Содержание программы педагогического исследования кратко

Обновлено: 04.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Педагогическое исследование: принцип, этапы, методы.

"Нет ничего практичнее хорошей теории"

Роберт Кирхгоф (1824–1887)​

Педагогика существует как наука и как практика. Педагогика всегда выступает синтетической наукой и включает в себя несколько направлений. В современной педагогике научные исследования и их практическая реализация осуществляется по следующим направлениям:

педагогическая антропология, то есть развитие человека в обучении и воспитании, в зависимости от возрастных периодов, индивидуальные технологические особенности развития человека, а также изучает содержание сущности и структуры педагогического воздействия;

педагогическая аксиология, то есть нравственное, моральное воспитание, правовое образование, процессы формирования социально- и личностно-значимых, а также жизненно-значимых ценностей;

педагогическая социология, то есть организация и управление учебно-воспитательным процессом, различными педагогическими системами, а также школой, как социальным институтом;

педагогическая культурология, то есть содержание обучения и воспитания человека – основные нормативные документы, пособия, учебники;

педагогическая экология, то есть содержание, структура, сущность, организация процесса учебно-познавательной и педагогической деятельности.

Педагогическое исследование организуется и осуществляется по одному из вышеназванных направлений.

Педагогическое исследование в своей основе имеет концепцию, как систему идей, реализуемых через педагогическую деятельность, то есть этапы:

постановка целей и задач;

определение объекта и предмета зависимых и независимых переменных;

определение принципов исследования, отражающих методологическую основу;

определение этапов и методов исследования.

Проблема исследования формируется согласно внешним и внутренним противоречиям между отдельными компонентами педагогической системы, а также между педагогической системой в целом и внешним фактором, влияющими на педагогическую систему.

Гипотеза – система предположений об изменении зависимых переменных в результате действия независимых.

Зависимые переменные есть педагогические явления, различного рода психические свойства, изменяемые в ходе исследования.

Независимые переменные есть педагогические средства, используемые в исследовании.

Объект – область исследования.

Предмет – конкретная, интересуемая часть области исследования.

Цель исследования – это планируемый результат.

Принципы исследования – система регулятивных норм, которые определяют научность и практическую значимость исследования.

Методы педагогического исследования – это пути, способы познания объективной реальности. Методы педагогических исследований делятся на следующие:

методы изучения педагогических явлений,

а) теоретический (анализ, синтез, обобщение, классификация, моделирование, конструирование и т.д.);

б) эмпирический (изучение литературы, наблюдение, анкетирование и т.л.);

2) методы обработки результатов педагогических исследований:

а) качественные (анализ, синтез, обобщение, классификация, моделирование, классификация);

б) количественные (оценка в баллах, преимущественно методы математической статистики).

Особенности педагогических исследований:

характерная черта педагогических процессов – неоднозначность их протекания;

эксперименты, противоречащие нравственным и этическим нормам запрещены;

в педагогике выводы формируются не иначе как в усредненной, обобщенной форме.

Любое исследование должно отвечать ряду критериев:

- валидность (методы должны измерить какое-то явление);

- репризатотивность (распространенность результатов).

Конечной целью любого педагогического исследования является выявление порядка, регулярности в изучаемом процессе, установление закономерности.

Принципы исследования система регулятивных норм, которые определяют научность и практическую значимость исследования:

принцип формальнологический (характеризует внутренние и внешние противоречия);

принцип историзма (изучение явления в процессе его развития);

принцип сопоставимости теории и практики.

Любая теория должна преломляться в практику, вырабатывая методику и технологию.

1. Фундаментальные, где в результате исследований составляются обобщающие концепции, которые подводят итоги достижений педагогической науки или предполагают модели развития педагогических систем.

2. Прикладные, т. е. исследования, направленные на глубокое изучение отдельных областей и сфер педагогического процесса.

3. Разработки – исследования направлены на обоснование конкретных научно-практических рекомендаций, при которых учитываются уже известные теоретические положения.

Научное педагогическое исследование выявляет определение общепринятых методологических приемов и принципов. Такими методологическими этапами являются определение проблемы, темы, объекта и предмета исследования, цели, задач, гипотезы и защищаемых положений. Основополагающими признаками уровня качества педагогического исследования считаются принципы теоретической и практической значимости, действенности, новаторства и новшества.

1. Методологическая часть предполагает определение и объяснение важности, значимости и ситуативности темы, определение проблемы исследования, объекта и предмета, целей и задач исследования, основных понятий. Таким образом, методологическая часть педагогического исследования представляет собой предварительный сбор информационного материала, системный анализ предмета изучения и определение рабочей проблемы.

Важные научно-педагогические исследования позволяют сформулировать ответы на проблемные вопросы в настоящее время, определяют и показывают важнейшие противоречия, имеющие место в практической деятельности педагогического исследования и педагогической науки.

Методами педагогического исследования являются приемы педагогического исследования процессов и явлений, способы получения научной информации о таких исследованиях с целью формирования и определения принципов отношений и методов формирования научных теорий.

Методы можно разделить на три группы.

1. Методы изучения педагогического опыта.

2. Методы теоретического исследования.

3. Математические методы.

Методы изучения педагогического опыта. Под методами изучения педагогического опыта подразумеваются приемы изучения практического опыта организации педагогического процесса, при изучении которого используются такие методы, как наблюдение, беседа, интервью, анкетирование, изучение письменных, графических и творческих работ учащихся, педагогической документации. Перечисленные методы еще называют методами эмпирического познания педагогических исследований. Данные методы являются способом отбора научно-педагогического опыта, подвергающегося теоретическому анализу.

Наблюдение представляет собой восприятие какого-либо педагогического процесса, в результате которого педагог имеет возможность работать с практическим материалом. В данном случае необходимо вести определенные записи наблюдений, которые состоят из определенных этапов.

Этапы наблюдения:

1) Определение задач и целей;

2) Выбор объекта, предмета и ситуации;

3) Выбор способа наблюдения;

4) Выбор способов регистрации наблюдаемого;

5) Обработка полученной информации.

Методы опроса – беседа, интервью, анкетирование.




Анкетирование – это метод массового сбора информации с применением различных тестов. Информация, полученная после обработки тестов, позволяет получить необходимую информацию об индивидуальности учащегося, о достигнутом уровне умений и навыков.

Очень ценный материал для педагогического исследования можно получить из изучения продуктов творческой деятельности учащихся, которые могут дать необходимые сведения об уровне развития личности учащегося и т. д.

Эксперимент – это специально созданная проверка любого метода педагогического исследования с целью определения педагогической продуктивности исследования. Эксперимент играет особую роль в педагогических исследованиях. Педагогическим экспериментом является исследовательская деятельность, которая предполагает следующее.

1. Исследование причинно-следственных связей в педагогических процессах.

2. Моделирование педагогических процессов и условий его протекания.

3. Активное влияние ученого на педагогический процесс.

4. Определение обратной связи, итогов педагогического влияния.

5. Повторяемость педагогических явлений и процессов.

Программа педагогического исследования состоит из двух частей.

Педагогическое исследование объясняет и предсказывает факты и явления. По направленности педагогические исследования бывают.

1. Фундаментальные, где в результате исследований составляются обобщающие концепции, которые подводят итоги достижений педагогической науки или предполагают модели развития педагогических систем.

2. Прикладные, т. е. исследования, направленные на глубокое изучение отдельных областей и сфер педагогического процесса.

3. Разработки – исследования направлены на обоснование конкретных научно-практических рекомендаций, при которых учитываются уже известные теоретические положения.

Научное педагогическое исследование выявляет определение общепринятых методологических приемов и принципов. Такими методологическими этапами являются определение проблемы, темы, объекта и предмета исследования, цели, задач, гипотезы и защищаемых положений. Основополагающими признаками уровня качества педагогического исследования считаются принципы теоретической и практической значимости, действенности, новаторства и новшества.

1. Методологическая часть предполагает определение и объяснение важности, значимости и ситуативности темы, определение проблемы исследования, объекта и предмета, целей и задач исследования, основных понятий. Таким образом, методологическая часть педагогического исследования представляет собой предварительный сбор информационного материала, системный анализ предмета изучения и определение рабочей проблемы.

Важные научно-педагогические исследования позволяют сформулировать ответы на проблемные вопросы в настоящее время, определяют и показывают важнейшие противоречия, имеющие место в практической деятельности педагогического исследования и педагогической науки.

Методами педагогического исследования являются приемы педагогического исследования процессов и явлений, способы получения научной информации о таких исследованиях с целью формирования и определения принципов отношений и методов формирования научных теорий.

Методы можно разделить на три группы.

1. Методы изучения педагогического опыта.

2. Методы теоретического исследования.

3. Математические методы.

Методы изучения педагогического опыта. Под методами изучения педагогического опыта подразумеваются приемы изучения практического опыта организации педагогического процесса, при изучении которого используются такие методы, как наблюдение, беседа, интервью, анкетирование, изучение письменных, графических и творческих работ учащихся, педагогической документации. Перечисленные методы еще называют методами эмпирического познания педагогических исследований. Данные методы являются способом отбора научно-педагогического опыта, подвергающегося теоретическому анализу.

Наблюдение представляет собой восприятие какого-либо педагогического процесса, в результате которого педагог имеет возможность работать с практическим материалом. В данном случае необходимо вести определенные записи наблюдений, которые состоят из определенных этапов.

Этапы наблюдения:

1) Определение задач и целей;

2) Выбор объекта, предмета и ситуации;

3) Выбор способа наблюдения;

4) Выбор способов регистрации наблюдаемого;

5) Обработка полученной информации.

Методы опроса – беседа, интервью, анкетирование.

Анкетирование – это метод массового сбора информации с применением различных тестов. Информация, полученная после обработки тестов, позволяет получить необходимую информацию об индивидуальности учащегося, о достигнутом уровне умений и навыков.

Очень ценный материал для педагогического исследования можно получить из изучения продуктов творческой деятельности учащихся, которые могут дать необходимые сведения об уровне развития личности учащегося и т. д.

Эксперимент – это специально созданная проверка любого метода педагогического исследования с целью определения педагогической продуктивности исследования. Эксперимент играет особую роль в педагогических исследованиях. Педагогическим экспериментом является исследовательская деятельность, которая предполагает следующее.

* Педагогическое исследование – процесс и результат научной деятельности, направленной на получение новых знаний о закономерностях, структуре, механизме обучения, воспитания и развития; методике организации учебно –воспитательной работы (содержание, принципы, методы, организационные формы).

Исходным моментом для педагогического исследования является проблема ( противоречие между какими – либо явлениями внутри объекта изучения ).

Описание проблемы может быть представлено как тема педагогического исследования.

Программа педагогического исследования

Структурный компонент программы

Комментарии к содержанию структурных компонентов ( разделов) программы

Формулируется на основе противоречий (проб – лем), обнаруженных в образоательном процессе.

В теме может выражаться конечный резуль- тат (цель) работы.

Обоснование актуальности темы

практической направленностью (научной потребностью практики);

отсутствием соответствующего готового решения.

Актуальность темы базируется на целевых установках, реализуемых в процессе исследова –ния.

Та область (часть) , в рамках которой осуществ–ляется исследование.

Это может быть конкретный класс, группа учащихся, ученик и т.д.

Конкретный процесс, положение, часть объекта, который исследуется.

Содержание конкретного учебного курса, организация обучения, система оценивания, использование технологии и т.п.

Конечный результат ( на основе представлений автора).

Цель должна быть обладать конкретными характеристиками (её можно просчитать, т.е. подвергнуть количественному анализу).

Научное предположение о способах достижения цели.

Описание возможных изменений качественных характеристик объекта и предмета исследова-ния. Представляется в форме сложноподчинен-ной констукции типа: Если…, то…, так как…

Педагогическое исследование

* Научное исследование – 1) процесс выработки новых знаний,

2) один из видов познавательной деятельности.

* Педагогическое исследование – процесс и результат научной деятельности, направленной на получение новых знаний о закономерностях, структуре, механизме обучения, воспитания и развития; методике организации учебно –воспитательной работы (содержание, принципы, методы, организационные формы).

Исходным моментом для педагогического исследования является проблема ( противоречие между какими – либо явлениями внутри объекта изучения ).

Описание проблемы может быть представлено как тема педагогического исследования.

Программа педагогического исследования

Структурный компонент программы

Комментарии к содержанию структурных компонентов ( разделов) программы

Формулируется на основе противоречий (проб – лем), обнаруженных в образоательном процессе.

В теме может выражаться конечный резуль- тат (цель) работы.

Обоснование актуальности темы

практической направленностью (научной потребностью практики);

отсутствием соответствующего готового решения.

Актуальность темы базируется на целевых установках, реализуемых в процессе исследова –ния.

Та область (часть) , в рамках которой осуществ–ляется исследование.

Это может быть конкретный класс, группа учащихся, ученик и т.д.

Конкретный процесс, положение, часть объекта, который исследуется.

Содержание конкретного учебного курса, организация обучения, система оценивания, использование технологии и т.п.

Конечный результат ( на основе представлений автора).

Цель должна быть обладать конкретными характеристиками (её можно просчитать, т.е. подвергнуть количественному анализу).

Научное предположение о способах достижения цели.

Описание возможных изменений качественных характеристик объекта и предмета исследова-ния. Представляется в форме сложноподчинен-ной констукции типа: Если…, то…, так как…

Поэтапная реализация целей ( какие конкретные вопросы нужно рассмотреть в совокупности, чтобы реализовать цель)

Задачи должны быть конкретными.

Выбор адекватных методов решения конкретных задач.

Методы должны по своему определению соответствовать поставленной цели и обладать качественно и количественно анализируемыми характеристиками.

Указание точного места проведения исследования.

Возможно указание факторов, способствующих проведению исследования.

Назвать Ф.И.О. педагога, осуществляющего исследование, указать должность, категорию, стаж работы, нагрузку.

Если в исследовании участвует группа педагогов, то указать статус каждого(можно ранжировать).

Сроки и этапы исследования

Указать временные промежутки, в которые про –водится исследование.

Критерии оценки ожидаемых результатов

Критерий результативности ( можно давать в сравнении с предыдущими результатами)

Критерий затрат времени ( исходя из принципа рациональности)

Можно рассматривать и другие критерии ( дополнить)

Описать выполнение целей.

К каким изменениям привела реализациия поставленных целей и задач ?

Прогнозирование трудностей, с которыми придется столкнуться в процессе исследования

План действий ( схема реализации программы)

(контроль и анализ)

Подготовительный этап (перечислить мероприятия):

Ход исследования (перчислить основные мероприятия):

Подведение итогов исследования (перечислить мероприятия):

Поэтапная реализация целей ( какие конкретные вопросы нужно рассмотреть в совокупности, чтобы реализовать цель)

Задачи должны быть конкретными.

Выбор адекватных методов решения конкретных задач.

Методы должны по своему определению соответствовать поставленной цели и обладать качественно и количественно анализируемыми характеристиками.

Указание точного места проведения исследования.

Возможно указание факторов, способствующих проведению исследования.

Назвать Ф.И.О. педагога, осуществляющего исследование, указать должность, категорию, стаж работы, нагрузку.

Если в исследовании участвует группа педагогов, то указать статус каждого(можно ранжировать).

Сроки и этапы исследования

Указать временные промежутки, в которые про –водится исследование.

Критерии оценки ожидаемых результатов

Критерий результативности ( можно давать в сравнении с предыдущими результатами)

Критерий затрат времени ( исходя из принципа рациональности)

Можно рассматривать и другие критерии ( дополнить)

Описать выполнение целей.

К каким изменениям привела реализациия поставленных целей и задач ?

Прогнозирование трудностей, с которыми придется столкнуться в процессе исследования

План действий ( схема реализации программы)

(контроль и анализ)

Подготовительный этап (перечислить мероприятия):

Ход исследования (перчислить основные мероприятия):

Подведение итогов исследования (перечислить мероприятия):

Похожие документы:

. мероприятий; экспериментальные учебные планы и программы; учебная литература (обеспеченность); необходимые . Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М., 1982. Введение в научное исследование по педагогике / Под .

Программа экспериментального исследования 38 Результаты экспериментального исследования 48

Программа педагогической практики направление подготовки (магистратура)

Приложение 8 ПРОГРАММА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ практики Направление подготовки (Магистратура) 030300 « . работа подразумевает организацию и проведение научного исследования со студентами в рамках выполняемых ими .

Педагогическое исследование представляет собой особый научно-исследовательский процесс, призванный улучшить систему образования усовершенствовать существующие методики обучения, повысить качество образования на всех ступенях (от ДОУ и школы до СУЗов и ВУЗов).

Педагогическое исследование представляет собой особый научно-исследовательский процесс, призванный улучшить систему образования усовершенствовать существующие методики обучения, повысить качество образования на всех ступенях (от ДОУ и школы до СУЗов и ВУЗов).

Каждое научное изыскание обязательно должно быть спланировано, продуманно. Важно чтобы все действия и решения были логичными и последовательными.

Особенности педагогического исследования

Педагогическое исследование обладает рядом специфических черт.

Во-первых, объектом исследования выступают результаты учащихся, поведение или отношения индивидов, задействованных в педагогическом процессе. Практически 90% педагогических научных изысканий призваны решить актуальные проблемы системы образования, педагогики и психологии.

Главные составляющие педагогического исследования

Из чего состоит педагогическое исследование?

Во-вторых, в педагогическом исследовании возможно использование как общенаучных, так и специфических методов. Для сбора информации и проверки гипотезы обязательно проведение эксперимента.

В-третьих, педагогические исследования напрямую затрагивают жизнь учащихся и педагогов. Они устанавливают способы взаимодействия преподавателей и школьников/студентов, методы обучения, достоинства и недостатки каждого способа освоения программы, образовательные стандарты и т.д.

Педагогическое исследование призвано привнести новшества в образовательную среду, улучшить ее отдельные элементы и стороны.

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Последовательность проведения педагогического исследования

Педагогическое исследование представляет собой тщательно спланированное мероприятие. Чаще всего оно носит лабораторный характер, когда организатор учитывает максимум факторов, регулирует условия проведения, вмешивается в образовательный процесс, проверяя действие выдвинутой идеи.

Программа педагогического исследования

Основные этапы программы педагогического исследования

В программе педагогического исследования выделяют два основных этапа: методологический и процедурный.

Методологическая стадия предполагает планирование исследования: определение цели, задач, формулирование гипотезы, конкретизацию объекта и предмета, методов изучения и решения проблемы. На данном этапе целесообразно провести предварительный сбор информации, изучить существующие методы решения проблемы, их пробелы.

Процедурная стадия предназначена для проведения эксперимента и сбора доказательной базы, проверки гипотезы. Здесь организатор научного изыскания должен провести конкретные действия: наблюдение за испытуемыми, внедрение новой методики или иного мероприятия. Все полученные в ходе процедурной стадии результаты должны быть моментально зафиксированы, а в дальнейшем проанализированы.

Логика педагогического исследования

Данная категория призвана упорядочить все действия исследователя. Логика педагогического исследования предполагает, что организатор осуществляет все мероприятия в строгой последовательности. Притом каждое из реализованных действий привносит свои особенности, условия и изменения. Все запланированные сценарии должны быть логичными, следовать одно за другим.

Логика педагогического исследования строится по следующему алгоритму:

На этом этапе автор научного изыскания должен определиться с темой, выделить интересующую его и в то же время актуальную проблему, ознакомиться с популярными и действующими методиками, теоретическими аспектами, а затем выдвинуть собственное предположение-решение.

С чего начать педагогическое исследование?

Основные этапы подготовки педагогического исследования

Здесь автор научной работы должен ознакомиться с существующими принципами и теориями, а затем провести собственный эксперимент для подтверждения или опровержения выдвинутой им гипотезы. Важно, чтобы ход исследования был подробно расписан, а все полученные информационные данные приложены к работе в полном объеме.

Здесь организаторы чаще всего прибегают к практическим (эмпирическим) методикам исследования: наблюдение, эксперимент, опрос, математическое моделирование, статистическая обработка материалов и пр. В некоторых случаях возможно привлечение сторонних экспертов. Например, социальный педагог, психолог и пр. Важно собрать максимально полную теоретическую и практическую базу.

Данный этап предполагает анализ полученных результатов, сравнение с действующими стандартами, подведение итогов относительно проверки гипотезы, а также разработка рекомендаций.

Здесь исследователю важно описать ход научного изыскания, отметить наиболее важные моменты, указывающие на истинность или ложность его идеи.

Педагогическое исследование может носить, как практический, так и теоретический характер. Организатору необходимо тщательно разобраться в изучаемой теме, проблеме и предложить радикальные меры по ее решению, оптимизации образовательного процесса или научной мысли. Все мероприятия в дальнейшем формируются в отдельный проект, который подлежит защите и публикации в виде монографии, диссертации и пр.

Проведение психолого-педагогических исследований требует знания семантики основных терминов и их взаимосвязи. К таким терминам относятся: методология, метод и методика исследования (рис. 4).
Педагогическое исследование проходит ряд этапов. Опишем четыре основных.
1. Изучение состояния проблемы, разработка программы исследования, формулировка гипотез, выбор методов исследования:
а) на этом этапе выявляются, анализируются результаты ранее проведенных исследований по выбранной теме, которые были выполнены другими и самим исследователем. Выявляются противоречия, нерешенные проблемы, обосновывается актуальность темы исследования;

Рис. 4. Взаимосвязь методологии, методов и методики психолого-педагогического исследования

Рис. 4. Взаимосвязь методологии, методов и методики психолого-педагогического исследования

б) определяется объект, предмет и цель исследования; формулируются гипотезы (предположения, которые должны получить подтверждение в исследовании); ставятся задачи, вытекающие из гипотез; составляется стратегический (принципиальный) план исследования (вычленяются этапы и задачи на каждом этапе); выбирается система методов исследования (теоретические, эмпирические и статистические); составляется набросок основных процедур сбора и анализа первичных данных.
2. Сбор фактических данных. С помощью выбранных методов и методик изучается педагогическое явление, обозначенное в теме, чтобы правильно понять его сущность и своеобразие, вскрыть те составляющие, которые не лежат на поверхности (рис. 5)
3. Качественная и количественная обработка данных. Качественная предполагает:
а) получение показателей, по которым можно судить о конкретных особенностях процесса или отдельного обучающегося, группы;
б) получение предварительных показателей, которые дальше подвергнутся количественной обработке.
Количественная обработка включает методы математической статистики: альтернативный, корреляционный, дисперсионный, факторный, таксономический анализ и др.
4. Интерпретация данных, формулирование выводов, практических рекомендаций, разработка прогноза развития явления в будущем.
Все исследование, начиная с постановки проблемы, подчинено предполагаемым результатам. Исследователь констатирует наличие определенных свойств, особенностей, сторон педагогического явления, после решения всех обозначенных в исследовании задач. Делаются обобщающие выводы, заключения относительно закономерностей его проявления и функционирования. Формулируется, если это возможно, прогноз на будущее. Даются научно-обоснованные рекомендации по использованию полученных результатов другими педагогами и исследователями. Формулируются новые проблемы и задачи, нерешенные, но вытекающие из результатов исследования.

Рис. 5. Методы накопления экспериментальных данных

Рис. 5. Методы накопления экспериментальных данных

Эта схема важна и при проектировании занятий, работе над курсовым проектом, дипломной работой; особенно для тех, кто интересуется исследовательской работой и собирается в аспирантуру.

Читайте также: