План урока по социальной психологии

Обновлено: 06.07.2024

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическое пособие разработано для преподавателя с целью формирования знаний по теме Социализация личности. Межличностные отношения, в процессе теоретического занятий студенты получают основы знаний о проблемах социализации личности в социальной психологии, проблемах межличностного отношения.

Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями к знаниям по ФГОС III поколения, для использования на теоретическом занятии в рамках специальностей 34.02.01 сестринское дело, 31.02.01 лечебное дело, 31.02.02 акушерское дело.

Министерство здравоохранения РД

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Специальность: 34.02.01 Сестринское дело

31.02.01 Лечебное дело

31.02.02 Акушерское дело

Составила: преподаватель психологии

Пояснительная записка

Методическое пособие разработано для преподавателя с целью формирования знаний по теме Социализация личности. Межличностные отношения, в процессе теоретического занятий студенты получают основы знаний о проблемах социализации личности в социальной психологии, проблемах межличностного отношения.

Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями к знаниям по ФГОС III поколения, для использования на теоретическом занятии в рамках специальностей 34.02.01 сестринское дело, 31.02.01 лечебное дело, 31.02.02 акушерское дело. В соответствии с ФГОС, после изучения данной темы студент должен:

Основные задачи и методы психологии

Цели занятия

1. Сформировать представление о предмете социальной психологии, методах ее исследований, о межличностных отношениях.

Развивающая:

2. Подвести студента к проблеме социализации личности в социальной психологии.

Воспитательная:

3. Раскрыть сущность межличностных отношений, сформировать представление о социальной роли.

Методы обучения:

1. Информационно – развивающий (знакомство и анализ теоретической информации).

2. Частично - поисковый (работа с карточками)

3. Тренинг общения.

Тип занятия:

Продолжительность занятия:80 минут.

Междисциплинарные связи:

Обеспечиваемые:

Внутрипредметные связи:

- закономерности общения;

- социально – психологические феномены группы и общества;

- пути социальной адаптации и мотивации.

Требования ФГОС к уровню подготовки студента: студент должен знать основные задачи и методы социальной психологии

Формируемые компетенции: ОК 1-ОК 14


Междисциплинарная интеграция:

Внутридисциплинарная интеграция:

Социализация личности. Межличностные отношения


Студент должен знать:

- основные направления психологии, психологию личности и малых групп, психологию общения;

- задачи и методы психологии;

- особенности психических процессов у здорового и больного человека;

- психологические факторы в предупреждении возникновения и развития болезни;

- особенности делового общения.

Студент должен уметь:

- эффективно работать в команде;

- проводить профилактику раннее выявление и оказание эффективной помощи при стрессе;

- осуществлять психологическую поддержку пациента и его окружения;

- регулировать и разрешать конфликтные ситуации;

- общаться с пациентами и коллегами в процессе профессиональной деятельности;

- использовать вербальные и невербальные средства общения в психотерапевтических целях;

- использовать простейшие методики саморегуляции, поддерживать оптимальный психологический климат в лечебно-профилактическом учреждении.

Место проведения:

Средства обучения:

1.Карточки с вопросами.

3.Карточки с заданиями.

Техническое обеспечение:

Ход занятия

№ Основные этапы занятия

Ориентировочное

Методические указания

отсутствующих на занятии. Проверяет подготовленность аудитории и студентов к занятию.

2. Актуализация знаний.

Ответить на вопросы преподавателя. Письменный опрос по карточкам (Приложение

3. Мотивация учебной деятельности.

Социализация личности представляет собой процесс формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в собственные ценности и ориентации, избирательного вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществе или группе.

4. Изложение нового материала.

Преподавать знакомит с теоретической информацией. Студенты делают краткий конспект нового материала (Приложение № 3).

5. Закрепление нового материала.

6. Подведение итогов занятия, задание на дом.

Продолжительность занятия – 80 минут.

Приложение № 1

Вопросы для фронтального и индивидуального опроса

Дайте определение предмету психологии.

Расскажите о понятиях, формах психических явлений и функциях психики.

Назовите основные принципы психологии.

Расскажите о структуре психологической науки.

Есть ли связь психологии с другими науками? Расскажите о ней.

Как понимали личность древнегреческие философы?

Что нового внес Декарт в понимание сущности человека?

Какая существует систематизация методов психологических исследование?

Дайте примеры применения психологического обследования.

Расскажите о понятии, основных предпосылках и факторах возникновения сознания.

Дайте сравнительную характеристику деятельности человека и животных.

В чем выражается половой диморфизм?

Приложение № 2

Варианты билетов для письменного опроса

Есть ли связь психологии с другими науками? Расскажите о ней.

Как понимали личность древнегреческие философы?

Что нового внес Декарт в понимание сущности человека?

Какая существует систематизация методов психологических исследование?

1. Дайте определение предмету психологии.

Расскажите о понятиях, формах психических явлений и функциях психики.

Назовите основные принципы психологии.

Расскажите о структуре психологической науки.

Приложение № 3

Теоретическая информация

Введение в социальную психологию.

Социальная психология – это наука, которая изучает закономерности познания людьми друг друга, их взаимоотношений и взаимовлияний.

Основными категориями социальной психологии являются:

например, путем использования средств массовой коммуникации: радио, телевидения, кино, интернета.

Такими различными путями осуществляется влияние на людей не только со стороны тех или иных лиц, но и отдельных социальных групп, а также общества в целом.

Иногда контакты случайны и сравнительно непродолжительны, в других же случаях, напротив, носят систематический и продолжительный характер, в частности на работе.

Объектом социальной психологии выступают как небольшие по численности группы, так и крупные общности людей: нации, классы, партии, профессиональные союзы, крупные контингенты различных предприятий. Они могут различаться по степени организованности (например, огромная толпа на площади, собравшиеся по поводу массового праздника, и крупное воинское подразделение). Контакты возникают не только между отдельными индивидами, но и между целыми группами, малыми и большими. Межгрупповые отношения могут варьироваться от взаимопонимания и сотрудничества до острой конфронтации.

Рассматривая структуру социальной психологии как науки, можно выделить следующие ее разделы:

- социальная психология личности;

- социальная психология общения и межличностного взаимодействия;

- социальная психология групп.

Социальная психология личности охватывает проблематику, обусловленную общественной природой человека: вопросы социализации, социально-психологических качеств личности, мотивации поведения, влияния на него социальных норм.

Социальная психология общения и межличностного взаимодействия рассматривает различные виды и средства коммуникаций между людьми (включая и массовые коммуникации), их механизмы, типы взаимодействия людей – от кооперации до конфликта.

Социальная психология общения изучает групповые явления и процессы, структуру и динамику больших групп, различные стадии их жизнедеятельности, а также межгрупповые отношения.

Социализация личности

Социализация личности представляет собой процесс формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в собственные ценности и ориентации, избирательного вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществе или группе.

Нормы поведения, нормы морали, убеждения человека определяется теми нормами, которые приняты в данном обществе. Например, в нашем обществе плюнуть на кого-то – это символ презрения, а у представителей племени масаи – это выражение любви и благословения. Или в странах Азии принято ждать от гостя отрыжки после еды в знак того, что он вполне удовлетворен, а в нашем обществе – это некультурно, т.е. правила поведения, приличия, нормы морали неодинаковы в разных обществах и, соответственно, поведение людей, воспитанных под влиянием различных обществ, будет различаться.

Выделяют следующие стадии социализации:

Первичная социализация, или стадия адаптации (от рождения до подросткового периода ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает).

Трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелости человека, весь период его трудовой деятельности, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его путем активного взаимодействия на среду через свою деятельность.

Послетрудовая стадия социализации рассматривает пожилой

возраст как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процессе передачи его новым поколениям.

Институты социализаци

Институты социализации — это конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей. На дотрудовой стадии это в первую очередь семья и детские до­школьные учреждения. В семье дети приобретают первые навыки взаимодействия, осваивают первые социальные роли, в том числе половые, осмысливают первые нормы и ценности. В период обуче­ния основным институтом социализации становится школа, а затем среднее профессиональное или высшее учебное заведение. Важнейшим институтом социализации на трудовой стадии является трудовой коллектив.

Социальная установка личности

Из определения следует, что установка имеет 3 составляющие: аффективную, поведенческую и когнитивную.

Убеждения отражают основные ценности человека, т.е. демонст­рируют окружающим, что для человека желанно, а что — нет. Для одной самое важное — муж и дети, для другого — деньги и карьера, для третьего — здоровье и долголетие.

В установке также присутствует эмоциональное отношение. 'Это положительные или отрицательные эмоции, которые побуждают человека к определенному поведению.

Например, если я знаю, что нормальные девушки не должны курить (когнитивная составляющая), и мне не нравится, когда от девушки пахнет табаком (аффективная составляющая), то я, скорее всего, не буду встречаться с девушкой, которая курит (поведенчес­кая составляющая).

Структура социальной установки позволяет выделить две ее важ­ные разновидности — стереотипы и предрассудки (предубеждения). От установки они отличаются прежде всего содержанием когни­тивной составляющей.

Стереотип — это социальная установка с застывшим, нередко обедненным когнитивным содержанием. Это чрезмерно обобщен­ное представление чего-то или кого-то. Когда говорят о стереотип­ном мышлении, то имеют в виду ограниченность или устарелость представлений человека. Стереотипы полезны как форма экономи­ческого мышления и действий в отношении простых и стабильных объектов и ситуаций. Там, где необходимо осмысление или объект изменился, стереотип становится тормозом.

Предрассудок — это социальная установка с извращенным со­держанием ее когнитивного компонента, вследствие чего человек воспринимает некоторые социальные объекты в искаженном виде. Это предвзятое, не подтвержденное фактами суждение о человеке или явлении.

Основная причина формирования предрассудков кроется в не­развитости когнитивной сферы. В связи с этим чаще всего пред­рассудки возникают в детстве, когда под влиянием родителей и ближайшего окружения у ребенка формируется определенное от­ношение к какому-либо явлению или социальному объекту.

Личность в группе

В социальной психологии личность — прежде всего взаимодей­ствующий и общающийся субъект. Эти качества проявляются, когда личность действует в реальном социальном окружении, в конкрет­ной группе. Проблемы личности личности от свойств группы, в которой осуществляется процесс социализации и зависимость формирования психологических ха­рактеристик группы от психологических характеристик тех лично­стей, с которых начинается формирование группы.^

Можно условно выделить два ряда социально-психологических качеств личности: качества, проявляющиеся в совместной деятель­ности, и качества, необходимые в процессе общения.

Качества, непосредственно проявляющиеся в совместной дея­тельности, в совокупности обусловливают эффективность деятель­ности личности в группе. Эффективность зависит от таких качеств личности, как умение взаимодействовать и сотрудничать с други­ми, участвовать в принятии коллективного решения, разрешать конфликты, соподчинять с другими свой индивидуальный стиль деятельности, воспринимать нововведения и т.д.

Г.М. Андреева полагает, что хотя качества личности, проявляю­щиеся в общении, описаны гораздо полнее, в этой области еще много исследовательских резервов. Она предлагает соотнести с ре­зультатами изучения личности в общей психологии некоторые спе­циальные механизмы перцептивного процесса (подробнее см. гла­ву 16) и в качестве примеров приводит следующее.

Различия между социализацией детей и взрослых.

Ресоциализация.

Процесс социализации никогда не кончается. Наиболее интенсивно социализация осуществляется в детстве и юности, но развитие личности продолжается и в среднем и пожилом возрасте. Орвиль, Брим(1966) утверждал, что существуют следующие различия между социализацией детей и взрослых:

1. Социализация взрослых выражается главным образом в изменении их внешнего поведения, в то время как детская социализация корректирует базовые ценностные ориентации. Взрослые могут оценивать нормы; дети способны только усваивать их.

3.Социализация взрослых направлена на то, чтобы помочь чело-

веку овладеть определенными навыками; социализация детей формирует главным образом мотивацию их поведения.

Психолог Гоулд (1978) предложил теорию, которая значительно отличается от рассмотренной нами. Он считает, что социализация взрослых не является продолжением социализации детей, она представляет собой процесс преодоления психологических тенденций, сложившихся в детстве. Хотя Гоулд разделяет точку зрения Фрейда о том, что травмы, перенесенные в детстве, оказывают решающее влияние на формирование личности, он считает, что возможно их частичное преодоление. Гоулд утверждает, что успешная социализация взрослых связана с постепенным преодолением детской уверенности во всемогуществе авторитетных лиц и в том, что другие обязаны заботиться о твоих нуждах. В результате формируется более реалистические убеждения с разумной мерой недоверия к авторитетам и пониманием, что люди сочетают в себе как достоинства, так и недостатки. Избавившись от детских мифов, люди становятся терпимее, щедрее и добрее. В конечном итоге личность обретает значительно большую свободу.

Ресоциализация. Принцип, согласно которому развитие личности в течение всей жизни идет по восходящей и строится на основе закрепления пройденного, не является непреложным. Но свойства личности, сформировавшиеся ранее, не являются незыблемыми.

Ресоциализацией называется усвоение новых ценностей, ролей, навыков вместо прежних, недостаточно усвоенных или устаревших. Ресоциализация

охватывает многие виды деятельности – от занятий по исправлению навыков чтения до профессиональной переподготовки рабочих. Психотерапия также является одной из форм ресоциализации. Под ее воздействием люди пытаются разобраться со своими конфликтами и изменить свое поведение на основе этого понимания.

Читайте также: