Многообразие типов познавательной деятельности философия кратко

Обновлено: 04.07.2024

Теория познания – учение о возможности познания человеком предметов, явлений действительности, их свойств, связей и отношений, об основных закономерностях познавательного процесса, об источниках, путях и методах познания, о формах, в которых осуществляется познавательный процесс. Иными словами, наши знания есть образы предметов, явлений внешнего мира; объективный мир, материя, природа – источник ощущений, сознания, мышления. Никакое познание невозможно без воздействия внешних предметов на сознание человека. Только в результате такого воздействия могут возникать в нашей голове образы этих предметов. Отсюда следует, что процесс познания протекает в форме диалектической взаимосвязи познающего субъекта и познаваемого объекта.

Всякая разумная практика должна быть пронизана теорией, а всякая разумная теория должна быть пронизана практикой. Теория – это символ практики, а практика – это символ теории, т.е. мы имеем дело с диалектикой теории и практики. 1. Символ – есть функция действительности. 2. Символ – есть смысл действительности, т.е. отражение, вскрывающее смысл отражаемости и проникновение в глубины отражаемого, недоступные внечувственному их воспроизведению. 3. Символ – есть интерпретация действительности. 4. Символ – есть обозначение действительности. 5. Символ – есть преобразование действительности. Теория символа есть только частное выражение общей теории познания, идущего от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике – таков диалектический путь познания истины, познания объективной реальности. Вечное приближение познания к бесконечному пределу, т.е. бесконечное приближение мышления к объекту. Абстрактное мышление должно рассматриваться как своеобразный символ живого созерцания той или иной действительности. Само абстрактное мышление должно быть символом человеческой практики, а практика может быть только символом переделывания нашей действительности. Только так можно понять методологическую роль философии в познании мира. А познание возможно лишь на базе соответствия мышления объективным закономерностям, ведь диалектическая логика есть учение не о внешних формах мышления, а о законах развития всех материальных, природных и духовных вещей, т.е. развития всего конкретного содержания мира и его познания.

Теория познания – учение о возможности познания человеком предметов, явлений действительности, их свойств, связей и отношений, об основных закономерностях познавательного процесса, об источниках, путях и методах познания, о формах, в которых осуществляется познавательный процесс. Иными словами, наши знания есть образы предметов, явлений внешнего мира; объективный мир, материя, природа – источник ощущений, сознания, мышления. Никакое познание невозможно без воздействия внешних предметов на сознание человека. Только в результате такого воздействия могут возникать в нашей голове образы этих предметов. Отсюда следует, что процесс познания протекает в форме диалектической взаимосвязи познающего субъекта и познаваемого объекта.

Всякая разумная практика должна быть пронизана теорией, а всякая разумная теория должна быть пронизана практикой. Теория – это символ практики, а практика – это символ теории, т.е. мы имеем дело с диалектикой теории и практики. 1. Символ – есть функция действительности. 2. Символ – есть смысл действительности, т.е. отражение, вскрывающее смысл отражаемости и проникновение в глубины отражаемого, недоступные внечувственному их воспроизведению. 3. Символ – есть интерпретация действительности. 4. Символ – есть обозначение действительности. 5. Символ – есть преобразование действительности. Теория символа есть только частное выражение общей теории познания, идущего от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике – таков диалектический путь познания истины, познания объективной реальности. Вечное приближение познания к бесконечному пределу, т.е. бесконечное приближение мышления к объекту. Абстрактное мышление должно рассматриваться как своеобразный символ живого созерцания той или иной действительности. Само абстрактное мышление должно быть символом человеческой практики, а практика может быть только символом переделывания нашей действительности. Только так можно понять методологическую роль философии в познании мира. А познание возможно лишь на базе соответствия мышления объективным закономерностям, ведь диалектическая логика есть учение не о внешних формах мышления, а о законах развития всех материальных, природных и духовных вещей, т.е. развития всего конкретного содержания мира и его познания.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Чувственное познание характеризуется: а) непосредственным характером отражения, возникающего в результате воздействия на органы чувств; б) индивидуальной множественностью и конкретностью, обусловленной зависимостью от внешних обстоятельств и от состояния организма; в) фиксацией внешних характе­ристик объекта в форме чувственных образов.

Основные элементы чувственного познания высту­пают ощущение(отражение отдельных свойств), восприятие(целостное отражение предметов и явлений) и представление(чувственный образ предмета).

Рациональное познание отличается: а) постижением сущнос­тных свойств и законов действительности в форме абстрактно-идеальных концептов; б) универсально-всеобщей природой идеального, заданного на уровне общественного сознания; в) опосредованностью языком и культурной традицией.

Элементами рационального познания являютсяпонятие(знание существенных свойств и особенностей предмета), суж­дение(о предмете что-то утверждается или отрицается) и умозаключение(новый вывод на основе имеющихся суждений).

Важную роль в познавательном процессе играет интуиция как способ мгновенного схватывания сути познаваемых явлений во время творческого озарения. Есть точка зрения, что любая интуитивная догадка представляет собой скрытое логическое движение мысли с временным разрывом цепи рациональных рассуждений.

Субъект и объект, чувственное и рациональное в структуре познания. Познание как творчество. Роль воображения и интуиции в познании.

Субъект познания — это носитель предметно-практической деятельности и познания, источник познавательной активности, направленной на предмет познания.

В качестве субъекта познания может выступать отдельный человек, различные социальные группы (общество в целом).

Объект познания- это то, что противостоит субъекту, на что направлена его практическая и познавательная деятельность.

Объект не тождественен объективной реальности, материи. Объектом познания могут быть материальные образования (химические элементы, физические тела, живые организмы), социальные явления (общество, взаимоотношение людей, их поведение и деятельность). Результаты познания (итоги эксперимента, научные теории, наука в целом) также могут стать объектом познания.

Рациональное познание взаимосвязано не только с чувственным познанием, но и с различными факторами. В структуре познавательного процесса большую роль играют воображение, фантазия, эмоции, воля и другие познавательные способности субъекта. Среди них особое место принадлежит интуиции. Под интуицией обычно понимают такую познавательную способность, которая позволяет непосредственно усматривать истину без предварительных логических рассуждений и доказательств. В структуре интуитивного акта выделяют ряд этапов: а) инкубационный период(накопление образов); б) неосознаваемая перестройка и систематизация накопленной информации; в) более полное и точное уяснение задачи, которую необходи­мо решить; г) неожиданное и непосредственное усмотрение искомого ре­шения в форме интеллектуального прозрения.

Существуют и другие внерациональные компоненты в струк­туре познавательного процесса. В частности, они обнаруживают себя в так называемом неявном знании. Как правило, оно сущес­твует в форме опыта личности, ее уме­ний, навыков, стереотипов мышления и поведения. Неявное знание существует в сфере сознания. Например, умение плавать или бегать предполагает наличие определенного знания о том, что и как нужно делать, чтобы эти навыки реально осуществлялись. Но это знание не находится в фокусе сознания и не выступает как осознанное и объективированное в вербальной форме.

Проблема истинности познания и критериев истинности. Концепции истины.

Что же такое истина? Истоки так называемой классической философской концепции истины восходят к эпохе античности. В главном она исходила из положения: что утверждается мыслью, действительно имеет место. Впоследствии под истиной стали подразумевать свойство самих идеальных объектов, безотносительных к человеческому познанию, и особый вид духовных ценностей. Истина - адекватное отражение объективной реальности познающим субъектом, в ходе которого познаваемый предмет воспроизводится так, как он существует вне и независимо от сознания.

Если человек воспринимает объективный мир чувственным образом и представления о нем формирует в процессе индивидуального познания и своей мыслительной деятельности, то естественен вопрос — каким образом он может удостовериться в соответствии его утверждений самому объективному миру? Таким образом, речь идет о критерии истины, выявление которого составляет одну из главнейших задач философии. И в данном вопросе среди философов согласие отсутствует. Идеалисты — сторонники рационализма — в качестве критерия истины полагали само мышление, поскольку оно обладает способностью ясно и отчетливо представить предмет.

Субъективные идеалисты — сторонники сенсуализма — усматривали критерий истины в непосредственной очевидности самих ощущений, в согласованности научных понятий с чувственными данными. Впоследствии был введен принцип верифицируемости, получивший свое название от понятия верификация высказывания (проверка его истинности). Сторонники ведущей роли активности человека в познании пытались преодолеть ограниченность логических методов в установлении критерия истины. Была обоснована прагматическая концепция истины, согласно которой сущность истины следует усматривать не в соответствии ее с реальностью, а в соответствии с так называемым “конечным критерием”. Его же предназначение — в установлении полезности истины для практических поступков и действий человека

Критерии истинности:

Сенсуалисты опираются на данные чувств и критерием истины считают чувственный опыт.

Рационалисты считают, что чувства способны вводить нас в заблуждение, и видят основы для проверки высказываний в разуме.

Дальнейшее развитие рационализм находит в концепции когерентности согласно которой критерием истины является согласованность рассуждений с общей системой знаний.

Сторонники прагматизма считают критерием истины эффективность знаний.

В марксизме критерием истины объявляется практика.

Для сторонников конвенционализма критерием истины является всеобщее согласие по поводу утверждений.

Существуют различные формы познания: обыденно-практическое, мифологическое, религиозное, художественное, научное. Каждое из них имеет свою специфику. Чувственное познание характеризуется: а) непосредственным характером отражения, возникающего в результате воздействия внешних предметов на наши органы чувств; б) индивидуальной множественностью и конкретностью, обусловленной зависимостью, как от внешних обстоятельств, так и от состояния организма; в) фиксацией внешних, поверхностных (феноменальных) характеристик объекта в форме чувственных образов.

В качестве основных элементов чувственного познания выступают ощущение, восприятие и представление.

Ощущение – отражение отдельных свойств внешних предметов или внутренних состояний посредством органов чувств (ощущения цвета, звука, запаха, вкуса, голода, боли и т. п.).– Восприятие – целостное отражение предметов или явлений, возникающее при их непосредственном контакте с нашими органами чувств. Восприятие основано на способности человека одновременно к обобщению (синтезу) отдельных свойств и выделению полученного образа из окружающей среды.

Представление – воспроизводство в сознании человека чувственных образов предметов без непосредственного контакта с ними. Представление может строиться на основе памяти или воображения.

Рациональное познание отличается: а) постижением сущностных (ноуменальных) свойств и законов действительности, отраженных в сознании в форме абстрактно-идеальных концептов; б) универсально-всеобщей природой идеального, заданного на уровне не индивидуального, а общественного сознания;
в) опосредованностью языком и культурной традицией.

Элементами рационального познания являются понятие, суждение и умозаключение.

Понятие – форма мышления, в которой фиксируются общие существенные свойства определенного класса явлений. В них отражены характеристики объектов, которые не даны в непосредственном чувственном опыте, но позволяют группировать мир явлений в относительно самостоятельные виды и подвиды. В качестве логических процедур образования понятий выступают сравнение, абстрагирование, обобщение, идеализация, определение. Будучи связаны в систему, понятия определяют кате­гориальный строй нашего мышления, сквозь призму которого мы познаем действительность.

Эмпиризм полагает, что главным поставщиком объективной информации является чувственный опыт. Что касается рационального познания, то оно объявляется основным источником ошибок и заблуждений. Рационалисты, напротив, во всех гносеологических грехах обвиняют чувственное познание. По их мнению, лишь свободный разум, освободившийся от оков чувственности, способен раскрыть великие тайны бытия. Интуитивисты выступают как против эмпиризма, так и против рационализма. Только интуитивный скачок дает возможность прикоснуться к вечному и бесконечному.

Истина обычно скрывается не в крайних, полярных точках зрения, а где-то посередине. Взгляды эмпиризма, рационализма и интуитивизма можно свести к однойсинтетической концепции. Процесс познания есть системное образование, в котором все уровни, а также их элементы, представляют собой взаимосвязанное органическое целое. Без чувственного контакта с окружающим миром мы о нем ничего бы не узнали. Но реальное чувственное познание всегда избирательно, оно озарено светом разума, контролируется и направляется им.

С учетом имеющихся в философии направлений, принимая во внимание своеобразие индивидуальных высказываний, выражающих субъективное мнение того или иного ученого, истину можно определить как адекватное отражение объективной реальности познающим субъектом, в ходе которого познаваемый предмет воспроизводится так, как он существует вне и независимо от сознания. Следовательно, истина входит в объективное содержание человеческого знания. Но коль скоро мы убедились, что процесс познания не прерывается, то возникает вопрос и о характере истины.

Учеными предложены различные критерии того, как отличить истинное от ложного:

Сенсуалисты опираются на данные чувств и критерием истины считают чувственный опыт. По их мнению, реальность существования чего-либо проверяется только чувствами, а не абстрактными теориями.

Рационалисты считают, что чувства способны вводить нас в заблуждение, и видят основы для проверки высказываний в разуме. Для них основным критерием истины выступают ясность и отчетливость. Идеальной моделью истинного знания считается математика, где каждый вывод требует четких доказательств.

В марксизме критерием истины объявляется практика (от греч. praktikos — деятельный, активный), взятая в самом широком смысле как всякая развивающаяся общественная деятельность человека по преобразованию себя и мира (от житейского опыта до языка, науки и т.д.). Истинным признается только проверенное практикой и опытом многих поколений утверждение.

Для сторонников конвенционализма (от лат. convcntio — соглашение) критерием истины является всеобщее согласие по поводу утверждений. Например, научной истиной считается то, с чем согласно подавляющее большинство ученых.

Познание в философии – это, в первую очередь, приобретенные знания человека о мире вокруг, о законах окружающего его мира. Кроме этого, познание в философии – это житейские знания, знания человека о самом себе.

Теория познания

Познание в философии

Познание в философии – это полученные человеком знаний об окружающем мире и самом себе. Тему изучали философы древней Греции и Рима, однако сам термин был введен лишь в 1854 г. шотландским профессором Дж. Феррером.

Субъект и объект познания

Элементами процесса постижения являются субъект и объект. Субъект — это тот, кто осуществляет процесс познания на практике. Объект – это то, на что направлено познавательная деятельность субъекта.

Например, человек, как индивид, является субъектом, а его внутреннее самосознание, которое он познает всю жизнь, является объектом.

Основные виды познания

Теоретическая структура познания, как предмета философии, состоит из видов постижения, добытых практическим путем, которые по определенным критериям были выделены в конкретные группы.

Формы познания

Основные виды познания:

Житейское - основано на наблюдении и кругозоре человека. Согласовано с жизненным опытом. Основу вида составляют здравый смысл. Житейский вид разный у каждого поколения, потому что на него влияет научный прогресс, развитие культуры.

Рациональное - строится на трех формах: понятие, суждение и в конце происходит умозаключение.

Интуитивное - структуру интуитивного познания составляет.

Интуиция при первом контакте с предметом - мгновенное чувство.

Интуиция, основанная на интеллектуальном аспекте.

Интуиция, полученная зрительным способом.

Древняя Греция и Древний Рим

Платон

Познание по Платону

Согласно Платону, все, что доступно для процесса постижения, можно разделить на две формы:

Чувственное восприятие, которое помогает на первом этапе познавать предметы, хоть и не всегда достоверно.

Познание с помощью ума – способ, помогающий узреть истину.

Эпикурейцы

Познание по Эпикуру

Филон Александрийский

Филон Александрийский считал, что конечным фактом нашего знания является то, что мы ничего не знаем. Согласно ему человек никогда не узнает настоящую истину.

Философия Филона Александрийского

Объект, который он подразумевает как истину, на самом деле лишь ее проблеск среди хаоса вероятностей.

Плотин

Плотин, как и Платон, считает, что познать истину можно двумя способами:

с помощью чувств;

при помощи умственных способностей.

Философия Плотина

Однако согласно Плотину, чувство нельзя считать первоначальным постижением, а все варианты умственного познания не могут привести к чему-то единому.

Каждый предмет – это Единое, и имеет Душу. Если постижения Души и Единого совпадают, то в конечном результате и происходит истинное постижение объекта.

Типы познания - их особенности и признаки

Типы классифицируют исходя из того, каким способом осуществляется истинное, по мнению каждого типа, постижение. Каждый из типов имеет свой набор черт, который отличает его от другой классификации.

Типы познания

Мифологическое

Мифологическое познание было одно из первых, еще при первобытном строе. Осуществлялось чувственным и зрительным путем.

Мифологическое познание

Для постижения характерны явления, при которых необъяснимые и сложные понятия представлялись в виде богов.

Религиозное

Согласно ему, объяснение истины мира делается на основе веры в сверхъестественные силы. Объект религиозного познания – это Бог.

Религиозное познание

Целью является не нахождение истинного лица и сущности Бога, а спасение души человека.

Научное

Постижение окружающего мира научным способом.

Научное познание

Сущность научного познания выражается в:

разделении действительности и ее понимании в прошлом, настоящем, будущем;

точном обобщении всех фактов;

том, что нет ничего случайного, все имеет значение.

Философское

Основной чертой является стремление найти смысл бытия и определить, какое место человек занимает в нем.

Философское познание

Предметом познания является весь мир вместе с человеком в этом мире. Субъекту важно, помимо постижения мира и места человека в нем, найти и создать их идеал.

Чувственное

Чувственное познание

Осуществляется с помощью чувств и выражается в трех основных формах:

ощущения (слуховые, вкусовые, зрительные и остальные ощущения);

восприятие (создается обобщенный образ объекта из ощущений);

представление (в воображении появляется образ на основе созданного из ощущений и воспринятого образа).

Моторное

Наиболее современный тип познания. Возник на основе наук: психологии, нейробиологии и нейрофизиологии. Постижение мира, согласно данному типу, происходит во время действия.

Моторное познание

Моторная система приравнивается к умственной обработке информации, полученной при познании объекта. Главная единица моторного типа - действие.

Заключение

Как и в древнем мире, современные философы и ученые пытаются найти и познать настоящую истину. Возможно ли человеку вообще ее познать?

На самом деле сущность изучения теоретической части познания в философии претерпела небольшие изменения, как и практическая часть.

Человечество продвинулось в научном плане, но эти функции не очень помогают постижению. Познание доступно только самому человеку.


Читайте также: