Кто такие молокане и откуда они появились в россии кратко

Обновлено: 05.07.2024

Эта секта получила свое название от духоборческой в 80-х годах прошлого столетия. Основателем её был зять Побирохина, крестьянин Тамбовской губ. Борисоглебского у., портной по ремеслу, Семен Матвеев Уклеин. Прежде православный, он вступил в секту духоборцев; затем отделился от них и основал около себя свой кружок. Избрав из своих последователей, по примеру Побирохина, 70 апостолов, он торжественно с пением псалмов вошел с ними в Тамбов, чтобы открыто проповедовать новое учение. Но полиция захватила и заключила их в тюрьму. Мнимые апостолы обратились в православие и были освобождены; сам Уклеин отдан на увещание духовенству и, притворно обратившись в православие, также освобожден. Однако и после этого он продолжал пропаганду своего учения, только осторожнее, чем прежде. Он путешествовал по губерниям Тамбовской, Воронежской, Саратовской, Екатеринославской, Астраханской, в земле Войска Донского и на Кавказе; а последователи занесли его учение в губернии Курскую, Харьковскую, Рязанскую, Пензенскую, Нижегородскую, Симбирскую, Оренбургскую и в Сибирь.

Успех пропаганды еще более упрочился, когда с воцарением имп. Александра I, вместо преследований, настала веротерпимость к сектантам. Со времен имп. Николая I их постигла та же судьба, какая и духоборцев: в указах касательно одних обыкновенно стояло имя и других; между прочим, правительство назначило им для поселения места в Закавказье; многие из них переселились туда добровольно под влиянием распространившегося слуха (в 1830-х годах) об имеющем явиться там царе – Христе. В 1885 г. там считалось до 35 тысяч молокан. В последнее время молокане в значительном числе сами стали поглощаться штундобаптизмом, а некоторые стали заражаться учением толстовцев.

Подобно духоборцам, молокане, признавая только духовное поклонение Богу, отвергают православное учение о таинствах и обрядах, о поклонении иконам и т.п. Что касается поста, то, по учению молокан, должно поститься не в определенные времена, а когда человек чувствует свою греховность и преобладание плоти над духом, причем пост должен состоять в совершенном воздержании от всякой пищи и пития. В пищу же можно употреблять все, кроме свиней, рыб, не имеющих чешуи, и т.п.

Источник: С.В.Булгаков. Настольная книга для церковно-священно-служителей. Издание 3-е, исправленное и дополненное. - Киев: Типография Киево-Печерской Успенской Лавры. 1913 г. - С. 1592-1745.

Услышав, как определенную группу людей называют необычным словом, мы непременно захотим узнать, кто такие молокане и почему их так называют. Кажется, что это слово как-то связано с молоком. И это действительно так. Хотя версий о происхождении данного названия несколько, но все они так или иначе связаны с этим напитком.

кто такие молокане

Опасная секта

Итак, кто такие молокане? Это группа людей, имеющих единые религиозные убеждения. Молоканство — одна из ветвей духовного христианства. В XVI веке люди стали выражать недовольство действиями православной церкви. Хотя они продолжали верить в Бога, традиционные обряды, иконы, священники и даже Библия стали казаться им ненужными посредниками в общении с Создателем. Поэтому они начали объединяться в общины и жить по своим правилам и законам. Причем к XVII веку таких людей становится все больше. Власти, обеспокоенные этим явлением, начинают бороться с ним, то есть выселять тех, кто имеет подобные убеждения, подальше от центральных губерний. Для этого выбрали берега Молочной реки в Таврической губернии.

молокан татарский

Как ни назовите

Возможно, такое местоположение и дало название членам этого сообщества в дальнейшем. Хотя некоторые исследователи, объясняя, кто такие молокане, говорили, что это люди, которые не соблюдают церковных постов и едят молочные продукты, в частности, пьют молоко даже в эти дни. Также члены этой общины, находясь в армии или других местах вдали от своих селений, предпочитали есть молочные продукты, чтобы точно быть уверенными, что в еду не добавили свинину или алкоголь, которые у них под запретом. Однако есть мнение, что название связано с фразой апостола Петра из Первого Соборного Послания, который говорил о большом значении для человека чистого словесного молока. В качестве оного молокане воспринимают Священное Писание, по заветам которого стараются жить. Известно также и растение — молокан татарский, — но оно навряд ли имеет отношение к названию сообщества, о котором идет речь в этой статье.

Отправляйтесь подальше

Однако на ссылках в Таврическую губернию правительство не остановилось. Через 35 лет после того, как молокане обосновались на новом месте, их снова начали выселять. На этот раз на территорию Кавказа. Вот так оказались молокане в Армении. Селиться им пришлось высоко в горах, на высоте 2000 метров над уровнем моря. Климат там был неблагоприятным для ведения сельского хозяйство, однако этот вид деятельности сейчас является основным для молокан. До сих пор в этой стране проживают члены данного сообщества. Интересно, что они не смешиваются с местным население и заключают браки только между собой. Конечно, численность молокан за годы, прошедшие с тех пор, как они ступили на эту землю, значительно уменьшилась. Сейчас в Армении только одна деревня полностью состоит из молокан — Фиолетово. Население ее составляет около тысячи человек. В конце 80-х молокан в Армении было около 50 000 человек. Тяжело жили молокане. Закавказье, однако, стало их домом на долгие годы. Может быть, трудности, которые им пришлось преодолеть, и помогли этим людям сохранить самобытность до наших дней.

молокане закавказье

Духовные христиане — молокане

Ссылая представителей этого религиозного направления, правительство боялось неповиновения. Ведь если молокане не соблюдают церковных правил, то, возможно, они будут бунтовать и против власти. Хотя, как оказалось, это спокойные люди, предпочитающие жить обособленно. У них есть духовный лидер — пресвитер. И хотя единого толкования Священного Писания у них нет, все молокане стремятся к духовному развитию, изучают слово Божие и стараются не делать ничего плохого. Издавна существовало несколько групп: духовные, евангелисты, максимисты, старопостоянные и другие. Они различались своим толкованием и восприятием Библии. Но всех их можно разделить на две большие группы. В одной религиозные учения трактуют буквально, в другой - иносказательно. Представители всех групп мирно уживаются друг с другом и некому не навязывают своего мировоззрения.

молокане россии

Чем они похожи

Объединяет их отрицание порядков официальной православной церкви. Кто такие молокане? Это те, кто почитает Евангелие, пророков, но отрицает поклонение иконам и молитвы в церкви. По их мнению, общаться с Богом человек может напрямую. Хотя в их поселениях есть молельные дома, где они собираются, слушают проповеди, поют псалмы и совершают некоторые свои обряды, например, крестины и свадьбы. Церковные праздники справляют избранно. Например, празднуют Пасху, а Рождество не признают. Молокане не носят крестов, не поклоняются мощам святых. Зато они, как и прочие христиане, верят, что добрые дела помогают душе спастись. Вера в Бога и служение ему — вот основная дорога их жизни.

Обычные дела

Молокане России и других стран живут по своим правилам. Мирская жизнь так же объединяет их, как и духовная. Одеваются они единообразно. Женщины обязательно должны носить платки и длинные юбки. Мужчины не бреют бороды и надевают рубахи навыпуск. В поселениях строго соблюдают порядок и чтут традиции. Алкоголь не употребляют даже по праздникам. Не отмечают дни рождения. Да и вообще, не любят развлечений. Даже скромные радости, такие как чтение книг или просмотр телевизора, у молокан под запретом. Однако свадьбы они празднуют широко, несколько дней. Это и неудивительно. Ведь у них не принято разводиться, а значит, подобное торжество бывает у каждого только раз в жизни.

Дети ходят в общеобразовательные школы. Родители мало времени уделяют обучению отпрысков и не ругают за плохие отметки. Ведь их детям не придется поступать в институты, они останутся жить в поселении и будут заниматься крестьянским трудом. Конечно, желание материального благополучия не чуждо и молоканам. Поэтому мужская часть населения ездит на заработки в город, чаще всего нанимаются бригадами на ремонтные работы. Также молокане зарабатывают тем, что продают различные изделия, сделанные своими руками. Бывает, что молодежь покидает общину и уезжает в поисках лучшей и интересной жизни.

духовные христиане молокане

В наши дни молоканские общины можно встретить по всему миру. Есть они даже в США, Мексике, Канаде, Австралии, Украине. А вот молокан татарский — это вовсе не член сообщества, который проживает в Татарстане, а просто сорное растение. В России основным местом размещения молоканских общин является Краснодарский и Ставропольский край. Для некоторых представителей этих сообществ главным делом в наши дни являются не религиозные убеждения, а объединение и обособление с целью сохранения русских традиций и обычаев, а также жизнь по законам предков.

Они не употребляют алкоголь и свинину, не признают кресты и иконы, а священников выбирают из числа прихожан. Когда-то в Российской империи было около миллиона молокан. В современной России их осталось около 100 тыс., и их называют православными протестантами.

Молокане, или так называемые духовные христиане, появились в России XVIII века как течение, отделившееся от традиционной православной церкви.

Молокане почитают Библию, но отрицают кресты, мощи святых, не поклоняются иконам. В середине XIX века учение молокан посчитали опасной ересью и стали выселять их с территории современной России в закавказские губернии. При этом совершать там свои обряды им не запрещалось. В Грузии, Армении и Азербайджане и сейчас существуют молоканские деревни с чисто русскими названиями — Ульяновка, Ивановка и другие. После развала Советского Союза часть духовных христиан переселились в Россию. Достаточно крупные общины молокан действуют в Ростовской области, Краснодарском и Ставропольском крае.

Виктор Дереза разбирался в том, кто такие современные молокане, чем они живут и во что верят.

В молитвенный центр на улице Сощенко мы приехали в субботу утром. Он располагается в небольшом домике с побеленными стенами и плотно занавешенными окнами. На мой стук открылась калитка, и на улицу вышел хозяин соседнего дома.

— Вы бы завтра пришли, они по воскресеньям собираются. А сегодня тут все равно никого нет.

— А давно здесь молокане собираются?

— Да лет десять назад, как хата эта им по наследству перешла. Они ее переоборудовали и с тех пор здесь собираются по воскресеньям. В основном старики, человек 15-20.

Услышав вопрос, отличаются ли молокане как-то внешне от остальных жителей станицы, мужчина даже несколько растерялся.

— Я думал, ты сам из них. Нет, обычные простые люди, адекватные. Не пьют, кстати, и не курят, нормальные в общении. Хотите с ними пообщаться — езжайте к Федору, он тут недалеко живет.

Молитвы те же, но креста нет

В 1992 году, когда Федору было девять лет, семья Малолеткиных приехала на Кубань из грузинского села Ульяновка.

— В то время в Грузии было неспокойно, начиналась заварушка. А когда все школы перевели на грузинский язык, то родители решили переехать на Кубань, — вспоминает Федор, крепкий под два метра ростом мужчина с сильно загорелым лицом. — Здесь, во-первых, климат хороший, а во-вторых, жили пара семей родственников. Участок земли купили, на нем даже туалета не было — все сами с отцом построили. Дом для собраний мы строили вместе — я, отец, дядька, другой дядька, дед, ну много кто. Построили своими силами и через сельсовет оформили на молоканскую общину.

По словам Федора, регулярно на собрания ходит человек 20, а всего в станице около 200 потомственных молокан вместе со всеми родственниками и членами семей:

— Молодежь обычно туда не ходит, но вот сегодня одна бабушка умерла, послезавтра похороны, и я пойду самовар топить, помогать, значит. На столе у нас не будет ни вина, ни водки. Чай, сахар, лимон и рафинад. Свинину не едим, поэтому лапша будет на говядине.

Молитвенный дом у нас официально оформлен, люди к нам хорошо относятся, потому что у нас порядок и никакого алкоголя

Федор Малолеткин

— Мы же не секта, мы христиане, староверы, — продолжает Федор. — Наших предков еще в XIX веке отослали в Закавказье. И вот спустя много лет люди потихоньку возвращаются в Россию — кто на Кубань, кто в Ставропольский край. Молитвенный дом у нас официально оформлен, люди к нам хорошо относятся, потому что у нас порядок и никакого алкоголя.

Молокане исторически занимались сельским хозяйством, поэтому современная урбанизация во многом надломила их движение. В Ладожской вариантов с работой у молодежи немного, независимо от вероисповедания, поэтому большинство уезжает на заработки в Краснодар или на побережье Черного моря. Федор Малолеткин — строитель широкого профиля: каменщик, штукатур, сварщик и бетонщик в одном лице.

— Все можем. В Питере пять лет отработал на плитке и асфальте, в Краснодаре четыре года на монолите на высотных домах. А здесь у молодежи нет работы. Если идти, то только в колхоз, если в колхоз, то нужна земля, если пая нет, то тебя в колхоз не возьмут.

Землю в колхозе раздавали в начале 90-х. Малолеткины приехали сюда в 92-м, и земли уже не было.

— Так что занимаюсь чем умею, езжу по краю: где забор поставить, где заварить, где плитку постелить. Выручает и натуральное хозяйство: куры, огород, виноград, груши, яблоки.

Современные молокане внешне никак не отличаются от других станичников. Носят такую же одежду, пользуются сотовыми телефонами, смотрят телевизор и ходят на выборы. Даже бороды, как это раньше было принято, практически никто из мужчин уже не носит. Только после смерти видны внешние различия — молоканские могилы отличаются от остальных.

— У христиан стоят кресты, а у нас ставят стелы или простые памятники, — объясняет Федор. — И главное отличие — у православных памятник в ногах покойника ставят, а у нас в головах. Едешь, и с дороги видно, что памятники в разные стороны повернуты.

По словам мужчины, никогда — ни в советские годы, ни сейчас — молокане ни от кого не скрывались и проблем ни с властями, ни с церковью не имели. Несмотря на то что молокане не крестятся, не признают икон и не почитают мощи святых, запрета на посещение православных храмов у них нет.

На могилах молокан не ставят кресты, а сами памятники развернуты в другую сторону © Фото Елены Синеок, Юга.ру

На могилах молокан не ставят кресты, а сами памятники развернуты в другую сторону © Фото Елены Синеок, Юга.ру

— Это еще от Екатерины II, которая выслала их в малом количестве. Но вы лучше у стариков спросите. Хотите больше узнать? Езжайте на улицу Горького. Там живут самые старые молокане, они из Баку приехали.

Все поклоняются одному Богу

Считается, что гонения на молокан начались в 30-е годы XIX века, при Николае I. По словам председателя миссионерского отдела Екатеринодарской епархии протоиерея Дмитрия Кравченко, главной причиной массовых высылок стало то, что молокане стремились насадить в своих общинах уклад, с социальной точки зрения близкий к первохристианским общинам.

— Чтобы не было неравенства, чтобы не было такого, что у одного чего-то больше, чем у другого, то есть что-то близкое к социализму. В то время существовало крепостное право, и никаких разговоров о его отмене еще не было. Поскольку молоканское социальное учение полностью противоречило тому укладу, то было опасно для государственного строя, — поясняет священник.

После того как начались гонения, часть молокан сама оставила свои дома и уехала, а часть выслали в Закавказье — больше в Армению, меньше в Грузию и Азербайджан. При этом, по словам Кравченко, преследовалась еще одна цель — знакомство окраин с русской культурой.

— Все-таки, несмотря на то что молокане не были православными, по культуре, по быту и прежде всего по языку они были русскими. Это была своеобразная прививка русского языка и культуры в Закавказье.

Мария Сергеевна переехала в Ладожскую из азербайджанского села Астрахановка © Фото Елены Синеок, Юга.ру

— Я в Азербайджане родилась, и мама моя там родилась, в селе Астрахановка, — вспоминает Мария Сергеевна, приветливая старушка с косынкой на голове. — Жили нормально — с одной стороны армяне, с другой стороны азербайджанцы. А потом началась там заваруха, и в 90-м году мы переехали сюда. Пока жили там, на собрания мы не ходили, а как приехали сюда, то стали ходить. Более того, мы первые собрания и организовали.

Последние два года 85-летняя женщина на собрания уже не ходит — силы не те, да и муж тяжело болеет.

— Дома сижу, Библию по одной главке вечером читаю. Мало сейчас людей на собрания ходит, все уже поумирали, и нам туда пора.

— В станичную церковь не ходили ни разу?

— Почему же? Бывала несколько раз с соседкой, когда у нас еще дом не открылся. Ну а почему бы нет? Бог-то один. Все поклоняются одному Богу, просто делают это по-разному.

— А почему молокан так называют?

— Я точно не помню, но кажется, что когда гонения были на молокан и они отправились в изгнание, там речка Молочная была. Вы лучше у пресвитера нашего спросите.

Молимся за наше правительство

Алексей Аришин родился и большую часть жизни прожил в Грузии. В 2005 году переехал в Ладожскую, а после того как здесь умер пресвитер, собрание выбрало главой общины его самого.

— Я клятву давал, что заповеди не нарушу, на коленках стоял, и меня благословлял пресвитер из Кочубеевки [Село Кочубеевское Ставропольского края — всероссийский центр молоканского движения — прим. В. Д.]. Но мне уже 78 лет, болею я, так что скоро надо мне замену искать.

— Какая у вас главная задача как у пресвитера?

— Два раза в год, весной и осенью, в Кочубеевском проходят съезды, на которые съезжаются все пресвитеры. Обсуждаем текущие вопросы, делимся опытом. А здесь я должен следить за тем, чтобы в общине были порядок и дисциплина, чтобы скандалов не было, чтобы один другому прощал. А если кто провинился, то мы можем лишить его места на собрании и посадить где-нибудь в конце, пока не исправится.

Одно из отличий молокан, которым они гордятся, это отсутствие платы за обряды. Организация некоммерческая, и плату нельзя принимать и по законам Российской Федерации, и по молоканским заветам тоже.

Пресвитер прерывает разговор, выходит в другую комнату и приносит старинную книгу: — А вот Библия от прадедушки осталась, потом дед ею владел, потом отец, теперь я. А меня не будет, внуку достанется.

В церковь ходим по праздникам

Анастасии Щегловой 23 года, в этом году она закончила магистратуру журфака. Работает по специальности, иногда участвует в модных показах. Родители девушки приехали в Краснодар из Ивановки, молоканского села в Азербайджане.

— У молоканских мужчин существовала традиция носить бороду и ходить с покрытой головой. Первый десяток лет в России папа по привычке всегда ходил в кепке. И пришел однажды на Пасху в православную церковь — как на него поп набросился и накричал, — вспоминает Настя. — Я из семьи молокан, но в религиозном смысле я себя к ним не отношу.

Когда ей было десять лет, девочка настояла, чтобы ее крестили по православному обряду.

— Со временем это ушло, и сейчас я себя не соотношу ни с какой из религий, — говорит она.

— Когда вы узнали, что ваши родители молокане?

— Да я всегда это знала, тем более что раньше мы очень часто ездили в Азербайджан, в Ивановку. Много раз там бывала. Все село это, можно сказать, наши дальние родственники.

— Как там вас воспринимают местные?

— Наверное, если были бы живы представители того поколения, то плохо бы относились. На смену им приходят те, кто уже сам не очень тесно держит связь.

Сейчас родители Насти ведут вполне светский образ жизни, на собрания не ходят, а мама даже крестилась несколько лет назад.

— Единственное, встал вопрос, когда деду было уже совсем плохо и стало понятно, что скоро он покинет этот свет, пришлось налаживать связь с местными молоканами из станицы Ладожской. Чтобы они провели обряды, отпели его, чтобы молились за него, — вспоминает девушка.

По словам Анастасии, веру предков родители не сохранили, но консервативный дух в них сидит очень плотно:

— Ну это особенное почитание родителей, иногда беспрекословное. Это что-то такое, что несвойственно горожанам и жителям мегаполиса. Это всегда какое-то особенно строгое воспитание меня как девушки. С этим иногда бывает непросто. Но у родителей такое воспитание, и они пытаются мне его привить.

С молоканами, за исключением родственников в Краснодарском крае, семья Анастасии не общается. Хотя несколько лет назад она пыталась найти кого-нибудь в интернете:

Еще одной причиной уменьшения числа молокан, по словам протоиерея Кравченко, стало то, что современное молоканское вероучение очень близко к баптизму.

— Разницы в вероучении между молоканами и баптистами практически нет. Но баптистов намного больше, и поэтому многие молокане приходят к ним на собрания.

Отношение к молоканам у Православной церкви примерно такое же, как к баптистам или пятидесятникам.

По словам священника, движение молокан сейчас находится в кризисе и медленно угасает:

— Грустно смотреть на растение, которое опадает. Современные молокане напоминают мне позднюю осень.

На ваш век еще хватит

— У нас, куда мы ездим, в станице Ивановской собрание посещает около 60-70 человек. А если какое-нибудь событие, например, сватовство, бракосочетание или всякие праздники, то приезжают гости, и количество доходит до 500-600 человек.

Сколько всего молокан живет в Краснодаре, Даша не знает, но в ее родной школе учились около десятка ребят из семей единоверцев.

— В повседневной жизни, конечно, тоже пересекаемся, общаемся, в гости друг к другу после трудового дня ходим. По возможности вместе гуляем по паркам, ездим на природу.

На вопрос о том, переходит ли молоканская молодежь в православие, девушка отвечает отрицательно. — Такое случается крайне редко. Бывает с теми, кто вовремя не осознает ценность нашей общины. Мы крайне дорожим нашей верой и будем передавать ее своим детям.

Говоря о традициях, Даша объясняет, что под запретом не только алкоголь и свинина:

— Девушкам нельзя прокалывать уши, носить брюки, кольца, цепочки, нецензурно выражаться, носить вульгарные вещи и прелюбодействовать. Красить ногти и стричься тоже нельзя, хотя это сейчас не особо соблюдается.

Кроме того, по канонам замужние женщины должны носить платки, а мужчины не должны появляться на людях в шортах.

— А кто-то следит за этим?

— Каждый сам должен к этому прийти. Основной фундамент строят родители, потом пожилые делают замечания. Но каждый сам выбирает, как ему поступать. Никто насильно не станет, грубо говоря, тащить вас на собрание или заставлять носить юбки. У каждого есть своя голова на плечах.

Несмотря на то что молоканские собрания сейчас, как правило, немногочисленны, на них пускают всех желающих. Но и по словам Алексея Аришина, пресвитера из Ладожской, насильно никого они тоже не держат:

— У многих наших дети уже крещеные, но мы к этому нормально относимся. Пусть у батюшки проводят время в храме. Главное, что они в Бога верят, он же один.

— А не боитесь, что не останется молокан через несколько лет?

— А нет, молокан еще много, на ваш век еще хватит.

В XVI веке в России стали появляться люди недовольные православной церковью. Они отвергали церковные обряды, иконы, нательные кресты и даже Библию. Считали, что им не нужны священники в качестве посредников в общении с Богом. Сторонники этого религиозного течения объединялись в группы и постепенно откололись от православия. Все они были русскими.

Образовавшиеся общины иноверцев подвергались гонениям со стороны церковных и гражданских властей. Правительство опасалось, уж коле ее участники не соблюдают церковные правила, то так недалеко и до бунта. Поэтому им запрещали проведение обрядов и молитвенные собрания. Потом начали просто выселять подальше из центральных районов империи.

Царское правительство продолжало политику насильственного выселения молокан. В XVIII их отправили с насиженных мест подальше, на Кавказ. После завоевания надо было заселять его русскими. Так молокане оказались в Армении и Азербайджане.

Селиться им пришлось в горной местности. Да и климат там для ведения сельского хозяйства, чем они привыкли заниматься, был неблагоприятный. Тем не менее, молокане сумели адоптироваться к местным условиям, упорно трудились на земле и добились ее плодородия.

Молокане в Армении

Когда-то в Армении было несколько молоканских сел. Их жители не смешивались с местным населением, заключая браки между собой. Закавказье стало их родиной.

Правда, сейчас осталось лишь одно русское поселение, где живут молокане. Это деревня Фиолетово, расположенная на севере страны.

Ее жителей знают как умелых огородников и честных, непьющих строителей. Они сохранили свою самобытность, религию, обычаи и традиции. Внимание со стороны туристов с их исторической родины молокане не любят, фотографировать себя и свои хозяйства не разрешают и в разговор вступают неохотно.

Молокане в Азербайджане

Здесь молокане стали снабжать города выращенными овощами, которые везли на своих огромных фургонах. Их часто использовали для грузоперевозок по всему Закавказью. Молоканские купцы владели паровыми мельницами, а ремесленники делали бочки для транспортировки добываемой здесь нефти. Такие бочки назвали баррелями. В Баку появились молоканские слободки. Девушек оттуда, зная их строгие нравы и здоровый образ жизни, охотно брали горничными и служанками в богатые дома бакинцев.

Что можно сказать в заключение

Общины молокан в Закавказье, несмотря на советскую антирелигиозную пропаганду, сохранили свои традиции и живут по заведенным их предками правилам. Они не только отказываются от алкоголя и курения, но даже радио и просмотр телевизора у них под запретом.

Правда, дети молокан ходят в школу, но родители не следят за их отметками. Ведь получив среднее образование, они останутся жить в поселке и будут заниматься тем же трудом, что их родители. Очень редко молодежь в общинах молокан покидает ее и уезжает на поиски лучшей жизни.


Уклеин умер в 82 года. Он много проповедовал по Тамбовской и окрестной губерниям. Хотя лично его никуда не высылали, последователям молоканства пришлось нелегко: их отправляли на Кавказ и в Сибирь. Многие были высланы на территорию Армении, где основали крупные общины на берегу реки Воротан. Там в конце XX века оказались 50 семей. Армянский историк-этнограф Гевонда Алишан писал, что мужчины-молокане были бородатые, семьи жили в каменных домах с белёными стенами, имели много скота, пекли хлеб в русских печах. В общем, мало чем отличались от обычных русских людей.

Сложно сказать, сколь многочисленным было это движение. По некоторым данным, в СССР численность общины достигала миллиона человек, но никаких реальных подтверждений этому нет.

На сегодняшних день, по очень приблизительным оценкам, в России 300 тысяч последователей этого движения.

Сейчас молоканство распространено на Юге: крупные общины существуют в Ставропольском, Краснодарском краях, Ростовской области. Духовная столица молоканства — станица Кочубеевская Ставропольского края.


Собрание — это не церковь, то есть не конкретное здание, а община, которая собирается для воскресного богослужения. Для этих целей арендуют небольшие помещения. Богослужение ведёт пресвитер, которого община выбирает из числа верующих. Никакого денежного вознаграждения он за это не получает.


Молокане

Между общинами идёт довольно активное общение. Например, у молокан есть традиция — отмечать праздник урожая. Этот праздник не библейский: после того как люди собирали урожай, они благодарили Бога. Сейчас среди молокан мало кто занимается сельским хозяйством, но традиция осталась. В этот праздник представители общины ездят друг к другу в гости. Собирается в основном старшее поколение.

Что касается других праздников, то поскольку Библия является для молокан единственным источником вероучения, они не проводят обряды Православной церкви, в которых присутствует почитание икон и мощей. Кроме того, у них нет водного крещения и причастия — пресвитер просто благословляет человека, который хочет стать молоканином. Крестики члены общин тоже не носят, так как считают крест орудием убийства Христа.

Молокане не подчиняются РПЦ, а их учение отрицает её догматы, обряды и праздники. Однако проблем это сейчас им не создает.

Читайте также: