Психолого педагогический мониторинг в начальной школе

Обновлено: 05.07.2024

1 Психолого-педагогический мониторинг для выявления одаренных детей в начальной школе

2 Способности Общие (общие умственные, интеллектуальные) Специальные художественные спортивные математические артистические технические

3 Типы одаренных детей (Н.С. Лейтис) Учащиеся с ярким проявлением способностей к отдельным школьным наукам и видам деятельности Учащиеся с ранним подъемом интеллекта Учащиеся с потенциальными признаками одаренности

5 Как работать с детьми, имеющими потенциальные признаки одаренности? 1. Создать благоприятную психологическую атмосферу; 2. Помочь ученику понять самого себя, а родителям своего неординарного ребенка; 3. Стимулировать их развитие, позволять детям как можно чаще высказывать свои творческие идеи, находить для этого время, внимательно выслушивать ребенка, быть восприимчивым слушателем;

7 7. Никогда не следует выставлять одаренного ребенка напоказ, возвеличивать, делать его предметом радости и гордости родителей и школы; 8. Усиливать в них стремление к дальнейшему развитию, самоопределению, самостоятельности, смелости в достижении целей.

8 Возраст и одаренность Возрастные предпосылки способностей у младших школьников: 1. -Повышенная восприимчивость; 2. -Доверчивая готовность усваивать новые знания; 3. -Вера в истинность того, чему учат.

9 Проблемы одаренных детей 1. Неприязнь к школе (Учебная программа скучна и неинтересна для одаренного ребенка, учебный план не соответствует его способностям; 2. Конформность (эмоциональный дискомфорт, конфликтные ситуации с окружающими, непринятие установленных требований) 3. Проблемы социально-психологической адаптации. 4. Нереалистические цели (ставят завышенные цели) 5. Сверхчувствительность; нетерпимость к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии.

11 Принципы выявления одаренных детей Комплексный подход Наблюдение за ребенком в разных видах деятельности Анализ поведения ребенка в тех сферах деятельности, где он наиболее успешен и имеет склонности Подключение экспертов Оценка признаков одаренности Опора на валидные методы диагностики

13 Результаты исследования способностей учащихся 1 Б класса (2007 – 2008 учебный год.) Способности Высокий уровень (%) Интеллектуальные 2,9 Технические 1,7 Музыкальные 16,3 Научные 1,9 Артистические 15,5 Спортивные 7,3 Художественные 14,8 Литературные 6,2 Организаторские 2,4 Коммуникативные 12,7

15 Занятость учащихся в кружках, студиях, секциях гимназии (I ступень обучения) Уч. год Кол-во%

16 Охват учащихся, занимающихся в спортивных секциях гимназии Уч.год Кол-во% , , ,1

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Мещерякова Марина Сергеевна

учитель-логопед МОУ СОШ №13

руководитель службы сопровождения

Лаптева Мария Александровна

Педагог – психолог МОУ СОШ № 13

Психолого – педагогический мониторинг общего развития младших школьников

С детьми, с отклонениями в развитии, приходится встречаться разным специалистам и довольно часто. С каждым днем в образовательных учреждениях увеличивается количество детей с теми или иными нарушениями в формировании высших психических функций, которые нуждаются в особом внимании и специальной коррекционной педагогической помощи.

В рамках деятельности внутришкольного психолого – медико-педагогического консилиума нашей школы возникла необходимость разработки и внедрения в диагностический этап информативного и быстрого мониторинга общего развития младших школьников, который бы не только выявлял пробелы в знаниях, но и определял причины появившихся затруднений.

Представленный психолого – педагогический мониторинг общего развития младших школьников является продуктом научно – методической деятельности специалистов службы сопровождения начального звена и реализуется как долгосрочный проект в рамках развития школы.

Цель проекта: разработать модель отслеживания качества обученности и коррекции образовательной деятельности, для достижения детьми планируемых результатов освоения образовательной программы.

Задачи проекта:

Выявление актуальных характеристик освоения учащимися образовательной программы.

Сравнение результатов с нормой развития.

Прогноз на качество дальнейшего усвоения программы конкретным ребёнком.

Разработка рекомендаций другим специалистам по психолого – педагогическому сопровождению лиц с отклонениями в развитии.

Ожидаемые результаты:

Совершенствование системы выявления, поддержки и сопровождения детей с ОВЗ.

Создание эффективно действующей службы психолого – педагогического сопровождения.

Создание условий для обучения, развития, поддержки детей с ОВЗ.

Обеспечение детей с ОВЗ специальной коррекционной педагогической помощью в рамках школьного ПМПк.

Повышение уровня компетентности участников образовательного процесса.

Повышение результативности образовательного процесса в ОУ.

Повышение имиджа ОУ и учителя в образовательном пространстве города.

Организация эффективного образовательного процесса невозможна без проведения диагностики уровня интеллектуального развития младших школьников, задача которого выявить характер патологии, ее структуру, степень выраженности нарушений, индивидуальные особенности проявления.

Гипотеза - если будет создана четкая система психолого – педагогического мониторинга, то это будет способствовать раннему выявлению детей группы риска (с нижней границей возрастной нормы) и детей с нарушениями психологического и интеллектуального развития, поможет увидеть, насколько изменился уровень развития (как качественно, так и количественно) учащихся, как в целом, так и отдельных параметров за определенный период коррекционной помощи. Кроме того, это даст возможность эффективного планирования индивидуальных и групповых занятий по коррекции имеющихся нарушений; позволит специалистам службы сопровождения наглядно увидеть развитие ребенка за весь период обучения в начальной школе .

Диагностические результаты будут информативными не только для логопедов и психологов, но и для педагогов образовательных учреждений города.

Представленная работа является результатом отражения практической деятельности авторов по данной проблеме в рамках реализации программы развития образовательного учреждения.

Теоретическая часть содержит методики обследования, параметры и критерии исследования, систему оценки результатов.

Система обследования разработана с учетом основных принципов диагностики. Предусмотрено проведение исследования внимания, памяти, мышления, восприятия, мелкой моторики, состояния письма и чтения.

Данный мониторинг является экспресс – диагностическим, поэтому выявленные впервые дети проходят углубленное обследование у специалистов службы сопровождения с целью более глубокого изучения нарушенной функции, и для определения ведущего дефекта в структуре патологии.

Анализ теоретико-методологических основ модернизации образования, в особенности такой его важнейшей характеристики, как управление, в значительной степени базируется на современном понимании мониторинга образования, его сущности и содержании.

Общепризнанной трактовки понятия “мониторинга” пока нет ни в психологической, ни в педагогической литературе. Обычно под мониторингом понимают “наблюдение, оценку и прогнозирование состояния окружающей среды”. В последние годы наблюдается тенденция к расширению его толкования с выходом за пределы экологической тематики, и оно становится, по сути дела, синонимом понятий “систематическое наблюдение”, “оперативное наблюдение”.

С научно-педагогической точки зрения одной из сторон деятельности является гностическая деятельность, в связи с которой в последнее время стали использовать понятие “педагогический мониторинг”.

Педагогический мониторинг – это диагностика, оценка и прогнозирование педагогического процесса; отслеживание его хода, результатов, перспектив развития. Педагогический мониторинг имеет специфический объект изучения и обеспечивает педагогов, руководителей образовательного учреждения и органы управления качественной и своевременной информацией, необходимой для принятия управленческих решений.

Частью педагогического мониторинга развития и обучения в образовательном учреждении является психологической мониторинг.

Психологический мониторинг представляет собой систему постоянного отслеживания посредством психологической диагностики процесса личностного развития учащегося (ребенка), создания банка психологических данных на каждого учащегося (ребенка), проектирование индивидуальной психологической и педагогической траектории учащегося (ребенка).


  • получение максимально полной психологической информации, характеризующей образовательный процесс в школе (ДОУ);

  • предоставление этой информации в наиболее удобном виде пользователям разного уровня;

  • структурирование системы психолого-педагогических коррекционных мероприятий.

психологическая диагностика —> анализ результатов —> рекомендации, консультация —> коррекционные мероприятия —> психологическая диагностика —> анализ результатов —> рекомендации, консультация—> коррекционные мероприятия и т.д.

Психологический мониторинг – комплексная технология, объединяющая диагностику, консультацию, коррекцию в единую эффективную систему психологических средств, реализуемых в определенной последовательности, наполняемых строго отобранным содержанием и позволяющих гибко и действенно осуществлять психологическое сопровождение образовательного процесса, достигать желаемую цель.

При помощи психологического мониторинга оценивается процессуальная сторона обучения и прежде всего качественные характеристики восприятия и усвоения знаний учащимися. Следовательно, в качестве показателя результативности следует рассматривать динамику психологического развития ребенка (то есть возникновение и развитие психических новообразований – познавательной мотивации, расширения зоны ближайшего развития, субъективной позиции в деятельности, произвольности и др.).

Педагогическая и психологическая трактовки образовательного процесса и результатов обучения при существенных различиях тесно взаимосвязаны. Нельзя изменить уровень развития ребенка, не расширяя при этом его осведомленность и круг практических умений. Невозможно формировать полноценные знания и умения, не изменяя при этом уровень психического развития. Поэтому показатели результативности образовательного процесса являются по своей сути психолого-педагогическими.


  • познавательная сфера ребенка (восприятие, память, внимание, мышление) и динамика ее развития, сформированность учебной деятельности;

  • мотивационная сфера и динамика ее развития;

  • эмоционально-волевая сфера (уровень тревожности, активности) и динамика ее развития, влияние эмоционального состояния на процесс обучения, удовлетворенность различными сторонами образовательного процесса;

  • личностная сфера (самооценка, потребность в достижении, уровень коммуникации, ценностные ориентации) и динамика ее развития.

1. Диагностика познавательной сферы учащихся. В соответствии со спецификой качественных изменений в умственном развитии школьников и закономерностей становления учебной деятельности можно выделить особые “показательные” этапы школьного образования. Психологическая диагностика, проведенная на этих этапах, позволит выявить качественные изменения и определить общие тенденции в умственном развитии и формировании учебной деятельности у школьников, т.е. наиболее достоверно представить результаты образовательного процесса с точки зрения общей образованности учащегося.

1 этап – поступление в школу. Задачи этапа: выявить фоновый уровень умственного развития и сформированность предпосылок к участию в учебной деятельности.

2 этап – обучение в первом классе. Задачи этапа: обеспечение адаптации к школе, выявление группы детей, испытывающих различные трудности в обучении, поведении и самочувствии в школьных ситуациях, оказание им необходимой помощи.

3 этап - обучение во втором – третьем классах начальной школы. Задачи этапа: выявление особенностей и уровня развития различных аспектов познавательной деятельности младших школьников для построения эффективного обучения и создания условий для развития школьника.

4 этап – переход из начальной школы в среднюю. Задачи: выявить изменения в умственном развитии школьников, определить общую тенденцию такого развития, спрогнозировать степень успеха адаптации учащихся к обучению в средней школе; выделить учащихся, нуждающихся в коррекции умственного развития.

2. Диагностика мотивационной сферы учащихся. Учебная мотивация у различных возрастных групп школьников проявляется по-разному. Чтобы понять специфику мотивов у школьников разных возрастов, необходимо соотнести их с особенностями каждого возраста в целом. Принято выделять три периода: младший школьный возраст (7-10 лет, учащиеся начальных классов), средний школьный возраст, или подростковый (10-15 лет, учащиеся 5-9 классов), старший школьный возраст, или возраст ранней юности (15-17 лет, учащиеся 10-11 классов). Учебная мотивация будет иметь для этих возрастов свои особенности.


  • перед поступлением в 1-й класс;

  • по окончании 1-го класса;

  • по окончании начальной школы или в период поступления в 5-й класс;

  • поступление в первый класс и период обучения в первом классе;

  • период перехода из начального звена в среднее

  • Для реализации поставленных задач должен использоваться специально подобранный инструментарий.

  • валидность по отношению к измеряемым показателям; психодиагностические методики должны быть направлены именно на измерения заданных параметров;

  • стандартизированность исследовательских процедур; подобранные психодиагностические методики должны предусматривать в своем содержании унифицированные процедуры проведения, обработки и интерпретации полученных данных, так как возникает необходимость сравнения результатов;

  • сопоставимость тестовых показателей методик, используемых на различных этапах возрастного становления учащегося; необходимо использовать психодиагностические методики, дающие сопоставимые показатели, но с учетом возрастного аспекта;

  • экономичность; в связи с загруженностью психологов необходим пакет методик, требующий минимальных временных, организационных и материальных затрат, но в то же время дающих возможно полную информацию о всех сторонах диагностируемых процессов.

  • познавательную сферу;

  • эмоционально-волевую сферу;

  • мотивационную сферу;

  • поведенческую сферу;

  • личностные особенности и черты характера;

  • определить относительное место учащегося в классе и параллели;

  • провести ранжирование учащихся (классов) по заданному параметру;

  • выделить группы учащихся с высокими и низкими показателями;

  • отследить динамику изменений результатов от года к году;

  • провести сравнение групп (классов, параллелей) по заданным параметрам;

  • получить сравнительную оценку качества работы учителей.

1 уровень – информация для ученика. Интерпретация выдержана в положительном ключе и сообщает учащимся об особенностях их мышления, внимания, памяти, мотивации и т.д. Эти результаты служат основой для формирования рефлексии учащихся (особенно в старших классах), и с их обсуждения может начинаться индивидуальная работа психолога или учителя с учеником.

2 уровень – информация для учителя. Здесь информация представлена в наиболее развернутой форме. В зависимости от текущих целей образовательного процесса учитель может получить информацию об отдельном ученике, целом классе или параллели. Результат предоставляется в таблицах, в виде графиков, гистограмм. Эти комплексные сведения позволяют не только оценить возможности ученика на текущий момент, но и своевременно выявить намечающиеся нарушения.

3 уровень – информация для управленческого звена (администрации школы, районных и городских управлений образования). Информация представлена в наиболее обобщенных результатах, так, чтобы на их основе можно было составить целостное представление о качестве образовательного процесса.

Систематическое отслеживание результатов из года в год позволяет увидеть динамику изменения личностных характеристик ученика (ребенка), проанализировать соответствие достижений запланированным результатам, приводит к пониманию закономерностей возрастного развития, позволяет прогнозировать ожидаемое состояние образовательной системы, помогает оценить успешность проведенных коррекционных мероприятий.

В рамках психологического мониторинга также осуществляется психологическое сопровождение предпрофильного и профильного обучения, одаренных детей и детей с высоким уровнем интеллектуального развития, учащихся, обучающихся в классах коррекционно-развивающего обучения.


  • систематическую диагностику развития детей в данных классах;

  • отслеживать эффективность обучения детей по индивидуальным программам;

  • разрабатывать специальные индивидуально-ориентированные коррекционно-развивающие программы, индивидуальные образовательные маршруты (карты).

  • разработка индивидуальных образовательных маршрутов;

  • формирование адекватной самооценки;

  • охрана и укрепление физического и психологического здоровья;

  • профилактика неврозов;

  • предупреждение изоляции одаренных детей в группе сверстников;

  • развитие психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей одаренных детей.

Психолого-педагогическое сопровождение как условие успешности обучения учащихся.

1.Цели, задачи и ожидаемые результаты.

Цель: Разработка и внедрение процедуры комплексного психолого-педагогического сопровождения, способствующего успешному обучению и развитию ученика начальной школы.

Ожидаемые результаты: создание программы психолого-педагогического сопровождения учащихся начальной школы, которая включает в себя психолого-педагогическую диагностику, анализ динамики успеваемости и познавательного развития ученика, его школьной мотивации, прогноз вектора образовательного маршрута. Программа позволит установить факторы и условия успешного обучения, показать взаимосвязь развития психических функций и успеваемости, прогнозировать и предупреждать школьные проблемы и трудности, оказывать эффективную психолого-педагогическую помощь и поддержку ученикам начальной школы. Одним из важнейших условий достижения данного результата является равноправное сотрудничество педагога и психолога.

2. Основная проблема, ее актуальность.

3. Содержание и структура инновационной разработки.

Развитие личности ребенка, его способностей, интересов – процесс непрерывный. Для того чтобы прогнозировать, направлять, вести ребенка к успеху его нужно знать и понимать. Познание каждого школьника, его индивидуальности, потребностей, творческого потенциала – главное направление работы психологической службы гимназии.

Психолого-педагогический мониторинг осуществляется психологами школы в сотрудничестве с педагогами. На каждой ступени обучения мониторинг личностного роста имеет свою специфику, обусловленную возрастными особенностями и учебными.

В своей работе мы раскроем содержание, структуру, методы психолого-педагогического сопровождения учащихся начальной школы.

Определение

Психолого-педагогическое сопровождение – это целостная, системно организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и развития каждого ребенка в школьной среде.

Психологический мониторинг реализует следующие задачи:

  • получение максимально полной психологической информации, характеризующей образовательный процесс в ОУ;
  • предоставление этой информации в наиболее удобном виде пользователям разного уровня;
  • структурирование системы психолого-педагогических коррекционных мероприятий.

Работа психологической службы ОУ в режиме психологического мониторинга осуществляется по следующим направлениям:

психологическая диагностика —> анализ результатов —> рекомендации, консультация —> коррекционные мероприятия —> психологическая диагностика —> анализ результатов —> рекомендации, консультация —> коррекционные мероприятия и т.д.

Психологический мониторинг – комплексная технология, объединяющая диагностику, консультацию, коррекцию в единую эффективную систему психологических средств, реализуемых в определенной последовательности, наполняемых строго отобранным содержанием и позволяющих гибко и действенно осуществлять психологическое сопровождение образовательного процесса, достигать желаемую цель.

При помощи психологического мониторинга оценивается процессуальная сторона обучения и, прежде всего, качественные характеристики восприятия и усвоения знаний учащимися. Следовательно, в качестве показателя результативности нами рассматривается динамика психологического развития ребенка (то есть возникновение и развитие психических новообразований – познавательной мотивации, расширения зоны ближайшего развития, субъективной позиции в деятельности, произвольности и др.).

При помощи психологического мониторинга отслеживаются следующие психологические критерии, показатели результативности образовательного процесса в школе:

  • познавательная сфера ребенка (восприятие, память, внимание, мышление) и динамика ее развития, сформированность учебной деятельности;
  • мотивационная сфера и динамика ее развития;
  • эмоционально-волевая сфера (уровень тревожности, активности) и динамика ее развития, влияние эмоционального состояния на процесс обучения, удовлетворенность различными сторонами образовательного процесса;
  • личностная сфера (самооценка, потребность в достижении, уровень коммуникации, ценностные ориентации) и динамика ее развития.

Периодичность проведения психологической диагностики на различных ступенях обучения:

1. Диагностика познавательной сферы учащихся. В соответствии со спецификой качественных изменений в умственном развитии школьников и закономерностей становления учебной деятельности можно выделить особые “показательные” этапы школьного образования. Психологическая диагностика, проведенная на этих этапах, выявляет качественные изменения и определяет общие тенденции в умственном развитии и формировании учебной деятельности у школьников, т.е. наиболее достоверно представляет результаты образовательного процесса с точки зрения общей образованности учащегося.

1 этап – поступление в школу . Задачи этапа: выявить фоновый уровень умственного развития и сформированность предпосылок к участию в учебной деятельности.

2 этап – обучение в первом классе. Задачи этапа: обеспечение адаптации к школе, выявление группы детей, испытывающих различные трудности в обучении, поведении и самочувствии в школьных ситуациях, оказание им необходимой помощи.

3 этап - обучение во втором – третьем классах начальной школы. Задачи этапа: выявление особенностей и уровня развития различных аспектов познавательной деятельности младших школьников для построения эффективного обучения и создания условий для развития школьника.

4 этап – переход из начальной школы в среднюю. Задачи: выявить изменения в умственном развитии школьников, определить общую тенденцию такого развития, спрогнозировать степень успеха адаптации учащихся к обучению в средней школе; выделить учащихся, нуждающихся в коррекции умственного развития.

5 этап – обучение в среднем звене школы. Задачи: изучение и отслеживание уровня обученности школьников и развития умственных способностей.

6 этап – интеллектуальное и познавательное самоопределение. Задачи: определить умственный “профиль” и изучить качество и уровень усвоения базовых учебных предметов учащимися; выявить уровень развития теоретического и практического интеллекта; определить приоритетное развитие гуманитарных, математических и технических способностей; измерить развитие различных функций интеллекта.

7 этап – итоговый. Задачи: изучить общий уровень умственного развития и сформированности учебной деятельности у выпускников средней школы, проанализировать качество овладения понятиями и логическими операциями на материале основных учебных дисциплин, оценить способность к наглядному и образному мышлению, а также получить характеристику общей образованности учащихся.

2. Диагностика мотивационной сферы учащихся. Учебная мотивация у различных возрастных групп школьников проявляется по-разному. Чтобы понять специфику мотивов у школьников разных возрастов, необходимо соотнести их с особенностями каждого возраста в целом. Принято выделять три периода: младший школьный возраст (7-10 лет, учащиеся начальных классов), средний школьный возраст, или подростковый (10-15 лет, учащиеся 5-9 классов), старший школьный возраст, или возраст ранней юности (15-17 лет, учащиеся 10-11 классов). Учебная мотивация будет иметь для этих возрастов свои особенности.

Чтобы проследить динамику развития учебной мотивации, необходимо провести изучение ее в следующих “контрольных” точках возрастов:

  • перед поступлением в 1-й класс;
  • по окончании 1-го класса;
  • по окончании начальной школы или в период поступления в 5-й класс;
  • в период обучения в 7-м классе;
  • по окончании 9-го класса;
  • по окончании 11-го класса.

3. Диагностика эмоционально-волевая и личностной сферы. Так как особенности эмоционально-волевой и личностной сферы ребенка в достаточно высокой степени влияют на уровень адаптации и процесс обучения ребенка в школе, поэтому особенно целесообразно ее изучение в “критические” возрастные адаптационные периоды:

  • поступление в первый класс и период обучения в первом классе;
  • период перехода из начального звена в среднее и обучение в 5-ом классе;
  • период обучения в 10-м классе.

Для реализации поставленных задач пользуемся специально подобранным инструментарием, который подбирается по следующим основным критериям:

  • валидность по отношению к измеряемым показателям; психодиагностические методики должны быть направлены именно на измерения заданных параметров;
  • стандартизированность исследовательских процедур; подобранные психодиагностические методики должны предусматривать в своем содержании унифицированные процедуры проведения, обработки и интерпретации полученных данных, так как возникает необходимость сравнения результатов;
  • сопоставимость тестовых показателей методик, используемых на различных этапах возрастного становления учащегося; необходимо использовать психодиагностические методики, дающие сопоставимые показатели, но с учетом возрастного аспекта;
  • экономичность; в связи с загруженностью психологов необходим пакет методик, требующий минимальных временных, организационных и материальных затрат, но в то же время дающих возможно полную информацию о всех сторонах диагностируемых процессов.

Например, при проведении психологической скрининговой диагностики (в рамках проведения психологического мониторинга) с учащимися в адаптационные периоды школьного обучения (1, 5 и 10 классы) используется следующий психодиагностический инструментарий:

Читайте также: