Кто такой крампус кратко

Обновлено: 04.07.2024

В Германии, Австрии и других альпийских культурах у Святого Николая есть странный напарник: Крампус. Этот рождественский демон отвечает за наказание детей, которых святой Ник внес в свой список непослушныъ, а наказания хуже, чем кусок угля в вашем чулке!

Как и многие демоны, Крампус заимствует несколько особенностей у коз. У него длинные рога, которые скручиваются на голове. Его ноги заканчиваются копытами вместо ног. Его тело покрыто мохнатым мехом, который может быть белым, черным или красновато-коричневым. У него даже длинный заостренный язык, как у козла.

В отличие от козы, у Крампуса также есть когти и клыки. Он ходит на двух ногах, одетый в цепи и колокольчики. Он также несет кучу березовых прутьев или кнута из конского волоса и большой мешок или корзину. Березовые удилища и кнут используются для избиения непослушных детей, но мешок предназначен для по-настоящему злых. Крампус использует его, чтобы тащить молодых преступников в подземный мир.

Демон или послушный раб?

Крампус беспощаден. Но злой? Не обязательно. Крампус следует правилам справедливости. Он приходит только за детьми, которые плохо себя ведут, и хотя ему, похоже, нравится наказывать злых детей, его никогда не замечают, нападая на невинных детей.

В некотором смысле Крампуса можно рассматривать как послушного раба. Он носит цепи, которые символизируют его порабощение, и во многих историях он появляется только тогда и там, где святой Николай говорит ему быть.

Крампус имеет тесные связи с добрым святым Николаем. На самом деле, во многих рождественских историях Крампус и Святой Николай ходят вокруг и судят детей вместе. Если ребенок был хорошим, он получит угощение от Святого Николая. Но если он был плохим, он получит переход от Крампуса.

Подобные персонажи существуют в соседних странах.

Кнехт Руперт - крупный бородатый мужчина с колокольчиками, пришитыми к одежде, и мешок с пеплом и углем, перекинутый через плечо. Он сопровождает святителя Николая в его путешествиях по миру, раздает фрукты и пряники хорошим детям и раздает куски угля плохим детям.

Белсникель - веселый мужчина с темной стороной. Он дает фрукты и пирожные хорошим детям, но он избивает плохих детей кнутом.

Символизм персонажа

Когда христиане заменили языческие зимние праздники на Рождество, Крампус претерпел трансформацию. Он был связан с дьяволом, и его поместили в подчиненное положение к святому Николаю - даже заставили носить цепи, чтобы показать его неполноценность.

Но приковать Крампуса все равно было недостаточно. В 1920-х годах католическая церковь и некоторые политические партии в Германии и Австрии наложили прямой запрет на Крампуса. Празднование этого рождественского демона было не только непопулярным, но и незаконным!

Но Крампус жил в немецкой и австрийской традициях, и к 1960-м годам ему было позволено вернуться в свет. Теперь он был воспринят как китчевая, фольклорная фигура, и публика ухватилась за Крампуса как способ восстановить связь со своими предками.

В конечном итоге растущее разочарование в связи с коммерциализацией Рождества создало для Крампуса ворота для вторжения в другие культуры. В Соединенных Штатах люди, которые хотели опротестовать праздничные расходы и обязательное хорошее настроение, приняли таких персонажей, как Скрудж, Гринч и Крампус, которые также восстали против рождественских норм.

Современное влияние

Сегодня фестивали Крампус проводятся во всем мире вечером 6 декабря, также известной как Крампуснахт. Легенда гласит, что в эту ночь Крампус преследует плохих детей. Соответственно, молодые люди одеваются в меховые костюмы и роговые маски и устремляются на улицы, рыча и тряся своими цепями на всех, кто останавливается, чтобы посмотреть страшный парад.

Крампус также вырезал небольшое место в литературе ужасов, даже вдохновляя фильм ужасов под названием Крампус .

Давайте вспомним праздник Рождества. Что особенного в нём? Наверное, атмосфера и подарки. Всё это верно, но знатоки альпийского фольклора однозначно отметили бы, что есть и тот, кто воплощает в себе тёмные силы, которые имеют свою власть в Рождество. Кто это? Крампус.

Это мифическое создание, на мой взгляд, воплощает в себе образ монстра из фильмов ужасов. Но какие тайны скрываются под жуткой внешностью демона?

Жуткий зверь – Крампус

Внешность Крампуса действительно пугающая. Рогатое и зубастое чудовище напоминает демонического козла, а в себе воплощает все тёмные качества. Согласитесь, на Святого Николая совершенно не похож, однако именно Крампус является его спутником.

Зачем же Санта Клаус (а это имя – одно из интерпретаций имён Николая) берёт с собой такого кошмарного помощника. Всё просто – Крампус приходит к тем детям, навещать которых Николай не собирается. Если сказать точнее, то к тем из них, кто целый год творил что-то недоброе, не слушался родителей и участвовал во всевозможных хулиганских выходках.

Древняя история монстра

Когда же впервые появились сказания о пугающем чудовище? Было бы неверным считать, что Крампус – христианский образ чёрта. Нет, этот демон появляется гораздо раньше, чем эта религия получила распространение.

Позднее, в Средневековье, Крампус находится под запретом. В ту пору считалось преступлением изображать существ с рогами (воспевание дьявола и распространение его образа).

Более того, в некоторых странах и сейчас проходят праздники, где актёры наряжаются Крампусом. Правда, власти неоднозначно относятся к подобным фестивалям, и это можно понять. Кто хотел бы, чтобы его ребёнок трясся от страха в ожидании козлорогого демона?

Крампус – освобождённое зло

Конечно, образ Крампуса – превосходный вариант для триллера, однако козлиная внешность не завершает всего облика. В отдельных преданиях говорится, что Крампус непременно ходит с цепями, звон которых можно услышать издалека. Вряд ли таким образом он предупреждает своих жертв о приближении, вероятнее всего, цепи в данном случае символизируют попытку человека обуздать дьявольские силы.

Особенно интересным мне показался тот факт, что в прошлые века некоторые дети были совершенно уверены, что видели Крампуса. Ответ на это дают современные психологи – да, ребёнок действительно мог столкнуться со злом (к примеру, преступником), однако воображение дополнило человеческий облик чертами Крампуса.

Одна из самых распространённых легенд о Крампусе рассказывает тайну его появления на свет. Как в ней отмечается, матерью чудовища стала Хель, богиня, известная в Скандинавии. Она, покровительница мира мёртвых, решила создать зверя, который бы стал противоположностью Николая. Идеей создания Крампуса стала необходимость в равновесии добрых и злых сил, которые, как известно, существуют рядом друг с другом.

Люди в образе Крампуса во время традиционного празднования в Бад-Гойзерне, Австрия

Люди в образе Крампуса во время традиционного празднования в Бад-Гойзерне, Австрия
© Rudi_Brandstaetter / Getty Images

Популярность Крампуса

В наше время традиции появления Крампуса во время рождественских праздников вновь возвращаются. Туристы со всего мира приезжают в начале декабря в Германию, Австрию, Чехию, чтобы посмотреть на празднование Рождества, во время которого мужчины, переодетые в Крампусов, ходят по улицам, гремя цепями.

Мифический Крампус хоть и является демоном, но именно он выполняет функцию контраста по отношению к добру. Ведь именно благодаря ему Святой Николай кажется поистине добрым волшебником, которого ждёт каждый ребёнок.


Крампус (нем. Krampus, австр. Klaubauf, Bartl, словен. Parkelj, чеш. čert, сил. Gumphinckel, венг. Krampusz) — легендарная фигура в фольклоре альпийского региона, спутник и одновременно антипод Николая Чудотворца, а также название обходного обряда в ночь с 5 на 6 декабря.

Содержание

История [ ]

Упоминания о Крампусе имеются ещё в дохристианском германском фольклоре. По некоторым характеристикам он проявляет сходство и с сатирами из древнегреческой мифологии. В более ранний период, особенно во времена инквизиции католическая церковь запрещала празднования с участием ряженых, изображающих рогатых существ. Тем не менее традиция изображения Крампуса сохранилась, и к XVII веку он утвердился в рождественских празднованиях как спутник Св. Николая.

Внешность [ ]

Чаще всего в Крампусе можно увидеть внешность сатира. При всех различиях в изображении Крампуса некоторые его характеристики остаются общими: он покрыт шерстью, обычно бурой или чёрной, у него козлиные рога и раздвоенные копыта. Из пасти вываливается длинный заострённый язык

Характер [ ]

Нередко Крампус несёт цепь, что символизирует оковы на дьяволе в христианской традиции. Для достижения большего эффекта он потрясает цепями. Цепи могут также дополняться колокольчиками разного размера. К языческим представлениям восходит такой атрибут Крампуса, как связки берёзовых розг, которыми он стегает детей. Иногда Крампус появляется с мешком или лоханью за спиной — они предназначены для того, чтобы унести непослушных детей для их последующего поедания, утопления или отправления в преисподнюю.


Раньше это был жуткий персонаж, который забирал с собой детей. Во второй половине 19 века началась трансформация образа в положительную сторону – розгами он сечет и в мешок забирает только плохих детей. А к нашему времени зверь-садист превратился просто в умильного дедушку, от которого все ждут только подарков.

Тем, кто уже давно не верит в Деда-Мороза, можно рассказать нелицеприятную историю этого сказочного теперь персонажа, который своим появлением обязан реально существовавшему человеку - святителю Николаю архиепископу Мир Ликийских (развалины его резиденции находятся около поселка Демре в современной Турции). У разных народов он зафиксировался под разными именами: Николай Мирликийский, Николай-Чудотворец, Николай-Угодник, Баба Ноэль, Пер Ноэль, Санта Клаус.

Судя по всему, мрачные дела Николая, которые так сильно врезались в память народную, заключались в контрольной поездке по подданным территориям в осенне-зимний период для сбора дани/налогов. В те времена при неуплате дани совершенно нормальной практикой штрафных санкций было забирать детей 7-12 лет в рабство.

Свечку мы, разумеется, не держали, но уши настолько сильно торчат изо всех щелей, что потребовалось много лет для перекрашивания черного образа Николая Мирликийского в белый и пушистый.

Вот один из вариантов его современного изображения. Кстати, католическая церковь в отличие от православной, не так давно предусмотрительно деканонизировала Николая Мирликийского, исключив его из списка святых.

Примерно до середины 19 века являющиеся зимой Пер-Ноэль, Санта-Клаус и прочие совершенно однозначно воспринимались как злые персонажи, которые забирают с собой маленьких детей и от которых ждать ничего хорошего не приходится, т.е. радовались когда он уходил и можно было относительно спокойно жить целый год, поэтому каждый год возможно "новое счастье".

Во второй половине 19 века по всем правилам политкорректности (это на самом деле давняя технология искажения сущности) началось изменение образа в положительную сторону, чтобы о рабовладении ничто не напоминало. А уж к нашему времени страшный сборщик налогов превратился просто в умильного дедушку, от которого все только подарков ждут.

Вернемся в 19 век и посмотрим что сохранилось от темной предыстории Санта Клауса-Николауса. В России - некий "бабай", который опасен и забирает маленьких детей. Отец Николай на турецком - Баба Ноэль. В турецком ударение на второй слог, и В.И. Даль отмечает уже трансформированное: "Детей пугают и бабайкою, старухою, и тут сходятся производства от бабы и от бабая".

В Германии аналогом Бабая является Крампус (Krampus). Он ходит вместе с Санта Клаусом и забирает непослушных детей. "Еще одно встречающееся в Альпах на Николаев день существо – крампус. Он страшен и лохмат, с рогами, длинными зубами и хвостом. По поверью, хороших детей награждает Николай, а плохих наказывает крампус. С длинными розгами, коровьими хвостами и колокольчиками группами и в одиночку крампусы расхаживают по улицам деревень и городов и пугают прохожих." Аналогом Крампуса по выполняемым задачам является образ рождественского солдата Рупрехта, который тоже ходит по домам с розгами и сечет или забирает с собой маленьких детей.

Интересно, что если изначально Крампус (Рупрехт) является помощником Санта Клауса-Николауса и получается удобное распределение ролей "Белый рыцарь-Черный рыцарь" = "хороший царь и плохие бояре", то потом образы разделяются окончательно - черные силы как бы существуют сами по себе, а "хороший царь" набирает себе очки положительного персонажа. Однако, разделяй сознание и властвуй.

Здесь они вместе:




В старых версиях преданий Крампус похищает особо непослушных детей, уносит их в свой страшный замок и сбрасывает в море, что согласуется с ролью его помощника Санта Клауса - Николая Мирликийского, который является покровителем мореплавателей. Действительно, рабов отправляли к месту назначения именно морем.

Здесь Крампус уже орудует будто бы сам по себе, но цель действий пока еще хорошо заметна - детей в кандалах уводят в рабство:

Затем постепенно образ Крампуса вырождается в некое пугало, которое само заковано в кандалы, то есть цепи превращаются в нейтральный атрибут как у какого-нибудь "металлиста". Вместо похищения детей он их только наказывает - сечет розгами или только пугает:




И вот появляется образ почти забавного декоративно-страшного Крампуса, у которого все атрибуты остались - корзина с детьми, кандалы, розги, но теперь это не похищение, а катание на санках:


Мы посмотрели как образ злого помощника Санта Клауса потихоньку выродился в некое забавное пугало, повод подурачиться и приколоться. А что же сам Санта Клаус? Он, отделившись от своего злобного помощника, тоже постепенно изменил образ в сторону добродушного старичка с подарками.

На этой открытке слева Санта Клаус вроде бы делает то же самое, что и его помощник Крампус справа, но как-то так по-доброму, будто бы пугает. Сюжет тот же, а сущность исчезла:

А здесь уже всё становится игрушечным - и сабля и ребенок:

И, наконец, получаем чуть ли не странствующего монаха. Где изначальные епископские наряды, где черт-помощник, где похищаемые дети в мешке или в кандалах? Сюжет обозначен, но искажён до неузнаваемости. Учитесь, как надо грамотно подправлять имидж.

Материалы по теме

На огромных отечественных просторах с прошлых времен остались множество строений. Само собой, что сооружения сакрального назначения исключениями не являются. Однако, если некоторые из соборов считаются национальным достоянием и тщательно сохраняется, то другие не просто ушли на периферию истории, а и просто оказались заброшены.

В воскресенье 8 июля Православная Церковь празднует память святых благоверных Петра и Февронии, Муромских чудотворцев – День семьи, любви и верности. При ближайшем рассмотрении фигуры Давида и Евфросинии полностью теряют свой благоверный блеск.

Первые годы существования христианской церкви проходили в непрекращающихся богословских спорах. Неокрепшая церковная организация не могла адекватно ответить на различные философские вызовы, возникавшие с разных сторон — многочисленные течения зарождались во всём христианском мире, прежде всего, из-за того, что клирики не успевали унифицировать догматы.

А вот ещё:

Как средневековые святые наказывали людей


Сегодня христианских святых часто представляют кроткими, благосклонными к людским слабостям, почти что всепрощающими. Столетия назад их изображали куда разнообразнее: были среди них и добросердечные защитники человечества, и суровые, а иногда по-настоящему жестокие личности.

Разберемся в том, как и за что средневековые святые могли покарать человека болезнью или даже убить и что эти случаи говорят о жизни в те времена.

Защита и опора: кара за посягательство на слабых

Пожалуй, больше всего с современными представлениями согласуются эпизоды средневековых источников, где святые карают людей за злодеяния против тех, кто значительно слабее преступника. Описания этих случаев пугали даже спустя столетия. Например, в XIX веке издатель жития Геральда Аврилакского (Орильякского) в серии Patrologia Latina не решился включить следующий эпизод в печатный текст — фрагмент увидел свет гораздо позже.

Итак, одна женщина из Лиможа посетила гробницу святого Геральда. На обратном пути ее изнасиловал некий всадник. Хотя любое нападение на паломников осуждалось, его не остановил ни тот факт, что она возвращалась из святого места, ни само имя Геральда. Вскоре — очевидно, по воле святого — у преступника разложились и отвалились гениталии. Даже после этого он не раскаялся в содеянном, хотя составитель жития явно ожидал этого: для средневекового человека такая внезапная болезнь была понятным знаком, требующим покаяния. Однако грешник не признал своей вины, поэтому через несколько дней утонул в реке, а значит, не смог покаяться в грехах даже перед смертью — такой участи страшился любой христианин той эпохи.


Такой тип наказания свыше вполне понятен и сегодня. Но в этом житии немало других примеров пугающе, с нашей точки зрения, жестоких кар, причем за куда меньшие преступления. По воле святого нарушителей норм поражают внезапные болезни, у них отсыхают руки, с их тел в одно мгновение слезает кожа. Парадоксально, но все эти факты не делают Геральда жестоким, с точки зрения составителей его жития.

Напротив, они постоянно подчеркивают, насколько мягким человеком он был. Святой происходил из знатной семьи и мог стать воином, как и поколения его предков. Вместо этого он отказался от светской жизни и брака и основал на своих землях монастырь, где потом и упокоился. В житии упоминается, что приближенные Геральда называли его робким, застенчивым, едва ли не женоподобным. Также агиографы сообщают, что за всю жизнь в миру он не нанес ни единой раны — как и сам не был ранен, хотя участвовал в боях.

В какой-то мере эти описания можно считать общим местом, характерным для житий, — святого необходимо изображать благостным и кротким, не приемлющим насилия. Однако отчасти в этих характеристиках проявился и специфический средневековый взгляд на суровые кары. Исследователь жития Геральда Мэтью Кюфлер пишет:

Среди чужих: жестокость святых к иноверцам

В ответ будущий святой устроил крестный ход, и при виде его часть иноверцев упала замертво, а остальные вмиг ослепли. Впрочем, Леонтий немедленно оживил мертвых и вернул зрение слепым, — поразившись его чудесам, меряне добровольно крестились.

Не всем христианским миссионерам везло так, как Леонтию (впрочем, некоторые редкие варианты его жития сообщают, что впоследствии он таки был убит язычниками). Куда чаще клирики, отправляющиеся в чужие земли, становились жертвами местных жителей, не желающих отказываться от своей веры. Образы святых, способных уложить толпу чужеземцев замертво, а потом оживить, показывали и силу христианской веры, и то, какие почти невыносимые трудности ждали тех, кто отправлялся в дальние края с духовной миссией.


За сон и пьянство: кара за непочтение

Еще один тип ситуаций, где святые могли проявить суровый нрав, — случаи, когда человек относился к ним неуважительно. Тогда святые шли на довольно жесткие меры, чтобы указать на ошибку наглецам, а заодно и окружающим. Жития не скупятся на страшные детали, чтобы произвести на читателя впечатление и внушить ему трепет перед образом святого.

Изучая источники, можно заметить, насколько широко их составители понимали непочтение к святым. Например, характерный эпизод мы находим в том же житии Леонтия Ростовского: эти события произошли спустя много лет после его смерти, когда Леонтий уже был канонизирован. Однажды в день его памяти случилось чудо — ночью святой восстал из гробницы, церковь, где он покоился, наполнилась благоуханием, в ней зазвучало ангельское пение. К утру свеча у гробницы, зажженная ангелами, продолжала гореть. После службы один из служителей церкви захотел ее погасить и тут же был наказан: он оглох и онемел, его руки и ноги перестали двигаться. Клирик выздоровел лишь после того, как раскаялся во всех своих грехах.

Впрочем, за непочтение святые не всегда посылали болезнь — иногда достаточно было проигнорировать просьбы человека. Такая судьба ждала хромого мальчика, который посетил гробницу святого Томаса Бекета в надежде исцелиться. Чтобы обратиться к святому, юноша должен был лечь на плиту, накрывающую гробницу, — это был традиционный способ исцеления у могилы святого. Увы, лежа на плите, уставший мальчик вскоре уснул. Томас Бекет явился ему во сне, осыпал больного проклятиями за дерзость, а затем заявил, что отказывается даровать ему здоровье.

Святые карали христиан не только за неуважение лично к ним, но и за нарушение правил, установленных церковью. Например, житие Мартина Турского рассказывает о женщине, которая, вопреки запрету, работала в воскресенье. Ее рука окоченела, и пальцы не отрывались от ладони до тех пор, пока нарушительница не явилась в церковь и не поклялась никогда больше не трудиться в святой день.

Еле придя в себя, он рассказал о случившемся близким, и те по описанию страшного человека догадались, что это был сам апостол Павел — его принято изображать бородатым и практически лысым. Несчастный пьяница так и не выздоровел, и родные отвезли его в монастырь, где тот умер через год.

В чужой монастырь: святые в борьбе за земли и имущество


Историк Александр Медведь замечает:

Похожие эпизоды есть и в западноевропейских житиях. Например, уже упомянутому Геральду Аврилакскому, также происходившему из влиятельной семьи, пришлось защищать монастырь от собственного племянника. Тот вместе со своими людьми решил ограбить обитель, стоящую на дядиных землях. Святой Геральд явился нечестивцу во сне, ударил его по голове и пригрозил немедленной смертью, если тот не оставит монахов в покое. Позже на монастырскую собственность посягнули еще несколько человек, и все они умерли при страшных обстоятельствах: скажем, с мальчика, укравшего из церкви алтарный покров, полностью слезла кожа.

Так были ли святые жестокими?

Итак, средневековые источники показывают, что святые отнюдь не всегда были кроткими и снисходительными к людским порокам. Они могли гневаться и карать, причем с современной точки зрения весьма сурово, а иногда и вовсе безжалостно. Однако считали ли составители этих текстов, что описанное — жестоко?


Кроме того, можно вслед за Мэтью Кюфлером предположить, что все эти эпизоды действительно воспринимались как жестокие, но таким тогда был мир — мрачным и не знающим пощады. Однако мнение о безжалостном характере той эпохи разделяют далеко не все историки. Дэниел Барац, автор книги Medieval Cruelty, предупреждает: наше представление о том, что этот период был полон ничем не ограниченного насилия, сформировали не столько сами средневековые источники, сколько их восприятие в более поздние времена, например антикатолическая полемика эпохи Реформации. Этот взгляд на Средние века сохранился и во многих авторитетных исследованиях ХХ столетия.

Сам Барац считает, что говорить о едином отношении к жестокости в Средневековье невозможно, скорее перед нами многообразие различных взглядов, зависящее от множества факторов.

Все эти вопросы показывают, как сильно за столетия изменился образ христианского святого. А это значит, что менялись и взгляды на жестокость, преступление и само понятие зла — как и на милосердие и справедливость.

Читайте также: