Культуросообразность и природосообразность воспитания в педагогическом процессе начальной школы

Обновлено: 07.07.2024

Природосообразно, кулътуросообразно — вот те два понятия, о которых трактует эта статья. Исключительно важно поразмыслить над абсолютным и относительным значением этих понятий. Необходимо воспитывать природосообразно, обучать природосообразно, действовать природосообразно. Это совершенно и остается в силе, если понятие природосообразности как в широком, так и в узком смысле слова, т.е. если этот принцип распространить на природу вообще или, что лучше, ограничить его только природой человека. Принцип природосообразности воспитания прочно установлен. Все, что признано природосообразным, является поэтому также верным, достойным одобрения и хорошим. Ведь природа человека хороша, дана творцом для того, чтобы она развивалась и совершенствовалась на земле сообразно с присущими ей и заложенными в ней законами. Принцип природосообразности установлен на вечные времена на педагогическом небосклоне в качестве ярко светящего, никогда не угасающего, никогда не изменяющего своего положения путеводного светила. Он представляет собой полюс, ось, вокруг которой вращаются все прочие педагогические и методические правила, которые к нему тяготеют. Они образуют окружность, множество; наш же принцип является центром и единством. Он олицетворяет идеал, к которому мы должны стремиться как в жизни, так в воспитании и обучении, не рассчитывая, однако, при ограниченности и несовершенстве нашего познания и других средств, когда-либо его полностью достигнуть. Ведь вполне природосообразное учреждение, управление, воспитание и прочее было бы также и вполне совершенным, а на земле нет и не может быть ничего совершенного. Благодаря этому наш принцип нисколько не теряет своего значения, а становится, напротив, нашей вечной путеводной звездой.

Нокак ни справедливо все вышеизложенное, тем не менее возникает вопрос: должны ли мы осуществлять все признанное природосообразным и притом тотчас же и при всех обстоятельствах или же этого не следует делать? С первого взгляда, если мы примем все вышеизложенное за истину, такой вопрос кажется нелепым и крайне парадоксальным. Может показаться, что этот вопрос имеет столько же смысла, как вопрос о том, действительно ли вращается земля вокруг солнца, действительно ли человек должен быть человеком и стремиться к добродетели? Но тем не менее, на наш вопрос, раз он уже поставлен, должен быть дан ответ; а он может быть только отрицательным.

Но если это правильно, то, следовательно, существует какой-то принцип, который ограничивает принцип природосообразности, хотя он ему и подчиняется. Это — принцип культуросообразности, права которого нельзя отрицать, хотя он и может претендовать на такую же всеобщность, как принцип природосообразности. Мы постараемся кратко изложить нашу точку зрения по этому вопросу. Каждый человек находит при своем рождении на свет свое окружение, свой народ, среди которого он предназначен жить и по крайней мере воспитываться уже на определенной ступени культуры. Не он должен ее создавать, развивать, так как она уже существует и имеет право на существование именно потому, что она уже есть. (. )

Все человечество, каждый народ, каждое поколение и т.п. всегда находится на какой-нибудь определенной ступени культуры, которая должна рассматриваться как наследие, оставленное предками, как результат их истории и всех воздействовавших на них факторов. Каждый народ стал тем, чем он мог стать под влиянием данных обстоятельств. Состояние культуры в тот или другой момент должно рассматриваться как естественное явление, которое так же неизбежно возникает, с такой же необходимостью, как тот или иной характер флоры и фауны в определенном поясе или на всей земной поверхности. Состояние культуры данного народа в определенное время представляет собой нечто данное и образует ту среду, в которую вступает каждый отдельный человек, рожденный при данных обстоятельствах. Он не создает ее, а находит готовой, и она на него влияет сообразно своей сущности. Вот почему всякий человек — продукт своего времени. Под влиянием иных условий он сделался бы иным, но при данных обстоятельствах он станет при своих задатках тем, чем он может стать в зависимости от своего окружения или всего состояния культуры в данный момент. Если бы мы могли себе ясно представить основные задатки отдельного человека, а также истинную сущность окружающей его среды, ее внешнее и внутреннее состояние, мы бы имели возможность предвидеть - чем именно сделается данный человек. Но для этого потребовалось бы всезнайство. На самом деле будущее каждого отдельного лица или целого народа может быть предсказано лишь отчасти, лишьприблизительно и на основании аналогий.

С достоверностью мы знаем только то, что его состояние в данный момент является результатом предыдущего состояния. Как в развитии отдельного человека нет никаких пробе­лов или скачков, так их не бывает и в развитии народа. Все на земле развивается по закону непрерывности. Поэтому мы должны установить связь всякой последующей ступени развития с предыдущей, постараться вывести ее из последней. Иначе говоря, всякое состояние культуры данного народа есть основа, базис, есть нечто данное и реальное, из которого развивается последующее состояние. Поэтому та ступень культуры, на которой мы находимся в данное время, предъявляет к нам требование, чтобы мы действовали сообразно с ней, если только хотим добиться положительных результатов. Иными словами, мы должны поступать культуросообразно. Этокультуросообразное поведение отвечает и современным требованиям. Мы все отлично знаем, как велики эти требования: дело всей нашей жизни может быть сведено на нет и оказаться совершенно безрезультатным, если наша деятельность не отвечает требованиям современности, не опирается на действительность, не считается с ней, игнорирует ее, если мы рассчитываем на идеальные условия, которые на самом деле не существуют.

…Принцип культуросообразности — несомненно, истинный, правильный и неоспоримый принцип. Всякое явление, которое имеет большое значение или влияние на жизнь людей, непременно сообразно с требованиями данного времени. Если мы не будем исходить из этой предпосылки, то столкнемся в истории одними непонятными явлениями. Только она проливает свет на совершенно необъяснимые без нее исторические явления и факты. Все личности, деятельность которых сопровождалась большим и длительным успехом, действовали непременно в духе требований и запросов своего времени.

Поэтому воспитатель и учитель тоже должны считаться с запросами и требованиями их среды и времени. Каждый человек должен соответствовать своему времени. В противном случае он будет чем-то вроде инородного тела, которое организм отвергает и удаляет. Каждый человек должен быть продуктом своего времени и его требований. Поэтому необходимо считаться с существующими в данном обществе обычаями, привычками, традициями, со всем, что в нем признается и принято. (. )

Человек, управляющий судьбами людей и их историей, никогда не должен упускать из вида идею, но ему также не следует ставить ни во что требования его времени.

В области воспитания и обучения необходимо поэтому постоянно стремиться к тому, чтобы принцип природосообразности получил всеобщее признание и занял господствующее положение. Но при этом надо считаться и с достигнутым культурным уровнем. Таким образом, следует стремиться к природосообразности, принимая также во внимание и то, что требуют культура и современность.

Если мы не будем руководствоваться принципом природосообразности, мы нанесем удар по священным требованиям человечества; если мы не станем считаться с принципом культуросообразности, мы превратимся либо в фантазеров, либо в деспотов и тиранов. (. )

(Источник: Дистервег Ф. Избранные педагогичес­кие сочинения.— М., 1956,— С. 227—232.)

Вопросы:

1. Каким образом принципы культуросообразности и природосообразности соотносятся друг с другом в педагогическом процессе? Почему Ф.Дистервег считал их главными?

2. Какие еще принципы организации педагогического процесса Вы знаете?

Тема: Содержание образования и направления его развития

Основные вопросы:

1. Сущность содержания образования. Цели образования. Факторы, влияющие на содержание образования.

2. Многоаспектность образования:

1) образование как система,

2) образование как процесс,

3) образование как результат,

4) образование как ценность.

3. Закон РФ "Об образовании". Проблемы реформы медицинского образования в России.

4. Интеграция России в мировое образовательное пространство. Реформирование российского образования в рамках Болонской декларации.

Темы рефератов для самостоятельной внеаудиторной работы:

1. Разработка теории образования в педагогической науке.

2. Проблемы реформирования медицинского образования в России.

3. Модели образования.

4. Образование как средство развития личности.

5. Основные направления развития медицинского образования в рамках Болонской декларации

Целевые задачи

· Образование, его специфику как многоаспектного феномена; образование как ценность, как система; образование как процесс; образование как результат.

· Основные положения закона РФ "Об образовании" и основные направления реформы образования.

· Содержание личностно-ориентированного содержания образования.

· Смысл стандартизации содержания образования.

· Современные тенденции развития образования в стране и мире.

· Основные траектории преобразования высшей медицинской школы в свете Болонской декларации

· Ориентироваться в современных образовательных ценностях, развивать способности личности к непрерывному образованию, адаптации и творческой деятельности в динамично меняющемся мире.

· Понимать основные тенденции развития образования в стране и мире. Разбираться в вопросах интеграции России в мировое образовательное пространство.

Объекты изучения

Образование - это общественно-организованный и нормируемый процесс (и его результат) постоянной передачи предшествующими поколениями последующим социально значимого опыта, представляющий собой в онтогенестическом плане становление личности в соответствии с генетической программой и социализацей личности (по П. Пидкасистому).

Образованием - целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах личности, общества и государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся установленных государством образовательных уровней - цензов (Закон РФ "Об образовании")

Законодательство РФ в области образования – комплекс документов, включающих в себя Конституцию РФ, Закон РФ об образовании (1992), принимаемые в соответствии с ним другие законы и нормативные акты, которые разграничивают компетенцию и ответственность в области образования федеральных органов государственной власти; регулируют вопросы отношений в области образования, которые должны решаться одинаково всеми субъектами РФ; вводят общие установочные нормы по вопросам, которые относятся к компетенции субъектов РФ и в соответствии с которыми последние осуществляют собственное правовое регулирование.

Система образования – совокупность приемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различных уровней, государственных требований; сети реализующих их образовательных учреждений различных организационно-правовых форм, типов и видов; системы органов управления образованием и подведомственных им учреждений, предприятий и организаций.

Содержание образования - это содержание триединого целостного процесса, характеризующегося: во-первых, усвоением опыта предшествующих поколений; во-вторых, воспитанием типологических качеств поведения личности; в-третьих, умственным и физическим развитием человека (B.C. Леднев, 1991).

Стандарт (от англ. "standarte"- норма, образец) образования - система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности реальной личности и системы образования для достижения этого идеала (По В. Ледневу). Стандарты определяют обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников.

Образовательные цели - это сознательно определенные ожидаемые результаты, которых стремятся достичь данное общество, страна, государство с помощью сложившейся системы образования в целом в настоящее время и в ближайшем будущем.

Современные тенденции развития образования - это гуманизация, гуманитаризация образования, демократизация, индивидуализация, индустриализация, т.е. его компьютеризация и сопровождающая ее технологизация, вариативность, интегративность, психологизация современного образовательного процесса, переход от информативных к активным методам обучения с включением элементов проблемности, научного поиска, стандартизация содержания образования, непрерывность.

Личностно - ориентированное содержание образования направлена на развитие целостного человека: его природных особенностей (здоровья, способностей мыслить, чувствовать, действовать); его социальных свойств (быть гражданином, семьянином, тружеником) и свойств субъекта культуры (свободы, гуманности, духовности, творчества). При этом развитие и природных и социальных, и культурных начал осуществляется в контексте содержания образования, имеющего общечеловеческую, национальную и региональную ценность (По Сластенину В.А.).

Болонский процесс – это процесс создания странами Европы единого образовательного пространства. Его начало было положено подписанием в 1999 г. в Болонье (Италия) Болонской декларации, в которой были сформулированы основные цели, ведущие к достижению сопоставимости и, в конечном счете, гармонизации национальных образовательных систем высшего образования в странах Европы.

В Болонской декларации указаны 6 основных задач, решение которых, должно способствовать единению Европы в области образования:

1.введение общепонятных, сравнимых квалификаций в области высшего образования, переход на двухступенчатую систему высшего образования (бакалавриат – магистратура);

2. введение оценки трудоемкости (курсов, программ, нагрузки) в терминах зачетных единиц (кредитов) и отражение учебной программы в приложении к диплому, образец которого разработан ЮНЕСКО;

3. повышение мобильности студентов, преподавателей и административно-управленческого персонала (в идеале, каждый студент должен провести не менее семестра в другом вузе, желательно зарубежном);

4. обеспечение необходимого качества высшего образования;

5. взаимное признание квалификаций и соответствующих документов в области высшего образования;

6. обеспечение автономности вузов.

· Пальцев М.А., Денисов И.Н., Мелешко В.П. Высшее образование и высшая медицинская школа. М. 2001.

· Демидова И.Ю., Меньшикова Т.А., Смирнова Е.Э.Болонский процесс и возможные преобразования российской высшей школы // Социология и социальная антропология.2003. Т.V. №4.

3. Контрольные вопросы и проблемные задания по теме:

· Что следует понимать под терминами: "образование", "содержание образования"?

· В чем суть теорий формирования образования? В чем проявляется односторонность материальной и формальной теорий? Ответ аргументируйте.

· Каковы факторы, детерминирующие формирование содержания образования?

· Какие нормативные документы регламентируют содержание образования в вузе?

· Чем отличается университет от других видов высших учебных заведений? Каковы основные особенности университетского образования?

· Что важнее для современного выпускника университета: научная зрелость или профессионально-практическая готовность выполнять свою социальную роль? Каково, на Ваш взгляд, соотношение между ними.

· Изучив главу 3 учебника Н.В. Бордовской, А.А. Реан. Педагогика СПб 2001, составьте графологическую схему "модели образования" и проанализируйте ее.

· Охарактеризуйте основные направления развития современного образования.

· Какие выделяют виды образования: а) по типу образовательной системы; б) по типу преобладания направленности содержания образования; в) по масштабу освоения культурных ценностей человеческого общества?

· Определите назначение государственного образовательного стандарта.

· Как Вы понимаете сущность Болонского процесса?

· В чем, на Ваш взгляд, проявляется реформирование современного медицинского образования?

· Почему образование это общечеловеческая ценность? Обоснуйте свой ответ.

· Какие изменения ожидают студента в связи с вхождением России в Болонский процесс?

Проблемная ситуация:

"В настоящее время придается большое значение смене стратегий в образовании: "от знаний к проблеме" на стратегию "от проблемы к знанию". Какие особенности мышления врача формируются в процессе обучения, основанного на данной стратегии?

Литература

· Закон РФ "Об образовании". М., 1992.

· Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2001, Гл. 3-4.

· Григорович Л.А. Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология. М. 2001, Гл. 3.

· Денисов И.Н. Надо готовить студента не как носителя информации, а как личность/ Ярославский психологический вестник. Вып. 11. М. – Я.2004. С. 5-6.

· Сластенин В.А., Исаев И.Ф. и др. Педагогика: Учебное пособие. М.: "Школа-Пресс", 2000, Гл. 9.

· Гершунский Б.С. Философия образования для XXI. Педагогическое общество России. М.2002. Гл. 1.1.

· Леднев В.С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. М.: Высшая школа, 1991

· Носкова С.В. Некоторые направления реформирования медицинского образования в рамках Болонской декларации / Сестринское дело и высшее сестринское образование в XXI веке. Проблемы и перспективы. Труды международной научно практической конференции. Спб. 2005.

· Сенько Ю.В. Гуманитаризация образовательной среды в университете // Педагогика. 2001. №5. С.51.

· Фундаментальные гуманитарные концепции в медицине и медицинском образовании. Саратов: Изд-во СГМУ, 1998.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Принцип природосообразности в учебно-воспитательном процессе начальной школы

« Ибо, сколько на дереве ни появляется древесины,

Коры, листьев, цветов и плодов –

Ян Амос Коменский

Социально-экономические преобразования, происходящие в нашей стране на исходе XX века, вызвали необходимость обновления системы образования, содержания и форм работы общеобразовательной школы. Менять работу школы следует и потому, что определился ряд негативных причин это сделать. Школьники имеют недостаточно знаний. Сложилось неуважительное отношение к учителям и школе в целом. Причины школьного кризиса кроются и во внешних факторах: слабая материальная база большинства школ, дефицит финансирования, недостатки в подготовке педагогического корпуса, социально-психологическая неустроенность многих семей. Научное обеспечение школ, к сожалению, тоже не на должном уровне.

«Природа-
1.Всё существующее во вселенной, органический и неорганический мир.

Таким образом, под природосообразностью следует понимать согласование, соответствие основному свойству, сущности, всему существующему во вселенной. В нашем случае речь идет о соответствии человеку, ребёнку.

Долгое время в педагогике принцип природосообразности был забыт. Чего достигает современная педагогика начального образования, возвращаясь к нему? Прежде всего ясного понимания возможностей учеников.

Увеличение сроков начального образования в нашей стране, облегчение программ – прямое следствие возобновления испытанных путей правильного воспитания детей.

Слайд 5. На принципе природосообразности выстроена вся дидактика К.Д. Ушинского. Ему принадлежит крылатый афоризм: "Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях". Он разъяснял, что прочно усваивается только то, что соответствует "временным наклонностям".

Слайд 6. Принцип природосообразности определяет критерием эффективности обучения естественное свободное развитие ученика, сохраняющего в школе свою самобытность и гармонию с окружающим миром, умеющего выстраивать продуктивную деятельность, опираясь на собственные корни.

Принцип природосообразности – согласование обучения и воспитания с природными возможностями и особенностями развития детей.

Слайд 7. Природосообразный подход подразумевает:

- Следование объективным законам природы в обучении

-Создание условий для раскрытия потенциала ребенка

- Высокая эффективность обучения при низких затратах сил и времени

- Сохранение здоровья школьников

Слайд 8. Основные задачи природосообразного принципа в образовании:

-Формирование духовно-ориентированной педагогической среды, способной реализовывать идею целостного развития личности.

- Формирование духовно-ориентированной педагогической среды, способной реализовывать идею целостного развития личности.

- Формирование объективного мировоззрения у учителей, учащихся и родителей, основанного на естественных законах природы.

- Формирование личности, владеющей навыками саморазвития, проявляющая творческую активность, нацеленную на позитивные, созидательные отношения с природо-экологической средой обитания.

Слайд 9. Факторы, способствующие развитию природосообразности на уроках

- Применение современных эффективных методов обучения, таких как проблемный, поисковый, наглядный.

- Использование приемов дифференциации процесса обучения.

- Развитие познавательных интересов и творческих способностей учащихся.

- Целенаправленная работа педагогов по повышению учебной мотивации учащихся.

Принцип природосообразного воспитания и обучения имеет место в нашей школе:

- Педагоги конструируют и используют теории, технологии, практики обучения и воспитания с учетом индивидуальных особенностей, способностей учащихся, обусловленных врожденными задатками и влиянием окружающей среды.

- Развитие массовых, групповых и индивидуальных форм внеурочной деятельности.

- Организация исследовательской работы учащихся. Основными формами внеурочной образовательной деятельности учащихся школ являются факультатив, предметная неделя, кружки, студии, объединения.

- Внедрение дифференцированного обучения стало системой в работе школы. Это и подход к планированию домашней работы учащихся, и оцениванию работ детей. Это и выбор варианта заданий на уроках.

- Содержание образования в начальных классах отличается от содержания образования на других ступенях обучения. Психологи отмечают, что умственные способности ребенка младшего школьного возраста пробуждаются и развиваются в процессе его соприкосновения с реальными предметами и явлениями окружающего мира. Исходя из этого, учителя начальных классов связывают содержание учебных предметов с игрой, трудом, занятиями физкультурой, музыкой, рисованием, техникой.

-Учителя на уроках и во внеурочное время проводят огромную воспитательную работу, развивающую собственный взгляд на мир, воспитывающую способность проектировать ситуации, являющиеся необходимыми для осуществления новых целевых установок, обусловленных новым временем. В школе воспитываются личности, умеющие выстраивать продуктивную деятельность, опираясь на собственные взгляды и мнение.

- Режим дня в школе выстраивается сообразно природе.

- Ребята, имеющие способности к занятиям в спорте, занимаются в спортивных секциях и кружках. Тренеры, учитывая индивидуальные способности своих учеников, работают над развитием их физической силы.

- В школе существует индивидуальное обучение для детей, которые имеют болезни, не позволяющие обучаться в классах. Есть такие ребята, которых учителя обучают на дому. Учащиеся обучаются по специальным программам. Учебная нагрузка для них минимальна.

В народной педагогике человек воспринимается как органическая часть природы, поэтому природосообразность народной педагогики предполагает глубокое понимание его внутреннего мира, законов его развития. Все приведенные примеры моих наблюдений за работой учителей говорят о том, что принцип природосообразности воспитания и обучения в нашей школе имеет место быть.

Слайд 9. Вывод

В школе ребенок проводит значительную часть своей жизни. И от того, какую жизненную позицию займет он в школе, будет зависеть его жизненная позиция после школы. Хотелось бы, чтобы это была позиция человека думающего, способного к творчеству, к новым открытиям.

Аннотация. Статья посвящена анализу трактовок двух важнейших педагогических принципов: природосообразности и культуросообразности - в различные исторические эпохи. Дается характеристика статуса принципов природосообразности и культуросообразности в педагогической мысли прошлого и настоящего. Автор рассматривает конкретные версии и варианты формулировок обоих принципов, раскрывает их интеллектуальные ресурсы, накопленные в багаже педагогики за сотни лет развития, акцентирует внимание на преимуществах и возможных рисках устоявшегося наполнения.

Традиционная и современная трактовки педагогических принципов природосообразности и культуросообразности

Аннотация.Статья посвящена анализу трактовокдвух важнейших педагогических принципов: природосообразности и культуросообразностив различные исторические эпохи.Дается характеристика статуса принципов природосообразности и культуросообразности в педагогической мысли прошлого и настоящего.Авторрассматривает конкретные версии и варианты формулировок обоих принципов, раскрывает их интеллектуальные ресурсы, накопленные в багаже педагогики засотни лет развития, акцентирует внимание на преимуществах и возможных рисках устоявшегося наполнения.Ключевые слова: принцип природосообразности, принцип культуросообразности, гуманизация образования.

Современное российское образованиепереживает периоддинамичных изменений, происходящих в русле глобальных трансформаций общества. Развитие образовательной системы требует постоянной адаптации своих ключевых составляющих к новым, изменяющимся условиям. Одним из таких базовых компонентов выступают принципы педагогической деятельности, нуждающиеся в первоочередности пересмотра. Социокультурная обусловленность принципов обучения и воспитания, кажется, ни у кого не вызывает сомнений. Однако на деле уловить исторические сдвиги непросто, поскольку нередко историчность (т.е.преемственность в трактовке) подменяется произволом. Вдобавок в немалом числе случаев принципы, утрачивая исконные толкования, сохраняют свою словесную оболочку. В такой ситуации трудно избежать разночтений, пространственновременных расхожденийсмыслов. Необходима специальная методологическая работа по совершенствованию научного педагогического языка, позволяющего педагогам искать лучшие решения возникающих педагогических проблем. В связи с этим в поле нашего внимания оказались два важнейших педагогических принципа –природосообразность и культуросообразность.

Эффективность воспитательного процесса зависит от того, насколько хорошо владеет педагог знаниями о закономерностях и принципах воспитания и умеет их применить в каждодневной практике.

Закономерности воспитания

Педагогические закономерности воспитания в педагогике – это отражение объективной реальности воспитательного процесса, имеющего устойчивые, повторяющиеся значимые общие свойства в определенных обстоятельствах.

Возможно выделить такие воспитательные закономерности:

  • воспитательный процесс осуществляется исключительно на основе активности ребенка и его взаимодействия с окружающей средой;
  • то, чем наполнена обучающая и развивающая деятельность, определяется актуальными индивидуальными потребностями конкретного ребенка на текущий момент развития его психики и умений;
  • усилия ребенка и педагога в совместном обучающем процессе находятся в прямо пропорциональной зависимости;
  • качественное развитие ребенка возможно при реализации его права на свободное выражение чувств и отношения в условиях доброжелательности и безопасности;
  • каждый эпизод воспитательной деятельности должен сопровождаться или заканчиваться проживанием ребенком ситуации успеха, поддерживаемой педагогом.

Перечисленные закономерности отражают современные требования к методам, инструментам и содержанию воспитательного и обучающего процессов. На данных закономерностях базируются основные принципы воспитания.

Требования к принципам воспитания

Принципы воспитания – это основные положения, являющиеся руководством для педагога в воспитательном и обучающем процессах.

Перечислим требования, которым должны соответствовать принципы воспитания:

  • обязательность. Данное требование диктует необходимость в полной мере и в обязательном порядке внедрять принципы воспитания в профессиональную деятельность;
  • комплексность. Здесь мы говорим о том, что на всех этапах воспитательной деятельности должны применяться все принципы одновременно;
  • равнозначность. Это требование перекликается с предыдущим. Не существует более важных или менее важных принципов воспитания: они все обязательны к реализации в равном объеме и с равной степенью внимания, что исключит нарушение воспитательного процесса.

Принципы воспитания

Персонификация

Множество современных исследований ясно свидетельствует о чрезвычайной важности учета индивидуальных характеристик и возможностей ребенка.

Принцип персонификации предполагает, что педагог:

  • находится в процессе постоянного изучения индивидуальных особенностей темперамента, черт характера, взглядов, привычек своих подопечных;
  • умеет распознать реальный уровень сформированности у ребенка образа мышления, мотивов, интересов, установок, отношения к жизни и труду;
  • регулярно привлекает каждого из подопечных к воспитательной деятельности, соответствующей текущим возможностям ребенка, но усложняющейся в процессе воспитания, что обеспечит необходимый прогресс в развитии личности;
  • своевременно выявляет и устраняет факторы, являющиеся препятствием для достижения целей; изменяет тактику воспитания согласно новым условиям;
  • осуществляет максимальную опору на активность собственной личности;
  • создает сочетание воспитания подопечных и самовоспитания личности;
  • способствует развитию самостоятельности, инициативы, творческой составляющей своих воспитанников.

Указанные меры дают возможность избежать грубого упрощения возрастного и индивидуального подходов, позволяют педагогу видеть глубже развитие процессов. Индивидуальных черт, которые должен учитывать педагог, множество; особенно мы выделим такие как восприятие, мышление, темперамент, память, речь, характер, воля.

Природосообразность

Общеизвестным фактом является то, что существенное значение для развития человека играют наследственные факторы. Вообще это является основополагающим принципом педагогики и носит название принципа природосообразности.

В общем данный принцип отражает отношение к каждому человеку как элементу природы, предполагает взятие за основу природных сил индивидуума и создание благоприятного фона для их развития. Существенный период времени принцип природосообразности в педагогике незаслуженно игнорировался. Современные модели воспитательного и обучающего процессов возвращаются к этому принципу, что дает возможность для педагогов точно понимать возможности учащихся. Применение принципа природосообразности нивелирует противоречие одинаковых программ, созданных с условием равенства всех обучающихся.

Культуросообразность

Принцип культуросообразности в педагогике – это учет в воспитательной и образовательной деятельности внешних условий, в которых пребывает человек, а также культуры общества в целом.

Гуманизация

Результатом гуманистического воспитания должно стать всестороннее развитие личности, основанное на гуманном способе взаимодействия всех участников педагогического процесса. Гармония развитой личности выражается в равновесии самости и социумности и предполагает изменения в рациональной и эмоциональной сферах. Собственно, достижение этой гармонии и есть цель гуманистического воспитания.

Дифференциация

Дифференцированный подход подразумевает учет возрастных и индивидуальных особенностей человека.

Читайте также: