Личность как активный субъект жизнедеятельности кратко

Обновлено: 06.07.2024

Введение
1. Понятие личности
2. Социальное поведение
3. Ролевая концепция личности
4. Формирование личности
5. Социализация личности
6. Взаимодействие личности и общества как основа социально-культурной саморегуляции
Заключение
Список используемой литературы

Одной из центральных задач социологии личности является разработка личностной типологии. Длясоциологии важно не столько конкретное поведение отдельного человека, обусловленное его индивидуальными качествами, сколько обобщенное, типическое, выраженное в форме определенных признаков, присущих определенному множеству.
Общество заинтересовано в определенном, наилучшим образом соответствующем ему типе личности, поэтому предъявляет свои требования к формированию социального характера. Это находит воплощениев системе образования и воспитания, в средствах массовой информации.
В социологии предлагаются различные варианты социальной типологии личности. Так, М. Вебер за основу типизации берет специфику социального действия, более конкретно - степень его рациональности, К. Маркс - формационную и классовую принадлежность. Значение социального характера, считает Э. Фромм, состоит в том, что он позволяетнаиболее эффективно приспособиться к требованиям общества и обрести чувство безопасности и защищенности. Фромм выделяет несколько типов социального характера: рецептивный (пассивный), эксплуататорский, накопительский и рыночный.
Свою типологию личности разработал и Л. Н. Гумилев, которую можно назвать теорией пассионарности. Поведение человека, утверждает Л. Н. Гумилев, способ его адаптации кокружающим условиям требует потенциальной энергии, поэтому в процессе своей жизни человек поглощает биохимическую энергию живого вещества биосферы.
"Поведенческая практика свидетельствует, что способность разных людей поглощать биохимическую энергию живых веществ различна. Проще всего классифицировать всех людей по этому признаку".
Широко распространены типологии, в которых рассматриваются типы личностей вкачестве носителей признаков определенных общностей - классов, социальных групп.
Нельзя не учитывать, что специфика отношений в разных сферах общественной жизни стимулирует проявление определенных личностных качеств и типов поведения. Так, рыночные отношения способствуют развитию прагматизма, хитрости, расчетливости, отношения в сфере производства формируют эгоизм, карьеризм и кооперацию, а сферасемейной и личной жизни - эмоциональность, сердечность, привязанность, поиск гармонии любой ценой.
Таким образом, тип и характер определяются прежде всего тем, в рамках какого общества, какой культуры личность находится.
На наш взгляд, каждое общество имеет собственный типичный социальный характер, тип личности, наиболее соответствующий данной общественной системе.
Цель работы: личность как активныйсубъект жизнедеятельности.
В соответствии с целью работы выполним следующие задачи:
- раскроим понятие личности и характеристики;
- проанализируем поведенческие типы применительно к нашей цели;
- рассмотрим порядок становление личности в обществе;
-покажем как взаимодействует личность с обществом.

1. Понятие личности

Каждый человек тысячами нитей, видимых и невидимых, связан с внешнейсредой, обществом, вне которого он не может сформироваться как личность. Люди являются элементами любых социальных систем. Включение человека в общество осуществляется через различные социальные общности: социальные группы, социальные институты, социальные организации и культуру. В силу этого человек оказывается включенным во множество социальных систем, но и сам представляет систему, имеющуюсложнейшую структуру.
Говоря о личности, чаще всего имеют в виду отдельного человека. Но ведь кроме понятия "личность" в нашем распоряжении имеется еще целый ряд близких понятий: человек, индивид, индивидуальность. В обыденной речи эти понятия часто употребляются в одном и том же значении, но в науке они обозначают разные вещи.
Понятие "человек" - это родовое понятие.

Чтобы читать весь документ, зарегистрируйся.

Связанные рефераты

Личность субъект

. политические партии, в конеч- ном счете ее главным субъектом выступает.

5 Стр. 42 Просмотры

Деятельность и активность субъектов

. же слишком обременительны и даже разрушительны для личности и общества. Поэтому необходима.

4 Стр. 46 Просмотры

Формирование социально-активной личности

24 Стр. 187 Просмотры

Основные сферы жизнедеятельности личности

. ОСНОВНЫЕ СФЕРЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЧНОСТИ 1. деятельность как доминирующая.

3 Стр. 950 Просмотры

Личность как субъект и объект политики

420 Глава 1 3. Человек как активный субъект своей жизнедеятельности

Личность изначально не является субъектом своей жизнедеятельности, но может обрести это особое качество в процессе своего развития. Чтобы личность смогла стать активным субъектом, должны быть выполнены следующие условия: успешное разрешение внутренних и внешних противоречий, обеспечение соответствия между личностью и деятельностью; оптимальная организация всех пространств своей жизненной активности (от эмоциональной саморегуляции до умения получать практические результаты в практической деятельности).

1 3.4. Человек как активный субъект своей жизнедеятельности 421

Совокупность этих понятий позволяет более детально описывать логику жизненного движения личности, его темпы, уровни, масштабы, взаимосвязи с факторами среды. Жизненный пространственно-временной континуум личности есть характеристика ее ценностного, личностного времени, а не только биологическая или социологическая периодизация жизненного пути [2, с. 26].

Активность личности — это ее способность соединять самоорганизацию с организацией жизни. Последняя проявляется в трех более частных способностях: 1) ускорении (интенсивность, наполненность, потенцирование времени); 2) установлении связей и изменении заданно]! временной последовательности пли одновременности деятельности, общения, событий жизни; 3) своевременности — способности согласовывать решающий момент своей активности со временем внешней ситуации, задачи, события [там же, с. 27].




Сама личность рассматривается как интегратор, организатор, координатор различных времен. Выделяют три экзистенциальных пространства, в которых личность по-разному выполняет свои темпоральные функции. Первое — это пространство организма, тела, второе — пространство человеческой деятельности, а третье — пространство всей жизни.

422 Глава 13. Человек как активный субъект своей жизнедеятельности

Человек в процессе своего становления как субъекта овладевает своей личностью как средством и возможностью успешной профессиональной деятельности и жизнедеятельности в целом [1,2, 24].

Иерархическая структура личности по Д. А. Леонтьеву [84].

I.Высший уровень — уровень ядерных структур:

1) свобода, ответственность, духовность;

II. Отношения личности с миром:

1) человек в мире и мир в человеке;

2) смыслы, потребности, ценности 2 ;

5) смыслы жизни 3 .

III. Экспрессивно-инструментальный уровень:

1) характер (типичные формы внешнего проявления);

2) способности (общий интеллект, креативность, обучаемость);

3) социальные роли 4 .

3 Смыслы жизни — психологическая реальность независимо от того, в чем конкретно человек видит этом смысл (В. Франкл).

13.5. Профессиональный стресс и технологии ресурсосбережения 423

13.5. Профессиональный стресс и технологии ресурсосбережения 1

Проблема профессионального стресса — одна из важнейших в практическом плане, одна из наиболее изучаемых и изученных в психологии [22, 80, 166, 167 и др.]. В данном разделе она рассматривается в тесной связи с практикой совладания со стрессом, к которой можно отнести техники и технологии ресурсосбережения, адекватную активацию, мобилизацию, физическое и психическое восстановление.

Типичными внешними проявлениями стресса являются конфликты (внутриличностные и, как их следствие, межличностные), психо-

424 Глава 13. Человек как активный субъект своей жизнедеятельности


Рис. 13.4. Факторы динамического равновесия психических ресурсов человека: а — экстенсивный тип поведения, б — преодолевающий тип

Выделяют два типа поведения, касающихся расходования энергии. Первый из них называется затратным, экстенсивным (рис. 13.4, а). Человек, для которого характерен этот тип поведения, расходует свою энергию, свою активность неадекватно. Его психоэнергетический баланс сдвинут в сторону преобладания расходования энергии над восстановлением, что ведет к неизбежному истощению ресурсов и распаду системы жизнеобеспечения личности.

Для людей с преодолевающим типом поведения (рис. 13.4, б) характерно оптимальное, разумное, плодотворное использование способностей и душевных сил. При оптимальном соотнесении человеком

13.5. Профессиональный стресс и технологии ресурсосбережения 425

своих возможностей с условиями труда, обстоятельствами, жизненными целями происходит не только их разумное использование, но и постоянное восстановление, возрождение, умножение.

Рассмотрим основные компоненты и технологии управления психическими состояниями — психотехнологии ресурсосбережения.

420 Глава 1 3. Человек как активный субъект своей жизнедеятельности

Личность изначально не является субъектом своей жизнедеятельности, но может обрести это особое качество в процессе своего развития. Чтобы личность смогла стать активным субъектом, должны быть выполнены следующие условия: успешное разрешение внутренних и внешних противоречий, обеспечение соответствия между личностью и деятельностью; оптимальная организация всех пространств своей жизненной активности (от эмоциональной саморегуляции до умения получать практические результаты в практической деятельности).

1 3.4. Человек как активный субъект своей жизнедеятельности 421

Совокупность этих понятий позволяет более детально описывать логику жизненного движения личности, его темпы, уровни, масштабы, взаимосвязи с факторами среды. Жизненный пространственно-временной континуум личности есть характеристика ее ценностного, личностного времени, а не только биологическая или социологическая периодизация жизненного пути [2, с. 26].

Активность личности — это ее способность соединять самоорганизацию с организацией жизни. Последняя проявляется в трех более частных способностях: 1) ускорении (интенсивность, наполненность, потенцирование времени); 2) установлении связей и изменении заданно]! временной последовательности пли одновременности деятельности, общения, событий жизни; 3) своевременности — способности согласовывать решающий момент своей активности со временем внешней ситуации, задачи, события [там же, с. 27].

Сама личность рассматривается как интегратор, организатор, координатор различных времен. Выделяют три экзистенциальных пространства, в которых личность по-разному выполняет свои темпоральные функции. Первое — это пространство организма, тела, второе — пространство человеческой деятельности, а третье — пространство всей жизни.

422 Глава 13. Человек как активный субъект своей жизнедеятельности

Человек в процессе своего становления как субъекта овладевает своей личностью как средством и возможностью успешной профессиональной деятельности и жизнедеятельности в целом [1,2, 24].

Иерархическая структура личности по Д. А. Леонтьеву [84].

I.Высший уровень — уровень ядерных структур:

1) свобода, ответственность, духовность;

II. Отношения личности с миром:

1) человек в мире и мир в человеке;

2) смыслы, потребности, ценности 2 ;

5) смыслы жизни 3 .

III. Экспрессивно-инструментальный уровень:

1) характер (типичные формы внешнего проявления);

2) способности (общий интеллект, креативность, обучаемость);

3) социальные роли 4 .

3 Смыслы жизни — психологическая реальность независимо от того, в чем конкретно человек видит этом смысл (В. Франкл).

13.5. Профессиональный стресс и технологии ресурсосбережения 423

13.5. Профессиональный стресс и технологии ресурсосбережения 1

Проблема профессионального стресса — одна из важнейших в практическом плане, одна из наиболее изучаемых и изученных в психологии [22, 80, 166, 167 и др.]. В данном разделе она рассматривается в тесной связи с практикой совладания со стрессом, к которой можно отнести техники и технологии ресурсосбережения, адекватную активацию, мобилизацию, физическое и психическое восстановление.

Типичными внешними проявлениями стресса являются конфликты (внутриличностные и, как их следствие, межличностные), психо-

424 Глава 13. Человек как активный субъект своей жизнедеятельности


Рис. 13.4. Факторы динамического равновесия психических ресурсов человека: а — экстенсивный тип поведения, б — преодолевающий тип

Выделяют два типа поведения, касающихся расходования энергии. Первый из них называется затратным, экстенсивным (рис. 13.4, а). Человек, для которого характерен этот тип поведения, расходует свою энергию, свою активность неадекватно. Его психоэнергетический баланс сдвинут в сторону преобладания расходования энергии над восстановлением, что ведет к неизбежному истощению ресурсов и распаду системы жизнеобеспечения личности.

Для людей с преодолевающим типом поведения (рис. 13.4, б) характерно оптимальное, разумное, плодотворное использование способностей и душевных сил. При оптимальном соотнесении человеком

13.5. Профессиональный стресс и технологии ресурсосбережения 425

своих возможностей с условиями труда, обстоятельствами, жизненными целями происходит не только их разумное использование, но и постоянное восстановление, возрождение, умножение.

Рассмотрим основные компоненты и технологии управления психическими состояниями — психотехнологии ресурсосбережения.

Индивид – это человек, представитель человеческого рода.

Личность – наличие в индивиде социальных индивидуальных личностных черт.

В центре находится персональная картина мира личности, менталитет, вера, сознание.

Важное значение для формирования личности имеют знания, умения, мотивы, воспитание, культура и деятельность.

Культура – это знания, умения и мотивы/воспитание.

Деятельность – это фундамент, на котором стоит всё остальное.

Так же составляющими личности являются:

· Потребности (познавательная деятельность)

· Интересы (осознание потребности)

· Знания и умения

· Активная жизненная позиция

Диспозиция личности – это предрасположенность личности к определенному восприятию условий деятельности и к определенному поведению в этих условиях.

В социологии под личностью понимается устойчивая совокупность социально значимых черт и качеств, присущих человеку как общественному существу. Среди них выделяются прежде всего социальные роли, усваиваемые индивидом в процессе социализации, а также ценностные ориентации, на основе которых формируется поведение личности. Эти социально значимые свойства и качества индивида реализуются в процессе взаимодействия с обществом через конкретные социальные группы, институты, общности.

В качестве первичного источника деятельности личности выступают потребности, отражающие объективные условия существования человека и являющиеся одной из форм его связи с окружающим миром.

Будучи осознанными, потребности трансформируются в интересы личности. Интересы, преломляясь через ценностные ориентации, приводят к формированию мотивов деятельности личности. Механизм мотивации реализуется в конкретной деятельности личности, смыслом которой является достижение определенной цели.

Кроме внутренних побудителей деятельности (мотивов) деятельности, существуют и внешние побудители - стимулы. В отличие от мотивов, являющихся субъективными факторами, стимулы представляют собой объективные факторы и выражают особенности окружающей социальной среды.

Взаимодействие мотивов и стимулов образует диспозицию личности - ее предрасположенность к определенному поведению в конкретных условиях.

Социальный тип личности – это способ осуществления человеком различных видов деятельности, определенная совокупность свойств личности, выражающая принадлежность индивида к социальной группе.

1) теоретический тип – ориентированность на получение новых знаний;

2) экономический тип – основой поведения выступает прагматическая ориентация;

3) социальный – стремление к общению, направленность на социальное окружение;

4) эстетический – склонность к впечатлениям, переживаниям и самовыражению;

5) политический – стремление к господству и распределению социальных ролей, а также склонность к подчинению;

6) религиозный – ориентация на поиск высшего смысла жизни, общение с Богом.

Другой распространенной в социологии классификацией является разделение личностей на базисные и идеальные. \

Базисная личность – это личность, наиболее характерная для определенных социальных условий.

Идеальный тип – это личность, наиболее отвечающая определенным социальным условиям.

1. Дать представление о сущности и структуре личности как социальной системы, процессе ее социализации в обществе.

2. Показать механизмы социальной деятельности и социального поведения личности в системе социального контроля общества.

1. Мультимедийный комплекс.

2. Классная доска, мел, указка.

1. Социология. Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. М.: Юнити, 2006, с. 252-270.

1. Личность как активный субъект.

2. Понятие социализации личности, ее способы и этапы.

Раздел гуманитарной или социальной науки, изучающий личность, всегда вызывает повышенный интерес и внимание. И это понятно, ведь речь идет о каждом из нас.

Основания, в силу которых социология должна заниматься проблемами человеческой личности, весьма просты: вся общественная жизнь – совокупность явлений и процессов, происходящих между людьми, поэтому особенности людей воздействующих друг на друга, не могут быть безразличны для исследователя этих процессов.

Учебный вопрос № 1. Личность как активный субъект

Из ранее пройденного материала мы усвоили, что элементами любых социальных систем, являются люди. Включение человека в общество осуществляется через различные социальные общности, которые каждая конкретная личность персонифицирует: социальные организации и системы, принятых в обществе норм и ценностей, т.е. через культуру. В силу этого человек оказывается включенным во множество социальных систем, каждая из которых оказывает на него системоформирующее воздействие. Человек становится т.о. не только элементом социальной системы, но и сам он представляет систему, имеющую сложнейшую структуру. Социология не рассматривает личность во всем ее многообразии, т.е. как продукт природы, а изучает ее как совокупность общественных отношений, т.е. как продукт общества.

Психологические теории обращают внимание на индивидуальные различия людей: их темперамент, характер, особенности поведения в различных ситуациях, изучая, чем и почему они отличаются друг от друга. Вовлекая в круг своих размышлений данные самых различных наук, социология между тем, преимущественно концентрируется на одном ресурсе изучения личности – личность как источник социальной жизни, как ее единственный реальный носитель и деятель, как далее неразделимый элемент социальной жизни, социальных взаимодействий институтов и т.д.

Социологов интересуют, прежде всего, социальные качества, которые формируются у людей в процессе общежития, взаимодействия с другими людьми, несколько абстрагируясь от всего остального. Для социолога личность – это то социально-типическое, что делает людей похожими друг на друга.

Что мы понимаем под категорией личности? Существует несколько подходов:

1. Личность – есть конкретное выражение сущности человека, определенным образом реализованная интеграция в индивиде социально значимых черт и социальных отношений данного общества.

2. Личность – это единичный человек, как система устойчивых качеств, свойств реализуемых в социальных связях, социальных институтах, культуре, более широко – в социальной жизни.

3. Личность – интегральное социальное качество, которое формируется у индивида, в процессе включения его в систему общественных отношений, освоения им материальных и духовных продуктов человеческой культуры.

При таком подходе, на наш взгляд, ничто человеческое (за исключением немногого, сугубо инстинктивного, чисто биологического) в том числе темперамент, эмоции, присущие данному человеку, не исчезают в его личности. Но личность развивается из биологического организма исключительно благодаря различным видам социального и культурного опыта, следовательно, наличие у личности врожденных способностей, темперамента и предрасположенности к той или иной деятельности не отрицается.

На возникновение и развитие личностных черт, формирование личности оказывают влияние следующие факторы:

§ Биологическая наследственность, которая сама по себе не формирует личность, так как культура и опыт с генами не передаются. Но учет ее в изучении личности очень важен так как:

- во первых, наследственность создает ограничения для социальных общностей (беспомощность ребенка, невозможность находиться под водой и т.п.;

- во-вторых, благодаря биологическому фактору создается бесконечное разнообразие темпераментов, характеров, способностей, которые делают из каждой личности индивидуальность, т.е. неповторимое, уникальное создание.

§ Физическое окружение.Некоторые исследователи считают, что групповые различия в поведении личностей в основном определяются различиями в климате, географических особенностях и природных ресурсах. В действительности, в сходных физических и географических условиях формируются различные типы личностей, и, наоборот, очень часто бывает так, что схожие групповые признаки личностей развиваются в разных условиях окружающей среды. Таким образом, можно сказать, что физическое окружение может влиять на культурные особенности социальной группы, но его влияние на формирование отдельной личности незначительно и несравнимо с влиянием на личность культуры группы, группового или индивидуального опыта.

Трудно найти общепринятый тип личности также в сложных обществах, состоящих из множества субкультур, т.к. каждая из них наделена собственными личностными образцами.

§ Уникальный индивидуальный опыт.Невозможно в обыденной жизни создать условия, в которых хотя бы два ребенка имели абсолютно одинаковое окружение, даже у близнецов не получится испытывать одни и те же радости и огорчения. Потому, что каждый личностный опыт уникален, никому в точности не удается повторить его. Индивидуальный опыт уникален еще и тем, что личность не просто суммирует этот опыт, но и интегрирует его, каждое событие, явление она как бы соотносит со своим прошлым опытом, а также опытом своих близких, знакомых. Поэтому и процесс интеграции опыта и его результат неповторимы, уникальны.

Вместе с тем в личности они представлены лишь в тех проявлениях, которые значимы для социальной жизни.

1) Стремление личности по-новому обустроить свои отношения, социальные институты, культуру с тем, чтобы найти эффективные, с точки зрения личных потребностей (гражданское общество, идея приоритета личности и т.д.).

2) Проявление независимости социальных институтов, общества от личности (индивид застает как готовые, устойчиво функционирующие социальные связи, институты и не вправе их переустраивать, изменять по своему разумению).

II.Осознание того, как личность взаимодействует с другими в конкретном социуме, насколько способна проявить свою независимость, автономность.

В структуре личности можно выделить два компонента:

· Совокупность отношений с внешним миром;

· Внутренние индивидуальные отношения и качества.

Совокупность разнонаправленных связей с внешним миром, их характер определяется с одной стороны положением личности в обществе (его статусом и ролью), с другой конкретными предметами его деятельности.

Важнейшие компоненты структуры личности: память, культура и деятельность.

Память– это система знаний, которые интегрировала личность в процессе жизненного пути.

Культура личности – совокупность социальных норм и ценностей, которыми индивид руководствуется в процессе практической деятельности.

Деятельность– целенаправленное воздействие субъекта на объект субъектом деятельности всегда выступает человек, или персонифицируемая им социальная общность, а объектом могут быть и человек и материальные либо духовные условия жизни.

В какой мере общество способно влиять на личность, насколько общество обуславливает внутренний мир личности (тюремный эксперимент Филиппа Зимбордо).

Влияние среды – это в том числе влияние определенной социокультурной обстановки, включая традиции, принятые нормы поведения. Культурные стандарты той или иной социальной роли существенно сказываются на поведении конкретной личности в данном обществе.

- сплоченности социальной общности;

- наличия жестких регламентов поведения обязывающая сила воздействия социальной общности будет различно.

Каковы же механизмы обуславливания социальной средой поведения конкретной личности, рассмотренные в контексте ролевой теории?

1. Механизм отбора.Для осуществления тех или иных функций личность должна обладать определенными способностями, уровнем подготовки, биологическими качествами. Не любая личность может рассчитывать на ту или иную социальную роль. В обществе, где сложились элементы сословной организации (как в явной, так и в неявной форме), могут быть требования и по социальному, национальному происхождению.

- Это ведет к тому, что еще до воспитания носители роли, социальная среда отбирает в круг исполнителей того или иного статуса людей с определенными свойствами, качествами (пример – формирование офицерства в дореволюционный период, и после революции (аристократизм поведения).

- В различных ситуациях принципы отбора могут уточняться. Особенно когда роль идет об отборе для выдвижения. Так в условиях глубоких перемен общества требуются люди, прежде всего решительные, энергичные, способные идти на обострение ситуации.

- По мере выбора происходит углубление именно тех качеств и способностей, которые необходимы личности для избранного вида деятельности.

2. Механизм предписывания. Социальная среда через образец выполнения социальной роли функционально и социокультурно предписывает личности тот стандартный набор, прежде всего моральных, трудовых и т.д. качеств, которыми она должна обладать, которым должна соответствовать. Данные предписания могут выслушать как в виде жестко фиксированных требований (воинских уставов), так и в виде своеобразных пожеланий к личности. В системе формализованных социальных институтов есть те формальные требования, стандарты, следовать которым строго обязательно. Особенно жестко механизмы предписывания действуют в условиях армии. Там шире и ролевой набор, подлежащий предписанию и контроль за их выполнением. Соответствуя в полной мере этим предписаниям, личность получает достаточно высокую вероятность эффективного решения своих целей, ощутимые гарантии того, что она получит воздаяние, признание, материальное вознаграждение, кадровое продвижение.

3. Механизм социального контроля.Общество, социальная группа не только отбирают людей для выполнения тех или иных ролей, не только предписывают (предлагают) им образцы соответствующего ролевого поведения, но и контролируют, чтобы тот, кто взял на себя ту или иную роль, исполнял ее в соответствии с определенными ролевыми нормами.

Жесткость социального ролевого контроля зависит от того:

а) насколько формализованы роль (военные);

б) Насколько важен тот или иной компонент ролевого поведения.

Контроль осуществляется в самых различных формах: от воздействия общественного мнения до репрессий.

Итак, внешняя социальная среда, а точнее функции, социальные роли, выполняемые индивидом в социальных институтах и общностях, обуславливают важнейшие черты, свойства личности.

4. Механизм санкций –реакция группы (общности) на поведение индивида в социально значимых ситуациях.

Санкции могут быть:

а) негативными (наказания);

б) позитивными (поощрения).

Обычно в обиходном языке под санкциями подразумеваются только наказания.

Далее санкции можно разделить на:

- Формальные – реакции формальных институтов на определенное поведение.

- Неформальные – реакции общественного мнения, неформальных институтов.

Кроме того: игровые, этические, сатирические, религиозные и т.д.

Выводы

1. Личность в социологических теориях выступает как система социально-значимых качеств, характеризующих индивида как члена того или иного общества или социальной общности, как продукт общественного развития.

2. Основными факторами, обуславливающими формирование личности являются: биологическая наследственность; физическое окружение, культура, групповой опыт и уникальный индивидуальный опыт.

3. Основными элементами структуры личности являются память, культура, деятельность.

Читайте также: