Кто такие цензоры в древнем риме кратко

Обновлено: 02.07.2024

цензура в Древнем Риме. Государственное хозяйство Рима в эпоху свободного строя всецело подходило под понятие οίκονομία πολιτική (Ps. Arist., Οίκον., II), т. е. было хозяйством города-государства и оставалось таким даже тогда, когда Рим давно уже был всеиталийским и мировым государством. Наиболее ярким показателем чисто городского характера римского государственного хозяйства является институт цензуры, главного хозяйственного органа Римской республики. Имя censor непосредственно связано с census; его носили магистраты, главною обязанностью которых было установление состава и имущественного обеспечения граждан (см. Ценз). С этой главной обязанностью цензоров искони, т. е. с самого их появления в римском государственном строе (443 или 435 г. до Р. Хр.), связана была обязанность совместно с сенатом регулировать государственное хозяйство Рима. Появление цензуры вызвано было тенденцией сократить власть и неограниченный произвол консулов, которые одни в финансовых делах были независимы от сената. Появление цензоров, которые располагали только деньгами, ассигнованными им сенатом, знаменует конец финансового произвола консулов: весь бюджет государства из их рук переходит в руки цензоров, только последние регулируют отныне расходы и доходы государства, постоянно придерживаясь властных указаний сената. Учреждение цензуры было крупнейшей победой в борьбе сената с магистратурой, победой, передавшей в руки сената то, что Полибий считает основой его власти — полное распоряжение государственными финансами. За это право сенат охотно заплатил передачей цензорам права пополнять и очищать сенат, сообразуясь исключительно со своей совестью. Цензура не была годовой магистратурой; ее срочность тесно связана с понятием люстра — очистительного акта, совершавшегося по окончании ценза и давшего свое имя периодам четырех- или пятилетним, в которые de jure должен был совершаться ценз. Эта периодичность ценза, с одной стороны, и связь цензуры именно с цензом — т. е. окончание ее, одновременно с цензом, торжественным актом люстрации — привела к тому, что цензоры функционировали только во время производства ценза, т.е. не более 18 месяцев: если ценз начинался 15 марта, то люстрация и конец цензорских функций приходились обыкновенно на май месяц следующего года. Вследствие несовпадения срока цензового периода и цензуры цензура не была ординарной магистратурой; появление ее зависело от консулов, которые вели выборы цензоров в центуриатных комициях. По той же причине цензура не нашла себе определенного места в цепи римских магистратур, или, лучше сказать, ее обычное место (ниже претуры) совершенно не соответствовало ее обычному рангу (цензоры искони были консуларами). В тесной связи с оригинальным характером и срочностью цензуры стоит и то, что цензоры не обладали империем и были исключительно городскими магистратами, деятельность которых прикреплена была к Марсовому полю и форуму. Зависимость от консулата обусловливалась тем, что цензоров в момент выбора их преемников уже не было; вот почему вплоть до окончательного упрочения власти сената цензорские пары появляются так неравномерно и сравнительно редко. Консулам цензура казалась излишней и нарушающей их права; пока они были еще в силах бороться с сенатом, они делали все от них зависевшее, чтобы свести новую магистратуру по возможности на нет. Важное значение цензуры как магистратуры, произвол которой почти ничем не был связан, магистратуры, имевшей право вмешиваться в жизнь каждого гражданина, повело к тому, что цензура особенно строго связана была коллегиальностью и неповторяемостью. Каждый акт Ц. должен был совершаться не только с ведома, но по соглашению с коллегой; на комициях выборы должны были состояться непременно для обоих кандидатов; смерть или отречение от власти одного из цензоров вели за собой отречение и другого; дважды Ц. нельзя было быть ни в каком случае (единственное исключение — Г. Марций Рутил, но по его же инициативе было проведено запрещение итерации). Целого ряда общемагистратских прав у цензоров не было; не имея империя, они не могли собирать ни народ, ни сенат, их не сопровождали ликторы, их принудительная власть была ничтожна, но зато отчетность и ответственность цензоров сделала их свободными от суда трибунов и дала им право на ряд внешних почетных отличий. Главной обязанностью Ц. было совершение ценза (см.) и связанного с ним пересмотра списков всадников с правом исключения и замечания. Вне связи с цензом стоят хозяйственные функции цензуры и пополнение списков сената с правом делать замечания отдельным сенаторам (nota censoria) и правом исключения из списков. Присоединение хозяйственных функций к цензуре вызвано было тем, что люстр был установленным сроком и для регулирования хозяйства общины, всецело основанного на откупе. Пересмотр откупных контрактов, заключение новых, разрешение связанных с ними споров было делом цензора. Поддержание имущества и новые постройки, кроме платы свободным слугам государства, были главным расходом общины, а доходы с недвижимого имущества — главным ее доходом; они же управляли имениями римского государства. На римском форуме производились торги на сдачу в аренду земель государства независимо от того, где эти земли находились, и независимо от знакомства или незнакомства Ц. с тем, что сдавалось; здесь же в пределах ассигнованной сенатом суммы устанавливалось, какие работы необходимы на предстоящий люстр, и эти работы в Риме, Италии и de jure даже в провинциях сдавались на подряд предложившему наиболее выгодные условия. Когда Рим очутился собственником колоссального имущества в Италии и вне ее, способ управления этим имуществом при посредстве двух магистратов, связанных с Римом — способ, годившийся для Рима, не вышедшего за пределы Лация, — оказался устаревшим и в высшей степени убыточным. Тем не менее сенат — вступивший было на более рациональный путь, организовав на эллинистический манер финансовое управление Сицилии через посредство своего пропретора и местных капиталистов, — уже при организации Африки и Азии вернулся к централизации дела в Риме в руках цензоров. Новые контракты заключались Ц. на основании особого документа (так наз. lex censoria), в котором указывались условия сдачи на откуп. Со вступлением новых Ц. в должность все контракты eo ipso считались истекшими, и государственное хозяйство регулировалось совершенно заново. На обязанности Ц. лежало наблюдение за государственными имуществами и возвращение общине в порядке административного судопроизводства того, что было присвоено частными лицами. Из этой охраны интересов общины развилась юрисдикция Ц., не пошедшая, однако, дальше административного quasi-суда с правом штрафа и pignoris capio. Постепенное ослабление влияния сената, начиная с эпохи Гракхов, вызвало и быстрое падение цензуры. Сложное хозяйство требовало новых форм управления; гражданский ценз при отсутствии необходимости прибегать к прямому обложению и появлении наемного войска потерял свое значение; electio senatus со времени Суллы сделалось механической. Неудивительно поэтому, что в I в. до Р. Хр. Ц. появляются только спорадически, и то очень редко. На время цензура оживает при Августе и влачит существование до Веспасиана и Тита, при которых состоялся последний ценз и последний люстр. Смерть цензуры запечатлена была тем, что Домициан сделался пожизненным Ц. С этого времени имя Ц. исчезает из римского государственного строя. В муниципиях Ц. встречаются сравнительно редко, впервые — в 204 г., в двенадцати латинских колониях, для производства там ценза по требованию римлян. Обыкновенно функции Ц. несли так назыв. квинквенналы (см.). На Востоке магистраты, соответствовавшие римским цензорам, носили имя τιμηταί. См. Mommsen, "Romisches Staatsrecht" (II, 331 сл.); Herzog, "Staatsverfassnng" (I, 757 сл.); De-Boor, "Fasti censerii" (Париж, 1873); Ruggiero, "Dizionario epigrafico" (ΙI, 157 сл.). О муниципиях см. Liebenam, "Städteverwaltung" (259), и Levy, в "Revue des études gr." (1895).

Смотреть что такое ЦЕНЗОР в других словарях:

ЦЕНЗОР

(лат. censor, от censeo — делаю опись, перепись) в Древнем Риме одна из высших магистратур (См. Магистратура). Ц. было два, избирались в центури. смотреть

ЦЕНЗОР

ЦЕНЗОР, -а, м. Лицо, осуществляющее

ЦЕНЗОР

цензор м. 1) а) Должностное лицо, осуществляющее цензуру (1). б) перен. разг. Тот, кто строго контролирует что-л. 2) Должностное лицо, руководившее цензом (4) в Древнем Риме.

ЦЕНЗОР

ЦЕНЗОР

ЦЕНЗОР (лат. censor, от censeo - делаю опись, перепись), в Др. Риме одна из высших магистратур. Ц. было два, избирались в центуриатных комициях раз в. смотреть

ЦЕНЗОР

• Censor и census (τίμησις см. Πρόςοδοι, Доходы государства, 11, 12. и Solon, 3). Римский Ц. есть учреждение Сервия Туллия, имевшее целью ур. смотреть

ЦЕНЗОР

ЦЕНЗОР(лат. censor; этим. см. пред. слово) у римлян: чиновное лицо, которому поручалась оценка имущества граждан и наблюдение за их поведением, также с. смотреть

ЦЕНЗОР

ЦЕНЗОР а, м., ЦЕНСОР а, м. censeur m., нем. Zensor < лат. censor расценщик. Кому доверено от правительства цензировать сочиненья, одобрять или запр. смотреть

ЦЕНЗОР

Цензоръ — лицо, просматривающее рукописи до разрѣшенія напечатанія ихъ. Цензура — учрежденіе для просмотра запрещенія или позволенія къ печати рукопис. смотреть

ЦЕНЗОР

лицо, просматривающее рукописи до разрешения напечатания их Цензура — учреждение для просмотра запрещения или позволения к печати рукописей Ср. Ни родс. смотреть

ЦЕНЗОР

ЦЕ́НЗОР, а, ч.1. У Стародавньому Римі – урядова особа, яка оцінювала майно громадян, стежила за надходженням податків, наглядала за звичаями, поведінко. смотреть

ЦЕНЗОР

(лат. censor) -1)римский магистрат, избиравшийся, как правило, каждые пять лет на срок 18 месяцев из числа консуляров (бывших консулов). Основной задач. смотреть

ЦЕНЗОР

ЦЕНЗОР

ЦЕНЗОР(лат. censor), римский магистрат, который, хотя и не обладал империем, имел важное значение в период существования республики. Раз в 4 года (позднее - раз в 5 лет) в Риме избирались двое цензоров, как правило, из числа бывших консулов, сроком на 18 месяцев. Первой их задачей была оценка имущественного положения граждан, с тем, чтобы приписать каждого к соответствующему цензовому классу и трибе. Цензоры пересматривали также списки всадников и сенаторов. Это и было наиболее важной их функцией, поскольку таким способом цензоры могли непосредственно влиять на состав сената, добавляя новых членов и исключая прежних. Цензоры отвечали за государственные финансы. Они собирали налоги, распродавая или отдавая в аренду общественные земли и распределяя подряды на государственные работы. В качестве стражей общественной нравственности цензоры могли перевести в низший класс лиц, виновных в трусости, злоупотреблении общественными деньгами или жестокости в быту. В период Империи цензоры практически утратили свое значение, однако их функции императоры исполняли сами (так, Домициан сделал себя пожизненным цензором) или возлагали на младших магистратов. смотреть

ЦЕНЗОР

-а, м. 1. В древнем Риме:должностное лицо, ведавшее оценкой имущества граждан, следившее за поступлением налогов и за общественной нравственностью.2. смотреть

ЦЕНЗОР

(от лат. censeo - делаю опись, оцениваю) римский магистрат, проводивший ценз (опись имущества), надзор за поведением граждан и т.д. Первоначально эту. смотреть

ЦЕНЗОР

(лат. censor) -1) в Древнем Риме - магистрат, избиравшийся, как правило, каждые пять лет на срок 18 месяцев из числа консуляров (бывших консулов). Основной задачей Ц. было проведение ценза и ревизия прежнего списка всадников и сенаторов, Ц. имел право исключать из списка имена и вписывать туда новые. Ц., таким образом, брали на себя функцию блюстителей нравственности граждан. Кроме того, в обязанности Ц. входили управление государственным бюджетом (отдача сбора налогов на откуп) и государственным имуществом и надзор за возведением и содержанием государственный построек - улиц, храмов, городских стен и т.д. В императорскую эпоху функции Ц. исполняли сами императоры; 2) лицо, осуществляющее цензуру.
. смотреть

ЦЕНЗОР

(лат. censor) -1) в Древнем Риме магистрат, избиравшийся, как правило, каждые пять лет на срок 18 месяцев из числа консуляров (бывших консулов). Основной задачей Ц. было проведение ценза и ревизия прежнего списка всадников и сенаторов, Ц. имел право исключать из списка имена и вписывать туда новые. Ц., таким образом, брали на себя функцию блюстителей нравственности граждан. Кроме того, в обязанности Ц. входили управление государственным бюджетом (отдача сбора налогов на откуп) и государственным имуществом и надзор за возведением и содержанием государственный построек улиц, храмов, городских стен и т.д. В императорскую эпоху функции Ц. исполняли сами императоры; 2) лицо, осуществляющее цензуру. смотреть

ЦЕНЗОР

(лат. censor), рим. магистрат, избиравшийся, как правило, каждые пять лет на срок 18 месяцев из числа консуляров (бывших консулов). Осн. задаче. смотреть

ЦЕНЗОР

1) Орфографическая запись слова: цензор2) Ударение в слове: ц`ензор3) Деление слова на слоги (перенос слова): цензор4) Фонетическая транскрипция слова . смотреть

ЦЕНЗОР

ЦЕНЗОР

ЦЕНЗОР (лат. censor) — 1)римский магистрат, избиравшийся, как правило, каждые пять лет на срок 18 месяцев из числа консуляров (бывших консулов). Основной задачей Ц. было проведение ценза и ревизия прежнего списка всадников и сенаторов. Кроме того, в обязанности Ц. входили управление бюджетом (отдача сбора налогов на откуп) и государственным имуществом, надзор за возведением и содержанием храмов, городских стен и т.д. В императорскую эпоху функции Ц. исполняли сами императоры; 2) лицо, осуществляющее цензуру.

ЦЕНЗОР

ЦЕНЗОР (лат. censor) - 1)римский магистрат, избиравшийся, как правило, каждые пять лет на срок 18 месяцев из числа консуляров (бывших консулов). Основной задачей Ц. было проведение ценза и ревизия прежнего списка всадников и сенаторов. Кроме того, в обязанности Ц. входили управление бюджетом (отдача сбора налогов на откуп) и государственным имуществом, надзор за возведением и содержанием храмов, городских стен и т.д. В императорскую эпоху функции Ц. исполняли сами императоры; 2) лицо, осуществляющее цензуру.
. смотреть

ЦЕНЗОР

-а, ч. 1) У Стародавньому Римі – урядова особа, яка оцінювала майно громадян, стежила за надходженням податків тощо. 2) Урядова особа, яка здійснює це. смотреть

ЦЕНЗОР

в Древнем Риме должностное лицо, избираемое раз в 5 лет их числа бывших консулов. В его обязанности входили: пересмотр списков сенаторов и всадников с правом исключения и внесения в этот список отдельных имен, контроль за нравственностью граждан, управление государственным бюджетом и государственным имуществом. В императорскую эпоху функции цензора выполняли императоры. смотреть

ЦЕНЗОР

корень - ЦЕНЗОР; нулевое окончание;Основа слова: ЦЕНЗОРВычисленный способ образования слова: Бессуфиксальный или другой∩ - ЦЕНЗОР; ⏰Слово Цензор содерж. смотреть

ЦЕНЗОР

-а, ч. 1》 У Стародавньому Римі – урядова особа, яка оцінювала майно громадян, стежила за надходженням податків тощо.2》 Урядова особа, яка здійснює це. смотреть

ЦЕНЗОР

ЦЕНЗОР цензора, мн. цензоры и (разг.) цензора, м. (латин. censor). 1. В древнем Риме - должностное лицо, руководившее оценкой имущества граждан, следившее за поступлением налогов и общественной нравственностью (истор.). 2. Должностное лицо, осуществляющее цензуру печатных произведений (устар., загр.).

ЦЕНЗОР

Це́нзор:— старший учень-доглядач у старій школі [IV]— тут :староста класу [21]— у старій школі — учень, що слідкував за порядком у класі, оцінював відп. смотреть

ЦЕНЗОР

(censor) (в психологии) по Фрейду, механизм, подавляющий или изменяющий неосознанные мысли и желания. Обычно принято считать, что цензор локализуется в супер-эго, однако у Фрейда приводятся доказательства того, что он присутствует и в самом это. смотреть

ЦЕНЗОР

ЦЕНЗОР (лат . censor), ..1) в Древнем Риме должностное лицо, осуществлявшее проведение ценза, контроль над государственными финансами, надзор над нравами, общественным строительством и пр. 2) Лицо, осуществляющее цензуру.

ЦЕНЗОР

ЦЕНЗОР (лат. censor) -..1) в Древнем Риме должностное лицо, осуществлявшее проведение ценза, контроль над государственными финансами, надзор над нравами, общественным строительством и пр

2)] Лицо, осуществляющее цензуру.

ЦЕНЗОР

Rzeczownik цензор m cenzor m

ЦЕНЗОР

цензор [лат. censor] - 1) в др. риме - должностное лицо, ведавшее проведением ценза 1 и следившее за поведением и политической благонадежностью граждан; 2) лицо, осуществляющее надзор за печатью (см. цензура 2).

ЦЕНЗОР

в Древнем Риме должностное лицо, осуществлявшее проведение ценза, контроль над государственными финансами, надзор над нравами, общественным строительством и др. Позже Ц. стали называть лицо, осуществляющее цензуру. смотреть

ЦЕНЗОР

- (лат. censor) -..1) в Древнем Риме должностное лицо, осуществлявшеепроведение ценза, контроль над государственными финансами, надзор наднравами, общественным строительством и пр. 2) Лицо, осуществляющеецензуру. смотреть

ЦЕНЗОР

, ЦЕНЗУРА (censor, censorship) В первых формулировках Фрейда психическая инстанция, ответственная за искажение СНОВИДЕНИЙ и ВЫТЕСНЕНИЕ, была названа цензором. Цензор - это теоретический предшественник СУПЕР-ЭГО. . смотреть

ЦЕНЗОР

ЦЕНЗОР

рос. цензор 1. У Стародавньому Римі — посадова особа, що здійснювала проведення цензу — контроль над державними фінансами, нагляд за дотриманням правопорядку тощо. 2. Особа, що здійснює цензуру. смотреть

ЦЕНЗОР

лат. censor) 1. В Древнем Риме - должностное лицо, ведавшее проведением ценза и следившее за поведением и политической благонадежностью граждан. 2. Лицо, осуществляющее надзор за печатью. . смотреть

Все государственные должности в Древнем Риме носили общее название магистратур. Они возникли на заре Римской Республики, в конце VI в. до н.э. Человек, занимавший государственную должность, именовался магистратом. За эту работу зарплата не полагалась, на одной должности магистрат мог находиться год. Как правило магистратуры были парными, то есть исполнялись двумя людьми. Единственное исключение — диктатор, который управлял единолично. Но эта должность вводилась лишь в чрезвычайных обстоятельствах.

Все магистратуры в римском государстве делились на ординарные (выборные) и экстраординарные, на которые магистратов назначала одна из ветвей власти. Ординарные магистратуры: консул, претор, цензор. К ним со временем добавились низшие магистратуры: эдил, квестор, народный трибун. Экстраординарные магистратуры: диктатор, командующий конницей, интеррекс, децемвир, военный трибун с консульской властью, триумвир. Последняя должность появилась во время Второго триумвирата и давала такие же чрезвычайные полномочия, как у диктатора. Но, как и следует из названия должности, не одному человеку, а сразу троим.

Высшая военная и гражданская власть в Риме принадлежала консулам. Преторы стояли ступенькой ниже, они также обладали всей полнотой власти там, где не было консулов. А в самом Риме преторы исполняли обязанности городских судей по гражданским делам. Цензоры проводили перепись населения. Но не просто перепись, а с одновременным занесением фамилий в цензовые списки. То есть при этой переписи определялось, к какому сословию относится данный гражданин Рима. У разных сословий были свои права и обязанности, а также уровень налогообложения. Консула всюду должны были сопровождать 12 ликторов, вооружённых топориками и фасциями (пучок прутьев).

Прочими городскими вопросами занимались эдилы. Они обеспечивали ремонт и нормальное функционирование храмов, улиц, рынков. А также отвечали за порядок на этих улицах, то есть были в том числе и начальниками полиции. Квесторами изначально называли помощников консулов, потом это стало отдельной должностью. Квесторы управляли городскими архивами, казначейством и были судьями по уголовным делам. Народные трибуны, как и следует из их названия, должны были защищать интересы плебса. Главной их задачей было доводить до внимания сенаторов и высших магистратов народное мнение по поводу текущей политики.

У диктатора, который назначался консулами в случае необходимости, была вся полнота власти. Диктатора утверждали на срок не более полугода, лишь один Юлий Цезарь был назначен пожизненным диктатором. Должность командующего конницей на самом деле принадлежала помощнику и заместителю диктатора. Такое название она получила в древности, когда диктатор исполнял функции главнокомандующего. Конница была отдельным родом войск, притом служили в ней римские аристократы и неудивительно, что командовал всадниками ближайший помощник главкома. Со временем всё изменилось, конницу стали набирать из союзников Рима, диктаторы решали уже не только и не столько военные вопросы, но название должности осталось тем же.

Современная музейная экспозиция, изображающая таблицы с записанными на них первыми римскими законами.

Современная музейная экспозиция, изображающая таблицы с записанными на них первыми римскими законами.

Децемвиры занимались составлением законопроектов, вносимых в комиции для утверждения. Это название возникло оттого, что в коллегии децемвиров было 10 участников. Кроме законодательной, была судебная коллегия децемвиров, во времена римских царей занимавшаяся гражданскими делами. А также религиозная, занимавшаяся жертвоприношениями.

Последней экстраординарной магистратурой была должность военного трибуна с консульской властью. Просто военных трибунов было по 6 в каждом легионе. А такая необычная должность возникла во время политического кризиса в период ранней Республики. С 444 по 367 г. до н.э. вместо консулов высшую власть в Риме осуществляли три военных трибуна, объединённых в так называемый трибунат. Для этого в 445 г. до н.э. был принят специальный закон о консульском трибунате и последующие 77 лет Римом управлял этот своеобразный триумвират. Потом римляне вернулись к обычной консульской системе правления, формально действовавшей даже во времена Империи. Властные полномочия консулов при этом перешли к императору, а консульство из должности превратилось не более чем в почётный титул.

Если вам понравилась эта статья — поставьте лайк. Это сильно поможет развитию нашего канала, а также новые статьи из нашего канала будут чаще показываться в вашей ленте. Также будем рады, если вы подпишетесь на наш канал.

Два цензора по характеру своих обязанностей были чрезвычайно авто­ритетными и уважаемыми магистратами. Их должность была неответствен­на и называлась sanctissimus magistratus (святейшая магистратура). Со­гласно обычаю, цензоров выбирали из бывших консулов. В предыдущей главе уже было указано, что с 433 г. они выбирались каждые 5 лет, но занимали свою должность только в течение 18 месяцев. Обязанностью цен­зоров было: 1) пересмотр списка сенаторов (lectio senatus), 2) производ­ство переписи граждан (census), 3) надзор за нравственностью граждан (cura morum — попечение о нравах) и 4) руководство государственными имуществами и общественными работами.

Перепись граждан происходила каждые 5 лет. Цензоры путем личного опроса на Марсовом поле каждого главы семейства устанавливали сведе­ния о его имени, возрасте, ближайших родственниках, месте жительства и имуществе. На основании этих сведений цензоры составляли список граж­дан с распределением их по имущественным классам и трибам. В связи с переписью находился и пересмотр списка сенаторов, что цензоры обычно делали сейчас же по вступлении в должность.

Надзор за нравственностью граждан выражался в том, что цензоры ка­рали такие проступки против добрых нравов, которые лежали вне воздей­ствия закона в собственном смысле слова. Сюда относились, например, плохое обращение с детьми, непочтение к родителям, мотовство, пьян­ство, роскошь и т. п. В таких случаях цензоры могли прибегнуть к изда­нию соответствующих эдиктов (edicta censoria), например, против роско­ши, обложить виновного чрезвычайным налогом, исключить из сената или из триб, перевести из сельской трибы в городскую, вынести замечание (nota censoria), ложившееся пятном бесчестия, и т. п. Все эти меры сохраняли силу до тех пор, пока их не отменяли следующие цензоры.

В качестве финансовых магистратов цензоры сдавали с торгов на пяти­летний срок сбор доходов с государственных имуществ (например, аренд­ной платы с общественных земель), сбор таможенных пошлин, налогов с провинций и т. п. Они также сдавали на откуп подрядчикам общественные работы (постройку дорог, водопроводов и проч.) и поставку различных вещей, необходимых государству. Они следили за выполнением всех этих контрактов, заключенных ими самими или их предшественниками.

Цензура и цензоры

Цензоры

Цензоры Два цензора по характеру своих обязанностей были чрезвычайно авто­ритетными и уважаемыми магистратами. Их должность была неответствен­на и называлась sanctissimus magistratus (святейшая магистратура). Со­гласно обычаю, цензоров выбирали из бывших консулов. В предыдущей

Мэри НАЙТ ЦЕНЗОРЫ ПРОТИВ ШПИОНОВ

Мэри НАЙТ ЦЕНЗОРЫ ПРОТИВ ШПИОНОВ Во время войны я работала цензором — одной из 15 000 ищеек, которые всюду совали свой нос, вскрывая почту, подслушивая телефонные разговоры и просматривая фильмы, газетные материалы и радиопрограммы перед их выпуском.Поначалу мы сильно

Цензоры

Цензоры Во всяком случае, плебеи если не фактически то принципиально полу­чили доступ к высшей магистратуре. Нужно было ожидать, что скоро им удастся завладеть ею по-настоящему. Поэтому патриции постарались со­хранить за собой максимум прав, связанных с претурой. В 443 г.

Цензоры

Цензоры Два цензора по характеру своих обязанностей были чрезвычайно авто­ритетными и уважаемыми магистратами. Их должность была неответствен­на и называлась sanctissimus magistratus (святейшая магистратура). Со­гласно обычаю, цензоров выбирали из бывших консулов. В предыдущей

Цензоры на том свете

Наталья Патрушева. ЦЕНЗУРНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ И ЦЕНЗОРЫ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЕ ПОРЕФОРМЕННОЙ РОССИИ

Наталья Патрушева. ЦЕНЗУРНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ И ЦЕНЗОРЫ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЕ ПОРЕФОРМЕННОЙ РОССИИ В отечественной историографии цензурной реформой принято называть принятие Временных правил о печати от 6 апреля 1865 г., положивших начало переходу от предварительной

Цензор (в любое время, было два) был судьей в древнем Риме , который был ответственен за поддержание переписи , контроль общественной морали , а также контроль за некоторыми аспектами государственных финансов. [1]

Власть цензора была абсолютной: ни один судья не мог возражать против его решений, и только другой цензор, который сменил его, мог отменить эти решения.

СОДЕРЖАНИЕ

Перепись была впервые учреждена Сервия Туллия , шестого короля Рима , с. 575–535 гг. До н. Э. После отмены монархии и основания республики в 509 г. до н.э. консулы несли ответственность за перепись до 443 г. до н.э. [ необходима цитата ] В 442 г. до н.э. консулы не были избраны, но вместо них были назначены трибуны с консульскими полномочиями. Это был шаг плебеев, чтобы попытаться достичь высших магистратур: [ цитата необходима ] только патриции могли избираться консулами, а некоторые военные трибуны были плебеями. Чтобы предотвратить возможность получения плебеями контроля над переписью, патриции лишили консулов ​​и трибунов права проведения переписи и назначили для этого двух магистратов, называемых цензорами (цензорами), избранных исключительно из патрициев в Риме. [ необходима цитата ]

Первоначально должность цензора была ограничена восемнадцатью месяцами по закону диктатора Мамерка Эмилия Мамерцина ; [8], поэтому в V и IV веках до нашей эры эта должность имела меньшее значение. Тем не менее, во время цензуры Аппия Клавдия Цек (312-308 до н.э.) престижу цензуры массово увеличилось: Цек построил первый в истории римской дороги ( Аппиевой ) и первый римский акведук ( Аква Appia ), оба имени ему; [9] он изменил организацию римских племен и был первым цензором, составившим список сенаторов. ; и он также выступал за основание римских колоний ( Colonia ) в течение Лациума и Кампания поддержать римские военные усилия в Второй самнитской войне . Благодаря этим усилиям и реформам Аппий Клавдий Цек смог удерживать цензуру в течение всего lustrum (пятилетний период); и должность цензора, на которую впоследствии были возложены различные важные обязанности, в конечном итоге достигла одного из самых высоких политических статусов в Римской республике, уступая только статусу консулов .

Цензоры избирались в Центуриатное собрание , которое собиралось под председательством консула. [10] Бартольд Нибур предполагает, что цензоры сначала были избраны Куриатной Ассамблеей , и что выбор Ассамблеи был подтвержден Центуриатом, но Уильям Смит считает, что «у этого предположения нет никаких оснований, и его истинность полностью зависит от о правильности взглядов [Нибура] на избрание консулов ​​". Оба цензора должны были быть избраны в один и тот же день, и, соответственно, если голосование за второго не было завершено в тот же день, выборы первого были признаны недействительными и должно было быть проведено новое собрание. [11]

Собрание по выборам цензоров проводилось под эгидой, отличной от тех, которые проводились на выборах консулов ​​и преторов , поэтому цензоры не считались их коллегами, хотя они также обладали максимальным покровительством . [12] Собрание было проведено новыми консулами вскоре после того, как они начали свой срок полномочий; [13] и цензоры, как только они были избраны и цензурная власть была предоставлена ​​им декретом Центуриатского собрания ( lex centuriata ), полностью заняли свои должности. [14]

По общему принципу, на должность цензора имели право только те, кто ранее был консулом, но было несколько исключений. Сначала не было закона, запрещающего человеку подвергаться цензуре дважды, но единственным человеком, который был избран на эту должность дважды, был Гай Марций Рутил в 265 г. до н.э. В том же году он издал закон, гласящий, что никто не может быть избран цензором дважды. В результате этого он получил прозвище от Цензорина . [15]

Цензура отличалась от всех других римских магистратур продолжительностью пребывания в должности. Первоначально цензоры избирались на весь люструм (период в пять лет), но уже через десять лет после его учреждения (433 г. до н.э.) их должность была ограничена восемнадцатью месяцами по закону диктатора Мамеркуса Эмилия Мамерцина . [16] Цензоры также были уникальны в отношении ранга и достоинства. У них не было империя и, соответственно, ликторов . [17] Их чин был предоставлен им Центуриатским Собранием, а не куриями , и в этом отношении они уступали в силе консулам и преторам. [18]

Если Сулла отменил цензуру, то она, во всяком случае, была восстановлена ​​в консульстве Помпея и Марка Лициния Красса . Его власть была ограничена одним из законов трибуна Публия Клодия Пульхера (58 г. до н.э.), который предписывал определенные регулярные формы разбирательства перед цензорами при изгнании человека из римского сената и требовал, чтобы цензоры были согласны требовать этого. наказание. [26] Этот закон, однако, был отменен в третьем консульстве Помпея в 52 г. до н.э. по настоянию его коллеги К. Цецилия Метелла Сципиона , [27] но служба цензуры так и не вернула своей прежней власти и влияния. [ необходима цитата ]

Обязанности цензоров можно разделить на три класса, все из которых были тесно связаны друг с другом:

  1. Переписи , или реестр граждан и их имуществ, в которые были включены чтение из сенатских списков «s ( Lectio Senatus ) и признание того , кто квалифицирован для конного ранга ( recognitio конницы );
  2. Режим Morum или хранение общественной морали; и
  3. Управление финансов штата, в которое входило управление общественными зданиями и возведение всех новых общественных работ. [33]

Перепись, первая и основная обязанность цензоров, всегда проводилась на Марсовом поле , а с 435 г. до н.э. в специальном здании под названием Villa Publica , которое было построено для этой цели второй парой цензоров, Гаем. Фурий Пацил Фус и Марк Геганиус Макерин . [36]

Описание формальностей, с которыми была начата перепись, дается во фрагменте Tabulae Censoriae , сохранившемся Варроном. [37] После того, как были предприняты покровительства , граждане были вызваны глашатаем для явки перед цензорами. Каждое колено было вызвано отдельно [38], и имена в каждом колене, вероятно, были взяты согласно спискам, ранее составленным трибунами колен. Каждый отец семейства должен был лично предстать перед цензорами, которые сидели на своих курульных стульях , и первыми были взяты те имена, которые считались добрым предзнаменованием, такие как Валерий , Сальвий , Статорий. и др. [39]

После того, как гражданин назвал свое имя, возраст, семью и т. Д., Он должен был дать отчет обо всем своем имуществе, поскольку оно подлежало переписи. Переписи ( censui censendo ) подлежали только такие вещи, как собственность согласно квиритарскому закону. Сначала кажется, что каждый гражданин просто назвал стоимость всей своей собственности в целом, не вдаваясь в подробности; [45], но вскоре стало практикой давать подробное описание каждой статьи, а также общую ценность целого. [46]

Земля составляла самый важный предмет переписи, но государственная земля, владение которой принадлежало только гражданину, была исключена как не принадлежащая квиританской собственности. Если мы можем судить по практике имперского периода, был обычай давать самые подробные характеристики всех таких земель, которыми гражданин владел согласно квиритарскому закону. Он должен был указать название и местоположение земли, а также указать, какая часть ее была пахотной, какой луг, какой виноградник и какие оливковые земли; а также земли, описанной таким образом, он должен был дать свою оценку ее стоимости. . [47]

Следующими по важности статьями были рабы и крупный рогатый скот. Цензоры также обладали правом требовать возврата предметов, которые обычно не выдавались, таких как одежда, драгоценности и экипажи. [48] Некоторые современные авторы сомневались, обладали ли цензоры властью устанавливать более высокую оценку собственности, чем это давали сами граждане, но если вспомнить дискреционный характер полномочий цензоров и почти существующую необходимость , чтобы не допустить мошенничества, что право взимания доплаты должно быть передано в чьи-то руки, вряд ли можно сомневаться, что цензоры обладали такой властью. Более того, прямо заявлено, что однажды они внесли чрезмерную надбавку на предметы роскоши; [48] и даже если они не занесли в свои книги собственность человека по более высокой стоимости, чем он ее вернул, они достигли той же цели, заставив его уплатить налог на собственность по более высокой ставке, чем другие. Налог обычно составлял одну тысячу на имущество, внесенное в книги цензоров, но однажды цензоры вынудили человека заплатить восемь тысяч в качестве наказания. [49]

После того, как цензоры получили имена всех граждан с указанием количества их собственности, они должны были составить списки племен, а также классов и веков; ибо по законодательству Сервия Туллия положение каждого гражданина в государстве определялось размером его собственности ( Comitia Centuriata ). Эти списки составляли важнейшую часть Tabulae Censoriae , под названием которой были включены все документы, так или иначе связанные с выполнением цензурных обязанностей. [56] Эти списки, поскольку они были связаны с финансами государства, хранились в эрариуме , который был храмом Сатурна; [57] но обычным хранилищем всех архивов цензоров в прежние времена был Атриум Либертатис, недалеко от Виллы Публика [58], а в более поздние времена - храм нимф. [59]

Помимо разделения граждан на племена, века и классы, цензоры должны были также составить списки сенаторов на последующие пять лет или до тех пор, пока не были назначены новые цензоры; вычеркивание имен тех, кого они считали недостойными, и добавление к телу тех, кто был достоин. Таким же образом они провели обзор наездников , которые получили лошадь из государственных средств ( всадники EQUO público ), и добавлять и удалять имена , как они судят собственно. Они также подтвердили сенатский принцепс или назначили нового. Сам принцепс должен был быть бывшим цензором.

Перепись иногда проводилась в провинции, даже в республике. [60] Император послал в провинции специальных офицеров, называемых Censitores, для проведения переписи; [61] но обязанности иногда исполняли имперские легаты. [62] Сенситорам помогали подчиненные офицеры, которых называли Censuales, которые составляли списки и т. Д. [63] В Риме перепись все еще проводилась при империи, но старые церемонии, связанные с ней, больше не проводились, и Церемония люстрации не проводилась после времен Веспасиана . Юристы Паулюс и Ульпиан каждый писал труды по переписи в имперский период; и несколько выдержек из этих работ даны в главе Дайджеста (50 15).

  • сумма собственности человека (отсюда мы читаем о census senatorius , поместье сенатора; census equestris , имении коня ).
  • списки цензоров.
  • налог, который зависел от оценки при переписи. Лексиконы предоставят примеры этих значений.

Цензура может быть нанесена на человека в самых разных случаях, которые невозможно указать, поскольку во многих случаях это зависит от усмотрения цензоров и их взгляда на дело; а иногда даже одна группа цензоров не обращала внимания на правонарушение, за которое их преемники сурово наказывали. [70] Но преступления, которые, как записано, наказываются цензорами, носят тройной характер.

  1. Такие, которые имели место в частной жизни людей, например
  1. Если магистрат действовал в манере, не соответствующей его достоинству как офицера, если он был доступен для взяток или подделывал покровительство. [79]
  2. Неправильное поведение по отношению к магистрату или попытка ограничить его власть или отменить закон, который цензоры сочли необходимым. [80]
  3. Лжесвидетельство. [81]
  4. Пренебрежение, непослушание и трусость солдат в армии. [82]
  5. Содержание equus publicus (лошадь, содержащаяся патрицианской конной милицией за государственный счет) в плохом состоянии.

Человек, который был заклеймен nota censoria , мог, если он считал себя обиженным, попытаться доказать цензорам свою невиновность [85], а если ему это не удалось, он мог попытаться получить защиту одного из цензоров. , чтобы он мог заступиться за него.

Наказания, налагаемые цензорами, обычно различались в зависимости от должности, которую занимал человек, хотя иногда человек высшего ранга мог понести все наказания сразу, будучи низведенным до низшего класса граждан. Но обычно их делят на четыре класса:

Цензоры обычно продавали с аукциона тому, кто больше заплатит, за место в lustrum сбор десятины и налогов ( сбор налогов ). Этот аукцион назывался venditio или locatio и, по-видимому, проводился в марте [96] в общественном месте в Риме [97] . Условия, на которых они были сданы в аренду, вместе с правами и обязанностями покупателей, все они были указаны в leges censoriae , которые цензоры публиковали в каждом случае до начала торгов. [98] Подробнее см. Publicani .

Цензоры также имели право, хотя , вероятно , не без согласия Сената, о введении нового vectigalia , [99] и даже о продаже земли , принадлежащей государству. [100] Таким образом, похоже, что цензоры должны были выдвинуть бюджет на пятилетний период и позаботиться о том, чтобы доходов государства было достаточно для его расходов в течение этого времени. Отчасти их обязанности напоминали обязанности современного министра финансов . Однако цензоры не получали доходов государства. Все общественные деньги были внесены в эрариум , который полностью находился в ведении сената; и все выплаты производились по приказу этого органа, который использовал квесторы в качестве его офицеров.

В одном важном отделе, общественных работах, цензорам было поручено расходовать государственные деньги (хотя фактические платежи, несомненно, производились квесторами ).

Цензоры осуществляли общий надзор за всеми общественными зданиями и сооружениями ( Opera Publica ), и для покрытия расходов, связанных с этой частью их обязанностей, сенат голосовал им определенную сумму денег или определенные доходы, которыми они были ограничены. но которые они могут одновременно использовать по своему усмотрению. [101] Они должны были следить за тем, чтобы храмы и все другие общественные здания находились в хорошем состоянии, [102] что ни одно общественное место не было захвачено частными лицами, [103] и что акведук , дороги, стоки и т. д. были тщательно обработаны.

Помимо поддержания существующих общественных зданий и сооружений в надлежащем состоянии, цензоры также отвечали за строительство новых, для украшения или использования, как в Риме, так и в других частях Италии, таких как храмы, базилики , театры , портики. , форумы , стены городов, акведуки , гавани, мосты, клоаки, дороги и т. д. Эти работы либо выполнялись ими совместно, либо они делили между собой деньги, предоставленные им сенатом. [107] Они были переданы подрядчикам, как и другие работы, упомянутые выше, и когда они были завершены, цензоры должны были убедиться, что работа была выполнена в соответствии с контрактом: это называлось opus probare или в acceptum referre . [108]

Первый в истории римской дороги , то Via Appia , и первый римский акведук , то Аква Аппия , были построены под цензуру Аппия Клавдия Цек , один из самых влиятельных цензоров.

В эдилах были также в заведовании над общественными зданиями, и это не легко определить с точностью соответствующих обязанностей цензоров и эдилов, но можно заметить , в общем , что заведование эдилов было больше полицейским характер, в то время как что цензоры были более финансовыми по своей тематике.

После того, как цензоры выполнили свои различные обязанности и провели пятилетнюю перепись, последовало lustrum , торжественное очищение людей. Когда цензоры вошли в их офис, они жеребяли жребий, чтобы увидеть, кто из них должен произвести это очищение; [109] но оба цензора, конечно, были обязаны присутствовать на церемонии.

Спустя долгое время после того, как римская перепись перестала проводиться, латинское слово lustrum сохранилось и было принято в некоторых современных языках в производном смысле пятилетнего периода, то есть половины десятилетия.

Читайте также: