Проект гиперактивные дети в доу

Обновлено: 05.07.2024

Цель: корректировать синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
Задачи:
1. Актуализировать значимость проблемы возрастаещего количества детей с повышенной двигательной активностью.
2. Рассмотреть методы работы с детьми с СДВГ: кинезиологические упражнения, игры с правилами.
3. Консультировать педагогов и родителей об особенностях взаимодействия с детьми с повышенной двигательной активностью.
Содержание работы: материал может быть использован воспитателями и учителями первоклассников в работе с детьми, имеющих синдромом дефицита внимания с гиперактивностью. Коррекционно-развивающие задания ориентированы на возраст 5–8 лет, когда компенсаторные возможности мозга велики и ещё не успел сформироваться патологический стереотип. При выполнении кинезиологических упражнений происходит стимуляция мозолистого тела, мозжечка и вестибулярного аппарата детей, что приводит к развитию функции сознания, самоконтроля и саморегуляции. Игры с правилами организуют и регулируют действия ребенка. Эти правила определенным образом ограничивают спонтанную активность, ситуативность поведения. Их можно использовать на уроках (кратковременные физминутки) так и во внеучебное время на прогулках.
Невнимательные и непоседливые дети были всегда. Чаще выраженная повышенная двигательная активность наблюдается у детей дошкольного возраста и учащихся начальных классов. У ребенка может быть вполне нормальный или даже высокий уровень интеллекта, но учится он плохо и мешает другим на уроках.

Комплекс № 1.
1. Колечко. Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем по¬следовательно указательный, средний и т.д. Проба выпол-няется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.




3. Лезгинка. Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук в течение 6—8 смен позиций. Добивайтесь высокой скорости смены положений.



4. Зеркальное рисование. Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркаль¬но-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, за-метно увеличится эффективность работы всего мозг.





7. Уголек на ладони. Подбрасывать шар на ладони попеременно левой и правой рукой. Затем подбрасывать два шара двумя руками одновременно.

Комплекс № 2.
1. Массаж ушных раковин. Помассируйте мочки ушей, затем всю ушную раковину. В конце упражнения разотрите уши руками.



2. Перекрестные движения. Выполняйте перекрестные координированные движения одновременно правой рукой и левой ногой (вперед, в сторону, назад). Затем сделайте то же левой рукой и правой ногой.



3. Качание головой. Дышите глубоко. Расправьте плечи, закройте глаза, опустите голову вперед и медленно раска¬чивайте головой из стороны в сторону.



4. Симметричные рисунки. Нарисуйте в воздухе обеими руками одновременно зеркально симметричные рисунки (можно прописывать простые геометрические фигуры).




6. Качаем палочку. Упираясь концами палочки в центр ладоней, вращать кисти рук перпендикулярно палочке, стараясь не уронить ее. Медленно поднимать руки над головой и опускать их вниз, продолжая удерживать палочку (2-3 раза).



7. Потряхивание. Зажать шар в руке и производить максимально свободные движения в лучезапястном суставе.


Комплекс № 3.
1. Поверните правую руку на ребро, согните пальцы в кулак, выпрямите, положите руку на ладонь. Сделайте то же самое левой рукой.





2. Домик. Соедините концевые фаланги выпрямленных пальцев рук. Пальцами правой руки с усилием нажмите на пальцы левой, затем наоборот. Отработайте эти движения для каждой пары пальцев отдельно.




4. Зафиксируйте предплечье правой руки на столе. Указа тельным и средним пальцами возьмите карандаш со стола, приподнимите и опустите его. Сделайте то же левой рукой.



5. Раскатывайте на столе небольшой воображаемый комочек пластилина по очереди пальцами правой руки, затем левой.



6. Удерживаем палочку. Брать палочку за концы и удерживать ее на весу поочередно указательными пальцами обеих рук, средними пальцами и т.д.



7. Раздавим орех. Положить шар в центр ладони левой руки, а сверху положить центром ладони на шар правую руку. Сдавливать шар с обеих сторон, как бы пытаясь его раздавить. Осуществлять сжатие с максимальным напряжением, чередовать напряжение с расслаблением, не выпуская шар из руки.





3. Сидя, согните руки в локтях, сжимайте и разжимайте кисти рук, постепенно убыстряя темп. Выполняйте до мак¬симальной усталости кистей. Затем расслабьте руки и встряхните.



4. Поглаживание лица: приложите ладони ко лбу, на вы¬дохе проведите ими с легким нажимом вниз до подбородка. На вдохе проведите руками со лба через темя на затылок, с затылка на шею.



5. Вытяните руки перед собой, сгибайте кисти вверх и вниз. Затем вращайте обеими кистями по и против часовой стрелки (сначала однонаправлено, затем разнонаправлено), сводите и разводите пальцы обеих рук. Попробуйте одновременно с движениями рук широко открывать и закрывать рот.
6. Бегущие пальцы. Перебирать всеми пальцами вдоль карандаша (палочки) от одного конца до другого вперед и назад.



7. Тигр кусает шар. Сжать шар между большим и указательным пальцами, при сдавливании шар держать очень плотно, добиваясь ощущения ломоты и растягивания. Аналогично сжимать шар между другими пальцами, максимально вставляя шар в межпальцевый промежуток.



Комплекс № 5.
1. Задержка дыхания. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание так долго, насколько это возможно. Можно ввести элемент соревнования в группе.
2. Следите глазами по контуру воображаемой фигуры (круг, треугольник, квадрат) или цифры.
3. Делайте движения челюстью в разных направлениях.
4. Самомассаж ушных раковин: зажмите мочку уха большим и указательным пальцами, разминайте раковину снизу вверх и обратно. Потяните ушные раковины вниз, в сторону и вверх.
5. Упражнения в парах: встаньте напротив друг друга, коснитесь ладонями ладоней партнера. Совершайте движе¬ния, аналогичные велосипеду.
6. Ползущий карандаш. Удерживая карандаш между пальцами, ослабить зажим настолько, чтобы карандаш медленно сполз вниз.
7. Обезьяна хватает персик. С силой сжимать в руке шар, который располагается прямо в середине ладони.

Комплекс № 6.
1. Стоя, опустите руки, сделайте быстрый вдох, притягивая руки к подмышкам, ладонями вверх. Затем, медленно выдыхая, опустите руки вдоль тела ладонями вниз.
2. Полет. Стоя. Сделайте несколько сильных взмахов ру¬ками, разводя их в стороны.
3. Правой рукой массируйте левую руку от локтя до запя¬стья и обратно. Затем от плеча до локтя и обратно. То же самое движение проделайте с другой рукой.
4. Прижмите ладонь к поверхности стола. Сначала по по¬рядку, а затем хаотично поднимайте пальцы по одному и называйте их.
5. Сидя на полу, вытяните ноги перед собой. Совершайте движения пальцами обеих ног, медленно сгибая и выпрям¬ляя их сначала вместе, затем поочередно. Добавьте синх¬ронные движения кистями рук.
6. Шаги. Зажать карандаш между вторыми фалангами указательного и среднего пальцев и делать шаги по столу. Следить, чтобы карандаш не выпал из пальцев.
7. Когти дракона сжимают жемчужину. Взять шар в щепоть. Все пять пальцев давят на поверхность шара, как бы мнут его. Затем перекатывать шарик, сжимая его между кончиками пальцев.

Комплекс № 7.
1. Дышите только через одну ноздрю (сначала левую, затем правую).
2. Яйцо. Сядьте на пол, подтяните колени к животу, обхватите их руками, голову спрячьте в колени. Раскачивайтесь из стороны в сторону, стараясь расслабиться.
3. Хлопните несколько раз в ладони, чтобы пальцы обеих рук соприкасались. Затем выполните хлопки кулаками, ориентированными тыльной поверхностью сначала вверх, а потом вниз.
4. Закройте глаза. Попробуйте опознать небольшой предмет, который дадут вам в руку (ключ, пуговица, скрепка и т.д.).
5. Упражнения в парах: встаньте лицом друг к другу. Один из партнеров выполняет движение руками или ногами, другой должен их зеркально отобразить.
6. Вращаем палочку. Зажать конец палочки средним и указательным пальцами правой руки. Длинный конец палочки должен находиться дальше от груди. Перевернуть палочку и вложить ее длинным концом в левую руку (между указательным и средним пальцами). Очередным поворотом вложить ее в правую руку и т.д. Происходит вращение палочки.
7. Перекаты (выполняется по возможности расслабленной кистью). Перекатывать шарик между пальцами. Шарик помещается между большим и указательным пальцами. Указательный палец перекатывает шарик как вдоль, так и поперек большого пальца. Повторить упражнение остальными пальцами.
Во внеурочное время можно использовать игры, формирующие произвольность поведения (игры с правилами).
Игры с правилами не теряют своего смысла, как в дошкольном, так и в младшем школьном возрасте. В то же время они привлекательны и значимы для детей. Их можно использовать на уроках (кратковременные физминутки) так и во внеучебное время на прогулках.
В каждой, даже самой простой игре есть правила, которые организуют и регулируют действия ребенка. Игра позволяет поставить ребенка в ситуацию, где нужно действовать по образцу. Эти правила определенным образом ограничивают спонтанную активность, ситуативность поведения. Что способствует овладению правилами, нормами поведения. При этом изменяется его деятельность, она становится сознательно регулируемой, произвольной.
Естественному усвоению правил способствует то, что игровые действия осуществляются совместно. Подражание другим детям или взрослому помогает ребенку относительно быстро освоить требования игры.
Сигналами осознания правил становятся:
• замечания, которые дети начинают делать друг другу в случае нарушения;
• самостоятельно продолжают игру без активного участия взрослого.

Рекомендации педагогам по работе с детьми с повышенной двигательной активностью
1. Введите знаковую систему оценивания. Хорошее поведение и успехи в учебе вознаграждайте. Не жалейте устно похвалить ребенка, если он успешно справился даже с небольшим заданием.
2. Изменяйте режим урока – устраивайте минутки активного отдыха с легкими физическими упражнениями и релаксацией.
3. В классе желательно иметь минимальное количество отвлекающих предметов (картин, стендов). Расписание занятий должно быть постоянным, т.к. дети с синдромом часто забывают его.
4. Работа с гиперактивными детьми должна строиться индивидуально. Оптимальное место для гиперактивного ребенка – в центре класса, напротив доски. Он всегда должен находиться перед глазами учителя. Ему должна быть предоставлена возможность быстро обращаться к учителю за помощью в случаях затруднений.
5. Направляйте лишнюю энергию гиперактивных детей в полезное русло – во время урока попросите его вымыть доску, собрать тетради и т.д.
6. Вводите проблемное обучение, повышайте мотивацию учеников, используйте в процессе обучения элементы игры, соревнования. Больше давайте творческих, развивающих заданий и, наоборот, избегайте монотонной деятельности. Рекомендуется частая смена заданий с небольшим числом вопросов.
7. На определенный отрезок времени давайте лишь одно задание. Если ученику предстоит выполнить большое задание, то оно предлагается ему в виде последовательных частей, и учитель переодически контролирует ход работы на каждой из частей, внося необходимые коррективы.
8. Давайте задания в соответствии с рабочим темпом и способностями ученика. Избегайте предъявления завышенных или заниженных требований к ученику с СДВГ.
9. Создавайте ситуации успеха, в которых ребенок имел бы возможность проявить свои сильные стороны. Научите его лучше их использовать, чтобы компенсировать нарушенные функции за счет здоровых. Пусть он станет классным экспертом по некоторым областям знаний.
10. Совместно с психологами помогайте ребенку адаптироваться в условиях школы и в классном коллективе – воспитывайте навыки работы в школе, обучайте необходимым социальным нормам и навыкам общения.
11. При каждом подходящем случае давайте ребенку возможность принимать на себя ответственность.
12. Всегда помните: необходимо договариваться, а не стараться сломить.

В работе содержатся медико – педагогические материалы по проблемам детей с
СДВГ, представлена диагностика обучающихся на предмет выявления синдрома,
предлагаются занятия для детей по психологическому развитию, включая упражнения на развитие внимания, волевых усилий и управляющих функций, рекомендации для учителей, родителей и заинтересованных организаций по проблемам детей, страдающих СДВГ.

Оценить 1912 0

Бобкова Екатерина Александровна

им. Героя Советского Союза Борисова В.А.

учитель начальных классов

Особенности педагогической работы с детьми с СДВГ

Цель: Изучить систему диагностики, определения, профилактики, коррекции и социально – педагогической помощи (психолого – педагогического) синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) и применять на практике

Изучить медико – педагогические материалы по проблемам детей с

Провести диагностику обучающихся на предмет выявления синдрома.

Создать необходимую здоровую среду для детей с СДВГ.

Подобрать и систематически проводить занятия для детей по психологическому развитию, включая упражнения на развитие внимания, волевых усилий и управляющих функций.

Развивать эмоционально – волевую сферу школьников.

Создать систему работы с родителями детей с СДВГ.

Выработать рекомендации для учителей, родителей и заинтересованных организаций по проблемам детей, страдающих СДВГ.

Введение

СДВГ — синдром дефицита внимания и гиперактивности — до ставляет немало проблем не только его обладателю, но и окружающим его людям — родителям, учителям, воспитателям. Современный взгляд на эту проблему рассматривает возможность эффективной коррекции этого заболевания с по мощью тренировок тех психических процессов, которые оно ограничивает.

К настоящему времени СДВГ входит в разряд серьезных социальных проблем, поскольку количество учащихся, испытывающих трудности при адаптации к учебному процессу, значительно выросло. По данным статистики, в Великобритании от 1 до 3% детей имеют диагноз СДВГ, в Италии – от 3 до 10%, в Австралии – от 7 до 10%, а в России и США проживают от 4 до 18% таких детей.

Для многих родителей эта аббревиатура — не пустой звук. Проблемы начинаются с момента поступления их ребенка в детский сад. При большой численности групп даже в современных детских садах у воспитателя просто не хватает терпения на ребенка с СДВГ. В школе неприятности только увеличиваются, и, если не начать с ребенком психодиагностическую и коррекционную работу, то и в дальнейшей жизни ему будет трудно

Очень много проблем и переживаний СДВГ приносит родителям и учителям, но многие не задумываются о том, каково самому ребенку быть таким.

Актуальность

За последние 60 лет количество детей с пограничными психи ческими состояниями выросло на 50% и определяется, в основном, комплексом, называемым дезадаптационным синдромом (школьная дезадаптация ШД), включающим в себя определенный перечень патологических функциональных и органических состояний, делающих ребенка, а потом подростка, неуспешным в обучении. Данный синдромокомплекс состояний предопределяет девиантное и деликвентное поведение, сложности самореализации и раскрытия способностей человека, как в жизни социальной, так и в личной жизни.

Считая основой современной внутренней политики, создание условий для формирования полноценного кадрового потенциала народа, способного обеспечить процветание страны и каждой личности, образование становится одной из ведущих сфер развития государства. А для образования главное – успешный учащийся, желающий учиться и творить.

Проблему школьной адаптации следует отнести к одной из наиболее серьезных социальных проблем современности, требующих уже не столько углубленного изучения, сколько безотлагательных поисков продуктивного решения на практическом уровне.

Школьная адаптация - приспособление ребенка к первичному учебному коллективу (классу), нормам поведения и взаимоотношений в новом коллективе.

В настоящее время проблему школьной адаптации, по данным разных авторов (Е.В. Новиков, Э.М. Александровская, Н.Г. Лусканова, И.А. Коробейников) испытывают от 15% до 40% учащихся начальных классов общеобразовательной школы, причем отмечается тенденция к дальнейшему росту их количества. Большинство современных психологов, занимающихся этой проблемой, считает, что процесс школьной адаптации вызывает трудности у всех без исключения детей (Н.И. Гуткина, Р.М. Грановская, И.В. Дубровина, В.С. Мухина, И.М. Никольская и др.). Это вызвано той нагрузкой, которую испытывает ребёнок, его организм в связи с резким изменением образа жизни, значительным увеличением и качественным усложнением тех требований, которым он должен соответствовать.

Оценка уровня школьной адаптации состоит из следующих блоков:

1. Показатель интеллектуального развития – несет в себе информацию об уровне развития высших психических функций, о способности к обучению и саморегуляции интеллектуальной деятельности ребенка.

2. Показатель эмоционального развития отражает уровень эмоционально-экспрессивного развития ребёнка, его личностный рост.

3. Показатель сформированности коммуникативных навыков (с учётом психологических новообразований, кризиса 7 лет: самооценки и уровня притязаний).

4. Уровень школьной зрелости ребенка в дошкольный период.

Совместные усилия учителей, педагогов, родителей, врачей и школьного психолога способны снизить риск возникновения у ребенка школьной дезадаптации и трудностей обучения.

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) является одной из самых частых причин нарушений поведения и трудностей обучения в дошкольном и школьном возрасте. По данным зарубежных и отечественных эпидемиологических исследований, частота СДВГ среди детей этих возрастных групп достигает 4,0-9,5%.

С годами становилось ясно то, что к детям с таким заболеванием, учитывая его психопатологическую природу, требуется иной подход в обучении. Бессилие педагогических методов коррекции гиперактивности становилось все более очевидным, так как опирались на старое представление об изъянах в воспитании как источнике данной проблемы. Источники гиперактивности следовало искать в нарушении нервной системы и в соответствии с этим планировать коррекционные мероприятия.

В происхождении синдрома дефицита внимания с гиперактивностью играют роль:

1.1.1 генетические механизмы

1.1.2 органическое повреждение головного мозга

1.1.3 психосоциальные факторы

Всегда следует иметь в виду возможность воздействия нескольких факторов, влияющих друг на друга. Значительную роль в происхождении заболевания играют неблагоприятные факторы в течение беременности и родов.

Ещё одной причиной синдрома дефицита внимания с гиперактивностью является минимальная мозговая дисфункция, то есть множество микроповреждений мозговых структур, возникающих вследствие родовой травмы, асфиксии новорожденных и множества подобных причин. При этом грубые очаговые повреждения мозга отсутствуют.

Неблагоприятные психологические и социальные факторы — не прямая причина синдрома дефицита внимания с гиперактивностью, но эти факторы могут закреплять клинические проявления и усиливать дезадаптацию детей, страдающих этим заболеванием. У детей, генетически предрасположенных к синдрому дефицита внимания с гиперактивностью, конфликты в семей могут усилить остроту проявления до клинического уровня.

Основная проблема детей с двигательной расторможенностью в том, что им не сидится на месте, они не могут сосредоточиться при восприятии информации на слух, отвлекаются сами и отвлекают других детей. Начав какое-то дело, быстро его бросают и хватаются за другое. Вокруг них на пустом месте возникают конфликты, потасовки, они часто дерутся, невзначай или в знак протеста ломают предметы, которые попадаются им под руку. У детей данной категории наблюдается частая смена настроения: они то плачут, то смеются. Создается впечатление, что ими не признаются доступные для детского сознания правила существования в обществе. С точки зрения педагогической науки описанное поведение характеризуется как отклоняющееся.

Ребенок не склонен прислушиваться к советам взрослых. Он является источником постоянного беспокойства для родителей, педагогов, сверстников, так как вмешивается в чужие разговоры и деятельность, берет чужие вещи, избыточно реагирует на внешние раздражители, часто ведет себя совершенно непредсказуемо. Незрелость эмоционально-волевой сферы проявляется в конфликтных взаимоотношениях со сверстниками или взрослыми. Ребенок не признает авторитетов и не способен предвидеть последствия своего поведения. Такие дети с трудом адаптируются в коллективе, их поведение есть источник непонимания со стороны окружающих. Подобные ситуации сдерживают приобретение навыков общения. Их отчетливое стремление к лидерству не имеет под собой фактического подкрепления. Такие дети склонны к раннему началу курения, у многих проявляется желание попробовать алкоголь и наркотические препараты. Кроме того, в подростковом возрасте они тяготеют к различным формам группирования, при этом возрастают риски формирования стойких нарушений поведения и агрессивных черт характера. Нарушения в поведении не могут не отразиться на внутрисемейных отношениях.

Следует отметить, что наличие нарушений обучения и социальных функций является необходимым критерием для установления диагноза "синдром дефицита внимания/гиперактивности". Кроме того, диагноз синдрома дефицита внимания/гиперактивности может быть поставлен только тогда, когда очевидны трудности в обучении (т. е. не ранее 5-6-летнего возраста).

Мною был проведен ряд диагностических заданий на двигательную организацию:

Тест на статическую координацию движений;

Тест на динамическую координацию движений;

Тест на моторику рук;

Тест на скорость движений;

Тест на одновременность движений;

Тест на отчетливость движений.

По данным диагностикам проверила уровень динамической координации тела, построения движений, выявила дополнительные движения, которые непроизвольно присоединятся при выполнения заданий, исследовала координацию статического равновесия, проверила согласованную деятельность большого количества мышечных групп.

Также провела тесты на чувство ритма:

Тест на воспроизведение скорости звуков (шумовой);

Тест на воспроизведение акцентированных и неакцентированных звуков (шумовой);

Тест на воспроизведение шумовых ритмических рисунков (шумовой);

Тест на воспроизведение скорости звуков (музыкальный);

Тест на воспроизведение акцентированных и неакцентированных звуков (музыкальный)

Тест на воспроизведение шумовых ритмических рисунков (музыкальный);

Эти диагностики показали, на сколько у ребенка сформировано чувство ритма, темпа, метра в шумовом и музыкальном варианте.

Еще продиагностировала психические процессы ученицы при помощи следующих методик:

Тест на выявление уровня сформированности восприятия;

Тест на выявление уровня сформированности внимания;

Тест на выявление уровня сформированности памяти;

Тест на оперативность движений;

Тест на мотивацию;

Тест на эмоциональность..

Последние методики выявили уровень сформированности психических процессов таких как: восприятие, память, внимание, оперативность движений, показали эмоциональность и мотивацию ученицы.

Протокол выявления уровня двигательной организации, чувства ритма и психических процессов на начало занятий.

ПЕДАГОГИ-ПСИХОЛОГИ

ПРОГРАММА
НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
И КОРРЕКЦИИ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ
ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ
И ГИПЕРАКТИВНОСТИ

ПЕДАГОГИ-ПСИХОЛОГИ

ПЕДАГОГИ-ПСИХОЛОГИ

ПЕДАГОГИ-ПСИХОЛОГИ

ПЕДАГОГИ-ПСИХОЛОГИ

ПЕДАГОГИ-ПСИХОЛОГИ

ПЕДАГОГИ-ПСИХОЛОГИ

ПЕДАГОГИ-ПСИХОЛОГИ

ПЕДАГОГИ-ПСИХОЛОГИ

ПЕДАГОГИ-ПСИХОЛОГИ

ПЕДАГОГИ-ПСИХОЛОГИ

НЕОБЫЧНО. КАК ВАМ ТАКОЙ ПОДХОД?
ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД В РАБОТЕ С ГИПЕРАКТИВНЫМИ ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА
( коррекционно-развивающие занятия с детьми "Волшебные шарики")

ПЕДАГОГИ-ПСИХОЛОГИ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РАБОТЕ С ГИПЕРАКТИВНЫМИ ДЕТЬМИ
(конспекты - 16 ЗАНЯТИЙ)

Рабочая программа составлена на основе программы работы с гиперактивными детьми И. Л. Арцишевской.
ПРОГРАММА ПОЛНОСТЬЮ - В ФАЙЛЕ

ПЕДАГОГИ-ПСИХОЛОГИ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ
"ГИПЕРАКТИВНЫЙ РЕБЕНОК В ДЕТСКОМ САДУ"

ПЕДАГОГИ-ПСИХОЛОГИ

ПЕДАГОГИ-ПСИХОЛОГИ

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ НЕЙРОПСИХОЛОГИИ И КИНЕЗИОЛОГИИ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С СДВГ" (из опыта работы)

Реалии сегодняшнего времени таковы, что участились отклонения в соматическом, психоневрологическом и психическом здоровье детей. И эта тенденция постепенно приобретает все более выраженный и устойчивый характер..
Как следствие этого сегодня мы видим огромный рост детей с так называемыми трудностями обучения.
ПОДРОБНЕЕ - В ФАЙЛЕ


Ключевые слова: гиперактивность, индивидуальный подход, здоровье, опыт, практика.

Гиперактивные дети — широкое и неоднородное понятие. При выборе методики педагогической коррекции сложились две противоположные концепции. Первая (более распространенная) характеризуется тем, что гиперактивного дошкольника считают плохим, неисправным. К нему проявляют всеобщее недоброжелательное отношение, неприязнь, бесконечно фиксируются его поступки, его осуждают и наказывают. Положительные черты личности при этом не выявляются. Вследствие этого возникает ожесточение, озлобленность, желание отомстить обидчикам — воспитателям и сверстникам за равнодушие к его положению. У каждого воспитанника есть стремление к хорошему; плохое его самого тяготит и вызывает страдания. Но ребёнок не может самостоятельно сосредоточить свои силы на исправлении ошибок. Он нуждается в помощи доброго и вдумчивого воспитателя.

Главное отличие гиперактивности от просто активного ребёнка в том, что это не черта характера ребёнка, а следствие не слишком гладкого появления на свет, патология беременности и родов, физических и психических травм. Экология и темп современной жизни сейчас оставляет желать лучшего, неудивительно, почему гиперактивные дети не редкость, а скорее норма нашей, сегодняшней жизни.

Гиперакивных детей нельзя не заметить. Они, как ртуть, постоянно в движении, они бегают, вертятся, натыкаются на вещи, они постоянно находятся виновниками нарушения всевозможных правил, причём это не столько по умыслу, сколько по неспособности усвоить эти правила и выполнять их. Отношение этих детей со сверстниками и со старшими по возрасту нередко отличаются несоблюдением дистанции, недостаточной осторожностью и сдержанностью. Все мы знаем этих неугомонных непосед, вездесущих сорванцов, которым ни секунды не сидится на месте и которые, похоже, находятся в плену своей ненасытной жажды движения. Гиперактивность — не просто внешне малоприемлемое поведение — это комплексное нарушение, которое затрагивает целостное развитие личности этих очень нуждающихся в помощи детей. Разрыв между постоянными попытками детей изменить своё поведение и ежедневными неудачами питает чувство вины и неполноценности.

В моей группе был ребёнок (сейчас он первоклассник) у которого была повышенная агрессивность, неусидчивость, слабо развита мелкая моторика, с трудом запоминал стихи. Поведение этого ребёнка меня озадачило. Проведя работу совместно с педагогом, психологом — путём тестирования, предложили наличие гипердинамичного синдрома. Поставив родителей в известность о возможном наличии гипердинамичного синдрома. Посоветовали обратиться к врачу невропатологу, ребёнок прошёл курс лечения у врача невропатолога.

Для определения методов работы с такими детьми основополагающим является индивидуальный подход, основанный на глубоком изучении и хорошем знании состояния психофизиологического здоровья ребёнка, его привычек, любимых занятий.

В воспитании необходимо избегать двух крайностей — проявление чрезмерной мягкости и предъявления ему повышенных требований. Нельзя допускать вседозволенности: детям должны быть чётко разъяснены правила поведения в различных ситуациях. Однако, количество запретов и ограничений следует свести к разумному минимуму.

Ребёнка хвалила в каждом случае, когда ему удавалось довести начатое дело до конца, когда он лепил, рисовал. Использовала настольные игры, моделирование из бумаги, учитывая интересы ребёнка (раскраски автомобилей, военной техники, самолётов, героев мультфильмов и т. д.). Для достижения результата необходимо проявлять настойчивость и требовательность к ребёнку.

К гиперактивному ребёнку и близкие могут испытывать отчуждение, но, следует постараться понять его и вместе с ребёнком нравственно, расти в процессе решения его многочисленных проблем.

Читайте также: