Чему учили библейские мудрецы кратко

Обновлено: 05.07.2024

Мудрецов-мыслителей, философов, пророков в древности было более чем достаточно. Все они рассказывали людям о своих умозаключениях о том, какова должна быть жизнь и как достойно нужно ее прожить человеку. Конечно, они по-разному подходили к жизненно важным для людей понятиям. Одни считали, например, что некоторые люди рождены для того, чтобы быть рабами, другие проповедовали всеобщее равенство людей. Одни полагали, что гармонии можно достичь лишь при обретении просветления, отказа от всех благ материального мира, чувств и желаний. Другие считали, что гармоничное общество можно построить благодаря гармоничным взаимоотношениям людей с учетом их социального положения в обществе. Одни считали, что все в руках Бога, и человек должен поклоняться ему, другие полагали, что лишь человеческий разум обладает сверхличной универсальной частью, и эта часть – Вселенский разум, или Бог. Тогда, что же объединяет наставления библейских мудрецов, Иисуса Христа, Будды, Конфуция, Сократа? Ответ достаточно прост – все они пытались определить место человека в природе и обществе; понять, каковы должны быть взаимоотношения человека с Богом, природой и другими людьми; определить понятия добра и зла, добродетели и греха; создать понятные правила поведения, которым должен следовать человек, в попытке достичь добродетели или высшего состояния души.

Давайте попробуем рассмотреть основные философские и религиозные позиции известных мудрецов древности.

Но ему так и не удалось раскрыть тайну жизни и смерти. Казалось, что истинное понимание было столь же далеко, как и прежде. Поэтому он отказался от этого пути и заглянул в свой собственный разум, в свое сердце. Он решил довериться своей интуиции и учиться на основе непосредственного опыта. Он сел под деревом бодхи и поклялся оставаться на этом месте, пока не достигнет Просветления. Спустя сорок дней, в майское полнолуние, Сиддхартха достиг окончательного Освобождения. Буддисты верят, что он достиг состояния существования, которое превосходит все остальное в мире. Будда стал свободен от привязанности и гнева, благ и соблазнов жизни. Его качества – мудрость, сострадание и свобода. Просветленный ум Будды смог проникнуть в суть глубочайших жизненных процессов, и, следовательно, в причину человеческих страданий – проблему, которая первоначально и подвигла Сиддхартху на духовные поиски.

На протяжении оставшихся сорока пяти лет жизни Будда много путешествовал по северной Индии, распространяя свои воззрения. Он говорил о том, что всякая жизнь сопровождается страданиями и лишениями, но свою участь можно улучшить, если всегда говорить правду, стремиться к добру, не брать чужого и не чувствовать злобы и зависти. Человек должен освободиться от бесконечных желаний богатств и удовольствий. Тогда круговорот перерождений его души будет прерван, и душа обретет вечный покой и блаженство. Будда считал, что главное для совершенствования души — это праведные дела и личные качества человека, а не его происхождение. Стать буддистом мог представитель любой касты. Он обращался к людям всех социальных групп. Многие из его учеников достигли Просветления. Они, в свою очередь, учили других людей, и таким образом непрерывная линия передачи учения продолжается вплоть до наших дней.

Также Конфуций проповедовал очень разумный подход к осмыслению и отношению к различным понятиям, таким как благородство, справедливость, богатство, бедность, радость и невзгоды. Его поучения по отношению людей к этим понятиям действительно и сегодня могут сделать мир добрее и правильнее.

Сократ родился в обычной греческой семье в V веке до н.э. Отец работал скульптором, а мать – повитухой. Будущий философ учился самостоятельно. От отца перенял умение скульптора. Он собирал молодых людей, которые жаждали получить новые знания. Проводил беседы на прогулках, площадях, оказывая влияние на окружение. Выступая, как учитель, не брал денег за беседы, считая недопустимым торговлю мудростью. Его жизнеописание велось слушателями, учениками и друзьями, поскольку сам он ничего не записывал. Философия Сократа изложена в трудах Ксенафонта и Платона.

Сократ считал, что люди совмещают в себе две противоположности – душу и тело, из которых они состоит. Душа стремиться познать знание и добродетель, тело стремиться к комфорту и низменным желаниям. Различие целей предполагает конфликт между душой и телом. Нужно проявить заботу о душе, а телесные потребности игнорировать. Этический смысл в его философии – добродетель, знание добра и поступки, в соответствии с этим знанием. Храбрый человек знает правильное действие и совершает его. Справедливый – тот кто знает, как поступить в государственных делах и поступает. Благочестивый человек знает религиозные обряды и соблюдает их. Сократ говорил о неразделимости добродетели и знания. Поступая безнравственно, люди заблуждаются и страдают от непонимания добра и зла.

Однако несмотря на все стремления, люди не способны полностью понять истину, все знает только Бог. При этом греческий философ ставил единого Бога выше признанных греческих и считал, что божественное проявляется в душе человека, а истина спрятана внутри него. Бог – не человек, а мироустройство, наделенное разумом. Таким образом Сократ верил в родство духовного и божественного, размышлял о бессмертии души. Бог – источник добродетели и справедливости, нравственная, а не природная сила, как считали ранее.

Философия у Сократа – это попытка познания себя и других людей своей эпохи. Тема человеческой личности впервые стала центральной за весь период развития философии как науки. В философии Сократа человек становится единственной формой бытия. Сократ говорил, что отношения государства с человеком сравнимы с отношениями родителей и детей. Дети обязаны слушаться родителей, так и человек обязан выражать подчинение государству. Исходя из этого принципа, философ не стал избегать смертного приговора и не совершил побега из тюрьмы. Следование истине и справедливости стоило ему жизни, а смерть показала, что мудрец шел до конца в своих рассуждениях и жил в соответствии с ними.

Кстати, и по сей день многие умозаключения Сократа популярны и его изречения знают во всем мире. Например:

С Моисеем связывают обретение человечеством мифических скрижалей завета, на которых написаны 10 заповедей, которые должен соблюдать каждый человек, если хочет обрести спасение после смерти. Во эти 10 заповедей, приведенные в простой форме:

  1. Верь в единого Бога и отрицай другие божества.
  2. Не создавай себе кумиров и идолов, не поклоняйся им.
  3. Не произноси имени Господа напрасно.
  4. Шесть дней работай, а субботу не делай ничего, посвяти её Богу.
  5. Почитай отца своего и мать свою.
  6. Не убивай.
  7. Не прелюбодействуй (не изменяй).
  8. Не кради.
  9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего (не лги).
  10. Не желай того, что есть у ближнего твоего (не завидуй).

Таковым по версии Ветхого Завета должен быть праведник. В принципе, эти заповеди актуальны и сегодня. Они предлагают человеку определенную модель поведения. И если заповеди второй половины десятка соответствуют общепринятой морали, то первые четыре заповеди характеризуют характер веры.

Конечно же Иисуса из Назарета сложно назвать философом-мыслителем. Его проповеди не являются результатом умозаключения, его высказывания нельзя подтвердить аргументами и доводами – просто все его постулаты основаны лишь на вере. Поучениям Иисуса можно верить или не верить, они не поддаются разумному осмыслению, их сложно даже оспаривать, поскольку на любой вопрос можно получить ответ – все происходит по воле Бога, и неисповедимы пути Господа, и нам понять его не суждено. Лишь вера имеет значение.

Тем не менее, проповеди Иисуса о добре, праведности, любви к себе и к ближнему своему сделали намного больше, чем размышления всех философов вместе взятых. Люди, ведомые проповедями Иисуса, приходили к добродетели не через мыслительный процесс, как призывали поступать философы древности, а через веру.

Как мы видим, все мудрецы и пророки древности стремились сделать мир лучше, пытались научить людей понимать, что такое добро и зло. Философы видели величие души человека, призывали познать ее, и через познание прийти к добродетели. Пророки проповедовали, что лишь вера дает возможность найти в своей душе Бога и таким образом прийти к добродетели. И тот и другой путь может привести к одному и тому же результату, только в первом случае человек должен думать, а во втором – верить. Как поступать – каждый выбирает для себя сам.

Испокон веков люди стремились выработать правила хорошего тона, поведения. Хорошо воспитанный человек всегда приятен для окружающих. Он правильно говорит, имеет хорошие манеры, уважает и почитает своих родителей и окружающих его людей. Мне стало интересно узнать, чем ценны для нас, людей 21 века наставления мудрецов древности. Чему они учили своих современников. Мудрецы Древней Греции и Древнего Востока были основными творцами сокровищницы мировой мудрости, и именно в их изречениях мы до сих пор находим непреходящие ценности вечных истин нашей жизни.

БИБЛЕЙСКИЕ МУДРЕЦЫ

1.Мир един. Всё живое создано во благо человека. Животный и растительный мир взаимосвязаны и человек должен беречь и приумножать всё это во благо самого себя.

3.За каждый свой поступок нужно отвечать и можно понести наказание. Нужно быть человеком, на котором прекращается цепочка зла.

4. Все люди равны, независимо от их вероисповедания, цвета кожи и языка, на котором они разговаривают. Земля - общий дом для всех, а в доме должно быть единство, взаимопонимание, любовь и мир.

5.Мудрость, справедливость, забота о людях и их благе - это главное.

Чему учил Будда?

Сиддхартха Гаутама жил в 5 веке до н.э. в Индии. Он был сыном индийского раджы. Рос в богатстве и не знал, что существует бедность, болезни, страдания, смерть. Но однажды он встретил больного и дряхлого старика и понял, что старость неизбежна. Встретил больного и понял, что не вечно будет здоров. Он задумался о смерти и решил стать отшельником.

Будда говорил, что всякая жизнь сопровождается страданиями, но можно улучшить свою участь, если всегда говорить правду, стремиться к добру, не брать чужого, и ни к чему не чувствовать злобы и зависти. Он призывал не убивать живые существа, быть милосердными, почитать родителей.

Будда учил: «Кувшин наполняется постепенно, капля за каплей". Чтобы добиться успеха, необходимо начать с малого и усердно трудится. Мудрец учил прощать: «Сдерживать гнев в себе, все равно, что схватить горячий уголь с намерением бросить его в кого-нибудь еще; сгорите именно вы".

Будда говорил: "Сколько бы заповедей вы ни прочли, сколько бы вы не говорили о них, они не будут ничего значить, если вы не будете им следовать".

Чему учил Конфуций?

Конфуций (около 551 до н. э. - 479 до н. э.) - древний мыслитель и философ Китая. Его учение оказало глубокое влияние на жизнь Китая и Восточной Азии, став основой философской системы, известной как конфуцианство. Основал первый университет и систематизировал летописи, составленные в различных княжествах.

Учение Конфуция о нормах поведения правителей, чиновников, воинов и крестьян распространялось в Китае невероятно быстрыми темпами. Считается первым профессиональным педагогом Поднебесной.

t1590424133ab.jpg

Высшая добродетель – уважение к старшим. Конфуций, учил, что в семье младшие братья должны почитать старших, а дети – родителей. Старшим следует относиться к младшим с отеческим вниманием и заботой.

Мудрость – в знании старинных книг. Конфуций считал, что человек должен приобщаться к мудрости древних.

Пять постоянств праведного человека:

Любовь к людям, человеколюбие, милосердие, гуманность.

Правда, справедливость. Ничтожный человек стремится к выгоде, а благородный к справедливости.

Верность обычаям, соблюдение традиций предков.

Здравый смысл, благоразумие, рассудительность

Искренность, доброе намерение, добросовестность.

Воспитанного человека, по мнению Конфуция, легко узнать по его поведению:

Перед входом в дом снимать туфли.

Не ходить с распущенными волосами.

Должен быть вежливым, не грубить. Со старшими – почтительно, а с младшими благосклонно.

Человек должен понять и простить провинившегося, наставить его на путь истинный.

Чему учил Сократ?

Сократ (469 год до н.э. — 399 год до н.э.) — первый древнегреческий философ, учение которого повернуло философию от рассмотрения природы и мира к рассмотрению человека. Сократ считал, что общие для всех понятия добра, справедливости, нравственности, долга даны человеку богами. На этом и должна основываться система нравственного воспитания, воспитания гражданина: человек должен познать себя, свою духовную сущность.

t1590424133ac.jpg

Истина дороже всего. Крылатое выражение

Чему учил Иисус Христос?

t1590424133ad.jpg

Иисус Христос рассказывал людям различные притчи. Притча – небольшой поучительный рассказ, который даёт повод задуматься о жизни и своих поступках.

В притчах о добрых делах и добродетелях, таких как, притча о немилосердном должнике, о милосердном самарянине, о богатом и Лазаре, о неправедном домоправителе, Господь Иисус Христос наставляет нас, как нам следует проявлять любовь к людям.

Из этих притч следует, что дела милосердия, по своим внешним проявлениям, могут быть очень разными. К делам милосердия относится все то доброе, что мы делаем для других: прощение обид, оказание помощи страждущим, утешение скорбящих, добрый совет, молитва за ближних и многое, многое другое. Притча о блудном сыне, вернувшемуся к отцу, промотав все деньги, учит нас прощению и состраданию, вере в то, что человек может оступится и его нужно понять и простить, наставить на путь истинный. В притче о талантах порицается лень и небрежность.

Десять заповедей учат нас почитать родителей, не воровать, не лгать, не убивать, почитать единого Бога, не завидовать другим.

Нормы и правила поведения существовали с глубокой древности. Многие мудрецы и философы создавали их в разных странах и в разное время. Но все они учат одному: милосердию, почитанию родителей, великодушию, прощению, всегда говорить правду, не обижать слабых, любить ближнего, быть вежливым. Эти правила актуальны всегда.

Но, к сожалению, сегодня, многие люди забывают об этих ценностях, сквернословят, грубят друг другу, лгут, не уважают родителей, убивают, совершают плохие поступки и не раскаиваются в этом.

1. Библейские сказания о войнах евреев в Палестине. После долгих странствий евреи пришли в обещанную Богом благодатную страну. Богата пастбищами и плодородна была широкая долина реки Иордан. Однако за обладание этими землями приходилось вести изнурительные войны с местным населением.


Филистимлянин. Рисунок нашего времени.

В библейских сказаниях отразилась борьба израильтян с филистимлянами. Эти чужеземные племена стали их главными врагами. Они вторглись в Палестину по суше, приплыли по морю. Филистимляне захватили побережье и боролись за обладание всей страной.

По преданию, с филистимлянами сражался могучий Самсон. Однажды он увидел и полюбил красавицу Далилу. Но не добром откликнулась Далила на его любовь. Филистимские правители подкупили её и просили выпытать у Самсона, в чём его великая сила. Самсон признался Далиле, что сила эта в длинных волосах. Когда он заснул, коварная женщина приказала остричь их. Обессилевшего Самсона схватили, ослепили и бросили в темницу. Враги ликовали.

Так погиб Самсон, совершив свой последний подвиг.

2. Предания о первых царях. Трудно было разрозненным племенам израильтян обороняться от многочисленных врагов. Решили они объединиться и выбрать себе царя. Первым правителем Древнееврейского царства стал Саул. Удачлив был царь Саул, его войско побеждало.


Праща и каменное ядро.


Храм царя Соломона в Иерусалиме. Реконструкция.


Царь пирует. Пластинка из слоновой кости.


Филистимский расписной сосуд.

А тем временем бродил по степи, перегоняя стадо овец, будущий царь израильтян, но пока безвестный пастушок Давид.

Войны с филистимлянами не прекратились. Во время одной из них Саул погиб. Царём был избран Давид. Удача сопутствовала ему в войнах с соседями. Столицей царства при Давиде, в X (10-м) веке до н. э., стал город Иерусалим.

3. Правление Соломона. После Давида на престол вступил его сын Соломон. Богатством и мудростью славился этот царь. Утихли войны, мирными заботами были заняты его подданные.

В разные страны отправлялись купцы и корабельщики из царства Соломона. Колесницы для царского войска покупали в Египте, из Аравии пригоняли прекрасных коней. Из Финикии, с гор Ливанских, доставляли кедровое дерево для строительства дворца и храма.


Древнееврейское царство.

Далеко распространилась слава о богатстве и мудрости Соломона. В Библии рассказывается, что сам фараон отдал ему в жёны свою дочь. А однажды из далёкой Южной Аравии, из страны Сава, прибыл ко двору Соломона караван верблюдов, навьюченных богатыми дарами. Это царица Савская решила увидеть своими глазами царя Соломона и убедиться в великолепии его дворца.

4. Храм в Иерусалиме. Особенно красив был храм, возведённый при Соломоне. Стены храма были выложены из кедра, а полы — из дерева кипариса. Лучшие финикийские мастера изготавливали для храма украшения из золота, серебра и бронзы.

Чему учили библейские мудрецы

Не выказывай пренебрежения к человеку в старости, ибо и мы стареем; не радуйся смерти человека, хотя бы он был самый враждебный тебе: помни, что все мы смертны.

Кто делает зло, на того обратится оно.

Кто хочет иметь друзей, тот и сам должен быть дружелюбен.

При многословии не миновать греха, а сдерживающий уста свои разумен.

Легенда о суде Соломона

Храм возвели на холме. Посреди большого двора стоял жертвенник — место для жертв Богу Яхве. В глубине храма находилось небольшое помещение без окон, где во мраке стоял ларец. В том ларце хранились каменные скрижали с заповедями. Заходить сюда имел право лишь верховный жрец.

Иерусалимский храм стал единственным местом поклонения Богу Яхве. Все, кто верил в Бога Яхве и его завет — договор с еврейским народом, считали этот храм своей главной святыней. Царство же Соломона распалось вскоре после его смерти.

Объясните значение слов: праща, жертвенник.

Проверьте себя. 1. Перескажите библейские предания о Самсоне и Далиле, о Давиде и Голиафе. Что в этих преданиях кажется вам сказочным. а что — достоверным? 2. Что вы знаете о храме Бога Яхве в Иерусалиме? Как выглядел храм? Из каких материалов был возведён? Что хранилось в помещении, куда входил только верховный жрец? 3. С какими странами и народами торговали израильтяне при царе Соломоне? Поработайте с картой (см. с. 84). Найдите Древнееврейское царство при Соломоне и его столицу. Определите местоположение царства.

Подумайте. 1. Кто из древних царей (Хеопс, Хаммурапи. Тутмос, Соломон) придерживался многобожия, а кто — единобожия? Объясните различие. 2. Почему археологи не находят в древних странах изображений Бога Яхве? 3. Какие из поучений библейских мудрецов вам кажутся особенно разумными? Почему?

14И прогневался Моисей на военачальников, тысяченачальников и стоначальников, пришедших с войны, 15и сказал им Моисей: [для чего] вы оставили в живых всех женщин? 16вот они, по совету Валаамову, были для сынов Израилевых поводом к отступлению от Господа в угождение Фегору, за что и поражение было в обществе Господнем; 17итак убейте всех детей мужеского пола, и всех женщин, познавших мужа на мужеском ложе, убейте; 18а всех детей женского пола, которые не познали мужеского ложа, оставьте в живых для себя;

Читайте также: