Методическое сопровождение деятельности школьных библиотек

Обновлено: 08.07.2024

Деятельность методиста по библиотечному фонду учебной литературы и работе школьных библиотек ориентирована на методическое сопровождение работы и организацию инновационной деятельности библиотек образовательных учреждений территории.

Инновационные процессы являются составной частью методической работы. Она включает изучение опыта работы библиотек, выявления новшеств, информирование библиотекарей о новшествах, помощь школьным библиотекам в их освоении.

Внедрение новшества в отдельно взятой библиотеке или ряде школьных библиотек включает следующее:

  1. Осознание потребности в новшестве.
  2. Анализ противоречий или недостатков, которые новшество может устранить.
  3. Изучение существующей практики и поиск подходящих аналогов и их оценка (оценка включает доступность новшества для данной конкретной библиотеки).
  4. Пилотное внедрение новшества для проверки возможности и эффективности его использования в условиях данной конкретной библиотеки и проведения необходимой корректировки.

Инновационная деятельность школьных библиотек несколько отличается от подобной деятельности библиотек других типов за счет необходимости искать и создавать новшества не только в сфере информационно-библиотечной деятельности, но и в области педагогики, психологии, социальной теории и практики, а также использовать достижения досуговедения, музееведения, информационных коммуникаций и технологий.

Отличительной чертой инновационной деятельности школьных библиотек является и то, что, как правило, они внедряют новшества в рамках одной отдельно взятой библиотеки, что значительно усложняет и удорожает данную деятельность.

Новшества, вводимые в школьных библиотеках, чаще всего носят продуктный или технологический характер, т.е. они направлены на совершенствование библиотечной продукции и услуг и необходимых для этого технологических процессов. Конечная цель инновационной деятельности школьной библиотеки — превращение новшества в нововведение и его положительное влияние на учебно-воспитательную работу школы.

С позиции методического сопровождения деятельности школьных библиотек, весьма важным в распространении новшества является работа, направленная на преодоление предубеждения у части библиотекарей к использованию новшеств, психологического сопротивления переменам.

Методисту требуется обосновать необходимость внедрения новшества, убедить в этом школьных библиотекарей. Практика показывает, что в этой связи методисты часто выступают в роли авторов и разработчиков новшеств, а также как кураторы их внедрения. Таким образом, задачи методиста в большинстве случаев включают:

  • выбор новшества для распространения;
  • его экспериментальную проверку;
  • разработку и распространение рекомендаций по внедрению новшества;
  • обучение библиотекарей методике его применения;
  • методическую помощь библиотекарям в освоении новшества.

В том случае, если инициатива внедрения новшества исходит от школьного библиотекаря, в задачи методиста входит лишь методическая помощь библиотекарям в эффективном освоении новшества.

Одним из основных инструментов деятельности методиста по библиотечному фонду учебной литературы и работе школьных библиотек является методический мониторинг. Значительная часть его деятельности составляет анализ работы школьных библиотек, который позволяет наблюдать состояние и развитие школьных библиотек. Данные мониторинга дают информацию о состоянии и тенденциях развития учебного и основного фондов школьных библиотек, о полноте и успешности обеспечения библиотеками учебно-воспитательного процесса образовательных учреждений, о разнообразии форм и методов информационно-библиотечного обслуживания различных групп читателей. Другое назначение методического мониторинга — сбор данных для разработки методических рекомендаций по совершенствованию деятельности школьных библиотек. Единицами наблюдения методического мониторинга за деятельностью школьных библиотек могут являться:

  1. Показатели эффективности деятельности библиотеки, в том числе и движение фондов, книгообеспеченность, обращаемость и читаемость.
  2. Кадровый состав школьных библиотек, его мобильность, дополнительное образование, расширение сфер деятельности в рамках образовательных учреждений.
  3. Новые библиотечно-информационные услуги, предлагаемые школьными библиотеками, в том числе — факультативные занятия по основам информационной культуры личности, ведение различных форм дополнительной образовательной деятельности (организация кружков, литературных и краеведческих музеев, выставок творчества школьников и учителей и т.д.).
  4. Информационная продукция школьных библиотек — малые формы библиографической продукции — закладки, списки литературы, коллекции Интернет-ссылок и т.д.

Анализ работы школьных библиотек — это комплексное рассмотрение содержания, методов и результатов ее деятельности, выраженное в количественных и качественных показателях. Как пример методического мониторинга можно привести работу методистов города Самары, которые провели мониторинг учебных фондов школьных библиотек в контексте единой системы мониторинга состояния образования.

На основе данных методического мониторинга, по предложению методистов может быть сформирована программа ведения экспериментальной работы на базе школьных библиотек. Например, организация медиатеки или медиацентра на базе школьной библиотеки. (Приложения к Главе 4 — 1, 2, 3, 4, 5.)

Методическая работа в целом и проведение методического мониторинга требуют глубокого знания истории и современного состояния библиотечного дела, владения методами научно-исследовательской и аналитической работы. Цель методической деятельности — повышение качества школьного образования за счет совершенствования деятельности школьных библиотек.

Организация работы методиста требует четкого планирования, ведения вспомогательного аппарата (картотек, баз данных, тематических подборок).

1_й этап. Создание электронной базы данных (фасетных каталогов) по учебно-методическим комплексам каждого образовательного учреждения по всем образовательным областям.

2_й этап. Создание электронной базы фактического наличия библиотечного фонда учебников каждого образовательного учреждения, районного библиотечного фонда учебников и районного резервно-обменного фонда учебников.

4_й этап. Выходы в библиотеки образовательных учреждений с целью исследования обеспеченности учебниками и учебно-методическими пособиями и оказания практической помощи в работе с библиотечным фондом учебников.

5_й этап. Собеседования с председателями районных и школьных методических объединений различных образовательных областей с целью корректировки их деятельности и деятельности школьного библиотекаря по формированию учебно-методического комплекса.

6_й этап. Обобщение и анализ собранного материала, позволяющий увидеть весь спектр формирования и обеспечения того или иного учебно-методического комплекса.

7_й этап. Корректировка заказа учебников на следующий учебный год.

(Приложения к Главе 4 — 6, 7, 8, 9, 10.)

В целях изучения состояния формирования и обеспеченности различных учебно-методических комплексов (УМК) методист разрабатывает циклограмму, которая служит как целям контроля, так и организации планомерной, ритмичной работы.

Рассмотрим сначала состав УМК:

  • Образовательная программа образовательного учреждения.
  • Учебный план образовательного учреждения (Базисный учебный план).
  • Учебные программы (базовые, авторские).
  • Поурочное и тематическое планирование.
  • Учебник.
  • Дидактические материалы, тетради на печатной основе.
  • Методические пособия, рекомендации.
  • Картотеки, каталоги или папки с вырезками статей из предметных журналов, газет, Интернета и пр.
  • Карты, плакаты, портреты, таблицы и др. наглядный материал.

Очевидно, что полный УМК может быть создан только с участием библиотеки образовательного учреждения, которая использует как свои ресурсы, так и ресурсы других библиотек и информационно-педагогических служб.

Как правило, методист по библиотекам и библиотечному фонду учебников не имеет прямого отношения к формированию УМК в конкретных школах, но оказать помощь школьному библиотекарю или учителю в подборе необходимой литературы, просмотреть специальные издания, создать картотеку по данной проблеме — работа методиста.

Частью методического мониторинга является слежение за обеспеченностью учебной литературой школ территории. С этой целью методист разрабатывает специальную памятку:

Методист по работе с фондами учебной литературы школьных библиотек должен работать в тесном сотрудничестве с методистами других подразделений территориального органа управления образованием. Например, в целях оказания помощи методистам-предметникам с педагогическими коллективами по формированию и обеспечению учебно-методического комплекса в Научно-методическом центре РОНО Центрального района Санкт-Петербурга ежегодно проводятся:

Бурное развитие книжного рынка, с одной стороны, и распад устоявшейся за предыдущий исторический период системы книгораспространения — с другой, стали серьезным стимулом для организации методистами по работе с учебными фондами и деятельности школьных библиотек ассортиментных кабинетов при территориальных органах управления образованием, предназначенных для оперативного знакомства руководителей школ, методистов, учителей, родителей с новыми учебниками, методическим материалами, контрольно-измерительными материалами, стандартами образования и т.д.

Значительная часть работы методиста посвящена повышению квалификации школьных библиотекарей, ориентированному на их профессиональные запросы и информационные потребности. Повышение квалификации и дополнительное образование строится на базе данных методического мониторинга с учетом базовой подготовки специалиста библиотеки, опыта его работы и той миссии, которую реализует библиотека школы. Повышение квалификации, как правило, организуется на базе высшего учебного заведения, кроме того, к проведению занятий привлекаются специалисты из библиотек других типов (научных областных, юношеских и детских областных и городских библиотек).

Модернизация образования, переход к профильной школе требуют от методистов расширения знаний школьных библиотекарей в области управления образовательным учреждением, экономики школы, обучения в новой образовательной среде. Данное обстоятельство диктует необходимость дополнительного образования в данных областях. Дополнительное образование осуществляется в форме курсовой подготовки, обучающих семинаров, тренингов, проектной работы учебного назначения.

Необходимо отметить, что организация проектной работы важна не только для дополнительного образования школьных библиотекарей, но и для разработки проектов самими библиотекарями и реализации их на базе школьной библиотеки совместно с учащимися и учителями.

В целях расширения возможностей в области повышения квалификации и дополнительного образования школьных библиотекарей в последние годы стали использовать дистанционные формы их обучения. Начало этому процессу было положено Русской школьной библиотечной ассоциацией и журналом «Школьная

  • сущностные функции библиотеки;
  • организация работы библиотеки в общеобразовательном учреждении;
  • технологический подход к деятельности библиотеки, различные аспекты библиотечного обслуживания читателей.

Кроме того, слушатели выполняли контрольные работы, связанные со следующими направлениями библиотечной деятельности:

  • информатизация школьной библиотеки;
  • работа с различными категориями пользователей. В том числе с учителями и родителями;
  • выставочная деятельность школьной библиотеки и др.

По результатам обучения, слушатели, успешно окончившие курс, получали удостоверение государственного образца по повышению квалификации, дающие преимущественное право на повышение в должности при очередной аттестации.

2 Направления работы школьной библиотеки в соответствии с ФГОС информационно-методическое обеспечение образовательного процесса; развитие информационной грамотности обучающихся, в том числе при организации проектной деятельности; информационное и методическое сопровождение построения индивидуальных образовательных траекторий обучающихся; духовно-нравственное воспитание школьников.

3 Проблемы школьной библиотеки оснащение школьных библиотек, в том числе их компьютеризация; комплектование фондов; переподготовка кадров. Как решаются эти проблемы в Вашем районе?

5 Какой этап, с Вашей точки зрения, является наиболее сложным в организации методического сопровождения?

6 Формирование мотивации Целью мотивационного этапа является создание системы потребностей и мотивов, отражающих побуждение библиотекарей к саморазвитию, а также необходимость изменений в работе школьной библиотеки в целом. Формы работы: дискуссия, круглый стол, семинар.

9 Проблемы, выявленные в ходе дискуссии Сайт библиотеки – это не только новая форма работы с читателями, это ещё и дополнительная нагрузка, связанная с расширением функционала библиотекаря школы. Будет ли эта работа стимулироваться? (вопрос к руководителям ОУ). Смогу ли я создать сайт? Достаточно ли у меня знаний? Кто меня научит? (вопросы адресованы методистам ИОЦ) Вывод - необходимо организовать подготовку школьных библиотекарей к данному фронту работы. Будет ли оказана помощь и поддержка со стороны руководства ОУ, администратора сайта, педагогов? Не буду ли я одинок со своими проблемами? (вопросы к руководству школы, администраторам сайтов)

10 Мониторинг. Лист самооценки профессиональной деятельности библиотекаря (2009 г.)

19 Мониторинг (2010 г.)

25 Что позволяет успешно организовать работу по методическому сопровождению библиотекарей и добиться положительных результатов?

26 Активные формы работы с библиотекарями семинар-практикум, презентация опыта, работа в группах поддержки, деловые игры, мастер-классы и др.

35 Сотрудничество С городской библиотекой имени Н. Носова: проведение совместных семинаров, круглых столов. Творческие встречи с сельскими библиотекарями Тутаевского района.

36 Как строится работа по методическому сопровождению библиотекарей ОУ в других районах нашей области?

Организация методической работы с категорией школьных библиотекарей

В статье отражён опыт работы с категорией работников библиотек обшеобразовательных учреждений как результат управленческой деятельности методиста в повышении профессионального мастерства школьных библиотекарей.

ОРГАНИЗАЦИЯ методической работы

с категорией школьных библиотекарей

Утянская Т.С., методист методического центра

управления образования администрации города Макеевки

В статье отражён опыт работы с категорией работников библиотек обшеобразовательных учреждений как результат управленческой деятельности методиста в повышении профессионального мастерства школьных библиотекарей.

Школьные библиотекари - преимущественно очень креативные люди. Они умеют настойчиво и творчески трудиться. Однако на пути их профессиональной самореализации постоянно возникают проблемы, которые мешают библиотекарям раскрыться, проявить себя информационными лидерами школы, довести школьному коллективу (а возможно обществу в целом), что библиотека может и должна стать гарантом реализации новых образовательных стандартов. Как же помочь школьным библиотекарям в реализации этой проблемы?

Сегодня методист, работающий с библиотечными работниками должен быть не просто организатором или информатором, а, прежде всего, аналитиком, диагностом, проводником инноваций, педагогом, программистом, защитником, имид; мейкером, летописцем и т.п., а школьная библиотека информационным центром каждого учебного заведения.

Ориентируясь на гуманизацию образования, на формирование личности ученика, признание его ценностей и необходимости для современного общества, мы должны помнить, что он формируется личностью учителя или библиотекаря. Поэтому необходимо создать условия для роста профессиональной деятельности школьного библиотекаря. А для этого необходима действующая и эффективная структура методической работы. Мастерство библиотекаря формируется через постоянно- систематическую профессиональную деятельность и образование, через различные формы методической работы и курсы повышения библиотечного мастерства. Таким образом, методическая работа важнейшее звено системы непрерывного образования библиотечных работников, цель которой - повышение профессиональной компетентности, организации образования и воспитания школьников, обобщение и распространение перспективного библиотечного опыта.

СОДЕРЖАНИЕ методической РАБОТЫ И ЕЁ НАПРАВЛЕНИЯ

Участие библиотечных работников в формах методической работы осуществляется в соответствии с их уровнем профессиональной компетентности посредством диагностирования.

При этом школьные библиотекари объединяются в 3 группы:

2. Группа совершенствования библиотечного мастерства (библиотекари, имеющие 2-ю аттестационную категорию).

3. Группа становления библиотечного мастерства (библиотекари, имеющие аттестационную категорию специалист).

Группу совершенствования библиотечного мастерства создают школьные библиотекари, имеющие вторую аттестационную категорию это работники, на которых возложены большие надежды по совершенствованию работы школьной библиотеки. Они создают разработки мероприятий, праздников с последующей презентацией мероприятий на методических советах, семинарах.

Чтобы успешно решить задачи методической работы с библиотечными работниками, необходимо определить функциональные обязанности школьного библиотекаря. Для этой цели, в первую очередь, необходимо:

• изучение нормативно-правовых документов, регламентирующих работу школьной библиотеки;

• активное внедрение и использование достижений и рекомендаций в работе школьного библиотекаря;

• изучение и внедрение достижений библиотекарей - новаторов в практику библиотечной работы;

• создание творческой группы школьных библиотекарей для решения проблем по использованию инноваций в библиотечной работе на современном этапе;

• диагностика и прогнозирование результатов библиотечной работы по формированию информационной и читательской компетентности;

• стимулирование инициативы и творчества библиотечных работников, активизация их профессионализма в научно-исследовательской, проектной, поисковой деятельности;

• использование в учебно-воспитательном процессе современных форм, методов, средств и новых технологий в работе;



• развитие профессиональных и личностно-нравственных качеств библиотечных работников, которые готовы к самообразованию и самосовершенствованию.

Это, на мой взгляд, основные функции и задачи методической деятельности с этой категорией школьных библиотекарей.

Формирование в школьных библиотекарей профессиональных умений зависит от их профессионально-личностных качеств, задачами для их методической деятельности будет:

• развитие мотивов профессионально творческой деятельности (любви к детям, потребности к самореализации и самообразованию);

• развитие устойчивых идейно-нравственных качеств личности (методическая работа предполагает не только образование, а также воспитание библиотечных работников, развитие их убеждения, принципов);

• развитие современного диалектического стиля мышления библиотечных работников, системности в работе, мобильности, конкретности;

• развитие профессиональных навыков библиотечной работы, исполнительского мастерства, использование различных мероприятий воспитательной работы с читателями по использованию ИКТ;

• развитие готовности к профессиональному самосовершенствованию.


Причиной таких задач является то, что не все библиотечные работники имеют образование по специальности.


Особенно эффективны индивидуальные формы работы - дистанционные курсы, дистанционные семинары, проектные технологии, Интернет - консультации, дистанционные конкурсы , вебинары, которые предусматривают создание методического продукта.

Групповые формы работы носят познавательный, популяризационный, презентационный, образовательный характер - это творческие группы, мастер-класс, библиотечная лаборатория, веб-квест, конечным результатом которых является методические наработки, презентация опыта их работы, ознакомление с различными формами работы возрастных категорий детей.

Массовые формы работы способствуют распространению новых библиотечных технологий, знакомят с нормативно-правовыми документами библиотечной работы и носят, в целом, информационный характер.

Реализация методической работы.

Использование ИКТ

Координацию методической работы с библиотекарями осуществляет методист методического центра. Приоритетные направления библиотечной работы рассматриваются на методических объединениях, задачами которых является выявление перспективного опыта работы, внедрение инновационных технологий в практику работы школьного библиотекаря и повышения качества профессионального мастерства. Темы, рассмотренные на методических заседаниях школьных библиотекарей , заседаниях творческих и инициативных групп:

• Организационно-библиотечное сопровождение компетентной личности средствами инновационных технологий;

• Модернизация школьной библиотеки через инновационные формы библиотечной работы с читателями старшей школы;

• Особенности организационной деятельности библиотечной работы в сети Интернет;

• Библиотека, школа: партнерство на пути к новому качеству образования.

• Студия инновационных технологий как средство формирования исследовательской компетентности библиотечных работников образовательных организаций, приуроченный Международному дню школьных библиотек.

• Актуальные вопросы в деятельности школьных библиотекарей в контексте новых образовательных стандартов. Формирование универсальных учебных действий (УУД) на библиотечных уроках в условиях реализации ГОС.

• Совершенствование профессиональной компетентности школьного библиотекаря - путь к повышению результативности образования обучающихся.

Семинары и семинары - практикумы осуществлялись совместно с городскими детскими библиотеками, так как работа школьной библиотеки регламентируется нормативно - правовой документацией отдела культуры. Школьные библиотеки получают консультативную помощь со стороны детских библиотек, которую использует в своей работе.

Семинары проходят по различным направлениям:

Эти мероприятия способствовали повышению профессионализма в библиотечной работе, распространению опыта работы как школьных библиотекарей, так и библиотекарей городских детских библиотек, обеспечению информацией по проведению инновационных технологий.

Каждое приоритетное направление МО или семинаров для школьных библиотекарей сопровождается ИКТ, которые на сегодняшний день становятся не только главной движущей силой прогресса, а и средством общения между собой и мощным средством обучения.


Новые информационные технологии предоставляют фантастические возможности библиотекарям по использованию всего арсенала достижений и их распространения между собой.

Школьной библиотеке принадлежит главная роль в развитии учащихся представлению о библиотеках, библиотечной сети города, о поиске информации и выработки у них навыков общения и работы с информационными источниками, поскольку она является первичным звеном в системе информационного библиографического обеспечения учеников. От профессионализма и энтузиазма школьного библиотекаря зависит качество социального статуса ученика как читателя, который в дальнейшем будет развиваться в других образовательных структурах.

Большую помощь в получении информации , как ученикам так и педагогам предоставляют библиотечные веб-ресурсы, размещённые на сайтах или блогах школьных библиотек во многих учебных заведениях города.



САМОРАЗВИТИЕ БИБЛИОТЕЧНЫХ РАБОТНИКОВ ГОРОДА

ЧЕРЕЗ ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Успешность библиотечной деятельности во многом зависит от умения и способности каждого библиотечного работника, мобилизации их усилий на систематическую умственную работу, рациональное использование своей деятельности, управление эмоциональным и психологическим состоянием, использование своего ​​потенциала, проявление творческой активности.

Саморазвитием библиотечных работников необходимо управлять , так как часть работников школьных библиотек не имеют специального образования. Профессиональное саморазвитие - это сознательная деятельность, направленная на совершенствование своей личности в соответствии с занимаемой должностью.

На этом этапе управленческую деятельность методической работы помогла организовать технология библиотечной взаимодействия. Творческая группа функционировала в течение 2 лет, с такими формами занятий: практикумы, теоретические семинары, мастер-класс. Результатом работы стало вручение патента участникам творческой группы за создание авторской программы библиотечного учета учебной литературы.

Школьная библиотека имеет дело с большим потоком информации , которую необходимо привести в систему, сделать легкой для чтения и удобной в использовании. В этом случае не обойтись без технологии графического отображения информации. Предлагаем перечень отчетных материалов в работе библиотекаря:

• Мониторинг обеспечения и сохранения учебной литературы;

• Анализ пригодных для использования учебников по каждому классу и языкам обучения;

• Обеспечение и перераспределение учебников на новый учебный год;

• Библиотечные показатели работы школьной библиотеки (в пределах паспортизации школьной библиотеки);

• Дневник работы школьной библиотеки.

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ методической работы

Методическая работа - это целостная система взаимосвязанных действий и мероприятий, основанная на достижениях науки, перспективном опыте и конкретном анализе проблем, возникающих в школьных библиотеках и направленная ​​на всестороннее повышение профессионального мастерства, на обогащение и развитие творческого потенциала, а в результате - на достижение оптимальных последствий библиотечной работы с конечным результатом.

КРЕДО (Научно популярный журнал управления образования Макеевского городского совета) по направлениям:

Статьи по темам:

• «Аттестация школьных библиотекарей: управленческо-методическое сопровождение. //Методист.-2017, №7 (19);

• От ученика до читателя высокой информационной культуры .// Кредо.-2018 №27. (Научно популярный журнал управления образования Макеевского городского совета).

• «Школьная библиотека сквозь объектив" .// Школьная библиотека.2018.№18 (4 учебные заведения).

Созданы сборники материалов из опыта работы, одобренные методическим советом методического центра управления образования администрации города Макеевки по направлениям:

• К модернизации школьной библиотеки через ИКТ.

•Повышение профессиональной компетентности школьных библиотекарей в межаттестационный период.

• Использование ИКТ в формировании современного имиджа школьной библиотеки.

• Библиотека - информационный центр учебного заведения.

• Любовь к Отечеству сквозь таинство страниц ( по итогам конкурса разработок мероприятий, приуроченных Году истории Донбасса).

• Славим живое русское слово… ( по итогам конкурса разработок мероприятий, приуроченных Году русского языка).

• Формирования духовно-нравственной, гражданско-патриотической личности обучающихся средствами школьной библиотеки, приуроченный Году Великой Победы.

• Инновации в школьную библиотеку (по итогам проведения фестиваля творчества школьного библиотекаря)

СТРУКТУРА МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ на 2019-2020 учебный год

Консультационные дни: вторник – Утянская Т.С., среда – Герасимова Л.Н.

Республиканские формы работы

Обязательные формы

По выбору

Методический мониторинг за деятельностью школьных библиотек

В современных условиях библиотека не является монополистом информации. Чтобы стать востребованной в среде конкуренции необходимо искать новые пути развития, хорошо ориентироваться в изменениях, постоянно двигаться вперёд.

Огромную роль в развитии библиотеки играют кадры: их профессионализм, интеллектуальный уровень, имидж, способность находить и работать с социальными партнёрами, умение позиционировать библиотеку в обществе.

Современной библиотеке необходимы специалисты, владеющие новыми информационными технологиями, основами менеджмента и маркетинга. Ведущие специалисты в области библиотековедения отмечают, что преимущество перед другими имеют те библиотеки, которые вкладывают средства в отбор и подготовку сотрудников. В основе кадровой политики учреждения лежит система непрерывного библиотечного образования. В это понятие входят: получение специального образования, повышение квалификации, самообразование.

Повышение квалификации — это процесс совершенствования профессиональных и общеобразовательных знаний, навыков и умений библиотекарей. Повышение квалификации это форма обучения, которая базируется на ранее приобретённых знаниях и умениях. Приведение этих знаний в соответствие с требованиями современности, как правило, проводится по инициативе организации, заинтересованной в профессиональном росте сотрудников. Понятно, что повышение квалификации сотрудников — это одна из стратегических задач любой библиотеки, это залог её жизнеспособности.

Социально экономические изменения в стране, и в библиотечном деле в частности, заставляют нас постоянно повышать свой профессиональный уровень и совершенствовать качество методической деятельности.

Организацией системы повышения квалификации библиотекарей, работающих с детьми, занимается научно-методический отдел нашей библиотеки. Реализацией же методической функции занимается практически весь коллектив нашей библиотеки в соответствии со спецификой своей работы.

Современное методическое сопровождение библиотек области включает: методический мониторинг; аналитическую и исследовательскую деятельность; рекламно-информационную деятельность и организацию областных мероприятий по продвижению чтения; повышение профессионального мастерства библиотекарей, издание методико-библиографических пособий, консультационно-методическую и практическую помощь библиотекам области.

Торжественная церемония награждения победителей конкурса состоялась в областной детской библиотеке на празднике лучших читателей года. На празднике присутствовал писатель Альберт Анатольевич Лиханов.

Конкурс был организован по инициативе областной детской библиотеки при поддержке Управления культуры и архивного дела Тамбовской области.

Участниками конкурса стали школьники 1–11-х классов из Тамбова и самых отдалённых уголков Тамбовской области. В соответствии с положением о Конкурсе ими были предоставлены тематические творческие работы в форме эссе (эссе — прозаическое сочинение небольшого объёма свободного стиля).

Продолжилась организация творческих лабораторий на базе районных и городских детских библиотек. Творческие лаборатории помогают в поиске приоритетных направлений и перспективных форм работы с литературно одарёнными детьми и руководителями детского чтения. В Никифоровской детской библиотеке проведена творческая лаборатория с презентацией сборника детских стихов. Сборник издан при помощи администрации района.

Многие школьники уже несколько лет участвуют в творческих лабораториях, и результаты систематических занятий положительно сказываются не только на творчестве, но и на общей грамотности, умении публичного выступления.

К участию в лаборатории привлекаются школьники разного возраста, учителя, специалисты отдела образования, родители, местные поэты, сельские библиотекари, СМИ, администрация. В ходе организации творческих лабораторий выявляются литературно одарённые дети, с ними проводится индивидуальная работа. С библиотекарями проводятся консультации по методике работы с одарёнными детьми.

Библиотекам области оказывается регулярная консультативная и обучающая помощь (в форме устных/письменных консультаций и практикумов) по вопросам изучения и сохранности библиотечного фонда, организации каталогов, планирования работы, внедрения новых форм работы с пользователями, автоматизации библиотечных процессов, составления годовых отчетов и т.п.

Итак, на протяжении многих лет в областной детской библиотеке сложилась определённая система методического сопровождения библиотек, в которую постоянно вносятся коррективы в соответствии с новыми задачами меняющегося времени. Чтобы соответствовать этим задачам наши специалисты постоянно учатся. Это курсы компьютерной грамотности, дистанционные курсы, обучающие семинары.

В библиотеке систематически проходят занятия по профессиональной учёбе на методическом вторнике. В рамках профессиональной учёбы сотрудники нашей библиотеки знакомятся с новыми учебно-методическими пособиями, направлениями деятельности, профессиональными периодическими изданиями, новинками детской литературы, опытом работы других библиотек России.

Специалисты библиотеки постоянно участвуют во всероссийских библиотечных мероприятиях (творческих лабораториях, НПК, семинарах, совещаниях). В прошедшем году смогли повысить свою квалификацию семь сотрудников по разным направлениям работы в библиотеках Москвы, Санкт-Петербурга, Воронежа, Пензы, Рязани.

Особое внимание Тамбовская областная детская библиотека как методический центр уделяет работе по удовлетворению образовательных потребностей библиотечных специалистов области и продвижению инновационных процессов в практику работы библиотек. Этому способствуют обучающие мероприятия. Для библиотекарей по их заявкам организуются практикумы по определённым темам.

Ежегодные семинары для детских, школьных библиотекарей (а также мы приглашаем библиотекарей средних специальных учебных заведений) проходят в форме тренингов, мастер-классов с приглашением преподавателей с кафедры библиотековедения и документоведения ТГУ им. Г. Р. Державина.

Помимо традиционной библиотечной деятельности, директор и сотрудники НМО помогают решать проблемы взаимоотношений библиотек области с местной властью. Как научно-методический и координационный центр для библиотек области областная детская библиотека участвует в формировании политики в области библиотечного дела, обеспечивает помощь библиотекам и органам власти в реализации библиотечных законов, областных и федеральных программ развития библиотечного дела.

В области большое количество библиотек находятся в сельской местности, в удалённости от областного центра. Специалисты этих библиотек не имеют возможности часто посещать профессиональные мероприятия, поэтому нуждаются в особом внимании со стороны методического центра.

На сегодняшний день почти все детские библиотеки области оснащены компьютерной техникой. Но, к сожалению, уровень технической оснащенности не является показателем эффективности использования информационных технологий в библиотечной практике. В информатизации библиотек необходимо использовать все возможности информационных компьютерных технологий с целью привлечения современных читателей, максимального использования и раскрытия библиотечных ресурсов. Специалисты, зачастую, не владеют навыками работы на компьютере, не видят перспективы использования компьютерной техники. Одно из главных направлений деятельности ТОДБ — оказание помощи (консультативной, методической, ресурсной и пр.) библиотечным специалистам области в разработке и внедрении инноваций.

Анализ отчётов показал, что в области очень мало проводится библиотечных исследований, что мешает качественной оценке состояния библиотечного обслуживания детей и юношества.

В систему методической поддержки было решено внести новые формы работы, расширить её за счёт организации обучающих семинаров на базе центральных и детских библиотек области.

Особое внимание решено было уделить адаптации молодых сотрудников, не имеющих библиотечного образования, расширению профессиональных знаний персонала областной детской библиотеки.

Совершенствование действующей системы методического обеспечения библиотек области, обслуживающих детей.

Развитие профессиональных и общеобразовательных знаний, навыков, умений библиотекарей в современных условиях.

Формирование позитивного социального и профессионального имиджа современного библиотекаря, стимулирование творческих интересов, аналитических способностей библиотечных специалистов.

Выявление информационных профессиональных потребностей библиотекарей, работающих с читателями-детьми;

Оказание методической помощи молодым коллегам и их адаптирование в современной профессиональной среде через систему тематических занятий;

Создание моделей информационного и образовательного пространства для повышения профессионального мастерства библиотекарей;

Изучение состояния обслуживания читателей-детей в области и его прогнозирование на основе анализа деятельности, как отдельных библиотек, так и библиотечной сети в целом;

Оказание помощи библиотекам области по внедрению новых информационных технологий;

Методическое консультирование специалистов библиотек области по всем направлениям библиотечной деятельности и предоставление возможности стажировок в отделах ТОДБ.

План Школы включал лекции, экскурсии, мастер-классы, тест-опросы, практические занятия.

Занятия Школы проводились руководителями структурных подразделений, главными специалистами, курирующими основные направления деятельности нашей библиотеки.

Среди индивидуальных форм повышения квалификации было организовано обучение детских библиотекарей по их заявкам на практикумах.

Основные этапы проекта, инновационный опыт работы библиотек освещались на сайте областной детской библиотеки.

В подготовительный этап была налажена координация с центральными библиотеками, разработан и подписан двусторонний Договор о совместной деятельности с центральными библиотеками в области методической, исследовательской и информационной работы. Изучались информационные потребности библиотек области, отбирались площадки для проведения обучающих семинаров. Была подготовлена программа семинаров и сформирована рабочая группа из специалистов областной детской библиотеки для проведения выездных семинаров. Подготовлены методико-библиографические пособия для сельских и детских библиотек.

Задачи исследования состояли в том, чтобы выявить источники профессиональной информации библиотекарей, уровень профессиональных знаний, наиболее приемлемые формы повышения квалификации.

Напомню, что в современных источниках ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА определяется, как — знания и навыки эффективного пользования информацией. Предполагает разностороннее умение поиска нужной информации и её использования, от работы с библиотечным каталогом, компьютерной грамотности до просмотра информации в сети Интернет.

О том, какие профессиональные качества необходимы современному библиотекарю, одна треть (32%) опрошенных ответили:

внимательное отношение к каждому читателю

10% — уверены, что современному библиотекарю важно быть инициативным и эрудированным.

70% респондентов думают, что им как профессионалам не хватает знаний компьютерных технологий и навыков работы на современной электронной технике (компьютер, сканер, принтер, ксерокс, видеотехника и др. аппаратура).

8% библиотечных специалистов не назвали нужных им в работе качеств и умений. 5% считают, что современный библиотекарь, в первую очередь, должен быть образованным и грамотным.

Повышают свой профессиональный уровень библиотечные специалисты и с помощью Интернет-ресурсов (7%).

13% — не ответили на вопрос.

Когда участники последний раз повышали свою квалификацию?:

В опросе участвовали библиотекари со стажем работы:

от 2 до 10 лет — 11%

Результаты исследования показали, что большинство библиотекарей оценивают свою профессиональную информированность как среднюю и недостаточную. Основная масса опрошенных библиотекарей считает необходимым систематическое повышение профессионального уровня. Но многие думают, что овладение компьютерной грамотностью — наивысшая планка в достижении профессионального мастерства сегодня.

Исследование выявило некоторую пассивность библиотекарей, недооценивание ими самообразовательной работы.

Участников выездных семинаров-тренингов мы познакомили с особенностями поиска информации и основами безопасности в Интернете, образовательными сайтами и порталами. Особый акцент был сделан на правилах поведения детей в пространстве Интернета. Познакомили с методикой организации электронных выставок и презентаций, как новых способов представления информации. Библиотекари, используя алгоритм создания электронной выставки, смогли потренироваться в составлении выставок на разные темы. Библиотекарям показали возможности анализа информации в программе Microsoft Office Excel и построения наглядных графиков и диаграмм по материалам исследований и статистическим данным. С большим интересом специалистами была воспринята методика организации медиатеки и использование медиаресурсов в работе с читателями. Участников семинаров познакомили с периодическими изданиями и литературой по информационным технологиям в помощь самообразованию.

Опыт реализации этого проекта мы считаем достаточно успешным. Семинары-тренинги состоялись в Ржаксинском, Бондарском, Токарёвском, Тамбовском, Староюрьевском районах. Участниками семинаров стали почти 150 библиотекарей, многие из которых получили и индивидуальные консультации.

Организация обучающих семинаров позволит библиотекарям использовать новые информационные технологии в работе по привлечению к чтению, в поиске дополнительных материальных ресурсов, в модернизации библиотеки, в формировании информационной культуры пользователей.

Читайте также: