Социальная педагогика как теория социальных отклонений кратко

Обновлено: 02.07.2024

Однако история социальной педагогики уходит корнями в глубокую древность, поскольку, хотя она и не является самостоятельной наукой, педагогика на протяжении многих веков развивалась в рамках философии, которая издавна известна как наука, занимающаяся вопросами роли и места человека в мире, смысла жизни, значения культуры и религии для нравственного формирования личности и так далее.

Поэтому не случайно исследователи, изучающие историю социальной педагогики, находят ее истоки и предпосылки в трудах великих философских мыслителей, в трактатах классиков педагогики всех времен и народов, в богатейшем опыте народной педагогики. И сегодня одни авторы изучают вопросы социальной педагогики с позиций социальной философии, социологии, другие — с позиций народной педагогики, третьи — с позиций практики социальной работы.

Рассматривая социальную педагогику таким образом, можно выделить несколько периодов в ее развитии.

Первый, начальный период, длившийся с античности до XVII века, связан с осмыслением практики воспитания и формированием педагогической и социально-педагогической мысли. В этот период происходит становление образования как социального явления, его превращение из спонтанного действия в сознательную деятельность, появляются различные теории образования.

Переход от первобытнообщинного строя к рабовладельческому, а затем к феодальному, возникновение капиталистических отношений поставили свои проблемы воспитания и, соответственно, защиты детей и подростков.

Еще в древности возникли идеи и даже традиция учета социальных факторов в процессе обучения и воспитания членов общества.

В V веке до н.э. Демокрит (ок. 460-370 гг. до н.э.) говорил о зависимости образования от социальных условий. Самым важным компонентом образования он считал знание человеческой природы. Работа должна была стать основой его естественного воспитания. Демокрит считал, что главное — не количество полученных знаний, а формирование интеллекта.

Идеи Демокрита оказали влияние на взгляды софистов (V-IV вв. до н.э.). Величайшим представителем софистической философии был Сократ (ок. 469-399 гг. до н.э.).

Сократ (ок. 469-399 гг. до н.э.), главной целью его педагогической мысли было нравственное самосовершенствование. Сократ считал, что главная цель учителя — пробудить огромные психические силы ученика, реализовать его внутренний потенциал.

Платон (ок. 427-347 гг. до н.э.) дал мощный толчок в развитии идеи гармоничного развития личности. Платон рассматривал образование как условие развития человека от рождения до смерти; он также связывал судьбу общества с образовательным развитием всех его граждан. Его идея образования в государственных учебных заведениях и государственного контроля рождаемости нашла отражение в жизни многих поколений. Он обнаружил связь между образованием и социальным порядком. Платон стремился объединить достоинства спартанского и афинского воспитания. Такая образовательная программа предназначалась для свободных граждан общества и закладывала основу для социального обучения.

Теории социальной педагогики

Развитие социальной педагогики как теории и практики во второй половине XIX – второй половине XX века

Указанные процессы и тенденции в XIX веке постепенно, но неуклонно привели к тому, что в 80-х годах XIX века подход, предложенный Ф. Дисгервегом и II. Наторп, а именно — основой практики социально-педагогического содержания является социальное воспитание как средство решения проблем социализации личности. В достижении целей социально-педагогической деятельности важную роль играет социальная среда и активное использование ее ресурсов и возможностей для решения личных проблем. Все устремления отечественных философов, педагогов сходятся в одном: развитие человека связано с ближайшим социальным окружением, возможности которого играют большую роль в социализации молодого поколения.

Важно отметить, что во второй половине XIX века в российской социально-педагогической мысли продолжался процесс формирования понятийного аппарата социальной педагогики.

Также были предприняты попытки определить сущность и компоненты социально-педагогического процесса, средства и механизмы социального развития человека (Η. Ф. Бунаков, Н. И. Пирогов, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский, А. П. Шапов), сформулированы принципы социального воспитания (связь с жизнью, естественность и культуросообразность, самодеятельность, народность и др.

В качестве основных средств общественного воспитания назывались труд и общественное мнение (К.Д. Ушинский, Н.В. Шелгунов), а среди его важнейших условий — прежде всего организация быта, воспитание, отношение личности, саморазвитие и т.д. (Η. Ф. Бунаков, Н. И. Пирогов, К. Д. Ушинский, А. П. Щапов).

Таким образом, в этот период заметно оживилось изучение проблем социальной педагогики, определение ее сущности и назначения.

Основным механизмом реализации потенциала социальной педагогики является социально-педагогическая деятельность, которая опирается, прежде всего, на отечественный и зарубежный опыт развития социально-педагогических идей, накопленный многими поколениями философов, педагогов, социологов, психологов, практиков, основой которого является интеграция педагогической науки с социологией, особенно с социальной средой, и реализация ее педагогического потенциала для решения проблем социализации личности.

Социально-педагогическая деятельность как средство реализации теории социальной педагогики

Социально-педагогическая деятельность, как и любая профессиональная деятельность, руководствуется определенной теорией и использует ее принципы и методы, содержание η реализацию ее целей. Реализация социально-педагогических идей, взглядов, концепций, социально-педагогическая деятельность одновременно проверяет и подтверждает на практике свою жизнеспособность и эффективность в общественных отношениях, обеспечивает эмпирическую базу для дальнейшего развития теории педагогической науки. В этом процессе социально-педагогическая деятельность, несомненно, выступает как средство реализации теории социальной педагогики в общественной жизни.

Это профессиональный социальный механизм, с помощью которого известные научные положения социальной педагогики преобразуются в социально значимый продукт, особенно в сфере социализации отдельного человека или целых групп населения. Каждый такой акт преобразования теории в практику сопровождается, намеренно или ненамеренно, проверкой его эффективности, анализом его результативности и, в более широком смысле, проверкой качества результатов деятельности специалистов в социальной сфере.

Социально-педагогическая деятельность — это многогранная и многоуровневая деятельность педагогов-профессионалов по развитию и удовлетворению различных потребностей и интересов детей и взрослых в социальной адаптации, поддержке развития личности, ее социальной защите, подготовке к условиям конкуренции в современном обществе на основе использования потенциальных возможностей самого общества для решения актуальных и хронических проблем личности или социальной группы.

Как и любой вид профессиональной деятельности, он формировался на определенной теоретической основе, важнейшей особенностью которой является интеграция специфических педагогических знаний о процессах взаимодействия личности и общества. Теоретической основой, фундаментом социально-педагогической деятельности является социальная педагогика как отрасль педагогической науки, педагогика отношений. При изучении механизма реализации теории социальной педагогики вполне применим деятельностный подход.

Социальная педагогика — это наука о закономерностях осуществления педагогического процесса (обучения, воспитания и развития) в различных условиях социума, которая сегодня призвана обеспечить практиков формами и методами реальной реализации потенциала общества в процессе социализации не абстрактной личности, а конкретного человека, с его специфическими социально-педагогическими проблемами, мешающими ему реализовать свои потребности в различных видах труда и отдыха, в своем жизненном плане. Практики сегодня ожидают от социальной педагогики разъяснения сути механизмов взаимодействия человека и его проблем с ресурсами общества, которых бесконечное множество. Но как сделать все это полезным для решения конкретной проблемы — вот вопрос, на который должна ответить педагогика. Поэтому вопросы дальнейшего развития теории социально-педагогической деятельности мы рассматриваем как важнейшую часть социальной педагогики.

Реализация потенциала социальной педагогики в подготовке кадров для социально-педагогической деятельности

Сегодня, в связи с переходом на новые государственные образовательные стандарты и необходимостью подготовки бакалавров, внимание к проблеме социально-педагогической деятельности возросло. Это требует дальнейшей разработки теории социально-педагогической деятельности и введения этого блока социально-педагогического знания в научное содержание с учетом накопленного опыта социальных практиков и ученых в области профессиональной деятельности. Правильность выбранного направления перспектив развития теории социальной педагогики подтверждается процессом развития нового вида профессиональной деятельности, его структуры и основных компонентов, в ходе первого исследования мы столкнулись с необходимостью познания источников этого вида деятельности. Возникла необходимость изучения социальной среды, о которой так убедительно говорили ученые в разные исторические периоды, как в Германии, так и в России.

Все педагоги знают, что Россия подписала Болонское соглашение и сейчас активно выполняет свои обязательства по переходу на двухуровневую систему высшего профессионального образования: подготовку бакалавров и магистров по социальной педагогике.

Эта образовательная задача решается в сложной ситуации, возникшей в период реформ в российском обществе.

Сегодня мы стоим на пороге внедрения третьего поколения государственных образовательных стандартов по социальной педагогике. Его отличительной особенностью является переход на двухуровневую систему высшего профессионального образования — бакалавриат и магистратура.

Социальная педагогика и социально-педагогическое действие
Социальная педагогика оказывает доминирующее влияние на формирование профессиональной социально-педагогической деятельности в нашей стране, ее задачей является гуманизация и педагогизация социокультурной среды и компетентная педагогическая помощь в процессе социального становления личности.

Социальная педагогика — система знаний о педагогическом регулировании отношений личности и среды

По мнению В.Г. Бочаровой, социальная педагогика является составной частью общей педагогики и показывает влияние конкретных социокультурных условий среды на педагогический процесс. По ее словам, социальная педагогика призвана влиять на формирование педагогического мышления в обществе, способности и умения принимать эффективные, педагогически целесообразные решения в различных областях социальной деятельности, соответствующие конкретным личностным и средовым ситуациям, позволяющие приводить в движение реальные механизмы развития социальных инициатив.

Социальная педагогика направлена на полное использование возможностей семьи, различных социальных институтов, конкретного общества, микросреды, личности и общества в целом в социальном обеспечении для благополучия каждого человека, особенно детей.

Социальная педагогика исследует существенные, объективно необходимые связи и явления, присущие определенным социальным процессам, порождающим тот или иной вид деятельности.

Деятельность — это философская, социологическая и психолого-педагогическая категория, характеризующая взаимодействие человека (группы людей) с окружающей действительностью. Деятельность осуществляется посредством средств, с использованием различных средств, возникающих в процессе общественной жизни. Средства деятельности являются продуктом общественно-исторического и индивидуального развития человека.

В этом контексте социально-педагогическую деятельность следует рассматривать как деятельность субъекта по преобразованию социальной ситуации, явления в обществе в соответствии с педагогическими целями и намерениями.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института


Данное учебное пособие представляет собой конспект лекций по социальной педагогике. В издании рассматриваются основные вопросы курса по социальной педагогике, изучаемого в средних и высших учебных заведениях. Книга поможет студентам при подготовке к экзаменам. Материал подобран в соответствии с нормами Министерства образования.

ЛЕКЦИЯ № 1. История возникновения социальной педагогики

В России социальная педагогика появилась в конце ХIХ в. в виде разработки и попытки реализации идеи связи школы с жизнью и социальной средой. Эта идея получила теоретическое обоснование и относительно адекватное практическое воплощение у С. Т. Шацкого , а также в трудах и опыте ряда ярких педагогов.

Проблемы, которые характерны для социальной педагогики, стали проявляться в обществе в 1970-е гг. Возник новый кризис системы воспитания. Появились разработки новых вариантов работы с детьми по месту жительства и соответствующие методические рекомендации. В своем становлении в качестве научной дисциплины педагогика неизбежно прошла три этапа.

Первый этап – этап эмпирический. Это этап сбора данных опытной деятельности большого количества практических работников социальной сферы, привносящих (осознанно или неосознанно) в свою деятельность педагогический компонент. Такая деятельность существовала всегда, и всегда находились люди, которые этот компонент усиливали, развивали, совершенствовали, выводили его в своей работе на ведущее место. Вместе с практической социально-педагогической деятельностью проводился и ее научный анализ в определенной форме.

После изучения истории социально-педагогической деятельности становится ясно, что она отражает социально-педагогическую практику различных субъектов и институтов общества. Они существовали в разрозненном виде в рамках профессиональной деятельности учителей, священнослужителей, врачей, работников учреждений культуры, спорта, политических деятелей и других специалистов различных отраслей.

Второй этап развития социальной педагогики – научно-эмпирический. Этот этап заключается в построении моделей социально-педагогических объектов (процессов, систем, видов деятельности), приближенных к идеальным. На этом этапе образуются практико- ориентированные и теоретико-ориентированные социально-педагогические модели, с помощью некоторых допущений отражающие познавательную и преобразовательную стороны социально-педагогической действительности.

Третий этап становления социальной педагогики – теоретический. Именно на этом этапе происходит развитие социально-педагогической теории.

Социальная педагогика – отрасль знания, которая дает ответы на вопросы:

1) что произойдет или может произойти в жизни людей разных возрастов в тех или иных обстоятельствах;

2) как можно создать благоприятные условия для успешной социализации человека;

3) как можно уменьшить эффект влияния неблагоприятных обстоятельств, которые случаются с человеком в процессе социализации.

Социальная педагогика как учебный предмет пытается нарисовать будущим педагогам картину социально-педагогической действительности.

Социальная педагогика как отрасль знания разъясняет социальное воспитание непосредственно в контексте социализации.

ЛЕКЦИЯ № 2. Основные положения и сущность социализации

Существует два подхода в социализации: субъект-объектный и субъект-субъектный.

Первый подход рассматривает человека с позиции отсутствия какой-либо деятельности его в процессе социализации. Первый, кто изучал этот подход, был Э. Д. Т. Парсонс .

Все, кто считает, что человек активно участвует в процессе социализации, являются сторонниками второго подхода, т. е. субъект-субъектного. Основали этот подход американцы Чарльз Кули и Джордж Герберт Мид . Основываясь на субъект-субъектном подходе, социализацию можно объяснить как развитие человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры. Сущностью социализации является сочетание приспособления и обособления человека в условиях конкретного этноса.

Приспособление (социальная адаптация) – процесс и результат встречной активности

Социальная педагогика – это самостоятельная педагогическая наука, предметной областью которой является социализация и социальное воспитание личности на протяжении всей ее жизнедеятельности, а также социальная защита и поддержка.

Функции социальной педагогики пронизывают деятельность любой организации, профессии, любого человека, должностного лица, в общем всех, кто вступает во взаимодействие с другими людьми и социальными институтами общества, с целью реализации и удовлетворения своих потребностей.

В настоящее время социальная педагогика в процессе своего развития опирается на совокупность разных наук и практический опыт разнообразных форм и способов социальной поддержки личности, вне зависимости от ее возраста и социального статуса.

Развитие социальной педагогики как научной области характеризуется такими признаками, которые в общем доказывают ее самостоятельность и разграничение практики социальной педагогики со смежными научными областями.

В настоящее время развитие социальной педагогики осуществляется по следующим направлениям:

  • уточнение объема, структуры и уровней научной отрасли
  • определение границ предметной области
  • формирование и развитие понятийного и терминологического аппарата
  • установление закономерностей, которые отражают специфические взаимодействия и взаимоотношения в социальном пространстве
  • выработка теорий, гипотез, идей, концепций неэмпирического происхождения
  • усложнение структуры и содержания социальной педагогики, выделение направлений, разделов и т.д.

Готовые работы на аналогичную тему

Основное назначение социальной педагогики

Значение социальной педагогики в воспитании и социализации человека очень велико. Значимость данной научной отрасли определяется следующим:

  1. Социальная педагогика направлена на формирование основ педагогического мышления у субъектов общества
  2. Занимается формированием способностей и умений принимать наиболее адекватные и эффективные решения, в соответствии с конкретными социальными ситуациями
  3. Разрабатывает методы и приемы эффективного использование потенциала семьи, социальных институтов и социума в воспитании и развитии личности

Основные задачи, которые стоят перед социальной педагогикой заключаются в следующем:

  1. Осуществление социальной, педагогической и психологической диагностики развития личности на разных возрастных этапах
  2. Проведение социальных исследований особенностей процесса воспитания
  3. Прогнозирование и проектирование социальной деятельности, направленной на воспитание и социализацию личности, а также оказание необходимой социальной помощи и поддержки
  4. Организация, управление и при необходимости коррекция взаимодействия и взаимоотношений субъектов социума
  5. Выявление эффективных методов, форм и средств воспитания
  6. Обеспечение оптимальных условий, способствующих духовному и творческому развитию потенциала личности
  7. Формирование у подрастающего поколения моральной, этической, физической, экологической, правовой и иных видов культуры
  8. Научная, исследовательская, учебная и методическая деятельность в области социального воспитания

Таким образом, значимость социальной педагогики в развитии и становления личности человека очень велико. Это связано с тем, что качество воспитания и социализации каждого человека, во многом определяет качество и потенциал всего общества.

Общее и специфическое в теориях социальной педагогики

В идеях социальной педагогики принято выделять общие и специфические теории. Это связано с историей возникновения, формирования и развития социальной педагогики, ее взаимосвязи с другими науками.

Общее позволяет увидеть преемственность в развитии науки. Общими являются:

  1. Философско-этическая основа социально-педагогических теорий и идей социальной педагогики. Данная основа включает в себя общечеловеческие ценности.
  2. Методы, средства и приемы научного познания, являющиеся общими для большинства гуманитарных наук и отраслей.
  3. Универсальные педагогические и философские категории.

Специфичность теорий социальной педагогики определяется историей той страны, в которой развивается данная наука. Большое влияние на специфичность теорий оказывают:

  • Социально-экономическое положение государства
  • Политическая обстановка
  • Духовно-нравственное развитие общества
  • Культурно-этические особенности народа
  • Философия
  • Система образования страны

Различия выявляются в теоретических обоснованиях, статусе науки, структуре, содержании и системе подготовки научных кадров.

Если рассматривать процесс становления и развития социальной педагогики в России, то можно отметить, как в разные периоды на нее оказывалось влияние со стороны государства, а именно ей навязывалась временная идеология. Кроме того, можно отметить и отношение к теориям и идеям социальной педагогики в разные периоды ее существования.

В современных условиях вырабатываются новые подходы с целью объективного освещения истории образования и педагогической мысли в нашем Отечестве, выявления ее глубинных связей с единым историко-педагогическим процессом в мире. Разрабатываются идеи и теории социальной педагогики, осуществляется их адаптация согласно современным потребностям общества.

В настоящее время социальная педагогика имеет большое значение в развитии и успешной социализации современного подрастающего поколения.

У соц.пед. в качестве спец. способностей выделяют следующие: наблюдательность, способность быстро ориентироваться в ситуации, интуицию, эмпатию (способность представить себя на месте другого человека), рефлексию и самоконтроль. Соц. Пед. должен обладать такими проф-ми качествами: общительность, ориентация на взаимодействие с людьми, доброта, любознательность, интерес к работе с людьми, твердость в отстаивании своей точки зрения, оптимизм, умение найти выход из спорных ситуаций, старательность, нервно-психическая устойчивость, умение общаться. Его проф. компетентность опред. интеллектом и особенностями нервной системы: эмоциональной устойчивостью и работоспособностью в процессе общения, что противостоит эмоциональной усталости и развитию синдрома “эмоционального сгорания”, выдерживать большие нагрузки в соц.-пед-х, псих.-терапевтических и др. процессах. Можно выделить след. личностные качества: 1. гуманистические качества; 2. Псих-кие характеристики (высокий уровень протекания псих-х процессов, устойчивые псих. состояния, высокий уровень эмоциональных и волевых характеристик); 3. психоаналитические качества (самоконтроль, самокритичность, самооценка); 4. Псих-о-пед-кие качества (коммуникабельность, эмпатичность, визуальность, красноречивость и др.). Понятие проф-ной компетентности соц. педагога вкл. единство его теоретической и практической готовности к осуществлению соц.-пед-кой деятельности и характеризует его профессионализм. Рамки компетенции любого специалиста устанавливаются соответствующим нормативно-правовым документом — квалификационной характеристикой, представляющей собой обобщенные требования к подготовленности специалиста на уровне его теоретического и практического опыта. Квалификационная характеристика соц. педагога состоит из 3 частей: “Должностные обязанности”, “Должен знать” и “Квалификационные требования”.

2. Сферы профессиональной деятельности социального педагога.

В сфере образования эта должность введена в штатное расписание 6 типов образовательных учреждений: ДОУ; ОУ; общеобразовательные школы-интернаты; образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; спец. учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным поведением; образовательные учреждения нач. проф-ого образования. Фактически эта должность может вводиться во всех соц. учреждениях, которые оказывают помощь детям, например: 1. в учреждениях здравоохранения; 2. в учреждениях соц. защиты населения; 3. в учреждениях, относящихся к системе органов внутренних дел. В зависимости от условий региона учреждения, оказывающие помощь детям, могут носить комплексный межведомственный характер (центры семьи и детства, центры досуга, центры здоровья и др.). Соц. педагоги, работающие в этих учреждениях, проводят первичную диагностику социума и выявляют детей с проблемами, дифференцируют проблемы детей, определяют их причины, пути и способы решения. Они также должны быть хорошо информированы о возможностях всех соц. учреждений города, села, поселка и т. д. Кроме того, в стране зарождается волонтерское движение, в рамках которого социальные педагоги оказывают помощь детям безвозмездно.

3. Этический и профессиональный кодекс социального педагога

4. Функции и социальные роли социального педагога.

5. Функции социальной педагогики.

1. Исследовательская - предполагает изучение личности, среды, общины, анализ явлений, процессов, факторов, закономерностей, влияющих на процесс социального формирования личности; изучение исторических аспектов проблемы.

2. Аналитико-проектная - предполагает анализ воспитательно-образовательных и средовых социальных процессов, различных проблем социального воспитания, способов адаптации личности к природной и социальной среде, современному обществу, анализ работы социальных педагогов, коллективов, различных педагогических центров, определение приоритетных направлений социального воспитания и социальной работы.

3. Просветительско- образовательная - предполагает педагогизацию общества, обобщение и распространение, пропагандирование позитивного опыта, широкое просвещение.

4. Организаторская - включает влияние на вопросы планирования, организации текущей деятельности, координацию и объединение различных специалистов, организаций, решающих проблемы человека, имеющих отношение к состоянию его кризиса, к защите его прав.

5. Прогностическая - предполагает прогнозирование процессов социального формирования личности на всех возрастных этапах, развития социальной среды, формирования социальной политики средствами социально-педагогической деятельности.

1. Физические: болезнь; нарушения зрения; нарушения слуха; нарушения опорно-двигательного аппарата.

2. Психические: задержка психического развития; умственная отсталость; нарушения речи; нарушения эмоционально- ролевой сферы; одаренность.

3. Педагогические: отклонения в получении общего образования; отклонения в получении профессионального образования.

4. Социальные: сиротство; отклоняющееся поведение: алкоголизм, токсикомания, наркомания, проституция, беспризорность, безнадзорность, бродяжничество, правонарушения, преступность.

7. Теория отклонений в социальной педагогике.

8. Развитие ребенка в социуме. Биологические и социальные факторы развития ребенка.

Развитие происходит под влиянием внешних воздействий и внутренних сил. К внешним факторам относятся окружающая среда, спец. целенаправленная деятельность по формированию опред-х качеств личности; к внутренним — биологические, наследственные факторы. Факторы, влияющие на развитие, могут быть управляемыми и неуправляемыми. Развитие означает превращение как биологического индивида в соц. существо — личность. В процессе развития ребенок вовлекается в различные виды деятельности и вступает в общение, проявляя присущую ему активность. Это содействует приобретению им соц. опыта. Биологические факторы Биологическая наследственность - понимается передача от родителей к детям определенных качеств и особенностей, заложенных в их генетическую программу. По наследству передаются особенностиНС, на основе которых развивается опред-ый тип нервной деятельности. Предполагает формирование опред-х способностей к деятельности на основе природных задатков. Яркое проявление способностей - одаренность, или талантом. Наследственные заболевания х необходимо учитывать и в процессе социализации ребенка. Наряду с наследственностью отрицательно влияют внешние факторы — загрязнение атмосферы, воды, экологическое неблагополучие и др. Все больше рождается физически ослабленных детей и имеющих нарушения в развитии: слепых и глухих или потерявших слух и зрение в раннем возрасте, слепоглухонемых, детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и др. Для таких детей деятельность и общение, необходимые для их развития, значительно затруднены. Социальные факторы Социализация —процесс, который продолжается на протяжении всей жизни человека. Наиболее интенсивно протекает в детстве и юности, когда закладываются все базовые ценностные ориентации, усваиваются основные социальные нормы и отношения, формируется мотивация социального поведения. Различают макро-, мезо- ("средний") и микро- факторы социализации. На социализацию оказывают влияние мировые, планетарные процессы — экологические, демографические, экономические, соц.-политические, страна, общество, гос-во, которые рассматриваются как макрофакторы социализации. К мезофакторам относятся формирование этнических установок; влияние региональных условий; тип поселения; средства массовой коммуникации и др.

Читайте также: