Пугачев в темнице анализ кратко

Обновлено: 04.07.2024

С.А. Есенин долгое время изучал документы крестьянского восстания, а также побывал на местах бунта.

Работу над поэмой С.А. Есенин начал в конце 1920-го года.

Поэма датируется мартом-августом 1921-го года.

2. Жанр произведения. Признаки жанра (жанров).

На это указывает небольшой объем произведения, которое имеет стихотворную форму. В есенинском произведении сочетаются признаки драматического произведения и признаки лиро-эпической поэмы.

3. Название произведения и его смысл.

Поэма С.А. Есенина названа по фамилии главного действующего персонажа – Емельяна Пугачева. Такое название кратко и лаконично говорит о том, о каких событиях пойдет речь в произведении, а также демонстрирует авторское отношение к описываемому образу.

4. От чьего лица ведётся повествование? Почему?

Поэма представляет собой драматическое произведение, в котором указано, кто говорит ту или иную фразу или произносит тот или иной монолог.

5. Тема и идея произведения. Проблематика.

С.А. Есенин обращается к исторической теме: крестьянское восстание под предводительством Емельяна Пугачева. Автор задается вопросом: есть ли у бунта смысл? Он отвечает на этот вопрос, высказывая мысль о том, что у Емельяна Пугачева была цель: показать властям, что к простому народу относятся несправедливо; добиться справедливости и улучшить жизнь представителей простого народа.

С.А. Есенин поднимает проблему неготовности народа к борьбе за свободу и справедливость. Как только мятежники сталкиваются с первыми трудностями, они начинают бояться за собственные жизни. Эта боязнь приводит к тому, что соратники Пугачева принимают решение сдать его властям, то есть предают предводителя восстания.

6. Сюжет (сюжетные линии) произведения. Конфликт. Ключевые эпизоды.

Как видно, основной конфликт произведения заключается между простым народом, который терпит притеснения, и властью. Емельян Пугачев выражает мысли многих крестьян и встает на борьбу за справедливость и счастливое будущее простых людей.

В кульминационный момент (глава 7) появляется конфликт между Емельяном Пугачевым и мятежниками, которые понимают, что бунт обречен на провал. Бунтовщики предают Пугачева.

7. Система образов произведения.

Центральным образом является Емельян Пугачев.

Его сторонниками по мировоззрению становятся безымянный сторож, Кирпичников, Караваев, Оболяев, Зарубин, Хлопуша, Подуров, Торнов, Шигаев, Чумаков, Бурнов, Творогов, Крямин. Можно сказать, что для С. А. Есенина было важно показать единый образ народа.

Особое место в системе образов занимает образ Хлопуши, которого отпустили с каторги, чтобы он убил Пугачев, и который пришел к Пугачеву, чтобы присоединиться к нему.

Еще одним важным образом становится Творогов, который первый предлагает предать Емельяна Пугачева и сдать его властям.

В повествовании действующими лицами являются и представители власти: Траубенберг и Тамбовцев.

8. Композиция произведения.

Поэма состоит из восьми глав. Каждая глава имеет собственное название, которое отражает сюжет главы. Главы отражают хронологический порядок крестьянского восстания.

Кульминацией является седьмая глава, так как именно там наблюдается переломный момент: бунтовщики, к которым быстро присоединялись другие люди, потерпели поражение; отношение бунтовщиков к Емельяну Пугачеву изменилось. С. А. Есенин использует композиционный прием антитезы.

9. Художественные средства, приёмы, раскрывающие идею произведения.

В поэме используется большое количество изобразительно-выразительных средств разных уровней языка. Самыми яркими из них являются лексические и синтаксические.

Среди лексических средств выделяются тропы, среди которых в свою очередь выделяются эпитеты, сравнения, олицетворения, метафоры, перефразы. Среди синтаксических средств выделяются риторические восклицания и риторические вопросы.

Как отмечалось ранее, в поэме используется прием антитезы, который помогает продемонстрировать смену народного отношения к Емельяну Пугачеву и коренной перелом в ходе восстания.

10. Отзыв о произведении.

Смысл данной песни под названием "Пугачёв в темнице" заключается в следующем: в песне рассказывается как Емельян молвил о своей судьбе, которая досталась ему за его удалые походы, распутную жизнь и за житье свободное.

Пугачёв, как известно, личность историческая, из этого можно сделать вывод, что песня была написана в конце XVIII века и исполнять её мог никто иной, как народ, заставший эти непростые времена.

Для русского народа Емельян Пугачёв никто иной, как герой, который думал о судьбе и благополучие простых людей. Песня о заточенном Пугачёве передаёт почтительное и уважительное отношение людей к своему спасителю, так как именно Емельян Пугачёв был надеждой этого народа, именно на него была возложена надежда крестьян на освобождение их от тяжелого рабского труда.

Послушав песню, душа испытывает чувство жалости и безысходности, а также полная безнадежность.

Песня, на мой взгляд, состоит из двух частей. Первая часть песни "Пугачёв в темнице" рассказывает о том, где находится Пугачёв, чем он занимается, о чем душа его тоскует. Вторая часть песни "Пугачёв в темнице" повествует о его рассуждениях и мыслях. Ходит Пугачёв по темнице, да размышляет за что же ему судьбу такую прочили.

В данной песне используются изобразительно-художественные средства выразительности речи; такие как: эпитеты: "леса тёмного", "садика зеленого"; слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: "не по тятеньке, не по мамяньке"; как и любая народная песня, песня "Пугачёв в темнице" наделен техническим параллелизмом: "выше леса выше темного, выше садика зеленого", "доставались мне кандалики, доставались мне тяжелые".

Я, послушав песню "Пугачёв в темнице", проявляю ничто иное, как сочувствие, жалость, скорбь к Емельяну Пугачёву и его ужасной судьбе. Песня дает возможность каждому читателю пережить те эмоции, что пережил лирический герой. Данная песня дает возможность погрузится в мысли и размышления героя, понять суть всего тог, что происходило в России во времена народного героя Емельяна Пугачёва.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Песни о Емельяне Пугачеве передают уважительное отно­шение народа к своему герою. Народ сочувствует Пугачеву, со­жалеет о его судьбе.

Так в песне “Пугачев в темнице” использован прием парал­лелизма:

-высоко восходит звездочка – в темнице (низко) сидит Емельян Пугачев;

-постоянный эпитет “добрый молодец” передает отноше­ние к герою;

-повторы (“кандалы… кандалики”, “тяжелые”) усиливают описание тягот, пережитых Пугачевым в темнице;

-обращения (“наш родной батюшка”) прямо характеризу­ют отношение народа – как к отцу. Люди назвали Пугаче­ва “народным заступником”, а себя после его казни – “си­ротами”.

Вывод: люди жалели о гибели Емельяна Пугачева, с уваже­нием, благодарностью вспоминали о нем.

История создания

С. А. Есенин стремился сам осмыслить революцию, причем не с глобальной, а с личной точки зрения. Вот почему он создал лирическую драму, в которой восстание Емельяна Пугачева раскрывается не с фактологической, а художественной стороны. Можно найти сходство с изображенным поэтом бунтом Пугачева и Октябрьской революцией: начали за здравие, а кончили за упокой. Идеологи революции, которые желали счастья всему народу и положили жизнь за его свободу, были преданы и повязаны своими же соратниками, более ушлыми и корыстными. Именно такой исход Есенин приписал Пугачеву, намекая на окружающую его действительность.

Можно найти и биографическое основание для создания образа Пугачева. Финальная речь Емельяна вторит стихотворениям самого поэта об осени жизни. И разочарование Пугачева в окружении — это чувства, которые испытывал сам Есенин в тот период. Мрачное ощущение предательства, молот рока над буйной головой — все это тяготило поэта и передалось его герою.

Жанр, направление, размер

Рифма и ритм, размер здесь постоянно меняются, поэтому сложно обозначить всё едиными наименованиями. При этом общая ритмичность хорошо просматривается, слог Есенина лёгкий.

Композиция

Поэма представляет собой набор эпизодов, в которых отражаются наиболее важные вехи восстания: появление Пугачева, бегство калмыков, обсуждение будущего мятежа, решение Пугачева представляться Петром III, присоединение к бунтовщикам Хлопуши, неудачи разных отрядов Пугачева, предательство лидера восстания соратниками.

Поэма состоит из 8 глав, каждая из которых подобна действию в пьесе. Реплики распределены между персонажами, как в пьесе. В книге есть закольцованность: в начале Пугачев беседует сам с собой, он одинок и еле оторвался от погони, а в финале он снова говорит сам с собой, снова одинок, но на этот раз преследователи настигли его.

Однако профессиональные правительственные войска смогли победить разношерстные отряды восставших, а бывшие соратники предали своего лидера.

Главные герои и их характеристика

Проблемы

Основная идея

Средства художественной выразительности

Автор: Мария Копусова

Автор: Самый Зелёный · Published 14.01.2020

Автор: Самый Зелёный · Published 10.04.2019

Автор: Самый Зелёный · Published 12.08.2019

Добавить комментарий Отменить ответ

Последнее

Архивы

Литрекон © 2022. Все права защищены.

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='6'>

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='7'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='10'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='11'>

Читайте также: