Сравнительный анализ в таблице особенности развития американской и западноевропейской школ pr

Обновлено: 04.07.2024

Интерес к профессиональной этике PR возникает на родине PR в США. У её истоков стояли инициаторы и руководители антиколониального движения – Д. Вашингтон, Б. Франклин, Т. Джефферсон, А. Гамильтон, Д. Адамс, Т. Пейн, а теоретико-эмпирическими апологетами стали А. Ли, Э. Бернейз, А. Пейдж, Р. Харлоу. Опыт создания системы регулирования профессиональных стандартов посредством общественных организаций и кодексов профессиональной этики также был накоплен прежде всего в американском обществе.

Для стран Европы опыт PR-этики США не стал примером для подражания вследствие традиционных историко-социальных, ментальных психологических, нравственных причин. Исследователи этики PR, рассматривая проблему на современном этапе, не уделяют внимания историко-социологическому аспекту явления. Генезис этики PR как явления можно выделить исключительно в дискурсах историков PR – С. Катлипа, Р. Почекаева, E. Бузни, Е. Лукиевой. Именно эти факторы и обусловили актуальность исследования, которое не имеет предшествующих научных изысканий и наработок. Наша цель – произвести сравнительный анализ развития этики PR в странах Европы и обосновать системные выводы об особенностях европейской школы этики PR.

Французская школа этики PR как самая мощная в Европе повлияла на другие национальные школы PR, в частности на британскую и германскую. Британская школа этики PR также начала активное развитие после Второй мировой войны. В Великобритании наиболее значительным теоретиком PR коммуникаций в послевоенный период стал основатель британской школы Д. Грирсон, который в1950-х гг. написал ряд научных статей, посвящённых этике PR.

Британский социолог Сэм Блек полагает, что PR могут быть успешными только тогда, когда основаны на нормах этики и осуществлены честными путями. В PR цель никогда не оправдывает применение ложных сомнительных или вредных средств. Невозможно использовать PR для поддержки неправого дела. К тому же, преследуя в конечном итоге открытые, социально приемлемые цели и основываясь на точной информации, деятельность в PR должна способствовать установлению и развитию социальной гармонии [1]. Наиболее лаконичное из ныне существующих определение паблик рилейшнз, также предложенное Сэмом Блеком: «PR – искусство и наука достижения гармонии посредством взаимопонимания, основывающееся на правде и полной информированности [1], свидетельствует о нравственной основе PR-деятельности.

Главные этические принципы, в соответствии с которыми должны строиться связи с общественностью, сформулированы С. Блеком: открытость, правдивость информации, опора на объективные закономерности массового сознания, а также отношения между людьми, организациями, фирмами и общественностью, решительный отказ от субъективизма, волюнтаристского подхода, давления на общественность, манипулятивных попыток выдавать желаемое за действительное; уважение к личности, ориентация на человека и его творческие способности [1]. По мнению С. Блека, сущность PR неотъемлема от категорий гуманистической этики.

Важнейшая роль в формировании профессиональных стандартов PR-деятельности, регламентировании нравственных принципов PR принадлежит общественным профессиональным организациям, то есть органам саморегулирования (ОСР). ОСР оказывают влияние на качество профессиональной среды, устанавливая стандарты профессиональной этики, нормы этики PR, которые не установлены и не регулируются на законодательном уровне. В пределах Западной Европы успешно функционируют: Институт PR (IPR, 1948); Британская ассоциация коммуникаторов в бизнесе (BACB); Французская ассоциация PR (AFREP, 1955); Национальний союз пресс-секретарей (UNAP, 1957); Национальний союз консультантов по связям с общественностью (SNCRP, 1957); Французская федерация по связям с общественностью (FFRP, 1973); Национальний союз работников сферы информации и коммуникации (SNPIC, 1973); Немецкое общество по связям с общественностью (DPRG, 1958); Федеральное объединение немецких пресс-атташе (BdP, 2003); Немецкая ассоциация политических консультантов ( 2002); Ассоциация агентств по связям с общественностью (GPRA, 1973), успешно работают также профессиональные ассоциации Австрии, Бельгии, Швеции, Голландии, Греции, Испании. Вопреки сравнительно позднему появлению профессии PR в странах Центральной и Восточной Европы, в 1990-х гг. были основаны: PR Ассоциация Венгрии (MPRS, 1990); Ассоциация PR Словении (APRSR,1990); PR Общество Польши (PSPR, 1994); Ассоциация PR-консультантов Польши (PPRCA, 2001); Ассоциация специалистов по связям с общественностью Румынии (ARP, 1995), Общество связей с общественностью Болгарии (PRSB, 1996); Ассоциация PR-агенств Чехии (APRA, 1995); Ассоциация PR-агенств Словакии (APRSR, 1998).

В русле тенденций глобализации формируются международные профессиональные объединения PR. Главной целью их деятельности является координация деятельности национальных ассоциаций на международном уровне. Сегодня действуют: Европейская конфедерация по связям с общественностью (CERP, 1959); Европейская ассоциация специалистов PR (CERP PRO); Международная ассоциация PR (IPRA, 1955) – советник ООН и ЮНЕСКО; Медународная организация компаний-консультантов по коммуникациям (ICCO, 1973).

Таким образом, предложенная эволюция профессиональной этики PR-деятельности показывает главные тенденции процесса становления не только профессии и её нравственных стандартов, а также основные этапы и национальные отличия специфики этики PR странах Европы, объединённые определяющими демократическое общество гуманистическими принципами свободы, достоинства, нравственного самоутверждения.

Читайте также: