Почему постимпрессионистов принято считать предшественниками модернизма кратко

Обновлено: 05.07.2024

Постимпрессионизм — это собирательное название множества разрозненных течений живописи конца XIX — начала XX века. В тот период формировались новые художественные школы, которые оказывали друг на друга сильное влияние. Постимпрессионизм ускорил завершение переходного периода от традиционного академического искусства к живописным стилям ХХ века.

История развития и основные направления постимпрессионизма

Постимпрессионизм появился во Франции в середине 1880-х годов в результате кризиса импрессионизма и попыток мастеров кисти найти созвучные новому веку изобразительные средства. Постимрессионисты отказывались изображать на холсте мимолетное впечатление действительности, стремились раскрыть суть предметов и запечатлеть длительное состояние окружающего мира.

Постимпрессионизм и импрессионизм, несмотря на некоторую абсурдность звучания этого выражения, длительное время существовали параллельно. У художников-новаторов не было единой программы, методов и выразительных средств для преодоления устоявшихся догм в живописи. Многие постимпрессионисты изначально тяготели к импрессионизму, но постепенно отказались от его эстетики в пользу декоративной стилизации своих произведений.

Постимпрессионизму характерно бурное одновременное развитие большого количества новых разнородных направлений. Помимо неоимпрессионизма, свой след в истории искусства оставили и другие течения:

Под влиянием Поля Гогена на севере Франции в исторической области Бретани работали художники Понт-авенской школы: Эмиль Бернар (Émile Bernard), Поль Серюзье (Paul Sérusier), Шарль Лаваль (Charles Laval).

Отдельные сообщества художников-постимпрессионистов на рубеже XIX-XX веков создавались в других уголках мира: в Англии (Кэмден Таун Групп), Канаде (Группа семи), скандинавских странах (здесь работали норвежские мастера изобразительного искусства Эдвард Мунк (Edvard Munch), Петер Крейер (Peder Krøyer) и датсуий художник Вильгельм Хаммерсхей (Vilhelm Hammershøi).

Отличительные черты постимпрессионизма

Постимпрессионизм послужил ощутимым толчком к развитию новых направлений в живописи: символизму, кубизму, модерну и экспрессионизму, с которыми его объединяет многое. Но есть и уникальные отличительные черты:

  • сосредоточение на истинной сути материальных вещей и явлений;
  • обращение к эмоциям для установки глубокой связи со зрителями;
  • потребность в передаче длительного, а не одномоментного состояния реального и чувственного мира;
  • акцент на символическом содержании произведения;
  • яркость цветовой гаммы;
  • доминирование плоскости, сознательный отказ от трехмерного изображения образов.

Знаменитые художники-постимпрессионисты — Ван Гог, Сезанн, Гоген и другие

Имена великих мастеров-импрессионистов хорошо знакомы даже весьма далеким от искусства людям. Достойны упоминания в нашей статье многие художники, но мы ограничимся лишь несколькими из них:

Поль Сезанн (Paul Cézanne) — ровесник многих выдающихся импрессионистов, один из самых авторитетных художников в современной живописи. Использовал метод контраста для построения цвета прочной формы. Считал, что творцу не нужно подражать природе, а необходимо самовыражаться в своих произведениях. Сезанн — создатель радикально нового способа трактовки общепринятой прямой перспективы.

Винсент Ван Гог (Vincent van Gogh) — экстраординарная личность со сложной судьбой. Его признали гением только после смерти. На протяжении всей жизни много экспериментировал, отвергал академическое представление о живописи. Создал неповторимую узнаваемую манеру рисования с насыщенными цветами, размашистыми мазками, элементами декоративности и многосмысленности. Оказал решающее влияние на становление нового стиля в искусстве — экспрессионизма.

Жорж Сёра (Georges Seurat) — создатель пуантилизма, уникальной техники изобразительного искусства. Заменил произвольные мазки на своих картинах досконально выверенными точками. Умело подбирал контрастные цвета, чтобы отобразить на холсте застывшее мгновенье. Его картины наполнены стилизованными фигурами упрощенной формы в удивительной хроматической гармонии.

Анри Руссо (Henri Rousseau) — художник-самоучка, выдающийся представитель примитивизма, автор множества экзотических пейзажей, в том числе с изображением джунглей. Творчество Руссо отличают четко очерченные формы, насыщенность цвета и подробно прорисованные детали. Работами художника восхищался знаменитый кубист Пабло Пикассо (Pablo Picasso).

Анри Тулуз-Лотрек (Henri Toulouse-Lautrec) — выходец из знатной семьи аристократического рода, в детстве получивший тяжелую травму и ставший инвалидом. Умело изображал жизнь артистической богемы, внес большой вклад в искусство написания афиш. Создавал произведения на социальную тематику в игривой и легкой манере. Вёл скандальную жизнь и злоупотреблял алкоголем, с презрением относился к буржуазному обществу.

Современники не оценили по достоинству большинство картин постимпрессионистов. Многие художники получили мировую известность только после своей смерти. Но сегодня их работы пользуются огромной популярностью и украшают экспозиции ведущих музеев мира.

Яркие произведения признанных мастеров можно найти и в каталогах портала Very Important Lot. Участвуйте в онлайн-аукционах, чтобы получить уникальную возможность стать полноправным владельцем достойной картины.

В период с 1920-х годов по 1930-е годы постимпрессионисты следовали за импрессионистами, свободно выражая свои впечатления от предметов и явлений.

Чтобы получить более броский эффект, предметы на многих полотнах постимпрессионистов изображались неточно. Художники использовали очень грубые мазки кистью и передавали тему поверхностно, не заботясь о глубоком содержании.

Постимпрессионизм считался коммерчески выгодным, и многие быстро подхватили его приёмы. Среди самых копируемых работ в мире изобразительного искусства были работы Эдуарда Кортеса.

Академическое искусство

Понимание позы, жестов, выражения лица, отражающих эмоции и темперамент человека, выявляет необычайную способность Бугро передавать глубокое содержание с помощью мельчайших деталей.

Похоже, старшая сестра посвящает всё своё время и усилия заботе о младшей сестрёнке, жертвуя и страдая ради неё, чтобы у ребёнка не было никаких хлопот. Эти образы вызывают сочувствие и сопереживание у зрителя.

Сопоставляя разные направления изобразительного искусства

Во времена промышленной революции многие писатели и художники отреагировали на происходящее, выражая одобрение или несогласие. Несмотря на то, что железные дороги и новые технологии появились во Франции уже при жизни Бугро, они не фигурируют на его полотнах — он их игнорировал. Полотна Бугро представляют спокойные пасторальные сцены, изображающие интимные моменты жизни.

Постимпрессионисты часто помещали себя посреди городских улиц, передавая энергетику бурлящего города. Они наносили кистью простые штрихи, чтобы передать движение и свет.

С расцветом импрессионизма изобразительное искусство превратилось скорее в хобби, мастерство было утрачено. Художникам академической школы требовались годы подготовки, чтобы точно изобразить людей или предметы и усвоить принципы и свойства света, тени и форм. Техника импрессионистов была настолько примитивна, что критиковать их работы было невозможно.

Чем более размышляешь о выставке, тем более очевидным становится контраст разных направлений изобразительного искусства.

Итак, в статье "Несколько слов о модернизме" речь уже шла о данном направлении искусства, но лишь о моменте возникновения.

Импрессионизм — это направление в живописи, зародившееся во Франции в 1860-х гг. и во многом определившее развитие искусства 19 века.

Импрессионисты выступали против условностей классицизма и академизма, сильных, иногда, бунтарских страстей романтизма, утверждали красоту повседневной действительности, простых, демократических мотивов, добивались живой достоверности изображения, пытались уловить "впечатление" от того, что глаз видит в конкретный момент настоящего времени.

Из родственных течений этапа декаданса ближе всего к импрессионизму находится символизм. Однако и импрессионизм, и символизм (как и декаданс) не являются стилевыми категориями, они лишь отражают некоторые стороны творческого метода. Поэтому многие художники, начиная работать как символисты (и во вполне академической манере письма), затем переходили к импрессионистическому методу. И в целом так можно сказать обо всех течениях модернизма.

Первая важная выставка импрессионистов проходила с 15 апреля по 15 мая 1874 года в мастерской фотографа Надара. Там было представлено 30 художников, всего 165 работ.

Клод Моне "Впечатление. Восход солнца". 1872 год.

Центральными фигурами этого направления были Моне , Ренуар , Дега , Писсарро и др. Вклад каждого из них уникален.

Наиболее типичной для импрессионистов темой является пейзаж, однако они в своём творчестве затрагивали и многие другие темы. Дега, например, изображал скачки, балерин и прачек, а Ренуар - очаровательных женщин и детей.

В импрессионистических пейзажах, создаваемых на открытом воздухе (Пленэр), простой мотив часто преображается всепроникающим подвижным светом, вносящим в картину ощущение праздничности.

В отдельных приёмах импрессионистского построения композиции и пространства ощутимо влияние японской гравюры и отчасти фотографии.

Оскар Клод Моне — французский живописец, один из основателей импрессионизма.

Эти и другие работы Моне см. по ссылке .

Эдуард Мане — французский живописец, гравёр. Предшественник, современник и вдохновитель импрессионистов. Был увлечен импрессионизмом сам, но не являлся художником-импрессионистом как таковым.

Эти и другие работы Мане см. по ссылке.

Пьер Огюст Ренуар — французский живописец, график и скульптор, один из основных представителей импрессионизма.

Эти и другие работы Ренуара см. по ссылке.

Жакоб Абраам Камиль Писсарро — французский живописец, один из ведущих мастеров импрессионизма, и ставший учителем и наставником для молодых художников.

Эти и другие работы Писсаро см. по ссылке.

Илер-Жермен-Эдгар де Га или Эдгар Дега — французский живописец, один из оригинальнейших представителей импрессионизма.

Эти и другие работы Дега см. по ссылке.

Импрессионизм получил распространения и за пределами Франции, приведём несколько представителей в качестве примера.

Федерико Дзандоменеги – итальянский художник-импрессионист, участник группы маккьяйоли.

Маккьяйоли — группа итальянских художников, сформировавшаяся во Флоренции к началу 1860-х годов. К 1880-м годам движение распалось, а ряд членов группы (Дж. Де Ниттис, Ф. Дзандоменеги) обратились к импрессионизму.

Эти и другие работы Дзандоменеги см. по ссылке.

Эти и другие работы Ниттиса см. по ссылке.

Иван Иванович Труш — живописец-импрессионист, мастер пейзажа и портретист. Родился в городе Львов. В 1891-1897 учился в Краковской школе искусств у Я. Матейко и Я. Станиславского, в Вене. В Мюнхене у А. Ашбе.

Эти и другие работы Труша см. по ссылке.

В России импрессионизм широкого распространения не получил. Зародившись в конце XIX столетия и почти приобретя собственное звучание, русский импрессионизм начал активно вытесняться авангардом. И тем не менее импрессионизм оказал влияние на русских художников (и появлялись художники, желающие полностью реализоваться своё творчество в импрессионистическом стиле, и художники, создавшие несколько работ в данном стиле).

Леонард Викторович Туржанский — русский художник-импрессионист, мастер пейзажной живописи. Художественное образование получил в МГХПА им. С.Г. Строганова (современное название университета).

Эти и другие работы Туржанского см. по ссылке .

Сергей Арсеньевич Виноградов — русский художник, график и живописец, действительный член Академии художеств. Был увлечён импрессионизмом. Создал ряд картин в данном стиле. Образование получил: Московское училище живописи, ваяния и зодчества, Санкт-Петербургская академия художеств.

Эти и другие работы Виноградова см. по ссылке.

Импрессионизм вдохновляет художников и сегодня. На этой волне интереса был открыт Музей русского импрессионизма, в котором постоянная экспозиция охватывает значительный период времени: от картин мастеров, заложивших основы импрессионистической стилистики в нашей стране, до работ известных всему миру современных художников. Подробнее см. Музей русского импрессионизма.

В ПАРКЕ. 1880 ГОД. Константин Алексеевич Коровин — русский живописец, театральный художник, педагог и писатель. Академик живописи. Главный декоратор и художник московских театров. Картина другого художника Виноградова из галереи выше, как раз, посвящена ему. И о его ученике, Герасимове шла речь выше. (Обо всех картинах в галерее подробнее на сайте Музея русского импрессионизма).

МОНМАРТР НОЧЬЮ. 1934 ГОД. Александр Михайлович Герасимов — российский, советский художник-живописец, архитектор, теоретик искусства, педагог, профессор. Народный художник СССР. Лауреат четырёх Сталинских премий. Первый президент Академии художеств СССР в 1947—1957 годах. Ученик К.А. Коровина.

ЛЕТО. 1911 ГОД. Николай Петрович Богданов-Бельский — русский художник-передвижник, действительный член Императорской Академии художеств, председатель Общества имени Куинджи. Некоторое количество работ создал в стиле импрессионизм.

В ПАРКЕ. 1880 ГОД. Константин Алексеевич Коровин — русский живописец, театральный художник, педагог и писатель. Академик живописи. Главный декоратор и художник московских театров. Картина другого художника Виноградова из галереи выше, как раз, посвящена ему. И о его ученике, Герасимове шла речь выше. (Обо всех картинах в галерее подробнее на сайте Музея русского импрессионизма).

Постимпрессионизм — термин, принятый в искусствознании для обозначения магистральной линии развития французского искусства, начиная со второй половины 1880-х гг. до начала 20 в.

Каждый из этих мастеров работал самостоятельно и искал свой собственный путь в искусстве. Они не входили, как импрессионисты, в единую группу. Художников объединяло лишь то, что основой их творческих поисков был импрессионизм. Почти все они начинали свой путь в искусстве в русле этого течения, использовали открытия импрессионистов в области цвета, композиции, техники живописи, раздельного мазка и др.

Главное отличие постимпрессионистов от импрессионистов состояло в том, что они отвергали метод только зрительного наблюдения и изображения лишь внешности, поверхности явлений жизни.

Каждый из участников этого движения стремился по-своему переработать импрессионизм, восполнив в нём то, чего ему, по их мнению, недоставало.

Поль Сезанн — французский живописец, яркий представитель постимпрессионизма.

Художественное наследие Сезанна составляет более 800 работ маслом, не считая акварелей и других произведений.

Эти и другие работы Сезанна см. по ссылке .

Винсент Виллем Ван Гог — нидерландский художник-постимпрессионист, чьи работы оказали вневременное влияние на живопись XX века. За десять с небольшим лет он создал более 2100 произведений, включая около 860 картин маслом.

Эти и другие работы см. по ссылке .

Эжен Анри Поль Гоген — французский живописец, скульптор-керамист и график. Наряду с Сезанном и Ван Гогом был крупнейшим представителем постимпрессионизма. В начале 1870-х годов начал заниматься живописью как любитель. Ранний период творчества связан с импрессионизмом.

Эти и другие работы Гогена см. по ссылке .

Постимпрессионизм также получил распространение за рамками Франции, например, в работах венгерского художника Тивадара Костка Чонтвари.

Другие его работы см. по ссылке.

Группа Наби (Les Nabis) — парижское творческое объединение, основанное в 1888 году Полем Серюзье (Paul Sérusier). Творчество группы Наби — важное промежуточное звено между академизмом и импрессионизмом, популярными в конце XIX века, и художественными направлениями начала XX столетия. Картины набидов близки к постимпрессионизму, символизму и модерну. Их трудно причислить к одному большому течению, так как молодые художники черпали вдохновение из разнообразных источников, создавая нечто новое и уникальное для своего времени.

В группу входили живописцы Морис Дени, Эмиль Бернар, Пьер Боннар, Кер-Ксавье Руссель, Жан Эдуар Вюйар, Поль Серюзье, Этьен Террюс, график и живописец Феликс Валлотон, священник и живописец Ян Веркаде, рисовальщик, живописец и писатель Анри-Габриэль Ибель и другие.

Несколько позднее к группе присоединились Поль Рансон, скульптор Аристид Майоль, занимавшийся в то время живописью и гобеленом, венгерский живописец Йожеф Риппл-Ронаи, скульптор Жорж Лакомб, датский художник Могенс Баллин.

Друзья проработали вместе около десяти лет. Последняя выставка набидов состоялась в Париже в 1899 году.

Несколько его работ в постимпрессионизме.

Его работа постимпрессионизма.

Другие работы группы "Наби" см. по ссылке.

Далее разберемся с терминологией пуантилизма и неоимпрессионизма.

1. Пуантилизм (от франц. pointiller писать точками) — течение в живописи конца 19 - начала 20 вв., характеризующееся манерой наложения чистых красок отдельными точечными мазками. Иногда относят к неоимпрессионизму, а иногда к постимпрессионизму. Иногда выделяют как отдельное небольшое направление в живописи. Также иногда синонимично называют как дивизионизм . Давая следующее определение:

Пуантилизм, или дивизионизм — стилистическое направление в живописи неоимпрессионизма, возникшее во Франции около 1885 года, в основе которого лежит манера письма раздельными (неизолированными) мазками правильной, точечной или прямоугольной, формы.

2. Дивизионизм (от франц. division разделение) — живописная система, характерная для неоимпрессионизма и разработанная Ж. Сёра и П. Синьяком; основывается на методичном разложении сложного цветового тона на чистые цвета, которые фиксируются на холсте чётко различимыми раздельными мазками в расчёте на оптическое смешение этих мазков при восприятии картины зрителем. Систему применяли А. Э. Кросс и отчасти К. Писсарро во Франции, Дж. Сегантини в Италии, Т. ван Рейселберге в Бельгии, в некоторых произведениях И. Э. Грабарь в России.

Неоимпрессионизм получил распространение также в Бельгии (Т. ван Рейселберге), Италии (Дж. Сегантини), где мастера неоимпрессионизма обычно сочетали его приёмы с объёмнопространственной трактовкой жанровых композиций и портретов.

В итоге имеем следующее:

Неоимпрессионизм — определение для обозначения течения во французской живописи конца 19 века, содержащее в себе стилистическое направление пуантилизм, или дивизионизм, и современные на тот момент, открытия оптики.

Жорж-Пьер Сёра – основатель неоимпрессионизма, французский художник, который ввел в живопись метод создания картин посредством нанесения на холст множества рядом расположенных точек чистых контрастных цветов (пуантилизм, или дивизионизм). Неоимпрессионизм оказал влияние на многих известных живописцев того времени.

Неоимпрессионизм вспыхнул и погас, но внёс неотменяемые изменения в мировую живопись. И дело не только в технике нанесения точек, которую с легкой руки Сёра применяли многие известные художники, но и в том, что Сёра (как и Ван Гог) вышел из импрессионизма и при этом знаменовал завершение его эпохи.

Работа Камиль Писсарро, созданная в 1888, под влиянием пуантилизма Сёра.

Поль Синьяк. Пуантилизм.

Работа русского художника Николая Мещерина

Итальянский художник-дивизионист Анжело Морбелли

Импрессионизм в литературе — один из литературных стилей, распространившийся в мире в конце XIX – начале XX веков, опиравшийся на мимолётные впечатления и ассоциации. Появился под влиянием одноимённого европейского живописного стиля.

В литературе, в отличие от живописи, импрессионизм не сложился как отдельное направление. Скорее можно говорить о чертах импрессионизма внутри разных направлений эпохи, прежде всего внутри натурализма и символизма.

Также же по обыкновенно относят весьма неоднородных писателей. Так например, Гольц, Шляф, Демель, Гауптман, Лилиенкрон, Ст. Георге, Томас Манн, Рильке, Альтенберг, Шницлер — в Германии и Австрии, братья Гонкуры, Маллармэ, Верлен, даже Бодлер — во Франции, Оскар Уайльд — в Англии и Кнут Гамсун — в Норвегии, — все эти писатели разными литературоведами признаются импрессионистами.
Уже из этого перечня ясно, что если их всех назвать импрессионистами, то нельзя импрессионизм трактовать как однородное явление. Их объединяет только внешнее, кажущееся единство.

Характерная тематика русского импрессионизма в литературе — мотивы смерти, гибели, угасания, отчаяния, тоски, обреченности, одиночества, ухода в мир мечты и т. д. (Анненский, Бальмонт, Зайцев, Блок, Белый и др.).

Музыкальный импрессионизм — музыкальное направление, аналогичное импрессионизму в живописи и параллельное символизму в литературе, сложившееся во Франции в последнюю четверть XIX века — начале XX века, прежде всего в творчестве Эрика Сати, Клода Дебюсси и Мориса Равеля.

Применение термина "импрессионизм" к музыке во многом условно: музыкальный импрессионизм не вполне аналогичен одноимённому течению в живописи. Главное в музыке композиторов-импрессионистов - передача настроений, приобретающих значение символов, фиксация едва уловимых психологических состояний, вызванных созерцанием внешнего мира. Это сближает музыкальный импрессионизм с искусством поэтов-символистов, для которого характерен культ "невыразимого".

Импрессионистские черты музыки К. Дебюсси, М. Равеля, П. Дюка, Ф. Шмита, Ж. Роже-Дюкаса и др. франц. композиторов проявляются в тяготении к поэтически-одухотворённому пейзажу ("Послеполуденный отдых фавна", "Ноктюрны", "Море" Дебюсси, "Игра воды", "Отражения", "Дафнис и Хлоя" Равеля и др.). Близость к природе, тонкие ощущения, возникающие при восприятии красоты моря, неба, леса, способны, по мысли Дебюсси, возбудить фантазию композитора, вызвать к жизни новые звуковые приёмы, свободные от академических условностей.

В начале 20 в. музыкальный импрессионизм распространился за пределами Франции, обретая у различных народов специфические национальные черты. В Испании: М. де Фалья, в Италии: О. Респиги, молодой А. Казелла и Дж. Ф. Малипьеро оригинально развивали творческие идеи франц. композиторов-импрессионистов. Своеобразен английский музыкальный импрессионизм с его "северной" пейзажностью (Ф. Дилиус) или пряной экзотикой (С. Скотт). В Польше представлял К. Шимановский (до 1920) с его ультрарафинированными образами античности и Древнего Востока. Влияние французского импрессионизма испытали в нач. 20 в. и некоторые русские композиторы (Н. Н. Черепнин, В. И. Ребиков, С. Н. Василенко в ранние годы его творчества).

Постимпрессионизм в живописи, краткое описание

Поль Гоген

Поль Гоген “Женщина, держащая плод”

Определение этого направления

Что такое постимпрессионизм? Так называют направление во французской живописи, появившееся во второй трети 19 века. Место будничных стоп-кадров без сюжета занимают осмысленные живописцами истории, и их картины становятся рассказами о сокровенном.

Поль Гоген раскрывал суть искусства, сравнивая его с зеркалом. Представитель постимпрессионизма увлекался не внешним, а внутренним. Художники задумываются о том, как вернуть в живопись содержание, которому не придавали значения импрессионисты.

Импрессионизм и постимпрессионизм в живописи развивались параллельно. Новое направление вобрало в себя черты предшественника, но некоторые принципы художники-постимпрессионисты отвергали категорически. Целью искусства они считали поиск новых выразительных средств, лучше подходящих эпохе. Живописцы большее внимание стали уделять философским вопросам. Общей программы и школы не появилось, определение тоже не сформировалось, но всех художников объединяла заинтересованность идейно-нравственными ценностями.

Особенности направления

Последователи стиля в отличие от натуралистов отказались сохранять на полотнах только видимое. Постимпрессионисты обратились к импрессионизму, который начался с творчества Клода Моне. Они активно использовали знания предшественников, но различия появились быстро. Техника живописи, способы нанесения мазков, тонкости передачи цветов, работа на открытом воздухе – все это оставалось одинаковым. Основные особенности постимпрессионизма связаны с философскими вопросами.

Отличие заключается в нежелании посвящать творчество сиюминутным ощущениям. Если кратко, для живописцев на первый план выходит состояние художника, а не желание подражать природе. Импрессионист задумывается, в каком мире он живет, как вернуть прошлые художественные традиции.

Характерные черты постимпрессионизма

  1. Драматизм в восприятии жизни (исключение – скандинавское направление).
  2. Представители нового стиля в живописи передавали эмоции и настроения с помощью абстракции.
  3. Кроме запоминающейся цветопередачи для стиля характерны оптические эффекты и особый порядок расположения объектов.
  4. Каждый живописец искал собственные методы переработки импрессионизма, добавляя те особенности, которых не хватало направлению на его взгляд.

Винсент Ван Гог

Нидерландский живописец Винсент Ван Гог – один из самых известных представителей направления. Его творчество повлияло на развитие искусства 20 века, хотя при жизни Ван Гога и не было предпосылок к такому. Критики принимали творчество гения холодно. Бедность и неудачи в любви довели его до сумасшествия и самоубийства.

Винсент Ванг Гог давал свое определение живописи. Он считал, что настоящие художники не повторяют вещи такими, какие они есть, а чувствуют себя этими предметами, поэтому и творят. Работы Ван Гога – проекции эмоций или впечатлений. Он болезненно ощущал несправедливость жизни, сочувствовал окружающим. Художник постоянно находился в конфликте с миром буржуазии. Драматичный взгляд на вещи отразился и в творчестве.

Автопортрет Ван Гога

Автопортрет

Ван Гог появился на свет в маленьком голландском городе Грот-Зундерте в семье пастора. Увлечение живописью началось с 16 лет – в этом возрасте юноша стал помогать торговцу картинами. Вопросы религии серьезно увлекали будущего художника. Он выступал с проповедями перед шахтерами. Однако произошел конфликт с властями. Винсенту Ван Гогу пришлось вернуться в отчий дом.

После этих событий художник решает посвятить жизнь творчеству. Для него постимпрессионизм – это больше, чем искусство. На полотнах того времени появляются обездоленные герои – крестьяне, шахтеры и землекопы. Отец в штыки воспринял желание сына поднимать социальные вопросы. Из-за конфликта на этой почве художник вынужден переехать из родного города в Париж. В столице Франции жил его брат Тео, который поддержал живописца.

Художник познакомился с японскими гравюрами и творчеством Делакруа. Серьезное впечатление на него произвели работы Гогена, Писсаро и Бернара. Ван Гог приходит в восторг от импрессионизма, участвует в выставках. На полотнах того периода важное место занимают светлые тона и яркие краски.

Из Парижа в 1887 году художник переезжает в город Арль на юге страны. Работа кипит – за следующие 12 месяцев художник написал 200 полотен. Сначала живописец работает вместе с другом Гогеном, но из-за постоянных ссор приятели не в силах работать в одной мастерской.

Душевное состояние Ван Гога ухудшается из-за конфликтов, негативных оценок критиков, голода и безденежья. Постимпрессионист однажды сорвался и отрезал свою мочку уха. После этого инцидента пристанищем гения становится больница для душевнобольных. В клинике он продолжает писать картины. Творчество становится единственной отдушиной.

На полотнах сохраняются противоречивые чувства постимпрессиониста. Он восторгается миром вокруг, но постоянно тоскует и беспокоится. Мир вещей воплощает сомнения и страхи – предметы становятся отражением эмоций. Даже дом художник умудряется изобразить со свойственным ему драматизмом.

После лечения художник переезжает в Овер, где находится под наблюдением психиатра Гаше. Врач тоже увлекается живописью. Это обстоятельство позитивно сказывается на состоянии здоровья пациента. Ван Гог работает увлеченно, но все чаще чувствует себя одиноким и несчастным. Один из приступов завершается трагически – 29 июля 1890 года живописец сводит счеты с жизнью.

Винсент Ван Гог

“Автопортрет с перевязанным ухом и трубкой”

Для творчества этого художника характерны яркие мазки. Некоторые из них расположены на картинах параллельно, другие – зигзагообразно. Иногда появляется ощущение, что гений наносит краски не кистью, а просто с силой выдавливает их на холст из тюбиков. Все объекты находятся в движении. Примеры не нужно долго искать. На полотнах ветер сгибает деревья, содрогаются скалы, Солнце неистово пылает, земля пульсирует.

Один из главных способов выражения эмоций – игра с цветом. Настроение постимпрессионист передавал при помощи сочетаний красок. Некоторые создают ощущение гармонии, другие напротив конфликтуют, вызывая дискомфорт и отторжение. Современники не оценили новый взгляд на творчество. Признание пришло только после смерти гения.

Поль Сезанн

Автопортрет Поля Сезанна

“Автопортрет”

Работы Поля Сезанна украшали первую выставку импрессионистов. После нее он вернулся в родной Прованс. В течение 20 лет художник вел затворнический образ жизни и работал не переставая. В результате 150 полотен, отправленных в Париж, были приняты молодым поколением тепло. Постимпрессионист работает над автопортретами, увлеченно пишет родственников и друзей. Он не оставляет без внимания пейзажи и натюрморты. Фантастические образы он ненавидит, считая, что жизнь важно показывать без прикрас.

Поль Сезанн считал, что художник должен овладеть простыми формами, чтобы писать мастерски. В природе встречаются чаще всего конусы, цилиндры и шары. Разнообразие и богатство красок помогает завершить авторский замысел.

Поль Гоген

Поль Гоген начал заниматься искусством в зрелом возрасте. Он оставил службу в банке после 30 лет, чтобы посвятить время живописи. Сначала он писал под влиянием импрессионизма, но потом выработал собственный узнаваемый стиль. С 1891 года художник живет на Таити, где пишет полотна, вдохновленный безмятежностью местных жителей и экзотической красотой природы.

Французский живописец выбирает яркие краски. Орнамент на одежде пересекается с узором листьев. Изображенная женщина неразрывно связана с окружающим миром. Стиль Гогена называют ковровым из-за орнаментальности и плоскостности.

Последователи постимпрессионизма

Постимпрессионизм оказал серьезное влияние на живопись в 20 веке. В искусстве выделяют следующие направления, которые развились под его воздействием:

  1. Направление Ван Гога. Художник отражает собственные чувства, а не бездумно срисовывает окружающие предметы. Для точной передачи палитры эмоций используются нестандартные цветовые решения и экспрессивные мазки.
  2. Пуантилизм. Изображение формируется в сознании зрителей благодаря специальным оптическим эффектам.
  3. Скандинавский постимпрессионизм. Это направление отличается несвойственным постимпрессионистам жизнелюбием, на полотнах преобладают яркие краски.
  4. Британский постимпрессионизм. Объектом творчества становятся зарисовки из будничной жизни, характерные для этого направления. Однако используются современные методы передачи эмоций.
  5. Канадское направление (другое название – группа семи). Художники писали пейзажи, уделяя большое внимание символам.

Постимпрессионисты воспользовались открытиями предшественников, но не остановились на их достижениях. Живописцы увлеченно продолжили поиски и эксперименты в искусстве. Каждая линия, форма и цвет служили для одной цели – все детали передавали чувства постимпрессионистов и их восприятие действительности.

Читайте также: