Какой учебник с вашей точки зрения удобнее бумажный или электронный кратко

Обновлено: 28.06.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Волкова Татьяна Анатольевна,

учитель русского языка и литературы

МАОУ СОШ № 22 города Тамбова

Что для учеников лучше: бумажные или цифровые учебники?

Всё в мире изменяется… Меняются и подходы к образованию. В Государственной программе развития образования до 2020 года электронное обучение названо одним из 8 основных направлений кардинальной модернизации образования в целях повышения потенциала человеческих ресурсов. Актуальность электронного обучения в современной школе обусловлена новой парадигмой образования информационного общества. Изменения, вызванные стремительным развитием информационно-коммуникационных технологий, происходят практически во всех сферах деятельности, и сфера обучения не является исключением.

Технология электронного обучения – неотъемлемая часть единого образовательного пространства. Она позволяет по-новому использовать на уроках текстовую, звуковую, графическую информацию.

Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников.

Одним из технических средств реализации электронного обучения является электронный учебник. Это средство лучше или хуже бумажного варианта? Попробуем в этом разобраться.

Существует много различных определений электронного учебника. Остановимся на одном из них. Электронный учебник – учебное электронное издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины, соответствующее учебной программе, поддерживающее основные звенья дидактического цикла процесса обучения, являющееся важным компонентом индивидуализированной активно-деятельностной образовательной среды и официально утвержденное в качестве данного вида издания. И речь пойдёт об электронном учебнике для планшетного компьютера.

Это только электронное издание, в котором представлено содержание обычного учебника? Нет, так как электронный учебник, как правило, представлен тремя контентами: образовательным , включающим содержание учебного курса, интерактивным , обладающим возможностями установления различных форм интерактивного взаимодействия участников процесса обучения, мультимедийным , включающим синтез текстовой, графической, звуковой, анимационной и видео информации.

Безусловно, электронные учебники как новое веяние в образовании учитывают концептуальные положения нового Федерального государственного образовательного стандарта, ориентированы на планируемые результаты обучения, на усиление метапредметной образовательной функции в учебно-воспитательном процессе.

Технология формирования ключевых компетенций предполагает наличие компетентностно-ориентированных и ситуативных заданий в системе.

При работе с электронным учебником ученик может использовать материалы разных учебников для реализации проектной и исследовательской деятельности. Например, галереи изображений, широко представленные в ЭУ, позволяют создать виртуальный музей, помогут обогащению внутреннего мира учащегося.

Использование гиперссылок в текстах учебника способствует формированию умения устанавливать причинно-следственные связи (метапредметные результаты).

Формированию умения владеть навыками самоконтроля, самооценки и выбора принятия решений в учебной и познавательной деятельности способствует обращение к тестовым интерактивным заданиям, при выполнении которых у учащихся появляется возможность пройти его ещё раз, если были допущены ошибки.

Обращение к видеофайлам разной жанровой направленности поможет сформировать представление о многообразии мира.

Нужную страницу или фрагмент в учебнике можно найти через поисковую систему, тем самым решая задачи не только усвоения предметного материала, но и повышая устойчивую мотивацию к обучению.

Для формирования навыка смыслового чтения (метапредметные результаты) можно обратиться к аудиофайлам, в которых представлены образцы данного вида навыка.

Изучение русского языка по электронному учебнику под редакцией академика Е.А. Быстровой предоставляет реальную возможность в достижении высоких результатов по изучению русского языка. Научность, доступность, занимательность, системность в изучении языка, опора на единую теорию, достижения современного языкознания - все это, заложенное в учебниках этой линии, привлекает и закладывает возможность качественной подготовки обучающихся к успешной сдаче ОГЭ и ЕГЭ.

Использование инновационных образовательных технологий и современных ЭУ на уроках позволяет осуществлять образовательный процесс на основе деятельностного и компетентностного подходов, способствует достижению предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся.

Благодаря электронному обучению происходит трансформация традиционного учебного процесса в познавательную деятельность учащихся по приобретению в первую очередь, конечно же, знаний и умений по изучаемому предмету, но еще и универсальных – таких, как поиск, отбор, анализ, организация и представление информации, использование полученной информации для решения конкретных жизненных задач, способов инфокоммуникационного взаимодействия и т.д., являющихся составной частью информационной культуры личности, так необходимой каждому человеку для полноценной жизни и деятельности в информационном обществе.

Предметов у дочери много, и учебников гораздо больше, чем предметов: к примеру, есть по математике аж три книги, там просто ещё задачник и тренажёр. То же самое с ИЗО: учебник + толстая рабочая тетрадь. Так и почти со всеми предметами.

Каждый день по 6 уроков и представьте, какой вес ранца?! Ведь ещё в нем разные тетради, обычные по 12-18 листов и общие, пенал и карандаши, альбом.

С дочкой думали скачать все учебники и книги. Но не очень одобряют, мол, все должны одинаково заниматься по бумажным учебникам. Правда, читала, некоторые школы выдают детям планшеты с готовыми электронными учебниками или диски, чтобы дети установили на свои смартфоны.

Сейчас скажут : бумажная книга лучше и глаза не так устают. Может быть. Но разве полезно носить 5-6 кг в портфеле? Ребёнку это очень тяжело.

В школу, естественно, носим тяжёлые ранцы. А вот когда были год назад на дистационке, то пользовались только электронными учебниками. Не брать же баул книг со собой!? Кто не понял, мол, вы же дома.. Нет, во время дистационки мы не были дома, часто уезжали на 3-5 дней. Приезжали проверить квартиру и забрать счета.

Неужели есть школы, в которых все учатся в компьютерных классах и имеют вместо бумажных учебников электронные?

Если вам понравилась история, можно поставить лайк и подписаться, чтобы не пропустить новую статью.

Сегодня во всем мире весьма серьезно обсуждается вопрос о переходе образовательного процесса на электронные учебники. Это происходит и у нас в стране, и на Украине, и за океаном, и не совсем за океаном. Обсуждаются совершенно различные плюсы и минусы внедрения электронных учебников. Но, так уж иногда бывает, забывают поинтересоваться у конечных потребителей этих замечательных технологических новшеств — а нужно ли оно им?!

Чтобы ответить на первый из них, нужно обратиться к исследованию Вашингтонского Университета, которое показало, что студенты считают бумажные книги более гибким инструментом, поддерживающим более широкий круг стилей чтения и обучения, нежели электронные книги.

Одним из ключевых выводов, вытекающих из этого, а также более ранних исследований поведения при чтении, является то, что студенты, да и вообще все люди, читают по разному. Иногда важно полностью погружаться в текст и читать без перерыва. Иногда гораздо более интересными являются только выжимки их текста, чтобы быстро добраться до смысла или основных аргументов. Иногда книги используются для быстрого поиска информации лишь по конкретной теме. Можно пропускать часть текста или возвращаться на несколько разделов назад, сравнивать их. Можно делать заметки на полях или выделять те места, которые читаешь. Чтение — глубоко личная и очень своеобразная деятельность. Каждый читатель является уникальным.

Исследователи освещают тематические исследования, показывающие насколько может быть важно когнитивное отображение:

Библиотека Калифорнийского Университета начала большую пилотную программу для электронных учебников в 2008 году. В конце 2010 года более 2500 студентов и преподавателей были опрошены с целью оценки результатов программы. В целом, 58% респондентов сказали, что они использовали электронные книги (имеется в виду оцифрованные) в своей деятельности. Эти цифры колеблются от 55% для студентов, 57% для профессорско-преподавательского, и до 67% для аспирантов. У респондентов поинтересовались об их предпочтениях при выборе материалов для своих исследований. В целом, 44% сказали, что они предпочитают печатные книги, 35% — электронные книги, а остальная часть не выразила явных предпочтений. Предпочтение печатных изданий было наиболее сильным среди студентов — 53% против 27%. Предпочтения среди аспирантов разделились следующим образом — 45% (для печатных книг) до 35% (для электронных). У преподавателей эти цифры составили 43% и 33% соответственно.

Один из участников, специализирующийся в области социальных наук, дал более развернутый ответ и рассказал о сильных сторонах печатных изданий и электронных книг в различных ситуациях:

Я ответил, что в целом предпочитаю печатные издания. Тем не менее, правильнее было бы сказать, что печатные издания лучше в одних ситуациях, в то время как электронные книги лучше в других. У каждого есть свои роли — электронные книги подходят больше для оценочного знакомства с книгой, относительно быстрого поиска, как в энциклопедии, или проверки фактов, проверки библиографии для корректного цитирования, а также чтения отдельных глав или введения. Если мне нужно плотно поработать с текстом, я предпочитаю купить книгу, чтобы делать собственные заметки, если я читаю книгу от случая к случаю, я буду пробовать печатать книги из библиотеки, если есть такая возможность. Все варианты имеют право на существование. Я обучаюсь в сфере гуманитарных/социальных наук, так что печатные издания все еще занимают огромную часть моей исследовательской жизни на данный момент.

Так или иначе, мы можем видеть, что хоронить бумажные книги ещё слишком рано.

Главное, что можно понять из этой статьи, это не то, что пользоваться электронными книгами и электронными текстами плохо или слишком рано. Нет! Мысль (пусть и не самую свежую), которую я хотел донести — нужно находить инструментам оптимальное для них место. И это, как мы увидили, касается не только устройств, но и технологий в принципе.

Готовы ли Вы представить ситуацию, когда Вы, разложив перед собой несколько читалок компонуете какую-то информацию? Или когда Вы в бумажной книге осуществляете поиск по точной фразе? Или когда Вы, только что купив новую электронную книгу, осторожно принюхиваетесь к ней (некоторые мои знакомые не готовы променять бумажные книги именно из-за запаха. )? (ещё плюсы и минусы читалок)

А пока могу Вас поздравить, некоторые издательства в России, повысили цены на свою продукцию, в связи с ростом популярности читалок.

Уже много лет людям доступные самые разные форматы для чтения. Смартфоны, планшеты, компьютеры, читалки — есть масса электронных форматов для книг, но бумажные экземпляры по-прежнему пользуются спросом. О том, какие книги все же лучше — электронные или бумажные, поговорим в этой статье.

Для начала давайте разберемся, чем отличается электронная книга от бумажной? В чем ее преимущество перед бумажной книгой?

В одном физическом носителе (читалка, смартфон, планшет) небольшого размера и веса могут содержаться сотни тысяч книг.

  • Возможность быстрого поиска нужной части текста.

В бумажные книги не встроен поисковик, единственная помощь в поиске — оглавление. В электронных книгах можно найти искомый абзац за 10 секунд, просто вбив пару слов в строку поиска.

Если вам удобнее читать белые буквы на черном фоне, вы легко можете изменить цвет в настройках. А еще размер и тип шрифта, ширину стройку. В общем, можно подогнать электронный формат под себя для максимально комфортного чтения.

Между намерением прочитать то или иное произведение и покупкой (или скачиванием) оного может пройти всего несколько минут. А за бумажной книгой нужно идти в магазин или ждать доставку на дом не меньше суток (чаще всего, несколько дней). К тому же, электронные книги дешевле бумажных.

  • Возможность чтения без дополнительных источников света.

У многих электронных книг и у абсолютно всех смартфонов и планшетов есть подсветка, которая позволяет читать даже в полной темноте. Правда, лучше все же оставить хотя бы приглушенное освещение, чтобы точно не испортить зрение.

Электронные книги дают больше возможностей для потребления информации. Если вам некогда углубляться в чтение, вы можете перевести книгу в аудиоформат. Это удобно и позволяет потреблять больше информации каждый день.

Некоторые люди страдают от аллергии на книжную пыль, поэтому им электронные форматы точно по душе. И на бумаге остается гораздо больше бактерий, чем на электронном носителе, который можно протирать. И, что немаловажно, электронная книга не требует расхода материалов (древесины), она позволяет существенно экономить натуральные ресурсы.

Как видите, положительных свойств у электронных книг немало, но все же бумажные книги имеют свои весомые преимущества.


Чем же бумажная книга лучше электронной?

Первое, что говорят люди, когда их просят назвать преимущество бумажной книги, — ее можно потрогать. Перелистнуть страницы, вглядеться в обложку, уловить особенный запах бумаги, положить открытку из путешествия вместо закладки, сделать пометку или выделить понравившуюся фразу. Эстетическая составляющая и осязаемость — важное свойство, которое влияет на усвоение информации.

  • Бумажная книга не может разрядиться или стать недоступной для чтения.

А еще ее не надо подключать ни к какому другому электронному устройству, обновлять программное обеспечение и вводить свои личные данные для доступа к какой-нибудь электронной библиотеке. Она всегда доступна для чтения и не требует ничего, кроме освещения.

Все электронные форматы книг имеют большой общий недостаток — вред для зрения. Только хорошие читалки со специальным эффектом бумажных страниц не влияют на глаза негативно, но сейчас многие читают книги со смартфонов, и к свечению этих экранов глаза не приспособлены.

  • В бумажных книгах корректно сохраняются иллюстрации.

Во многих произведениях, особенно в детских книгах большую роль играют иллюстрации. И электронные форматы часто лишают чтеца этого удовольствия. Между тем, в бумажной книге можно во всей красе рассмотреть картинки, а в некоторых изданиях есть интерактивная составляющая (раскраски, тесты, возможность дописать свои мысли).

И самое весомое преимущество бумажной книги перед электронными форматами — информация из нее усваивается лучше и остается в памяти дольше. Мы запоминаем не только ворох фраз, но и момент покупки книги, перелистывание страниц в поисках нужного абзаца, пометки на полях, выписывание цитат. Бумажные книги впечатываются в память глубже, они становятся полноценным приключением, выбиваются из общего потока информации и дарят не только факты, но и чувства.


Конечно, людям, которым во время учебы или в силу специфики работы нужно читать массу книг в короткие сроки, больше подходит электронный формат. Но для удовольствия и отдыха от информационной гонки все еще существуют бумажные книги. И вряд ли когда-нибудь исчезнут.

Читайте также: