Должна ли быть в школе учительская комната

Обновлено: 05.07.2024

Впервые за 10 лет учительской карьеры я оказалась в таком положении. Как же теперь мне теперь организовывать проекты, где хранить многочисленные материалы, книги и рабочие тетради? Когда я начала освобождать свой бывший кабинет в мае месяце, я задумалась, какие из многочисленных вещей в классе мне на самом деле нужны, что стоит оставить, а что сдать в макулатуру или пожертвовать, а что и вовсе выбросить? Это оказалось крайне полезно: я избавилась от кучи хлама, копившегося годами.

Как я не сошла с ума и привыкла работать без своего кабинета

Начало года выдалось непростым: и учителям и ученикам приходилось перебегать из кабинета в кабинет. Эта часть адаптации давалась мне особенно тяжело: я привыкла (и мне очень нравилось) приветствовать своих учеников возле входа в кабинет и подготавливать их к уроку перед звонком.

Я преодолела эту преграду, создав для школьников стимул спокойно входить в кабинет и готовиться к уроку, пока я добираюсь до кабинета. Я разделила классы на три группы, каждой из них я сделала по колонке на доске. Если все ученики в группе самостоятельно подготовились к началу урока, группа получает звездочку. Десятая звездочка принесёт каждому ученику группы подсказку при устном ответе или дополнительный балл на письменной работе. Также я угощаю сладостями ту группу, которая больше всех наберет звездочек к концу четверти. Удивительно, но такой подход хорошо сработал – в моих классах не было опаздывающих.

Для разминки и небольших проверочных работ я стала использовать приложения Socrative и Smart Lab (на англ.) (сервисы представляют собой набор игр, тестов и викторин по темам, которые внесет учитель, также в них есть рейтинг, который показывает, насколько усердно трудился ребенок и каких результатов достиг – ред.) , которые каждый школьник может скачать себе на смартфон. Я стала быстро получать отчеты от системы о достижениях учеников и их слабых местах – это заметно ускорило работу и оказалось удобнее классических листочков.

Для оценки я начала использовать (как и вся наша школа) Формы от Майкрософт. Они настроены так, что учителю необходимо внести комментарий, добавить его в определенный класс-критерий, а система автоматически выставит подходящую оценку. Это удобно не только для учителя, но и для учеников – меньше субъективности в оценке, а также им доступна вся обратная связь по заданию от учителя. Они легко могли подтянуть свои знания по всякому предмету.

Потеря своего кабинета подтолкнула меня установить хорошие рабочие отношения с коллегами (раньше мне постоянно не хватало времени). Мы собираемся с учителями в перерывах и после уроков в учительской и обсуждаем успехи и неудачи наших учеников, проблемы школы, вопросы педагогики и многое другое. Я намного лучше узнала своих коллег и круг их профессиональных интересов, раньше общение ограничивалось приветствиями в коридоре. Общение с ними помогло мне обнаружить несколько новых методов и подходов работы с детьми. А ведь ничего бы этого не произошло, если бы я осталась в своем кабинете.

Главный недостаток работы без собственного кабинета – очень трудно сосредоточиться и побыть одному, в учительской слишком много отвлекающих факторов. В таких ситуациях я использую наушники, даже если и не слушаю музыку: они показывают остальным, что сейчас я недоступна для разговора.

Также мне кажется, что школьникам не очень комфортно приходить на консультацию в учительскую: поэтому я устраиваю встречи в рекреациях, библиотеке или свободных кабинетах.

Станет ли это новой моделью поведения в будущем?

Предложила бы я использовать такую модель в других школах? Это зависит от нескольких факторов. Я думаю, ученики младших классов должны учиться в хорошо знакомом кабинете, в который они приходят каждый день вместе со своим учителем, в котором они могут оставить все свои вещи на целый день. А учителя начальных классов должны иметь места для хранения материалов, к которым им необходимо часто обращаться.

Потеря собственного кабинета стала для меня стимулом внедрить современные технологии в свою работу и пересмотреть отношение к наглядному материалу в классе, поэтому для меня такая потеря оказалась полезной.

В апреле текущего года, оглашая Послание Федеральному Собранию РФ, Президент РФ Владимир Путин заверил, что государство сделает все, чтобы для молодого поколения России было открыто как можно больше возможностей в жизни. "Этот путь, конечно же, начинается в школе, она была и, уверен, будет для ребят вторым домом, который должен стать уютным и современным", – подчеркнул глава государства.

Стоит признать, что уютной и современной может быть только та школа, которая, помимо собственно реализации образовательных программ, способна создать безопасные условия обучения в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся. В первую очередь, речь идет о санитарно-эпидемиологических требованиях и гигиенических нормативах, касающихся образовательных организаций.

В преддверии нового учебного года не лишним будет вспомнить ключевые моменты указанных актов. Ознакомление с ними будет полезно как руководителям и сотрудникам образовательных организаций, так и школьникам и их родителям.

Требования к территории

Требования к помещениям

Соответствующие нормы санитарных правил предусматривают требования к:

Нормативы площадей основных помещений образовательных организаций тоже строго регламентированы – они представлены в виде таблицы в СанПиН 1.2.3685-21. К примеру, площадь учебных помещений при организации групповых форм работы и индивидуальных занятий берется из расчета 3,5 кв. м/чел, помещений, оборудованных индивидуальными рабочими местами с персональным компьютером, – 4,5 кв. м /рабочее место, мастерских трудового обучения, кабинета кулинарии и домоводства – 6 кв. м/рабочее место, туалетов – 0,1 кв. м/чел, комнат гигиены девочек – 3 кв. м. Актовый зал должен быть не менее 0,65 кв. м/посадочное место, а спортивный зал – 10 кв. м/чел с раздевалкой минимальной площадью 14 кв. м. Ширина рекреаций зависит от расположения кабинетов: при их одностороннем расположении – 4 м, при двухстороннем – 6 м.

Требования к уборке

В свою очередь, спортивные залы нужно мыть минимум 2 раза в день, а также проветривать в течение не менее 10 минут после каждого занятия. Аналогичная периодичность проветривания предусмотрена для гимнастического, хореографического и музыкального залов. Спортивный инвентарь и маты в спортивном зале ежедневно протираются с использованием мыльно-содового раствора, а ковровые покрытия ежедневно очищаются пылесосом и раз в месяц подвергаются влажной обработке.

Самые жесткие требования к чистоте установлены в отношении школьных туалетов, столовых, вестибюлей, рекреации – их влажная уборка проводится после каждой перемены. Причем по мере загрязнения, но не менее 2 раз в день, уборщицы должны чистить раковины и унитазы с помощью моющих и дезинфицирующих средств. Сидения на унитазах, ручки сливных бачков и ручки дверей также следует мыть ежедневно теплой водой с мылом или иным безвредным для здоровья человека моющим средством. Санитарно-техническое оборудование подлежит ежедневному обеззараживанию. Не стоит забывать и о чистоте вытяжных вентиляционных решеток – периодичность их очистки не урегулирована, она проводится по мере загрязнения.

Что касается требований к материалам и покрытию, позволяющим проводить обработку с применением моющих и дезинфицирующих средств, то они касаются:

  • столов и стульев;
  • столовой мебели;
  • спортивного оборудования;
  • отделки пола, стен и потолков, иных строительных и отделочных материалов.

Не менее важное требование – отсутствие в помещениях школ насекомых, грызунов и следов их жизнедеятельности. "При появлении синантропных насекомых и грызунов проводится дезинсекция и дератизация. Дезинсекция и дератизация проводится в отсутствии детей и молодежи", – следует из текста санитарных правил.

Требования к организации образовательного процесса

Нормативы продолжительности учебных занятий для обучающихся разбиты по классам, а для первоклассников – еще и по сезону. В частности, в период с сентября по декабрь уроки в 1-х классах должны длиться не более 35 минут, а с января по май – 40 минут. Сокращенное время занятий – по 40 минут – предусмотрено и для классов, в которых обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья. Для всех остальных продолжительность занятий традиционна – 45 минут.

Требования к учебникам

Последняя группа общих требований касается печатных учебных изданий и содержит ограничения в части:

  • веса учебников: для 1-4-х классов – не более 300 г, для 5-6-х классов – 400 г, для 7-9-х классов – 500 г, для 10-11-х классов – 600 г – отклонение от этих показателей в сторону увеличения допускается только в пределах 10%;
  • способов скрепления блока издания – нельзя применять такие способы, которые могут привести к ухудшению условий чтения (шитье проволокой втачку, клеевое бесшвейное скрепление);
  • корешковых полей: на развороте издания они должны быть не менее 26 мм, а на странице, включая верхние, наружные и нижние поля, за исключением их иллюстрированного заполнения, – не менее 10 мм;
  • применения для выделения текста цветных красок – на уровне начального общего образования допустимо не более 3 цветных красок, на уровне основного общего образования – не более 2 цветных красок;
  • полиграфических материалов, применяемых для изготовления печатных учебных изданий, – они должны соответствовать требованиям химической безопасности, в частности, по содержанию фенола и формальдегида;
  • количества переносов на странице – их допускается не более 4.

Для учебных изданий, предназначенных для начальной школы, включая прописи, некоторые требования конкретизированы.

Также установлен ряд запретов, касающихся: печати текста с нечеткими ("рваными") штрихами знаков; применения шрифтов узкого начертания (допускается исключительно для оформления заголовков); двухколонного набора текста (такой возможен только при печати стихотворений); применения выворотки шрифта и цветных красок на цветном фоне, в том числе для наглядных изображений – графиков, схем, таблиц. Дополнительно в изданиях не допускаются дефекты, приводящие к искажению или потере информации, ухудшающие удобочитаемость, условия чтения: непропечатка (потеря элементов изображения), смазывание, отмарывание краски, забитые краской участки, пятна, царапины, сдвоенная печать; затеки клея на обрезы или внутрь блока, вызывающие склеивание страниц и повреждение текста или иллюстраций при раскрывании; деформация блока или переплетной крышки (п. 213 СанПиН 1.2.3685-21).

Понимая всю важность деятельности общеобразовательных организаций как фундамента, формирующего у молодого поколения россиян базовые мировоззренческие установки и необходимые для жизни знания и умения, государство даже в условиях распространения новой коронавирусной инфекции продолжило курс на совершенствование условий пребывания детей в школах, в том числе – посредством актуализации государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

Напомним, рассматриваемые санитарные правила являются обязательными для исполнения гражданами, юридическими лицами и ИП при осуществлении ими образовательной деятельности (п. 3 ст. 39 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"). Их несоблюдение грозит административными санкциями по ст. 6.3 КоАП – как в виде штрафа, так и в виде административного приостановления деятельности на срок до 90 суток.

Учительская должна быть удобно связана с учебными помещениями. Поэтому в крупных школах разрешается проектировать несколько помещений для учительских, связанных с возрастными группами учащихся. Кабинет заведующего учебной частью удобно размещать рядом с учительской. [1]

Учительская ( букв, комната учителей) здесь. [2]

В учительской ( профессиональной) деятельности есть и свои специфические ( предметные) действия, не совпадающие с учебными действиями. [3]

Потом в учительской преподаватель литературы с напускным ужасом говорила завучу: Уманский дождется. [5]

Ахинеев стоял среди учительской и толковал о порочных наклонностях ученика Высекина. Высокий дом вытянулся во двор, заросший дерном, чистый и пустынный, с колодцем среди него. [6]

В группу служебных помещений входят учительская и комната учебных пособий, кабинет директора и заведующего учебной частью, канцелярия, ком-нага технического персонала и хозяйственная кладовая; в школах-интернатах к этой же группе относятся кабинет старшего воспитателя и комнаты дежурных воспитателей. Канцелярия и кабинет директора должны располагаться на первом этаже, желательно вблизи вестибюля, комната технического персонала у входа в школу. [7]

Расчетную температуру, воздуха для вентиляции учебных помещений и учительской принимают по параметрам А для холодного периода года. [8]

Подготовка студента к профессиональной деятельности ( например, к учительской в школе) не сводится к привитию навыков простого моделирования вузовской методики. Эта методика не рассчитана на подражание и непосредственный перенос в новые условия: прямая экстраполяция вузовских методов и приемов на условия будущей работы специалистов психологически противопоказана. [9]

Трехклассная низшая школа: шинельная, 3 рекреационных, 3 класса, учительская и квартира заведующего. [10]

Устройство вытяжных каналов можно не предусматривать так же в случае, если в помещениях учительской , библиотеки, кабинетов администрации и в комнатах отдыха имеются наружные окна с фрамугами или форточками. [11]

В помещениях начальных классов, лабораториях, учебных кабинетах, мастерских, помещениях медицинского назначения, учительской , комнате технического персонала обязательно устанавливают умывальники. [12]

Фильм В нашей школе представляет ряд сценок-ситуаций в классе, коридоре, на пионерском сборе, в учительской . В этом фильме кинокадры имеют не описательный и не констатирующе-результативный характер ( как, например, перечень достижений в колхозе), а запечатлевают моменты из школьной жизни. И это позволяет провести весь фильм на диалогах и полилогах. [13]

По важнейшей теме Создание интерьеров и оборудования общественных зданий для строительства в 1971 - 1975 гг. разработаны: номенклатура, задания на типовое проектирование и композиционные схемы оборудования и мебели для помещений общеобразовательных школ - учительской , кабинета географии, мастерских ( слесарной и столярной), а также для помещений лаборатории химии общеинститутских кафедр вузов, рекомендации по оптимальным световым и цветовым решениям интерьеров помещений учительской, кабинета географии, мастерских. [14]

По важнейшей теме Создание интерьеров и оборудования общественных зданий для строительства в 1971 - 1975 гг. разработаны: номенклатура, задания на типовое проектирование и композиционные схемы оборудования и мебели для помещений общеобразовательных школ - учительской, кабинета географии, мастерских ( слесарной и столярной), а также для помещений лаборатории химии общеинститутских кафедр вузов, рекомендации по оптимальным световым и цветовым решениям интерьеров помещений учительской , кабинета географии, мастерских. [15]


Abart


Не совсем убрать собираются, а в 203 кабинет перенести. Там не посидишь, только журналы хранить можно.


allstaregg



Машуня


QUOTE (allstaregg @ Jun 2 2007, 22:44)
нужна учительская =) где же преподаватели отсиживаться будут . ;)


Нaдюшкa


Надо оставить, без учительской не интересно. Если ее уберут, не будет такого места в школе, которое бы являлось "загадкой" для учеников.


allstaregg



Abart


Ага, куда продавцы свои шмотки, косметику, сухофрукты приносить будут?
Я против учительской проголосовала. И собственным кабинетом под будущее "хранилище журналов" пожертвовала.

QUOTE (allstaregg @ Jun 2 2007, 22:48)
загадки впринципе никакой и нету =))


allstaregg


QUOTE (Abart @ Jun 2 2007, 22:49)
Ага, куда продавцы свои шмотки, косметику, сухофрукты приносить будут?
Я против учительской проголосовала. И собственным кабинетом под будущее "хранилище журналов" пожертвовала.

QUOTE (allstaregg @ Jun 2 2007, 22:48)
загадки впринципе никакой и нету =))


Alligator



Б@гир@



Abart


QUOTE (Б@гир@ @ Jun 4 2007, 18:31)
А с чего убирают учительскую? Что места в школе не хватает?


Чтобы учителя не устраивали себе "перекуры" каждый час, а работали непрерывно весь рабочий день. На переменах за детьми надо следить, слишком много травм на переманах в последнее время.


Б@гир@


QUOTE (Abart @ Jun 4 2007, 18:48)
На переменах за детьми надо следить, слишком много травм на переманах в последнее время.


Abart


QUOTE (Б@гир@ @ Jun 4 2007, 18:59)
Правильно. Давайте к каждому ребёнку приставим надсмоторщика. Куда катится мир.


К сожалению, курение будущих матерей, состояние атмосферы города и т.п. приводят к неврологическим проблемам у детей. В результате многие дети гиперактивны, у многих плохая реакция, плохая координация движений, отсутствует внутренний контроль. Количество травм реально увеличилось. Только за последнюю четверть один перелом ноги, два сотрясения.


Б@гир@


QUOTE (Б@гир@ @ Jun 4 2007, 18:59)
Правильно. Давайте к каждому ребёнку приставим надсмоторщика. Куда катится мир.


Abart


За жизнь и здоровье детей во время нахождения в школе отвечают учителя по закону. Дежурные могут следить за порядком, но в случае чего - отвечать всё равно учителям. Вот они и выходят из положения, как могут.

Про ОБУЧЕНИЕ - это тоже заблуждение. Школа занимается не обучением, а образованием (так и называется "образовательное учреждение"). Образование - это обучение плюс воспитание. Так что поведение детей на переменах, организация перемен - это и есть самая для учителей задача. Процесс воспитания происходит перманентно, для него нет перемен.


Б@гир@


Объясните пожалуйста: что если уберут учительскую учителя будут гулять по коридорам и смотреть за ученичками? Кто их обяжет? И кто будет за этим следить?

В пространстве для учителей используются те же самые принципы и приёмы дизайна, что и в библиотеке, рекреации, учебной аудитории и т. д. В первую очередь, мы имеем в виду многофункциональность, гибкость, зонирование, модульность и другие принципы, о которых писали ранее

Визуальное разделение на зоны происходит не только с помощью перегородок, но также благодаря разнообразной мебели и освещению . Например, уголок для тихого отдыха отличается от рабочей зоны наличием мягких удобных диванов и приглушённого света, а в зоне совещаний внимание сразу привлекает большой стол для переговоров.

учительский стол в школе

Поскольку школьная учительская предназначена в первую очередь для отдыха и работы педагогов, то её оформление следует выдерживать в спокойных оттенках с редкими акцентными вставками. Особенно актуальным становится экодизайн , поскольку с его помощью городские жители могут расслабиться и обрести внутреннее спокойствие. Особенными чертами экодизайна являются светлые помещения, тёплые нейтральные тона, природные материалы в отделке и наличие растений.

учительский стол и стул

Также в учительской возможно создание более динамичной и бодрой атмосферы: для этого используются яркие акценты в мебели и отделке. Однако очень важно соблюсти баланс и сохранить преобладание нейтральных светлых оттенков (не менее 80% от общей площади отделки), в противном случае сотрудникам будет сложно сосредоточиться на работе или расслабиться, что повлияет не только на общую эффективность, но и на психоэмоциональное состояние педагогического состава.

Для встречи учителей и родителей

В современной школе также необходимо предусматривать удобные места для встреч учителей с родителями. К сожалению, о них часто забывают, и родители вынуждены обсуждать насущные вопросы в холлах или коридорах школы, зачастую не имея возможности даже присесть. Мы считаем, что родители — такие же полноправные участники образовательного процесса, поэтому в своих проектах всегда учитываем их потребности.

Где родителям обсуждать насущные вопросы с учителями? Если в учительской оборудована зона для переговоров и она свободна в нужный момент, то педагог может пригласить родителей туда, однако в этом случае учитель имеет более выигрышную позицию, поскольку он находится в своей рабочей обстановке. В этом случае педагог неизбежно будет лидировать в беседе и разговора на равных не состоится.

По этой причине мы рекомендуем или создавать в школах специальные переговорные комнаты, или использовать для бесед школьное кафе с неформальной обстановкой . В этих помещениях родители и учителя смогут выступать на равных позициях — только так они смогут достичь настоящего взаимопонимания и вместе стремиться решить возможные проблемы.

Для родителей

Родители учеников — тоже полноправные участники образовательного и воспитательного процесса, однако зачастую в школе для них не предусмотрены места. Не всегда родители даже могут с комфортом подождать окончания занятий у своего ребёнка, поэтому начать следует именно с организации удобных мест ожидания . Как правило, их размещают в вестибюле до турникетов, но также родители могут ждать в холле на первом этаже или в кафе.

Места ожидания должны быть удобными, но в меру, чтобы родители не засиживались на несколько часов. В качестве мягкой мебели хорошо использовать пуфы с обивкой из экокожи или небольшие диванчики. Рядом нужно поместить стенд с расписанием звонков, уроков и важных объявлений, а также зарядную станцию для мобильных телефонов. Здесь же может размещаться небольшая выставка детских работ или телевизионный экран с эпизодами школьной жизни.

кафе в школьной столовой

Другой вариант организации места для ожидания — это школьное кафе, в некоторых школах даже существуют кафе только для взрослых. Здесь родители могут с комфортом разместиться в неформальной обстановке, перекусить и пообщаться с другими родителями.

Не всегда под кафетерий получается выделить отдельное помещение, в таком случае разместить кафе можно прямо в холле или рекреации . Эту зону следует визуально выделить с помощью цвета, светильников или текстур — кафетерий не должен сливаться с общим интерьером холла, он должен быть заметен для родителей, которые не очень хорошо знают школьное здание.

Также можно проводить различные лекции и дополнительные занятия именно для родителей — это поможет им воспринимать школу не просто как здание, куда ходят учиться их дети, но и как понятное и знакомое лично им пространство. Школа должна показать, что она думает о родителях и готова принять их в свои стены , и тогда взрослые будут активнее включаться в школьную жизнь.

Читайте также: