Актуальность театральной деятельности в школе

Обновлено: 05.07.2024

Опыт актуален для работы с дошкольниками в современном детском саду, так как позволяет развивать чувства, глубокие переживания и открытия ребёнка, приобщает его к духовным ценностям. Развивает память, мышление, воображение, внимание; позволяет обогащать и активизировать словарь детей, что является важным средством для подготовки детей к обучению в школе.

2. Содержание опыта.

Данный опыт состоит из теоретической и практической частей. В теоретической части раскрываются задача, формы и методы работы, содержание занятий описаны исследования с использованием диагностик. Изложена коррекционная работа с детьми по устранению выявленных недостатков. По результатом проделанной работы сделаны выводы, предложены рекомендации для родителей.

Практическая часть работы подтверждает теоретическую обоснованность опыта. В ней содержатся конспекты занятий, творческие упражнения, игры-превращения, пальчиковый игротренинг

3. Для пед. работников представляет интерес:

- перспективный план на год;

- формы и методы работы;

- конспекты занятий, упражнения;

4. Использование данного опыта.

Данный опыт приемлем для использования в практике д/с.

1. Введение.Актуальность темы. Стр.3

2. Описание работы. Стр. 10

Выводы и рекомендации. Стр. 24

4. Библиография. Стр. 26

5. Приложение. Стр. 27

Выразительная речь включает в себя вербальные (интонация, лексика и синтаксис) и невербальные (мимика, жесты, поза) средства.

Для развития выразительной речи необходимо создание условий, в которых каждый ребёнок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей. Огромную помощь в этом оказывают занятия по театрализованной деятельности; это игра, и пожить и порадоваться в ней каждый ребёнок. Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: её тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребёнка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии – через образы, краски, звуки, музыку, умело поставленные вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи, её интонационный строй, улучшается диалогическая речь, её грамматический строй.

Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка,

Теплов. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.).

Театрализованная деятельность позволяет ребёнку решать проблемные ситуации опосредованно от лица какого – либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребёнка.

Поэтому именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального и художественно – эстетического воспитания. Она – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребёнок познаёт мир умом и сердцем, выражая своё отношение к добру и злу; познаёт радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. В нашем мире, насыщенном информацией и стрессами, душа просит сказки – чуда, ощущения беззаботного детства.

Изучив современную методическую литературу, я выбрала материал для внедрения их в практику своей группы, а также пришла к выводу, что используя данный материал, можно повы- сить интерес к театрально – игровой деятельности, расширить представления детей об окружающей действительности, совершенствовать умение связно и выразительно пересказывать сказки.

1. Развивать устойчивый интерес к театральной игровой деятельности.

2. Совершенствовать исполнительские умения детей в создании художественного образа, используя игровые импровизации.

3. Расширять представления детей об окружающей действительности.

4. Закреплять представление детей о различных видах кукольных театров.

5. Обогащать и активизировать словарь детей.

6. Совершенствовать интонационную выразительность речи.

7. Развивать диалогическую и монологическую речь.

8. Совершенствовать умение связно и выразительно пересказывать сказки.

9. Развивать память, мышление, воображение, внимание.

10. Учить детей правильно оценивать свои и чужие поступки.

11. Воспитывать желание играть театральными куклами.

12. Развивать умение использовать игровые импровизации в

Формы и методы работы

1. Просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним.

2. Игры драматизации.

3. Упражнения для социально – эмоционального развития детей.

4. Коррекционно – развивающие игры.

5. Упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика).

6. Задания для развития речевой интонационной выразительности.

8. Упражнения на развитие детской пластики.

9. Пальчиковый игротренинг для развития моторики рук.

10. Упражнения на развитие выразительной мимики.

11. Упражнения по этике во время драматизаций.

12. Разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок.

13. Знакомство не только с текстом сказки, но и средствами её драматизации – жестом, мимикой, движением, костюмом, декорациями.

На первом этапе своей работы я провела констатирующую диагностику. Диагностика была проведена с группой детей 6 – го года жизни в количестве 15 человек.

В качестве критериев я использовала следующие положения:

- устойчивый интерес к театрализованной деятельности;

- умение давать оценку поступкам действующих лиц в театрализованной деятельности;

- владение выразительностью речи;

- способность понимать эмоциональное состояние другого человека и адекватно выражать своё;

- способность сопереживать героям сказок, эмоционально реагируя на поступки действующих лиц;

- умение вживаться в создаваемый образ, совершенствуя его, находя наиболее выразительные средства для воплощения, используя мимику, жесты, движения.

Каждый критерий я оценивала:

- высокий уровень – творческая активность ребёнка, его самостоятельность, инициатива, быстрое осмысление задания, точное выразительное его выполнение без помощи взрослых, ярко выраженная эмоциональность;

- средний уровень – эмоциональная отзывчивость, интерес, желание включиться в театрализованную деятельность. Но ребёнок затрудняется в выполнении задания. Требуется помощь взрослого, дополнительные объяснения, показ, повтор;

- низкий уровень – мало эмоционален, не активен, равнодушен, спокойно, без интереса относится к театрализованной деятельности. Не способен к самостоятельности.

Результаты диагностики 15 – ти исследуемых детей показали:

- интерес к театрализованной деятельности со средним уровнем проявило 5 человек (33,3%), с низким уровнем - 10 человек (66,7%), с высоким уровнем детей не выявлено;

- умение давать оценку поступкам со средним уровнем – 11 человек (73,3%), с низким уровнем – 4 человека (26,7%), с высоким уровнем детей не выявлено;

- владение выразительностью речи со средним уровнем – 2 человека (13,3%), с низким уровнем – 13 человек (86,7%), с высоким уровнем детей не выявлено;

- понимать эмоциональное состояние со средним уровнем -3 человека (20%), с низким уровнем – 12 человек (80%), с высоким уровнем детей не выявлено;

- сопереживание героям сказок со средним уровнем -9 человек (60%), с низким уровнем – 6 человек (40%), с высоким уровнем детей не выявлено;

- вживание в образ со средним уровнем -4 человека (26,7%), с низким уровнем – 11 человек (73,3%), с высоким уровнем детей не выявлено.

Проанализировав результаты констатирующей диагностики, я сделала вывод, что дети моей группы проявляют малый интерес к театрализованной деятельности, слабо владеют выразительностью речи, способностью понимать эмоциональное состояние другого человека и выражать своё, умением вживаться в создаваемый образ и использовать мимику, жесты, движения.

Поэтому я поставила перед собой следующие задачи:

1. Создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности.

2. Развивать способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении.

3. Побуждать детей к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонации.

4. Познакомить детей с разными видами кукольных театров.

5. Обеспечить взаимосвязь театрализованной с другими видами деятельности.

6. Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых.

В процессе проектирования предметно – пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельность детей я учитывала:

- индивидуальные социально – психологические особенности ребёнка;

- особенности его эмоционально – личностного развития;

- интересы, склонности, предпочтения и потребности;

- любознательность, исследовательский интерес и творческие способности;

- возрастные и полоролевые особенности.

Поскольку предметно-развивающая среда должна обеспечивать право и свободу выбора каждого ребёнка на театрализацию любимого произведения, в зоне театрализованной деятельности я разместила разные виды кукольного театра – пальчиковый, би-ба-бо, а так же маски, реквизит, куклы, декорации. Кроме того, периодически обновляла материал, ориентируясь на интересы разных детей. Это создало условия для персонифицированного общения с каждым ребёнком.

Поскольку развитие любознательности и исследовательского интереса основано на создании спектра возможностей для моделирования, поиска и экспериментирования, в зоне театрализованной деятельности я разместила разный природный и бросовый материал, ткани, костюмы для ряженая.

Учитывая полоролевые особенности детей, в зоне театрализованной деятельности были размещены оборудование и материалы, отвечающие интересам, как мальчиков, так и девочек.

Театрализованные занятия выполняют одновременно познавательную, воспитательную и развивающие функции. Поэтому через их содержание, форму и методы я стремилась к достижению трёх основных целей:

- развитию речи и навыков театрально – исполнительской деятельности;

- созданию атмосферы творчества;

- социально – эмоциональному развитию детей.

Содержание моих занятий являлось не только знакомство с текстом какого-либо литературного произведения или сказки, но и с жестами, мимикой, движениями, костюмами. Важнейшим методическим принципом являлась практическое действие каждого ребёнка.

Чтобы ярче раскрыть свои возможности и таланты в театрализованной деятельности, дети должны приобрести много навыков и умений.

3. О чём может думать один карандаш, лёжа в коробке карандашей?

Для более яркого создания образа детям необходимо владеть выразительными пластикой и мимикой.

Для развития пластической выразительности я предлагала детям:

1. Пройти по камешкам через ручей от лица любого персонажа (сказки, рассказа, мультфильма) по их выбору.

2. От лица любого персонажа подкрасться к спящему зверю (зайцу, медведю, волку).

3. Изобразить прогулку трёх медведей, но так, чтобы все медведи вели себя и действовали по-разному.

При выполнении этих упражнений детьми, я следила за тем, чтобы дети сами подмечали различия в исполнении своих друзей и стремились находить свои движения, мимику.

Особенно нравились детям упражнения для развития выразительной мимики:

3. Сердитый дедушка.

4. Лампочка потухла, зажглась.

5. Грязная бумажка.

6. Тепло – холодно.

7. Рассердились на драчуна.

10. Показать, как кошка выпрашивает колбасу.

А так же я предлагала детям разыграть маленькие сценки, где необходимо подчеркнуть особенности ситуации мимикой. Например, изобразить, как мальчику подарили новую машину или как ребёнок испугался медведя.

Развитию творческой активности детей способствовали не только занятия по театрализованной деятельности, но и индивидуальная работа с каждым ребёнком.

Свои занятия я строила по схеме:

- введение в тему, создание эмоционального настроения;

- театрализованная деятельность (в разных формах), где воспитатель и каждый ребёнок имеют возможность реализовать свой творческий потенциал;

- эмоциональное заключение, обеспечивающее успешность театрализованной деятельности.

Для развития уверенности в себе и социальных навыков поведения, я старалась так организовать театрализованную деятельность детей, чтобы каждый ребёнок имел возможность проявить себя в какой-то роли. Для этого я использовала разнообразные приёмы:

- выбор детьми роли по желанию;

- назначение на роли наиболее робких, застенчивых детей;

- распределение ролей по карточкам;

- проигрывание ролей в парах.

Дети всегда готовы играть сказки. Это их способ познания мира. В творческой атмосфере ребёнок развивается быстрее, полноценнее. Он, входя в сказку, получает роль одного из её героев, непроизвольно впитывает в себя то отношение к миру, которое даёт силу и стойкость в будущей жизни.

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения, поскольку каждая сказка имеет нравственную направленность. В результате ребёнок познаёт мир умом и сердцем и выражает своё отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания.

Работая над театрализацией сказки, я использовала следующий план:

I. 1. Чтение сказки.

2. Беседа по содержанию.

II . 1. Рассказывание сказки по ролям.

III . 1. Работа с артистами:

а) выразительное чтение;

б) игровые движения;

2. Индивидуальная работа по ролям.

IV . 1. Объединённая репетиция для всех участников спектакля.

V . Генеральная репетиция.

Поскольку развитие театрализованной деятельности детей и накопление ими эмоционально - чувственного опыта – длительная работа, потребовалось участие родителей.

Для них я проводила консультации, давала советы рекомендации. Обновляла материал в уголке для родителей, стараясь подобрать интересные и доступные по содержанию игры, задания, упражнения, которые они могли бы самостоятельно использовать дома.

Основы драматизации и актёрского мастерства закреплялись и раскрывались на музыкальных занятиях, в самостоятельной театрализованной деятельности, на праздниках и развлечениях.

В конце учебного года была проведена контрольная диагностика.

Результаты оказались следующими:

- интерес к театрализованной деятельности со средним уровнем проявило 10 человек (66,7%), с высоким уровнем – 5 человек (33,3%);

- умение давать оценку поступкам со средним уровнем – 10 человек (66,7%), с низким уровнем – 2 человека (13,3%), с высоким уровнем 3 человека (20%);

- владение выразительностью речи со средним уровнем – 6 человек (40%), с низким уровнем – 8 человек (53,3%), с высоким уровнем – 1человек (6,7%);

- понимать эмоциональное состояние со средним уровнем -13 человек (86,6%), с низким уровнем – 1 человек (6,7%), с высоким уровнем – 1 человек (6,7%);

- сопереживание героям сказок -11 человек (73,2%), с низким уровнем – 2 человека (13,4%), с высоким уровнем – 2 человека (13,4);

- вживание в образ со средним уровнем -10 человек (66,6%), с низким уровнем – 3 человека (20%), с высоким уровнем - 2 человека (13,4%).

Сравнив результаты диагностических исследований, я пришла к тому, что удалось добиться положительных результатов в следующих разделах:

- интерес к театрализованной деятельности на 54%;

- умение давать оценку поступкам на 61%;

- владение выразительностью речи (здесь потребовалась углубленная и индивидуальная работа с детьми) на 42%;

- понимать эмоциональное состояние на 39%;

- сопереживание героям сказок на 44%;

- вживание в образ на 57%.

Результат проделанной работы:

1. У детей повысился интерес к театрально – игровой деятельности.

2. Усовершенствовались исполнительские умения детей в создании художественного образа.

3. Расширились представления детей об окружающей действительности.

4. Обогатился и активизировался словарь детей.

5. Усовершенствовалась интонационная выразительность речи.

6. Развивалась память, мышление, воображение, внимание детей.

7. Усовершенствовалось умение детей правильно оценивать свои и чужие поступки.

8. Дети учились понимать эмоциональное состояние другого человека и выражать своё.

Рекомендации родителям:

1. Чтение произведений художественной литературы, устного народного творчества.

2. Проводить беседы по содержанию прочитанных произведений.

3. Анализировать характеры персонажей, давать оценку их поступкам.

4. Предлагать детям задания, игры, упражнения на развитие памяти, мышления, выразительной речи, мимики, жестов.

5. Постановка спектаклей, драматизация сказок в семейном кругу.

6. Посещение театров.

7. Принимать участие в тематических вечерах, праздниках, развлечениях.

Библиография:

1. Артёмова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. М.: Просвещение, 1991г.

2. Ильев В. А. Технология театральной педагогики в формировании и реализации замысла школьного урока. М.: АО Аспект-пресс,1993г.

3. Антипина А. Е. Театрализованная деятельность в детском саду. М.: ТЦ - Сфера, 2003г.

4. Кабалевский Д. Б. Воспитание ума и сердца. М.: Просвещение, 1991 г.

5. Маханёва М. Д. Театрализованные занятия в детском саду. М.: ТЦ - Сфера, 2003г.

6. Новотворцев Н. К. Развитие речи детей. Ярославль, 1995г.

9. Синицын Е. Б. Умные сказки. М.: Аист, 1998г.

10. Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр. М.:Аркти,2002г.

11. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев, 1969г.

12. Теплов Б. М. Психология. М., 1951г.

13. Тихеева Е. И. Развитие речи детей. М., 1981г.

14. Фролов Ф. М., Соковин Е. Н. Нам весело: Пособие. М.: Просвещение, 1973г.

Коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребёнка, его раскрепощение, самостоятельное творчество, развитие ведущих психических процессов; способствует самопознанию и самовыражению личности; создаёт условия для социализации, усиливая адаптационные способности, корректирует коммуникативные качества, помогает осознанию чувств удовлетворения, радости, успешности.

Ну а самое главное - это праздник, эмоциональный выплеск, восторг от участия в спектакле.

ВложениеРазмер
Цель проекта. Приобщить детей к театральному искусству, театрализованной деятельности. Способствовать формированию творческой л 18.61 КБ

Предварительный просмотр:

"Театр, это волшебная страна,

в которой ребёнок радуется, играя,

и в игре он познаёт мир"

Коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребёнка, его раскрепощение, самостоятельное творчество, развитие ведущих психических процессов; способствует самопознанию и самовыражению личности; создаёт условия для социализации, усиливая адаптационные способности, корректирует коммуникативные качества, помогает осознанию чувств удовлетворения, радости, успешности.

Ну а самое главное - это праздник, эмоциональный выплеск, восторг от участия в спектакле.

Приобщить детей к театральному искусству, театрализованной деятельности. Способствовать формированию творческой личности; развивать речь и коммуникативные навыки у детей. Создать условия для развития творческой активности детей в театральной деятельности, обеспечить условия взаимосвязи с другими видами деятельности в целостном педагогическом процессе.

Расширять представления детей о театре, его видах, атрибутах, костюмах, декорациях.

Развивать эмоциональность и выразительность речи у школьников. Привить детям навыки в области театрального искусства (использование мимики, жестов, голоса).

Способствовать формированию эстетического вкуса.

Обеспечить взаимосвязь с другими видами деятельности: изобразительной, музыкальной, художественной, литературой.

Создать у родителей представление о театральной деятельности детей, как об одном из важных видов деятельности в школьном возрасте.

Обогатится театральный опыт школьников, расширится их кругозор.

У детей появится интерес к театрализованной игре, обогатится содержание игр, а также диапазон сюжетов и ролей.

У детей сформируются представление о правилах поведения в театре.

У родителей сформируется представление о театрализованной игре детей, как об одном из наиболее важных видов коммуникативной деятельности.

Повысится культурный уровень учащихся.

Участники проекта: педагоги - дети - родители - музыкальный руководитель.

Тип проекта: творческий

Срок реализации: краткосрочный.

Форма работы с детьми:

- игры на выражение различных эмоций

- разыгрывание этюдов, сказок

- показ спектакля "Кошкин дом"

Методы и приёмы.

- творческая деятельность (игровое творчество, песенное, танцевальное)

- упражнения по дикции

- упражнения на развитие мимики, пластики

- репетиции и обыгрывание сказок и инсценировок

- театральные уголки в группе

- разнообразные виды театров

- костюмы, декорации, DVD

- детские музыкальные инструменты

- наглядные иллюстрации сказок, басен, рассказов.

Работа с родителями.

Ведущая идея - активное вовлечение родителей в творческий процесс развития театрализованной деятельности детей.

Задача - заинтересовать родителей перспективами развития театрализованной деятельности детей, вовлечь их в жизнь детского коллектива, сделать их союзниками в творческой работе с учащимися.

Виды взаимодействия с родителями.

- устный опрос: "Играете ли Вы с ребёнком в театр" (на начало и конец проекта)

- папка "Театр для всех" с описанием истории театра, его видов

- консультация на тему "Условия для развития театральных игр и приобщения детей к деятельности"

- помощь в изготовлении костюмов и декораций

План реализации проекта.

Работа с детьми:

- беседа "Что мы знаем о театре"

- знакомство с эмоциями "страх", "радость"

- просмотр спектакля "Аистёнок и пугало"

- обыгрывание этюдов "Подарок", "Кто съел варенье?"

Работа с родителями:

- устный опрос "Играете ли Вы с ребёнком в театр"

- консультация "Как поддержать у детей интерес к театру"

- предложение родителям - посещение театра всей семьёй в выходные дни.

Работа с детьми:

- просмотр спектаклей выездного театра

- знакомство с эмоциями "удивление", "грусть"

- обыгрывание этюдов "Солёный чай", "Про Ваню"

- игры "Угадай эмоцию", "Что бы это значило?"

- настольный театр "Теремок"

- инсценировка сказки "Красная шапочка"

Работа с родителями:

- информационный материал на тему: "Театр и дети", "Специфика создания театра"

- поручения по изготовлению костюмов, декораций

Работа с детьми:

- знакомство с эмоциями "отвращение", "гнев"

- игра "Испорченный телефон"

- изготовление афиш и билетов к спектаклю "Кошкин дом"

- наблюдение "Самостоятельная деятельность школьников во внеурочной деятельности"

- показ спектакля "Кошкин дом"

Работа с родителями:

- консультации на темы: "Театрализованные игры - путь к детскому творчеству", "Прослушивание музыкальных сказок дома"

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖИ

РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Подготовила:

учитель русского языка и литературы

Мамбетова Алиме Фикретовна

297221, Республика Крым

Советский район

Село Краснофлотское, ул. Победы, 1а


с. Краснофлотское - 2016

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРОЕКТА……………………..…………………..6

СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА……………………………………….8

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ПРОЕКТА…………………………………8

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА………………..…………..8

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА…………………………………….10

УЧАСТНИКИ И СОЦИАЛЬНЫЕ ПАРТНЕРЫ ПРОЕКТА……….…12

ИМЕЮЩИЕСЯ И НЕОБХОДИМЫЕ РЕСУРСЫ……………………. 12

ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРОЕКТА ……………………..13

МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА………………….…………13

Одаренность человека – это маленький росточек,
едва проклюнувшийся из земли
и требующий к себе огромного внимания.
Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним,
сделать всё, чтобы он вырос
и дал обильный плод.
В.А. Сухомлинский

Детство талантливо своей свободой, свежестью восприятия, непосредственностью взглядов на жизнь, смелостью помыслов и действий. Между тем, мир детства – неотделимая часть культуры социальной жизни современного общества, испытывающего глубокий духовный кризис. Во время обучения в школе происходит становление личностного самосознания, формируется культура чувств, способность к общению, овладение собственным телом, голосом, пластической выразительностью движений, воспитывается чувство меры и вкус, необходимые человеку для успеха в любой сфере деятельности. Театрально-эстетическая деятельность, органично включенная в образовательный процесс, – универсальное средство развития личности. Школьный театр – это особый мир в пространстве образовательного учреждения.

Театральная деятельность является предпосылкой творческой инициативы, творческой активности, развития индивидуальных склонностей и способностей учащихся. В процессе театрализованной деятельности происходит педагогическое общение взаимодействия интеллектов, чувств, воли учителя и учеников и детей между собой. Чем лучше они понимают друг друга, тем продуктивнее их диалог и скоординированные действия, тем устойчивее личностные контакты, которые реализуют развивающую воспитательную цель урока.

На наш взгляд, создание спектакля это не цель, а средство образования эмоционально-чувственной сферы ученика. Перед учителем стоит проблема обогащения нравственного опыта учащихся путем внедрения более продуктивных педагогических методов, форм, приемов, средств, способствующих актуализации собственной деятельности учащихся по решению поведенческих, этических и эстетических проблем в духовно-нравственной практике.

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

Впервые в практике образовательного учреждения исследуются возможности школьной театральной педагогики в художественно-эстетическом образовании подростков, воздействии школьного театра на развитие творческих способностей обучающихся. Уникальность проекта заключается в том, что включение театральных уроков в образовательное пространство школы обеспечивает равные возможности в творческом самовыражении, самореализации и самоопределении подростков.

НОРМАТИВНАЯ БАЗА

При разработке проекта учитывались приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации, отраженные в нормативных документах:

• Федеральный государственный стандарт начального общего и основного общего образования.

• Концепция общенациональной системы выявления, развития и поддержки одаренных детей.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:

создание условий, направленных на развитие интеллектуальной, духовно-нравственной сферы личности школьника средствами театрального искусства;

раскрытие его творческой индивидуальности, возможности самореализации и самоопределения;

диагностирование и коррекция психологических комплексов, адаптация учащихся к современным социальным условиям.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:

интеграция деятельности театра и школы, реализуемая путем органичного включения театральной деятельности в воспитательный процесс;

совместное планирование работы по активному и эффективному взаимодействию театра и школы;

организация мероприятий согласно разработанному плану;

формирование через активные виды деятельности устойчивого интереса к театру как виду художественной культуры;

развитие креативных способностей школьников;знакомство учащихся со спецификой театрального искусства.

ОБЪЕКТ ПРОЕКТА

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРЕКТА

Нравственное начало пронизывает всю многогранную практическую деятельность ученика, его мотивационную, эмоциональную и интеллектуальную сферы. На это надо опираться при выборе методов и приемов духовно-нравственного воспитания школьников на каждом этапе урока.

• методы теоретического и сравнительного анализа;

• моделирование педагогических ситуаций;

Теоретические положения по проблеме развития творческих способностей обосновывали в своих трудах Б. М. Теплов, Р. С. Немов, С. Л. Рубинштейн, Я. А. Пономарёв. Особенностям становления личности подростка, их влиянию на процесс развития творческих способностей были посвящены работы И. Ю. Кулагиной, Н. С. Лейтеса, Р. С. Немова, Л. С. Выготского. С педагогической точки зрения эту проблему исследовали И. Я. Лернер, Н. С. Щуркова, В. А. Левин, А. А. Мелик-Пашаев. В методике преподавания литературы в школе данная проблема освещена в трудах М. А. Рыбниковой, З. Я. Рез, В. А. Никольского, В. Г. Маранцмана, Н. Р. Бершадской, М. Г. Качурина. Педагогические аспекты творчески развивающих возможностей отдельных видов и жанров самодеятельности раскрыты в работах В. В. Белозерцева, О. Е. Виноградовой, С. Ф. Жунусовой, B. C. Кузина, Г. А. Опарина, А. И. Стороженко и др. Важный блок в изучении механизмов воздействия театрального искусства на духовный мир личности представлен работами искусствоведов А. А. Казимирова, В. Д. Данченко, Д. П. Вайгрускайте и др.; театральных практиков А. Д. Попова, О. Н. Ефремова, Б. А. Покровского, Г. А. Товстоногова, А. Н. Эфроса, М. В. Захарова и др.; философов, рассматривающих любительский театр как одну из важнейших форм народной художественной культуры Н. Г. Рузаев, Н. В. Гармиза, С. А. Наумов, Н. Н. Гудимов, О. В. Землянская и др. Значительное число исследований связано с педагогическими аспектами проблемы. Воспитанием и формированием личности участников студийных коллективов занимались В. А. Богатырев и В. А. Тритин, воспитанием культуры поведения подростков и педагогическим руководством деятельностью участников подросткового любительского театра В. И. Белов, В. И. Плотник, Т. В. Лаврова и др., формированием личности режиссера-педагога театральной студии В. П. Савина, Е. Г. Нефедов и др. В специальной литературе получили научное обоснование различные критерии творческой активности личности в условиях самодеятельного театрального коллектива в трудах А. И. Аверьянова, Н. Ш. Владимировой, Е. В. Кадула, B. C. Казаринова, Г. И. Маленкович, Л. М. Петровой, В. И. Плоткиной, А. Н. Сердюка, П. А. Слижиковой, Е. И. Смирновой, М. М. Шибаевой и др. Тем не менее, проблема влияния школьного театра на творческое развитие детей и подростков остается актуальной в педагогической науке. На наш взгляд, изучение развития творческих способностей обучающихся средствами школьной театральной педагогики будет интересным для общей методики обучения и воспитания.

Формы работы : индивидуально-групповые формы, игровая форма, практические занятия - репетиции, ролевые игры, творческая мастерская и др.

СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОЕКТА

• Актуальность выбора темы спектакля, оригинальность творческого замысла, постановка выступления.

• Количественный охват школьников, студентов, педагогов различными видами творческой деятельности в проекте и спектакле.

• Вовлеченность учащихся в различные виды деятельности в рамках реализации проекта, подготовки к спектаклю, участие родителей обучающихся.

• Самостоятельность выполнения обучающимися декораций к спектаклю, грима, изготовление костюмов, звуковое сопровождение театральной постановки.

• Использование эффективных форм, методов, приемов и техник театральной педагогики в организации урочной и внеурочной деятельности.

• Использование современных информационно-коммуникационных технологий в подготовке спектакля, видеосъемка фильма – спектакля.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

• развитие эмоционально-положительного отношения к театру, формирование устойчивого интереса к театрализованной деятельности;

• обогащение речи за счет образных выражений, словарного запаса, совершенствование навыков диалогической и монологической речи, развитие эмоциональной выразительности речи;

• совершенствование способности старших подростков поддерживать целеустремленность в развитии индивидуальности, творческого самовыражения.

• развитие опыта педагогического проектирования, методологической компетентности, повышение уровня профессионализма.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Сентябрь 2015 г.

Определить сущность и специфику самодеятельного школьного театра-студии как социально-педагогического явления, влияющего на творческое развитие учащихся

Теоретический анализ литературных источников по проблемам творческого развития участников самодеятельных коллективов и методики работы специалистов

Набор литературных произведений для театрализованных постановок; встреча с руководителями самодеятельных театров поселка.

Рассмотреть художественно-педагогические условия, обеспечивающие эффективность творческого развития детей и подростков

Анализ нормативных документов, учебно-творческих планов самодеятельных школьных театров-студий

Разработка программы внутришкольного эксперимента.

Осуществить подбор форм, методов, приемов и средств, обеспечивающих творческое развитие участников проекта

Наблюдения за творческим развитием участников самодеятельного театрального коллектива в процессе подготовки и реализации постановочных работ

Проведение открытых мероприятий. Анализ полученных результатов

Проверить эффективность воздействия школьного театра-студии на развитие творческих способностей подростков

Проведение исследований по методикам:

- умение и стремление к познанию;

- способность преобразовать структуру объекта; - направленность на творчество;

- наличие положительной са мооценки, уверенность в своих силах и возможностях;

- стремление к реализации своих способностей;

- развитость чувства прекрас ного;

- обладание способностью к рефлексии.

Обобщение результатов работы

Выступление разработчика проекта с докладами на заседании школьного и районнного методического объединения.

Школьный театр – это удивительный мир, в котором все дети талантливы и неповторимы.

Театральное искусство занимало большое место в теоретическом наследии В.А. Сухомлинского и С.Т. Шацкого. Последний, например, был глубоко убежден, что “потребность во внешнем выражении душевных процессов, переживаний и впечатлений есть насущная необходимость для детей, и детское искусство – не забава, так себе, между прочим, а часто самая настоятельная потребность, входящая глубоко в личную жизнь ребенка”.

Есть много сторон детской жизни, глубоких и серьезных переживаний, которые ищут выхода и, не находя его, остаются скрытыми, давят на психику, становясь источником капризов и непонятных заболеваний. Только игра, дающая простор воображению, может освободить внутренний мир ребенка. “Театральные занятия должны воспитывать у школьников общественную активность, стремление и потребность в творческой отдаче полученных знаний и умений”.

Анализируя широко представленную педагогическую и методическую литературу в области театральной педагогики, можно выделить два основных направления деятельности детского театрального творчества. Первое развивается и функционирует на базе внешкольных учреждений (клубов, дворцов культуры, школ искусств); второе связано с использованием средств театрального искусства в условиях общеобразовательной школы. Наиболее методически разработанным на сегодня можно считать процесс создания театрального спектакля самодеятельным коллективом детей среднего и старшего школьного возраста. На наш взгляд, театральное творчество является оптимальным вариантом приобщения школьников к миру прекрасного, лучшей формой художественно-эстетического воспитания. Теоретические, методические основы детской театральной самодеятельности, рассматривая сценическую работу со школьниками как средство развития творческой индивидуальности, инициативы и формирования личности. Развитие эмоциональной сферы подросткового возраста протекает бурно, характерна резкая смена настроений и переживаний, повышенная возбудимость, импульсивность, чрезвычайно велик диапазон полярных чувств. При встрече с трудностями у подростка возникает сильное чувство противодействия, которое приводит к тому, что подросток может не довести до конца начатое дело, уничтожить уже сделанное и т.п. В то же время подросток может быть настойчивым, выдержанным, если деятельность вызывает сильные положительные чувства.

Вовлечение детей в активную творческую деятельность во внеклассной работе – это эффективное средство развития способностей детей, их творческой индивидуальности, инициативы и формирования личности. Искусство театра – это коллективное искусство. Первостепенной задачей является воспитание у детей элементарных навыков необходимых для коллективной творческой работы. Участие в школьных спектаклях, подготовка театрализованных представлений формируют у ребенка собранность, организованность, ответственность, дисциплинированность, чувство “локтя” партнёра, помогают в преодоление смущения, застенчивости, скованности. Переживая важные ситуации, ребёнок по-новому осознаёт проблемы, свою реакцию, отношения к событиям, ценностям, к конкретным людям. Он открывает новые возможности построения отношений и самореализации. В условиях драматической импровизации ребёнок получает возможность улучшить самого себя. Театр превращается в средство, помогающее детям отыскать потерянные, скрытые области своего “я” и выразить их. Кроме этого, участие в школьных постановках обладает мощным терапевтическим эффектов в преодолении многих детских комплексов, сохранения их психологического здоровья.

Ядром школьного театрального коллектива является класс, в котором я – классный руководитель, но во время подготовки нового спектакля обязательно приходят старшеклассники и из других классов. Театр — дело живое, сиюминутное, и потому становиться скорее клубом, объединяющим детей по интересам.

В центре внимания каждый ребенок. На занятиях происходит знакомство с основами драматизма и актерского мастерства, обсуждается творчество знаменитых (любимых) актеров, изучается история костюмов и значение декораций, предметного окружения в спектакле.


Учитывая жанр постановок, музыкальное шоу, большое внимание уделяется пластике, танцам, выразительности движений. И здесь появляется возможность у детей, имеющим опыт в занятиях в хореографических студиях или просто хорошо танцующих, участвовать в процессе постановки танцев. Велика роль тех участников коллектива, которые осуществляют непосредственно техническое обеспечение музыкального шоу. Их работа начинается задолго до показа, так как они должны качественно записать необходимые музыкальные фрагменты, продумать шумовые и световые эффекты. Силами детей и родителей создаются декорации к спектаклям, костюмы, выпускается театральная программка (приложение). Подобное соУЧАСТИЕ в процессе способствует повышению авторитета участников спектакля, делает театральную постановку своей собственной для каждого ребенка. Вся школа - и дети, и родители, и педагоги ждут с нетерпением премьеры школьного спектакля. Участие в театральных постановках, несомненно, оказывает влияние на формирование вкуса, приобщает школьников к миру прекрасного, находит положительный отклик в их душах. Играя и выполняя различные игровые роли, дети учатся видеть события с разных позиций, учитывать действия и интересы других, соблюдать нормы и правила. Нам особенно близки слова Т.И. Баевой: “Воспитание должно обеспечить гармонию человека с самим собой через определение им гармонии с другими: обществом, природой, человеческой деятельностью”. Вполне очевидно, что развитие личности обусловлено развитием всех других личностей, с которыми она находится в прямом или косвенном общении. Коллектив развивает умение и способность организовать свою личную деятельность на основе интересов коллектива, умение и навык подчиняться воле большинства, когда это нужно в интересах коллектива, умение вести себя в соответствии с интересами коллектива. А если это так, то становится понятным, что ребёнок имеет шанс стать самодостаточной, конкурентоспособной личностью, способной адаптироваться к новым экономическим условиям, имеющей возможность самоопределения, самовоспитания, улучшения духовного и нравственного климата, восприимчивой к пропаганде здорового образа жизни, сохранению культурных и национальных традиций.

Стеснительные, неуверенные в себе ученики стали свободнее общаться. В ходе проведения социометрии выяснилось, что “изгоев” и “пренебрегаемых” в классе нет. Уровень воспитанности учащихся повысился. Это показывает диагностика воспитанности учащихся, проведённая на основе анкетирования родителей. Своё положение вне коллектива никто не указал. Это говорит о том, что каждый из учащихся является членом сплочённого коллектива.

Динамика положения личности в коллективе

Динамика качеств личности (средний балл по классу)


В таких условиях ребята имеют возможность оптимально раскрыть творческие способности, проявить себя, не опасаясь насмешек, двусмысленного положения. За время существования школьного театра было представлено много постановок: сказки “Муха Цокотуха”, “Двенадцать месяцев”, “Аленький цветочек”, “Золушка”, “Ночь перед Рождеством”, театрализованные представления школьных праздников и многое другое. Коллектив пользуется популярностью в школе и, неоднократно становился лауреатом городского конкурса “Театральный звездопад”, о чем свидетельствуют грамоты и награды.

Сегодня, дошкольное образование и воспитание функционирует и развивается в условиях нестабильной социально – экономической и образовательной ситуации. Меняются и его нормативные правовые основы. Что конечно влияет на все компоненты образовательного процесса. Одно ясно, что ориентироваться необходимо, прежде всего, на всестороннее развитие ребенка, становление его как духовной сущности, понимающей себя и окружающий мир. И особое место в этом процессе занимает художественно – эстетическое развитие.

Творческая деятельность и развитие творческих способностей ребенка – это составная часть социально-экономических и духовных направлений современного общественного устройства. Детское творчество – одна из актуальных проблем дошкольной педагогики и детской психологии.

Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Занятия театральной деятельностью помогают развивать интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствуют формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность к импровизации. Занятия театральной деятельностью и частые выступления перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки.

Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.

Таким образом, театральная деятельность направлена на развитие у детей ощущений (сенсорики), чувств и эмоций, мышления, воображения, фантазии, внимания, памяти, логики, воли, а также многих умений и навыков (речевых, коммуникативных, организаторских, оформительских, двигательных и т.д.)

Цель и задачи.

Театральная игра — исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.

Цель: Развитие творческих способностей по средствам театрально - игровой деятельности.

Общие задачи.

• Формировать и активизировать познавательный интерес детей.

• Снимать зажатость и скованность.

• Развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость, фантазию, воображение, образное мышление.

• Развивать музыкальный слух.

• Развивать умение согласовывать свои действия с другими детьми.

• Развивать умение общаться с людьми в разных ситуациях.

• Развивать интерес к сценическому искусству.

• Развивать способность верить в любую воображаемую ситуацию (превращать и превращаться).

• Развивать навыки действий с воображаемыми предметами.

• Учить сочинять этюды по сказкам.

• Учить импровизировать игры-драматизации на темы знакомых сказок.

• Развивать чувство ритма и координацию движений.

• Развивать пластическую выразительность и музыкальность.

• Развивать двигательные способности, ловкость, подвижность.

• Учить создавать образы живых существ с помощью выразительных пластических движений.

• Развивать умение пользоваться разнообразными жестами.

• Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию.

• Развивать дикцию на основе чтения скороговорок и стихов.

• Тренировать четкое произношение согласных в конце слова.

• Пополнять словарный запас.

• Учить строить диалог.

• Научить пользоваться интонациями, выражающими основные чувства.

• Знакомить с театральной терминологией, видами театрального искусства.

• Знакомить с создателями спектакля.

• Знакомить с устройством зрительного зала и сцены.

• Воспитывать культуру поведения в театре

создавать условия для развития творческой активности детей;

формировать устойчивый интерес к театральному искусству; культуру поведения в театре и в жизни; любовь к фольклору.

учить детей видеть прекрасное в окружающем;

воспитывать нравственно-этические качества, доброжелательность, контактное отношение со сверстниками, развивать чувства коллективизма, ответственности друг за друга,

воспитывать гуманные чувства.

формировать опыт нравственного поведения;

развивать детскую фантазию, воображение, память, наблюдательность;

формировать четкую и грамотную речь, строить диалог с партнером на заданную тему; запоминать слова героев спектаклей; отрабатывать дикцию.

развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, разнообразную интонацию, логику речи; тренировать четкое произношение согласных в конце слова.

развивать творческий потенциал с помощью выразительных средств манипуляций с куклами разных видов и игр-драматизаций;

воспитать художественный вкус и зрительскую культуру.

учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке, развивать координацию движения, мелкую моторику рук; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц; учить запоминать заданные позы и образно передавать их.

развивать зрительное, слуховое внимание, образное мышление, а также интерес к сценическому искусству.

развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь одновременно или последовательно.

развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию. Добиваться создания образа животных с помощью выразительных пластических движений.

развивать связную образную речь, творческую фантазию,

умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.

учить произносить скороговорки и стихи,

учить пользоваться интонациями, выражающими основные чувства.

пополнять словарный запас ребенка.

Теоретическая база.

Данные задачи решаются в системе целостной работы, включающей организацию деятельности дошкольников (познавательной, речевой, трудовой, игровой, художественно-творческой), взаимодействия с родителями и узкими специалистами, применения комплекса методов и приемов, создания развивающей предметной среды, благоприятного эмоционального климата.

Знания, умения и навыки дети получают в процессе ознакомления с окружающим миром, в конструировании, рисовании, лепки, аппликации, в игровой и культурно-досуговой деятельности, во время прогулок и экскурсий, в процессе сюжетно-ролевый и дидактических игр.

Решение поставленных задач невозможно без активности самих детей. Поэтому приоритетное значение в организации работы отводится практическим методам, среди которых считаю необходимым выделить игру. Игра способствует не только формированию знаний, умений и навыков, но и психическому развитию дошкольников (развитию внимания, сообразительности, памяти, речи).

Организация работы с воспитанниками, активно использовать творческие, дидактические, подвижные игры, театральные. При этом учитываются индивидуальные особенности детей дифференцированный подход (по возрасту, уровню подготовленности воспитанников), технологию организации игры драматизаций.

Приобретенный во время игры опыт, как показывают наблюдения, дошкольники успешно используют в самостоятельной деятельности. Организуя жизнь дошкольников, эффективно использовать весь комплекс методов и приемов (наглядные, словесные, практические).

Ежедневной традицией является чтение художественной и познавательной литературы, позволяющей в образной форме познакомить детей с театральным искусством, разнообразными детскими произведениями (фольклорными, авторскими), которые могут стать основой для последующих драматизаций.

Во время занятий использовать театрализованную игру как игровой прием и форму обучения детей. В занятия вводить персонажи, которые помогают детям усвоить те или иные знания, умения и навыки. Игровые приемы используемые на занятиях, позволяют более доступно объяснить детям тот или иной материал.

Театрализованная деятельность обладает высоким потенциалом в развитии эмоций и чувств человека, создаёт все условия, в которых каждый ребёнок может передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды публично, не стесняясь слушателей. Огромную помощь в этом оказывают занятия по театрализованной деятельности, которые надо проводить каждый день: это игра, и пожить и порадоваться в ней может каждый ребёнок. Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: её тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребёнка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии – через разы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актёра перед необходимостью ясно, чётко, понятно изъясняться. Поэтому именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи. Она - неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребёнок познаёт мир умом и сердцем, выражая своё отношение к добру и злу; познаёт радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

Театрализация – это в первую очередь импровизация, оживление предметов и звуков. Так как она тесно связана с другими видами деятельности - пением, движением под музыку, слушанием и т.д., необходимость систематизировать её в едином педагогическом процессе очевидна.

Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Не менее важно, что театрализованные игры развивают эмоциональную сферу, заставляют его сочувствовать персонажам. Театрализованная деятельность пронизывает все режимные и учебные моменты.

Основа этой работы лежит в использовании потешек, приговорок, прибауток, колыбельных песен. Устное народное творчество, преподнесенное в форме сценок, игр-драматизаций, создает атмосферу тепла, доброты, внимания, способствует формированию эмоционально положительного отношения малышей к окружающему миру и их познавательному развитию.

Театрализованная деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, побуждает их к созданию новых образов.

Благодаря такой формы работы общение с детьми становится более интересным и содержательным. Не секрет, что маленькие дети лучше воспринимают обращенную к ним речь, если она подкреплена наглядными предметами (картинками, игрушками).

В процессе развития происходят изменения в эмоциональной сфере ребёнка. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Способность ребёнка сознавать и контролировать свои эмоции возрастает. Но сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается. Её необходимо развивать.

Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других

Театрализованная деятельность в детском саду организационно может пронизывать все режимные моменты: включаться во все занятия, в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, осуществляться в самостоятельной деятельности детей. Театрализованная деятельность может быть органично включена в работу различных студий и кружков; продукты театрализованной деятельности (инсценировки, драматизации, спектакли, концерты и др.) могут вноситься в содержание праздников и развлечений.

Таким образом, театрализованная деятельность – важнейшее средство развития у детей способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и другие). Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям. Театр раскрывает духовный и творческий потенциал ребёнка и даёт реальную возможность адаптироваться в социальной среде.

Театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с нравственным воспитанием; развитием коммуникативных качеств личности (обучением вербальным и невербальным видам общения); созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряжённости, решением конфликтных ситуаций.

Таким образом, театральная педагогика предполагает личностно-ориентированный подход к воспитанию детей и создает условия, в которых естественным образом в процессе творческого общения с взрослым обеспечивается субъективная позиция ребёнка. С точки зрения гуманистической позиции все дети – одаренные, и задача педагога – раскрыть талант каждого ребенка, дать ему возможность поверить в себя, почувствовать свою успешность. В дошкольном детстве очень важно окружить ребёнка вниманием, заботой, любовью со стороны взрослых. Атмосфера добра и любви вызовет ответные чувства и в детях, воспитает у них доверие к миру и потребность самим дарить любовь другим людям. А это – самый главный талант, который нужно раскрыть и сохранить в каждом человеке.

Читайте также: