Обоснуйте необходимость изучения основ наук в школе какие методы освоения научного знания егэ

Обновлено: 07.07.2024

Какие методы научного познания используются при изучении основ наук (Назвать три метода). Для каждого из них привести конкретный пример применения метода в изучении основ наук.

Обоснование. Современное школьное образование ставит своей целью формирование умственных, нравственных, эстетических, трудовых и физических качеств личности ребенка в их тесной взаимосвязи. Умственное развитие предполагает усвоение основ наук, т.

к. во-первых, именно научное знание является наиболее объективным, истинным. Во-вторых, изучение основ наук в средней школе, кроме расширения кругозора за счет новых знаний, формирует логическое мышление, умение находить закономерности в протекании процессов природного и социального мира. Ученик в процессе овладения основами наук учится мыслительным операциям как теоретического, так и эмпирического уровней научного познания: анализ, синтез, моделирование, наблюдение, эксперимент и др. Именно эти навыки позволят ему овладеть сложными профессиями современного постиндустриального общества. В-третьих, знание основ наук позволит ученику правильно сориентироваться в выборе будущей профессии. В-четвёртых, многие современные профессии постиндустриального общества требуют овладения смежными знаниями, поэтому современный человек должен быть всесторонне образован, иметь широкий кругозор, чтобы суметь быстро переучиться, повысить квалификацию, переквалифицироваться.

- сравнение (теоретический уровень)

- классификация (теоретический уровень)

- эксперимент (эмпирический уровень)

- Сравнение. На уроке истории изучаются сословно-представительные органы власти в средние века. Познакомившись с материалом учебника, ученики получили задание сравнить английский Парламент и французские Генеральные штаты по критериям, т. е. важнейшим линиям сравнения: когда образован, кем, основные функции и т. д.

- Классификация. На уроке биологии ученики, познакомившись с большим количеством растений, разделили их на 5 групп, так, что в каждую группу вошли растения со схожими признаками.

- Эксперимент. На уроке химии ученики доказывают появление кислорода с помощью опыта. В пробирку с раствором перекиси водорода опускают гранулы оксида марганца. Начинается интенсивное выделение кислорода, наличие которого проверяют с помощью тлеющей лучинки.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Во 2 части ЕГЭ по обществознанию относительно часто встречаются задания, где нужно точно определить о каких методах научного познания идет речь. Поэтому для сдающих ЕГЭ я составил памятку, в которой содержится информация о данных методах ( c понятными примерами).

ВложениеРазмер
metody_nauchn_poznania_tiukhrin.doc 30 КБ

Предварительный просмотр:

Каждый уровень научного познания имеет свои методы (от греч. hypothesis — предположение) изучения предметов познания, то есть средств, путей познания.

Эмпирические методы научного познания:

1) Наблюдение – восприятие предметов, явлений со стороны, невмешательство в них (например, наблюдение солнечного затмения)

2) Эксперимент-изучение предметов познания в управляемых, специально созданных человеком условиях (например, изучение роста растения в изменённых условиях)

3) Сравнение – выявление различия и сходства между изучаемыми предметами познания (например, сравнение животных родственных видов)

4) Измерение – определение отношения измеряемой величины чего-либо по сравнению с эталоном (например, к метру, грамму).

Эмпирические методы в научной деятельности в совершенно чистом виде использовать невозможно. Обязательно они сочетаются с теоретическими методами научного познания:

1) Анализ – (от греч. разложение, расчленение)процесс мысленного и фактического разложения целого предмета изучения на составляющие его части, изучение каждой части в отдельности (например, анализ литературного произведения, его темы, идеи, характеристика героев).

3) Индукция —(от лат. наведение)переход от изучения отдельных частей к изучению целого, от частного — к общему (например, изучение сначала отдельных признаков глагола в причастии, а затем выведение итогового суждения о том, что причастие имеет признаки глагола).

4) Дедукция — (от лат. — выведение) выведение нового знания на основе нескольких других утверждений об изучаемом предмете, от общего к частному( например, все люди смертны, Ваня – человек, значит он смертен).

5) Абстрагирование – (от лат. — отвлечение) отвлечение от свойств и признаков изучаемого предмета ради выявления какого-либо определённого его свойства (например, на уроках анатомии учащиеся изучают систему кровообращения человека, не говоря в это время о других системах, хотя кровообращение тесно связано с дыханием, пищеварением и т.д.)

6) Моделирование – создание модели изучаемого предмета с целью его наиболее полного познания (например, испытание модели корабля в специальном бассейне).

7) Аналогия – (от греч. соответствие) изучение предметов и явлений по их сходству в чём-либо (например, решение задач, подобных той, которую решал предыдущей исследователь по этой теме)

9) Классификация – (от лат.— разряд и делать) объединение различных изучаемых предметов в группы по каким-либо признакам (например, классификация растений).

10) Формализация – (от лат. — вид, образ)знаковая, символическая система отражения знаний (например, химические символы для отражения веществ)

11) Математизация – использование различных способ измерения, позволяющих приписывать материальным объектам и их свойства определенные числа, а затем вместо трудоемкой работы с объектами действовать с числами по определенным математическим правилам (классическая механика; изучение изменения численности войск участников Вторй мировой войны на различных театрах военных действий) .

12) Единство исторического (освещение развития объектов в их хронологической последовательности) и логического (анализ это развития, взгляд на весь ход развития объекта через его конечную форму). Пример: изучение определенного исторического периода или развития биологического вида.

w29

Научное познание – это вид познавательной деятельности человека, направленной на получение объективных, систематизированных, обоснованных и организованных знаний о природе, человеке и обществе.

Особенности научного познания

  • Объективность знаний о природе, человеке и обществе
  • Непротиворечивость, доказательность, системность
  • Проверяемость
  • Наличие и постоянное развитие понятийного аппарата (терминологии)
  • Использование в деятельности специальных методов и способов добывания знаний об изучаемом предмете
  • Высокий уровень обобщения полученных знаний
  • Универсальность знаний, то есть возможность их использования в различных отраслях знаний и сферах деятельности людей.

Принципы научного познания (то есть исходные положения, правила, на которых строится научная деятельность)

  • Принцип причинности — установление причинно-следственных связей между изучаемыми явлениями, процессами, событиями.
  • Принцип истинности– то есть соответствие знаний содержанию объекта, который изучается.
  • Принцип относительности– любое научное знание относительное, так как ограничено возможностями науки на данный период развития общества и будет добавляться с развитием науки, техники и человеческого разума.

Уровни научного познания

  1. Эмпирический — это выявление фактов, очевидных, видимых в результате описания предметов и явлений. В основе эмпирических методов научного познания лежит чувственное познание (ощущения, восприятие, представление) и показания конкретных научных приборов.
  2. Теоретический– это выявление фундаментальных знаний, которые порой скрыты за внешними признаками изучаемых предметов, познание сущности явлений и процессов, которые нельзя наблюдать. В основе теоретических методов лежит рациональное познание (понятия, суждения, умозаключения и выводы.)

Каждый уровень научного познания имеет свои методы (от греч. hypothesis — предположение) изучения предметов познания, то есть средств, путей познания.

Эмпирические методы научного познания

  • Наблюдение –восприятие предметов, явлений со стороны, невмешательство в них (например, наблюдение солнечного затмения)
  • Эксперимент-изучение предметов познания в управляемых, специально созданных человеком условиях (например, изучение роста растения в изменённых условиях)
  • Сравнение – выявление различия и сходства между изучаемыми предметами познания (например, сравнение причастия и деепричастия)
  • Измерение –определение отношения измеряемой величины чего-либо по сравнению с эталоном (например, к метру, грамму).

Пояснение.

Эмпирические методы в научной деятельности в совершенно чистом виде использовать невозможно. Обязательно они сочетаются с теоретическими.

Теоретические методы научного познания

Теоретические методы тоже тесно связаны с эмпирическими, так как требуют проверки, сравнения, проведения эксперимента. Обе группы методов находятся во взаимосвязи, чтобы получить достоверные научные знания.

Как видите, ребята, по приведённым примерам, все данные методы используются учителями буквально на каждом учебном предмете, а вы в школе получаете первичные навыки их использования в процессе познания мира.

Формы научного познания

Знания, получаемые в процессе научного познания, имеют свою форму выражения. Их несколько.

  • Научный факт — это объективное отражение в сознании человека сущности изучаемого предмета или явления, описанного, доказанного им . Нужно отличать объективный факт (реально существующий предмет, явление и т.д.) и научный факт (подтверждённое знание в результате научной деятельности)

Например, начало Великой Отечественной войны – это объективный факт, а то, что Луна- спутник Земли — это научный факт.

Таким образом, научное познание — это сложный процесс, включающий в себя самые различные формы и методы исследования для получения объективных знаний об изучаемом предмете.

Уско­рен­ная под­го­тов­ка к ЕГЭ с ре­пе­ти­то­ра­ми Учи.До­ма. За­пи­сы­вай­тесь на бес­плат­ное за­ня­тие!


-->


Задание 18 № 44738

Как автор определяет предмет и метод науки? Приведите авторские характеристики предмета и метода. Опираясь на текст и знание курса, приведите классификацию наук в зависимости от предмета исследования. Приведите пример любой конкретной науки и изучаемого ею предмета. (Сначала назовите науку, а затем изучаемый ею предмет).

(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Наука — это исторически сложившаяся форма человеческой деятельности, направленная на познание и преобразование объективной действительности, такое духовное производство, которое имеет своим результатом целенаправленно отобранные и систематизированные факты, логически выверенные гипотезы, обобщающие теории, фундаментальные и частные законы, а также методы исследования.

Наука — это одновременно и система знаний, и их духовное производство, и практическая деятельность на их основе.

Для всякого научного познания существенно наличие того, что исследуется, и то, как оно исследуется. Ответ на вопрос о том, что исследуется, раскрывает природу предмета науки, а ответ на вопрос о том, как осуществляется исследование, раскрывает метод исследования.

Качественное многообразие действительности и общественной практики определило многоплановый характер человеческого мышления, разные области научного знания. Современная наука — чрезвычайно разветвленная совокупность отдельных научных отраслей. Предметом науки является не только внеположный человеку мир, различные формы и виды движения сущего, но и их отражение в сознании, т.е. сам человек. По своему предмету науки делятся на естественно-технические, изучающие законы природы и способы ее освоения и преобразования, и общественные, изучающие различные общественные явления и законы их развития, а также самого человека как существа социального (гуманитарный цикл). Среди общественных наук особое место занимает комплекс философских дисциплин, изучающих наиболее общие законы развития и природы, и общества, и мышления.

Предмет науки влияет на ее методы, т.е. приемы, способы исследования объекта. Так, в естественных науках одним из главных приемов исследования является эксперимент, а в общественных науках — статистика. Вместе с тем границы между науками в достаточной степени условны. Для современного этапа развития научного познания характерно не только появление смежных по предмету дисциплин (например, биофизика), но и взаимное обогащение научных методологий. Общенаучными логическими приемами являются индукция, дедукция, анализ, синтез, а также системный и вероятностный подходы и многое другое. В каждой науке различаются эмпирический уровень, т.е. накопленный фактический материал — итоги наблюдений и экспериментов, и теоретический уровень, т.е. обобщение эмпирического материала, выраженное в соответствующих теориях, законах и принципах; основанные на фактах научные предположения, гипотезы, нуждающиеся в дальнейшей проверке опытом. Теоретические уровни отдельных наук смыкаются в общетеоретическом, философском объяснении открытых принципов и законов, в формировании мировоззренческих и методологических сторон научного познания в целом

Уско­рен­ная под­го­тов­ка к ЕГЭ с ре­пе­ти­то­ра­ми Учи.До­ма. За­пи­сы­вай­тесь на бес­плат­ное за­ня­тие!


-->


Задания Д25 C1 № 12041

Используя обществоведческие знания,

2) составьте два предложения:

− одно предложение, содержащее информацию об уровнях научного познания;

− одно предложение, раскрывающее сущность наблюдения, как метода научного познания.

Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.

1) Научное познание — это вид познавательной деятельности человека, направленный на объективное и обоснованное выявление сущности предметов и явлений окружающего мира, взаимосвязей между ними, закономерностей их развития.

2) Два предложения, например:

— в процессе научного познания обычно выделяют два уровня: эмпирический и теоретический.

— наблюдение, как метод научного познания, предполагает восприятие объекта познания без вмешательства в естественный ход изучаемого процесса, явления.


Задания Д27 C4 № 6220

Известный конструктор железнодорожных мостов Брант долго искал решение задачи — перебросить мост через достаточно широкую и чрезвычайно глубокую пропасть. О возведении опор на дне пропасти или по её краям не могло быть и речи. Измученный тщетными поисками решения, он вышел во двор подышать свежим воздухом. Была осень, и в воздухе носились тонкие осенние паутинки. Одна из них прилипла на лицо изобретателя. Не переставая думать о своей задаче, он машинально стал снимать прочно зацепившуюся и прилипшую к щеке паутинку. И тут внезапно мелькнула мысль: если паук способен перекинуть паутинку-мост через глубокую и широкую для него пропасть, то посредством подобных же тонких нитей, неизмеримо более прочных (стальных), человек мог бы перебросить мост через пропасть?

О каком уровне научного познания идёт речь в данном отрывке? Какие формы научного познания описаны в тексте? Перечислите два метода научного познания, используемые Брантом.

1) уровень научного познания — теоретический;

2) формы научного познания — постановка проблемы и выдвижение гипотезы;

3) методы научного познания, используемые Брантом:

Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках.


Задания Д27 C4 № 6148

Известный мореплаватель Магеллан искал кратчайший путь в Индию. Он пользовался картой, где был указан пролив, соединяющий Атлантический и Тихий океаны. Однако в отмеченном на карте месте Магеллан пролива не обнаружил. Тогда он, изучив описания, составленные предшественниками, предположил, что этот пролив должен быть южнее. Он исследовал каждую бухту, каждый залив – и обнаружил пролив между материком и архипелагом Огненная Земля.

О каких уровнях научного познания идёт речь в данном отрывке? Укажите формы знания в каждом из них. Перечислите три метода научного познания, используемые Магелланом.

1) уровни научного познания — эмпирический, теоретический;

2) формы научного познания — эмпирический: научный факт и эмпирический закон; теоретический: проблема, гипотеза и теория;

3) Методы научного познания, используемые Магелланом:

Элементы ответа могут быть приведены в иных близких по смыслу формулировках.


Задание 1 № 6354

Ниже приведён перечень характеристик. Все они, за исключением двух, относятся к методам научного познания.

1) наблюдение за явлением

4) мысленное моделирование

5) проведение эксперимента

6) описание объекта

Представление и ощущение — это формы познания. Все остальное — методы научного познания.

Формы познания: чувственный уровень (ощущение, восприятие, представление), рациональный уровень (понятие, суждение, умозаключение);

Методы познания: эмпирические (эксперимент, наблюдение, измерение, описание и т. д.), теоретические (идеализация, формализация, математизация и т. д.)

укажите пожалуйста все методы и формы познания

В пояснении указал формы познания, а методов слишком много, я указал только самые основные.


Задание 20 № 1327

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Наука — это исторически сложившаяся форма человеческой деятельности, направленная на познание и преобразование объективной действительности, такое духовное производство, которое имеет своим результатом целенаправленно отобранные и систематизированные факты, логически выверенные гипотезы, обобщающие теории, фундаментальные и частные законы, а также методы исследования.

Наука — это одновременно и система знаний, и их духовное производство, и практическая деятельность на их основе.

Для всякого научного познания существенно наличие того, что исследуется, и то, как оно исследуется. Ответ на вопрос о том, что исследуется, раскрывает природу предмета науки, а ответ на вопрос о том, как осуществляется исследование, раскрывает метод исследования.

Качественное многообразие действительности и общественной практики определило многоплановый характер человеческого мышления, разные области научного знания. Современная наука — чрезвычайно разветвленная совокупность отдельных научных отраслей. Предметом науки является не только внеположный человеку мир, различные формы и виды движения сущего, но и их отражение в сознании, т.е. сам человек. По своему предмету науки делятся на естественно-технические, изучающие законы природы и способы ее освоения и преобразования, и общественные, изучающие различные общественные явления и законы их развития, а также самого человека как существа социального (гуманитарный цикл). Среди общественных наук особое место занимает комплекс философских дисциплин, изучающих наиболее общие законы развития и природы, и общества, и мышления.

Предмет науки влияет на ее методы, т.е. приемы, способы исследования объекта. Так, в естественных науках одним из главных приемов исследования является эксперимент, а в общественных науках — статистика. Вместе с тем границы между науками в достаточной степени условны. Для современного этапа развития научного познания характерно не только появление смежных по предмету дисциплин (например, биофизика), но и взаимное обогащение научных методологий. Общенаучными логическими приемами являются индукция, дедукция, анализ, синтез, а также системный и вероятностный подходы и многое другое. В каждой науке различаются эмпирический уровень, т.е. накопленный фактический материал — итоги наблюдений и экспериментов, и теоретический уровень, т.е. обобщение эмпирического материала, выраженное в соответствующих теориях, законах и принципах; основанные на фактах научные предположения, гипотезы, нуждающиеся в дальнейшей проверке опытом. Теоретические уровни отдельных наук смыкаются в общетеоретическом, философском объяснении открытых принципов и законов, в формировании мировоззренческих и методологических сторон научного познания в целом

Читайте также: