Куклы для театральной деятельности в доу

Обновлено: 02.07.2024

Авторы: Терскова Ольга Иосифовна, Кычакова Наталья Васильевна
Должность: воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №2 "Солнышко"
Населённый пункт: с. Шира Республика Хакасия
Наименование материала: статья
Тема: "Театрализованная деятельность в рамках ФГОС как средство развития творческих способностей дошкольников. Изготовление театральных кукол".
Раздел: дошкольное образование

Терскова Ольга Иосифовна.

Кычакова Наталья Васильевна.

Воспитатели МБДОУ детский сад

Театрализованная

деятельность

способностей

дошкольников

Изготовление

театральных

современными педагогами поставлена задача совершенствования

нетрадиционных методов дошкольного воспитания детей и поиска новых подходов к

компетентности у будущих школьников, их подготовка к обучению в рамках ФГОС общего

образования является одной из задач образовательного учреждения.

театрализованные игры, развивающие творческие способности дошкольников смелость).

Благодаря театрализации, ребенок не только познает мир, но и выражает своё собственное

отношение к добру и злу, приобщается к фольклору, национальной культуре. Поэтому

задача приобщения детей к театрализованной деятельности становится актуальной для

педагогов дошкольных учреждений. Для этого мы ставим такие цели и задачи

Цель: Создание

творческих способностей детей

развивающие творческие способности дошкольников

деятельности;

• развития воображения, фантазии, внимания, самостоятельности, мышления;

театрализованные игры, развивающие творческие способности дошкольников;

• обогащения и активизации словаря;

• развития диалогической и монологической речи;

• воспитания гуманных чувств у детей.

Театрализованная деятельность это:

- наглядность в обучении – осуществляется на восприятии наглядного материала

театрализованные спектакли педагогов детского учреждения);

- доступность – театрализованная деятельность детей составлена с учетом возрастных

особенностей, построена по принципу дидактики (от простого к сложному);

Таким образом, театрализованная игра как средство социально-коммуникативного

развития детей способствует формированию полноценной личности, способной жить и

работать в современном обществе. Игра - основная форма образовательной деятельности в

условиях реализации ФГОС ДО. Дошкольный ребёнок - человек играющий, поэтому в

стандарте закреплено, что обучение входит в жизнь ребёнка через ворота детской игры.

Для этого нужны разные виды театров, а также различные виды кукол,

не всегда можно купить. Поэтому мы решили сделать пособия используя бросовый

материал: ненужные варежки и перчатки, клубочки, пуговицы, кусочки меха, поролон,

лоскутки ткани, бутылочки, детали от сломанных кукол.

А помощниками в этой интересной работе могут стать дети дошкольного и

младшего школьного возраста.

пластиковый мяч, обтянутый тканью по цвету лица; кусок яркой ткани для

туловища; для оживления куклы через пластиковый мяч и в местах для рук

протянута леска, которая прикрепляется к деревянной ваге. На голову прикрепляется

колпачок, а глаза и рот вырезаются из цветной бумаги. Вот и получился веселый

Таким же способом выполняется озорная девчонка Пеппи - длинный чулок, только

волосы сделаны из ярких оранжевых ниток, а в косы вставлены проволочки, чтобы их

можно было загнуть.

Черты лица отображают главные признаки и характер героя. В завиимости от

характера, на лице персонажа выделяем ту или иную часть – удивленно открытые

или хитро прищуренные глаза, длинный любопытный нос, или две точечки вместо

него; объемные или слегка обозначенные губы, брови. Особенно глаза делают

игрушку живой и выразительной. Форма глаз может быть круглой, полукруглой,

овальной. Для того, чтобы глаз на игрушке выделился , мы добавляем белый

По такому же принципу мы изготовили веселую семейку Дед. Бабка и Внучка.

Основой для головы этих кукол является пластиковый мяч, обтянутый капроновым

чулком. Волосы сделаны из распущенного бельевого шнура. Лицо оформляем в

соответствии с характером персонажа. Отличие этих кукол от предыдущих в том, что

у них есть веревочное туловище. Из куска бельевого шнура скручивается восьмерка-

это и будет туловище, только обязательно учитываются все пропорции фигуры.

Места сгибов скрепляются изолентой. (Фото 2)

Для детей младшего дошкольного возраста изготовили настольный театр по русской

величины. Дед выполнен из самой большой бутылочки, а для мышки использовали

футляр для фотопленки. У бутылочек отрезается верхняя часть и пришивается

голова, выполненная из поролона или меха. По линии плеч будущего персонажа

проделывается два отверстия и продевается мягкая проволока- это руки. Голова

оформляется в соответствии с характером персонажа. Получаются легкие и удобные

куклы, которые легко водить по столу малышам.(Фото 4). А саму репку мы сшили

из поролона выкрасили гуашью в желтый цвет. Листья сделаны из гофрированной

бумаги. Репка не простая, а с сюрпризом. Сверху открывается крышка. Куда можно

положить угощение на праздник.

А для малышей, чтобы легче проходила адаптация при поступлении в детский сад, мы

изготовили доброго, милого удавчика.

А сделали мы его из старых детских колгот,

кусочка поролона и хвои от искусственной елки. (фото 3)

занимаясь с детьми театром, мы ставим перед собой цель – сделать

жизнь наших детей интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями,

полученные в театрализованной деятельности дети смогли использовать в повседневной

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что мы на правильном пути и на основе

театрализованной деятельности можно реализовать практически все задачи воспитания,

развития и обучения детей.

(Все куклы-авторская разработка)

Мастер- класс для воспитателей

- Расслабьтесь, господа, расслабьтесь.
И станьте те, какие вы и есть!
Глаза не лгут, а в золоченной рамке
Их выраженья точно не прочесть.

Скажи мне маска, что скрываешь,
От толп, сих шумных, за собой?
Какую тайну мыслей ты ласкаешь?
Какую радость, а быть может боль?
Кто ты? Кто ты на самом деле?
Что представляешь ты собой -
Где ты живешь, в какой ты вере?
Глупец,ты, гений или так - изгой?

Да! Господа, большая сцена здесь театра,
Где все актеры, и не так важна их роль,
И эта мишура искриться, как бриллианты,
И каждый чувствует-он главный здесь герой!
Под выразительным разрезом, в черных дырах,
Искрятся озорством напыщенным глаза,
А вот Пьеро, и он не так печален,
И бутафорная стекает по лицу его слеза.

Музыка умолкает!

- Снимайте маски господа, снимайте!
Сорвите с ваших лиц их поскорее после бала,
Ведь это только все - всего лишь мишура!
Не оставляйте их, чтоб жизнь вам не солгала!

- Вот таким театральным действом хотелось бы начать свой мастер-класс по театрализованной деятельности. Все вы уже догадались, о чем сегодня пойдет речь.

( о театре)

Цель мастер-класса :

- Создать благоприятную психологическую атмосферу в процессе совместной интегрированной деятельности с участием воспитателей, позволяющую участникам мастер-класса по новому взглянуть на работу по театрализованной деятельности с воспитанниками и родителями, сформировать умение находить педагогически правильные решения проблемных ситуаций

- Систематизировать знания педагогов о видах настольного кукольного театра

- Развивать фантазию, ассоциативное, творческое мышление, стимулировать желание проявлять инициативу

- Закрепить навыки работы в коллективе

Данный мастер-класс я запланировала провести в форме деловой игры. В процессе работы нам предстоит решать определенные педагогические задачи, находить ответы на проблемные вопросы, приходить к общему мнению, активно и творчески выражать себя в деятельности.

Театрализованная деятельность в детском саду явление в наше время не редкое. Она многогранна и многолика. Отношение к театрализованной деятельности, ее специфике, тем не менее, не одностороннее.

Итак, давайте порассуждаем и выявим все отрицательные и положительные моменты в работе с детьми, в претензиях родителей, в сложности воплощения театральных моментов у педагогов.

Театральные куклы: как сделать своими руками? Мастер-классы по изготовлению театральных кукол. Виды театральных кукол: технология их создания, фото, выкройки, шаблоны, советы

А знаете ли вы, что театральные куклы существуют уже множество тысячелетий? Историки утверждают, что их мастерили еще египтяне, чтобы устраивать обряды в честь божества Осириса. Сегодня куколок изготавливают сугубо для развлечения, а в случае с участием в спектаклях детей – для их развития. Предлагаем несколько вариантов изготовления подобных поделок.

Театральные куклы из ткани: кукла-Петрушка, мастер-класс, выкройка, фото

Театральные куклы в виде Петрушки давно завоевали театральные подмостки. Этот любознательный активный персонаж вызывает всеобщую симпатию. Изготавливается Петрушка так:

  • На листе картона чертится полукруг. Желательно, чтобы его радиус составлял 14 см или около того.

ВАЖНО: Картон должен быть плотным.

ВАЖНО: При этом обязательно нужно оставить небольшие отверстия для шеи, ладошек, крепежа к конусу.

  • Осталось собрать все воедино. Для основы можно взять пластиковую палочку либо веточку. Сначала на нее нанизывается голова, основание которой можно затянуть ниткой, веревочкой.
  • Настал черед надеть рубашку, прикрепив ее нитками к голове. А подол необходимо прикрепить к внутренней части основания конуса.
  • Из фетра вырезаются ладошки.
  • Ладошки нужно прикрепить к рубашке.
  • Из пряжи изготавливаются волосы, а в качестве глаз, рта и носа выступят бусины.
  • Все это крепится к кукле. Также можно украсить ее дополнительно тесьмой, ведь Петрушка – персонаж яркий!

Театральные куклы, надеваемые на руку: заяц своими руками из войлока, мастер-класс, фото

Чтобы сделать театральные куклы, надеваемые на руку, потребуется минимум времени и усилий. Предлагаем создать симпатичного зайца, который скрасит любое представление.

Для начала из плотного материала нужно вырезать 2 детали для туловища белого цвета. Нужно позаботиться и об ушках, вырезав 4 детальки из белого материала и 2 – из желтого.

Такие заготовки нужны для создании куклы-зайца

Такие заготовки нужны для создании куклы-зайца

Далее желтые заготовки для ушей пришиваются к белым. Сделать это вполне можно вручную.

Заготовка уха для куклы-зайца

Заготовка уха для куклы-зайца

Теперь белые детали для ушей сшиваются между собой. Конечно, для начала основание зашивать не стоит.

ВАЖНО: Чтобы уши держали форму, нужно их наполнить чем-нибудь. Например, отлично подходит плотный картон, вырезанный в той же форме, что и ушки.

Такими получаются уши у театральной куклы

Такими получаются уши у театральной куклы

Далее оформляется мордочка зайца. Для этой цели понадобятся фломастеры, пуговицы, бусины, кусочки тканей – все, что душе угодно. С их помощью нужно обозначить глазки, носик, рот.

Можно создать для куклы-зайца такую мордочку

Можно создать для куклы-зайца такую мордочку

Остается последняя задача – приставить уши к туловищу и соединить обе части туловища, вшив попутно уши. Театральная кукла-зайчик готова радовать всех любителей спектаклей!

Получаются такие театральные куклы в виде зайчиков

Получаются такие театральные куклы в виде зайчиков

Театральные куклы своими руками из папье-маше и ткани на конкурс: театральная перчаточная кукла офицер, мастер-класс, советы, фото, выкройки

Театральные куклы пользовались особенной любовью в дореволюционной России, когда домашние спектакли особенно были в почете. Предлагаем вниманию читателей схему изготовления куклы-офицера, реально существовавшей в императорском домашнем театре.

ВАЖНО: Они должны быть простыми по максимуму. Особенно для тех, кто не искушен в создании кукол.

ВАЖНО: В идеале окончательному варианту бумажно-клеевой массы следует просохнуть сутки.

  • Далее через всю голову нужно нарисовать с помощью фломастера линию.
  • По этой линии мастер должен аккуратно провести надрез канцелярским ножом.
  • Теперь бумажная заготовка аккуратно отделяется от пластилиновой основы.
  • А затем обе части головы из папье-маше снова соединяются и склеиваются между собой с помощью кусочков бумаги, ПВА.
  • Полученная заготовка должна застыть.
  • Затем ее нужно покрыть белилами в несколько слоев. После каждого слоя – высыхание.

ВАЖНО: Рекомендуется подобрать белила на акриловой основе.

ВАЖНО: Делать это нужно строго по второму контуру.

ВАЖНО: А чтобы плотнее соединить руки и голову с костюмом, нужно тщательно промазать клеем свободные части всех трубочек.

Театральные куклы пальчиковые из бумаги и картона в детский сад, школу: шаблоны зверей, мастер-класс, рекомендации

Театральные куклы пальчикового типа принадлежат к наиболее простым. Их вполне можно смастерить даже с малышами! Такие поделки крохи вполне могут взять с собой в детский сад или школу, чтобы устроить в свободную от занятий минуту спектакли с друзьями.

Схема изготовления необычайно проста и позволяет сэкономить массу времени:

  • Для начала находятся или рисуются от руки шаблоны. Мы предлагаем читателям воспользоваться вариантами, приведенными ниже. Можно выбрать как уже готовую цветную модель, так и бесцветную. В последнем случае ребенок увлеченно внесет необходимые на его взгляд штрихи.
  • Шаблоны необходимо вырезать с максимальной аккуратностью.
  • Далее склеиваются между собой части мордочек будущих кукол-зверей.
  • Точно так же скрепляются части туловища.
  • Из бумаги вырезаются небольшие прямоугольники. Их необходимо прикрепить к куклам так, чтобы со стороны они не были заметны. Идеально подходит обратная сторона головы куклы.

ВАЖНО: Полоски клеятся в виде петелек. Необходимо подобрать такой диаметр, чтобы в него пролез палец актера.

Так к театральным куклам крепится петля из бумаги

Так к театральным куклам крепится петля из бумаги

Игрушка готова! В нее продевается палец, который крепится в петле – и можно играть! Петля помогает управлять головой куклы.

Цветные шаблоны животных для пальчиковых театральных кукол Еще одни образцы цветных шаблонов для пальчиковых театральных кукол Получаются такие милые театральные пальчиковые куклы

Можно выбрать еще более простой вариант пальчиковых кукол. Шаблоны с ними нужно вырезать вместе с отверстиями для пальцев. Пальцы будут символизировать ноги-лапы игрушки.

Еще немного шаблонов для пальчиковых театральных кукол Вот так в подобные театральные куклы продеваются пальцы

Театральные куклы-марионетки своими руками в 3 класс школы: технология изготовления страусенка из пластика, бусин и перьев, фото, советы

Театральные куклы-марионетки вызывают у детей особый восторг. Предлагаем ознакомиться с технологией создания, которую может освоить даже третьеклассник:

  • В качестве материала отлично подойдут пластиковые контейнеры от киндер-сюрпризов, в которых прячутся игрушки. Дети обожают эти угощения, поэтому несколько контейнеров точно получится найти. Для начала потребуется заготовить 2 половинки таких предметов и проделать в них отверстия. Вполне подойдет для этих целей толстая игла.
  • В отверстия продеваются нити. Их нужно закрепить путем создания крупных узелков на обратной стороне контейнера.
  • Теперь на ниточки надеваются бусины. Они будут являться лапками страусенка.

ВАЖНО: Нити желательно подобрать потолще, ведь актеру предстоит за них постоянно дергать. Тонкие ниточки при этих условиях быстро порвутся.

  • Далее обе ножки крепятся к цельному контейнеру-туловищу. В нем точно так же формируются отверстия, а нити фиксируются узлами.
  • На еще одну ниточку нанизывается ряд бусин – это будет шея.
  • Нить продевается одним концом в уже имеющееся туловище, другим – в еще один цельный контейнер. Последний будет служить головой. С обеих сторон нить фиксируется узелками.
  • Теперь нужно привязать ниточки, за которые актер будет дергать куклу. По одной нитке нужно прикрепить к голове, туловищу, лапкам.
  • Из каких-нибудь перышек формируется хвостик, который перевязывается нитью и крепится к туловищу.
  • Из палочек от мороженого составляется крестовина. К ней и нужно прикрепить веревочки для управления куклой.

ВАЖНО: После крепления нитей к крестовине стоит проверить, ровно ли будет стоять кукла. При необходимости уровень веревочек нужно отрегулировать.

Театральное искусство оказывает на малышей потрясающее воздействие – избавляет от стеснительности, укрепляет память, развивает артистические навыки. А скольким вещам могут научить поставленные на сцене сказки! И для взрослых это – прекрасное развлечение.

Театральные куклы очень легко создаются из подручных материалов, чему подтверждение эта собачка из носочка:

Всем увлеченным созданием кукол читателям предлагаем сотворить собственноручно куклы согласно следующим нашим статьям:

Кукла – первая среди игрушек. На нее по-разному влияет время, но она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых. Всюду, где живет человек, кукла – неизменный его спутник. Она проста, но в этой простоте таится великая загадка. Кукла – воплощение сокровенного мира детства, когда все вокруг представляется живым, волшебным и обещающим чудо.

Мы взрослеем, но кукла – игрушка, кукла – образ, кукла – аллегория, кукла – произведение искусства продолжает жить рядом с нами. Особое место в доме занимают куклы, которые дороги как память о детстве, людях, их подаривших, или о каком-то особом событии.

Кукла вызывает меньше опасений, страха, и с ней ребенок быстрее идет на контакт, нежели с взрослым. Дети, которые избегают прикосновений, соглашаются дать руку кукле (зверушке, клоуну) и поздороваться с ней. Активно взаимодействуя с игрушкой, ребенок постепенно становится более открытым, смелым в прямых контактах с окружающим миром, людьми.

Большинство детей дошкольного возраста шумливы и подвижны, но их чувства в обычной жизни не всегда находят выход. Детям необходим клапан для выпуска этой энергии наружу. Игры с театральными куклами предоставляют такую возможность.

Играя роль волка или медведя, ребенок может выразить агрессию, сопровождая слова героя громким хохотом, криком, озорным посвистом; играя роль зайчика – осторожность, петушка – решимость и храбрость. Это очень важно для того, чтобы впоследствии, став взрослым, человек смог вести себя по-разному и в зависимости от ситуации проявлять и терпимость, и настойчивость, и доброту.

Для ребенка персонаж кукольного театра – игрушка не совсем обычная. Ребенок видит, как с помощью этих кукол разыгрывается спектакль, и начинает понимать, что они созданы для того, чтобы пересказать содержание сказки, рассказа. Все мы знаем, что без сказок невозможно полноценное развитие. Сказка затрагивает самые глубинные пласты психики человека и открывает основополагающие человеческие ценности. Для ребенка же сказка – это возможность научиться думать, оценивать поступки героев, усваивать этические нормы, развивать память и речь. Благодаря тому, что куклы – герои сказок – несут в себе эталонность нравственного облика, малыш сосредоточивает на них весь свой моральный опыт. Игра с такими куклами становится своеобразной школой социальных отношений. Активные дети всегда вызываются играть с куклой, с удовольствием надевают куклу на руку, говорят и действуют. Застенчивые дети нередко именно от лица куклы впервые решаются произнести слова со сцены, психологически прячась за нее.

В идеале кукольный театр нужен растущему человеку как возможность для бесконечных экспериментов, модуляций. Творческие способности закладываются в детские годы и развиваются на основе собственной активности, заинтересованности реальным миром.

Для какого же возраста подойдут эти игрушки? Начинать знакомить малыша с куклами-перчатками можно уже с 1-1,5 года. Для начала взрослый сам выступает в роли актера. Наденьте куклу на руку, и пусть сказочный персонаж поговорит с малышом. Ребенок пока будет зрителем, а сказочный персонаж вовлечет малыша по мере разворачивания сюжета в примитивные совместные действия. В три года ребенок уже может самостоятельно играть с куклой-перчаткой, выстраивая сюжетную смысловую цепочку из 3-4 действий и озвучивая эти действия. Ребенок с удовольствием подхватит игру, начатую взрослым. К 4 годам малыш научился хорошо говорить и может на равных с взрослым или сверстником организовывать театрализованные представления. Теперь для него становится чрезвычайно актуальной следующая ступень – построение и развитие диалогической речи. Ему важно обогатить опыт общения в различных ситуациях. И не лучшего помощника для ребенка в этом деле, чем тряпичная кукла-перчатка или, что еще эффективнее, набор кукол-перчаток – героев сказки, т.е. кукольный детский театр. К 5-6 годам ребенок уже умеет произносить фразы от лица персонажа кукольного спектакля, согласовывать движения кукольного персонажа с речевым сопровождением, произносит развернутые диалоги между героями произведения, исполняет произведение по ролям, находит адекватную характеру героя интонацию, темп, силу голоса, мимику, изменяет их в соответствии с развитием сюжета.

Игры с театральными куклами дают возможность ребенку проявить себя и в качестве автора, и в качестве актера, и в качестве зрителя. Театрализация помогает малышу обогатить социальный опыт. Ведь именно в театрализованных играх в наиболее сконцентрированном виде разворачивается механизм идентификации, лежащий в основе многих общечеловеческих способностей.

Если детство – особый период в жизни человека, который нужно прожить содержательно и радостно, то кукольный спектакль – одно из самых простых и действенных способов доставить радость, развить фантазию, речь и творчество ребенка.

Советы педагогам и родителям.

Приобретите своему ребенку куклу перчаточного типа или кукольный театр.

Рассмотрите с детьми игрушку и расскажите о ней.

Вызывайте интерес к игрушке с помощью различных игровых приемов:

загадывайте и отгадывайте загадки об игрушке;

включайте элементы драматизации с использованием театральной куклы в праздничное поздравление, музыкально озвучивайте действия с игрушкой.

Выступайте инициатором совместной детской игры и берите на себя функции ведущего. Включайте ребенка в совместную с вами театрально-игровую деятельность. Проиграйте с ребенком некоторые эпизоды из знакомой сказки. Затем придумайте вместе с ним несколько сказок или историй, произошедших с любимыми героями.

Привлекайте к театральной постановке и других детей. Пусть все назовут вслух свою роль, пояснят свои действия, озвучат персонаж.

Направляйте развитие продуктивного воображения ребенка. Помогайте ребенку не просто отрывочно фантазировать, а реализовать свои замыслы, создавать пусть небольшие и несложные, но свои произведения и проигрывать их с помощью кукол перчаточного типа.

Поощряйте все творческие проявления ребенка в театрально-игровой и художественно-речевой деятельности, постепенно прививая ему некоторую критичность по отношению к продуктам своего творчества. Помните, что необходимо гибкое сочетание известной критичности с дружелюбным вниманием к творчеству ребенка, с поощрением самых разных проявлений его фантазии.

Используйте театрально-игровую деятельность во время проведения детских праздников. Предложите детям придумать сказку и проиграть ее. Каждый из играющих говорит по несколько предложений, а участвующий в игре взрослый направляет развитие сюжета, помогает детям завершить задуманное.

Читайте также: