Кто такой лот в библии кратко

Обновлено: 04.07.2024

Праведник Лот занимался любовью со своими дочерями и обе забеременели. Святой человек.

Что мы знаем о Лоте? Он племянник Авраама, вышел вместе с ним из Харрана и отправился кочевать. Позже сказочно разбогатев оставил дядю и намеренно поселился возле Содома, а потом и в Содоме, зная, что этот богатый город полон беззаконных людей. На город напали и Лот попал в плен. Авраам освободил его, но он снова вернулся в Содом, где вроде стал уважаемым человеком.

Когда Содом посетили ангелы, то Лот проявил чудеса гостеприимства, но уходить медлил. Ангелы вытолкнули его из города. После чего Лот оказался в пещере, где с ним, предварительно напоив, переспали его же дочери.

Лота трудно назвать праведником , так как он предал Авраама, не вернулся к нему, когда была на то возможность, стремился больше к влиянию и власти нежели к кочевой, но чистой жизни . Был не послушен Богу, наконец, пусть и не ведал этого, переспал со своими дочерями.

Лота можно считать праведником, так как он вышел из Харрана вместе с Авраамом, видимо разделял и религиозные взгляды дяди, оказал ангелам гостеприимство и как ни крути, был спасён из Содома.

Быть праведником

Стоит разобраться с терминами. Праведник – это кто? Непростой вопрос, и если с праведностью Бога, всё понятно, принимаем как факт, то с праведностью человека не всё однозначно.

И что ещё скажу? Недостанет мне времени, чтобы повествовать о Гедеоне, о Вараке, о Самсоне и Иеффае, о Давиде, Самуиле и (других) пророках, которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов (Послание к Евреям 11:32,33)

Автор послания к Евреям, к героям веры, праведникам, относит таких людей как Самсон, очень неоднозначную личность, и даже Раав блудницу.

Верою Раав блудница, с миром приняв соглядатаев (и проводив их другим путём), не погибла с неверными. (Послание к Евреям 11:31)

Получается, если следовать принципу - праведник тот, кто всегда творит правду, то на поверку выяснится, что таких героев в Библии, кроме Христа, и нет вовсе. И разговор не о грешниках, ну типа все мы родились таковыми, первородный грех никто не отменял. Нет, почти все библейские праведники совершали весьма неправедные дела. Что подтверждает один из самых цитируемых текстов.

В этом случае Лот совсем не праведник, но тогда и Авраам, да и вообще все пророки и герои веры, ВСЕ не праведники!

Истина в противоречии

Праведность Авраама – это его вера Богу, которая воплотилась в конкретное дело, вышел из Харрана. Моисей, автор книги Бытие, называет Авраама праведником, при этом он же повествует и о плохих поступках праведника. Это одно из моих любимых библейских противоречий. Грешный Авраам, он же и праведный Авраам. И праведник он потому, что поверил, что Бог подарит ему наследие и наследника.

Автор послания к Евреям, идёт дальше, он уточняет и о других поступках веры Авраама, подтверждающих его праведность.

Верою обитал он на земле обетованной, как на чужой, и жил в шатрах с Исааком и Иаковом, сонаследниками того же обетования (Послание к Евреям 11:9).

Праведность по Библии – это вера, подтверждённая делами. Если кто-то совершает поступки явно отрицательные, то они не перекрывают дела веры. Суд Божий – это ни весы из добрых и злых дел. Иногда один поступок веры перекрывает всю греховную жизнь.

Так и решается это противоречие, грешник может оказаться праведником. По вере. Вера – не всё, но это основа.

А что Лот?

Тут вот какое дело. Авраам явно не считает Лота праведником, не потому ли он и просит сохранить грешные города, если там найдутся пусть 10 праведников? Он не просит за Лота, хотя и думает о нём. Играет в дипломатию или просто стесняется, но желая спасти племянника, Авраам умоляет спасти Содом.

Лот не поступал по вере. Главным поступком веру, на тот момент - не оседать на месте. Лот, уйдя, жить в Содом, отрёкся от миссии Авраама, а когда имея возможность вернутся к дяде, не вернулся, дважды отказался… Авраам не мог считать его праведником.

Т ут вступает в спор апостол Пётр.

и если города Содомские и Гоморрские, осудив на истребление, превратил в пепел, показав пример будущим нечестивцам, а праведного Лота, утомленного обращением между людьми неистово развратными, избавил, – ибо сей праведник, живя между ними, ежедневно мучился в праведной душе, видя и слыша дела беззаконные (2-е послание Петра 2:6-8)

Так почему же для Петра, Лот праведник? Праведность Лота, для апостола не главный вопрос и измеряется не одной лишь верой. Пётр преследует цель поддержать христиан, скоро остающихся без его опеки. Ной и Лот – это иллюстрация. Лот праведник, так как страдал, не разделяя дела беззаконные. Итак, Лот праведник для Петра, и явно далёк от праведности для Авраама.

Праведник ли Лот в глазах Бога? Вот тут, я не знаю. Праведник ли Лот для нас? Да какая разница, не нам же судить. В Писании очень мало окончательных приговоров, часто нет и единого мнения. Мы же не роботы, чётко следующей заложенной программой. Потому и нет чётких команд - как сесть, как встать, как нагнутся, как прогнутся… Человеческий фактор есть и в Библии. Авторы Писания Божьи люди, водимые Духом Божьим, и всё же люди.

Лот – послепотопный патриарх, о жизни которого повествуется в библейской Книге Бытия, в главах 11-14 и 19. Заметными эпизодами его жизни являются его путешествия с дядей Авраамом, его бегство от разрушения Содома и Гоморры, во время которого жена Лота стала соляным столбом, и соблазнение Лота его дочерями.

История Лота.

Лот, равно как и его отец Аран, родились и выросли в Уре Халдейском в Шумерии на реке Евфрат, что в нижней Месопотамии, примерно четыре тысячи лет назад. Отец Лота умер рано. Дед Лота, Фарра, взял всю семью и отправился

… из Ура Халдейского, чтобы идти в землю Ханаанскую; но, дойдя до Харрана, они остановились там (Бытие, глава 11).

В Харране Фарра умер. Здесь же дяде Лота, Аврааму, впервые явился Господь и велел идти в землю обетованную. Лот последовал за Авраамом. Странствования Авраама и Лота были долгими. Подробно они описаны в этой статье.

странствования лота и авраама

Во время странствований и Лот, и Авраам обзавелись значительным количеством скота. Обеим семьям не хватало пастбищ, что приводило к постоянным конфликтам между пастухами Лота и Авраама. Тогда Авраам предложил Лоту разойтись и поселиться в разных местах, чтобы не было между ними конфликтов.

Лот отправился жить на Иорданскую равнину, которая, в те времена была прекрасна и орошалась водой. Он поселился вблизи Содома. Авраам же стал жить на земле Ханаанской. Зеленая Иорданская равнина располагалась между пятью городами. Правители этих городов вели междоусобные войны. Во время одного из таких конфликтов Лот был взят в плен, а его имущество разграблено.

Когда Авраам узнал, что случилось с его племянником, он вооружил спасательный отряд из 318 рабов. Авраам напал на неприятеля ночью и спас Лота и все его имущество. Лот снова поселился в Содоме.

Вскоре Содом и Гоморра были разрушены гневом Господа. Как и почему это случилось, можно прочесть в статье Разрушение Содома и Гоморры. Единственным праведником Содома был Лот, а потому Господь дал ему время уйти из города вместе со своей семьей – женой и двумя дочерями.

Жена Лота.

Имя жены Лота в Библии не упоминается. Уход, а точнее бегство из Содома, тяжелее всего далось жене Лота. Весь предыдущий день был наполнен хлопотами и тревогами, а теперь, ночью, ей приходится оставить все и бежать в неизвестном направлении. Она уже немолода, и такие события для нее сопряжены не только с психологическим стрессом, ей нелегко еще и физически.

Господь, указав Лоту и его семье путь к спасению, запретил им оглядываться. Жена Лота думает о том, а под силу ли ей начинать все сначала… Она пребывает в нерешительности и оглядывается. Оглянувшись, она превращается в соляной столп. И сегодня можно увидеть этот столп на берегу мертвого моря.

жена лота

Почему же Господь обратил жену Лота в соляной столп? Многие считают, что это наказание за любопытство, однако, едва ли это правда. Скорее всего, сердце и душа жены Лота остались в Содоме, и она должна была погибнуть, как и все. Бог требует решительного отказа от греха.

В Новом Завете, в Евангелии от Луки мы находим христианское толкование истории жены Лота:

Так же, как было и во дни Лота: ели, пили, покупали, продавали, садили, строили;

но в день, в который Лот вышел из Содома, пролился с неба дождь огненный и серный и истребил всех;

так будет и в тот день, когда Сын Человеческий явится.

В тот день, кто будет на кровле, а вещи его в доме, тот не сходи взять их; и кто будет на поле, также не обращайся назад.

Вспоминайте жену Лотову.

Таким образом, жена Лота погибла, так как радела больше о материальном, нежели о спасении души.

Город Сигор, где жил Лот.

Лот и две его дочери направились в один из городов долины, который Господь пощадил. Это был город Сигор. Название города Сигор переводится как “маленький”, “незначительный”. Сигор также известен как Цоар или Белла. До сих пор ведутся споры, где был расположен город Сигор – на севере или на юге от Мертвого моря. Сигор — единственный город содомского пятиградья, который был пощажён Богом. Лот поселился в Сигоре, однако вскоре его покинул.

Лот и его дочери.

История Лота и его дочерей описана в Бытии 19:30-38. Лот, побоявшись жить в Сигоре, жил в горах в пещере со своими дочерями. Дочери Лота, посчитав, что не осталось больше мужчин, напоили своего отца и вступили с ним в связь, что того, чтобы продлить род. Обе дочери Лота забеременели от отца своего.

История дочерей Лота отражает мысль о превосходстве Израиля над моавитянами и аммонитянами, так как эти народы появились в результате греховной кровосмесительной связи. Племена моавитян и аммонитян стали основой древнеарабского народа.

Предполагаемый инцест между Лотом и его дочерьми и в наши дни рождает много вопросов, споров и теорий относительно того, каковы были реальные мотивы дочерей, и кто действительно был виноват в случившемся. Да и был ли кто-то виноват? Кровосмесительные браки не редкость в среде библейских патриархов. Авраам женился на своей единокровной сестре Саре; брат Авраама, Нахор, женился на племяннице Милке; Исаак женился на своей родственнице Ревеке и еще множество примеров. С другой стороны, в книге Левит целая глава посвящена данной теме (глава 18), где сказано:

Никто ни к какой родственнице по плоти не должен приближаться с тем, чтобы открыть наготу.

Многие исследователи оправдывают кровосмесительные браки тем, что левитские законы появились позже, и созданы они были патриархами нации, в том числе праведным Лотом (вместе с Авраамом, Иаковом, Иудой, Моисеем, Давидом). Левитские законы, в том числе и против кровосмешения, были созданы с целью разделить образ жизни Иудея от образа жизни народа Ханаан, вопреки всем инцестуальным проявлениям, которые патриархи имели в прошлом. Левитские законы – новый шаг в развитии общества, часть прогрессивных идей человечества на пути к современной цивилизации.

Отражение истории в живописи.

История Лота и его дочерей легла в основу многих картин. Картины на данный сюжет, как правило, изображают Лота и его дочерей в горном убежище. Часто на фоне можно заметить маленькую фигурку жены Лота, и горящий город на отдалении.

Персонаж Лота в разных религиях.

В иудаизме.

Фигура Лота в иудаизме – спорна. Он считается праведником, праведность которого постоянно оспаривается. Считается, что в своей жизни Лот отклонился от истин еврейского пути, а потому потомки его не стали частью еврейского народа. Лот упоминается в торе,

В христианстве

В Новом Завете мы находим сочувственное отношение к Лоту. Во Втором Послании Петра Лот называется праведником, утомленным жизнью среди неистово развратных людей.

Исламский взгляд

Лут в Коране считается посланником Бога и пророком Бога. Его история практически созвучна с библейской. В Исламской традиции, Лут жил в Уре и был племянником Ибрахима (Авраама). Он мигрировал с Ибрагимом в Ханаан и был назначен пророком в городах Содом и Гоморра. Ему было велено Аллахом идти в землю Содома и Гоморры проповедовать единобожие и остановить похотливые и жестокие деяния местных жителей. Проповеди Лута были проигнорированы, что привело к разрушению Содома и Гоморры. Лут покинул город, его жена оглянулась назад и погибла.

Лот (покров, покрывало) ( Быт. XI:27 ; IIПет. II, 7, 8 ; Лк. XVII, 28, 29 ) – сын Арана, племянник Авраама.

За исключением Сары, Лот был единственным родственником, сопутствовавшим патриарху Аврааму при его переселении в землю Ханаанскую. В течение некоторого времени он жил вместе со своим дядей, пока между пастухами Авраама и его собственными не возникли различные разногласия и споры касательно пастбищ, на которых паслись их стада. Чувствуя необходимость разделиться со своим племянником, Авраам с благородным бескорыстием первый предложил ему право выбора себе местности для жительства: Не вся ли земля пред тобой, сказал он, отделись же от меня. Если ты налево, то я направо, а если ты направо, то я налево ( Быт.XIII, 9 ). Лот принял это предложение и выбрал всю окрестность иорданскую, которая вся до Сигора орошалась водой, как сад Господень, как земля Египетская (ст. 10). И разделились они друг от друга, говорит свящ. бытописатель, и Лот раскинул свои шатры до Содома (ст. 11, 12).

Из дальнейшей истории Лота видно, что Лот неоднократно и тесно сближался с жителями Содома, которые были злы и весьма грешны пред Господом (ст. 13), посему когда шесть союзных царей, в том числе содомский и гоморрский, выступившие войной против Кедорлаомера, царя еламского, были разбиты им и их страна разграблена, то Лот со всеми домочадцами и имуществом был взят в плен и только благодаря мужеству и решимости своего дяди освободился из оного ( Быт. XIV, 12–16 ).

Впрочем, Лот не обратил должного внимания на нравственное значение этого события. Он возвратился в Содом и оставался в этом грешном городе, доколе не излиялся на него грозный суд Божественного гнева. Живя между людьми (неистово развратными) замечает о нем св. ап. Петр, сей праведник ежедневно мучился в праведной душе, видя и слыша дела беззаконного ( II Пет. II, 8 ).

Перед разрушением небесным огнем нечестивых городов от общей гибели спасся один только Лот с семейством, которых вывели из города по повелению Божию ангелы. На пути жена его, вопреки воле Божией оглянувшись назад, обратилась в соляной столп, а сам Лот с дочерьми спасся в близлежащий город Цоар, или Сигор, а потом удалился в гору и стал жить с дочерьми в пещере, где от старшей дочери родился ему сын Моав (родоначальник моавитян), а от младшей Аммон, родоначальник аммонитян. Затем о Лоте в Свящ. Писании больше ничего не говорится.

Источник: Библейская энциклопедия / Никифор (Бажанов) – Москва : Локид-Пресс; РИПОЛ классик, 2005. – 795 с. ISBN: 5-320-00440-0

Один выбор, две совершенно разные истории. Дядя проявляет смирение перед племянником – неслыханное поведение для сурового ветхозаветного времени. Авраам, чтобы избежать разногласий, уступает Лоту лучшие земли. Название одного из городов, где Лот раскинул шатры, – Содом. Оно стало нарицательным. Содом был цветущим и богатым городом. Его жители ни в чем не нуждались. Авраам пошел в противоположную от Содома сторону. И стал великим в веках. Как эта история снова и снова повторяется в наши дни? К чему приводит беззаботная жизнь, духовная глухота и желание получить от жизни всё? Об актуальности и злободневности ветхозаветного эпизода из Книги Бытия рассуждает протоиерей Олег Стеняев.

Бегство из Содома

Бегство из Содома

«И у Лота, который ходил с Аврамом, также был мелкий и крупный скот и шатры. И непоместительна была земля для них, чтобы жить вместе, ибо имущество их было так велико, что они не могли жить вместе. И был спор между пастухами скота Аврамова и между пастухами скота Лотова; и Хананеи и Ферезеи жили тогда в той земле. И сказал Аврам Лоту: да не будет раздора между мною и тобою, и между пастухами моими и пастухами твоими, ибо мы родственники; не вся ли земля пред тобою? отделись же от меня: если ты налево, то я направо; а если ты направо, то я налево.

Лот возвел очи свои и увидел всю окрестность Иорданскую, что она, прежде нежели истребил Господь Содом и Гоморру, вся до Сигора орошалась водою, как сад Господень, как земля Египетская; и избрал себе Лот всю окрестность Иорданскую; и двинулся Лот к востоку. И отделились они друг от друга.

Сказано, что земля была непоместительна для людей Авраама и для людей Лота. Их было очень много. Хозяйство Авраама и хозяйство Лота. Рабы Авраама и рабы Лота. Свидетельство того, что благословил Бог не только дом Авраама, но и дом Лота, который был тогда в единстве с домом Авраама. А позже, уже после того как отделился Лот от Авраама, оскудело хозяйство Лотово, и покидает он Содом и Гоморру только с малым семейством – с ним его жена и двое дочерей, и более никого.

Рай оказывается адом – если оценивать, что такое рай и что такое ад, исходя из чисто плотских критериев

Очень часто рай оказывается адом – если оценивать, что такое рай и что такое ад, исходя из чисто плотских критериев, мирского понимания. И человек должен быть осторожен в своих оценках окружающей реальности и действительности. Особенно в наше время. Потому что то, что нам кажется хорошим и благоприятным, может быть и не таким на самом деле. Может за ярким фасадом скрывать черную суть.

Содом уже жил в их сердцах. Жена Лота обернулась, чтобы позлорадствовать тому, что город гибнет, а она жива. За это Бог и наказал ее: она тоже погибла. И Лоту не удалось избежать участи Содома, как он думал. Потому что это Содом толкнул его дочерей на то, чтобы они, напоив отца вином, развратничая с ним, совершали грех кровосмешения.

Пребывание в Содоме не останется без последствий

Пребывание в Содоме не останется без последствий. Нельзя спокойно покинуть его и потом жить, считая, что всё в порядке. Вот ты думаешь, что поедешь на Запад – в Европу, в Америку, заработаешь там денег, вернешься в Россию и заживешь счастливо. Нет! Без потерь этого не произойдет. Обязательно будут какие-то потери, сложности – и прежде всего эти сложности ударят по нашим детям. И иногда очень больно. В одной знакомой мне семье, долго жившей в Америке, потом просто мучились с ребенком. Он говорил по-русски с акцентом, все жизненные интересы его поменялись. Повезли ребенка к старцу. И старец сказал: чадо это надо посылать на отчитку!

В Священном Писании

Разделение семей Авраама и Лота. Мозаика центрального нефа ц. Санта-Мария-Маджоре в Риме. 432–440 гг.

Разделение семей Авраама и Лота. Мозаика центрального нефа ц. Санта-Мария-Маджоре в Риме. 432–440 гг.


Разделение семей Авраама и Лота. Мозаика центрального нефа ц. Санта-Мария-Маджоре в Риме. 432–440 гг.

В христианской экзегезе

Оценка поступков Л. в творениях авторов древней Церкви носит неоднозначный характер. С одной стороны, его поведение служит наиболее наглядным примером страннолюбия среди ветхозаветных праведников. Свт. Григорий Богослов полагал, что Л. отличался от порочных соседей именно гостеприимством, не будучи содомитом по образу жизни ( Greg. Nazianz. Or. 14: De pauperum amore // PG. 35. Col. 860).

В апокрифической и греческой литературе эллинистического периода

Бегство из Содома. Саркофаг Лота. Ок. 340 г. (ц. Сан-Себастьяно-фуори-ле-Мура в Риме)

В раввинистической литературе

В исламе


В ислам. лит-ре о пророках и в памятниках тафсира история Л. была расширена гл. обр. за счет библейского материала и его иудейских и христ. толкований. Мусульм. экзегеты высказывали мнение, что одна из дочерей Л. была матерью пророка Айюба (Иова). Особое внимание толкователи уделяли дочери Л. Зугар, по имени к-рой получили название один из городов и Мёртвое м. Имя Лут, соотнесенное в араб. языке с корнем (приклеиваться, прилепляться), дало производную группу слов, означающих гомосексуальность ( - содомия).

Иконография

Гибель Содома. Мозаика нефа собора Санта-Мария-Нуова в Монреале. Между 1183 и 1189 гг.

Одно из ранних сохранившихся изображений Л. представлено на рельефе саркофага из ц. Сан-Себастьяно-фуори-ле-Мура (ок. 340) в сцене бегства его семьи из Содома. Образ Л. здесь имеет черты, к-рые впосл. станут традиционными и будут встречаться в памятниках визант. круга. Это муж средних лет с густыми волосами и короткой окладистой бородой, облачен в тунику и паллиум, изображен в динамичной позе, устремленным вперед. Он увлекает за собой едва успевающих за ним маленьких дочерей, крепко держа их за руки. Слева находится чуть отставшая жена, левой рукой она касается плеча супруга, но уже обращена назад. Эта же сцена изображена в росписи кубикула B (кубикул Праотцев) гипогея на Виа-Дино-Компаньи в Риме (между сер. и кон. IV в.). Образ Л. в ранних памятниках монументальной живописи фигурирует также в ветхозаветных циклах в связи с историей праотца Авраама. Так, на мозаиках нефа Санта-Мария-Маджоре в Риме (432-440), где подробно изложена история патриарха Авраама, представлена сцена из Быт 13. 2-12 - отселение семьи Л. от семьи Авраама: 2 расположенные рядом группы расходятся влево (семейство Авраама) и вправо (семейство Л.), позади слуги, рядом с Л. фигурки маленьких дочерей, супружеские пары обмениваются выразительными взглядами; внизу изображены пастухи с разведенными в разные стороны стадами. Возрастная и типологическая характеристики Авраама и его племянника здесь близки. Оба средних лет, крепкого телосложения, светлые (седые) волосы едва прикрывают уши, борода короткая, окладистая.

Путь в Ханаан. Мозаика т. н. купола Авраама в соборе Сан-Марко в Венеции. 1215 -1280 гг.

В мозаичной декорации на зап. стене нефа кафедрального собора Санта-Мария-Нуова в Монреале, о-в Сицилия (между 1183 и 1189), с историей Л. связаны 2 сцены. В первой представлены ангелы в доме Л. и он сам, выходящий из дома к жителям Содома, требующим выдать его гостей на поругание. В следующей - Содом гибнет (изображены символы бедствия - сполохи огня, разрушенные здания и множество черепов), Л. с дочерьми убегает прочь, его жена в виде белой фигуры застыла соляным столпом. На мозаиках т. н. купола Авраама (сев. купола в нартексе) собора Сан-Марко в Венеции (1215-1280) Л. изображен в связи с вызволением из плена совсем молодым, едущим со слугой по левую руку от Авраама.

Образ Л. вне сцен библейского повествования чрезвычайно редок, но он помогает сохранить связь с предысторией Боговоплощения и родословием Спасителя. Фигура праотца написана на своде арки у алтаря ц. Христа Пантократора мон-ря Дечаны, Косово и Метохия (1335-1350). Л.- в античных одеждах, лиловая туника с клавом на правом плече, светло-оливковый гиматий, с седыми локонами, с бородой, разделенной на 2 пряди, в левой руке свеча, правая перед грудью. Л. рядом с праведными Иосифом, Манассией, Иовом написан в сев.-вост. части (на внешней стороне арки между сев.-вост. лопаткой у алтаря и сев.-вост. колонной) парекклисиона во имя свт. Николая Чудотворца, юж. придела кафоликона Великой Лавры (1559/60, мастер Франгос Кателанос).

Наиболее полный цикл композиций, повествующих об истории Л., сохранился в Лицевом летописном своде 70-х гг. XVI в. (ГИМ. Муз. 358) - 19 сцен, начинающихся с прихода праотца Авраама с племянником в Египет. Подобно древним мозаикам Санта-Мария-Маджоре, в неск. сценах показано разделение Авраама и Л., связаны явления ангелов обоим праотцам. Приход жителей Содома к дому Л. показан в неск. сценах, число содомлян растет, среди них появляются дети, увещевающий Л. указывает на свой дом, в проеме окна видны плачущие дочери Л., которыми отец предлагает пожертвовать. Выразительна отрицательная характеристика содомлян: их профили имеют подобия бесовских личин, они поднимают руки в непотребных движениях, высовывают языки, размахивают палками. В следующей сцене ангелы уводят Л., а нападавшие на его дом повержены, на их изображения миниатюрист накладывает сетку из красных длинных штрихов. Наиболее сложной оказывается сцена гибели Содома от небесного огня, свидетельницей к-рой становится превратившаяся в соляную статую жена Л. Горки внезапно обрываются, открывая вид на уходящий в пучину город со множеством разрушенных зданий, и с мертвыми телами, сверху из небесного сегмента изливаются потоки огня, рядом с ними летят ангелы, указующие на небеса. Фигура жены Л. с поднятыми руками повторяется в др. иконных композициях на этот сюжет и в произведениях шитья. Еще раз гибнущий город показан на миниатюре с Л., взирающим с горы на пожар. В неск. миниатюрах рассказана последующая история Л., его дочерей, а также происхождения от них 2 колен, моавитян и аммонитян.

Изображение Л. представлено в праотеческом ряду нек-рых рус. высоких иконостасов, поясной образ - на иконах из Сахалинского областного музея и из Богоявленского храма с. Ошевенского Каргопольского р-на Архангельской обл. (кон. XVIII в., артель И. И. Богданова-Карбатовского, поновления XIX в.).

Образ Л. встречается среди изображений праотцев в росписи храмов. Напр., в Троицком соборе Ипатиевского мон-ря (1684) полуфигура праотца в медальоне помещена в сев.-зап. куполе, в простенке между юж. и зап. окнами барабана, в зоне между праотцами Товией и Еносом; в ц. вмч. Димитрия Солунского в Ярославле работы ярославских мастеров под рук. Дмитрия Григорьева (1686, поновления 1859 г.) - в сев.-зап. части барабана (сохр. нижняя часть фигуры).

Отдельные сюжеты истории Л. встречаются в памятниках прикладного искусства. Напр., с посещением ангелами Л. связывают сюжет резной раскрашенной иконы XVIII в. из частного собрания (см.: Иконы из частных собраний: Рус. иконопись XIV - нач. XX в.: Кат. выст. М., 2004. С. 77, 209). В верхней зоне представлены 2 конных ангела, длинными копьями они пронзают жителей города, изображенных в поверженных позах внизу.

Читайте также: