Кто такой ирод кратко

Обновлено: 02.07.2024

Ирод (Великий) (греч. "потомок героя" ), второй сын идумея, прокуратора Иудеи, Антипатра и его жены-аравитянки Кипры. И. лишь формально принадлежал к иудеям, но по своей приверженности к греч. культуре, в т.ч. к ее архитектуре, и любви к роскоши он был эллинистом. И. был ловким дипломатом и хорошим оратором. Он обладал мужеством, находчивостью и силой воли и вместе с тем был чрезмерно честолюбив и коварен. В своем стремлении к власти И. не гнушался никакими средствами. Сотни людей, и среди них его ближайшие родственники, пали жертвой его вероломства и болезненной подозрительности, особ. усилившейся в нем к концу жизни. Антипатр еще при жизни приобщил сыновей к управлению страной: старший, Фасаил, управлял Иерусалимом, а 15-летний И. стал прокуратором Галилеи. С самого начала И. был убежденным сторонником рим. власти. Он безжалостно боролся с действовавшими на границе с Сирией разбойниками, среди к-рых, вероятно, были и уцелевшие участники антирим. восстания. Борьба закончилась казнью разбойников. В результате 25-летний прокуратор заслужил благодарность рим. наместника в Сирии. Иерусалимский синедрион усмотрел в казни нарушение своих судебных полномочий; Ирод, приглашенный в синедрион в качестве ответчика, повел себя столь напористо, что его предпочли оставить в покое. После гибели Антипатра (43 г. до Р.Х.) Марк Антоний, к-рому подчинялась вост. часть Римской им-перии, утвердил его сыновей в правах правителей Палестины, возведя их в тетрархи. Но в одной из битв с хасмонеем Антигоном, последним из Маккавеев, и с парфянами, его союзниками, Фасаил попал в плен, где затем совершил самоубийство. И. вынужден был бежать. Он вернулся после того, как римский сенат, по настоянию Антония, назначил его царем Иудеи. После трехлетней борьбы Иерусалим был завоеван, и в 37 г. до Р.Х. И. стал полномочным царем. Когда в 31 г. до Р.Х. Антоний в морской битве при Акциуме был разбит Октавианом (ставшим впоследствии имп. Августом), И. отправился к победителю на о-в Родос. Проникновенной речью он завоевал доверие нового властелина, к-рый значительно расширил его владения. Лишь однажды, самовольно начав войну с арабами, И. впал в немилость у Августа, впрочем, ненадолго. Неудивительно, что многие сооружения, возводившиеся по приказу Ирода, были посвящены императору и его культу. Самария, застроенная великолепными зданиями, была украшена храмом Августа и переименована в Себасту (от греч. себастос, обознач. императорский титул). Построенный за 12 лет новый порт на Средиземном море получил название Кесария. Здесь тоже был воздвигнут храм Августа. Богатые дары, обычно приуроченные к дням чествования императора, посылались в иноземные города на возведение помпезных обществ. зданий; но все же самые великолепные сооружения украсили столицу Ирода - Иерусалим. Он построил на храмовой горе крепость, к-рая еще при жизни Марка Антония была названа Антонией. В сев.-зап. части города И. возвел укрепленный дворец и разбил перед ним великолепный сад. Три мощные башни дворца выстояли даже при разрушения Иерусалима в 70 г. по Р.Х. (см. Деян 23:35) . В сев. части города И. создал новый пригород, построив здесь театр и цирк. Однако игры по рим. образцу, к-рые проводились здесь в честь кесаря раз в 4 года, вызвали резкое осуждение со стороны благочестивых иудеев. Позже, в 21/20 гг. до Р.Х., после широкомасштабной подготовки И. приступил к перестройке и расширению храма, отделывая его с неслых. великолепием. Здание храма было перестроено за полтора года; на обустройство дворов и строит-во обрамленных колоннами галерей понадобилось еще 8 лет. Но строит-во и отделочные работы храмового комплекса продолжались и в последующие годы, так что иудеи по праву могли утверждать, что храм строился 46 лет (Ин 2:20) . Последние работы в храме были закончены всего за несколько лет до его разрушения. Едва придя к власти, И. начал устранять своих противников и возможных соперников. Первыми погибли 45 приверженцев Антигона, а затем - все оставшиеся в живых Маккавеи, к-рые вначале сотрудничали с И. Он умертвил свою жену Мариамну, затем и своих сыновей от Мариамны, см. Александра и см. Аристовула (7 г. до Р.Х.). Интриги в собств. весьма обширном семействе - И. одну за другой взял десять жен - усиливали болезненную подозрительность царя. В последние годы своего правления И. преднамеренно оскорблял религ. чувства иудеев. Напр., он распорядился поместить над фронтоном храма изображение орла. Последние годы правления И. отмечены особой жестокостью. Всего за пять дней до смерти И. приказал казнить своего старшего сына Антипатра (4 г. до Р.Х.). На конец царствования И. приходится рождение Иисуса (см. Лк 1:5; см. Время, V,1) и избиение младенцев в Вифлееме (Мф 2:16-18) . И. умер в возрасте 70 лет (4 г. до Р.Х.), процарствовав 33 года. Его сыновья см. Архелай, см. Ирод Антипа и их сводный брат см. Филипп должны были по завещанию И. разделить царство между собой, и имп. Август в основном одобрил это распоряжение. Титул "Великий", к-рый историки присвоили И. после его смерти, был обусловлен ловкостью И.-политика, грандиозными свершениями И.-строителя, а также роскошью двора И.-правителя. Титул "Великий" главным образом отличает И. от его наследников, носивших то же имя, но не содержит нравств. оценки этого правителя - порочного, коварного и жестокого.

Библейская энциклопедия Брокгауза . Ф. Ринекер, Г. Майер . 1994 .

Полезное

Смотреть что такое "Ирод" в других словарях:

Ирод I — Великий ивр. הוֹרדוֹס‎, лат. Herodus Ирод I Великий захватывает Иерусалим … Википедия

Ирод II — Ирод Халкидский ивр. הורדוס‎ … Википедия

Ирод — ’Ирод а) (Мат.2:1 ,3,7,12,15,16,19; Лук.1:5 ) Ирод Великий, второй сын идумейского вождя Антипатра, глава семейства царей и правителей Иродов, правивших в Палестине в 1 в. по РХ. В 47 г. до РХ после смерти Антипатра он был назначен Юлием Цезарем… … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

Ирод — ’Ирод а) (Мат.2:1 ,3,7,12,15,16,19; Лук.1:5 ) Ирод Великий, второй сын идумейского вождя Антипатра, глава семейства царей и правителей Иродов, правивших в Палестине в 1 ·в. ·по РХ. В 47 ·г. ·до РХ после смерти Антипатра он был назначен Юлием… … Полный и подробный Библейский Словарь к русской канонической Библии

ирод — злодей, кровопивец, кровопийца, живорез, инквизитор, живодер, истязатель, аспид, лиходей, мучитель, изувер, зверь, палач, изверг Словарь русских синонимов. ирод см. мучитель Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский… … Словарь синонимов

Ирод — (Herodes). 1) Сын Антипатра, царя иудеев, называемый Великим. В последний год его управления родился Спаситель. 2) Ирод Антиппа, сын предыдущего, тетрарх Галилеи и Переи. Он был женат на Иродиаде и казнил Иоанна Крестителя. Калигула лишил его… … Энциклопедия мифологии

Ирод — имя нескольких Иудейских царей или царьков, идумейскогопроисхождения. Главный из них: 1) Ирод Великий, основатель идумейскойдинастии на Иудейском престоле. Сын идумейского князя Антипатра, онобладал выдающимися военными и политическими… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Ирод — ирод, а (царь Иудеи, библ.) и ирод, а (злодей, изверг, бран.) … Русский орфографический словарь

Ирод — (Herod), царь евр. династии Идумеев, правивший Палестиной при поддержке Рима. Ее основатель, Анти патр, назначенный Юлием Цезарем в 47 г. до н.э. наместником Иудеи, был убит в 44 г. до н.э. Ирод Вели … Всемирная история

изверг, мучитель, злодей; по имени царя Ирода.

Ирод I Великий (ок. 73 до н. э. – 4 до н. э.)

царь Иудеи с 40 г. до н. э. (фактически с 37 г. до н. э.). Овладел троном и установил контроль в стране с помощью римских войск. Находясь в политической зависимости от Рима, царь имел полную автономию во внутренней политике. Он учредил совещательный совет, в который назначал эллинизированных евреев и чужестранцев. Его армия была наемной (из фракийцев и галлов). Он вел широкое строительство в Иерусалиме и других подвластных областях; восстановил и построил ряд крепостей (Масада и др.), реконструировал и расширил храм в Иерусалиме. Ирод I жестоко расправился со всеми членами дома Хасмонеев. Неоднократно подавлял народные восстания. Ненависть народа к жестокому и властолюбивому правителю нашла отражение в евангельском рассказе об учиненном им в Вифлееме избиении младенцев при известии о рождении Иисуса Христа.

Словарь забытых и трудных слов ХVIII-ХIХ веков

, а, м.

1. Царь Иудеи, с именем которого связана евангельская легенда об избиении младенцев.

2. Мучитель, изверг (переносн.).

* ► [Юродивый:] Нет, нет! Нельзя молиться за царя Ирода - Богородица не велит. // Пушкин. Борис Годунов // *

Библейский Словарь к русской канонической Библии

б) ( Мат.2:22 ) — Архелай, сын Ирода Великого ( см. Ирод,а) и Малфаки, царствовал в Идумее, Иудее и Самарии от 3 ·г. ·до-РХ до 6 ·г. ·по-РХ . За свою жестокость он был сослан в Вьенну (Галлия), где и умер;

в) ( Мат.14:3 ,6; Мар.6:14 ,16-18,20-22; Мар.8:15 ; Лук.3:1 ,19; Лук.9:7 ,9; Лук.13:31 ; Лук.23:7 ,8,11,12,15; Деян.13:1 ) — Антипа, сын Ирода Великого и Малфаки, правил Галилеей и Переей до 38 ·г. ·по-РХ . Был женат на Иродиаде ( см. ), жене своего сводного брата Филиппа ( см. Филипп,д), за что и был обличаем Иоанном Крестителем. Иудея после смерти Архелая ( см. Архелай,б) долгое время была без царя, но позже отошла к нему же. Он обезглавил Иоанна Крестителя и глумился над Иисусом Христом. Калигула, римский император, сослал его, как и его брата, по жалобе иудеев в Лион, где он и умер; ( см. Тивериада)

г) ( Лук.3:1 ) — Филипп, сын Ирода Великого и Клеопатры, после смерти своего отца правил северо-восточными провинциями Палестины и характером сильно отличался от своих братьев — был умерен и стремился к справедливости. Он был женат на своей внучатой племяннице Саломии, дочери Иродиады ( см. ), которая плясала перед Иродом Антипой ( Мат.14:6 ; Мар.6:22 ). Он построил город, который впоследствии был назван Кесария Филиппова. Умер в 34 ·г. ;

д) ( Мат.14:3 ; Мар.6:17 ) — другой Филипп, сын Ирода Великого и убитой им жены Мариами, не получивший никакого наследства и живший как частное лицо. Его жену Иродиаду Антипа ( см. Антипа,в) взял себе женой;

е) ( Деян.4:27 ; Деян.12:1 ,6,11,19-21) — Ирод Агриппа 1, сын Аристовула, сына Ирода Великого, убитого им. Правил Иудеей от 38 ·г. до 44 ·г. после Антипы ( см. Антипа,в). Он преследовал Апостолов, убил ·ап. Иакова в последний год своего царствования и пытался умертвить и ·ап. Петра, но Господь этому воспрепятствовал ( Деян.12:2 -11). Умер пораженный Ангелом Господним ( Деян.12:23 );

ж) ( Деян.25:13 ,22-24,26; Деян.26:1 ,2,7,19,27,28,32) — Ирод Агриппа II (называемый Агриппою), сын ·предыд. , правил Иудеей от 48 ·г. до 100 ·г. Его отец убил ·ап. Иакова; дед, Ирод Антипа — Иоанна Крестителя; а прадед, Ирод Великий — избил младенцев в Вифлееме. Агриппа был в сожительстве с родной сестрой красавицей Вереникой ( см. ), которая уже была до этого женой двух царей. И вот перед этой парой был судим ·ап. Павел.

Православная энциклопедия

2) Ирод Агриппа I – внук Ирода Великого, омрачивший свое правление преследованием христиан. Он повелел умертвить апостола Иакова Зеведеева, а вскоре и сам скончался: во время праздника на него напала непонятная внутренняя болезнь. Ирод промучился четыре дня и на пятый скончался (Деяния апостолов, 12, 20–23);

3) Ирод Филипп I – сын Ирода Великого от Мариамны, дочери Симона первосвященника. Филипп был женат на Иродиаде, сестре Ирода Агриппы I, от которой у него родилась дочь Саломия. Однако Иродиада ушла от Филиппа к его сводному брату, Ироду Антипе, который лишил его наследства;

4) Ирод Филипп II – сын Ирода Великого и Клеопатры, уроженки Иерусалима. Управлял тремя иудейскими провинциями с титулом четверовластника. Был женат на Саломии, дочери Ирода Филиппа I и Иродиады.

Построил новый город, назвав его Кесарией, и обновил Вифсаиду, переименовав ее в Юлию. Кроме названных выше, существовали еще Ирод Архелай, Ирод Агриппа II и Ирод Антипа.

Имя этого человека стало для всего христианского мира нарицательным – так называют любого сурового и жесткого правителя, который ни перед чем не остановится, чтобы достигнуть своей цели. Согласно канонической легенде, именно этот иудейский царь был в ответе за преследования младенцев – таким способом он хотел предотвратить пришествие в мир Спасителя.

Но для евреев, у которых своя отдельная история, Ирод является вполне достойным монархом, который сделал для их страны немало хорошего. По этой причине от пользуется достаточным уважением, несмотря на то, что фактически был иностранцем.

История у него такая.

Ближневосточное царство Давида и Соломона недолго оставалось единым, и после своего распада было завоевано вавилонянами и ассирийцами, а народ был уведен в изгнание. Но когда возникла персидская империя, евреям было дозволено вернуться на родину. По этой причине они всегда яро поддерживали персов, а когда на их место пришли потомки генералов Александра Македонского, стали почти открыто враждовать с ними.

После ослабления эллинистической державы Селевкидов ее основную часть завоевали армяне, а на южных окраинах было восстановлено Иудейское царство под рукой династии Хасмонеев. Оно тут же повело внешнюю экспансию, и вскоре захватило земли идумеев – родственного, но отдельного от евреев народа. Идумеи были обрезаны и перешли в классический иудаизм.

Но гегемоном Средиземноморья в это время были уже римляне. Полководец Гней Помпей воспользовался смутами в Хасмонейском государстве и установил над ним вассальную зависимость. Еврейские монархи были обязаны платить немалую дань и во всем следовать политике вечного города.

Впрочем, царская власть была сохранена, а страна пользовалась внутренним самоуправлением. Разве что, для ее большей покорности, в Иудее назначили нового правителя – знатного человека по имени Антипатр, который был представителем народа идумеев. Его сыном и являлся наш герой Ирод, получивший впоследствии прозвище Великий.

Ирод был известен грандиозными строительными проектами по всему своему царству и даже сильно перестроил Иерусалимский храм, который после этого иногда называли Храмом Ирода. Поскольку во многие части святыни иудаизма доступ был разрешен только священникам, тысячи жрецов иудейской религии были обучены строительному делу.

Помимо этого, царь успешно отбивал набеги арабов из пустыни и твердой рукой сохранял внутреннюю независимость страны в условиях политической нестабильности римского мира. Он пришел к власти как ставленник Марка Антония, но сумел сохранить престол и после победы Октавиана. Несмотря на гражданские войны, которые ознаменовали становление империи, в Иудее были мир и благополучие.

Ирод ушел из жизни весьма плохо, и его слабые сыновья не смогли стабилизировать положение в стране. Иудея перешла под прямое римское управление, в ней началась эпоха политической нестабильности, которая привела к возникновению христианства, восстаниям, разрушению Иерусалимского храма и изгнанию евреев со своей родины. Но в памяти народа и историков этот человек остался, как последний значительный правитель Древней Иудеи.

Царь Ирод отдал приказ перебить вифлеемских младенцев, и к Царю Ироду отправил Иисуса Понтий Пилат перед тем, как послать Его на распятие, а еще царь Ирод убил апостола Иакова. Только это были три совершенно разных человека.

Царь Ирод отдал приказ перебить вифлеемских младенцев, и к Царю Ироду отправил Иисуса Понтий Пилат перед тем, как послать Его на распятие, а еще царь Ирод убил апостола Иакова. Только это были три совершенно разных человека.

Царь Ирод отдал приказ перебить вифлеемских младенцев, и к Царю Ироду отправил Иисуса Понтий Пилат перед тем, как послать Его на распятие, а еще царь Ирод убил апостола Иакова. Только это были три совершенно разных человека. Более того, в Новом Завете упомянуты еще два Ирода, так что общее их число достигает пяти, а всего царей и правителей с этим именем было семь. Только двое из них не играют никакой роли в библейской истории (да и в мировой истории тоже), так что о них можно и вовсе не упоминать.

 Беноццо Гоццоли. Танец Саломеи. 1461-1462

Беноццо Гоццоли. Танец Саломеи. 1461-1462

C этим стоило бы разобраться, но сначала надо понять, откуда вообще взялись эти цари — пожалуй, самая странная династия во всей Библии.

Менее чем за сто лет до Рождества Христова независимым Иудейским царством правила династия Хасмонеев, которая пришла к власти в результате Маккавейского восстания. Среди прочих своих деяний Хасмонеи завоевали в конце II века соседнюю страну Идумею (Эдом), а потом насильственно обратили в иудаизм всех жителей этой страны, которых считали своими близкими родственниками (их предок Исав был братом-близнецом Иакова, предка израильтян). Став единоверцами иудеев, идумеи растворились в их среде, а знатные люди заняли свое место среди знати иудейского царства.

Когда-то главной задачей Маккавеев было отстоять независимость перед могучими эллинистическими государствами, наследниками Александра Македонского, но к середине I в. до н. э. картина совершенно сменилась. Эллинистические государства сами стремительно теряли независимость под натиском союзного Иудее государства — Рима. Еще недавно иудеям казалось, что в лице римлян они нашли идеальных помощников и покровителей: сами живут далеко, ни во что не вмешиваются, зато наводят страх на старинных недругов, эллинскую династию Селевкидов, и на все окрестные народы.

Но у Рима была своя цель — экспансия. Для них иудеские правители Хасмонеи были слишком ненадежны и независимы, Риму требовался не самостоятельный правитель, а верный наместник, который всем был бы обязан римской поддержке и прекрасно бы помнил об этом. Еще очень желательно, чтобы для иудеев он был не совсем своим, чтобы они никогда не смогли собраться вокруг него и противопоставить себя мощи римских легионов. И тогда на глаза римлянам попался молодой человек по имени Ирод, потомок знатного идумейского рода, который уже верно служил им… Юлий Цезарь, а затем и сенат приняли решение поставить его правителем в Иудее.

Кстати, тут надо заметить, что римляне как завоеватели вели себя совсем иначе, чем ассирийцы и вавилоняне — видимо, потому их империя и простояла намного дольше. Они оставляли за покоренными народами право жить, как им угодно, а сами лишь назначали верховных правителей, собирали подати и строго следили за лояльностью и соблюдением порядка. Мятежи подавлялись с максимальной жестокостью, но послушным обывателям жилось вполне сносно. К тому же римляне обеспечивали защиту от внешних врагов, завоеванные ими земли включались в единое экономическое и культурное пространство империи.

До всего этого в эпоху Ирода Великого было еще далеко, но без знания этих фактов мы многого не поймем в его истории. О ней у нас речь пойдет в следующий раз.

Ирод Великий и его сыновья

Этот человек упоминается в Евангелии в связи с одним-единственным эпизодом – истреблением вифлеемских младенцев после Рождества Иисуса, причем рассказывает об этом только Матфей. Он писал прежде всего для евреев, а уж они-то прекрасно помнили, кто такой царь Ирод Великий! Получается, что именно этот царь не остановился перед явным злодейством, перебил множество невинных детей, чтобы избавиться от мнимого конкурента.

Тут встает такой интересный вопрос: о большинстве героев Нового Завета мы не знаем из исторических источников ничего или почти ничего, тогда как о знаменитом царе Ироде историки древности сообщают нам очень много. И среди этих повествований нет даже упоминаний о вифлеемском злодействе! Почему?

Но прежде чем высказать предположение, поговорим о том, чем прославился Ирод. Он был действительно эффективным правителем и умел добиться своего. Он успешно отразил с римской помощью нападения внешних врагов, парфян и арабов, с внутренней оппозицией расправился без колебаний. Женился на внучке первосвященника Гиркана II, чтобы придать легитимности своей династии. Но больше всего он известен своей строительной программой: при нем возводились новые кварталы Иерусалима, надежные крепости, роскошные дворцы, современные театры (театры, впрочем, оскорбляли крайних ревнителей иудейской религии).

Самое главное, что при нем был перестроен Храм. Когда Ирод пришел к власти, на Храмовой горе в Иерусалиме стояло все то же скромное здание, которое возвели переселенцы из Вавилонии сразу после возвращения в Иерусалим. Стыдно было перед римлянами за это маленькое, обветшавшее здание… Ирод в 22 году до н. э. начинает радикальную перестройку всего храмового комплекса, которая длится девять лет — и всё это время богослужения не прекращаются. Стена Плача, которую и сегодня можно увидеть в Иерусалиме, — это всего лишь часть платформы, возведенной Иродом, чтобы расширить пространство для Храма. Можно представить себе, насколько великолепной была сама его постройка! Именно в этот Храм будет приходить затем Иисус… но простоит Храм меньше века и будет разрушен теми самыми римскими легионами, которые привели Ирода к власти.

Величие не всегда сопряжено с нравственностью, и нередко оказывается, что правители, добившиеся грандиозных успехов, проливали реки крови. Так и при Ироде Великом пытки и казни по самым ничтожным поводам сделались нормой жизни. Он истребил всех потомков предыдущей династии, Хасмонеев. Он приговорил в разное время к казни по одним лишь подозрениям собственную любимую жену и двух сыновей. Будучи тяжело больным, за несколько дней до смерти, он велел собрать в цирке всю иудейскую знать и поголовно ее перебить — правда, это его завещание так и не было исполнено. На фоне таких громких злодейств тихое убийство никому не известных младенцев в небольшом городке Вифлееме могло уже просто не волновать историков того времени, ведь в послужном списке Ирода были куда более яркие преступления. А тут всего лишь младенцы… Но христианская Церковь почитает святыми именно этих младенцев, а не великого царя, отстроившего Храм, и даже не его невинно убитых сыновей —урок для грядущих поколений, которые не раз еще будут тосковать по земному величию и сильной руке.

Но об этих правителях и об их наследниках, упомянутых в книге Деяний, мы поговорим в следующий раз.

Ироды: Антипа, Агриппа I, Агриппа II

Именно Ирод Антипа упоминается в Евангелиях (кроме истории Рождества) под именем Ирод. Речь идет об одном из сыновей царя Ирода Великого, который правил Галилеей с 4 по 39 г. н. э. С Римом он ладил и даже назвал свою резиденцию на Галилейском озере Тивериадой в честь римского императора Тиберия (нынешняя Тверия в Израиле).

Но все это произойдет уже после евангельской истории. Пока у Ирода Антипы всё было благополучно, по крайней мере, на внешний взгляд. Он наслаждается жизнью (Евангелие упоминает, как широко он праздновал свой день рождения), он не прочь послушать проповеди Иоанна Крестителя, и если бы не интриги жены, может быть, он и не велел бы его казнить.

А затем правителю Ироду пришлось решать судьбу еще одного Праведника. Римский наместник Пилат отправил к нему арестованного Иисуса, т. к. Тот был родом из Галилеи и формально был подвластен ему как правителю этой области. Как сообщает евангелист Лука, Ирод, увидев Иисуса, очень обрадовался, ибо давно желал видеть Его, потому что много слышал о Нем, и надеялся увидеть от Него какое-нибудь чудо, и предлагал Ему многие вопросы, но Он ничего не отвечал ему. Первосвященники же и книжники стояли и обвиняли Его. Но Ирод со своими воинами, уничижив Его и насмеявшись над Ним, одел Его в светлую одежду и отослал обратно к Пилату.

Ему очень хотелось, чтобы Иисус тоже как-нибудь украсил его нескончаемый праздник жизни, и когда не получил желаемого, то, по крайней мере, развлекся насмешкой над Ним и отправил Его с глаз долой. Пилат хотя бы совершил жест омовения рук, якобы отстраняясь от принятия решения о неправедной казни, — правитель Ирод не сделал и этого. Всё казалось ему поводом для веселья и насмешки, и совсем скоро новый римский император и собственный его племянник точно так же посмеются над ним самим.

Еще один правитель, в 37 г. н. э. сменивший своего дядю Антипу после грамотно составленного доноса, упоминается в книге Деяний. Его звали Ирод Агриппа, и именно по его приказу был убит апостол Иаков и брошен в тюрьму апостол Петр в самом начале апостольской проповеди. Книга Деяний описывает и его собственную смерть: его языческие подданные стали почитать его как бога (для язычника это вполне нормальная форма лести, римские императоры так и вовсе считались богами по своей должности), а он принял эти почести — и ангел Божий поразил его мучительной болезнью, от которой он и скончался. Что позволено язычнику, никак не подходит человеку, исповедующему веру в Единого Бога, а Агриппа считал себя именно таковым.

Есть одно значимое совпадение в его судьбе: он считал проповедь апостолов богохульством, но… когда в его собственный адрес прозвучали богохульные славословия, он принял их без зазрения совести. Двойные стандарты не вчера были изобретены, это верно, но верно и другое: иногда человек становится жертвой именно того греха, в котором ложно обвиняет других. Умер он в 44 г. н. э.

Агриппа II, последний в династии Иродов, насколько нам известно, не казнил никого из христиан, но и не препятствовал гнать и убивать их тем, кто того пожелал. А главное, он не обратил особого внимания на речь Павла, показавшуюся ему забавным курьезом. А дальше всё пошло как-то не так… Его подданные вдруг не захотели подчиняться ему и прогнали его вместе с сестрой Вереникой в 66 г., накануне великой войны с римлянами, в которой будут разрушены Иерусалим и храм, построенный Иродом Великим, а еврейский народ утратит всякую возможность распоряжаться на земле Ханаана вплоть до середины XX века, когда будет создано новое государство Израиль. В этой войне Агриппа со своим отрядом участвовал на стороне римлян, после ее окончания он жил в Риме вместе с той же Вереникой и умер около 100 г. н. э.

Почти полтора века правили представители династии Иродов в Иудее, постепенно утрачивая всё, что приобрел такой кровавой ценой ее основатель, и упорно не замечая того главного, что возникло в ней за это время. Оставляется вам дом ваш пуст, —пророчески говорил Иисус о Храме, перестроенном Иродом Великим, но можно отнести те же слова и к государству, которое Ироды стремились всеми силами сохранить, о величии которого они так сильно заботились и которое так быстро разрушилось до основания, в том числе и их усилиями.

Читайте также: