Ламсден нуждается ли культура в генах кратко

Обновлено: 04.07.2024

В монографии исследуется широкий спектр вопросов, касающихся взаимосвязи органической, культурной и когнитивной эволюции, когнитивных особенностей различных типов мышления, научного творчества, а также возможность применения синергетического подхода к анализу роста научного знания. Когнитивная эволюция связывается здесь в первую очередь с изменениями способов извлечения и обработки информации, а эволюция культуры - с применением особого рода информационной системы, включающей в себя мифы, верования, знания, доказательства и т.д. Наряду с работами российских авторов в монографию включены также реферативные переводы статей ряда известных зарубежных исследователей - Ч.Ламсдена (Канада), Г.Фолльмера (ФРГ),
Д.Смайли (США) и Р.де Соса (Канада).

Предисловие………………………………………………. ………… 3
Меркулов И.П. Эволюционная эпистемология: история и современные подходы……………………………………………… 6
Шульга Е.Н. Эволюционная эпистемология Майкла Рьюза…………………….. 22
Фолльмер Г. Эволюция и проекция - начала современной теории познания….. 39
Бескова И.А. Ментальность в эволюционно старых и эволюционно молодых культурах………………………………. 58
Князева Е.Н. От открытия к инновации: синергетический взгляд на судьбы научных открытий………………………………………. 76
Майданов А.С. Непарадигмальные проблемы, их источники и способы постановки………………………………. 93
Герасимова И.А. Музыкальное понимание………………………………………….. 110
Ламсден Ч. Нуждается ли культура в генах. 128
Рональд де Соса. Эволюция и теология: от инстинкта к преднамеренности……. 138
Дэвид Смайлли. Социобиология и чeловеческая культура………………………… 153



Еще в начале XX века рождаемость и смертность были относительно высокими (много людей рождалось и много умирало до достижения преклонного возраста), что сокращало среднюю продолжительность жизни. К середине XX века смертность уменьшилась благодаря успехам медицины, однако рождаемость оставалась высокой. Продолжительность жизни многих новорожденных не превышала нескольких месяцев.

Откладывание празднования рождения можно найти в истории многих культур и обществ по всему миру, в том числе в Нигерии, Японии, Тонга и на Гавайях, где поводом для большого торжества является первая, третья или пятая годовщина появления на свет, а не оно само. Дело в том, что до недавнего времени многие дети не доживали до своего первого дня рождения.

В жизни нас подстерегает несколько периодов повышенного риска смерти. Смертность возрастает при отлучении от груди, независимо от возраста в этот момент, который определяется культурой. Когда ребенок переходит на другое питание, он становится уязвимым для целого спектра заболеваний пищевого происхождения.

После преодоления этого опасного периода смертность снова увеличивается в 16-18 лет, когда завершается соматическое развитие (рост тела). После этого молодые женщины сталкиваются с повышенной смертностью из-за рисков, связанных с беременностью и родами, а молодые мужчины — из-за несчастных случаев.

В среднем возрасте наблюдается очередной пик смертности преимущественно вследствие болезней.

У людей на жизненном пути много раз происходят всплески и спады риска смерти. Увеличение средней продолжительности жизни означает, что этот риск переживает больше людей — сейчас меньше катастроф и войн, больше болезней стали излечимыми, меньше смертей случается в результате осложнений беременности и родов и т. д.


Фото: Yuriko Nakao / Reuters

Когда эти препятствия для долгожительства были сведены к минимуму и пока рождаемость оставалась высокой, численность населения росла, резко увеличившись к концу XX века. Но потом жители промышленно развитых стран стали рожать меньше детей; в конце концов вероятность того, что имеющиеся дети достигнут совершеннолетия, чрезвычайно возросла.

Впервые в истории человечества в большинстве развитых стран наблюдается крайне низкая рождаемость и крайне низкая смертность. Перед нами новый феномен — рост доли престарелого населения. При рассмотрении в этом ключе долгожительство человека оказывается прямым следствием технического прогресса.

Дело, однако, не только в достижениях современной цивилизации. Количество стариков выросло задолго до появления оседлых обществ. Более того, мы знаем, что долголетие отчасти наследуется: долгожители, как правило, происходят из семей долгожителей. Известно, что за него отвечает ряд специфических генов. Означает ли это, что долгожительство обеспечивает эволюционное преимущество?

Поскольку эволюционный успех напрямую связан с репродуктивным успехом, кажется, нет эволюционного смысла в долгой жизни после менопаузы, поскольку беременность и деторождение уже недоступны. Большинство женских особей в животном мире сохраняют репродуктивную способность до конца жизни, немногие, достигающие менопаузы, живут после этого недолго. В отличие от этого, женщины продолжают вести активную, полноценную жизнь как минимум 10−15 лет после менопаузы.

Поскольку ожидаемая продолжительность жизни корейских женщин в 2017 году оценивалась в 90 лет, у них есть все возможности прожить еще 40 лет после менопаузы. С точки зрения средней продолжительности жизни млекопитающих это настоящее чудо.

Когда долгожительство возникло в истории человека как вида? При изучении эволюционной истории снова и снова убеждаешься, что результат, кажущийся естественным и очевидным, часто является следствием долгого и неоднозначного процесса. Это относится и к долголетию.


Фото: Hendrik Schmidt / picture alliance / Getty Images

По их мнению, мозгу и телу большего размера сопутствовало замедленное созревание. Действительно, чем дольше продолжается рост, тем сильнее можно вырасти. Некоторые части тела, развивающиеся медленнее остальных, станут еще более крупными. Замедленный и более продолжительный процесс роста имел зеркальное отражение — очень постепенный, растянутый во времени процесс старения.

Гипотеза бабушек выглядела великолепно, но имела серьезную проблему: ее трудно проверить на археологических данных или на современных популяциях. Одно исследование подтвердило вклад бабушек в уменьшение смертности младенцев, другое не подтвердило. Одна компьютерная модель показала, что роль бабушки не может способствовать долголетию, другая — что может.

Некоторые ученые пытались по скелетным останкам Homo erectus приблизительно установить возраст смерти, но в отношении взрослых особей это очень трудно. Относительно легко оценить возраст индивида, не завершившего рост, поскольку изменения костей и зубов в период роста хорошо отражают возрастную специфику. После полового созревания в костях и зубах не происходит существенных изменений, которые можно связать с определенными этапами жизни. Более того, индивидуальные различия процесса старения настолько велики, что оценка возраста зрелых особей крайне затруднена.

Если невозможно точно определить возраст смерти взрослой особи, то, указывая его с неизвестным интервалом погрешности, мы бы подорвали доверие к нашему исследованию, поэтому и был выбран категориальный подход, более соответствующий характеру данных.

Как мы и ожидали, коэффициент OY увеличивался с течением времени, начиная от австралопитеков . У Homo erectus (появившихся 2 миллиона лет назад) он был выше, чем у австралопитеков (4 миллиона лет), а у неандертальцев (200 000 лет) выше, чем у обеих упомянутых групп.


Рост носил взрывной характер. С учетом того что в европейском верхнем палеолите наблюдалось увеличение числа погребений, мы задумались, не мог ли факт трупоположения привести к искажению данных, поэтому провели анализ заново, исключив материал погребений. Результаты остались прежними: коэффициент OY у Homo sapiens европейского верхнего палеолита превышал 2:1, демонстрируя значительное увеличение по сравнению с предшествующими периодами. Оказывается, и бабушки, и долгожительство человека — плоды культуры позднего палеолита, возникшие всего 30 000 лет назад, а не у Homo erectus почти 2 миллиона лет назад.

История человеческой мысли в значительной степени представляет собой серию попыток отделить человека и общество от мира животных.

Можно выделить три группы вопросов, касающихся проблемы соотношения биологического и социального. Во-первых, с точки зрения антропосоциогенеза, становления вида homo sapiens: что биологически детерминирует становление человека как биосоциального существа? Во-вторых, с точки зрения ставшей социальности, развитого социума, по сравнению с биологическим миром: какие биологические законы сохраняются и действуют в социуме? В-третьих, с точки зрения индивидуальности - проблема соотношения наследственности и среды: что в становлении личности связано с биологическими предпосылками, а что обусловлено жизнью индивида в обществе?

Антропосоциогенез (от греч.— anthropos — человек, лат.— societas общество и греч. genesis — происхождение) - происхождение и эволюция человека, становление Homo sapiens как вида в процессе формирования общества.

Что выделает человека из биологического мира? В истории человеческой мысли существовали различные ответы на этот вопрос, среди них: разум, сознание, двуногость, свободная рука, создание орудий, лицевой угол, вес и объем мозга, отношение квадрата мозга к объему тела.

Рассмотрите критерии отличия человека от животных, которые выдвигались философами; приведите точку зрения современной науки на данную проблему. Проанализируйте данные науки об основных факторах, этапах и закономерностях антропосоциогенеза и о месте вида Homo sapiens в иерархии живого.

Принципиально новое качество, полученное в ходе антропосоциогенеза - иной тип взаимоотношений особи с окружающей средой, основанный на систематическом производстве орудий труда искусственными средствами обработки.

Диалектика биологического и социального в процессах индивидуального становления человека (генно-средовая парадигма в исследованиях человека) объясняет причины и сущность внутрипопуляционных различий вида Homo sapiens.

Что влияет на становление индивидуальности – наследственность или среда? Ответом на данный вопрос занимается психогенетика – междисциплинарная область знаний, возникшая на стыке психологии и генетики. Предметом ее исследований является относительная роль факторов наследственности и среды, их взаимодействие, а также формирование индивидуальных различий по психологическим и психофизиологическим признакам. Подробно рассмотрите методы психогенетики: популяционный, генеалогический, метод приемных детей, метод близнецов.

Проведите исследование по данной теме, сделайте выводы о проблеме соотношения биологического и социального и отразите их в реферате.

Примерные вопросы по теме:

1. Современная наука об основных факторах, этапах и закономерностях антропосоциогенеза. Ограниченность методологии натурализма. Единство направленности и вариабельности путей исторического развития вида Homo sapiens.

2. Проблема синтеза естественнонаучного и социогуманитарного знания о человеке в социобиологии. Специфика социобиологического понимания природы человека.

3. Диалектика биологического и социального в процессах индивидуального становления человека. Методология психогенетики.

1. Брызгалина Е. В. Биология и современные политологические исследования // Биология и культура. М.: Канон+, 2004. – 528 с. - С.444–460.

2. Брызгалина Е. В. Индивидуальность: стратегии поиска. М.: Когито-Центр, 2003. – 464 с.

3. Докинз Р. Эгоистичный ген. М.: Мир, 1993.- 318 с.

5. Лоренц К. Агрессия. М.: Римис, 2009. – 352 с.

6. Рьюз М. Эволюционная этика: здоровая перспектива или окончательное одряхление.// Вопросы философии. 1989, № 8.

7. Рьюз М., Уилсон Э. Дарвинизм и этика // Вопросы философии, 1987. - № 1

8. Смайлли Д. Социобиология и человеческая культура// Эволюция, культура, познание. М., ИФРАН, 1996 – 167 с. – С. 153-166

9. Современные философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук / Под ред. В.В. Миронова. М.: Гардарики, 2006.- 639 с. - Р. 2.6.5

10. Эфроимсон В.П. Генетика этики и эстетики. СПб.: Талисман, 1995. - 288 с.

11. Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Степин. — М.: Мысль, 2000 — 2001.

История человеческой мысли в значительной степени представляет собой серию попыток отделить человека и общество от мира животных.

Можно выделить три группы вопросов, касающихся проблемы соотношения биологического и социального. Во-первых, с точки зрения антропосоциогенеза, становления вида homo sapiens: что биологически детерминирует становление человека как биосоциального существа? Во-вторых, с точки зрения ставшей социальности, развитого социума, по сравнению с биологическим миром: какие биологические законы сохраняются и действуют в социуме? В-третьих, с точки зрения индивидуальности - проблема соотношения наследственности и среды: что в становлении личности связано с биологическими предпосылками, а что обусловлено жизнью индивида в обществе?

Антропосоциогенез (от греч.— anthropos — человек, лат.— societas общество и греч. genesis — происхождение) - происхождение и эволюция человека, становление Homo sapiens как вида в процессе формирования общества.

Что выделает человека из биологического мира? В истории человеческой мысли существовали различные ответы на этот вопрос, среди них: разум, сознание, двуногость, свободная рука, создание орудий, лицевой угол, вес и объем мозга, отношение квадрата мозга к объему тела.

Рассмотрите критерии отличия человека от животных, которые выдвигались философами; приведите точку зрения современной науки на данную проблему. Проанализируйте данные науки об основных факторах, этапах и закономерностях антропосоциогенеза и о месте вида Homo sapiens в иерархии живого.

Принципиально новое качество, полученное в ходе антропосоциогенеза - иной тип взаимоотношений особи с окружающей средой, основанный на систематическом производстве орудий труда искусственными средствами обработки.

Диалектика биологического и социального в процессах индивидуального становления человека (генно-средовая парадигма в исследованиях человека) объясняет причины и сущность внутрипопуляционных различий вида Homo sapiens.

Что влияет на становление индивидуальности – наследственность или среда? Ответом на данный вопрос занимается психогенетика – междисциплинарная область знаний, возникшая на стыке психологии и генетики. Предметом ее исследований является относительная роль факторов наследственности и среды, их взаимодействие, а также формирование индивидуальных различий по психологическим и психофизиологическим признакам. Подробно рассмотрите методы психогенетики: популяционный, генеалогический, метод приемных детей, метод близнецов.

Проведите исследование по данной теме, сделайте выводы о проблеме соотношения биологического и социального и отразите их в реферате.

Примерные вопросы по теме:

1. Современная наука об основных факторах, этапах и закономерностях антропосоциогенеза. Ограниченность методологии натурализма. Единство направленности и вариабельности путей исторического развития вида Homo sapiens.

2. Проблема синтеза естественнонаучного и социогуманитарного знания о человеке в социобиологии. Специфика социобиологического понимания природы человека.

3. Диалектика биологического и социального в процессах индивидуального становления человека. Методология психогенетики.

1. Брызгалина Е. В. Биология и современные политологические исследования // Биология и культура. М.: Канон+, 2004. – 528 с. - С.444–460.

2. Брызгалина Е. В. Индивидуальность: стратегии поиска. М.: Когито-Центр, 2003. – 464 с.

3. Докинз Р. Эгоистичный ген. М.: Мир, 1993.- 318 с.

5. Лоренц К. Агрессия. М.: Римис, 2009. – 352 с.

6. Рьюз М. Эволюционная этика: здоровая перспектива или окончательное одряхление.// Вопросы философии. 1989, № 8.

7. Рьюз М., Уилсон Э. Дарвинизм и этика // Вопросы философии, 1987. - № 1

8. Смайлли Д. Социобиология и человеческая культура// Эволюция, культура, познание. М., ИФРАН, 1996 – 167 с. – С. 153-166

9. Современные философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук / Под ред. В.В. Миронова. М.: Гардарики, 2006.- 639 с. - Р. 2.6.5

10. Эфроимсон В.П. Генетика этики и эстетики. СПб.: Талисман, 1995. - 288 с.

11. Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Степин. — М.: Мысль, 2000 — 2001.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.


Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Геннокультурна коэволюция — двустороннее взаимодействие генетических и культурных факторов с обратными связями.

В современной социобиологии разработан ряд теорий Г.к. которые отличаются друг от друга уровнем описания механизмов взаимодействий генов и культуры. Некоторые из этих теорий ограничиваются лишь попытками выявить определенные статистические корреляции между биологическими и культурными феноменами, не претендуя на их теоретическое объяснение. Другие теории используют модели классической этологии и экологии поведения и стремятся непосредственно связать гены с различными типами культуры.

Развитие теории

В 1981 году Ч. Ламсден и Э. Уилсон предложили принципиально новую теорию Г.к., получившей дальнейшее развитие в работах Ламсдена, А. Гушурста и др. Согласно этой теории, возникновение человеческого рода произошло не в ходе биологической эволюции дарвиновского типа, а в результате переплетения двух линий унаследованной информации — генетической и культурной.

Суть теории Г.к.

Эпигенетические правила и развитие

Проблемы теории

Теория Г.к. сталкивается с рядом проблем, связанных прежде всего с эмпирической идентификацией единиц культурной информации, отбираемых эпигенетическими правилам. Все интенсивное культурное дивергенцию человечества, начиная с эпохи палеолита, сторонники этой теории объясняют возрастанием роли эпигенетических правил в эволюционных изменениях. Действуя как своего рода фильтр, эти правила способствовали отбору и применению только некоторых культурных альтернатив, которые транслировались следующим поколениям. Это освободило людей от чрезмерно широких границ культурной эволюции. Из теории Г.к. также следует, что по мере продвижения человечества к цивилизациям и др. формам сложноорганизованная обществ действие биологической эволюции не ослабевала, как ранее считалось, а, наоборот, усиливалось из-за увеличения числа и сложности врожденных эпигенетических правил. По этим же причинам генетическая эволюция человечества (а соответственно, и его культурная эволюция) может протекать намного быстрее, чем это предусмотрено эволюцией дарвиновского типа.

Читайте также: