Кто входит в группу хассп в школе

Обновлено: 05.07.2024

Наш специалист по ХАССП расскажет об особенностях введения системы в детские сады и школы.

Чистота и гигиена на производстве. Общие моменты для детских садов и школ

Кроме них на основе СанПиНа существует программа предварительных условий (ППУ). Это обязательные пункты, которые выполняются в каждом общепите еще до внедрения ХАССП.

  • Обслуживание зданий и помещений
  • Личная гигиена персонала
  • Уборка, мойка, дезинфекция помещений, оборудования и инвентаря
  • Техобслуживание и ремонт оборудования. Требования к контрольно-измерительным приборам
  • Контроль и испытания сырья, материалов и готовой продукции
  • Предотвращение перекрестных загрязнений
  • Предупреждения посторонних попаданий в продукцию
  • Отходы
  • Порядок проведения дератизации и дезинсекции

Причем чем младше возрастная группа, тем строже санитарные требования. Особое внимание всегда уделяют процессу подготовки сырья и приготовления блюд.

Свежие овощи для салата

В детсадах салаты заправляют только маслом.

СанПиН для детского сада

Законодательно воспитанникам детсадов обязаны обеспечивать щадящее питание. Пищу только варить, тушить, пассеровать, припускать, готовить на пару или в пароконвектомате. И ни в коем случае не жарить.

Если в блюдах используется сливочное масло, то его заранее растапливают доведя до кипения.

После приготовления незаправленный салат хранят не более получаса при температуре 4 +/- 2 °C. В качестве заправки, которая выполняется перед самой подачей, используют исключительно растительное масло. Запрещены сметана и майонез и предварительн ая заготовка овощей.

СанПиН для образовательных учреждений

Имеет свои особенности и организация питания школьников.

Салаты без заправки хранят уже три часа при аналогичной температуре.

Уксусную кислоту во всех блюдах заменяют на лимонную.

Сохраняется щадящее питание и вид тепловых обработок. Допускается жарка исключительно на сковороде и в жарочном шкафу.

Возможные сложности при внедрении ХАССП в детском саду и школе

Важно корректно строить блок-схемы технологического процесса с учетом требований по щадящему типу питания, согласно утвержденным ТТК. Иногда садик или школа решает работать не по специализированному сборнику рецептур, а по общему сборнику рецептур общественного питания. При составлении ТТК на основе последнего сборника учитывают особенности применения щадящих тепловых обработок, последовательности технологических операций, отказ в организации питания от запрещенного в детском и школьном питании сырья и специй.

Система ХАССП подразумевает подтверждение на соответствие действительности всех блок-схем всех технологических процессов на кухне. Для того, чтобы при проверке контролирующих органов не получить предписаний в связи с несоответствием предоставляемой информации с реальным положением дел на кухне, рекомендуем четко следовать принципам готовки, обозначенным в СанПиН.

Большое внимание следует уделить показателям безопасности пищевой продукции согласно техрегламенту. Разрабатывая спецификации на сырье и готовую продукцию для предприятий общепита, мы указываем общие показатели безопасности (микробиологические и химические) согласно приложению 2 и 3 этого документа. В случае если это не специализированное учреждение или особая категория питающихся.

В нем удобно представлены виды сырья по подгруппам, а также перечень различных готовых блюд и кулинарных изделий с соответствующими показателями для различных групп населения.

Общий смысл этих таблиц в том, что для детского питания, кроме щадящих принципов приготовления, существуют свои нормативы безопасности относительно сырья и готовых блюд. Они, как правило, ниже аналогичных показателей для общественного питания и должны учитываться при лабораторных испытаниях и анализе.

Питание в детском саду

Безопасное питание в детских садах.

Делаем выводы

ХАССП в детских садах и образовательных учреждениях действительно полезен и необходим. Это не просто мера для прохождения проверок контролирующих органов, а важный инструмент для контроля безопасности питания детей вне дома. В отличие от взрослых, у них нет выбора, где питаться и как питаться, поэтому, администрация данных учреждений обязана на законодательном уровне разработать, внедрить и постоянно поддерживать принципы системы ХАССП, соблюдение СанПиН.

Критические контрольные точки (ККТ) в данных отраслях будут схожи с ККТ в общественном питании. Однако контролировать их нужно наиболее тщательно в силу особенностей детского организма. Обязательно осуществлять бракеражный контроль готовых блюд, соблюдать сроки и условия хранения полуфабрикатов и готовой продукции, вести систему документооборота и прослеживаемости.

Цель безопасности питания – сбалансированное получение с пищей всех необходимых витаминов, минералов и полезных веществ в суточной норме для нормального функционирования организма, развития и роста.

Приказом директора назначаются только компетентные специалисты, которые проработали ни один год в свой области и накопили достаточно опыта. В нее могут входить:

  • Руководители подразделений или отделов
  • Технические специалисты
  • Санитарный врачи
  • Технологи
  • Шеф-повара

Состав зависит от специфики предприятия. Самое важное, чтобы они были наделены правом принимать решения и им подчинялись остальные сотрудники.

В обязанность секретаря входят вопросы по организации совещаний группы, письменная регистрация всех членов заседания, создание и ведение протоколов.

Основные задачи группы ХАССП

Основная задача — это обеспечить на предприятии безопасный выпуск пищевой продукции или свести этот риск к минимальным значениям. Для этого нужно выполнить по этапам следующие действия:

HACCP (ХАССП) - это система, предназначенная для выявления, анализа, контроля и управления рисками при изготовлении пищевой продукции. ХАССП, как система менеджмента, представляет собой комплекс задокументированных мероприятий, обеспечивающих безопасность пищевой продукции на всем пути к потребителю: от производства до реализации.

Если упростить, то простыми словами, программа ХАССП в школе - это правила для персонала, задокументированные в форме регламентов и инструкций, которые необходимо соблюдать и вести записи в соответствующих журналах. Работа сотрудников по разработанным процедурам позволяет обеспечить безопасность готовой продукции для потребителей.

HACCP — расшифровка аббревиатуры с английского — Hazard Analysis and Critical Control Points. Что означает в переводе на русский — анализ рисков и критические контрольные точки. Кто впервые сталкивается с данным определением, часто могут путать и некорректно указывать обозначение, писать HASSP, HACP, HASP, ХААСП, ХАСП, ХАСПП и прочее. Правильное наименование HACCP латинскими, или ХАССП на русском языке.

ХАССП — это система, объединяющая под собой:

  • документы, разработанные индивидуально для школы: приказы, журналы, инструкции, формы, бланки и пр.,
  • подготовку помещений и приведение их в соответствии с требованиям государственных стандартов и санитарных норм
  • выполнение работниками пищеблока инструкций, процедур и прочих действий, утвержденных и закрепленных в документации ХАССП
  • анализ рисков и выявление критических контрольных точек на каждом этапе процесса приготовления блюд

Систему ХАССП можно отнести к системе менеджмента безопасности пищевой продукции (СМБПП) начального уровня. HACCP не является всеобъемлющей, не учитывает большое количество биологических, химических, физических угроз при производстве пищевой продукции, в отличии от СМБПП на основе стандарта ГОСТ Р ИСО 22000, ISO 22000, FSSC 22000 или BRC.

Внедрение ХАССП в школе помогает:


Снизить риски изготовления небезопасной продукции на всех этапах приготовления блюд


Повысить качество и безопасность готовой продукции


Минимизировать количество ошибок и несоответствий, путем их своевременного предупреждения


Распределить ответственность среди руководителей и персонала


Повысить качество управления в пищевом блоке школы


Получить уверенность при прохождении проверок контролирующих органов (РОСПОТРЕБНАДЗОРА)


Привести в соответствие нормативную документацию в школе к требованиям законодательства

Или оставьте заявку, специалист свяжется с вами в течение 15 минут

Структура HACCP в школе

Система ХАССП разрабатывается индивидуально для каждой школы. В зависимости от количества цехов, производственных процессов или групп блюд. Объем необходимой документации для разных учебных учреждений будет отличаться. Однако перечень документов будет примерно похожим:

  • Руководство по ХАССП
  • Политика в области безопасности пищевой продукции
  • Приказ о создании группы ХАССП
  • Описание продукции
  • Информация о производстве
  • Анализ опасностей
  • Анализ рисков и Критические контрольные точки (ККТ)
  • План ХАССП
  • Рабочие листы ХАССП
  • Внутренние проверки
  • Документация системы ХАССП
  • Управление несоответствиями
  • Верификация

Структурная схема ХАССП


Основные этапы по разработке ХАССП в школе

Формирование рабочей группы ХАССП

Определение области распространения системы ХАССП

Разработка политики в области пищевой безопасности

Описание сырья и готовой продукции

Разработка блок-схем производственных процессов

Анализ рисков и установление критических контрольных точек

Определение значений для ККТ

Разработка системы мониторинга

Определение корректирующих действий

Составление плана ХАССП

Обучение персонала

Сертификация СМБПП

Принципы ХАССП в школе

7 принципов ХАССП - это основа, на которой базируется ХАССП, как система менеджмента пищевой безопасности. По своей сути, принципы, представляют собой задачи, последовательное решение которых, позволяет разработать и внедрить обязательные процедуры для работников пищеблока школы. Все процедуры необходимо задокументировать и оформить в виде регламентов, журналов и инструкций для персонала.

Анализ рисков

Анализ рисков - это фундамент любой системы ХАССП. Именно от правильно проведенного анализа всех возможных опасностей в самом начале работы зависит эффективность разработанных в дальнейшем мер по управлению безопасностью на пищеблоке в школе.
В ходе этапа анализа рисков проводится идентификация опасностей, оценка рисков, которые они в себе несут и разработка мер по их контролю.
Анализ рисков позволяет выявить риски для готовых блюд на всех этапах его приготовления: от приемки сырья до транспортировки.
В системе HACCP выделяются 3 вида рисков: микробиологические, физические, химические, и отдельно аллергены

Критические контрольные точки в школе (ККТ)

Критические контрольные точки - представляют собой факторы на производстве, которые несут в себе недопустимые риски для безопасности конечного продукта. Ими могут быть этапы и стадии производственного процесса, а также процедуры осуществляемые во время него.
Иными словами, ККТ - это такие факторы, которые признаны группой ХАССП критически опасными для конечного продукта и требуют установки контроля над ними. Подробная информация о ККТ доступна на странице критические контрольные точки ХАССП
Для выявления критических контрольных точек при разработке ХАССП используется такой инструмент, как дерево принятия решений (ДПР). ДПР - это список вопросов, ответы на которые позволяют ранжировать опасные факторы по степени их влияния на безопасность конечного продукта. Самые опасные из них относят к ККТ, опасные - к ОППУ и наименее опасные - к ППУ. Такой подход позволяет максимально тонко настроить управление опасными факторами.

Критические пределы для ККТ

Критические пределы для ККТ - это критерии, которые позволяют отличить приемлемое значение ККТ от неприемлемого. С помощью них мы определяются допустимые и недопустимые значения определенных показателей.
Наглядным примером критического предела для ККТ может служить температура приготовления определенного блюда, которая должна находиться в диапазоне от 80 до 85 градусов. Соответственно, значения в 79 (и менее) и 86 (и более) выходят за рамки допустимых значений. Помимо температуры, основными измеряемыми показателями являются: влажность в помещении; время, затрачиваемое на определенные процессы; концентрация определенных веществ, кислотность среды.

Мониторинг и контроль ККТ

После определения критических контрольных точек и установления предельно допустимых значений для них, необходимо разработать систему мониторинга для каждой из ККТ.
Мониторинг ККТ в школе и контроль за соблюдением критических пределов для них являются важной составляющей системы ХАССП. Они необходимы для того, чтобы свести к минимуму влияние опасных для безопасности готовой продукции факторов на всех этапах производства.
Процедуры мониторинга разрабатываются для каждой ККТ отдельно и отражаются в документации ХАССП. Они проводятся так часто, насколько это необходимо для обеспечения отсутствия недопустимого риска.
Мониторинг позволяет контролировать каждую отдельно взятую ККТ, своевременно обнаруживать несоответствия и предпринимать корректирующие действия.

Корректирующие действия

Корректирующие действия - это меры, которые предпринимаются для устранения причин выявленных в процессе мониторинга ККТ несоответствий и других нежелательных ситуаций. Иначе говоря, это действия, направленные на устранение рисков для безопасности конечного продукта или снижение их до допустимого уровня.
Корректирующие действия разрабатываются для каждой ККТ в отдельности, составляются заранее и документируются путем внесения в рабочий лист ХАССП.
При разработке корректирующих действий необходимо установить ответственных за их реализацию сотрудников, распределить их зоны ответственности и определить полномочия. Необходимо провести соответствующее обучение этих сотрудников для того, чтобы в случае возникновения несоответствий они могли адекватно отреагировать на сложившуюся ситуацию и предпринять надлежащие действия.
Примеры корректирующих действий: наладка оборудования, повторная обработка, отбраковка, утилизация или переработка продукции.

Верификация (проверка) системы ХАССП

Верификация - это систематическая проверка (аудит) всех элементов системы менеджмента пищевой безопасности на предмет их актуальности, практической реализации, актуальности, эффективности и документированности. В процессе верификации проверяются ККТ, критические пределы для ККТ, процедуры мониторинга и контроля и другие элементы СМБПП. Методы, применяемые для верификации, не должны совпадать с методами мониторинга и контроля.
В широком смысле, верификация - это перепроверка правильности функционирования системы менеджмента пищевой безопасности.
Программа верификации разрабатывается группой ХАССП и актуализируется если изменяются условия функционирования системы ХАССП, происходят изменения в производственном процессе, а также по результатам предыдущих аудитов.
Верификационные аудиты проводятся регулярно, не реже 1-го раза в год, по их результатам составляется отчет, который утверждается руководителем предприятия или руководителем группы ХАССП.

Документация ХАССП

Документация - ключевой фактор, который обеспечивает стабильное функционирование системы менеджмента пищевой безопасности. В документации ХАССП должны быть отражены все процедуры, утвержденные рабочей группой при разработке ХАССП.
Очень важно при внедрении ХАССП разработать эффективную процедуру управления документацией. В ней необходимо прописать порядок утверждения, публикации и передачи документации другим лицам, в том числе новым сотрудникам. Также в процедуре управления документацией необходимо отразить периодичность актуализации документации и установить ответственных за это обновление сведений лиц. Для того, чтобы упростить идентификацию документации нужно определить, каким образом будет регистрироваться и кодироваться информация.
Вся разработанная утвержденная документация регламентируется и вносится в Перечень документации ХАССП.

Организация питания в детских образовательных организациях согласно Техническому регламенту Таможенного союза ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции" должна соответствовать системе оценки качества, основанной на принципах ХАССП.

ХАССП – систематический подход к идентификации, оценке и контролю опасностей безопасности пищевых продуктов.

Для организации ХАССП в программу добавлены два дополнительных справочника: "Помещения", "Оборудование", которые необходимы для формирования перечень технологического оборудования.

Справочник "Помещения"

В справочнике "Помещения" указываются наименования помещений.

Чтобы открыть справочник, в меню "ХАССП" выберите пункт "Справочники", затем "Помещения".

image alt center

Чтобы добавить или изменить строку в справочнике, на панели инструментов нажмите соответствующие кнопки: или .

Откроется следующее окно:

image alt center

Укажите наименование помещения, затем нажмите , чтобы сохранить сведения.

Справочник "Оборудование"

В справочнике "Оборудование" указываются наименования и марка оборудования.

Чтобы открыть справочник, в меню "ХАССП" выберите пункт "Справочники", затем "Оборудование".

image alt center

Чтобы добавить или изменить строку в справочнике, на панели инструментов нажмите соответствующие кнопки: или .

Откроется следующее окно:

image alt center

Укажите наименование оборудования и марку, затем нажмите , чтобы сохранить сведения.

Журналы ХАССП

В программе формируются журналы по организации ХАССП:

Работа с журналами описана в разделе "Формирование отчетов".

Формирование документов по организации ХАССП

Вы можете распечатать следующие документы по организации системы оценки качества, основанной на принципах ХАССП:

  • "Политика организации" (Политика в области качества и безопасности выпускаемой продукции);
  • "План ХАССП";
  • "Приказ о создании рабочей группы";
  • "План работы рабочей группы" (План рабочей группы Системы Собственного Контроля, на основе принципов ХАССП);
  • "Блок-схема производства";

"Перечень технологического оборудования";

Для формирования документа необходимо заполнить справочники "Помещение" и "Оборудование".

"Таблица анализа риска";

Чтобы сформировать любой из этих документов, в меню "ХАССП" выберите пункт "Документы по организации ХАССП". В открывшемся окне выберите нужный документ для вывода его на печать:

image alt center

Чтобы распечатать все документы по ХАССП, нажмите кнопку "Все документы по ХАССП".

Читайте также: