Как проходят выборы в зарубежных странах кратко

Обновлено: 04.07.2024

Выборы – совместное и независимое волеизъявление граждан в форме голосования в пользу тех или иных кандидатов на должности в публичных органах власти. Выборы – это способ формирования органов государственной власти, цель которых состоит в том, чтобы все граждане могли выразить свою волю, а публичная власть – быть созданной и действовать в соответствии с этой волей.

Социальная роль выборов:

– это институт прямой демократии, высшее непосредственное выражение народом своей власти;

– в юридическом смысле акт выборов есть акт вручения народом своим представителям права на осуществление своей власти;

– это демократический способ формирования представительных органов власти и местного самоуправления;

– это легитимный способ конституирования системы власти, а также ее реформирования;

выборы можно рассматривать как форму управления государственными делами.

Выборы объявляются указом главы государства и с, предусмотренного в этом акте, срока начинается избирательная кампания, которая завершается в день, предшествующий дню голосования.

Выборы проводятся по избирательным округам. Если от округа избирается один депутат, то такой округ называется одномандaтным, а если несколько депутатов – многомандатным.

Избирательный округ подразделяется обычно на избирательные участки, представляющие собой территориальные единицы, обслуживаемые одним пунктом для голосования. По избирательным участкам проводится регистрация избирателей.

Для осуществления действий, связанных с избирательной кампанией, учреждаются органы по проведению выборов.

Выделяют две системы регистрации избирателей. При постоянной системе регистрации избиратель, раз зарегистрировавшись, более не обязан являться для регистрации.

При периодической системе регистрации в установленные законом сроки старые избирательные списки аннулируются, избиратели регистрируются вновь и составляются новые избирательные списки.

Способы выдвижения кандидатов в депутаты, т. е. определение круга лиц, из числа которых будут избраны депутаты:

1. Для регистрации в качестве кандидата необходима подача в надлежащий орган заявления подписанного самим кандидатом; иногда требуется, чтобы такое заявление было скреплено подписями, установленного числа избирателей.

2. Выдвижение кандидата осуществляется посредством официального представления отимени партии или путем подачи петиции, подписанной определенным числом избирателей.

3. Выдвижение кандидатов осуществляется в том же порядке, что и избрание депутатов, поэтому сама процедура выдвижения кандидатов называется первичными выборами – праймериз.

Голосование, т. е. подача голосов за выдвинутых кандидатов, обычно осуществляется лично. Законодательство отдельных стран допускает в некоторых случаях голосование по почте, по доверенности (для отсутствующих избирателей), а также голосование представителей за неграмотных и больных.

Важнейшей гарантией свободного волеизъявления является тайное голосование, предусматривающее порядок подачи голосов, при котором избиратель заполняет бюллетень в изолированном помещении и лично опускает его в урну. В настоящее время тайное голосование введено во всех демократических странах.

Голосование является этапом, завершающим избирательную кампанию, после чего приступают к подсчету голосов и определению результатов выборов. Результаты голосования определяются по мажоритарной системе абсолютного большинства, относительного большинства или пропорциональной избирательной системе.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Статья 5.25. Непредоставление сведений об итогах голосования или о результатах выборов

Статья 5.25. Непредоставление сведений об итогах голосования или о результатах выборов 1. Непредоставление либо несвоевременное предоставление председателем участковой избирательной комиссии, комиссии референдума для ознакомления избирателям, участникам референдума,

Статья 69. Организация и порядок проведения землеустройства

Статья 69. Организация и порядок проведения землеустройства 1. Землеустройство проводится по инициативе уполномоченных исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, собственников земельных участков, землепользователей,

СТАТЬЯ 448. Организация и порядок проведения торгов

СТАТЬЯ 448. Организация и порядок проведения торгов 1. Аукционы и конкурсы могут быть открытыми и закрытыми.В открытом аукционе и открытом конкурсе может участвовать любое лицо. В закрытом аукционе и закрытом конкурсе участвуют только лица, специально приглашенные для

Статья 448. Организация и порядок проведения торгов

Статья 448. Организация и порядок проведения торгов 1. Аукционы и конкурсы могут быть открытыми и закрытыми.В открытом аукционе и открытом конкурсе может участвовать любое лицо. В закрытом аукционе и закрытом конкурсе участвуют только лица, специально приглашенные для

Статья 448. Организация и порядок проведения торгов

Статья 448. Организация и порядок проведения торгов 1. Аукционы и конкурсы могут быть открытыми и закрытыми.В открытом аукционе и открытом конкурсе может участвовать любое лицо. В закрытом аукционе и закрытом конкурсе участвуют только лица, специально приглашенные для

Статья 342. Порядок проведения совещания и голосования в совещательной комнате

Статья 342. Порядок проведения совещания и голосования в совещательной комнате 1. Совещанием присяжных заседателей руководит старшина, который ставит на обсуждение вопросы в последовательности, установленной вопросным листом, проводит голосование по ответам на них и

СТАТЬЯ 448. Организация и порядок проведения торгов

СТАТЬЯ 448. Организация и порядок проведения торгов 1. Аукционы и конкурсы могут быть открытыми и закрытыми.В открытом аукционе и открытом конкурсе может участвовать любое лицо. В закрытом аукционе и закрытом конкурсе участвуют только лица, специально приглашенные для

Статья 5. 25. Непредоставление сведений об итогах голосования или о результатах выборов

Статья 5. 25. Непредоставление сведений об итогах голосования или о результатах выборов Федеральным законом от 21.07.2005 №93-ФЗ в абзац первый части 1 статьи 5.25 внесены изменения, вступающие в силу c 6 августа 2006 года: из указанного абзаца исключены слова «избирательным

Статья 5.25. Непредоставление сведений об итогах голосования или о результатах выборов

Статья 5.25. Непредоставление сведений об итогах голосования или о результатах выборов 1. Непредоставление либо несвоевременное предоставление председателем участковой избирательной комиссии, комиссии референдума для ознакомления избирателям, участникам референдума,

Статья 342. Порядок проведения совещания и голосования в совещательной комнате

Статья 342. Порядок проведения совещания и голосования в совещательной комнате 1. Совещанием присяжных заседателей руководит старшина, который ставит на обсуждение вопросы в последовательности, установленной вопросным листом, проводит голосование по ответам на них и

17. Организация и порядок проведения выборов, определение результатов голосования

17. Организация и порядок проведения выборов, определение результатов голосования Организация и порядок проведения выборов объявляются указом главы государства.С предусмотренного в (конституции) законе срока начинается избирательная кампания, которая завершается за 1

Статья 69 Организация и порядок проведения землеустройства

Статья 69 Организация и порядок проведения землеустройства 1. Статья достаточно подробно регулирует отношения, связанные с организацией и проведением землеустройства (о понятии и видах землеустройства, землеустроительных документах см. ст.68 Кодекса и комментарий к ней),

35. Голосование и определение результатов голосования

35. Голосование и определение результатов голосования Голосование на выборах исключает возможность контроля над волеизъявлением избирателя, т. е. является тайным и проводится в календарный выходной день. Продолжительность голосования должна быть не менее 10

Избирательный процесс – это урегулированная законом и традициями деятельность по организации и проведению выборов. Избирательный процесс включает ряд стадий.

  1. Назначение выборов – установление даты голосования. Дата выборов назначается уполномоченным органом (главой государства, парламентом) либо определяется законом заранее.
  2. Образование избирательных округов. Избирательный округ – это избирательная единица, объединяющая избирателей определенной территории или коллектива для выборов одного или нескольких депутатов. Виды избирательных округов:

– одномандатные (униноминальные) – от каждого избирается только один депутат;

– многомандатные (полиноминальные) – избираются несколько депутатов;

– единый общенациональный избирательный округ, охватывающий всю страну, от которого избираются сразу все депутаты (например, 120 депутатов Кнессета Израиля).

Избирательные округа делятся на более мелкие единицы – избирательные участки – это специальные избирательные единицы, создаваемые для удобства подачи и подсчета голосов избирателей. Они создаются для приближения мест голосования к избирателям.

Предвыборная агитация включает:

– проведение предвыборных митингов и собраний;

– проведение встреч кандидатов с избирателями;

– расклейку лозунгов, афиш, объявлений;

– издание статей, буклетов, портретов;

– изготовление и раздачу символов и значков;

– выступление по радио и телевидению и т. д.

Размах избирательной кампании зависит от финансовых возможностей политических партий и кандидатов на выборные должности. Средства на избирательную кампанию поступают из государственного бюджета, из средств политических партий, из собственных средств кандидатов (самофинансирование), добровольных взносов (пожертвований).

Государственное финансирование призвано хотя бы в минимальной степени уравнять возможности кандидатов и партий. Государственное финансирование выборов осуществляется во многих странах мира. При этом есть страны, в которых финансирование выборов только государственное (социалистические страны). В большинстве других стран оно сочетается с вышеназванными источниками финансирования.

  1. Стадия голосования. Голосование проходит на избирательных участках в день выборов в отведенный период времени (обычно с 8 до 22 часов). Абсентеизм – сознательное уклонение от участия в выборах
  2. Подсчет голосов избирателей осуществляется членами избирательных комиссий или иными органами с соответствующими функциями. Начинается сразу после окончания голосования, производится открыто и гласно.

Как правило, подсчет голосов ведется с помощью автоматизированных компьютерных систем, которые фиксируют каждый поданный голос. Итоги выборов подлежат официальному опубликованию в установленном законом порядке и сроках. Если выборы оказались нерезультативными, то проводится повторное голосование между кандидатами, получившими наибольшее число голосов.

Рассказываем, в какой стране главу государства выбирают всего на год, какой штраф грозит за неявку и где недавно прошли избирательные кампании.

В Беларуси проходят шестые выборы президента страны. Процедура известна каждому белорусу: глава государства выбирается раз в 5 лет, им становится кандидат, набравший более 50 процентов голосов. Однако такая избирательная система используется далеко не во всех государствах.

В большинстве стран выборы проходят по воскресеньям (как в Беларуси). Однако англоязычные страны являются исключением из этого правила: австралийцы и новозеландцы голосуют в субботу, в США выборы проводятся во вторник, в Канаде – в понедельник, в Британии – в четверг. Выборы в Индии и вовсе могут длиться несколько недель, ведь в этой стране проживает более 800 миллионов избирателей.

Выборы в австралии

Фото носит иллюстративный характер

За игнорирование выборов наказывают штрафом в Турции, Австрии, Бельгии, Греции, Египте и других странах. На деле далеко не во всех странах законодательство по части обязательных выборов соблюдается, однако в некоторых игнорирование выборов чревато серьезными последствиями: гражданин может быть лишен избирательных прав на 10 лет, а также возможности занимать государственные должности.

В Бразилии, Перу и Эквадоре голосование необязательно для неграмотных, а также людей старше 65-70 лет или моложе 18 лет. В Люксембурге право остаться дома и не голосовать вовсе остается за жителями старше 75 лет. Что касается совсем молодых избирателей, то в возрасте 16 лет имеют право голосовать граждане Австрии, Аргентины, Бразилии, Кубы, Мальты, Никарагуа и Эквадора. Только по достижении 21 года можно проголосовать в Ливане, Малайзии, Самоа, Сингапуре и государстве Тонга.

Право голоса женщинам было предоставлено не так уж давно: первой страной стала Новая Зеландия (1893 г.), второй – Россия (после Февральской революции 1917 года), и лишь к 1950-м годам две трети стран мира приняли всеобщее избирательное право. Последней европейской страной, которая разрешила женщинам голосовать, была Швейцария – в 1971 году.

Защита от диктатуры

Ограничение срока правления имеет давнюю историю. В Древней Греции (родине демократии) и Древнем Риме существовали ограничения на некоторые должности. В демократии Древних Афин ни один гражданин не мог состоять в совете (буле) два срока подряд и более двух сроков за всю свою жизнь или быть главой буле более одного раза.

Греция, Афины

Парфенон — древнегреческий храм, расположенный на афинском Акрополе. Фото: Википедия

Многие современные президентские республики устанавливают ограничение по числу сроков полномочий президента – не более 2 сроков подряд – либо с перерывом (Австрия, Аргентина, Бразилия, Греция, Литва, Португалия, Россия, США, Франция и другие). В некоторых странах президент и вовсе может избираться не более чем на один срок (Армения, Республика Корея, Кыргызская Республика, Мексика).

Кстати, в США, где демократия является официальной государственной позицией, согласно 22-й поправке к Конституции, принятой в 1951-м, одно и то же лицо может быть избрано президентом США не более двух раз (неважно, подряд или с перерывом). Президенты и ранее соблюдали это неписаное правило, однако Франклин Д. Рузвельт был избран на третий, а затем и на четвертый срок, после чего было решено законодательно ограничить количество возможных переизбраний, чтобы этот случай не стал прецедентом для установления диктатуры. Поправка действует: с 1993 года по нынешнее время в США сменилось 4 президента.

Франклин Делано Рузвельт

Франклин Делано Рузвельт. Фото: Getty Images / Keystone / Fotobank

Срок полномочий главы государства в разных странах варьируется: 6 месяцев (Сан-Марино), 1 год (Швейцария), 4 года (США, Бразилия), 5 лет (Франция, Германия, Португалия, Болгария, Китай), 6 лет (Россия, Мексика, Австрия) и 7 лет (Италия, Азербайджан, Армения, Таджикистан).

При монархической форме правления срок полномочий, как правило, пожизненный, и передача власти осуществляется по наследству. Номинальный глава государства выполняет преимущественно представительские функции (например, королева – в Великобритании, король – в Бельгии, император – в Японии). Однако есть страны, где президент обладает широкими и даже исключительными полномочиями, являясь де-факто наследственным главой государства (ОАЭ, КНДР).

Корейская Народно-Демократическая Республика (широко известная под неофициальным названием Северная Корея) проводит выборы Высшего Руководителя каждые 5 лет. Однако в избирательных бюллетенях значится лишь один кандидат – действующий глава государства. Никаких мук выбора, а официальная явка, сколько бы человек ни пришло, составляет 100%.

Современные технологии на страже голосов

Первым способом волеизъявления долгое время являлось простое поднятие руки – выборы прозрачные, открытые, но вряд ли свободные и совсем не тайные. Известные нам бумажные листы со списком кандидатов, так называемые избирательные бюллетени, стали привычной практикой не так уж давно: еще два столетия назад голосование посредством бюллетеней занимало очень незначительное место в избирательной практике.

Подсчет голосов. Прага.

Подсчет голосов парламентских выборов в Чехословакии. Прага, 10 июня 1990 года / AP Photo / Pavel Horejai

Первая страна, которая с успехом применила подобные системы электронного голосования, – Филиппины. Государство размещается на более чем семи тысячах островов, голосование и подсчет результатов – занятие не из легких. В 2010-м году страна впервые проголосовала с помощью электроники. Люди все так же рисовали галочки в бюллетенях, но затем направлялись к аппарату для считывания голосов. Электронные системы голосования уже использовались в Бразилии, Индии и Венесуэле.

Помимо использования терминалов в обиход входит голосование через интернет. Первый и самый удачный пример такого электронного голосования принадлежит Эстонии: в 2005 году голосование на местных выборах было устроено в сети, а уже в 2007 году прошли первые парламентские выборы через интернет. Каждый гражданин, где бы он ни находился, подтверждал свою личность ID-картой (удостоверением личности), на электронное волеизъявление было отпущено 5 дней, и до самого последнего дня выборов за гражданином оставалось право изменить свое мнение.

Великобритания также пыталась ввести методы голосования через интернет и СМС. Сделано это было для того, чтобы избавить жителей страны от необходимости стоять в очередях на избирательных участках и ради поднятия процента явки. Проголосовать можно было где угодно: в супермаркете, на улице или в баре. Достаточно было просто позвонить и следовать инструкциям голоса в трубке. Но эксперимент, несмотря на все его преимущества, не дал желаемого результата.

Возможно, электронные голосования станут следующей ступенью демократии, когда гражданин страны в любой точке планеты сможет выполнить свой гражданский долг, и человеческий фактор (случайные ошибки и намеренные фальсификации) при подсчете голосов уйдет в прошлое.

Выборы – это процедура формирования государственного органа или наделения полномочиями должностного лица, осуществляемая посредством голосования при условии, что на каждый мандат могут претендовать два или более кандидатов.

Выборы - это один из древнейших институтов конституционного права Выборы как форма волеизъявления населения были известны еще первобытнообщинном строе, где на общем собрании избирались старейшины общин, а пи изнише и военачальники Впоследствии процедура выборов все более усложнялась конце XVIII века была разработана классическая теория выборов, основные идеи которой сводились к признанию того, что суверенитет Неве дьемно принадлежит народу, который и является источником любой властейлади.

Народ поручает осуществление власти своим представителям (депутатам), которых определяет путем проведения демократических выборов

Со временем утвердились определенные требования и правила, выполнение которых должно обеспечить объективное волеизъявление избирателей, затруднить или сделать невозможным фальсификацию результатов выборов Важнейшие из них закрепляются ленные в конституциях демократических держав.

В США, например, раз в четыре года поводятся общенациональные выборы, в ходе которых избираются президент и вице-президент страны, члены палаты представителей и сената конгресса США; выборы на штатном уровне для избрания губернаторов, членов законодательных собраний, генеральных прокуроров и других должностей. Регулярно проводятся также выборы на местном уровне для замещения выборных должностей местных властей. Часть должностей на всех уровнях, кроме президентского, замещается на так называемых промежуточных выборах, которые проводятся через каждые 2 года.

1. Прямые – характеризуются тем, что вопрос об избрании решают граждане.

Косвенные – вопрос об избрании решают избранные гражданами депутаты.

Т.е., прямыми выборами избираются нижние или единственные палаты парламентов, президенты в президентских и смешанных республиках и другие должностные лица.

Косвенными выборами часто избираются верхние палаты парламентов, иногда президенты (например, в США), правительства, судьи. Косвенные выборы могут иметь несколько стадий.

2. Всеобщие – когда в них участвуют все избиратели страны.

Частичные – проводятся, когда необходимо пополнить состав палаты парламента из-за досрочного выбытия отдельных депутатов.

3. Очередные – проводятся в сроки, указанные в конституции или законе.

Внеочередные – назначаются в случае досрочного роспуска парламента или палаты.

Выборы имеют определённую периодичность, которая определяется сроком полномочий выборных органов. Она позволяет избирателям регулярно обновлять состав выборных органов, подтверждая доверие выборным лицам или отказывая в нём. Продолжительность срока полномочий выборного органа имеет важное значение. Мировая практика показывает, что срок полномочий парламентов обычно составляет 4-5 лет, президентов – 4-7 лет. ороткий срок полномочий, равно как и продолжительный, имеет как положительные стороны, так и ряд недостатков. Короткий срок полномочий не даёт возможности выборным лицам в полной мере проявиться, выполнить всё намеченное. Если срок полномочий продолжительный, то это ведёт к концу срока к инертности и притуплению чувства ответственности избранных персон перед электоратом.

Оптимальным сроком считается такой, в течение которого избранное лицо могло бы реализовать свою программу, обеспечить стабильность и преемственность политического руководства. Учитывается и то, что этот срок не настолько велик, чтобы политик мог забыть о предстоящих выборах и не помнить о своей ответственности перед избирателями.

Специфической формой избирательной активности является референдум (в переводе с латинского – то, что должно быть сообщено). Референдум – это особый тип всенародного голосования, объектом которого являются не выборы должностного лица, а какой-нибудь важный вопрос, по которому необходимо выяснить мнение всего населения.

Избирательная система – это совокупность общественных отношений, посредством которых формируются выборные органы государства.

Реализация этих общественных отношений находит своё отражение, прежде всего в выборах представительной власти, а сам процесс реализации называется избирательной кампанией.

Виды избирательных систем:

1. Мажоритарная - в основе лежит принцип большинства.

Т.е., избранными считаются те кандидаты или партии, которые получили установленное большинство голосов. Все остальные партии или кандидаты, которые в меньшинстве, остаются не представленными. На практике эта система благоприятствует крупным партиям и отсекает мелкие;

а) мажоритарная система относительного большинства – избранным считается тот кандидат, который получил наибольшее количество голосов.

Т.е., преимущество этой системы в исключении второго тура. При этой системе обычно не устанавливается обязательный минимум участия избирателей в голосовании. Однако, такая система лишает представительства политические партии малой численности, а следовательно, нередко искажает действительное соотношение сил. При такой системе партии-победителю обеспечивается значительное большинство в парламенте (Великобритания, США, Индия и др.);

б) абсолютного большинства – для избрания необходимо более половины голосов (50% + 1 голос).

Т.е. эта система зачастую нерезультативна, т.к. если ни один кандидат не получит абсолютного большинства голосов, то вопрос о том, какой из баллотирующихся кандидатов выходит победившим, остаётся нерешённым.

2. Пропорциональная система – при которой мандаты в каждом избирательном округе распределяются между партиями в соответствии с числом голосов, собранных каждой партией.

Т.е. эта система обеспечивает представительство даже для относительно мелких партий. Однако в избирательном бюллетене печатается не весь список кандидатов от каждой партии или блока партий, а лишь фамилии нескольких лидеров. Избиратель часто не знает многих кандидатов, что является недостатком этой системы.

3.Смешанного характера – с элементами мажоритарной и пропорциональной систем.

Например, половина депутатов бундестага ФРГ избирается по мажоритарной системе, а другая половина – по пропорциональной. В Государственную Думу РФ из 450 депутатов половина избирается по мажоритарной системе, а другая половина – по системе пропорционального представительства политических партий.

В настоящее время в мире доминирует мажоритарная избирательная система.

Основные принципы избирательного процесса:

1. Всеобщность – все граждане имеют право избирать и быть избранными в органы власти. Всеобщность ограничивается цензами: возрастным (совершеннолетие), недееспособности (психически больные), моральным (лица находящиеся в местах лишения свободы), осёдлости (для граждан проживающих в данной стране).

2. Равенство – каждый избиратель имеет одинаковое количество голосов.

3. Тайна выборов – решение конкретного избирателя не должно быть кому-либо известно. Практически тайна выборов обеспечивается закрытой процедурой голосования, наличием специальных кабин для голосования, стандартной формой бюллетеней, опечатыванием избирательных урн, строгим наказанием за нарушение тайны выборов.

4. Прямое (непосредственное) голосование – избиратель принимает решение о конкретном кандидате на выборную должность. Т.е., между избирателями и кандидатами нет никаких иных инстанций.

Читайте также: