей понял, как он любит жизнь и как она дорога ему. Он долго метался в поисках смысла жизни, а ответ на мучающий его всю жизнь вопрос получил здесь. В перевязочном пункте, в палатке, видя на третьем столе Анатоля Курагина, оскорбившего его, Андрей испытывает не ненависть, а жалость и любовь к этому человеку: " Страдание, любовь к братьям, к любящим, любовь к ненавидящим нас, любовь к врагам - да, та любовь, которую проповедовал Бог на земле, которой меня учила княжна Марья и которой я не понимал; вот отчего мне жалко было жизни, вот оно то, что еще осталось мне, ежели бы я был жив".

- Какова роль пейзажей в описании сражения (т.3, ч.3, гл. 30,28)? Мы отмечали, что для автора это важно. Любимые герои Толстого чувствуют и понимают природу, так как в ней гармония и успокоение. Благодаря ей они обретают смысл жизни: Андрей и небо, Андрей и дуб, Наташа и красота ночи в Отрадном.

- Накануне сражения утреннее солнце, только что брызнувшее из-за тучи и рассеивающегося тумана, дальние леса, "точно высеченные из какого-то драгоценного желто-зелёного камня" (учащийся зачитывает описание природы, глава 30). В середине сражения - солнце, застланное дымом. В конце - "над всем полем, прежде столь весело-красивым, с его блёстками штыков и дымами в утреннем солнце, стояла теперь мгла сырости". Тучи закрыли солнце, стал накрапывать дождик на убитых, на раненых, на испуганных людей, "как будто говорил: "Довольно, люди. Перестаньте: Опомнитесь. Что вы делаете?". Природа знаменует этапы боя.

На экране фотографии, сделанные учащимися: Шевардинский редут, Семёновские флеши, Батарея Раевского

- Из записей Толстого: " Даль видна на 25 верст. Черные тени от лесов и строений на восходе и от курганов. Солнце встаёт влево, назади. Франц. в глаза солнце", - эти строки, появившиеся после объезда поля на заре, позволили Толстому создать не только исторически достоверную, но и величественную, живописную картину начала боя. Писатель очень хотел разыскать стариков, ещё живших в эпоху Отечественной войны, но поиски не дали результатов. Это очень огорчило Льва Николаевича.

- Если вы вспомните рассказ экскурсовода при посещении музея и сравните описание поля битвы после сражения Толстым, наверное, никто из вас не останется равнодушным к нашей истории. Наши предки полегли здесь, и количество их велико: трупы лежали в 7-8 слоёв. Земля у перевязочных пунктов на несколько сантиметров была пропитана кровью. Так что когда о Бородинском поле говорят: "Земля, политая кровью", - это не поэтический образ и не преувеличение. Не только земля, но и ручейки, и реки были красного цвета. Людская кровь делает землю исторической - она не дает забыть того, что здесь пережито.

Бородино - это не только место великого сражения, это огромна братская могила, где лежат тысячи людей.

Поныне на Бородинском поле, если вслушаться в тишину, можно услышать далекие звуки августовского дня, звуки страшного боя: визг картечи, крики солдат, звонкие голоса командиров, стоны умирающих, храп обезумевших от запаха крови лошадей. Но дышится здесь как-то по-особенному, и всегда тихо. Может быть, в этой тишине различим полёт Божьих ангелов над землёй? Может быть, души тех, кто погиб здесь за Родину, смотрят на тебя с небес?

Бородино! Тверда твоя земля!
Одно твоё торжественное имя
Выводит павших из небытия
И чудодейно властвует живыми.
Сергей Васильев

Мы размышляли о судьбе Росси, о связи времен, мы прониклись гордостью за наших предков, мы увидели ужасы войны. Подводя итог урока, хочу задать вопрос. Победа, одержанная русской армией в Бородинском сражении, особенная. Что это за победа и как определяет её Толстой?

- Была одержана нравственная победа. " Нравственная сила французской армии была истощена. Не та победа, которая определяется подхваченными кусками материи на палках, называемых знаменами, и тем пространством, на котором стояли и стоят войска, - а победа нравственная, та, которая убеждает противника в нравственном превосходстве врага и своём бессилии, была одержана русскими под Бородином".

- Как увековечена память о Бородинском сражении ?

- В честь победы над Наполеоном на народные деньги возведён храм Христа Спасителя; открыт Государственный Бородинский военно-исторический музей-заповедник; Бородинская панорама, Триумфальная арка на Кутузовском проспекте. Народ хранит память об этом событии.

Учитель подводит итоги урока:

- Итак, мы убедились, что Бородинское сражение - это кульминация романа "Война и мир", вы сумели доказать это.

Завершаем урок чтением стихотворения, написанного ученицей 11 класса д. Горки Оксаной Панфил (специально подготовленный ученик):

Иду по тихой я березовой аллее,
Смотрю на памятники - выстроились в ряд,
И кажется: с опавшею листвою
Они мне о солдатах говорят.
О тех героях, что тогда сражались,
Отстаивая честь родной земли.
О тех солдатах, что своею жизнью
Отчизну от врагов уберегли.
Когда я подхожу к могильным обелискам,
Всегда молчу, ни с кем не говорю.
Я понимаю - здесь лежат солдаты,
Они все заслужили тишину!

Сражение показано глазами самого "невинного" героя — Пьера Безухова. Л. Н. Толстой отображает события именно таким образом не случайно. Пьер, ничего не знающий о военном деле, воспринимает сражение с психологической точки зрения, наблюдая за настроем солдат.

2) Почему князь Андрей Болконский, Тимохин и вся армия уверены в победе?

Несмотря на то, что позиция для русских войск была неудобна, солдатами двигал патриотизм. Они защищали не абстрактную территорию, а землю, на которой выросли они и их предки. За ними Москва, а это значит, что они не имеют права проиграть.

3) Что послужило причиной поражения французов и победы русских под Бородином?

Н. Толстого, русское войско одержало нравственную победу над врагом. Потеряв половину состава армии, солдаты продолжали так же грозно стоять, как и в начале битвы. Французы поняли нравственное превосходство противника, что предопределило исход войны.

Второй: Совет в Филях

1)Почему совет в Филях показан через восприятие девочки Малаши?

Л. Н. Толстой в очередной раз использует принцип остранения, чтобы отразить события с точки зрения человека, мало понимающего суть. Так и в это эпизоде, чтобы показать совет в Филях с психологической точки зрения, Л. Н. Толстой показывает происходящее глазами крестьянкой девочки Малаши. Она не понимает, что решается судьба страны, но она видит, что "дедушку обижают".

2) Каким был результат совета в Филях?

На совете в Филях принимается решение о сдаче Москвы французам. Эта сцена показывает как переживает Кутузов о русских солдатах, как он не хотел пролития их крови. В последующем окажется, что это было единственное верное решение.

3) К чему впоследствии привело это решение Кутузова в Филях?

Решение Кутузова привело к пожарам в Москве, воровству и пьянству французов. Однако это позволило русской армии выиграть время для соединения с резервными войсками. Несмотря на разруху в Москве, благодаря этому решению русское войско было готово к ответному удару.

Третий: Партизанская война.

1)Какую роль сыграли партизанские отряды в общей победе русских?

Партизанские отряды сыграли большую роль в общей победе русских. В состав отрядов входили крестьяне или же это были небольшие отряды русской армии.

Этим Л. Н. Толстой подчеркнул, что партизанскую войну вели обыкновенные мужики. Дубина - оружие крестьянина; простым людям чужда дворянская шпага. Дубина, как и народ, проста, не является такой изящной, как шпага, но при этом удар дубины страшен и смертелен.

3) Тихон Щербатый: кто он, каким показан в отряде Денисова?

Тихон Щербатый — простой крестьянин, выполнявший по началу всю грязную работу. В его образе изображен истинный патриот, страстно ненавидящий врага; в его образе воплощен дух народа — мстителя.

Четвертый: Конец войны.

1) Что заставило Наполеона принять решение об отступлении?

На отступление армии Наполеона повлияли многие факторы: сопротивление русских войск, удачный стратегический ход Кутузова. В рядах французов было расстройство, солдаты голодали.

2) Какими автор показывает французов при отступлении от Москвы по Смоленской дороге?

Ответный удар русского войска тяжело сказался на французской армии. Кто-то сдавался в плен, что-то возвращался по разграбленной дороге. Паника. ужас и голод — вот что испытывали французские солдаты.

3) Почему Толстой не изображает фактический конец войны на территории Западной Европы, не описывает вступление русских в Париж?

Для Л. Н. Толстого ключевое значение имеет освободительная война. Он считает справедливой битву на территории страны с целью спасения своей Родины, а всё, что по воле императора происходило в Западной Европе, делалось лишь ради славы.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.


Описание презентации по отдельным слайдам:



1.Раскрыть значение Бородинского сражения в жизни России и в жизни героев ром.

1.Раскрыть значение Бородинского сражения в жизни России и в жизни героев романа. 2. Усвоить содержание основных эпизодов и сцен т.3 . 3. Воспитывать чувство патриотизма.


1. Как показана армия французов и её дух? 2. Каково отношение французов к св.

1. Как простой народ реагирует на происходящее? 2. Какова роль сцены «Оставл.

1.Какова реакция на происходящее Болконского старшего? О чём его последние м.

1.Какова реакция на происходящее Болконского старшего? О чём его последние мысли? 2. Как переживает княжна Марья смерть отца? Что вернуло её к жизни? Как она отреагировала на предложение Бурьен остаться и просить защиты у французов? 3. Бунт богучаровских мужиков(гл.9-13). Почему мужики отказываются уходить от нашествия? Чем вызван бунт? Как разрешилось противостояние мужиков и господ? Подведём итог. Бунт мужиков вызвала их извечная мечта о воле, извечное недоверие к господам. Немного позже, благодаря вмешательству Николая Ростова, крестьяне не только расходятся, но и вяжут зачинщика.


На расстоянии 100 вёрст от Москвы, близ села Бородино Кутузов остановился. Зд.

На расстоянии 100 вёрст от Москвы, близ села Бородино Кутузов остановился. Здесь 26 августа он решил дать Наполеону бой.


1. Почему описание сражения Толстой начинает с описания его диспозиции? Почем.

Опять с полками стал своими Раевский, веры сын, герой. Горит кровопролитны.

Опять с полками стал своими Раевский, веры сын, герой. Горит кровопролитный бой. Все россы вихрями несутся, До положенья глав дерутся; Их тщетно к отдыху зовут: "Всем дайте умереть нам тут!" - Так русски воины вещают, Разят врага-не отступают: Не страшен россам к смерти путь. Г.Державин Пьера на батарее Раевского поражает страшный вид поля сражения. Он осознаёт, что война- это безумие. Солдаты заняты будничной, кровавой работой. Они не думают о себе, не страшатся смерти. Для Пьера- это открытие, он восхищён русскими солдатами.

Желая доказать, что Бородинское сражение было только нравственной победой рус.

Командуя полком, Болконский сблизился с солдатской массой, научился ценить и.

Командуя полком, Болконский сблизился с солдатской массой, научился ценить и уважать простой народ. Если сначала князь Андрей старался возбуждать мужество солдат, прогуливаясь под пулями, то, увидев их в бою, понял, что ему нечему их учить. С этого момента он начал смотреть на мужиков в солдатских шинелях как на героев- патриотов, мужественно и стойко защищавших свое Отечество. *Расскажите, как был ранен князь Андрей? * Какие черты характера проявил герой Толстого? Как вы оцениваете его поступок?

После Бородинской битвы на Совете в Филях было принято трудное решение о сдач.

После Бородинской битвы на Совете в Филях было принято трудное решение о сдаче Москвы и отступлении. Армия Кутузова отошла к Тарутину, тем самым закрыв дорогу французам в богатые продовольственные губернии России.

Французский император вступил в опустевшую столицу, Москва встретила его силь.

Французский император вступил в опустевшую столицу, Москва встретила его сильнейшими пожарами. Армия стала разлагаться, началось мародерство, многие дезертировали.

Но не только зима помогала русским; непобедимая наполеоновская армия на собст.

· Изображение Толстым трусости Жеркова и штаб-офицера, показной храбрости Долохова, истинного героизма Тимохина и Тушина. ( ч.2 гл. 20-21). Роль детали, портретной характеристики в создании образов.

· Поведение кн.Андрея, мечты о Тулоне (ч.2 гл.3, 12, 20-21)

Аустерлицкое сражение.

· Природа и картины сражения (гл.14)

· Кутузов и император Александр, бегство русских ( гл.15-16).

6. Шенграбенское сражение


Шенграбен – деревня в Австрии. Русская армия под главенством Кутузова проделала многокилометровый переход и была ослаблена, ее полки растянуты, поэтому, чтобы выиграть время и усилить армию. Кутузов принял единственно правильное решение: небольшой отряд Багратиона должен был удерживать в течение суток французов, пока армия Кутузова соединится с войсками, шедшими из России. В отряде князя Багратиона – 7.000 человек (у Толстого 4000 – гипербола), у французов – 40.000. Цель русских – спасти армию Кутузова, дать ей возможность соединиться с подкреплением. По сути дела отряд Багратиона сознательно приносился в жертву ради спасения целой армии, но русские победили. После Шенрабенского сражения французы начали переговоры о перемирии.


При анализе 20 и 21 глав нас будет интересовать одна проблема – поведение воина в бою. Что такое трусость и героизм, подвиг и воинский долг. На примере поведения Тушина, Тимохина, князя Андрея, Долохова, Жеркова и других это легко прояснить.




Настоящий герой тот, кто без расчета, без самоуверенного выпячивания своих подвигов и похвальбы скромно выполняет то же, что и Долохов, а иногда делает и больше.

Расскажите о батарее Тушина. Больше или меньше трудностей, чем Долохову, пришлось вынести Тушину в бою, что и как он делал? - На самом жарком участке, в центре сражения, без всякого прикрытия батарея Тушина находилась все время боя, даже тогда, когда все кругом отступили, оставив ее одну. Капитан Тушин не получал приказов (посланный к нему с приказом отступать Жерков струсил и приказа не передал), он действовал по собственной инициативе.

Тушин не думает о себе – ни о своих подвигах, ни о заслугах, ни о том, что его могут убить или ранить. В деле – думать о деле, вне дела его внимание сразу переключается на других (после боя он всею душой хочет помочь Николаю Ростову и другим раненым).

В Тушине Толстой открывает прекрасного человека. Скромность, самоотверженность, с одной стороны, решительность, мужество и инициатива – с другой, основывающиеся на чувстве долга, это и есть та толстовская норма поведения человека в бою, которая определяет истинный героизм.

В соотнесении с настоящим подвигом Тушина трусость Жеркова и штабного офицера, не доехавшего с приказом до батареи и потом солгавшего, выглядит особенно низкой.

С проблемой настоящего героизма соотнесено и поведение князя Андрея.

Грустно и тяжело князю Андрею оттого, что в соприкосновении с живой жизнью его представления о подвиге оказались неверными. Он еще не отказался от них, не пришел еще к новому пониманию подвига. Толстой не изображает столь прямолинейно путь его исканий. Но все пережитое за этот день заставляет его задуматься.

7. Аустерлицкое сражение.


Однако не было главного: высокой цели, во имя которой можно было не жалеть жизни. Кутузов изначально был противником сражения (спит во время обсуждения плана предстоящего сражения), однако император Александр, влекомый тщеславными надеждами на торжество, настоял на своем, предложение Кутузова было отвергнуто. Под Аустерлицем русско-австрийская армия потерпела сокрушительное поражение, в сражении был ранен Кутузов. Только левый фланг русской армии под главенством генерала Дохтурова не поддался общей панике. Дохтуров сплотил остатки разбитых частей и пробился из окружения.

По Толстому, ход боя определяет не детально разработанный план сражения, а дух войска, составляющийся из настроения его отдельных участников. И поэтому ни приказ Кутузова, ни подвиг князя Андрея не могут изменить положения, затмить трагический исход битвы под Аустерлицем. Солдаты бегут с поля боя.

В сознании многих героев происходит переоценка ценностей, развенчание прежних идеалов. Давайте проанализирует заключительную сцену тома 1, где возникает образ Наполеона-победителя. Аустерлиц был эпохой позора и разочарований не только для всей России, но и для отдельных героев. Совсем не так, как ему хотелось бы, вел себя Николай Ростов. Даже встреча на поле боя с государем (жалок император, едва стоящий на ногах), которого Ростов обожал, не принесла ему радости.

Общий же итог – ощущение разочарования в жизни в результате осознания ошибок, совершенных героями. В этом плане примечательно, что рядом с аустерлицкими батальными сценами стоят главы, повествующие о женитьбе Пьера на Элен. Для Пьера это – его Аустерлиц, эпоха его позора и разочарований.

Страшная, как и всякая война, эта война не имела, по Толстому, никакого смысла. Затеянная ради славы, ради честолюбивых интересов русских придворных кругов, она была непонятна и не нужна народу и потому завершилась Аустерлицем.

Шенграбенское сражение.

· Изображение Толстым трусости Жеркова и штаб-офицера, показной храбрости Долохова, истинного героизма Тимохина и Тушина. ( ч.2 гл. 20-21). Роль детали, портретной характеристики в создании образов.

· Поведение кн.Андрея, мечты о Тулоне (ч.2 гл.3, 12, 20-21)

Аустерлицкое сражение.

· Природа и картины сражения (гл.14)

· Кутузов и император Александр, бегство русских ( гл.15-16).

6. Шенграбенское сражение


Шенграбен – деревня в Австрии. Русская армия под главенством Кутузова проделала многокилометровый переход и была ослаблена, ее полки растянуты, поэтому, чтобы выиграть время и усилить армию. Кутузов принял единственно правильное решение: небольшой отряд Багратиона должен был удерживать в течение суток французов, пока армия Кутузова соединится с войсками, шедшими из России. В отряде князя Багратиона – 7.000 человек (у Толстого 4000 – гипербола), у французов – 40.000. Цель русских – спасти армию Кутузова, дать ей возможность соединиться с подкреплением. По сути дела отряд Багратиона сознательно приносился в жертву ради спасения целой армии, но русские победили. После Шенрабенского сражения французы начали переговоры о перемирии.


При анализе 20 и 21 глав нас будет интересовать одна проблема – поведение воина в бою. Что такое трусость и героизм, подвиг и воинский долг. На примере поведения Тушина, Тимохина, князя Андрея, Долохова, Жеркова и других это легко прояснить.

Настоящий герой тот, кто без расчета, без самоуверенного выпячивания своих подвигов и похвальбы скромно выполняет то же, что и Долохов, а иногда делает и больше.

Расскажите о батарее Тушина. Больше или меньше трудностей, чем Долохову, пришлось вынести Тушину в бою, что и как он делал? - На самом жарком участке, в центре сражения, без всякого прикрытия батарея Тушина находилась все время боя, даже тогда, когда все кругом отступили, оставив ее одну. Капитан Тушин не получал приказов (посланный к нему с приказом отступать Жерков струсил и приказа не передал), он действовал по собственной инициативе.

Тушин не думает о себе – ни о своих подвигах, ни о заслугах, ни о том, что его могут убить или ранить. В деле – думать о деле, вне дела его внимание сразу переключается на других (после боя он всею душой хочет помочь Николаю Ростову и другим раненым).

В Тушине Толстой открывает прекрасного человека. Скромность, самоотверженность, с одной стороны, решительность, мужество и инициатива – с другой, основывающиеся на чувстве долга, это и есть та толстовская норма поведения человека в бою, которая определяет истинный героизм.

В соотнесении с настоящим подвигом Тушина трусость Жеркова и штабного офицера, не доехавшего с приказом до батареи и потом солгавшего, выглядит особенно низкой.

С проблемой настоящего героизма соотнесено и поведение князя Андрея.

Грустно и тяжело князю Андрею оттого, что в соприкосновении с живой жизнью его представления о подвиге оказались неверными. Он еще не отказался от них, не пришел еще к новому пониманию подвига. Толстой не изображает столь прямолинейно путь его исканий. Но все пережитое за этот день заставляет его задуматься.

7. Аустерлицкое сражение.


Однако не было главного: высокой цели, во имя которой можно было не жалеть жизни. Кутузов изначально был противником сражения (спит во время обсуждения плана предстоящего сражения), однако император Александр, влекомый тщеславными надеждами на торжество, настоял на своем, предложение Кутузова было отвергнуто. Под Аустерлицем русско-австрийская армия потерпела сокрушительное поражение, в сражении был ранен Кутузов. Только левый фланг русской армии под главенством генерала Дохтурова не поддался общей панике. Дохтуров сплотил остатки разбитых частей и пробился из окружения.

По Толстому, ход боя определяет не детально разработанный план сражения, а дух войска, составляющийся из настроения его отдельных участников. И поэтому ни приказ Кутузова, ни подвиг князя Андрея не могут изменить положения, затмить трагический исход битвы под Аустерлицем. Солдаты бегут с поля боя.

В сознании многих героев происходит переоценка ценностей, развенчание прежних идеалов. Давайте проанализирует заключительную сцену тома 1, где возникает образ Наполеона-победителя. Аустерлиц был эпохой позора и разочарований не только для всей России, но и для отдельных героев. Совсем не так, как ему хотелось бы, вел себя Николай Ростов. Даже встреча на поле боя с государем (жалок император, едва стоящий на ногах), которого Ростов обожал, не принесла ему радости.

Общий же итог – ощущение разочарования в жизни в результате осознания ошибок, совершенных героями. В этом плане примечательно, что рядом с аустерлицкими батальными сценами стоят главы, повествующие о женитьбе Пьера на Элен. Для Пьера это – его Аустерлиц, эпоха его позора и разочарований.

Страшная, как и всякая война, эта война не имела, по Толстому, никакого смысла. Затеянная ради славы, ради честолюбивых интересов русских придворных кругов, она была непонятна и не нужна народу и потому завершилась Аустерлицем.

· Изображение Толстым трусости Жеркова и штаб-офицера, показной храбрости Долохова, истинного героизма Тимохина и Тушина. ( ч.2 гл. 20-21). Роль детали, портретной характеристики в создании образов.

· Поведение кн.Андрея, мечты о Тулоне (ч.2 гл.3, 12, 20-21)

Аустерлицкое сражение.

· Природа и картины сражения (гл.14)

· Кутузов и император Александр, бегство русских ( гл.15-16).

6. Шенграбенское сражение


Шенграбен – деревня в Австрии. Русская армия под главенством Кутузова проделала многокилометровый переход и была ослаблена, ее полки растянуты, поэтому, чтобы выиграть время и усилить армию. Кутузов принял единственно правильное решение: небольшой отряд Багратиона должен был удерживать в течение суток французов, пока армия Кутузова соединится с войсками, шедшими из России. В отряде князя Багратиона – 7.000 человек (у Толстого 4000 – гипербола), у французов – 40.000. Цель русских – спасти армию Кутузова, дать ей возможность соединиться с подкреплением. По сути дела отряд Багратиона сознательно приносился в жертву ради спасения целой армии, но русские победили. После Шенрабенского сражения французы начали переговоры о перемирии.


При анализе 20 и 21 глав нас будет интересовать одна проблема – поведение воина в бою. Что такое трусость и героизм, подвиг и воинский долг. На примере поведения Тушина, Тимохина, князя Андрея, Долохова, Жеркова и других это легко прояснить.




Настоящий герой тот, кто без расчета, без самоуверенного выпячивания своих подвигов и похвальбы скромно выполняет то же, что и Долохов, а иногда делает и больше.

Расскажите о батарее Тушина. Больше или меньше трудностей, чем Долохову, пришлось вынести Тушину в бою, что и как он делал? - На самом жарком участке, в центре сражения, без всякого прикрытия батарея Тушина находилась все время боя, даже тогда, когда все кругом отступили, оставив ее одну. Капитан Тушин не получал приказов (посланный к нему с приказом отступать Жерков струсил и приказа не передал), он действовал по собственной инициативе.

Тушин не думает о себе – ни о своих подвигах, ни о заслугах, ни о том, что его могут убить или ранить. В деле – думать о деле, вне дела его внимание сразу переключается на других (после боя он всею душой хочет помочь Николаю Ростову и другим раненым).

В Тушине Толстой открывает прекрасного человека. Скромность, самоотверженность, с одной стороны, решительность, мужество и инициатива – с другой, основывающиеся на чувстве долга, это и есть та толстовская норма поведения человека в бою, которая определяет истинный героизм.

В соотнесении с настоящим подвигом Тушина трусость Жеркова и штабного офицера, не доехавшего с приказом до батареи и потом солгавшего, выглядит особенно низкой.

С проблемой настоящего героизма соотнесено и поведение князя Андрея.

Грустно и тяжело князю Андрею оттого, что в соприкосновении с живой жизнью его представления о подвиге оказались неверными. Он еще не отказался от них, не пришел еще к новому пониманию подвига. Толстой не изображает столь прямолинейно путь его исканий. Но все пережитое за этот день заставляет его задуматься.

7. Аустерлицкое сражение.


Однако не было главного: высокой цели, во имя которой можно было не жалеть жизни. Кутузов изначально был противником сражения (спит во время обсуждения плана предстоящего сражения), однако император Александр, влекомый тщеславными надеждами на торжество, настоял на своем, предложение Кутузова было отвергнуто. Под Аустерлицем русско-австрийская армия потерпела сокрушительное поражение, в сражении был ранен Кутузов. Только левый фланг русской армии под главенством генерала Дохтурова не поддался общей панике. Дохтуров сплотил остатки разбитых частей и пробился из окружения.

По Толстому, ход боя определяет не детально разработанный план сражения, а дух войска, составляющийся из настроения его отдельных участников. И поэтому ни приказ Кутузова, ни подвиг князя Андрея не могут изменить положения, затмить трагический исход битвы под Аустерлицем. Солдаты бегут с поля боя.

В сознании многих героев происходит переоценка ценностей, развенчание прежних идеалов. Давайте проанализирует заключительную сцену тома 1, где возникает образ Наполеона-победителя. Аустерлиц был эпохой позора и разочарований не только для всей России, но и для отдельных героев. Совсем не так, как ему хотелось бы, вел себя Николай Ростов. Даже встреча на поле боя с государем (жалок император, едва стоящий на ногах), которого Ростов обожал, не принесла ему радости.

Общий же итог – ощущение разочарования в жизни в результате осознания ошибок, совершенных героями. В этом плане примечательно, что рядом с аустерлицкими батальными сценами стоят главы, повествующие о женитьбе Пьера на Элен. Для Пьера это – его Аустерлиц, эпоха его позора и разочарований.

Страшная, как и всякая война, эта война не имела, по Толстому, никакого смысла. Затеянная ради славы, ради честолюбивых интересов русских придворных кругов, она была непонятна и не нужна народу и потому завершилась Аустерлицем.

Шенграбенское сражение.

· Изображение Толстым трусости Жеркова и штаб-офицера, показной храбрости Долохова, истинного героизма Тимохина и Тушина. ( ч.2 гл. 20-21). Роль детали, портретной характеристики в создании образов.

· Поведение кн.Андрея, мечты о Тулоне (ч.2 гл.3, 12, 20-21)

Аустерлицкое сражение.

· Природа и картины сражения (гл.14)

· Кутузов и император Александр, бегство русских ( гл.15-16).

6. Шенграбенское сражение


Шенграбен – деревня в Австрии. Русская армия под главенством Кутузова проделала многокилометровый переход и была ослаблена, ее полки растянуты, поэтому, чтобы выиграть время и усилить армию. Кутузов принял единственно правильное решение: небольшой отряд Багратиона должен был удерживать в течение суток французов, пока армия Кутузова соединится с войсками, шедшими из России. В отряде князя Багратиона – 7.000 человек (у Толстого 4000 – гипербола), у французов – 40.000. Цель русских – спасти армию Кутузова, дать ей возможность соединиться с подкреплением. По сути дела отряд Багратиона сознательно приносился в жертву ради спасения целой армии, но русские победили. После Шенрабенского сражения французы начали переговоры о перемирии.


При анализе 20 и 21 глав нас будет интересовать одна проблема – поведение воина в бою. Что такое трусость и героизм, подвиг и воинский долг. На примере поведения Тушина, Тимохина, князя Андрея, Долохова, Жеркова и других это легко прояснить.

Настоящий герой тот, кто без расчета, без самоуверенного выпячивания своих подвигов и похвальбы скромно выполняет то же, что и Долохов, а иногда делает и больше.

Расскажите о батарее Тушина. Больше или меньше трудностей, чем Долохову, пришлось вынести Тушину в бою, что и как он делал? - На самом жарком участке, в центре сражения, без всякого прикрытия батарея Тушина находилась все время боя, даже тогда, когда все кругом отступили, оставив ее одну. Капитан Тушин не получал приказов (посланный к нему с приказом отступать Жерков струсил и приказа не передал), он действовал по собственной инициативе.

Тушин не думает о себе – ни о своих подвигах, ни о заслугах, ни о том, что его могут убить или ранить. В деле – думать о деле, вне дела его внимание сразу переключается на других (после боя он всею душой хочет помочь Николаю Ростову и другим раненым).

В Тушине Толстой открывает прекрасного человека. Скромность, самоотверженность, с одной стороны, решительность, мужество и инициатива – с другой, основывающиеся на чувстве долга, это и есть та толстовская норма поведения человека в бою, которая определяет истинный героизм.

В соотнесении с настоящим подвигом Тушина трусость Жеркова и штабного офицера, не доехавшего с приказом до батареи и потом солгавшего, выглядит особенно низкой.

С проблемой настоящего героизма соотнесено и поведение князя Андрея.

Грустно и тяжело князю Андрею оттого, что в соприкосновении с живой жизнью его представления о подвиге оказались неверными. Он еще не отказался от них, не пришел еще к новому пониманию подвига. Толстой не изображает столь прямолинейно путь его исканий. Но все пережитое за этот день заставляет его задуматься.

7. Аустерлицкое сражение.


Однако не было главного: высокой цели, во имя которой можно было не жалеть жизни. Кутузов изначально был противником сражения (спит во время обсуждения плана предстоящего сражения), однако император Александр, влекомый тщеславными надеждами на торжество, настоял на своем, предложение Кутузова было отвергнуто. Под Аустерлицем русско-австрийская армия потерпела сокрушительное поражение, в сражении был ранен Кутузов. Только левый фланг русской армии под главенством генерала Дохтурова не поддался общей панике. Дохтуров сплотил остатки разбитых частей и пробился из окружения.

По Толстому, ход боя определяет не детально разработанный план сражения, а дух войска, составляющийся из настроения его отдельных участников. И поэтому ни приказ Кутузова, ни подвиг князя Андрея не могут изменить положения, затмить трагический исход битвы под Аустерлицем. Солдаты бегут с поля боя.

В сознании многих героев происходит переоценка ценностей, развенчание прежних идеалов. Давайте проанализирует заключительную сцену тома 1, где возникает образ Наполеона-победителя. Аустерлиц был эпохой позора и разочарований не только для всей России, но и для отдельных героев. Совсем не так, как ему хотелось бы, вел себя Николай Ростов. Даже встреча на поле боя с государем (жалок император, едва стоящий на ногах), которого Ростов обожал, не принесла ему радости.

Общий же итог – ощущение разочарования в жизни в результате осознания ошибок, совершенных героями. В этом плане примечательно, что рядом с аустерлицкими батальными сценами стоят главы, повествующие о женитьбе Пьера на Элен. Для Пьера это – его Аустерлиц, эпоха его позора и разочарований.

Страшная, как и всякая война, эта война не имела, по Толстому, никакого смысла. Затеянная ради славы, ради честолюбивых интересов русских придворных кругов, она была непонятна и не нужна народу и потому завершилась Аустерлицем.

Читайте также: