Что такое народ кратко
Обновлено: 08.07.2024
Народ (Райзберг, 2012)
Народ (Конт-Спонвиль, 2012)
НАРОД (PEUPLE). Совокупность подданных одного суверена или граждане одного государства. В республике, следовательно, и сам народ суверен. Говорят, что народ — всего лишь абстрактное понятие, а существуют лишь индивидуумы. Несомненно. Однако в рамках общественного договора или всеобщего голосования эта абстракция обретает черты реальности, придавая народу, как отмечал еще Гоббс, единство одного лица — пусть искусственное, зато вполне действенное. Именно этим народ отличается от многолюдной массы: «Народ есть нечто единое, он обладает единой волей, ему может быть предписано единое действие.
Народ (Фролов, 1991)
Антропологический толковый словарь
общность людей, обладающая единым самосознанием, выраженным в самоназвании. Обычно народ имеет единый язык, определенный исходный ареал распространения (в настоящее время часто весьма условный), культурно-поведенческие нормы и историю. Один народ может включать несколько этносов и хозяйственно-культурных типов.
Фразеологический словарь русского языка
Народ безмолвствует - о бесправном положении народа в условиях политической реакции
Словарь лингвистических терминов
1. Население страны, совокупность классов, наций, народностей, имеющих общую социально-политическую и историческую судьбу.
2. То же, что и этнос.
Этнографический Словарь
широкая, многозначная общность людей, под которой подразумевается: 1) население государства, жители страны; 2) народность, нация; 3) основная трудовая масса населения страны; 4) большие скопления людей; 5) определенная возрастная или профессиональная категория людей.
В целом при осмыслении понятия Н. просматриваются два основных уровня понимания: обыденный и теоретический. В первом смысле народ - это все население государства, страны. Во втором смысле - это субъект истории, народные массы, включающие классы и социальные группы, которые по своему объективному положению способны решать задачи прогрессивного развития общества. В этносоциальном аспекте народ -это общность людей, превращающая род, племя, народность в нацию. В конкретно-социологическом аспекте народ - это, с точки зрения общественного разделения труда, совокупность социальных групп, занятых в массовых видах деятельности.
Народ представляет собой единое социальное целое, поскольку имеет общую историческую судьбу, существенные признаки сходного образа жизни и нравов, а также чувство принадлежности к единой исторической общности. В силу совместной трудовой деятельности народ является носителем коллективного социального опыта (языка, исторической памяти, культурных ценностей и норм, различных навыков и умений).
(Крысько В.Г. Этнопсихологический словарь. М.1999)
Словарь социолингвистических терминов
1. В социально-политическом и историческом планах - население страны, совокупность классов, наций, народностей, имеющих общую историческую судьбу.
2. В лингвокультурном плане то же, что этнос, обозначение вида этнической общности.
См. также: Население, Нация, Этнос
Гаспаров. Записи и выписки
♦ "Пока народ безмолвствовал, можно было верить, что он народ, а как заговорил — расползся на социальные группы" (ЛГ 17.05.1989).
Библейский Словарь к русской канонической Библии
нар’од — сообщество людей, связанных общим происхождением, общим делом или общей верой. В этой среде проявляет себя каждый отдельный человек. В мире люди держатся своего народа, как и своих богов, называя это патриотизмом и гражданственностью. Такими же цивилизованный мир хочет видеть и верующих. Но невозможно принадлежать одновременно к разным народам, как невозможно служить Богу, служа маммоне ( Мат.6:24 ). До возмужания Христос был послушен Иосифу и Марии ( Лук.2:51 ), но выйдя на служение, Он никогда не вспоминал Свою семью, не восхвалял Свою мать и не превозносил израильский народ, из которого родился по плоти, и не называл его Своим. Своими Он называл только тех, кто исполняет волю Отца Его Небесного ( Мат.12:48 -50, ·срн. ·Ос. 1-2). Об этом различии и отделении ( Чис.23:9 ; Пс.44:11 ) следует постоянно помнить истинно верующим и не смущаться непониманием ( Мат.10:36 -39; 2Тим.3:12 ). ( см. тж земля, мужчина)
Политология. Словарь терминов
важнейшая категория политической науки, содержание которой существенно меняется в зависимости от интересов и политических позиций определяющего субъекта. В суждениях древнегреческих мыслителей эта особенность проявилась уже вполне отчетливо. Платон, сторонник олигархической формы правления, обосновывал пренебрежительное отношение к народу как к толпе, враждебной мудрости. Он считал, что в идеальном обществе большинство граждан, занятых физическим трудом, должно быть исключено из сферы государственного управления, с передачей последнего в руки компетентных специалистов-стражей.
Основоположник европейской политологии Гаэтано Моска (1858 –1941) оказался, таким образом, ближе к истине, когда утверждал, что народовластие, реальная демократия и социализм – это все утопии, не совместимые с законами общества и человеческой природой. Власть никогда не может быть властью народа. В лучшем случае она может служить интересам народа.
Запрудский Ю.Г.
Философский словарь (Конт-Спонвиль)
Толковый словарь русского языка (Алабугина)
1. Население, жители государства, страны.
* Счастлив тот народ, который имеет литературу на своём родном языке (Д. Лихачёв). *
Народ — понятие, не имеющее краткого однозначного определения. В зависимости от контекста выражает различное содержание, означает разнородные по происхождению, характеру и историческим судьбам общности людей. [1]
Содержание
Как государственная общность людей народ — это совокупность индивидов, объединённых общей принадлежностью к одному государству; это граждане данного государства, его население. Так как государство бывает однонациональным и многонациональным, следовательно народ как государственная общность может быть национально однородным и разнородным.
Как этническая категория, народ — то же, что племя, народность, нация; является предметом изучения этнографической науки.
Наконец, для марксизма народ — это социально-историческая категория. Состав народа как социально-исторической общности обусловлен социальной структурой общества.
- В эксплуататорском обществе народ — это вся масса трудящегося населения, в противоположность паразитической части общества, живущей за счёт чужого труда.
- В классово-антагонистическом обществе народ противостоит господствующим эксплуататорским классам и является решающей силой в борьбе против реакционных общественных порядков, за их революционное изменение.
- В условиях социалистического общественного строя народ, объединяющий всех членов общества, всю массу его населения, является единственным и полновластным вершителем судеб общественного развития. [1]
Революционный народ
Народ всегда составляет абсолютное большинство населения. Кроме того, в его руках основа человеческого бытия — материальное производство. Отсюда и решающая роль, которая принадлежит народным массам в историческом прогрессе. Все революционные повороты в ходе всемирной истории совершались при участии народных масс. Однако трагедия народных масс в прошлом заключалась в том, что они совершали революции не для себя, а для других. Например, только при помощи народных масс буржуазия могла прийти к власти. Поэтому буржуазия старалась политически просветить народ, возбудить в нём общественную активность. Однако как только буржуазия увидела в лице пролетариата класс, способный возглавить действительную борьбу против всего отсталого, бесчеловечного, реакционного, она превратилась из силы прогресса в силу консерватизма и реакции. [3]
Силы организующие и дезорганизующие
Силы, объединяющие и сплачивающие народ [3]
- Пролетариат. — С появлением пролетариата как самостоятельно политической силы изменился социально-классовый состав народа. В капиталистическом обществе народ представляет собой социально разнородную общность, состоящую из пролетариата, крестьянства, городских средних слоёв, живущих за счёт своего труда, и части интеллигенции. Эти составные элементы народа образуют две его существенно отличающиеся друг от друга половины: пролетарскую и непролетарскую. Первая составляет сильную сторону народа, вторая — слабую. Но существует объективная основа для политической общности пролетариата и трудящихся в капиталистическом обществе: экономическое и политическое положение и общие коренные интересы. Крестьянин, предвидя неизбежное разорение и переход в ряды пролетариата, идёт на союз с ним, на укрепление политической общности с ним. Это обстоятельство обусловливает возможность пролетариата иметь несравненно большую силу, чем его доля в общей массе населения. Сила и подлинная революционность пролетариата неотделимо связаны с его ролью руководителя, гегемона народа в освободительном движении.
- Марксистско-ленинская партия. — Главной организующей и цементирующей силой народа является марксистско-ленинская партия, которая не только глубоко выражает пролетарские и народные интересы, но и с учётом их действует в своей политике.
Силы, дезорганизующие народ [3]
Читайте также: