Что такое статистика определение кратко и понятно самое важное

Обновлено: 05.07.2024

Статистика занимается изучением количественной стороны массовых общественных явлений и процессов в числовой форме, выявляя особые закономерности.

На сегодняшний день статистика применяется практически во всех сферах общественной жизни, начиная от моды, кулинарии, садоводства и заканчивая астрономией, экономикой, медициной.

Перво-наперво, при знакомстве со статистикой необходимо изучить основные статистические характеристики, применяемые для анализа данных.

Ну вот, с этого и начнем!

Математическая статистика — коротко о главном

Определения математической статистики:

Статистическая выборка – выбранное из всего числа объектов конкретное число объектов для исследования.

Объем выборки – количество элементов \( _>,_>,\ …,\ _>\), попавших в выборку.

Размах выборки – разность между максимальным и минимальным значениями элементов выборки.

Среднее арифметическое ряда чисел – это частное от деления суммы этих чисел на их количество (объем выборки).

Среднее арифметическое ряда чисел \( \left( _> \right)\) – это частное от деления суммы этих чисел \( \left( _>+_>+…+_> \right)\) на их количество \( \left( n \right)\)

Модой ряда чисел называется число, наиболее часто встречающееся в данном ряду.

Медиана упорядоченного ряда чисел с нечетным числом членов – число, которое окажется посередине.

Медиана упорядоченного ряда чисел с четным числом членов –среднее арифметическое двух чисел, записанных посередине.

Частота представляет собой число повторений, сколько раз за какой-то период происходило некоторое событие, проявлялось определенное свойство объекта либо наблюдаемый параметр достигал данной величины.

Частота – число повторений определенного значения параметра в выборке.

Относительная частота – это отношение частоты к общему числу данных в ряду.

Для наглядности удобно представлять данные в виде соответствующих диаграмм/графиков.

Статистические характеристики

К основным статистическим характеристикам выборки данных…

Дальше на примерах будет все понятно.

Так вот к основным статистическим характеристикам выборки данных относятся:

  • объем выборки,
  • размах выборки,
  • среднее арифметическое,
  • мода,
  • медиана,
  • частота,
  • относительная частота.

Стоп-стоп-стоп! Сколько новых слов! Давай обо всем по порядку.

Объем и размах выборки

Выборка состоит из элементов \( _>,_>,\ …,\ _>\), попавших в нее. Количество этих элементов \( \left( n \right)\) называется объемом выборки.

Например, в таблице ниже приведен рост игроков сборной по футболу:


Данная выборка представлена \( \displaystyle 11\) элементами \( \displaystyle \left( _>=183;\ _>=194;\ _>=187;\ …;\ _>=181 \right)\).

Таким образом, объем выборки \( \displaystyle \left( n \right)\) равен \( \displaystyle 11\).

Разность между максимальным и минимальным значениями элементов выборки называется размахом выборки.

Размах представленной выборки составляет \( _<\max >>-_<\min >>=194-176=18\) см.

Среднее арифметическое выборки

Среднее арифметическое ряда чисел \( \left( _> \right)\) – это частное от деления суммы этих чисел \( \left( _>+_>+…+_> \right)\) на их количество \( \left( n \right)\).

Не очень понятно? Давай смотреть на наш пример.


Определите средний рост игроков.

Ну что, приступим? Мы уже разбирались, что \( \displaystyle _>=183;\ _>=194;\ _>=187;\ …;\ _>=181\); \( \displaystyle n=11\).

Можем сразу смело все подставлять в нашу формулу:

Таким образом, средний рост игрока сборной составляет \( \displaystyle 183,8\) см.

Ну или вот такой пример:

Ученикам 9 класса на неделю было задано решить как можно больше примеров из задачника. Количество примеров, решенных учениками за неделю, приведены ниже:


Найдите среднее количество решенных задач.

Итак, в таблице нам представлены данные по \( \displaystyle 20\) ученикам. Таким образом, \( \displaystyle n=20\). \( \displaystyle _>=88;\ _>=90;\ _>=51;\ …;\ _>=47.\)

Ну что ж, найдем для начала сумму (общее количество) всех решенных задач двадцатью учениками:

Теперь можем смело приступать к расчету среднего арифметического решенных задач, зная, что \( \displaystyle _>+_>+…+_>=1560\), а \( \displaystyle n=20\):

Таким образом, в среднем ученики 9 класса решили по \( \displaystyle 78\) задач.

Еще один пример:

На рынке помидоры реализуются \( \displaystyle 7\) продавцами, причем цены за \( \displaystyle 1\) кг распределены следующим образом (в руб.): \( \displaystyle 60,\text< >55,\text< >54,\text< >70,\text< >65,\text< >67,\text< >63\).

Какова средняя цена килограмма помидоров на рынке?

Решение.

Итак, чему в данном примере равно \( \displaystyle n\)? Все верно: семь продавцов предлагают семь цен, значит, \( \displaystyle n=7\)! \( \displaystyle _>=60;\ _>=55;\ …;\ _>=63\).

Ну вот, со всеми составляющими разобрались, теперь можем приступить к расчету средней цены:

Ну что, разобрался?

Тогда посчитай самостоятельно среднее арифметическое в следующих выборках:

  • \( \displaystyle 34;\ 46;\ 67;\ 37;\ 45;\text< >60\)
  • \( \displaystyle 5;\ 4;\ 7;\ 9;\ 10;\ 12;\ 17;\ 8\)
  • \( \displaystyle 156;\ 180;\ 164;\ 172\)

Ответы: \( \displaystyle 48,17;\text< >9;\ 168\).

Решил? Можем двигаться дальше.

Мода и медиана

Модой ряда чисел называется число, наиболее часто встречающееся в данном ряду.

Обратимся снова к нашему примеру со сборной по футболу:


Чему в данном примере равна мода? Какое число наиболее часто встречается в этой выборке?

Все верно, это число \( \displaystyle 181\), так как два игрока имеют рост \( \displaystyle 181\) см; рост же остальных игроков не повторяется.

Тут все должно быть ясно и понятно, да и слово знакомое, правда?

Ключевое слово – СЕРЕДИНА. Если ты знал это определение, то тебе легко будет запомнить, что такое медиана в статистике.

Медианой ряда чисел с нечетным числом членов называется число, которое окажется посередине, если этот ряд упорядочить (проранжировать, т.е. расположить значения в порядке убывания или возрастания).

Медианой ряда чисел с четным числом членов называется среднее арифметическое двух чисел, записанных посередине, если этот ряд упорядочить.

Ну что, вернемся к нашей выборке футболистов?


Для того, чтобы в ряду чисел был порядок, можно расположить значения роста футболистов как в порядке убывания, так и в порядке возрастания. Мне удобней выстроить этот ряд в порядке возрастания (от самого маленького к самому большому).

Вот, что у меня получилось:



Так, ряд упорядочили, какой еще есть важный момент в определении медианы? Правильно, четное и нечетное количество членов в выборке.

Заметил, что для четного и нечетного количества даже определения отличаются? Да, ты прав, не заметить – сложно. А раз так, то нам надо определиться, четное у нас количество игроков в нашей выборке или нечетное?

Все верно – игроков \( \displaystyle 11\), значит, количество нечетное! Теперь можем применять к нашей выборке менее заковыристое определение медианы для нечетного количества членов в выборке.

Ищем число, которое оказалось посередине в нашем упорядоченном ряду:

Ну вот, чисел у нас \( \displaystyle 11\), значит, по краям остается по пять чисел, а рост \( \displaystyle 183\) см будет медианой в нашей выборке.

Не так уж и сложно, правда?

А теперь разберем пример с нашими отчаянными ребятами из 9 класса, которые решали примеры в течение недели:


Готов искать в этом ряду моду и медиану?

Для начала, упорядочим этот ряд чисел (расположим от самого маленького числа к самому большому). Получился вот такой вот ряд:


Теперь можно смело определить моду в данной выборке. Какое число встречается чаще других? Все верно, \( \displaystyle 77\)!

Таким образом, мода в данной выборке равна \( \displaystyle 77\).

Моду нашли, теперь можем приступать к нахождению медианы. Но прежде, ответь мне: каков объем рассматриваемой выборки? Посчитал? Все верно, объем выборки равен \( \displaystyle 20\).

А \( \displaystyle 20\) – это четное число. Таким образом, применяем определение медианы для ряда чисел с четным количеством элементов.

То есть нам надо в нашем упорядоченном ряду найти среднее арифметическое двух чисел, записанных посередине. Какие два числа располагаются посередине?

Все верно, \( \displaystyle 80\) и \( \displaystyle 81\)!


Таким образом, медианой этого ряда будет среднее арифметическое чисел \( \displaystyle 80\) и \( \displaystyle 81\):

\( 80,5\)— медиана рассматриваемой выборки.

Частота и относительная частота

Частота представляет собой число повторений, сколько раз за какой-то период происходило некоторое событие, проявлялось определенное свойство объекта либо наблюдаемый параметр достигал данной величины.

То есть частота определяет то, как часто повторяется та или иная величина в выборке.

Разберемся на нашем примере с футболистами. Перед нами вот такой вот упорядоченный ряд:


Частота – это число повторений какой-либо величины параметра. В нашем случае, это можно считать вот так. Сколько игроков имеет рост \( 176\)?

Все верно, один игрок. Таким образом, частота встречи игрока с ростом \( 176\) в нашей выборке равна \( 1\).

Сколько игроков имеет рост \( 178\)? Да, опять же один игрок. Частота встречи игрока с ростом \( 178\) в нашей выборке равна \( 1\).

Задавая такие вопросы и отвечая на них, можно составить вот такую табличку:


Ну вот, все довольно просто. Помни, что сумма частот должна равняться количеству элементов в выборке (объему выборки).

То есть в нашем примере: \( 1+1+1+2+1+1+1+1+1+1=11\)

Перейдем к следующей характеристике – относительная частота.

Относительная частота – это отношение частоты к общему числу данных в ряду. Как правило, относительная частота выражается в процентах.

Обратимся опять к нашему примеру с футболистами. Частоты для каждого значения мы рассчитали, общее количество данных в ряду мы тоже знаем \( \left( n=11 \right)\) .

Рассчитываем относительную частоту для каждого значения роста и получаем вот такую табличку:


А теперь сам составь таблицы частот и относительных частот для примера с 9-классниками, решающими задачи.

Моисеева, Е. В., Леонтьева Г.П. Статистика: конспекты лекций : в 2 ч. Ч. 1 / Е. В. Моисеева., Г.П.Леонтьева - Чебоксары: РГСУ филиал в г. Чебоксары, 2012. - 71 с.

© Моисеева Е. В., Леонтьева Г.П.

© ГОУ ВПО «Российский

Статистика – одна из основных в перечне дисциплин, формирующих экономистов-менеджеров широкого профиля. Без статистической грамотности не может быть грамотного экономиста-менеджера. Это аксиома.

История развития человеческого общества показала, что без статистических данных невозможно управление государством, его экономикой, социальной сферой.

Автор приносит благодарность рецензентам за обстоятельное рецензирование рукописи и ценные замечания по улучшенного ее структуры и содержания.

1.1.Понятие статистики и краткие сведения из ее истории.

1.2. Предмет, метод и задачи статистики.

1.3.Основные понятия и категории статистики.

1. Это комплексная учебная дисциплина обладающая специальной спецификой и изучающая количественную сторону массовых общественных явлений и процессов в неразрывной связи с их качественной стороной.

3. Это совокупность цифровых сведений характеризующих состояние явлений и процессов, публикуемые в сборниках, справочниках и периодической прессе.

4. Это статистические методы, применяемые для изучения социально – экономических явлений и процессов.

Статистика – это наука представляющая целостную систему научных дисциплин:

ð теоретическая статистика – разрабатывает систему категорий науки, методы сбора, сводки, обобщения и анализа.

ð экономическая статистика – разрабатывает и анализирует синтезирующие показатели как ВНД, ВВП, отраслей экономической статистики, промышленности, сельского хозяйства, строительства т и торговли.

ð социально – демографическая статистика – формирует и анализирует систему показателей комплексно, характеризует их различные стороны, социальных условий и образа жизни населения (культура, наука, образование, население, преступность).

Развитие статистики связано с развитием языка и счета. Она зародилась как результат статистической науки, вызванное потребностями развития общества. В Китае более чем за 2000 лет до н.э. производились исчисления населения по полу и возрасту. А также собирались сведения о состоянии промышленности и сельского хозяйства. В Древнем Риме велась статистика численности и населения и имущественного положения граждан. В конце 19 века проводились учетные операции – инвентаризация. Таким образом прежде чем стать наукой в современном понимании статистика прошла многовековую историю.




В первой половине XIX в. возникло статистико-математическое направление. Среди представителей этого направления выделяют А.Кетле (1796-1874г.г.), основоположника учения о средних величинах. Математическое направления в статистике развивалось в работах англичан Ф.Гальтона (1822-1911г.г.) и К.Пирсона (1857-1936г.г.).

В российской школе не было разделения школ и направлений. Видное место принадлежит И.К.Кириллову (1689-1737г.г.), Д.Н.Журавскому (1810-1856г.г.), и др. Большой вклад в развитие статистики внесли русские демократы – революционеры. А.И.Герцен, А.Н.Радищев. В области математического направления огромную роль сыграли русские математики: П.А. Чебышев, А.М. Ляпунов и др.

1917-1930 г.г. – бурное развитие статистики в России. В настоящее время ведется работа по совершенствованию статистической методологии и переходу РФ на международные стандарты.

ТЕМА 1. Предмет, метод и задачи статистики.

СТАТИСТИКА

Моисеева, Е. В., Леонтьева Г.П. Статистика: конспекты лекций : в 2 ч. Ч. 1 / Е. В. Моисеева., Г.П.Леонтьева - Чебоксары: РГСУ филиал в г. Чебоксары, 2012. - 71 с.

© Моисеева Е. В., Леонтьева Г.П.

© ГОУ ВПО «Российский

Статистика – одна из основных в перечне дисциплин, формирующих экономистов-менеджеров широкого профиля. Без статистической грамотности не может быть грамотного экономиста-менеджера. Это аксиома.

История развития человеческого общества показала, что без статистических данных невозможно управление государством, его экономикой, социальной сферой.

Автор приносит благодарность рецензентам за обстоятельное рецензирование рукописи и ценные замечания по улучшенного ее структуры и содержания.

1.1.Понятие статистики и краткие сведения из ее истории.

1.2. Предмет, метод и задачи статистики.

1.3.Основные понятия и категории статистики.

1. Это комплексная учебная дисциплина обладающая специальной спецификой и изучающая количественную сторону массовых общественных явлений и процессов в неразрывной связи с их качественной стороной.

3. Это совокупность цифровых сведений характеризующих состояние явлений и процессов, публикуемые в сборниках, справочниках и периодической прессе.

4. Это статистические методы, применяемые для изучения социально – экономических явлений и процессов.

Статистика – это наука представляющая целостную систему научных дисциплин:

ð теоретическая статистика – разрабатывает систему категорий науки, методы сбора, сводки, обобщения и анализа.

ð экономическая статистика – разрабатывает и анализирует синтезирующие показатели как ВНД, ВВП, отраслей экономической статистики, промышленности, сельского хозяйства, строительства т и торговли.

ð социально – демографическая статистика – формирует и анализирует систему показателей комплексно, характеризует их различные стороны, социальных условий и образа жизни населения (культура, наука, образование, население, преступность).

Развитие статистики связано с развитием языка и счета. Она зародилась как результат статистической науки, вызванное потребностями развития общества. В Китае более чем за 2000 лет до н.э. производились исчисления населения по полу и возрасту. А также собирались сведения о состоянии промышленности и сельского хозяйства. В Древнем Риме велась статистика численности и населения и имущественного положения граждан. В конце 19 века проводились учетные операции – инвентаризация. Таким образом прежде чем стать наукой в современном понимании статистика прошла многовековую историю.

В первой половине XIX в. возникло статистико-математическое направление. Среди представителей этого направления выделяют А.Кетле (1796-1874г.г.), основоположника учения о средних величинах. Математическое направления в статистике развивалось в работах англичан Ф.Гальтона (1822-1911г.г.) и К.Пирсона (1857-1936г.г.).

В российской школе не было разделения школ и направлений. Видное место принадлежит И.К.Кириллову (1689-1737г.г.), Д.Н.Журавскому (1810-1856г.г.), и др. Большой вклад в развитие статистики внесли русские демократы – революционеры. А.И.Герцен, А.Н.Радищев. В области математического направления огромную роль сыграли русские математики: П.А. Чебышев, А.М. Ляпунов и др.

1917-1930 г.г. – бурное развитие статистики в России. В настоящее время ведется работа по совершенствованию статистической методологии и переходу РФ на международные стандарты.

Статистика занимает значительное место в системе управления социально-экономическими явлениями и процессами по всем направлениям современного мира. Сбор, обобщение и научный анализ информации, характеризуют развитие экономики государства в целом, а также культуры, уровня жизни населения и пр.

В результате выявления статистических закономерностей, предоставляется возможность выявления взаимосвязей в экономике, изучения динамики ее развития, проведения международных сопоставлений и в конечном итоге – принятия эффективных решений на всех уровнях управления.

Полная и достоверная статистическая информация является тем необходимым основанием, на котором базируется процесс управления экономикой. Знание статистики, системы экономических показателей, методики их расчета обеспечивает менеджеру, экономисту возможность работать в любом секторе экономики.

Явления и процессы, изучаемые статистикой:

  • статистика изучает все, что связано с экономической деятельностью общества – производство и реализация промышленной и сельскохозяйственной продукции, строительство новых объектов и реконструкция действующих основных фондов, работа транспорта и связи, формирование и движение финансовых потоков;
  • статистические методы широко используются в анализе социальных процессов и явлений – занятости и безработицы, доходов населения, изучении общественного мнения и т.д.;
  • статистика играет большую роль в технике и производственной деятельности, например, в организации контроля качества продукции;
  • методы статистики применяются в экономическом анализе, менеджменте, маркетинге, бизнес-планировании, логистике, оценке недвижимости, антикризисном управлении и в других областях научной и практической деятельности.

Структура статистики как науки

Структура статистики

  • Теория статистики (общая теория статистики) – отрасль статистической науки, рассматривающая ее общие понятия, категории, принципы и методы сбора, обработки и анализа данных. Теорией статистики разрабатываются общие показатели и методы изучения структуры, взаимосвязи и динамики изучаемых процессов и явлений. Использование этих показателей и методов в отдельных областях научной и практической деятельности наполняет их качественным содержанием, а в ряде случаев придает им определенную специфику.
  • Экономическая (макроэкономическая) статистика изучает количественные зако­номерности происходящих в экономике явлений и процессов, выявление основных пропорций и тенденций экономического развития на макроуровне, т.е. на уровне крупного региона или страны в целом. Экономическая статистика изучает как сам процесс воспро­изводства материальных благ и услуг, так и его результаты, а также их воздействие на уровень жизни населения. К основным показателям экономической статистики относятся: валовой внутренний продукт, валовой региональный продукт, такие элементы националь­ного богатства, как основные фонды, материальные и оборотные средства, домашнее имущество.
  • Социальная статистика изучает социальную структуру населения, его уровень жизни и, в частности, доходы, а также уровень образования и культуры, состояния здоровья и медицинского обслуживания, использование свободного времени, общественное мнение, уровень преступности и другие социальные аспекты жизнедеятельности общества.

Процесс статистического исследования (4 основных этапа)

Первый этап (статистическое наблюдение) – сбор первичного статистического материала, проверка его полноты и достоверности. С этой целью применяются методы сплошного и несплошного статистического наблюдения. От качества полученных исходных статистических данных во многом зависят окончательные результаты всего статистического исследования.

Второй этап (сводка и группировка) – производится предварительная обработка данных, подсчет общих и групповых итогов, расчет некоторых относительных показателей. Основной метод, используемый на данном этапе, – метод группировок. В результате его реализации от больших массивов статистических данных осуществляется переход к компактным и удобным для анализа статистическим таблицам.

Третий этап – расчет и интерпретация обобщающих статистических показателей. На данном этапе рассчитываются относительные показатели, показатели среднего уровня, показатели вариации в анализе взаимосвязей, а также статистическое изучение динамики социально-экономических явлений и процессов. Полученные результаты подвергаются анализу.

Четвертый этап. В процессе реализации четвертого этапа осуществляется моделирование взаимосвязей между социально-экономическими процессами и явлениями, строятся уравнения регрессии, а также трендовые модели, отражающие основные тенденции динамики изучаемых показателей и др.

Используемые в процессе реализации всех этапов статистические приемы и методы в целом составляют статистическую методологию исследования.

Современные реалии диктуют нам свои условия. Огромное информационное пространство и взаимодействие общества в различных сферах деятельности усилило интерес к статистике и как к науке, и как к сфере деятельности в целом.

статистика история

Данные статистики помогают ориентироваться нам в определенных важных сферах жизни, оценивать происходящие события в экономической, политической сферах общества, да и в повседневных бытовых делах. Историю возникновения статистики рассмотрим в этом материале.

  1. Статистика – обширная область знаний, включающая в себя знания из математики, физики, экономики, излагающая вопросы сбора, сдвиги количественных изменений в процессах.
  2. В некоторых случаях статистику определяют как совокупность цифровых сведений, характеризующих определенные явления или процессы в жизни.
  3. Статистика выступает и как отрасль деятельности по сбору, обработке, анализу и публикации определенных сведений.
  4. Есть определение статистики как параметра ряда случайных величин.

Еще раз отметим, что определение зависит от того, в каком контексте вы хотите использовать данный термин.

Предпосылки возникновения статистики

Изначально она все-таки была практической деятельностью. Историю статистики можно начинать еще с древних государств, когда там считали людей, скот, землю, имущество. Первые статистические сведения содержатся в китайских документальных источниках еще во II веке до нашей эры.

история развития статистики

За триста лет до нашей эры Аристотель описал древние города, это тоже предпосылки возникновения статистики. Монгольские ханы переписывали население для взятия дани, всеобщую перепись в 1061 году проводили в Англии.

Таким образом, в процессе осуществления практической деятельности человечество заложило основы статистики. Стали появляться определенные правила сбора и обработки информации.

История статистики как науки

Статистикой как наукой изначально стали заниматься в Англии и Германии. Две школы – английская научная и немецкая описательная - создавали статистику как науку.

История статистики в Англии началась с английской научной школы политических арифметиков. У них была цель изучить явления общественной жизни с помощью чисел и их характеристик. В основе английской школы арифметиков было два направления. Первое представляли Д. Граунт и Э. Галей. Называлось оно демографическое. Второе направление, которое разработал В. Петти, называлось статистико-экономическим. Важные сферы жизни характеризовали статистическими данными, а не описательными оценками. Свое развитие английское направление получило также в Голландии и Франции.

Немецкая школа все сведения старалась описать, цифры здесь не использовались. Немецкие ученые описывали определенные периоды в развитии государства, быт и нравы, финансы, климат и так далее. Основал описательную немецкую школу Г. Конрринг.

история статистики в россии

Уже в 19 веке появилось еще одно, третье направление в истории развития статистики. Адольф Кетле, ученый из Бельгии, основал его. По основам, которые он разработал стали проводить перепись населения. По его инициативе проводили статистические конгрессы на международном уровне.

Зарубежные ученые-статисты

Историю развития статистики нельзя изучить, не оценив вклад зарубежных ученых. Флоренс Найнтингейл - реформатор из Великобритании - доказывал, что видные политики, предприниматели в своей деятельности должны основываться на статистических данных и статистическом анализе.

Как развивалась история статистики в России?

Давайте рассмотрим. Конец 12 - начало 13 века в России можно смело отнести к развитию предпосылок истории возникновения статистики как науки. Уже в это время проводили перепись земель и населения.

Особое внимание в истории развития статистики в России стоит уделить периоду реформ Петра I. Многочисленные изменения во всех сферах государственного устройства определили потребность в учете. Сенат был центром проведения работ по статистике. Сюда собирали отчеты со всех ведомств государства Российского. Уже в восемнадцатом веке подавались сведения о тех, кто родился и умер. И тогда же начали переписывать рабочих различных фабрик.

история статистики кратко

Новый этап в истории развития статистики в нашем государстве пришелся на девятнадцатый век. 1802 год принято считать официальным днем рождения статистики, именно тогда министерства, по Манифесту Александра I, стали сдавать письменные отчеты. В 1811 году при Министерстве внутренних дел создали Статистическое отделение. Руководителем назначили К.Ф. Германа.

Российские ученые-статисты

В России, как и в зарубежных государствах, существовали определенные направления (школы) в изучении статистики. Описательную школу представлял В.Н. Татищев. Что он сделал для науки? Ученый предложил определенные правила проведения ревизий, единый учет населения.

М.В. Ломоносов усовершенствовал систему, предложенную В.Н. Татищевым. В работах М.В. Ломоносова были уже и аналитические данные. Описательной статистикой занимались И.К. Кириллов, М.И. Чулков, С.Н. Плещев и другие ученые. На основе их трудов была создана экономическая теория России.

Основы статистики в России создал Журавский Д.П. Он системно изложил все вопросы этой науки. Экономическую и судебную статистику дополнили своими трудами А.Н. Радищев, Н.П. Огарев, А.И. Герцен.

история развития статистики в россии

Особую роль в формировании статистики как науки сыграло земство. Именно во времена земства были созданы статистические бюро. Земские статисты – В.И. Орлов, А.П. Шликевич и другие.

Русские математики П.П. Чебышев, А.М. Ляпунова тоже внесли свой вклад в науку статистику, с помощью их работ развитие получило математическое направление в ней.

Особенно интенсивно развивалась советская статистика. Анализу подвергались промышленность, народное хозяйство, население, строительство, сельское хозяйство, государственный бюджет и остальные сферы.

Современная статистика как наука

Предметом изучения науки статитистики являются социальные и экономические явления, а также их количественная составляющая. Объектов изучения несколько: общество, процессы, происходящие в обществе, общественные явления.

Статистика решает следующие задачи:

  • выявляет и анализирует социально-экономические преобразования в обществе;
  • исследует эффективность общественного производства;
  • предоставляет важную информацию государственным органам.

Предметом изучения статистики являются массовые социально-экономические явления и их количественная сторона в конкретных условиях и в конкретное время.

Статистический показатель – это отображение количественных характеристик соотношения признаков общественных явлений.

Основные виды статистики по сферам

Различают экономическую и социальную статистику. Подробнее о них далее:

  1. Экономическая статистика. Данная отрасль занимается изучением экономических процессов с точки зрения анализа развития экономики в обществе. Здесь собирают, обрабатывают и анализируют информацию о данной сфере общества. Благодаря данному виду статистики можно оценить положение экономики в целом по стране.
  2. Социальная статистика. Исследует изменения социального характера, количественные и качественные. Общество, а также совокупность процессов и явлений, с ним связанных, являются предметом для изучения. Социальная статистика позволяет выявить развитие социальных условий населения. Структура населения, его состав, уровень доходов населения, бытовые условия – лишь небольшой перечень показателей для социальной статистики.

история статистики за рубежом

Как устроена современная статистика в Российской Федерации?

Структура статистических органов аналогична административно-территориальному делению государства. Городские и районные управления подчиняются областным, краевым, республиканским учреждениям статистики.

Главной является Федеральная служба государственной статистики России. Она представляет официальные статистические сведения Президенту Российской Федерации, Правительству и другим государственным органам. Координация деятельности других органов статистики также возложена на Госкомстат. Распространяя официальные доклады, Госкомстат обеспечивает доступ любого жителя страны к информации.

Статистика на международном уровне

Изменения в экономических и социальных связях между государствами предопределили появление международной статистики. Изначально координировали функции международной статистики Международные конгрессы. Они определяли методологию статистических исследований.

В историю статистики внесла вклад ООН. В 1946 году в Организации объединенных наций была создана Статистическая комиссия, а в ее составе рабочая группа из шести подразделений по следующим направлениям:

  • промышленная статистика;
  • статистика международной торговли;
  • статистика цен;
  • финансовая статистика;
  • статистика окружающей среды;
  • счетоводство.

В организации объединенных наций есть и Статистическое бюро. Сотрудники этого подразделения составляют доклады для комиссии, обрабатывают и публикуют данные, обеспечивают работу учебных центров и так далее.

Еще более широкое понятие в статистике - Гармонизированная статистическая система. В ее состав вошли: Статистическая комиссия ООН и ее отраслевые подразделения, статистические издания международного уровня, ЮНЕСКО, МВФ, ВОЗ и другие учреждения ООН, региональные статистические организации.

Роль статистики в современном обществе

Статистика продолжает развиваться и как наука, и как сфера деятельности. Таким образом, термин этот в наше время используется как отрасль практической деятельности, цифровой материал или научная дисциплина.

история возникновения статистики как науки

Невозможно существование статистики в каком-либо одном значении, на одном уровне. Все они находятся во взаимодействии, дополняя друг друга. В статье изложена кратко история статистики. Подробную информацию можно найти в учебниках или трудах по данной дисциплине.

Читайте также: