Блок балаганчик анализ кратко

Обновлено: 06.07.2024

Объясните. плз, смысл произведения Блока "Балаганчик". перечитала, наверное. раз 10,а смысл никак не могу понять.

Надо факты жизни Блока в этот период знать

Печатается по тексту сборника "Театр" (изд-во "Земля", П. , 1918).
Пьеса создана Блоком в результате глубокого кризиса в его сознании
отвлеченно-возвышенных идеалов "Прекрасной Дамы" и "вечной женственности" (в
крайне абстрактной трактовке этого символа московскими мистиками -
"соловьевцами", к кругу которых принадлежал поначалу и Блок) . Пьеса имеет и
непосредственно биографический подтекст, проникающий "Балаганчик" постольку,
поскольку "земным объектом" культа Прекрасной Дамы для "мистических друзей"
Блока Б. Бугаева (Андрея Белого) и С. Соловьева оказалась жена поэта Л. Д.
Менделеева-Блок. Об этих сторонах блоковского замысла рассказывают
воспоминания о Блоке Андрея Белого (в журнале "Эпопея", NN 1-Ъ за 1922-1923
годы) и записки Е. Иванова (Блоковский сборник, Тарту, 1964), а также
неопубликованные воспоминания Л. Д. Блок "И были и небылицы о Блоке и о
себе", хранящиеся в Центральном государственном архиве литературы и
искусства - ЦГАЛИ - в Москве.
Блок выступает критиком "московских мистиков" и наивного юношеского
культа "Девы" не только с позиции чисто личного опыта. В "Балаганчике"
отразилось обострившееся в то время внимание Блока к историческому и
общественному. "Балаганчиком" запечатлено кратковременное обращение Блока к
выдвигавшимся тогда его другом Г. Чулковым идеям т. н. "мистического
анархизма" и даже некоторое организационное сближение с "мистическими
анархистами" через участие в альманахе "Факелы", где в апреле 1906 года и
был опубликован текст пьесы (ср. введенные Блоком в текст выкрики "Факелы!
Факелы! " в финале действия) . О "мистическом анархизме" как родившейся под
влиянием революции 1905 года философии "абсолютной свободы" и "разрушения
истории" Г. Чулков рассказывает в книге воспоминаний "Годы странствий" (М. ,
1930, стр. 74, 85-87, 135-136). Балаганом оказывается у Блока и мистический
ажиотаж "соловьевцев", позировавших "тайным" характером и" культа,
недоступностью их знания для "непосвященных", и общая атмосфера в русском
"просвещенном обществе" того времени (в частности, чаяния конституционных
перемен) . При этом Блок идет даже на пародирование своих собственных
образов, на которых без всякого сарказма строится поэма того же времени "Ее
прибытие" (т. 2 наст, издания) . Социальность в духе Г. Чулкова не является,
однако, ведущим элементом в содержании "Балаганчика" - пьесы многозначной и
многоплановой по самому замыслу. От "мистического анархизма" Блок вскоре
уходит к исторнко-патриотической теме Родины (в драме "Песня Судьбы" и
стихотворениях третьей книги) . См. также примечания к пьесам "Король на
площади" и "Незнакомка".

Вот открыт балаганчик
Для веселых и славных детей,
Смотрят девочка и мальчик
На дам, королей и чертей.
И звучит эта адская музыка,
Завывает унылый смычок.
Страшный черт ухватил карапузика,
И стекает клюквенный сок.

Мальчик

Он спасется от черного гнева
Мановением белой руки.
Посмотри: огоньки
Приближаются слева…
Видишь факелы? Видишь дымки?
Это, верно, сама королева…

Девочка

Ах, нет, зачем ты дразнишь меня?
Это — адская свита…
Королева — та ходит средь белого дня,
Вся гирляндами роз перевита,
И шлейф ее носит, мечами звеня,
Вздыхающих рыцарей свита.

Заплакали девочка и мальчик.
И закрылся веселый балаганчик.

Жанровая направленность произведения представляется стихотворной драматической пьесой, основной темой которой является любовь в человеческой жизни.

Сюжетная линия пьесы разворачивается в момент нахождения на сцене мистиков, ожидающих прихода Смерти, и Пьеро, который должен встретиться с возлюбленной Коломбиной.

В это время появляется девушка, одетая в белые одежды и имеющая заплетенную косу вдоль всей спины. Присутствующие мистики считают девушку Смертью, однако Пьеро предпринимает попытки убедить их в том, что девушка является Коломбиной.

Мистики объявляют Пьеро сумасшедшим, не способным принять появления Смерти, при этом Пьеро высказывает согласие о собственном помешательстве, но все надеется, что в образе девушки – Коломбина, при этом намереваясь оставить это место. Девушка движет вслед за Пьеро, но в этот момент он спотыкается и падает, а Коломбина оказывается в объятиях Арлекин, который ее уводит.

Затем представляется сцена бала, в которой участвуют несколько влюбленных пар, объясняющихся в чувствах друг к другу. В этот момент перед зрителями предстает Автор, объясняющий, что он не имеет отношения к происходящему балагану, поскольку его пьеса посвящается влюбленным, которые в своем чувстве преодолевают препятствия.

На цене снова появляется Арлекин, который выпрыгивает в окно, за которым его поджидает Смерть на фоне утреннего тумана. Следом направляет Пьеро, жаждущий смерти, но ему мешает Коломбина. Происходящее комментирует автор, раскрывая замысел собственной пьесы, заключающийся в преодолении трудностей настоящей любовью. Автор пытается соединить руки влюбленных, но в этот момент декорации и маски исчезают со сцены, а в полной пустоте остается лежащий на полу Пьеро, произносящий заключительный монолог о своей любви.

Также читают:

Рассказ Балаганчик (читательский дневник)

Популярные сегодня пересказы

Произведение афинского философа по жанровой направленности является разоблачением софистики, которая представляет собой новую философскую теорию, появившуюся в период творения драматурга.

Купец из Венеции Антонио грустен и невесел. Чтобы поднять ему настроение в дом прибывают друзья. Но их попытки не венчаются успехом. Ближайший друг Антонио – Бассанио прибыл в дом по иной причине

Анализ драмы А. Блока "Балаганчик" как художественного целого. Проблема слова, которое тяготеет к античному Логосу и несет в себе интенцию преобразования действительности. Трагедийность существования действенного слова в пределах литературной реальности.

Рубрика Литература
Вид статья
Язык русский
Дата добавления 06.11.2018
Размер файла 23,2 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Учебно-научный институт филологии и журналистики Таврического национального университета имени В.И. Вернадского

Ключевые слова: художественное целое, автор, театральность, карнавал, теургия.

Ключові слова: художнє ціле, автор, театральність, карнавал, теургія.

THE PROBLEM OF THE ACTIVE WORD IN A. BLOCK'S PLAY “LITTLE SHOW-BOOTH”

The article is devoted to the analysis of A. Block's play “Little Show-Booth” as an artistic whole. The value center of this work is the problem of the word that tends to the ancient Logos, which carries the intention of transforming reality. The world of art is interpreted in the drama as the multiplicity of transformations. But these transformations are a simulation, since there are uncertainties in the world. The author reveals the tragic nature of the existence of the active world within the literary reality.

Key words: artistic whole, author, theatricality, carnival, theurgy.

В этой реальности вполне естественно сосуществование в одном пространстве и времени узнаваемых жизненных персонажей и героев произведений искусства, о чем заявлено сразу в первой ремарке, где соседствуют Мистики и

«И под пляску морозных игол,

Вкруг подруги картонной моей -

Он звенел и высоко прыгал,

Действительно, произошло преображение. Произошло оно потому, что Пьеро добровольно пошел навстречу смерти, хотя, возможно, он пошел навстречу Коломбине, ведь для Пьеро явившаяся - именно Коломбина. И тогда превращение можно воспринимать как торжество истинной творческой воли: именно она претворяет самое мертвое - Смерть - в живое. То, что реально для личности, в конце концов становится объективной реальностью.

«Куда ты завел? Как угадать?

Именно поэтому Пьеро и не замечает оживления Коломбины: потеряв себя, он продолжает блуждать по снежным улицам. И главное, почему происшедшее преображение оказалось нестойким, незамеченным и никому ненужным: оно произошло в космосе искусства, то есть не на самом деле, а как бы разыграно в театре (ведь не только здесь кукольная смерть, но и живая девушка - тоже кукла). Но кроме театра, кроме искусства, этому преображению происходить негде - а здесь оно не может происходить в силу неопределенности, подвижности и текучести феноменов этого мира.

И даже когда разлетаются декорации, сцена все-таки остается, следовательно, и то, о чем говорится в этот момент, является альтернативой театральности мира, а точнее, это единственное, что остается в этом мире человеку - перед лицом всеобщей кукольности. В финальном монологе Пьеро говорит о Коломбине, с одной стороны, как о живой девушке, как о невесте, ушедшей с другим:

«Бедняжка Пьеро, довольно лежать,

Пойди, поищи невесту себе.

Ах, как светла - та, что ушла

Но с другой стороны, она для него - картонная кукла, и момент ее превращения в куклу он продолжает переживать в этом монологе:

«Упала она (из картона была),

1. Магомедова Д.М. Автобиографический миф в творчестве А. Блока. М.: Мартин, 1997. 221 с.

3. Блок А.А. Собрание сочинений: в 8 т. Л.: Гос. издательство художественной литературы, 1960-1963.

Подобные документы

История вопроса. Попытки поэтических открытий, интерпретаций в изысканях исследователей-литературоведов, критиков. Родство "Слова о полку Игореве" с украинскими думами. Проблемы ритмики "Слова. ". Звуковая инструментовка произведения-анализ текста.

научная работа [40,2 K], добавлен 26.11.2007

Литературные памятники: от мифологии - к духовной жизни гражданина, рождение древнегреческой драмы и театра. Рассмотрение конкретных примеров из античной мифологии, которые и сегодня часто используются как крылатые слова и фразеологические выражения.

контрольная работа [21,1 K], добавлен 08.07.2010

Понятие русского символизма, особенности его проявления. Жизненный путь поэта А. Блока, начало его литературной деятельности. Использование в его стихотворениях цветовой символики. Вопрос о соотношении действительности и поэтического идеала Блока.

реферат [35,4 K], добавлен 21.11.2012

Анализ семантического пространства в прозе Н.В. Гоголя с точки зрения концептуального, денотативного и эмотивного аспектов. Пространственно-временная организация художественной реальности в произведениях автора. Слова-концепты художественного мира.

курсовая работа [66,1 K], добавлен 31.03.2016

Русь времени "Слова о полку Игореве". События русской истории, предшествование походу князя Игоря Святославича Новгород-Северского. Время создания "Слова о полку Игореве", вопрос о его авторстве. Открытие "Слова о полку Игореве", его издание и изучение.

реферат [2,6 M], добавлен 20.04.2011

Характеристика творчества Вальтера Скотта, отличительные черты художественного стиля. Особенности жанра, его воздействие на дальнейшее развитие литературы. Специфика романа "Роб Рой", значение авторского слова. Проблема взаимоотношений Англии и Шотландии.

реферат [27,9 K], добавлен 09.01.2010

Специфика зарубежного и русского символизма. Отличие символа от художественного образа. Русские символисты-литераторы. Проблема теургического творчества. Поэзия "Серебряного века". Символистские тенденции в литературном творчестве Блока и Верлена.

Читайте также: