В каких случаях забастовка может быть признана незаконной кратко

Обновлено: 07.07.2024

В соответствии со статьей 55 Конституции Российской Федерации являются незаконными и не допускаются забастовки:

а) в периоды введения военного или чрезвычайного положения либо особых мер в соответствии с законодательством о чрезвычайном положении; в органах и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других военных, военизированных и иных формированиях, организациях (филиалах, представительствах или иных обособленных структурных подразделениях), непосредственно ведающих вопросами обеспечения обороны страны, безопасности государства, аварийно-спасательных, поисково-спасательных, противопожарных работ, предупреждения или ликвидации стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций; в правоохранительных органах; в организациях (филиалах, представительствах или иных обособленных структурных подразделениях), непосредственно обслуживающих особо опасные виды производств или оборудования, на станциях скорой и неотложной медицинской помощи;

б) в организациях (филиалах, представительствах или иных обособленных структурных подразделениях), непосредственно связанных с обеспечением жизнедеятельности населения (энергообеспечение, отопление и теплоснабжение, водоснабжение, газоснабжение, авиационный, железнодорожный и водный транспорт, связь, больницы), в том случае, если проведение забастовок создает угрозу обороне страны и безопасности государства, жизни и здоровью людей.

Право на забастовку может быть ограничено федеральным законом.

Забастовка является незаконной, если она была объявлена без учета сроков, процедур и требований, предусмотренных настоящим Кодексом.

Решение о признании забастовки незаконной принимается верховными судами республик, краевыми, областными судами, судами городов федерального значения, судами автономной области и автономных округов по заявлению работодателя или прокурора.

Решение суда доводится до сведения работников через орган, возглавляющий забастовку, который обязан немедленно проинформировать участников забастовки о решении суда.

Решение суда о признании забастовки незаконной, вступившее в законную силу, подлежит немедленному исполнению. Работники обязаны прекратить забастовку и приступить к работе не позднее следующего дня после вручения копии указанного решения суда органу, возглавляющему забастовку.

В случае создания непосредственной угрозы жизни и здоровью людей суд вправе неначавшуюся забастовку отложить на срок до 15 дней, а начавшуюся - приостановить на тот же срок.

В случаях, имеющих особое значение для обеспечения жизненно важных интересов Российской Федерации или отдельных ее территорий, Правительство Российской Федерации вправе приостановить забастовку до решения вопроса соответствующим судом, но не более чем на десять календарных дней.

Часть девятая утратила силу.

Комментарий к Статье 413 ТК РФ

Конституцией РФ признается право работников на забастовку как способ разрешения трудового спора (ст. 37 Конституции РФ). Однако не всякая забастовка является законной. В соответствии со статьей 55 Конституции РФ незаконными являются и не допускаются забастовки, проводимые:

- в периоды введения военного или чрезвычайного положения либо особых мер в органах и организациях Вооруженных Сил РФ, других военных, военизированных и иных формированиях, организациях, которые непосредственно ведают вопросами обеспечения обороны страны, безопасности государства, аварийно-спасательных, поисково-спасательных, противопожарных работ, предупреждения или ликвидации стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций; в правоохранительных органах;

- в организациях, непосредственно обслуживающих особо опасные виды производств или оборудования, на станциях скорой и неотложной медицинской помощи;

- в организациях, непосредственно связанных с обеспечением жизнедеятельности населения (энергообеспечение, отопление и теплоснабжение, водоснабжение, газоснабжение, авиационный, железнодорожный и водный транспорт, связь, больницы), в том случае, если проведение забастовок создает угрозу обороне страны и безопасности государства, жизни и здоровью людей.

Помимо этого, забастовка будет признана незаконной, если она была объявлена с нарушением сроков, процедур и требований, предусмотренных Кодексом.

Законна или нет проведенная забастовка решают верховные суды республик, краевые областные суды, суды городов федерального значения, автономной области и автономных округов.

Решение суда о признании забастовки незаконной, вступившее в законную силу, подлежит немедленному исполнению. То есть работники обязаны прекратить забастовку и приступить к работе не позднее следующего дня после вручения копии указанного решения суда органу, возглавляющему забастовку.

Если решением суда забастовка признана незаконной, работники, принимающие в ней участие, должны приступить к работе не позднее следующего дня после вручения копии соответствующего решения суда органу, возглавляющему забастовку.

В том случае, если работники после признания забастовки незаконной не приступают к работе, они лишаются всех гарантий, предоставляемых в связи с участием в забастовке. Неявка на работу после признания забастовки незаконной является прогулом. За прогул на работников может быть наложено дисциплинарное взыскание, в том числе и увольнение по соответствующим основаниям, установленным ст. 81 ТК.

Другой комментарий к Ст. 413 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Конституция РФ закрепляет положение, в соответствии с которым права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ст. 55).

В то же время Конституция РФ, признавая право на забастовку, закрепляет принцип, в соответствии с которым основные права и свободы не должны трактоваться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина (ст. 17).

2. В соответствии со ст. 55 Конституции РФ Кодекс перечисляет случаи, когда забастовки являются незаконными и не допускаются.

3. Не допускается проведение забастовок работниками любых организаций в периоды введения военного или чрезвычайного положения.

Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении" в ст. 11 предусматривает, что на период действия чрезвычайного положения в качестве одного из временных ограничений может быть введено запрещение забастовок и иных способов приостановления или прекращения деятельности организаций, а также запрещение или ограничение проведения собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирований. Эти ограничения предусматриваются Указом Президента РФ о введении чрезвычайного положения.

Если в этой ситуации возникает коллективный трудовой спор (или продолжается спор, возникший ранее введения чрезвычайного положения), то его разрешение должно быть отложено либо спор должен быть разрешен на любой стадии, кроме забастовки.

4. Запрет на проведение забастовок распространяется также на работников ряда организаций, к которым относятся:

- органы и организации Вооруженных Сил РФ;

- другие военные, военизированные и иные формирования и организации (филиалы, представительства или иные обособленные структурные подразделения), непосредственно ведающие вопросами обеспечения обороны страны, безопасности государства, аварийно-спасательных, поисково-спасательных, противопожарных работ, предупреждения или ликвидации стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций;

- организации (филиалы, представительства или иные обособленные структурные подразделения), непосредственно обслуживающие особо опасные виды производств или оборудования;

- станции скорой и неотложной медицинской помощи.

Широкий перечень условий, названных в ст. 413 ТК РФ (угроза обороне страны и безопасности государства, жизни и здоровью людей), означает, что сам факт включения указанных организаций в данный перечень уже является однозначным запретом для работников этих организаций на проведение забастовок при любых условиях.

5. В ст. 413 ТК РФ перечислены также организации (филиалы, представительства или иные обособленные структурные подразделения), непосредственно связанные с обеспечением жизнедеятельности населения (энергообеспечение, отопление и теплоснабжение, водоснабжение, газоснабжение, авиационный, железнодорожный и водный транспорт, связь, больницы), работникам которых проведение забастовок запрещено не категорически, а в случаях, если оно создает угрозу обороне страны и безопасности государства, жизни и здоровью людей.

Это означает, что в каждом конкретном случае при решении вопроса о проведении забастовки в такого рода организациях следует выяснять весь комплекс взаимосвязей и взаимозависимостей, сопутствующих этой стадии коллективного трудового спора. При этом необходимо совпадение двух условий: организации должны входить в указанный перечень, и проведение забастовки создает угрозу обороне страны, безопасности государства, жизни и здоровью людей.

6. Право на забастовку может быть ограничено федеральным законом. Ряд федеральных законов вводит определенные ограничения на проведение забастовок для граждан (работников), труд которых является предметом регулирования данными законами. Такие ограничения установлены, например, для государственных служащих; муниципальных служащих; авиационного персонала гражданской авиации, осуществляющего обслуживание (управление) воздушного движения; сотрудников федеральной фельдъегерской связи; работников ядерных установок и пунктов хранения; сотрудников милиции; военнослужащих; сотрудников федеральных органов правительственной связи и информации; работников профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований.

7. Установленные в законодательстве ограничения не означают, что у работников организаций, перечисленных выше, нет возможности защитить свои права в рамках возникшего коллективного спора. Они могут применить другие способы его разрешения. Так, помимо участия в примирительных процедурах, они вправе обратиться в Правительство РФ.

8. Комментируемая статья определяет условия, при которых забастовка является незаконной: нарушение сроков, процедур и требований, предусмотренных ТК РФ.

Как констатируется в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. N 2 (п. 59), исходя из положений ч. 3 ст. 17, ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, а также ч. 3 ст. 413 ТК, забастовка, право на которую гарантировано Конституцией РФ (ч. 4 ст. 37), может быть признана незаконной, если в ходе судебного разбирательства будет установлено, что имелись ограничения для реализации права на забастовку, установленные федеральным законом. Такого рода нарушения могут иметь место в случаях, когда, например, забастовка проведена в нарушение ч. 1 ст. 413 ТК, предусматривающей случаи, когда она не допускается, либо она была объявлена с нарушением сроков, процедур и требований, установленных ТК, в частности, если не были проведены примирительные процедуры до объявления забастовки (см. ст. ст. 401 - 404 ТК РФ и комментарий к ним); решение о проведении забастовки принято в отсутствие необходимого кворума (см. ч. 3 ст. 410 и комментарий к ней); либо за это решение проголосовало менее половины работников, присутствующих на собрании (конференции), или за его утверждение (при невозможности проведения собрания, созыва конференции) представительный орган работников собрал недостаточное количество подписей работников (см. ч. 5 ст. 410 и комментарий к ней); не был обеспечен минимум необходимых работ (услуг), выполняемых в период проведения забастовки работниками организаций (филиалов, представительств или иных обособленных структурных подразделений), индивидуальных предпринимателей, деятельность которых связана с безопасностью людей, обеспечением их здоровья и жизненно важных интересов общества (см. ч. ч. 3 - 8 ст. 412 ТК РФ и комментарий к ним); работодатель не был предупрежден в письменной форме в установленный срок (о начале предстоящей забастовки) не позднее чем за 10 календарных дней (см. ч. 8 ст. 410 ТК РФ и комментарий к ней).

9. Трудовой кодекс также определяет уровень судов, которые вправе признавать забастовку незаконной; перечень лиц, по заявлению которых судами рассматриваются такие дела; порядок доведения решения суда до работников; обязанности, возникающие в данном случае у органа, возглавляющего забастовку; порядок исполнения решения суда о признании забастовки незаконной.

Дела о признании забастовок незаконными отнесены к компетенции верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов. Они рассматриваются в порядке искового производства по заявлению работодателя или прокурора, который выступает в защиту прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства (п. 3 ст. 35 Закона РФ от 17 января 1992 г. (с изм. и доп.) N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации").

10. Решение суда о признании забастовки незаконной, вступившее в законную силу, подлежит немедленному исполнению. Это решение доводится до работников через орган, возглавляющий забастовку. Работники обязаны прекратить забастовку и приступить к работе не позднее следующего дня после вручения копии такого решения суда их представительному органу, возглавляющему забастовку.

11. В случае признания судом забастовки незаконной в связи с нарушением работниками и их представителями процедуры ее проведения последние не лишаются возможности использовать свое право на забастовку, устранив допущенные нарушения.

12. Решение суда о признании забастовки незаконной может быть обжаловано в порядке, предусмотренном ГПК.

13. Трудовой кодекс предусматривает случаи, когда не начавшаяся забастовка может быть отложена, а начавшаяся приостановлена, и называет органы государственной власти, в чью компетенцию входит решение этих вопросов (суд, Правительство РФ).

Как работаем и отдыхаем в 2022 году ?

Каждый работник наделен правами, а также ресурсами для их защиты. Сотрудник может устроить забастовку для отстаивания своих прав. Однако даже забастовка должна организовываться в соответствии с буквой закона. Соблюдение норм позволит достичь целей и не нажить проблем.

Законное обоснование права на забастовку

Право на забастовку зафиксировано в статье 37 Конституции РФ. Это высший источник закона, а потому все положения Трудового кодекса, различные ФЗ, нормативные положения, внутренние акты предприятия должны ему соответствовать.

Подробнее законность организованных протестов рассмотрена статьей 407 ТК РФ. Разберем основные правила:

  • Забастовка устраивается только тогда, когда были приняты все попытки к примирению при разрешении трудового конфликта, однако работодатель или уклоняется от примирения, или не исполняет соглашений, которые были установлены. Еще один вариант: в отношении руководителя предприятия было принято определенное решение трудовым арбитражем, но он не исполняет его.
  • Перед организацией протестного мероприятия сотрудники должны ознакомиться с положениями статьи 413 ТК РФ, в которой изложены различные ограничения и обстоятельства, препятствующие осуществлению протеста.
  • Участие в мероприятии должно быть исключительно добровольным. Трудящегося строго запрещено принуждать к принятию решения (положительного или отрицательного) относительно участия в протесте. Если это произошло, виноватое лицо несет ответственность.
  • Представители работодателя не могут никоим образом принимать участие в протесте и в его подготовке. Данное правило оговорено статьей 409 ТК РФ.

Нормативные акты, с которыми нужно ознакомиться перед организацией мероприятия, – статьи 407 и 413 ТК РФ.

Порядок проведения забастовки

При организации протестного мероприятия нужно придерживаться следующего порядка:

Только после совершения всех рассматриваемых шагов можно приступить непосредственно к забастовке.

Содержание решения об объявлении забастовки

В решении об объявлении протестного мероприятия нужно указать некоторую информацию:

  • Те обстоятельства, которые стали основанием для протеста.
  • Дата и время начала мероприятия.
  • Его длительность.
  • Ожидаемое количество бастующих.
  • Название органа, который возглавляет мероприятие.
  • Перечень представителей трудящихся, которым передана ответственность за участие в примирении.
  • Минимум работ, которые трудящиеся согласны выполнять на протяжении забастовки.

Копия решения отсылается работодателю.

Какая забастовка будет считаться законной?

Законным мероприятие признается только тогда, когда оно соответствует следующим нормам:

  • Предварительно была предпринята попытка примирения, однако работодатель проигнорировал ее.
  • Решение об осуществлении мероприятия принимало собрание, удалось получить достаточное количество голосов за забастовку.
  • Работодатель своевременно получил уведомление о проведении мероприятия.
  • Все трудящиеся участвовали в протесте добровольно, отсутствовал фактор давления.

Это основные признаки законности мероприятия.

Какая забастовка будет признана незаконной?

Протестное мероприятие признается незаконным при наличии следующих обстоятельств:

  • Не объявлена продолжительность забастовки, не учтены требования к мероприятию.
  • Событие формирует угрозу Конституции и здоровью граждан (согласно статье 55 Конституции РФ).
  • Трудящиеся не исполняют минимальные работы, прописанные в решении.

Не признаются законными протесты:

  • В процессе военного положения или ЧП.
  • В вооружённых структурах и прочих военных объединениях.
  • В структурах, отвечающих за оборону, его безопасность.
  • В спасательных, противопожарных организациях.
  • В структурах, несущих ответственность за действия в период стихийных бедствий и ЧП.
  • В правоохранительных структурах.
  • В компаниях, занимающихся обслуживанием опасных форм производств.
  • В скорой помощи.
  • В структурах, которые обеспечивают жизнедеятельность людей (к примеру, отопительные, газоснабжающие компании, поликлиники).

То есть не допускается прекращение деятельности тогда, когда это создает угрозу жизни и здоровью людей. Приведенный перечень изложен в статье 413 ТК РФ.

ВАЖНО! Руководитель не имеет права запрещать протестные мероприятия внутренними актами предприятия. В этом случае они будут противоречить Конституции. Скорее всего, суд примет сторону трудящихся.

К СВЕДЕНИЮ! Все запреты на забастовки, приведенные в ТК РФ, сложно назвать абсолютными. Связано это с тем, что они противоречат Конституции, высшему источнику власти. Согласно ее положениям, любой человек имеет право на протест.

Последствия признания забастовки незаконной

Признать мероприятие неправомерным могут только суды. После издания постановления о признании протеста неправомерным он должен быть незамедлительно прекращен. Трудящиеся обязуются начать работу не позже следующего дня после того, как получили копию судебного решения. Если сотрудники продолжают забастовку, к ним применяются методы дисциплинарного взыскания. Представительный орган, не прекращающий забастовку, должен возместить все убытки предприятия.

В статье 415 ТК РФ приведен запрет на локаут. Это увольнение трудящихся из-за их участия в мероприятии, проведенном по всем правилам. Если руководитель уволит работника по данной причине, это влечет за собой административное наказание: штраф в размере 4000-5000 рублей (согласно статье 5.34 КоАП РФ).

Ответственность также несут лица, которые принудили сотрудников участвовать или не участвовать в забастовке:

  • Штраф в размере 500-1000 руб. для граждан.
  • 1000-2000 рублей для должностных лиц.

Данные формы ответственности оговорены статьей 5.40 КоАП РФ. Штрафы выплачиваются исключительно по решению суда.

В соответствии со статьей 55 Конституции Российской Федерации являются незаконными и не допускаются забастовки:

а) в периоды введения военного или чрезвычайного положения либо особых мер в соответствии с законодательством о чрезвычайном положении; в органах и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других военных, военизированных и иных формированиях, организациях (филиалах, представительствах или иных обособленных структурных подразделениях), непосредственно ведающих вопросами обеспечения обороны страны, безопасности государства, аварийно-спасательных, поисково-спасательных, противопожарных работ, предупреждения или ликвидации стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций; в правоохранительных органах; в организациях (филиалах, представительствах или иных обособленных структурных подразделениях), непосредственно обслуживающих особо опасные виды производств или оборудования, на станциях скорой и неотложной медицинской помощи;

б) в организациях (филиалах, представительствах или иных обособленных структурных подразделениях), непосредственно связанных с обеспечением жизнедеятельности населения (энергообеспечение, отопление и теплоснабжение, водоснабжение, газоснабжение, авиационный, железнодорожный и водный транспорт, связь, больницы), в том случае, если проведение забастовок создает угрозу обороне страны и безопасности государства, жизни и здоровью людей.

Право на забастовку может быть ограничено федеральным законом.

Забастовка является незаконной, если она была объявлена без учета сроков, процедур и требований, предусмотренных настоящим Кодексом.

ГАРАНТ:

Об административной ответственности за самовольное прекращение работы как средство разрешения коллективного трудового спора лицом, обеспечивающим безопасность соответствующего вида деятельности для населения, если такие действия (бездействие) запрещены федеральным законом см. Кодекс РФ об административных правонарушениях

Решение о признании забастовки незаконной принимается верховными судами республик, краевыми, областными судами, судами городов федерального значения, судами автономной области и автономных округов по заявлению работодателя или прокурора.

Решение суда доводится до сведения работников через орган, возглавляющий забастовку, который обязан немедленно проинформировать участников забастовки о решении суда.

Решение суда о признании забастовки незаконной, вступившее в законную силу, подлежит немедленному исполнению. Работники обязаны прекратить забастовку и приступить к работе не позднее следующего дня после вручения копии указанного решения суда органу, возглавляющему забастовку.

В случае создания непосредственной угрозы жизни и здоровью людей суд вправе неначавшуюся забастовку отложить на срок до 15 дней, а начавшуюся - приостановить на тот же срок.

В случаях, имеющих особое значение для обеспечения жизненно важных интересов Российской Федерации или отдельных ее территорий, Правительство Российской Федерации вправе приостановить забастовку до решения вопроса соответствующим судом, но не более чем на десять календарных дней.




Право на забастовку и его реализация
Забастовка – это временный добровольный отказ работников от исполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора (ч. 4 ст. 398 Трудового кодекса РФ).
Право на забастовку
Забастовка – крайняя, исключительная мера разрешения коллективного трудового спора. Право на забастовку, как способ разрешения коллективного трудового спора, признано Конституцией РФ. Это право относится к одному их основных прав и свобод человека и гражданина и может быть реализовано только с использованием установленных федеральным законом правил.

В отличие от примирительных процедур разрешения коллективного трудового спора забастовка – ультимативное действие работников, давление на работодателя, чтобы путем временного прекращения работы добиться выполнения своих требований, не урегулированных в примирительных процедурах.

Забастовка – завершающий, последний этап разрешения коллективного трудового спора (если на предыдущих этапах соглашение не достигнуто). Она может быть организована работниками или их представителями в случаях, если:
Примирительные процедуры не привели стороны к соглашению по трудовому спору.
Работодатель уклоняется от примирительных процедур.
Работодатель не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора.
В этих и других предусмотренных законом случаях работники вправе приступить к забастовке. Представители работодателя не вправе организовывать забастовку и принимать в ней участие.

Право на забастовку может быть ограничено в исключительных случаях, установленных федеральным законом. Задача сбалансированности интересов бастующих работников и интересов общества решается в соответствии со статьей 55 Конституции РФ, в силу которой права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Кроме того, право на забастовку может быть ограничено федеральным законом.

В соответствии с трудовым законодательством (ст. 409 ТК РФ) участие в забастовке является добровольным и никто не может быть принужден к участию или отказу от участия в забастовке, иначе принуждающие лица несут дисциплинарную, административную и даже уголовную ответственность. Добровольность участия в забастовке является одним из основных условий ее правомерности, которое отражено в самом понятии забастовки.
Орган, возглавляющий забастовку
Правом объявления забастовки обладают работники организации (филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения), индивидуального предпринимателя, либо работники, являющиеся членами профсоюзной организации, путем принятия решения на собрании (конференции). Объявление забастовки работниками цеха, участка, отдела, бригады и т.п., не являющихся обособленными подразделениями организации, следует признать неправомерным.

Собрание (конференция) работников принимает решение об объявлении забастовки, а также об основных условиях ее проведения (дате и времени начала забастовки, ее продолжительности и т.д.). Закон не устанавливает специальных требований к процедуре голосования – тайное или открытое. Эти вопросы решаются собранием. Решение оформляется в письменной форме.

Ни представительные органы работников, ни специально созданный орган, возглавляющий забастовку, не могут определять условия ее проведения.

Решение об объявлении забастовки на уровне выше организации принимается профсоюзом (объединением профсоюзов), но затем должно быть утверждено на собрании (конференции) работников для каждой организации в отдельности. Исходя из этого можно заключить, что забастовка может проводиться только в тех организациях, работники которых приняли решение об утверждении решения собрания (конференции) об объявлении забастовки.

Работодатель не может препятствовать проведению собрания (конференции) работников по поводу объявления забастовки. Наоборот, согласно ч. 4 ст. 410 Трудового кодекса РФ работодатель обязан предоставить для собрания (конференции) помещение и создать необходимые условия для проведения этого собрания (конференции).

Трудовой кодекс РФ в ч. 6 ст. 410 предусматривает право работников на проведение часовой предупредительной забастовки при рассмотрении коллективного трудового спора на локальном уровне социального партнерства после трех календарных дней работы примирительной комиссии с предупреждением работодателя в письменной форме не позднее чем за два рабочих дня, а при рассмотрении коллективного трудового спора на иных уровнях социального партнерства – после четырех календарных дней работы примирительной комиссии с предупреждением работодателя в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня. Орган, ее возглавляющий, обязан обеспечить минимум необходимых работ (услуг) во время ее проведения.

Предупредительная забастовка представляет собой особую акцию, цель которой – продемонстрировать готовность работников добиться удовлетворения своих требований. Прибегнуть к такой акции можно лишь один раз за все время рассмотрения коллективного трудового спора. Объявить предупредительную забастовку может представительный орган работников, участвующий в примирительных процедурах. Предупредительная забастовка может быть признана незаконной по основаниям, предусмотренным статьей 413 Трудового кодекса РФ.

На работодателя возлагается обязанность предупредить соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров о предстоящей забастовке. Предупреждение необходимо для того, чтобы указанный государственный орган имел возможность своевременно оказать сторонам спора содействие в организации примирительных процедур.

Забастовку возглавляет орган, избранный общим собранием (конференцией) при объявлении забастовки, или соответствующий орган профсоюза.

Трудовой кодекс РФ не содержит норм о порядке формирования органа, возглавляющего забастовку. Он только называет этот орган представительным органом работников. При наличии в данной организации профсоюза, члены которого составляют не менее половины работников организации, забастовку возглавляет его выборный орган.
Права органа, возглавляющего забастовку
Основные права органа, возглавляющего забастовку, определены в ч. 2 ст. 411 ТК РФ. В частности, этому органу законодательством предоставлены полномочия, необходимые при разрешении коллективного трудового спора.

Орган, возглавляющий забастовку, имеет право:
По собственной инициативе созывать собрания (конференции) работников, где могут решаться вопросы, например, о приостановлении забастовки, организации выполнения минимума необходимых работ, о прекращении забастовки.
Требовать от работодателя (его представителя) предоставления информации по вопросам, затрагивающих интересы работников, в том числе по производственным, экономическим, хозяйственным, по предмету коллективного трудового спора.
Привлекать для дачи заключений по возникающим вопросам специалистов, например, в области права, экономики, финансов, техники.
Принимать решение о приостановке забастовки.
Принимать решение о возобновлении забастовки.
Приостановка забастовки
Орган, возглавляющий забастовку, имеет право приостановить забастовку. Такое решение принимается по причинам, которые, по мнению этого органа, являются важными, например, урегулирование принципиальных вопросов спора, принятие совместного решения о проведении переговоров.

Специальных условий, которые должны служить основанием приостановки забастовки, трудовое законодательство не предусматривает. Забастовка может быть приостановлена на определенное время, на неопределенное время либо время возобновления забастовки может быть увязано с невыполнением работодателем (его представителем) определенных условий, поставленных органом, возглавляющим забастовку.

Если забастовка приостановлена на определенное время и в решении органа, возглавляющего забастовку, об этом указано, то принятие отдельного решения о продолжении забастовки не требуется. Если забастовка была приостановлена на неопределенное время, то для ее возобновления необходимо принять решение о возобновлении.

О возобновлении забастовки работодатель (его представитель) и соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров должны быть предупреждены в письменной форме не позднее чем за два рабочих дня, а о возобновлении забастовки, объявленной профессиональным союзом (объединением профессиональных союзов), объединение работодателей, иные представители работодателей, соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров – не позднее чем за 3 (три) рабочих дня.

Следовательно, в зависимости от конкретных обстоятельств орган, возглавляющий забастовку, принимает решение о приостановке забастовки по собственному усмотрению, руководствуясь сложившимися обстоятельствами при разрешении конкретного коллективного трудового спора.

Обычно приостановка забастовки связана с активизацией переговоров с работодателем, появлением возможности достичь согласия и урегулировать коллективный трудовой спор. Приостановка забастовки может иметь место также для выполнения общественно необходимых работ.

Орган, возглавляющий забастовку, прекращает свою деятельность с окончанием забастовки, по достижении соглашения спорящих сторон или с признанием судом забастовки незаконной.
Обязанности сторон коллективного трудового спора в ходе забастовки
При проведении забастовки коллективные переговоры сторон должны быть продолжены до разрешения их трудового спора путем примирительных процедур. В период забастовки работодатель, органы исполнительной власти, органы местного самоуправления и орган, возглавляющий забастовку, должны принять все меры по обеспечению общественного порядка, сохранности имущества организации и работников, обеспечению работы непрерывно действующих участков и производства, машин, оборудования, остановка которых представляет непосредственную угрозу жизни и здоровью людей.

В организациях, филиалах, представительствах, иных обособленных структурных подразделениях, у индивидуального предпринимателя деятельность которых связана с безопасностью людей, обеспечением их здоровья и жизненно важным интересам общества, в каждой отрасли экономики России разрабатываются и утверждаются перечни минимума необходимых работ при забастовке. Их утверждают соответствующие федеральные органы исполнительной власти по согласованию с соответствующим общероссийским профсоюзом, а если в отрасли действует несколько общероссийских профсоюзов, то по согласованию со всеми ними. Порядок разработки и утверждения перечня необходимых работ при забастовке определяет Правительство РФ.

При определении видов работ, включаемых в минимум необходимых, закон указывает на два условия:
Включение определенных видов работ или услуг при забастовке должно быть увязано с вероятностью причинения вреда здоровью или угрозой жизни граждан.
В минимум необходимых работ или услуг при забастовке не могут быть включены работы или услуги, не предусмотренные соответствующими федеральными, региональными перечнями необходимых работ или услуг.
Разработка минимума необходимых работ или услуг на уровне организации, филиала или представительства, иного обособленного структурного подразделения, а также индивидуального предпринимателя определяется соглашением сторон коллективного трудового спора совместно с органом местного самоуправления в трехдневный срок с момента принятия решения об объявлении забастовки.

В случае недостижения соглашения между сторонами коллективного трудового спора и органом местного самоуправления по определению минимума необходимых работ или услуг, выполняемых в период проведения забастовки работниками организации, филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения, индивидуального предпринимателя, соответствующий минимум необходимых работ или услуг устанавливается органом исполнительной власти субъекта РФ.

Утвержденный и не оспоренный в установленном порядке сторонами коллективного трудового спора перечень минимума необходимых работ или услуг обязателен для сторон коллективного трудового спора. Каждая сторона должна принимать меры по выполнению указанных в перечне работ услуг.

Читайте также: