Социальная педагогика как теория социальных отклонений кратко
Обновлено: 02.07.2024
Однако история социальной педагогики уходит корнями в глубокую древность, поскольку, хотя она и не является самостоятельной наукой, педагогика на протяжении многих веков развивалась в рамках философии, которая издавна известна как наука, занимающаяся вопросами роли и места человека в мире, смысла жизни, значения культуры и религии для нравственного формирования личности и так далее.
Поэтому не случайно исследователи, изучающие историю социальной педагогики, находят ее истоки и предпосылки в трудах великих философских мыслителей, в трактатах классиков педагогики всех времен и народов, в богатейшем опыте народной педагогики. И сегодня одни авторы изучают вопросы социальной педагогики с позиций социальной философии, социологии, другие — с позиций народной педагогики, третьи — с позиций практики социальной работы.
Рассматривая социальную педагогику таким образом, можно выделить несколько периодов в ее развитии.
Первый, начальный период, длившийся с античности до XVII века, связан с осмыслением практики воспитания и формированием педагогической и социально-педагогической мысли. В этот период происходит становление образования как социального явления, его превращение из спонтанного действия в сознательную деятельность, появляются различные теории образования.
Переход от первобытнообщинного строя к рабовладельческому, а затем к феодальному, возникновение капиталистических отношений поставили свои проблемы воспитания и, соответственно, защиты детей и подростков.
Еще в древности возникли идеи и даже традиция учета социальных факторов в процессе обучения и воспитания членов общества.
В V веке до н.э. Демокрит (ок. 460-370 гг. до н.э.) говорил о зависимости образования от социальных условий. Самым важным компонентом образования он считал знание человеческой природы. Работа должна была стать основой его естественного воспитания. Демокрит считал, что главное — не количество полученных знаний, а формирование интеллекта.
Идеи Демокрита оказали влияние на взгляды софистов (V-IV вв. до н.э.). Величайшим представителем софистической философии был Сократ (ок. 469-399 гг. до н.э.).
Сократ (ок. 469-399 гг. до н.э.), главной целью его педагогической мысли было нравственное самосовершенствование. Сократ считал, что главная цель учителя — пробудить огромные психические силы ученика, реализовать его внутренний потенциал.
Платон (ок. 427-347 гг. до н.э.) дал мощный толчок в развитии идеи гармоничного развития личности. Платон рассматривал образование как условие развития человека от рождения до смерти; он также связывал судьбу общества с образовательным развитием всех его граждан. Его идея образования в государственных учебных заведениях и государственного контроля рождаемости нашла отражение в жизни многих поколений. Он обнаружил связь между образованием и социальным порядком. Платон стремился объединить достоинства спартанского и афинского воспитания. Такая образовательная программа предназначалась для свободных граждан общества и закладывала основу для социального обучения.
Развитие социальной педагогики как теории и практики во второй половине XIX – второй половине XX века
Указанные процессы и тенденции в XIX веке постепенно, но неуклонно привели к тому, что в 80-х годах XIX века подход, предложенный Ф. Дисгервегом и II. Наторп, а именно — основой практики социально-педагогического содержания является социальное воспитание как средство решения проблем социализации личности. В достижении целей социально-педагогической деятельности важную роль играет социальная среда и активное использование ее ресурсов и возможностей для решения личных проблем. Все устремления отечественных философов, педагогов сходятся в одном: развитие человека связано с ближайшим социальным окружением, возможности которого играют большую роль в социализации молодого поколения.
Важно отметить, что во второй половине XIX века в российской социально-педагогической мысли продолжался процесс формирования понятийного аппарата социальной педагогики.
Также были предприняты попытки определить сущность и компоненты социально-педагогического процесса, средства и механизмы социального развития человека (Η. Ф. Бунаков, Н. И. Пирогов, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский, А. П. Шапов), сформулированы принципы социального воспитания (связь с жизнью, естественность и культуросообразность, самодеятельность, народность и др.
В качестве основных средств общественного воспитания назывались труд и общественное мнение (К.Д. Ушинский, Н.В. Шелгунов), а среди его важнейших условий — прежде всего организация быта, воспитание, отношение личности, саморазвитие и т.д. (Η. Ф. Бунаков, Н. И. Пирогов, К. Д. Ушинский, А. П. Щапов).
Таким образом, в этот период заметно оживилось изучение проблем социальной педагогики, определение ее сущности и назначения.
Основным механизмом реализации потенциала социальной педагогики является социально-педагогическая деятельность, которая опирается, прежде всего, на отечественный и зарубежный опыт развития социально-педагогических идей, накопленный многими поколениями философов, педагогов, социологов, психологов, практиков, основой которого является интеграция педагогической науки с социологией, особенно с социальной средой, и реализация ее педагогического потенциала для решения проблем социализации личности.
Социально-педагогическая деятельность как средство реализации теории социальной педагогики
Социально-педагогическая деятельность, как и любая профессиональная деятельность, руководствуется определенной теорией и использует ее принципы и методы, содержание η реализацию ее целей. Реализация социально-педагогических идей, взглядов, концепций, социально-педагогическая деятельность одновременно проверяет и подтверждает на практике свою жизнеспособность и эффективность в общественных отношениях, обеспечивает эмпирическую базу для дальнейшего развития теории педагогической науки. В этом процессе социально-педагогическая деятельность, несомненно, выступает как средство реализации теории социальной педагогики в общественной жизни.
Это профессиональный социальный механизм, с помощью которого известные научные положения социальной педагогики преобразуются в социально значимый продукт, особенно в сфере социализации отдельного человека или целых групп населения. Каждый такой акт преобразования теории в практику сопровождается, намеренно или ненамеренно, проверкой его эффективности, анализом его результативности и, в более широком смысле, проверкой качества результатов деятельности специалистов в социальной сфере.
Социально-педагогическая деятельность — это многогранная и многоуровневая деятельность педагогов-профессионалов по развитию и удовлетворению различных потребностей и интересов детей и взрослых в социальной адаптации, поддержке развития личности, ее социальной защите, подготовке к условиям конкуренции в современном обществе на основе использования потенциальных возможностей самого общества для решения актуальных и хронических проблем личности или социальной группы.
Как и любой вид профессиональной деятельности, он формировался на определенной теоретической основе, важнейшей особенностью которой является интеграция специфических педагогических знаний о процессах взаимодействия личности и общества. Теоретической основой, фундаментом социально-педагогической деятельности является социальная педагогика как отрасль педагогической науки, педагогика отношений. При изучении механизма реализации теории социальной педагогики вполне применим деятельностный подход.
Социальная педагогика — это наука о закономерностях осуществления педагогического процесса (обучения, воспитания и развития) в различных условиях социума, которая сегодня призвана обеспечить практиков формами и методами реальной реализации потенциала общества в процессе социализации не абстрактной личности, а конкретного человека, с его специфическими социально-педагогическими проблемами, мешающими ему реализовать свои потребности в различных видах труда и отдыха, в своем жизненном плане. Практики сегодня ожидают от социальной педагогики разъяснения сути механизмов взаимодействия человека и его проблем с ресурсами общества, которых бесконечное множество. Но как сделать все это полезным для решения конкретной проблемы — вот вопрос, на который должна ответить педагогика. Поэтому вопросы дальнейшего развития теории социально-педагогической деятельности мы рассматриваем как важнейшую часть социальной педагогики.
Реализация потенциала социальной педагогики в подготовке кадров для социально-педагогической деятельности
Сегодня, в связи с переходом на новые государственные образовательные стандарты и необходимостью подготовки бакалавров, внимание к проблеме социально-педагогической деятельности возросло. Это требует дальнейшей разработки теории социально-педагогической деятельности и введения этого блока социально-педагогического знания в научное содержание с учетом накопленного опыта социальных практиков и ученых в области профессиональной деятельности. Правильность выбранного направления перспектив развития теории социальной педагогики подтверждается процессом развития нового вида профессиональной деятельности, его структуры и основных компонентов, в ходе первого исследования мы столкнулись с необходимостью познания источников этого вида деятельности. Возникла необходимость изучения социальной среды, о которой так убедительно говорили ученые в разные исторические периоды, как в Германии, так и в России.
Все педагоги знают, что Россия подписала Болонское соглашение и сейчас активно выполняет свои обязательства по переходу на двухуровневую систему высшего профессионального образования: подготовку бакалавров и магистров по социальной педагогике.
Эта образовательная задача решается в сложной ситуации, возникшей в период реформ в российском обществе.
Сегодня мы стоим на пороге внедрения третьего поколения государственных образовательных стандартов по социальной педагогике. Его отличительной особенностью является переход на двухуровневую систему высшего профессионального образования — бакалавриат и магистратура.
Социальная педагогика и социально-педагогическое действие
Социальная педагогика оказывает доминирующее влияние на формирование профессиональной социально-педагогической деятельности в нашей стране, ее задачей является гуманизация и педагогизация социокультурной среды и компетентная педагогическая помощь в процессе социального становления личности.
Социальная педагогика — система знаний о педагогическом регулировании отношений личности и среды
По мнению В.Г. Бочаровой, социальная педагогика является составной частью общей педагогики и показывает влияние конкретных социокультурных условий среды на педагогический процесс. По ее словам, социальная педагогика призвана влиять на формирование педагогического мышления в обществе, способности и умения принимать эффективные, педагогически целесообразные решения в различных областях социальной деятельности, соответствующие конкретным личностным и средовым ситуациям, позволяющие приводить в движение реальные механизмы развития социальных инициатив.
Социальная педагогика направлена на полное использование возможностей семьи, различных социальных институтов, конкретного общества, микросреды, личности и общества в целом в социальном обеспечении для благополучия каждого человека, особенно детей.
Социальная педагогика исследует существенные, объективно необходимые связи и явления, присущие определенным социальным процессам, порождающим тот или иной вид деятельности.
Деятельность — это философская, социологическая и психолого-педагогическая категория, характеризующая взаимодействие человека (группы людей) с окружающей действительностью. Деятельность осуществляется посредством средств, с использованием различных средств, возникающих в процессе общественной жизни. Средства деятельности являются продуктом общественно-исторического и индивидуального развития человека.
В этом контексте социально-педагогическую деятельность следует рассматривать как деятельность субъекта по преобразованию социальной ситуации, явления в обществе в соответствии с педагогическими целями и намерениями.
Читайте дополнительные лекции:
Образовательный сайт для студентов и школьников
© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института
Данное учебное пособие представляет собой конспект лекций по социальной педагогике. В издании рассматриваются основные вопросы курса по социальной педагогике, изучаемого в средних и высших учебных заведениях. Книга поможет студентам при подготовке к экзаменам. Материал подобран в соответствии с нормами Министерства образования.
ЛЕКЦИЯ № 1. История возникновения социальной педагогики
В России социальная педагогика появилась в конце ХIХ в. в виде разработки и попытки реализации идеи связи школы с жизнью и социальной средой. Эта идея получила теоретическое обоснование и относительно адекватное практическое воплощение у С. Т. Шацкого , а также в трудах и опыте ряда ярких педагогов.
Проблемы, которые характерны для социальной педагогики, стали проявляться в обществе в 1970-е гг. Возник новый кризис системы воспитания. Появились разработки новых вариантов работы с детьми по месту жительства и соответствующие методические рекомендации. В своем становлении в качестве научной дисциплины педагогика неизбежно прошла три этапа.
Первый этап – этап эмпирический. Это этап сбора данных опытной деятельности большого количества практических работников социальной сферы, привносящих (осознанно или неосознанно) в свою деятельность педагогический компонент. Такая деятельность существовала всегда, и всегда находились люди, которые этот компонент усиливали, развивали, совершенствовали, выводили его в своей работе на ведущее место. Вместе с практической социально-педагогической деятельностью проводился и ее научный анализ в определенной форме.
После изучения истории социально-педагогической деятельности становится ясно, что она отражает социально-педагогическую практику различных субъектов и институтов общества. Они существовали в разрозненном виде в рамках профессиональной деятельности учителей, священнослужителей, врачей, работников учреждений культуры, спорта, политических деятелей и других специалистов различных отраслей.
Второй этап развития социальной педагогики – научно-эмпирический. Этот этап заключается в построении моделей социально-педагогических объектов (процессов, систем, видов деятельности), приближенных к идеальным. На этом этапе образуются практико- ориентированные и теоретико-ориентированные социально-педагогические модели, с помощью некоторых допущений отражающие познавательную и преобразовательную стороны социально-педагогической действительности.
Третий этап становления социальной педагогики – теоретический. Именно на этом этапе происходит развитие социально-педагогической теории.
Социальная педагогика – отрасль знания, которая дает ответы на вопросы:
1) что произойдет или может произойти в жизни людей разных возрастов в тех или иных обстоятельствах;
2) как можно создать благоприятные условия для успешной социализации человека;
3) как можно уменьшить эффект влияния неблагоприятных обстоятельств, которые случаются с человеком в процессе социализации.
Социальная педагогика как учебный предмет пытается нарисовать будущим педагогам картину социально-педагогической действительности.
Социальная педагогика как отрасль знания разъясняет социальное воспитание непосредственно в контексте социализации.
ЛЕКЦИЯ № 2. Основные положения и сущность социализации
Существует два подхода в социализации: субъект-объектный и субъект-субъектный.
Первый подход рассматривает человека с позиции отсутствия какой-либо деятельности его в процессе социализации. Первый, кто изучал этот подход, был Э. Д. Т. Парсонс .
Все, кто считает, что человек активно участвует в процессе социализации, являются сторонниками второго подхода, т. е. субъект-субъектного. Основали этот подход американцы Чарльз Кули и Джордж Герберт Мид . Основываясь на субъект-субъектном подходе, социализацию можно объяснить как развитие человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры. Сущностью социализации является сочетание приспособления и обособления человека в условиях конкретного этноса.
Приспособление (социальная адаптация) – процесс и результат встречной активности
Социальная педагогика – это самостоятельная педагогическая наука, предметной областью которой является социализация и социальное воспитание личности на протяжении всей ее жизнедеятельности, а также социальная защита и поддержка.
Функции социальной педагогики пронизывают деятельность любой организации, профессии, любого человека, должностного лица, в общем всех, кто вступает во взаимодействие с другими людьми и социальными институтами общества, с целью реализации и удовлетворения своих потребностей.
В настоящее время социальная педагогика в процессе своего развития опирается на совокупность разных наук и практический опыт разнообразных форм и способов социальной поддержки личности, вне зависимости от ее возраста и социального статуса.
Развитие социальной педагогики как научной области характеризуется такими признаками, которые в общем доказывают ее самостоятельность и разграничение практики социальной педагогики со смежными научными областями.
В настоящее время развитие социальной педагогики осуществляется по следующим направлениям:
- уточнение объема, структуры и уровней научной отрасли
- определение границ предметной области
- формирование и развитие понятийного и терминологического аппарата
- установление закономерностей, которые отражают специфические взаимодействия и взаимоотношения в социальном пространстве
- выработка теорий, гипотез, идей, концепций неэмпирического происхождения
- усложнение структуры и содержания социальной педагогики, выделение направлений, разделов и т.д.
Готовые работы на аналогичную тему
Основное назначение социальной педагогики
Значение социальной педагогики в воспитании и социализации человека очень велико. Значимость данной научной отрасли определяется следующим:
- Социальная педагогика направлена на формирование основ педагогического мышления у субъектов общества
- Занимается формированием способностей и умений принимать наиболее адекватные и эффективные решения, в соответствии с конкретными социальными ситуациями
- Разрабатывает методы и приемы эффективного использование потенциала семьи, социальных институтов и социума в воспитании и развитии личности
Основные задачи, которые стоят перед социальной педагогикой заключаются в следующем:
- Осуществление социальной, педагогической и психологической диагностики развития личности на разных возрастных этапах
- Проведение социальных исследований особенностей процесса воспитания
- Прогнозирование и проектирование социальной деятельности, направленной на воспитание и социализацию личности, а также оказание необходимой социальной помощи и поддержки
- Организация, управление и при необходимости коррекция взаимодействия и взаимоотношений субъектов социума
- Выявление эффективных методов, форм и средств воспитания
- Обеспечение оптимальных условий, способствующих духовному и творческому развитию потенциала личности
- Формирование у подрастающего поколения моральной, этической, физической, экологической, правовой и иных видов культуры
- Научная, исследовательская, учебная и методическая деятельность в области социального воспитания
Таким образом, значимость социальной педагогики в развитии и становления личности человека очень велико. Это связано с тем, что качество воспитания и социализации каждого человека, во многом определяет качество и потенциал всего общества.
Общее и специфическое в теориях социальной педагогики
В идеях социальной педагогики принято выделять общие и специфические теории. Это связано с историей возникновения, формирования и развития социальной педагогики, ее взаимосвязи с другими науками.
Общее позволяет увидеть преемственность в развитии науки. Общими являются:
- Философско-этическая основа социально-педагогических теорий и идей социальной педагогики. Данная основа включает в себя общечеловеческие ценности.
- Методы, средства и приемы научного познания, являющиеся общими для большинства гуманитарных наук и отраслей.
- Универсальные педагогические и философские категории.
Специфичность теорий социальной педагогики определяется историей той страны, в которой развивается данная наука. Большое влияние на специфичность теорий оказывают:
- Социально-экономическое положение государства
- Политическая обстановка
- Духовно-нравственное развитие общества
- Культурно-этические особенности народа
- Философия
- Система образования страны
Различия выявляются в теоретических обоснованиях, статусе науки, структуре, содержании и системе подготовки научных кадров.
Если рассматривать процесс становления и развития социальной педагогики в России, то можно отметить, как в разные периоды на нее оказывалось влияние со стороны государства, а именно ей навязывалась временная идеология. Кроме того, можно отметить и отношение к теориям и идеям социальной педагогики в разные периоды ее существования.
В современных условиях вырабатываются новые подходы с целью объективного освещения истории образования и педагогической мысли в нашем Отечестве, выявления ее глубинных связей с единым историко-педагогическим процессом в мире. Разрабатываются идеи и теории социальной педагогики, осуществляется их адаптация согласно современным потребностям общества.
В настоящее время социальная педагогика имеет большое значение в развитии и успешной социализации современного подрастающего поколения.
У соц.пед. в качестве спец. способностей выделяют следующие: наблюдательность, способность быстро ориентироваться в ситуации, интуицию, эмпатию (способность представить себя на месте другого человека), рефлексию и самоконтроль. Соц. Пед. должен обладать такими проф-ми качествами: общительность, ориентация на взаимодействие с людьми, доброта, любознательность, интерес к работе с людьми, твердость в отстаивании своей точки зрения, оптимизм, умение найти выход из спорных ситуаций, старательность, нервно-психическая устойчивость, умение общаться. Его проф. компетентность опред. интеллектом и особенностями нервной системы: эмоциональной устойчивостью и работоспособностью в процессе общения, что противостоит эмоциональной усталости и развитию синдрома “эмоционального сгорания”, выдерживать большие нагрузки в соц.-пед-х, псих.-терапевтических и др. процессах. Можно выделить след. личностные качества: 1. гуманистические качества; 2. Псих-кие характеристики (высокий уровень протекания псих-х процессов, устойчивые псих. состояния, высокий уровень эмоциональных и волевых характеристик); 3. психоаналитические качества (самоконтроль, самокритичность, самооценка); 4. Псих-о-пед-кие качества (коммуникабельность, эмпатичность, визуальность, красноречивость и др.). Понятие проф-ной компетентности соц. педагога вкл. единство его теоретической и практической готовности к осуществлению соц.-пед-кой деятельности и характеризует его профессионализм. Рамки компетенции любого специалиста устанавливаются соответствующим нормативно-правовым документом — квалификационной характеристикой, представляющей собой обобщенные требования к подготовленности специалиста на уровне его теоретического и практического опыта. Квалификационная характеристика соц. педагога состоит из 3 частей: “Должностные обязанности”, “Должен знать” и “Квалификационные требования”.
2. Сферы профессиональной деятельности социального педагога.
В сфере образования эта должность введена в штатное расписание 6 типов образовательных учреждений: ДОУ; ОУ; общеобразовательные школы-интернаты; образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; спец. учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным поведением; образовательные учреждения нач. проф-ого образования. Фактически эта должность может вводиться во всех соц. учреждениях, которые оказывают помощь детям, например: 1. в учреждениях здравоохранения; 2. в учреждениях соц. защиты населения; 3. в учреждениях, относящихся к системе органов внутренних дел. В зависимости от условий региона учреждения, оказывающие помощь детям, могут носить комплексный межведомственный характер (центры семьи и детства, центры досуга, центры здоровья и др.). Соц. педагоги, работающие в этих учреждениях, проводят первичную диагностику социума и выявляют детей с проблемами, дифференцируют проблемы детей, определяют их причины, пути и способы решения. Они также должны быть хорошо информированы о возможностях всех соц. учреждений города, села, поселка и т. д. Кроме того, в стране зарождается волонтерское движение, в рамках которого социальные педагоги оказывают помощь детям безвозмездно.
3. Этический и профессиональный кодекс социального педагога
4. Функции и социальные роли социального педагога.
5. Функции социальной педагогики.
1. Исследовательская - предполагает изучение личности, среды, общины, анализ явлений, процессов, факторов, закономерностей, влияющих на процесс социального формирования личности; изучение исторических аспектов проблемы.
2. Аналитико-проектная - предполагает анализ воспитательно-образовательных и средовых социальных процессов, различных проблем социального воспитания, способов адаптации личности к природной и социальной среде, современному обществу, анализ работы социальных педагогов, коллективов, различных педагогических центров, определение приоритетных направлений социального воспитания и социальной работы.
3. Просветительско- образовательная - предполагает педагогизацию общества, обобщение и распространение, пропагандирование позитивного опыта, широкое просвещение.
4. Организаторская - включает влияние на вопросы планирования, организации текущей деятельности, координацию и объединение различных специалистов, организаций, решающих проблемы человека, имеющих отношение к состоянию его кризиса, к защите его прав.
5. Прогностическая - предполагает прогнозирование процессов социального формирования личности на всех возрастных этапах, развития социальной среды, формирования социальной политики средствами социально-педагогической деятельности.
1. Физические: болезнь; нарушения зрения; нарушения слуха; нарушения опорно-двигательного аппарата.
2. Психические: задержка психического развития; умственная отсталость; нарушения речи; нарушения эмоционально- ролевой сферы; одаренность.
3. Педагогические: отклонения в получении общего образования; отклонения в получении профессионального образования.
4. Социальные: сиротство; отклоняющееся поведение: алкоголизм, токсикомания, наркомания, проституция, беспризорность, безнадзорность, бродяжничество, правонарушения, преступность.
7. Теория отклонений в социальной педагогике.
8. Развитие ребенка в социуме. Биологические и социальные факторы развития ребенка.
Развитие происходит под влиянием внешних воздействий и внутренних сил. К внешним факторам относятся окружающая среда, спец. целенаправленная деятельность по формированию опред-х качеств личности; к внутренним — биологические, наследственные факторы. Факторы, влияющие на развитие, могут быть управляемыми и неуправляемыми. Развитие означает превращение как биологического индивида в соц. существо — личность. В процессе развития ребенок вовлекается в различные виды деятельности и вступает в общение, проявляя присущую ему активность. Это содействует приобретению им соц. опыта. Биологические факторы Биологическая наследственность - понимается передача от родителей к детям определенных качеств и особенностей, заложенных в их генетическую программу. По наследству передаются особенностиНС, на основе которых развивается опред-ый тип нервной деятельности. Предполагает формирование опред-х способностей к деятельности на основе природных задатков. Яркое проявление способностей - одаренность, или талантом. Наследственные заболевания х необходимо учитывать и в процессе социализации ребенка. Наряду с наследственностью отрицательно влияют внешние факторы — загрязнение атмосферы, воды, экологическое неблагополучие и др. Все больше рождается физически ослабленных детей и имеющих нарушения в развитии: слепых и глухих или потерявших слух и зрение в раннем возрасте, слепоглухонемых, детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и др. Для таких детей деятельность и общение, необходимые для их развития, значительно затруднены. Социальные факторы Социализация —процесс, который продолжается на протяжении всей жизни человека. Наиболее интенсивно протекает в детстве и юности, когда закладываются все базовые ценностные ориентации, усваиваются основные социальные нормы и отношения, формируется мотивация социального поведения. Различают макро-, мезо- ("средний") и микро- факторы социализации. На социализацию оказывают влияние мировые, планетарные процессы — экологические, демографические, экономические, соц.-политические, страна, общество, гос-во, которые рассматриваются как макрофакторы социализации. К мезофакторам относятся формирование этнических установок; влияние региональных условий; тип поселения; средства массовой коммуникации и др.
Читайте также: