С какой целью в подготовительной к школе группе можно давать детям погремушку

Обновлено: 08.07.2024

Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие.

Цель: обобщение и систематизация знаний детей о предметном мире игрушек.

Коррекционно-образовательные: обогащение знаний об игрушках и материалах, из которых они изготовлены, путем тактильного обследования предметов, расширении и активизация словаря по теме, упражнение в умении определять позицию звука в слове, в умении описывать игрушки по мнемотаблице и образовывать сложные двухосновные прилагательные, формирование умения устанавливать причинно-следственные связи.

Коррекционно-развивающие: развитие речевого дыхания, зрительной моторики, слухового восприятия, стереогноза, мышления, мелкой и общей моторики.

Воспитательные: формирование в детском коллективе дружеской и эмоционально благополучной атмосферы, воспитание бережного отношения к игрушкам.

Технологии: игровые, здоровье сберегающие, ИКТ, исследовательской деятельности, интегрированного обучения.

- Поздороваться нам нужно.

- Улыбнись скорей в ответ.

- Здравствуй друг, здравствуй друг!

- Здравствуй, весь наш дружный круг.

- У вас хорошее настроение? Если хорошее, нужно поднять руки вверх, если грустное – то ладошки сложить вместе. По моему счету 1, 2. 3 – настроение покажи!

- Молодцы! Я очень рада, что у вас хорошее настроение. Тогда будем заниматься!

- Зимушка-зима заколдовала картинки у вас на столах. Давайте подуем на них теплым воздухом и разморозим их! (Дети выполняют дыхательные упражнения и угадывают изображенные игрушки на картинках.)

- Вы уже догадались, что мы с вами будем сегодня говорить об игрушках!

- Я сейчас прохлопаю названия ваших игрушек, а вы угадаете, чье слово я отхлопала. (Дети называют игрушки, сами тоже отхлопывают название игрушки, определяют количество слогов в слове.)

- У кого название игрушки начинается на гласный звук? На согласный?

- А кто из вас сможет написать название своей игрушки на доске? (Дети по очереди пишут слова.)

- Ребята, а что такое игрушки? (Ответы детей.)

- Правильно, это предметы, предназначенные для игры.

- А какие бывают игрушки? (Для девочек, мальчиков, мягкие игрушки, игрушки –головоломки, спортивные игрушки, музыкальные, игрушки-конструкторы, народные.)

- Дети, какая игрушка находится правее уточки? левее ксилофона? над танком? под куклой? (Ответы детей.)

- Дети, зимушка-зима не только заколдовала наши картинки, но и засыпала снежком наши игрушки (перед детьми выставляется контейнер с манной крупой, в котором находятся игрушки: деревянная пирамидка, резиновая уточка, железная машинка, пластмассовый кубик, резиновый попрыгун).

- Давайте попробуем догадаться, какие игрушки остались под снегом? Для этого каждый из вас будет искать игрушку в контейнере на ощупь и загадывать про нее по этой таблице. (Дети описывают игрушки по форме, размеру, цвету, материалу, частям, действиям с ними.)

- А теперь давайте нарисуем фигуры, на которые похожи игрушки, те что, мы нашли, только не одной рукой, а двумя одновременно (дети рисуют двумя руками круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник).

- А теперь возьмите карандаш в правую руку и будем рисовать эти же фигуры в воздухе и следить за кончиком карандаша глазами, при этом не шевеля головой.

(Для детей подобраны мячи разного размера.)

- Друг веселый, мячик мой.

- Всюду, всюду он со мной!

- Хорошо с мячом играть

- Мы сейчас с мячом играем.

- Вверх бросаем, вниз бросаем,

- Мяч от пола отбиваем,

- Вправо-влево мяч катаем.

- И в корзину опускаем!

- А скажите, каких мячей в корзину войдет меньше? Больших или маленьких? Почему? (Ответы детей.)

- А хотите еще поиграть с мячом? Я буду кидать вам мяч и называть игрушку двумя словами, а вы, возвращая мне его обратно, называть ее одним длинным словом.

- Кукла с длинными волосами (длинноволосая кукла)

- Лошадка с белой гривой (белогривая лошадка)

- Клоун с рыжими волосами (рыжеволосый клоун) и т.д.

- Молодцы! Хорошо размялись, а теперь присаживайтесь на свои места.

- Молодцы, справились и с этим заданием!

- А из каких материалов выполнены эти игрушки?

- Верно, машинка – металлическая, уточка – резиновая. кубик – пластмассовый, пирамидка – деревянная, шарик - резиновый.

- Давайте попробуем опустить эти игрушки в воду и понаблюдаем, как ведут себя в воде эти материалы (дети наблюдают за тем, как тонет машинка и мячик, всплывают пирамидка, уточка и кубик и делают выводы)

- Почему утонула машинка? (Потому, что она тяжелее воды.) Почему плавает кубик? и т.д. (Дети делают выводы, о том что более плотные материалы тонут, а менее плотные – всплывают.)

- Дети, шарик и уточка выполнены из одного материала – резины, но почему они ведут себя в воде по-разному? Шарик тонет, а уточка – плавает (ответы детей).

- Правильно, уточка плавает потому, что она полая внутри и в этой полости находится воздух, а воздух легче воды. А шарик выполнен из очень плотной и твердой резины, поэтому он как камень погружается на дно.

- Скажите, а со всеми игрушками можно ли играть в воде? (ответы детей)

- Да, действительно с железными и деревянными игрушками нежелательно играть в воде, железо ржавеет, а дерево – разбухает, и теряет свою форму и цвет. А пластмассовые и резиновые игрушки не боятся воды.

- Ребята, нужно бережно относится к своим игрушкам, чтобы они долго радовали вас.

- Дети, о чем мы сегодня говорили? А из каких материалов делают игрушки? А какие они бывают по форме? С какими игрушками любят играть мальчики? Девочки? А какие у вас любимые игрушки? Что вам больше всего понравилось делать на занятии? Давайте попрощаемся с гостями и будем отдыхать! До свидания!

Игрушки в жизни ребенка — это не развлечение, а средство познания жизни, они необходимы ему для правильного умственного и физического развития.

ВложениеРазмер
rol_pogremushki_v_zhizni_rebenka.docx 17.28 КБ
игровые упражнения с погремушками 13.32 КБ

Предварительный просмотр:

Если говорить об истории погремушки, то её можно, наверно, считать прародительницей игрушек. В Древней Руси первыми игрушками младенца и стали погремушки. Но стоит отметить, что возникли они изначально не в качестве забавы. Они служили своеобразным оберегом малышу, своим шумом они как бы призывали защитные силы. Делали их из природных материалов: дерева, глины, бересты, кожи животных и т.д. И были они невзрачные на вид. Существовало множество названий таких игрушек. Например, шаркунки, шуршунки, грематушки, побрякушки. Когда ребенок подрастал, то на смену погремушкам приходили другие игрушки из ниток, дерева, ткани и др.

В настоящее время выбор погремушек велик. Они сделаны из различного материала, имеют разнообразные формы и расцветки. Некоторые погремушки делают с отверстием, чтобы звук был громче.

Современная игрушка- погремушка- целая развивающая лаборатория, она отображает наше время.

Игрушки в жизни ребенка — это не развлечение, а средство познания жизни, они необходимы ему для правильного умственного и физического развития.

Погремушка – первая и очень важная игрушка в жизни ребенка. С ее помощью кроха начинает познавать окружающий мир. Такие игрушки оказывают огромное влияние на гармоничное развитие ребенка : эмоциональное, физическое, умственное, совершенствуют и развивают мелкую моторику, побуждают к самостоятельным действиям.

Самой традиционной и нужной игрушкой для малыша была и остается погремушка. Но не все папы и мамы понимают, что погремушка - это не только лишь средство успокоения или развлечения ребенка, это реальная развивающая игрушка. У ребенка возникает и ярко выражается направленность на результат собственных действий. Малыш замечает и начинает реагировать нате действия, которые он сам производит.

Погремушки в развитии ребенка занимает не последнее место. Их грохот или гул, мелькание сверкающих листочков или перекатывание шариков усиливают итог движений малыша, делают обычное движение - взмах руки красивым, видимым и слышимым.

Ребенок замечает результат движений погремушки и стремится снова воспроизвести его. Подобное размахивание и извлечение звуков очень полезно, так как позволяет малышу ощутить свою самостоятельность и свои способности. Он обучается управлять своими руками, телом, движениями. Соответственно, чем красивее, звучнее и ярче погремушка, тем эффект лучше. Как бы ни удивительно это не звучало, но малыш уже изучает, что конкретно представляет из себя та погремушка, которую он держит в руках: какого она цвета, геометрической формы либо же какое животное на ней изображено.

Главное, чтоб движения крохи давали видимый и слышимый итог. Конечно, следует помнить, что вид или шум при этом не должен пугать ребенка. Также, важно чтобы игрушка была легкой и комфортной для удержания и схватывания в маленьких ручках крохи.

Конечно, итог собственных действий дают ощутить ребенку не только лишь погремушки. Любые, действия - сжатие, толкание, удаление или приближение предметов, вызывают определенный результат для малыша.

Он учится координировать свои движения. Погремушка стимулирует слух, заставляя ребенка прислушиваться к звукам. Малыш, рассматривая погремушку, развивает зрение, тренирует мышцы глаз, учится различать цвета. Игра с погремушкой стимулирует развитие тактильных ощущений. Малыш ощупывает игрушку, прижимает к щечке, сует в рот. Различные наполнители в игрушках массируют маленькие мальчики, что оказывает благотворное влияние на общее развитие ребенка

Все эти действия являются наилучшими условиями для умственного и физического развития малыша.

Мы используем погремушки в период адаптации детей в детском саду: ставим перед малышом коробку с погремушками. Он перебирает их, рассматривает, играет и отвлекается от своих детских переживаний.

Устройство погремушки очень простое. При желании такую игрушку можно смастерить самостоятельно. Нужно взять любой полый предмет, в него поместить мелкие детальки, которые при встряхивании звенят.

Большое значение для развития и социализации ребенка имеют предметы. Они окружают его с момента рождения и сопровождают всю жизнь.

В предмете материализован опыт человечества, накопленный на протяжении многих веков.

На примере любого предмета (назначение, способы действия и др.) попробуйте доказать, что в нем заложен опыт человечества.

Еще до того, как ребенок начинает действовать с предметами, они уже входят в его жизнь, обеспечивают ему выживание, помогают адаптироваться в новой социальной среде, в которую малыш попадает с момента рождения.

Эта важная функция жизнеобеспечения реализуется и в дальнейшем постоянно. Взрослые заворачивают ребенка в пеленку, кормят через соску, надевают одежду, дают в руку ложку и т. д. Так предметы помогают сохранять тепло, питаться, двигаться, т. е. составляют то окружение, которое обеспечивает человеку как биологическому существу жизнь.

Предметы могут оказаться и опасными для жизни маленького ребенка (нож, игла, щипцы и др.), но объективно они не теряют своей функции жизнеобеспечения (когда находятся в руках взрослого). По мере познания предметного мира ребенок овладевает умением различать опасные и безопасные для него предметы, выделять полезные и интересные, осваивает способы действия с ними, умение ориентироваться в мире предметов.

Составьте схему предметного мира, объединив предметы в три группы: предметы, которыми ребенок не действует, предметы, которыми он постоянно пользуется, и предметы, которые он способен изменять, преобразовывать, приспосабливать для удовлетворения своих потребностей.

Вы можете избрать и другое основание для группировки предметов. Предложите его и обоснуйте.

Ребенок не сразу познает мир предметов. Этот процесс состоит из трех этапов.

Задачи педагога таковы:

§ организовать предметную среду таким образом, чтобы в ней были предметы, разные по форме, цвету, материалу, звучанию;

§ поддерживать интерес детей к предметам, к их изучению;

§ формировать у детей представления о назначении предметов, которые находятся в их непосредственном окружении.

Все названные выше задачи взаимосвязаны и в педагогическом процессе реализуются в комплексе, но решение первой задачи является необходимым условием для выполнения последующих. Иначе говоря, взрослый создает предметную среду, на основе которой и будут решаться задачи формирования представлений о назначении предметов и воспитания интереса к действиям с предметами.

В окружении ребенка не должно быть большого количества предметов, но подбирать их следует так, чтобы были представлены предметы разного цвета — и яркого, и спокойного; разного по силе и тембру звучания, а также жесткие и мягкие. Игрушки и другие предметы должны быть разного размера. Обязательным условием является безопасность игрушек и предметов.

Важная задача первого этапа освоения предметного мира — ознакомление детей с назначением предметов. Суть ее в том, что, когда ребенок впервые встречается с предметом, он должен усвоить, зачем нужен этот предмет, что и как можно им делать, т. е. узнать прямое назначение предмета (ложка нужна, чтобы ею есть, а не стучать). Такой путь познания помогает формированию умения ориентироваться в пространстве и в освоении способов действия с предметом.

Второй этап характеризуется усвоением детьми представления вариативности использования предметов. Ребенок усваивает, что один и тот же предмет можно использовать по-разному: палочкой копают, достают предметы, едят и т. д. Приобретение подобных представлений приво-дит к появлению предметов-заместителей, что, как известно, свидетельствует о зарождении сюжетно-ролевой игры.

Данный этап важен и потому, что он способствует развитию воображения, творческих способностей.

Педагогические задачи данного этапа освоения ребенком мира предметов следующие:

§ обогащение предметной среды, окружающей ребенка;

§ формирование представлений о связи между функцией предмета и его назначением;

§ развитие творческого отношения к окружающему миру.

Обогащение предметной среды происходит за счет предметов, которые могут быть многофункциональными: конструкторов (из одних и тех же деталей можно собирать разные изделия), предметов, одинаковых по назначению, но разных по цвету, материалу, размеру — мячей, посуды и др. предметов, которые ребенок может легко использовать в качестве заместителей (палочки, дощечки и др.).

Но разнообразие предметов не самоцель. Важно, как именно воспитатель использует их для обогащения социального опыта ребенка. Каждый новый предмет обязательно обсуждается с детьми: что он из себя представляет, зачем и кому нужен, как с ним действовать, какую функцию он будет выполнять, находясь в группе. Например, на стене появляется новая картина. Воспитатель просит детей сказать, что изменилось. Если дети замечают картину, то воспитатель предлагает всем вместе рассмотреть, что на ней изображено, а затем подумать, зачем картину повесили в комнате, какая от нее польза. Если же речь идет о предмете, с которым можно действовать, воспитатель обучает детей способам действия.

Для развития воображения и творческого начала важно ставить детей в ситуацию поиска решения логических и практических задач. Например, нужно забить гвоздь, а молотка нет. Какой вариант решения задачи предложат дети? Они могут сказать, что нужно попросить молоток у плотника. А если плотника сегодня нет, а работу надо сделать обязательно? Воспитатель всякий раз усложняет для детей задачу. Дети могут предложить забить гвоздь предметом, который не подходит по материалу, по форме и т. д. Не следует спешить с подсказкой, очень полезно, чтобы дети проявили гибкость мышления и самостоятельно нашли правильный ответ.

Третий этап в освоении ребенком предметного мира — спонтанно-исследовательский и преобразующий.

На этом третьем этапе перед педагогом стоят следующие задачи:

§ продолжать расширять и углублять представления детей о предметах, их свойствах, качествах, назначении, функции;

§ развивать фантазию, творческое воображение, желание и умение преобразовывать предметы;

§ формировать представление о том, что предметы изготовляют люди для удовлетворения своих потребностей.

В группе должна быть бытовая техника: пылесос, магнитофон, часы. Если их нельзя держать постоянно, то следует приносить, периодически рассматривать, как они работают, выявлять, какой принцип заложен в механизме действия. Можно принести кофемолку и рассмотреть, соблюдая меры безопасности, каким образом из зерен получается молотый кофе.

Какие потребности человек удовлетворяет с помощью созданных им предметов? Попробуйте составить классификацию предметов на этом основании.

С какой целью в подготовительной к школе группе можно давать детям погремушку?

Воспитатель предлагает детям классифицировать одни и те же предметы по разным основаниям (см. главу о методах ознакомления детей с социальной действительностью).

К решению первой задачи этого этапа воспитатель привлекает родителей. Он объясняет необходимость такой работы, рекомендует научить детей дома пользоваться бытовой техникой.

И дома, и в дошкольном учреждении следует привлекать дошкольников к оформлению помещений. Это способствует пониманию детьми назначения предметов, их роли в жизни человека, дает возможность практически участвовать в преобразовании предметной среды.

Важной и интересной частью работы на этом этапе является ознакомление детей с настоящим, прошлым и будущим предметов. На примере любого предмета воспитатель может рассказать и объяснить, как человек, удовлетворяя потребность в предмете, изменял его. В педагогический процесс включаются разные виды деятельности детей и разные формы работы с ними. Например, воспитатель может познакомить детей с происхождением иголки, предметов одежды, мебели. Прежде всего необходимо отобрать познавательный материал, не забывая, что работа проводится с детьми дошкольного возраста. Затем следует продумать, освоение какого материала потребует специальных занятий, а что можно освоить с детьми в трудовой деятельности, в игре, а также какие можно организовать развлечения, праздники, как привлечь к участию в них всех детей с учетом интересов и способностей каждого

Как по-вашему, возможно ли такое воспитание в дошкольном возрасте и не вступает ли этот подход в противоречие с идеями национального и даже интернационального воспитания?

Сегодня развитие нашего общества, несмотря на множество недостатков в этом процессе, идет по пути сближения с другими странами мира. Для наших людей открылись границы, стало значительно шире общение между людьми, живущими в разных уголках планеты. Эта реальность благоприятна для воспитания у детей толерантного (терпимого) отношения к людям и понимания общечеловеческих ценностей. Но наряду с этим именно в последнее десятилетие усилились межнациональное противостояние, конфликты, даже военные, между людьми разных национальностей, стремление к национальной обособленности и самоопределению. И это не может не отражаться на воспитании детей.

Сказанное выше свидетельствует о необходимости поиска путей разрешения противоречия между планетарным и национальным воспитанием. Любой житель планеты должен иметь свои корни, свою Родину, свою Землю, свою культуру, благодаря чему он ощущает свою самобытность, непохожесть на других. В то же время это придает ему уверенность, чувство защищенности.

Но он не должен с годами и потерять ощущение своей принадлежности к миру, к планете Земля.

Поговорите с детьми 4 и 5 лет. Выясните, знают ли они людей какой-нибудь другой национальности, приходилось ли им видеть людей, непохожих на них (с другим цветом кожи). Сравните ответы детей разного возраста, сделайте выводы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

История русской народной игрушки - погремушки уходит корнями в глубокую древность. Это самая ранняя форма художественного творчества народа, населявшего Россию, которая на протяжении многих веков видоизменялась, сочетая в себе колорит и многогранность культуры нашего народа

История русской народной игрушки - погремушки уходит корнями в глубокую древность. Это самая ранняя форма художественного творчества народа, населявшего Россию, которая на протяжении многих веков видоизменялась, сочетая в себе колорит и многогранность культуры нашего народа. Материалы для изготовления игрушки были разнообразными. Мастерили из всего, что давала человеку природа: глина, солома, еловые шишки и дерево.

Кроме развлечения, эти игрушки, по мнению родителей, служили для привлечения к малышу доброго духа, ангела-защитника, оберегающего ребенка от нечистой силы и сглаза. Погремушка или мяч, символизируют, по мнению предков, небо и небесный мир, как бы соединяли ребенка с миром добра.

Как известно, детские погремушки бывают разные. Они различаются не только яркими цветами и звонкостью звучания, но и предназначены для различных возрастов ребенка.

Самое главное правило – стараться подбирать погремушки в соответствии с возрастом ребенка.

Простая детская игрушка – погремушка играет главную роль в многогранном развитии малыша на первых годах жизни. Она может оказать большое влияние на эмоциональное и умственное развитие младшего дошкольника – ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Погремушки побуждают к самостоятельным движениям, развивают мелкую моторику пальцев рук, сенсорное восприятие, слуховое внимание, память.

Использование погремушки на коррекционных занятиях с детьми с нарушением интеллекта 3-4х лет помогает:

- привлечь внимание ребенка, фиксировать взгляд на звучащей игрушке и во время действий с ней, прослеживать ее перемещение по горизонтали и вертикали;

- развивать подражание действиям и движениям взрослого;

- развивать слуховое и пространственное восприятие – учит находить источник звука;

- научить ребенка выделять различные свойства (цвет, форму, величину, выполнять задания на подбор по сходству или различию.

С помощью погремушек можно проводить много интересных простых развивающих игр, которые нравятся детям.

Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.

Цель: учить выделять погремушку из общего фона, находить ее среди других игрушек или среди других видов погремушек (выбор из 3-4х).

Цель: закрепление частей тела и лица.

Ход игры: У сюжетных погремушек показывайте глазки, носик, хвостик, ушки.

Дети обожают игры с прикосновениями!

Цель: развитие слухового внимания, восприятия на слух звуков, которые издают различные звучащие игрушки.

Ход игры: Подберите набор звучащих игрушек – погремушка, пищалка, колокольчик. Вместе с ребенком извлекайте из них звуки, пока он не научится четко дифференцировать их на слух. После этого спрячьте игрушки за ширму, пусть ребенок послушает издаваемые звуки и угадает, какая игрушка звучала (можно производить звуки за спиной у ребенка)

Можно усложнить игру – предложить послушать две разные по звучанию (громко, тихо)погремушки, а затем угадать какая из них звучит за ширмой.

Цель: различать по громкости звучания контрастные звуки: тихий и громкий, показывать большие и маленькие игрушки (погремушки) на картинке.

Цель: учить сличать парные предметы;

Цель: учить узнавать знакомый предмет на ощупь в процессе тактильно-двигательного обследования.

Цель: учить выполнять предметную классификацию по образцу на знакомом материале (две группы: предметы, с которыми можно действовать, и предметы, с которыми действовать нельзя, они сломаны).

Ход игры: Ребенку предлагаются погремушки, среди которых имеются сломанные (не звучащие, но безопасные в обращении. «Давай найдем погремушки, которые звучат, с которыми можно играть. А с этой можно играть? Не звенит? Она сломана. Давай ее отложим. Проверь сам остальные.

Цель: развивать подражание движениям и действиям взрослого, умение согласовывать свои движения со словами текста.

Ход игры: Ребенок и взрослый выполняют движения по тексту. Берут в руки любую погремушку (или две погремушки)

Мы с погремушками играем,

Мы их выше поднимаем.

Опускаем дружно вниз.

Ну-ка дружно ты покружись!

А теперь идем, идем

И в корзинку их кладем! (можно предложить положить в тазик, мешочек, коробку)

Цель: развивать основные движения, учить подпрыгивать на двух ногах на месте.

Ход игры: Подвесить погремушку (или несколько) на расстоянии вытянутой вверх руки ребенка. Попросить подпрыгнуть и достать (задеть) погремушку.

Цель: развивать подражание движениям и действиям взрослого, умение согласовывать свои движения со словами текста, слышать музыку.

1. Ах, как весело сегодня,

Деткам дали погремушки,

погремушки хороши! Отводят руку с погремушкой вправо и влево.

Дзинь-ля-ля. Звенят погремушкой.

2. Погремушки вверх пошли,

выше, выше, малыши!

Погремушки деткам дали –

погремушки хороши! Поднимают и опускают ручку с погремушкой.

3. Где же, где же погремушки?

Спрятали их малыши.

Покажите погремушки!

Погремушки хороши! Ручку с погремушкой прячут за спиной.

4. Сели на пол, постучали

погремушкой малыши.

Погремушки хороши! Сели на корточки и стучат погремушкой по полу.

Данные игры и другие игры с погремушками можно использовать во всех видах непосредственно образовательной деятельности в детском саду, а также рекомендуют для работы в домашних условиях.

Читайте также: