Кто такие персы кратко

Обновлено: 04.07.2024

Древние народы называли персов людьми с духом воина, но и самим жителям Персии пришлось оказаться в самом эпицентре смены времён и власти. Пройдя через потрясения и войны, смену религии и культуры, персы сохранили себя, не забыв о том, кем были их предки.

Востоковед Артур Поуп утверждал, что именно персидская культура оказала немалое влияние и на западный мир, задав тон многим философским течениям, наукам и даже частично религии. Откуда пришли персы? Как удалось им построить столь сильную державу, и куда она исчезла?

Предки персов

Чтобы понять, насколько могущественным был персидский народ, достаточно взглянуть на карту Древней Персии в период расцвета этого государств. Её обширные территории занимали часть современной материковой Греции, простирались до границ Индии, охватывали северную часть Ливии. Древних персов неспроста называют ненасытными завоевателями. В своей жажде покорения новых земель они не уступали ни одному другому народу.

Происхождение древних персов и сегодня остаётся загадкой. Многие учёные считают, что их предками могли быть легендарные племена ариев. Более того, на правильность такого предположения указывает и современное название государства, в которое превратилась Древняя Персия – Ирана.

Согласно утверждениям исследователей, название “Иран” могло образоваться от слова “Ариана” – “страна ариев”. Когда предки персов пришли к иранскому нагорью, славившемуся плодородными землями, они решили осесть на выбранных местах. Несмотря на это, многие традиции кочевого народа были сохранены.

От племени – к могущественной персидской державе

Изначально на территории Персии существовало несколько разрозненных племён, однако впоследствии правители стали задумываться об объединении их в одну державу. Эти идеи сумел прекрасно воплотить в жизнь царь Кир II, который из отдельных земель персов создал крупное государство.

При нём начинается политика завоеваний, Кир Великий сумел покорить территории Мидии, что была тогда одним из самых крупных государств Востока. Но это были лишь первые шаги к покорению значительной части мира.

мПерсидский офицер

Персидский офицер / © Joan Francesc Oliveras

В чём же заключался успех персов? Как рассказывает древнегреческий историк Геродот, секрета здесь не было. Персидские воины отличались скромностью в запросах, сохраняя обычаи своих предков-кочевников. Выносливые и дисциплинированные персы легко одерживали победу за победой над соседями, что недооценивали их и не могли похвастаться таким же уровнем военной подготовки.

Поразительно, но даже став властителями огромных территорий, добыв в походах несметные богатства, персы по-прежнему ценили простоту и скромность – в нравах и в жизни. При коронации у персов существовала интересная традиция.

Царь, который восходил на престол, обязан был пройти своего рода ритуал посвящения. Для этого он съедал горсть сушёных фиг и пил стакан кислого молока. Именно так питались все простолюдины Древней Персии, а потому правитель подчёркивал свою связь в обыкновенными людьми, выделяя скромные потребности.

Персидский пехотинец

Персидский пехотинец / © Joan Francesc Oliveras

Объединение племён

Первые сведения о древних персах мы находим в ассирийских текстах. Они рассказывают, что в VIII веке до нашей эры образовался союз племён, что занимали территории у озера Урмия. Предводителями этого новообразовавшегося народа стали Ахемениды.

Но, пожалуй, самым известным представителем династии Ахеменидов, что считались прародителями персидского народа, стал Кир II. О нём подробно рассказывает древний историк Геродот, который не ограничивается лишь пересказом фактов, но и упоминает легенду о Кире.

Бессмертные солдаты во дворце Дария в Сузи

Бессмертные солдаты
Местонахождение: Дворец Дария, Сузы, Иран

Пророческий сон мидийца

Согласно древнему преданию, мидийскому царю Астиагу, породнившемуся с персом Камбизом, приснился сон, будто из живота его дочери прорастает огромная виноградная лоза, что обвивает сначала Мидию, а затем многие другие азиатские земли.

Мидийский царь запаниковал, когда его дочь родила сына. Втайне он велел своему помощнику убить мальчика. Наёмник, правда, сам марать руки не захотел и передал ребёнка пастуху. Потребовав выполнить за него всю грязную работу. Пастух оказался порядочным человеком и воспитал малыша как родного сына, а назвал его Киром.

Повзрослевший Кир узнал о мстительности своего деда, что хотел погубить его, а потому в 553 году до нашей эры собрал персидское войско. Ступив на мидийские земли, Кир вдруг получил неожиданную помощь от самих мидийцев, что давно мечтали избавиться от царя-тирана.

Расцвет Персии

Именно Киру выпала честь основать первую столицу Персидского царства Пасаргады. Благодаря воинственному нраву, талантам полководца и умению рассчитывать особенности ведения войны персидский правитель сумел подчинить себе огромные территории. Выходит, тот сон, о котором рассказал Геродот, оказался и правда пророческим.

Период правления Ахеменидов стал временем расцвета Персидского царства. Несмотря на это, и её ожидало время упадка. Жизнь менялась, а на смену Ахеменидам пришли Сасаниды, правившие в III веке нашей эры. В это время персидский язык получает широкое распространение, проникая на северные и восток, вытесняя иранские наречия.

Победы и поражения древних персов

Достойными последователями Кира стали последующие правители Древней Персии – Камбис II и Дарий. Первый из них сумел покорить Египет, сделав его одной из персидских провинций. При правлении Дария государство уже представляло собой огромную могущественную державу.

Царь стал известен своими принципами и законами по укреплению границ. Дарий всячески старался не только расширить территории, но и сделать свою родину по-настоящему неприступной и сильной державой. Но я хочу отметить, что далеко не всегда древние персы одерживали однозначные победы. Например, во время греческого похода им пришлось столкнуться с ранее неведомым сопротивлением.

Персидский всадник

Персидский всадник / © Joan Francesc Oliveras

Греция была “лакомым кусочком”, на который посматривали многие персидские правители. Дарий решил выступить против греков, однако потерпел поражение во многих битвах. Несмотря на это, ряд греческих городов всё же был присоединён к землям персидского государства. Впрочем, длилось это недолго.

Но почему же величайшая держава древности исчезла вместе со своим народом? Как ни странно, но причиной этого можно назвать успехи самих персов. Дерзкие завоеватели, они смогли обогатиться и создать процветающую страну. В этих роскоши и покое новые персидские правители практически нежились, наслаждаясь жизнью и забывая о принципах своих предков – дисциплине, простоте, скромности.

Именно этого момента ждали народы, покорённые древними персами. Сокрушительным ударом для Персии стало выступление с войсками Александра Македонского. Он объединил греческие отряды и совершил нападение на некогда могущественную державу. Если изначально казалось, что персидские войска уничтожат греческого полководца, то последующие события стали одним из самых невероятных исторических поворотов.

Армия Александра Македонского сумела сломить сопротивление персов, уверенно покоряя их земли. Последующие арабские завоевания также значительно изменили уклад жизни персов и их мировоззрение. Народ вынужден был смириться и влиться в обстановку, подвергаясь постепенной ассимиляции.

Новая вера, новая власть

Персия казалась самым могущественным государством мира, так оно и было определённое время. Тем не менее, рядом с ней уже формировался народ, что станет не менее великим завоевателем, чем сами персы.

С началом арабского завоевания в VII веке на персидские земли приходит новая религия. Зороастризм, ранее распространённый среди персидского населения, начал стремительно оттесняться. Обширные территории Персии оказались под разным культурным влиянием – от арабского до тюркского.

мечеть Месджид

Мечеть Шаха (Исфахан), рисунок архитектора Паскаля Косте, 1841 год.
Двор с двумя айванами. Айван справа увенчан небольшой беседкой, которая во многих персидских мечетях заменила функцию минаретов.

Айван — сводчатое помещение в архитектуре ислама, с трех сторон обнесённое стеной, а с четвертой открытое.

Персы нашего времени

Сегодня персидское население планеты насчитывает около 55 миллионов человек. Большая их часть, конечно, живёт на родных землях – в Иране. Показатель персидского происхождения – это, в первую очередь, язык человека.

Персидский аристократ, ехавший верхом со своим слугой и куривший Гуку. Цветная литография Д. Дайтона, 1820 год,

Персидский аристократ, ехавший верхом со своим слугой и куривший Гуку.
Цветная литография Д. Дайтона, 1820 год,

Стремление персов к красоте

Немало исторических памятников заставляют любоваться и восхищаться красотой, созданной руками древних строителей. К ним я отнесла бы и храмы зороастрийцев, и мусульманские мечети, что появились позднее. Во всём, что создаётся человеком, персы стремятся показать гармонию и роскошь, а подчас и по-настоящему невероятную красоту.

Современные персы

Современные персы

Сегодня на карте мира уже не найти государства, называемого Персией, но то вовсе не означает, что персидский народ стал слабым и неприметным. Нет, напротив, современные его представители мечтают о новом возрождении своей культуры. Возможно, через несколько десятков или сотен лет мир снова узнает о могущественном и великом Персидском царстве, что возродится из пыли веков.

Всего: около 67 миллионов
Иран : 47 513 000-50 629 000 [1] [2]
Афганистан : 14 917 696
Таджикистан : 6 094 132 [3]
Узбекистан : 3 000 000
Ирак : 455 000 [4]
Катар : 73 000
Франция : 3 000
Кувейт : 60 000
Индия : 60 000
ОАЭ : 57 000
Бахрейн : 48 000
Израиль : 40 000
Азербайджан : 1 000
Турция : 31 000 [5]

Пе́рсы, (перс. فارسی‌زبان ‎ [fɒːrsi-zæbɒːn], перс. ایرانی ‎ [irɒːni], перс. فارس ‎ [fɒːrs], устар. перс. پارس ‎ [pɒːrs]) — иранский народ, этнолингвистическая общность многочисленных региональных групп населения Ирана и некоторых прилегающих стран, для которой родным языком является персидский, представленный разнообразными диалектами. Крупнейшая и ведущая составляющая иранской нации, объединяемая общей оседлой земледельческой и городской культурой.

Содержание

Этногенез и терминология

В древности

См. основную статью Древние персы

Этническое имя персов впервые упоминается в 836 г. до н. э. в виде Parsuaš — названия одной из областей южнее озера Урмия в архивах ассирийского царя Салманасара III. С Парсуа воюет в 743 г. до н. э. царь Тиглатпаласар. В 639 г. до н. э. Парсуа и Аншан уже упоминаются как союзники Ассирии против Элама. [6]

Начиная с VII в. этническое имя персов (др.-перс. pārsa- ), одного из союзов ираноязычных племён, заселивших Иранское плато в результате экспансии ариев из Средней Азии [6] , прочно связывается с регионом Аншана на восток от собственно Элама, известного с этих пор как Парса (Персида) — территория современного остана Фарс, колыбель персидской государственности и персидского языка [7] . По всей видимости, уже в древнюю эпоху древнеперсидский язык был также распространён в соседних областях: Мекране и Кермане, население которых (гедрозиев и германиев) Геродот причисляет к персам [8] .

В возвысившейся в VI в. до н. э. Ахеменидской империи персы были ведущим этносом, благодаря чему их имя стало широко известно в Средиземноморье (через др.-греч. Πέρσες ). В аршакидский период Парс (Персида) стала лишь одной из областей империи парфян, этноним которых однако стал известен в античном мире в юго-западноиранской (древнеперсидской форме).

В персидской более поздней форме этноним парфян проник и в Древнюю Индию — санскр. pahlava- . Начиная с Сасанидской эпохи этим же именем в Индии стали называть самих персов.

В сасанидскую эпоху

В конце Ахеменидской эпохи доиранское население Персиды было, по всей видимости, уже персизировано, однако среднеперсидский язык не распространялся за её пределы и оставался языком местных правителей фратараков. Лишь с возвышением Сасанидов (III в. н. э.) язык Парса (пехл. pārsīk ) становится официальным в обширной Иранской империи (пехл. Ērān-šahr ) и языком государственной религии — зороастризма. Со временем разговорный среднеперсидский распространяется на север и восток, вытесняя северо-западные иранские диалекты [10] . Так в Хорасане к V—VI вв. он вытеснил парфянский язык [11] . Эта экспансия послужила основой формирования новой персоязычной общности, охватывающей не отдельный регион Сасанидской империи, а все основные области Ирана.

В исламском мире

Персы и классический фарси

После арабского завоевания Ирана (VII в.), несмотря на период господства в официальной и религиозной сфере арабского языка, персизация ираноязычных областей Большого Ирана и распространение в них разговорных персидских диалектов только усилились. В областях Тохаристана, Кабула и Мавераннахра персидский язык, принесённый обращёнными в ислам хорасанцами, участвовавшими в арабском завоевании этих областей, стал одним из средств и символов исламизации. Персизация и исламизация этих регионов стала основой формирования современной таджикской общности [12] .

Классический новоперсидский язык (فارسی fārsī, دری darī), господствовавший на протяжении тысячелетия во всех неарабских областях исламского мира, сформировался в IX—X вв. на территории Хорасана и Мавераннахра и распространился в дальнейшем в Западном Иране, вытесняя местные диалекты, в том числе в самом Фарсе [13] .

Персы — это народ, населяющий горы Махат и Азербайджан вплоть до Армении и Аррана, Байлекан и Дербент, Рей и Табаристан, Маскат и Шабаран, Джурджан и Абаршахр, то есть Нишапур, Герат и Мерв и другие области в земле Хорасана, Седжистан, Керман, Фарс и Ахваз… Все эти земли были когда-то единым царством с одним царём и одним языком.. хотя язык немного отличается… Существуют различные языки, такие как пехлеви, дари, азери и другие персидские языки [16] .

Аджамы

В наши дни




Этноним فارس [fɒːrs] или پارس [pɒːrs] употребляется также редко, как и в классическую новоперсидскую эпоху.

Расселение

Составляя чуть более половины (51 %) [18] численности населения Ирана (более 35 млн.чел.), персы проживают по всей территории страны, однако большинство из них сосредоточено в центральных, южных и восточных областях. Традиционные области расселения персов представляют собой земледельческие искусственно орошаемые оазисы вдоль постоянных рек или в предгорьях, где выходят на поверхность кяризы. С началом активной урбанизации стремительно разрастаются персоязычные города, многие из которых превратились в промышленные города-миллионники (Тегеран, Мешхед, Кередж, Исфахан, Шираз, Кум).

Культурно-исторические регионы и субэтносы

Iran ostanha pers.jpg

  • Персидский Ирак (Эрак-е Аджам, перс. عراق عجم ‎) (или собственно Эрак) (в древности Рей) (включая Кашан)
    (Шахруд, Дамган, Гармсар) (Мешхед, Нишапур, Себзевар и др.) (Кухистан)

Значительные автохтонные группы персов также проживают в останах Хузестан (персы-хузестани), Северный Хорасан, Керманшах. Более 200 тыс. персоязычных проживает на территории Ирака [19] . Персоязычные переселенцы в Бахрейне образуют сообщество, известное как аджамы Бахрейна.

Группы с другими иранскими языками

Персоязычные вне Ирана

Персоязычные (суб)этносы с оседлой земледельческой культурой продолжают единый этнокультурный ареал на восток и север от Ирана:

Язык и литература

Фарси — язык с одной из древнейших зафиксированных историй, восходит к древним иранским диалектам Фарса, где зарождались его непосредственные предшественники: древнеперсидский и среднеперсидский. Классический новоперсидский язык, зародившийся в Хорасане и Мавераннахре и испытавший большое влияние арабского языка, обладает богатейшей литературой, связанной с именами всемирно известных поэтов Рудаки, Фирдоуси, Хафиза, Хайяма, Саади, Низами, Руми, Джами, Аттара, Санаи и др. Во многих средневековых мусульманских государствах он использовался как официальный язык администрации и двора, зона его прямого или косвенного воздействия охватывала Османскую Империю, Кавказ, Золотую Орду, Среднюю Азию, Восточный Туркестан, Индию (Южную Азию). В современном Иране фарси — единственный государственный и официальный язык, им владеет практически всё население страны.

Религия

В Сасанидском Иране государственной религией был зороастризм, и большинство ираноязычного населения исповедовало эту религию. После арабского завоевания лишённая государственной поддержки и дискриминируемая на официальном уровне религия стала стремительно терять последователей. Тем не менее до IX—X веков персы-зороастрийцы составляли значительную часть населения, особенно в северных, южных и восточных районах Ирана. Значительный урон в Персидском Ираке, Фарсе и Хорасане с разрушением храмов и массовыми обращениями в ислам зороастрийская община понесла при правлении Аббасидов (с VIII в.) и иранских мусульманских династий (Буиды, Саманиды и др.). После монгольского нашествия небольшие группы зороастрийцев остались только в окрестностях городов Йезд и Керман. От них происходят современные зороастрийцы Ирана, количество которых не превышает 50 тыс. чел. Хотя наследие зороастризма в культуре современных персов значительно и часто используется как национальный символ, большинство персов слабо осведомлены о своей древней религии [20] .

Бахаизм, религия, возникшая в XIX в. в Ширазе, составляет крупнейшее в Иране неисламское религиозное меньшинство (до 500 тыс. чел.), однако не признаётся на государственном уровне, и персы-бахаи подвергаются преследованиям [21] .

Антропология

Антропологически персы в основной массе представители индо-иранской расы.

Традиционная культура

Хозяйство

Большинство персов — сельские жители, основные занятия которых — пашенное земледелие (в значительной степени основанное на искусственном орошении), садоводство и овощеводство, скотоводство. Главные культуры — пшеница, рис, ячмень, табак, клевер, просо, джугара, сахарная свекла, чай. В животноводстве преобладает мелкий рогатый скот.

Из ремесел развиты ковроделие, ручное ткачество (шерсть, ситец), производство металлических изделий, чеканка, инкрустация перламутром и костью. Персы, живущие в городах,— ремесленники, торговцы, служащие и др. Персы составляют также значительную часть рабочих страны. Многие заняты в нефтяной промышленности.

Бытовые традиции

Поселения могут иметь беспорядочную планировку. Поскольку в Иране преобладает горный рельеф, то их селения похожи на селения других горных народов. Другой тип поселения — кале (крепость). Оно имеет глинобитную ограду и ворота.

Жилище — глинобитное, крыша — из камыша. В строительстве используется дерево и кирпич. Дома обращены глухой стеной на улицу, а внутри находится замкнутый двор. У богатых во дворе — сад и бассейн. Иногда во дворе устраивается веранда (айван). Внутреннее помещение делится на мужскую (бирун) половину и женскую (эндерун). В быту используется низкая мягкая мебель, ковры, тюфяки. Посуда, утварь и вещи хранятся в нишах. Для отопления служат камины, печи и жаровни.

Мужской национальный костюм состоит из белой рубахи, черных штанов, безрукавки и кафтана (каба). Состоятельные люди носят сюртук (сердари). Обувь — с вязаным верхом, подошва — из прессованных тряпок. Сельский костюм — белая рубаха, синие штаны, синий кафтан или овчиный тулуп. Головной убор — войлочная шапка (кулах) или шапочка (аракчин), сверху которой наматывается чалма (тюрбан). У женщин — рубаха, штаны, кофта, юбка. Обязательно носят чадру (паранджу) [источник не указан 858 дней] . Лицо закрывают белым покрывалом. Персидское название штанов (шаровары, шелвар) вошло во многие языки мира.

Пища — рис, мясо, маринады, лепешки, овечий сыр, молочные продукты, фруктовые сиропы.

Культура

Устное народное творчество персов, их театральная поэзия, литература и др., со стороны средневековой и современной культуры весьма богаты.

Архитектура также имеет древнюю историю. При Ахеменидах строили дворцы и культовые сооружения, зороастрийские храмы, квадратные в плане каменные башни. Позже возник мусульманский тип храма — мечеть. Использовались дерево, камень, сырцовый кирпич. В украшениях популярны были сдвоенные полуфигуры животных. Очень большое развитие получило искусство орнамента, который близок арабскому и турецкому. Была развита миниатюра. У персов (шиитов), в отличие от арабов (суннитов), не было запрещено изображение живых объектов, людей, животных.

Театр также возник в древности. Театр базигер — бродячие актёры типа европейских жонглёров, русских скоморохов. Известны были пантомима, кукольный и теневой театры. До начала 20 в. существовали масхаребазы (бродячие актёры) .

Праздники

Новый год (Ноуруз, Навруз) (в переводе с персидского новый день) — празднуется в течение 13 дней после весеннего равноденствия.

Персы - один из поистине великих и легендарных народов. В далёкой древности им удалось создать могущественную империю, что превосходила прочие государства мира. Высочайший уровень развития персидского общества позволил построить собственные культуру, религию, научные и инженерные технологии, многие из которых остаются актуальными по сей день.

Среди персов было немало выдающихся мыслителей, учёных, людей искусства. Сегодня же этот народ свято хранит свою историю, хотя в культурном плане произошли значительные изменения. Они не забывают, что некогда их предкам удалось создать великую империю из нескольких племён. Как же появились персы? Как развивалась их держава? И куда исчезла грозная и могущественная Древняя Персия?

Тайны названия персов

Впервые упоминание Персии встречается в документах и архивах ассирийского правителя Салманасара III. В них рассказывается о небольшой области, расположенной в южной части озера Урмия, для чего используется наименование “Парсуа”.

Поскольку эти записи датируются IX веком до нашей эры, можно предположить, что сами племена персов начали процесс своего формирования несколько ранее. Через некоторое время в старинных текстах уже встречается вполне узнаваемый этноним “парса”, использующийся по отношению к жителям к ираноязычным общинам, населяющим Иранское плато.

Что же значило это название? Как предполагают языковеды и историки, слово “парсы”, использующееся в древности как название персов, нельзя отделять от именований других индоиранских племён, родственных персидскому народу (например, парфян).

Основой этих слов является “парс-”, что в переводе с древнего наречия значит “крепкий”, “бокастый”. Вероятно, персы выделялись крепким телосложением, отчего прочие племена считали их настоящими богатырями.

Создание империи

Изначально персы представляли собой достаточно разнородную смесь племён. На их этническое формирование оказывали влияние соседние народности, а сама территория Персии оказалась в центре торговых путей, а значит, и некоторого смешения этносов.

В своих трудах персидский путешественник и историк Масуди отмечает следующее:

И подобное языковое разделение сохранилось до наших дней, поскольку персы - не одно племя, а целая группа близких по духу, происхождению и культуре народностей.

Историю Персии можно разделить на несколько этапов, каждый из которых становился переходной ступенью на новый уровень развития, значительно меняя культурный и жизненный уклад персов. Важнейшей вехой в становлении народа становится создание столицы, Персеполя.

Но это был лишь первый шаг к строительству целой империи. Персидские правители осознавали, что лишь постоянным укреплением городов и их границ, завоеваниями можно добиться расширения своих владений, что принесёт процветание государству.

Иран : 50 003 000 [3]
Турция : 624 000 [4]
Афганистан : 577 000 [5]
ОАЭ : 455 000 [6]
Ирак : 419 000 [7]
США : 336 000 [8]
Саудовская Аравия : 210 000 [9]
Катар : 184 000 [10]
Бахрейн : 174 000 [11]
Кувейт : 137 000 [12]
Канада : 125 000 [13]
Германия : 97 000 [14]
Оман : 83 000 [15]
Таджикистан : 69 000 [16]
Сирия : 67 000 [17]
Франция : 64 000 [18]
Япония : 50 000 [19]
Великобритания : 44 000 [20]
Йемен : 42 000 [21]
Швеция : 41 000 [22]
Узбекистан : 38 000 [23]
Австралия : 29 000 [24]
Пакистан : 21 000 [25]
Норвегия : 20 000 [26]
Австрия : 16 000 [27]
Дания : 14 000 [28]
Индия : 13 000 [29]
Туркмения : 13 000 [30]
Италия : 7300 [31]
Бельгия : 5700 [32]
Нидерланды : 4400 [33]
Россия : 3693 (перепись 2010) [34]
Казахстан : 3200 [35]

Новая Зеландия : 3200 [36]

Пе́рсы (перс. فارسی‌زبان ‎ [fɒːrsi-zæbɒːn], перс. ایرانی ‎ [irɒːni], перс. فارس ‎ [fɒːrs], устар. перс. پارس ‎ [pɒːrs]) — иранский народ, основное население Ирана (по разным оценкам от 56 % до 63 %), этнолингвистическая общность многочисленных региональных групп населения Ирана, Таджикистана и Афганистана [38] для которой родным языком является персидский язык, представленный разнообразными диалектами. Крупнейшая и ведущая составляющая иранской нации, объединяемая общей оседлой земледельческой и городской культурой.

Читайте также: