Ответьте кратко на вопрос из за чего воевали племена бедуинов на аравийском полуострове

Обновлено: 11.05.2024

Большая часть Аравийского полуострова представляла собой пусты­ню. Отдельные очаги земледелия и животноводства могли существо­вать лишь возле немногочисленных оазисов. Здесь жили племена ко­чевников-бедуинов, у которых к VII веку сохранялись многие черты родоплеменного строя. Основные вопросы жизни племени решал меджлис — совет, состоящий из глав семей или родовых общин. За­метную роль играли военные вожди.

Племена часто воевали друг с другом. Борьба шла за контроль над источниками воды. Целью войн был также захват рабов, скота, при этом в качестве наибольшей ценности рассматривались верблюды.

Каждое племя поклонялось своим божествам, определенное влияние имели религии спасения — иудаизм и христианство. Тем не менее все арабские племена поклонялись общей святы­не — черному камню Кааба (его происхождение неизвестно, предположительно это метеорит), хранившемуся в центральном храме одного из крупнейших городов Аравии — Мекки. Возле храма устанавливались изображения племенных божеств.

Первые города на Аравийском полуострове возникли в I тысяче­летии до н.э. Они были центрами ремесла и торговли и находились на караванных путях из Северной Африки в Азию, к Персидскому заливу и в Индию.

К началу VII века в Аравии все острее ощущалась проблема пере­населенности. Торговля переживала серьезный кризис, контроль над торговыми путями в основном перешел к Ирану. Угроза голода, рост цен, засилье ростовщиков были причиной массового недовольства городских низов.

Возникновение ислама

По словам Мухаммада, ему часто являлись видения ангелов, оде­тых в белые одежды. В 610 г. перед ним предстал архангел Джебрил (Гавриил), изложивший ему основы нового учения и провозгласив­ший Мухаммада пророком единого Бога — Аллаха.

Возникшая исламская община быстро расширяла свое влияние. Вскоре ее сторонники начали войну с Меккой и остающимися язы­ческими племенами. Ко времени смерти Мухаммада в 632 г. вся Ара­вия была объединена сторонниками ислама.

Исламское учение после смерти пророка было изложено в свя­щенной книге — Коране, составленной в стихотворной форме. Кроме того, ряд изречений Мухаммада, не вошедших в Коран, был включен в особый сборник — сунну.

Ислам по своей сути принадлежал к религиям спасения, мусуль­мане признавали пророками Ноя, Моисея и Христа. Однако, предпи­сывая жить по законам праведности, обещая вознаграждение после смерти, ислам значительно отличался от христианства.

Внешней стороной этих различий были гораздо более жесткие требования к нормам праведной жизни.

Правоверные должны пять раз в день совершать молитву, омовение, строго соблюдать посты. Им запрещалось пить ви­но, есть свинину, играть в азартные игры. Как и иудеям, им предписывался обряд обрезания. Женщинам полагалось но­сить чадру. Каждый мусульманин должен был хотя бы раз в жизни совершить паломничество в священный город Мекку, платить особый налог в помощь бедным.

К числу различий относились следующие.

Во-первых, ислам выступал не только религией, он жестко рег­ламентировал основы повседневной жизни. Каждый шаг право­верного мусульманина должен был сверяться с нормами Корана. Шариат, включавший нормы праведного поведения, был единст­венным источником права. Их нарушение рассматривалось не только как моральный грех перед Богом (как в случае пренебрежения христианских заповедей), но и как наказуемое властями преступление. Соответственно в исламском мире не разграничивались светская и духовная власть, церковный и светский суд.

Во-вторых, ислам был воинствующим учением. При провозгла­шении джихада, священной войны с неверными, участие в ней рас­сматривалось как долг каждого мусульманина. Считалось, что по­гибшие в этой войне сразу обретают вечное блаженство. В философском и поведенческом планах ислам не поощрял сомнения. Он основывался на фатализме (вере в предопределенность), убежде­нии, что все случающееся в мире, в жизни отдельного человека реша­ется волей единого Бога — Аллаха.

В-третьих, ислам закреплял нормы патриархата, отводя жен­щине подчиненную роль. Это обеспечило поддержку новой рели­гии со стороны аравийских племен, в которых сохранявшиеся традиции матриархата уже изжили себя.

Арабские завоевания

Быстрота и легкость завоеваний объясняются многими причина­ми. Бедуины, привыкшие к суровым условиям пустыни, закаленные постоянными межплеменными стычками, фанатично верующие в то, что они ведут священную войну (джихад), и не боящиеся смерти, были грозными воинами. Мало кто мог им противостоять. Их во­енные победы стали сильным аргументом в пользу ислама. Ряды их сторонников пополнялись за счет населения захваченных тер­риторий.

Идеи ислама, более простые и понятные, чем идеи византий­ского христианства и иранского зороастризма, быстро усваива­лись широкими массами населения в покоряемых землях. В исла­ме еще не сложилось отчужденной от рядовых верующих церковной иерархии. Мусульманским священником, муллой, мог стать любой верующий, знающий Коран. Необходимость подчине­ния суровым законам шариата нередко воспринималась как мень­шее зло по сравнению с произволом византийских и иранских чи­новников. В ходе завоеваний многие бывшие крупные землевладельцы погибали или бежали. Их владения частично пе­реходили к крестьянским общинам, принявшим ислам. Брошен­ные земли оказывались в распоряжении халифов. Эти земли обра­батывались в основном трудом рабов, которых захватывали в результате войн и набегов.

Утверждению ислама на завоеванных территориях способствова­ла гибкая политика халифов. Арабские завоеватели не навязывали своей религии. Подавив вооруженное сопротивление, они следовали принципам веротерпимости. Однако мусульмане оказывались в луч­шем экономическом положении. Они платили лишь поземельный налог (харадж) и небольшой налог на помощь бедным. Привержен­цы же других вероисповеданий и горожане должны были вносить еще подушную подать (джизью). Это косвенно содействовало рас­пространению ислама.

Распад Арабского халифата

Огромная исламская держава (сперва ее столицей был Дамаск, затем Багдад) недолго сохраняла единство. В 750 г. в отдельный халифат выделилась Испания. В начале IX века возникли самостоятельные халифаты в Марокко, Египте, Иране, Средней Азии.

Во владениях Багдадского халифата, по мере того как завоевате­ли осваивались с хозяйственным укладом покоренных земель, нача­ли обостряться внутренние противоречия.

Усиливаясь, местная знать стремилась избавиться от опеки цент­ральной власти, проявляла сепаратистские стремления. Растущие поборы, бремя которых тяжким грузом ложилось на земледельцев, были причиной восстаний крестьян и рабов. Чаще всего они прохо­дили под религиозными лозунгами.

В X веке начальник турецкой гвардии получил звание эмир эми­ров. В XI веке турки подняли восстание и захватили Багдад. Их предводитель принял титул султана, или шах-ин-шаха (царя царей). Власть халифа стала чисто номинальной.

Обострение противоречий в Арабском халифате сопровождалось ростом религиозных разногласий.

Почти сразу после смерти Мухаммада возник спорный вопрос о том, кто может быть халифом. Он вызвал раскол среди мусульман. Одна группа, шииты, полагали, что только потомки Мухаммада до­стойны этого поста. Те, кто считал святой книгой не только Коран, но и сунну (сунниты), полагали, что халиф должен избираться религи­озной общиной Мекки. Борьба суннитов и шиитов, связанная с кон­фликтом между династиями, представляющими различные местные кланы знати (потомками Мухаммада, Омейадами, Аббасидами), не­редко приобретала вооруженный характер. Хариджиты, исходя из традиций родоплеменного строя, доказывали, что халиф должен вы­бираться правоверными без каких-либо ограничений, связанных с его происхождением.

Позднее в исламе сложились и другие течения. Так, исмаилиты верили в скорый приход нового пророка, Махди, который освободит мир от скверны и несправедливости. Секта карматов, близкая исма-илитам, проповедовала общность имущества, доказывая, что облада­ние богатствами противоречит Корану. Суфиты отстаивали аске­тизм. Они образовали особые братства дервишей, живущих подаянием и отказывающихся от мирских радостей жизни. Мотазелиты (их взгляды считались еретическими, книги сжигались) были сторонниками разграничения светской и духовной власти. Они счи­тали, что Бог может устанавливать лишь нравственные законы.

Большая часть Аравийского полуострова представляла собой пусты­ню. Отдельные очаги земледелия и животноводства могли существо­вать лишь возле немногочисленных оазисов. Здесь жили племена ко­чевников-бедуинов, у которых к VII веку сохранялись многие черты родоплеменного строя. Основные вопросы жизни племени решал меджлис — совет, состоящий из глав семей или родовых общин. За­метную роль играли военные вожди.

Племена часто воевали друг с другом. Борьба шла за контроль над источниками воды. Целью войн был также захват рабов, скота, при этом в качестве наибольшей ценности рассматривались верблюды.

Каждое племя поклонялось своим божествам, определенное влияние имели религии спасения — иудаизм и христианство. Тем не менее все арабские племена поклонялись общей святы­не — черному камню Кааба (его происхождение неизвестно, предположительно это метеорит), хранившемуся в центральном храме одного из крупнейших городов Аравии — Мекки. Возле храма устанавливались изображения племенных божеств.

Первые города на Аравийском полуострове возникли в I тысяче­летии до н.э. Они были центрами ремесла и торговли и находились на караванных путях из Северной Африки в Азию, к Персидскому заливу и в Индию.

К началу VII века в Аравии все острее ощущалась проблема пере­населенности. Торговля переживала серьезный кризис, контроль над торговыми путями в основном перешел к Ирану. Угроза голода, рост цен, засилье ростовщиков были причиной массового недовольства городских низов.

Возникновение ислама

По словам Мухаммада, ему часто являлись видения ангелов, оде­тых в белые одежды. В 610 г. перед ним предстал архангел Джебрил (Гавриил), изложивший ему основы нового учения и провозгласив­ший Мухаммада пророком единого Бога — Аллаха.

Возникшая исламская община быстро расширяла свое влияние. Вскоре ее сторонники начали войну с Меккой и остающимися язы­ческими племенами. Ко времени смерти Мухаммада в 632 г. вся Ара­вия была объединена сторонниками ислама.

Исламское учение после смерти пророка было изложено в свя­щенной книге — Коране, составленной в стихотворной форме. Кроме того, ряд изречений Мухаммада, не вошедших в Коран, был включен в особый сборник — сунну.

Ислам по своей сути принадлежал к религиям спасения, мусуль­мане признавали пророками Ноя, Моисея и Христа. Однако, предпи­сывая жить по законам праведности, обещая вознаграждение после смерти, ислам значительно отличался от христианства.

Внешней стороной этих различий были гораздо более жесткие требования к нормам праведной жизни.

Правоверные должны пять раз в день совершать молитву, омовение, строго соблюдать посты. Им запрещалось пить ви­но, есть свинину, играть в азартные игры. Как и иудеям, им предписывался обряд обрезания. Женщинам полагалось но­сить чадру. Каждый мусульманин должен был хотя бы раз в жизни совершить паломничество в священный город Мекку, платить особый налог в помощь бедным.

К числу различий относились следующие.

Во-первых, ислам выступал не только религией, он жестко рег­ламентировал основы повседневной жизни. Каждый шаг право­верного мусульманина должен был сверяться с нормами Корана. Шариат, включавший нормы праведного поведения, был единст­венным источником права. Их нарушение рассматривалось не только как моральный грех перед Богом (как в случае пренебрежения христианских заповедей), но и как наказуемое властями преступление. Соответственно в исламском мире не разграничивались светская и духовная власть, церковный и светский суд.

Во-вторых, ислам был воинствующим учением. При провозгла­шении джихада, священной войны с неверными, участие в ней рас­сматривалось как долг каждого мусульманина. Считалось, что по­гибшие в этой войне сразу обретают вечное блаженство. В философском и поведенческом планах ислам не поощрял сомнения. Он основывался на фатализме (вере в предопределенность), убежде­нии, что все случающееся в мире, в жизни отдельного человека реша­ется волей единого Бога — Аллаха.

В-третьих, ислам закреплял нормы патриархата, отводя жен­щине подчиненную роль. Это обеспечило поддержку новой рели­гии со стороны аравийских племен, в которых сохранявшиеся традиции матриархата уже изжили себя.

Арабские завоевания

Быстрота и легкость завоеваний объясняются многими причина­ми. Бедуины, привыкшие к суровым условиям пустыни, закаленные постоянными межплеменными стычками, фанатично верующие в то, что они ведут священную войну (джихад), и не боящиеся смерти, были грозными воинами. Мало кто мог им противостоять. Их во­енные победы стали сильным аргументом в пользу ислама. Ряды их сторонников пополнялись за счет населения захваченных тер­риторий.

Идеи ислама, более простые и понятные, чем идеи византий­ского христианства и иранского зороастризма, быстро усваива­лись широкими массами населения в покоряемых землях. В исла­ме еще не сложилось отчужденной от рядовых верующих церковной иерархии. Мусульманским священником, муллой, мог стать любой верующий, знающий Коран. Необходимость подчине­ния суровым законам шариата нередко воспринималась как мень­шее зло по сравнению с произволом византийских и иранских чи­новников. В ходе завоеваний многие бывшие крупные землевладельцы погибали или бежали. Их владения частично пе­реходили к крестьянским общинам, принявшим ислам. Брошен­ные земли оказывались в распоряжении халифов. Эти земли обра­батывались в основном трудом рабов, которых захватывали в результате войн и набегов.

Утверждению ислама на завоеванных территориях способствова­ла гибкая политика халифов. Арабские завоеватели не навязывали своей религии. Подавив вооруженное сопротивление, они следовали принципам веротерпимости. Однако мусульмане оказывались в луч­шем экономическом положении. Они платили лишь поземельный налог (харадж) и небольшой налог на помощь бедным. Привержен­цы же других вероисповеданий и горожане должны были вносить еще подушную подать (джизью). Это косвенно содействовало рас­пространению ислама.

Распад Арабского халифата

Огромная исламская держава (сперва ее столицей был Дамаск, затем Багдад) недолго сохраняла единство. В 750 г. в отдельный халифат выделилась Испания. В начале IX века возникли самостоятельные халифаты в Марокко, Египте, Иране, Средней Азии.

Во владениях Багдадского халифата, по мере того как завоевате­ли осваивались с хозяйственным укладом покоренных земель, нача­ли обостряться внутренние противоречия.

Усиливаясь, местная знать стремилась избавиться от опеки цент­ральной власти, проявляла сепаратистские стремления. Растущие поборы, бремя которых тяжким грузом ложилось на земледельцев, были причиной восстаний крестьян и рабов. Чаще всего они прохо­дили под религиозными лозунгами.

В X веке начальник турецкой гвардии получил звание эмир эми­ров. В XI веке турки подняли восстание и захватили Багдад. Их предводитель принял титул султана, или шах-ин-шаха (царя царей). Власть халифа стала чисто номинальной.

Обострение противоречий в Арабском халифате сопровождалось ростом религиозных разногласий.

Почти сразу после смерти Мухаммада возник спорный вопрос о том, кто может быть халифом. Он вызвал раскол среди мусульман. Одна группа, шииты, полагали, что только потомки Мухаммада до­стойны этого поста. Те, кто считал святой книгой не только Коран, но и сунну (сунниты), полагали, что халиф должен избираться религи­озной общиной Мекки. Борьба суннитов и шиитов, связанная с кон­фликтом между династиями, представляющими различные местные кланы знати (потомками Мухаммада, Омейадами, Аббасидами), не­редко приобретала вооруженный характер. Хариджиты, исходя из традиций родоплеменного строя, доказывали, что халиф должен вы­бираться правоверными без каких-либо ограничений, связанных с его происхождением.

Позднее в исламе сложились и другие течения. Так, исмаилиты верили в скорый приход нового пророка, Махди, который освободит мир от скверны и несправедливости. Секта карматов, близкая исма-илитам, проповедовала общность имущества, доказывая, что облада­ние богатствами противоречит Корану. Суфиты отстаивали аске­тизм. Они образовали особые братства дервишей, живущих подаянием и отказывающихся от мирских радостей жизни. Мотазелиты (их взгляды считались еретическими, книги сжигались) были сторонниками разграничения светской и духовной власти. Они счи­тали, что Бог может устанавливать лишь нравственные законы.

Когда пророк Мухаммед созвал горожан Мекки и объявил, что он посланник Аллаха, то родственник пророка знатный Абу Лахаб возмутился:

- И ради этого ты всех нас сюда созвал? Да, чтоб ты провалился!

Но главным в клане пророка был толерантный старейшина Абу Талиб. Он не дал в обиду Мухаммеда. Абу Талиб взял под защиту первых мусульман от нападок язычников. Но вскоре старый Абу Талиб умер и главой клана стал Абу Лахаб (тот самый хейтер, который невзлюбил Мухаммеда, советуя ему, провалится под землю).

Аравия погрязла в нескончаемых междоусобных войнах, и народ оазиса Ясриб нес большие потери в той нескончаемой войне, и отчаянье их охватило, что они могут потерять свой дом – оазис Ясриб. Но узнав, что в Мекку явился пророк, который провозгласил, что все люди – братья и что должны братья жить в мире, то народ оазиса решил принять Ислам и звать пророка к себе, который принесет им долгожданный мир.

Мухаммед прибыл в Ясриб, который будет вскоре переименован в Медину (город пророка). В Мекке знатные язычники (противники пророка) узнали, что Мухаммед обосновался в Ясрибе и окрестные племена один за другим принимают Ислам и присягают ему на верность. Это обстоятельство обеспокоило их. Чтобы покончить с пророком знатные язычники послали большое войско против Мухаммеда и мусульман-бедуинов.

При Бадре сошлись в противостоянии язычники и мусульмане. Армия язычников была огромной в сравнении с войском мусульман-бедуинов. Мухаммед, видя, как огромна армия язычников, и чтобы воодушевить своих воинов перед битвой сказал, что каждый, кто погибнет в битве, сражаясь, тот войдет в рай.

Воин Омейр ибн Алхумам ел себе финики, но услышав слова пророка, воскликнул:

- Так! Значит между мной и раем стоит лишь смерть от этих людей?

Он отбросил в сторону свои любимые финики, выхватил свой меч и, понесся на врагов и рубил он их множество пока самого его не зарубили. И открылись врата Рая Небесного и все узрели, как вознесся воин в райские врата.

Воодушевленные мусульмане ринулись в бой. Не ведая страха ни капли, они привели язычников в ужас и обратили их в бегство. Эта победа укрепила их веру. Все новые и новые племена присоединялись к Мухаммеду, а арабские города сами распахивали перед ним свои врата, ибо верили, что несет он мир на земли Аравии. Вскоре Аравия объединилась под знаменем Ислама.

Персидские воины, облаченные в доспехи, с призрением рассматривали нищих бедуинов кочевников. Опытные персидские воины громко надсмехались над армией пастухов, что пришли к ним из скудных аравийских пустынь.

Бедуины кочевники знали, как совершать набеги и любили это дело. Однако они не умели вести полномасштабных войн как это делали персы, но над ними теперь развивалось знамя Ислама, предвещая им райскую благодать.

Со своей древней родины, из внутренних районов Аравийского полуострова, бедуины распространились по сирийской и египетской пустыне, затем (после падения древних цивилизаций) — по Сирии, Месопотамии и Халдее. С завоеванием Африки мусульманскими арабами в VII в. они заняли Сахару, которая стала для них второй родиной.

Древние традиции

Бедуины живут родами в шатрах или шалашах, деревни их управляются шейхами, и род из 40—50 таких деревень подчинен кади, который в одно и то же время и судья, и военачальник. Все бедуины исповедуют теперь ислам, за исключением некоторых племен в Сирии, образующих особые секты.

Шатры современных бедуинов

Бедуины — превосходные наездники, ловкие охотники, необыкновенно искусны в бросании мяча. Праздничные дни они проводят в танцах, пении и слушании сказок и легенд, которые рассказываются вечерами у костров.

Соседи-туареги

Рядом с бедуинами по Алжирской Сахаре и пустыне Тенере кочует со стадами верблюдов и коз другой легендарный народ песков — туареги. Его уклад отличается от уклада жизни бедуинов. Так, женщины пользуются уважением в туарегском обществе. Девочки с раннего возраста учатся читать и писать, мужчине же позволительно быть неграмотным. Традиционная туарегская письменность тифинаг, по мнению ряда ученых, восходит к древнеливийскому письму.

У туарегов есть легенда, что корни их идут от легендарной праматери и великой правительницы, царицы Сахары Тин Хинан, которая была амазонкой и пришла в Хоггар со своей служанкой из южной области нынешнего Марокко, называвшегося Тафилалет. В 1925 г. в районе древнего укрепления Абалессы в Ахаггаре нашли богатое захоронение женщины, которое считается гробницей Тин Хинан.

  • СОДЕРЖАНИЕ:
  • Религиозный состав арабов.
    • Отношение к арабам-христианам в арабских странах.
    • Союзы между арабскими государствами.
    • Не все бедуины солидарны с арабами по поводу Израиля.

    Религиозный состав арабов

    Абсолютное большинство арабов — это мусульмане-сунниты (около 85% от всех мусульман), также есть мусульмане-шииты — 5-10, ещё ориентировочно около 5-10% представителей суфийских орденов, но поскольку они зачастую не афишируют свою принадлежность к меньшинству (за что их в некоторых мусульманских странах могут сильно пожурить), то и указать точное число последователей суфийских тарикатов сложно.
    Порой они себя официально причисляют к суннитам или шиитам (дабы чувствовать себя спокойнее), но по факту являются суфиями. В разных странах я встречал таких не раз.

    предсвадебный обряд арабов

    Это предсвадебный музыкальный обряд арабов, живущих на острове Кешм (это где уникальные пустынные пейзажи) на крайнем юге Ирана. Да, в Иране, имеется около 5-7 миллионов арабов (почти все живут на юге и юго-западе Ирана близ Иракской границы).

    Но вообще-то, среди арабов есть не только мусульмане, но и арабы-христиане (их около 1-2% от всех арабов), живущие в основном в Ливане и Сирии (это арабские страны к северу от Израиля и Иордании) и чуть меньше в Иордании, Кувейте и некоторых других арабских странах. Правда, благодаря гражданской войне в Сирии многим сирийским христианам пришлось бежать в другие страны.

    В других арабских странах арабов-христиан почти нет, но есть коптская христианская народность в Египте, численность которой по разным оценкам на январь 2020 года колеблется от 6 до 10 млн чел (7-11 % от всего населения огромного Египта). И копты исповедуют в основном православие, и ещё некоторая часть кайфует от католичества и баптистских/протестантских сект ответвлений.

    христианские кресты в арабских странах

    Коллекция крестов на скале над главным въездом в монастырь святого Павла (4-5 веков) в Египте. Да, египетске копты достаточно религиозны и любят ставить кресты на горах (ну если там не живёт много арабов, а то им это вряд ли понравиться).

    Отношение к христианам в арабских странах

    Кажется, только в одной арабской стране нельзя исповедывать другую религию окромя ислама. И конечно, эта страна называется Саудовская Аравия. Не зря, ведь, как уже упоминалось выше, в ней дислоцируются два самых почитаемых мусульманами места: Мекка и Медина.
    Я слышал также из разных источников, что в Саудовской Аравии даже нательный крест (символизирующий распятие Христа) нельзя носить, но работающие там христиане, конечно, зачастую носят его (впрочем, как пишут достоверные источники, даже алкоголь там можно найти, хотя и по сказочно высокой цене).

    Во многих арабских странах религиозному меньшинству живётся не всегда сладко, поскольку во многих случаях их притесняет большинство, издающее законы под себя, а с меньшинствами часто не считаясь. Но опять-таки, в каждой стране по-своему… И на мой взгляд, в целом имеется следующая тенденция: чем консервативнее/строже мусульмане в конкретной стране (или тамошняя власть), тем жёстче законы для религиозных меньшинств.

    Буддисты, индуисты и прочие любители чуждых исламу религий в арабских странах представлены крайне мало, и думаю, что только в крупнейших и самых либеральных городах (например, Аммане, Каире и Александрии). И вряд ли они очень сильно афишируют свою деятельность (и уж, тем более, преподавание какой-нибудь йоги или медитации), дабы их не разбомбили мусульманские фанатики. На следующем ниже кадре: нечто типа замка в стиле индуистского храма в Каире.

    индуистский храм в Каире

    Однажды встретил сей замок в виде индуистского храма в Каире (почти столице арабского мира. ), во время моего визита в 2015 он пустовал и его даже охраняли два полицейских.

    Конфликты между арабскими странами

    Несмотря на все имеющиеся различия между арабами разных стран, между ними очень много общего, и пожалуй, этого общего гораздо больше, нежели между представителями, например, разных славянских стран (где порой языки очень не похожи на другие славянские языки). Хотя, до сих пор бывают острые конфликты, особенно по поводу территорий.

    Ну и, конечно, внутри самих арабских стран также бывают конфликты, особенно между шиитами и суннитами (вот страны со смешанным шиитско-суннитским населением: Ирак, Бахрейн, Катар, Ливия, Сирия, Йемен).

    последствия

    Союзы между арабскими государствами

    А в результате последующих нескольких арабо-израильских войн (во время коих арабы хотели свергнуть новоиспечённое еврейское государство с захваченных им земель) Израиль решил отхватить себе пару соседних кусочков — часть Палестины (оттяпали у Иордании) и очень стратегически важные Голанские высоты (у Сирии).

    Странные пиджаки в Египте

    Эта группа людей в клетчатых пиджаках была встречена на улице египетской столицы. Возможно, они из какой-то секты (где все её члены должные носить пиджаки, из желательно в клеточку) или просто прохладно было (а посещал я Каир в январе-феврале), или они из другой страны. Но больше я ни разу не видел группы египтян, одевающихся в пиджаки.

    Бедуины — это кочевники арабского мира

    Отдельное слово можно сказать и о бедуинах, жителях пустыни. Они обитают в каждой арабской стране. Хотя, ныне большинство бедуинов (или выходцев из бедуинских семей) проживает в городах и деревнях (поскольку они хорошенько расплодились, а в пустыне жить тяжелее, да и не безграничны территории для выпаса коз и верблюдов). И зачастую бедуины и их потомки составляют примерно половину населения какой-либо арабской страны.

    Бедуины делятся на племена и кланы, у каждого из них есть свой лидер, называемый шейх, ну а власть ему передаётся по наследству от отца. Вождь Шейх племени является как бы старейшиной. Такие вот архаично-патриархальные традиции, сложившиеся (возможно) ещё с тех времён, когда в племенах стали выделяться более зажиточные люди (а зажиточность, видимо, появлялась обычно в результате продажи верблюдов или сопровождения караванов).

     В палатке бедуинов провёл ночь

    Я много раз имел дело с бедуинами, и обычно они обходились со мной достаточно гостеприимно, неоднократно укладывая меня спать у себя в палатке в пустыне или в селе. А у них традиционно всегда были палатки, или ещё можно назвать шатры.

    Но вообще-то, законы у бедуинов бывают очень жёсткие. Например, закон кровной мести у них до сих пор сохранился (однажды мне один бедуин поведал, что у него с представителями другого клана имеются большие проблемы, и его жизнь может в любой день внезапно прекратиться, если он повстречается с врагами).
    Однако, шейхи как раз для того и нужны, чтобы среди прочих аспектов регулировать и споры. И зачастую регуляция заключается в том, что назначается отступная сумма денег, выплачиваемая обиженной стороне, дабы её представители простили обидчиков.

     традиционная жизнь арабов и бедуинов

    На пути из христианского города Мадаба (Иордания) на Мёртвое море есть хороший этнографический музей. В нём изображены эпизоды традиционной жизни арабов и бедуинов.

    Не все бедуины солидарны с арабами по поводу Израиля

    И вот если почти все арабы всех стран считают, что Израиль ведёт себя в отношении Палестины неправильно (а некоторые считают, что страны под названием Израиль вообще не должно существовать), то служба бедуинов в рядах армии Израиля свидетельствует о том, что многие бедуины (или даже их большинство) имеют совсем другое мнение.
    А поскольку бедуины прекрасно ориентируются в пустыне и очень выносливы, то израильская армия от этого только выигрывает.

    Также мне рассказывал один еврей советского происхождения (и говорящий на русском), что он со своими друзьями из Израиля постоянно ездит отдыхать на северный Синай (а эта провинция в Египте является самой опасной в террористическом отношении, поскольку граничит с Израилем, и живущие в оной провинции люди зачастую являются членами какой-нибудь радикальной исламистской группы, например, братьев-мусульман).

    Горы в Иордании много бедуинов

    Горы близ Малой Петры (которая недалеко от уникального древнего города Петра) в Иордании. Там в окрестностях много бедуинов обитает и они пасут своих коз.

    Я также однажды пытался прорваться через весь Синай напрямую к Красному морю, но меня тормознули египетские военные на блок-посту, не разрешив таким путём ехать, настаивая, что это очень опасно для иностранного туриста, и что территория буквально кишит террористами.

    2 комментария

    Как житель Израиля, я в этом тексте могу наловить много блох, но занудствовать не буду :)) И главный конфликт сейчас (и почти всегда) — между суннитами и шиитами и между суннитами умеренными и экстремально настроенными салафитами. Не то, чтобы я главный спец по арабам, но жителям Израиля волей-неволей приходится.

    Однако, житель Израиля является одной из заинтересованных сторон, и мне кажется, что скорее всего, будет иметь не совсем объективную оценку, поскольку для объективизма желательно быть как можно нейтральнее.

    Содержание

    История

    Бедуины живут в пустыне не менее 4-5 тысяч лет.

    Сначала они были язычниками, позже, в IV веке нашей эры бедуины стали исповедовать христианство. В VII веке бедуины приняли ислам и стали говорить на арабском языке. В XI веке бедуины вторглись на территорию Северной Африки, покоряя местное население. При этом большая часть местных жителей (берберов) была ими исламизирована [2] .

    Израильские бедуины по своему происхождению являются выходцами с территории современной Саудовской Аравии, пришедшие в пустыню Негев в VII веке (на волне мусульманских завоеваний). Выходцы из Судана (их легко отличить, так как они принадлежат к негроидной расе) изначально попадали к бедуинам, кочевавшим по пустыням Аравийского полуострова, в качестве рабов, но в дальнейшем переходили на характерный для бедуинов Аравийского полуострова диалект арабского языка и становились полноправными бедуинами.

    Бедуины — общее название, присвоенное европейцами всем племенам и народностям Аравии, которые в отличие от обитателей городов, занимающихся хлебопашеством и торговлей (хадези), ведут кочевую жизнь.

    В Израиле



    Социальная организация



    Культура



    Свадебная церемония

    Читайте также: