Игры на познавательную деятельность начальная школа

Обновлено: 07.07.2024

РОДОВЫЕ ДРЕВА В ОБЕРЕЖНОМ КРУГЕ 22:16 06.12.2013 Фотографий: 4 ДЕКУПАЖ 21:26 26.08.2011 Фотографий: 5 МОИ КУКЛЫ - ОБЕРЕГИ 21:36 19.08.2011 Фотографий: 4

-Стена

МАСЛОМ ХЛЕБУШЕК НЕ МАЖЬ. СПРЯЧЬ КОЛБАСКУ И ЛАВАШ. СУШИ, ПИЦЦУ НЕ ВКУШАЙ – ТЫ ФИГУРУ СОБЛЮДАЙ! ВОТ ПРИДЁТ ВЕСНА В ТВОЙ ДОМИК, А НА КУХНЕ СИДИТ СЛОНИК! ЧТОБ ВЕСНОЙ В ЛЮБВИ ПОРХАТЬ, НУЖНО, ДЕТКА, МЕНЬШЕ ЖРАТЬ!

ОЧЕНЬ ПОНРАВИЛОСЬ. Счастье - это свойство характера. У одних в характере его все время ждать, У других непрерывно искать, У третьих - повсюду видеть!

Вне зависимости от того, о чем вы мечтаете — начинайте над этим работать! И тогда в вашей жизни начнут происходить самые настоящие чудеса! Иоганн Вольфганг Гёте
ОЧЕНЬ ПОНРАВИЛОСЬ. Счастье - это свойство характера. У одних в характере его все время ждать, У других непрерывно искать, У третьих - повсюду видеть.

Смотря друг на друга, вы смотрите в глаза Бога. (Элра)
Вне зависимости от того, о чем вы мечтаете — начинайте над этим работать! И тогда в вашей жизни начнут происходить самые настоящие чудеса! Иоганн Вольфганг Гёте

-Поиск по дневнику

-Статистика

Игра поможет в развитии внимания и памяти ребёнка. Включите музыку. В такт музыке дети должны прыгать — ноги в стороны, затем вместе. Прыжки также сопровождаются хлопками над головой и по бёдрам. Внезапно музыка замолкает, а дети должны застыть в той позе, на которой затихла музыка. Ребёнок, которому это не удалось, выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один игрок.

Играя в эту игру, дети снимут мышечное напряжение и смогут переключить внимание на другой вид деятельности. По команде взрослого дети начинают бегать по комнате и здороваться со всеми подряд. Один хлопок — здороваются за руку, два — плечиками, три — спинками. Разнообразные тактильные ощущения позволят детям снять мышечное напряжение, прочувствовать своё тело, снять ощущение отчуждённости. Для того, чтобы тактильные ощущения были более полными, детям запрещается разговаривать во время игры.

Игра направлена на развитие саморегуляции.

Игры на развитие внимания:

Направлено на развитие умения концентрировать внимание на деталях.

Взрослый рисует мелом на доске любую геометрическую фигуру. К доске по очереди подходят дети и пририсовывают какие-либо детали, создавая картинку. Пока один ребенок находится у доски, остальные закрывают глаза и, открывая их по команде взрослого, говорят, что изменилось. По мере усложнения рисунка искать новые детали становится труднее и интереснее.

Играют по двое. Перед каждым игроком лежит набор пуговиц (наборы у обоих игроков абсолютно одинаковые, внутри одного набора ни одна пуговица не повторяется). От количества пуговиц в наборе зависит уровень сложности: чем сложнее игра, тем больше используется пуговиц. Для начала можно взять три пуговицы. У каждого игрока есть игровое поле, представляющее собой квадрат, разделенный на клетки. Чем больше клеток в квадрате, тем сложнее игра. Для начала берется игровое поле две на две клетки. Начинающий игру выставляет на своем поле три пуговицы. Второй участник должен посмотреть на расположение пуговиц и запомнить, где какая лежит, после чего первый игрок накрывает свое игровое поле листком бумаги, а второй должен выбрать из своего набора пуговиц необходимые и расставить их соответствующим образом на своем игровом поле. Затем первый игрок открывает свое игровое поле, и оба проверяют правильность выполнения задания. Время запоминания — 30 секунд.

Делая домашнее задание, вам (или школьнику – медведю в вашем лице), предстоит списать несколько предложений из книги. При этом вы должны намеренно допустить в своем тексте несколько ошибок. Лучше не делать орфографических или пунктуационных ошибок, ведь ребенок может не знать некоторых правил. Зато можно допускать пропуски букв, изменения окончаний, описки, несогласованность слов в лице и падеже.

Примеры текстов с ошибками:

1) Дети поют хором песня.

2) На дубе растут яблоки.

3) Бабушка вяжет носк.

4) Игорь пьет ск.

5) Воробьи сидят на ветках старой берез.

6) Завтра я ходил в библиотеку.

7) Книги, тетради, блоноты лежали на столе.

Мальчик рисует краками.

9) Оля моет руки с млом.

10) У павлина краивый хвос.

1) Вчера мама сварит малиновое варенье.

2) Заяц лакомится сладкой морковками.

3) В чемодане лежит пара роликовых конько.

4) На столе лежит красная помидор.

5) Витя будет спать на потолке.

6) Маша съела много мроженного, и у нее заболело горло.

7) Петя запускает воздушных змея.

Девочки плетут веночки из-за одуванчиков.

9) Иринка скачет черз скаклку.

10) На дереве стучит дятла.

Направлено на развитие мышечного контроля, умения владеть собой.

Направлено на развитие способности переключать внимание с одного вида деятельности на другой, снятие мышечного и эмоционального напряжения.

Это упражнение особенно рекомендуется для снятия напряжения в классе.

При занятиях в группе дети сидят на стульях, выстроенных в колонну, один за другим.

Задания, игры и упражнения для младших школьников, направленные на формирование познавательных универсальных действий

Можно предложить следующие пары слов: большой-маленький, толстый-тонкий, черный-белый, старый-новый, горячий-холодный, пустой-полный, легкий-тяжелый, чистый грязный, ученик-учитель, больной-доктор, ребёнок-взрослый, лед-вода, силач-слабак, артист-зритель, ходить-стоять, смеяться-плакать и т.д.

ИСТОЧНИК: Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. Чего на свете не бывает? – М.: Знание, 1994.

Эта игра также направлена на понимание противоположностей. Для нее готовятся картинки: доктор, учитель, пожарник, водитель, продавец, строитель, художник, телемастер, плохая погода, зима, больной, ученик, пожар, пассажир, покупатель, стройка, картина, телевизор, хорошая погода, лето.

Ребёнку показывается сначала только одна картинка, например, доктор. Просят подобрать такую картинку, на которой нарисовано то, без чего доктор не может работать. В данном случае должен быть больной. Если ребёнок затрудняется, с ним можно это обсудить, задать ему некоторые вопросы:

1. Что делает доктор? (Лечит больных).

2. Кто такой больной? (Человек, который плохо себя чувствует, у которого что-нибудь болит).

3. Что делает доктор на работе? (Осматривает больных и назначает им лечение).

4. Если больных нет, что делает доктор в этот день? (Доктор может готовиться к следующему дню).

5. А если больных никогда не будет? (Доктора не будут нужны?) На основании беседы можно сделать вывод, что доктор не может работать без больных. Значит, всегда в процессе лечения есть две стороны: доктор и больной. Аналогичный вывод делается для каждой пары картинок.

Цель этой игры – побудить детей к ассоциативному мышлению. Предложите им несколько слов и общими усилиями постарайтесь зафиксировать все ассоциации, которые придут им на ум при чтении этих слов, например: ВЕРБЛЮД – горб, гора, пустыня, кактус, песок и т.д. Когда ребенок освоится с этим заданием, можно попросить его самостоятельно придумать ассоциации.

Методика тренировки памяти.

Попросите ребёнка представить себе лимон. Пусть он вспомнит, какой лимон на вкус? Как он пахнет? На что это похоже? Какой он на ощупь? Теперь малыш пусть нарисует лимон. Задайте ребёнку такие же вопросы об апельсине, пусть он нарисует этот фрукт. Последнее задание – малыш сравнивает лимон и апельсин, рассказывает, чем они похожи и чем отличаются.

Игры и упражнения, способствующие развитию внимания :

Из пяти и более предметов, нужно найти два одинаковых и объяснить свой выбор.

Предлагается две картинки, имеющие несколько различий. Необходимо найти отличия как можно больше и быстрее.

Ребёнку предлагаются карточки с изображением узоров из счётных палочек. Он должен выложить узор по образцу.

Нужно пройти путь по лабиринту на картинке, глазами, если ребёнок затрудняется пальцем или карандашом.

Детям даются рисунки с замаскированными (неполными, перечёркнутыми, наложенными друг на друга) изображениями предметов. Ребёнок должен назвать то, что видит.

Детям предлагается таблички, где в несколько рядов нарисованы предметы, геометрические фигуры, цифры, буквы. И даётся задание, например: зачеркнуть все цифры, все треугольники и т. д.

Детям даётся листок в клеточку с нарисованным на нём орнаментом, необходимо перерисовать узор по клеточкам так же как на образце.

Выбранный ребёнок выходит пред другими детьми, дети внимательно смотрят на него и запоминают в чего он одет. Затем ребёнок выходит за дверь. И воспитатель задаё т вопросы: какого цвета у него рубашка, носки, глаза и т. д. дети отвечают.

Ведущий, стоя в центре кидает детям по очереди мяч и называет предметы, если предмет съедобен ребёнок должен поймать мяч, если нет – оттолкнуть.

Игры и упражнения, способствующие развитию мышления :

Детям зачитываются несколько слов и затем просят их назвать одним словом.

Лиса, заяц, волк, лось – дикие животные;

Лимон, яблоко, банан, груша – фрукты;

Огурец, морковь, капуста, картошка – овощи и т. д.

Так же можно изменить игру, говорить обобщающее слово и предлагать им назвать предметы относящиеся к этому обобщающему слову: Птицы — …., Насекомые — …., Посуда — ….

Детям зачитывается серия слов, затем они должны выбрать лишнее слово и объяснить почему:

Храбрый, злой, смелый, отважный;

Яблоко, слива, огурец, груша;

Час, минута, лето, секунда;

Старый, дряхлый, маленький, ветхий;

Ложка, тарелка, кастрюля, сумка;

Платье, свитер, шапка, рубашка;

Мыло, метла, зубная паста, шампунь.

Детям предлагается набор картинок с изображением различных предметов. Рассмотрев ребёнок должен их разложить на группы, т. е. подходящие с подходящими (фрукты к фруктам, транспорт к транспорту и т. д.)

Подбирается серия картинок, три картинки должны быть определены по общему признаку, а четвёртая картинка лишняя. Ребёнок должен найти лишнюю картинку и объяснить почему.

Детям предлагается нарисовать, раскрасить, сложить геометрические фигуры, чтобы предметы чередовались в определённой последовательности.

Взрослый бросает детям мяч, по одному, называя цвет, а ребенок, возвращая мяч должен назвать любой предмет этого цвета. Можно назвать так же и любое качество (вкус, форму) предмета.

Детям предлагаются рисунки, в которых содержаться противоречия, нарушения поведения персонажей. Ребёнок должен найти ошибки и противоречия и объяснить свой ответ, и как это бывает на самом деле.

В игре используются серии сюжетных картинок. Детям предлагается рассмотреть их, и разложить их по порядку развёртывания событий. В заключении ребёнок составляет рассказ по картинкам.

Детям предлагается угадать, о чём или о ком говориться и даётся описание этого предмета. Например: он овальный, зелёный, длинный, с семечками (огурец). Если у ребёнка возникнут затруднения, можно выложить картинки овощей, чтобы ребёнок нашёл нужный предмет.

Бросая мяч ребёнку называется ситуация. Ребёнок ловит мяч в том случае если ситуация бывает, если нет, то мяч надо отбить. Ситуации разные: мама, варит кашу; мясо сладкое; машина летает; яблоко кислое и т. д.

Духовно — нравственное развитие и воспитание младших школьников средствами внеурочной деятельности ИПМ-1 1. Наименование темы: Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников средствами внеурочной деятельности. 2. Актуальность.

Игры и игровые упражнения для развития смыслового чтения младших школьников ИГРЫ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ Развитие восприятия. Восприятие – это основной познавательный процесс чувственного отражения действительности,.

Игры на развитие эмоциональной сферы дошкольника ЗЕРКАЛО. Цель: актуализация опыта и знаний из области эмоциональной сферы. Ход: Один ребенок показывает какую-либо гримасу соседу. Тот,.

Развитие мелкой моторики у младших школьников с ОВЗ Развитие мелкой моторики руки у младших школьников с ОВЗ В. А. Сухомлинский писал, что “истоки способностей и дарований детей – на кончиках.

Развитие речи у младших дошкольников средствами познавательной деятельности

Развитие речи у младших дошкольников средствами познавательной деятельности Развивать речь ребенка, невозможно без познавательно-исследовательской деятельности. Ведь дошкольники – прирожденные исследователи. И тому.

Роль игры в организации индивидуального подхода в обучении младших школьников РОЛЬ ИГРЫ В ОРГАНИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В развитии ребенка и коллектива детей огромная роль принадлежит.


Статья "Игра как путь активизации познавательной деятельности младших школьников" предназначена для учителей начальных классов.Здесь можно познакомиться как с теоретической базой, так и с практической.

Содержимое разработки

УСЛОВИЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, СТАНОВЛЕНИЯ ОПЫТА.

Известно, что нет ребенка, который бы шел в первый класс с намерением учиться плохо. Правда, некоторые дети испытывают опасения оказаться в ситуации неуспевающего, но и у них, по наблюдениям психологов, желания и цели, связанные с учением, ориентированы на ожидание школьных успехов. В тех же случаях, когда эти ожидания не оправдываются, личность подвергается сильной деформации, что приводит к тяжелым последствиям: от глубоко укоренившейся неуверенности в себе до отказа от всякой деятельности, требующей усилий. Поэтому проблема неуспешности в самом начале обучения требует особого внимания со стороны всех взрослых, окружающих ребенка.

В наш информационный век учитель должен найти такие формы, методы приемы обучения, чтобы детям было интересно учиться. Ведь интересно же им смотреть телевизор, играть на компьютере, гулять на улице.

Чтобы процесс овладения знаниями был доступным, увлекательным для учащихся, на уроке должна присутствовать игра. Только она может сделать трудоемкое – легким, доступным, а скучное – интересным и веселым.

Возможность и качество усвоения учеником знаний решающим образом зависит от его собственной активности в процессе обучения. Что бы и как бы не делал учитель, успех обучения, в конечном счете, определяется тем, что и как будет делать ученик.

Актуальность опыта

С приходом ребенка в школу и началом систематического обучения ведущая деятельность дошкольного периода (игра) начинает вытесняться новой ведущей деятельностью – учебной. Вместе с тем игра остается для детей весьма желательной, хотя и занимает уже меньше времени. Возникает противоречие между желанием играть и долей этой деятельности среди других. А ведь это противоречие можно постепенно преодолевать за счет использование игры в обучении.

Современные условия и тенденции совершенствования организации и содержания образовательного процесса обуславливают настоятельную потребность активного включения игровых программ в жизнедеятельность младших школьников для эффективного влияния на их физическое, эмоциональное, интеллектуальное развитие, формирование навыков учебной деятельности.

О пользе дидактических игр и заданий известно каждому педагогу. Для усвоения учебных дисциплин и требований программы важна самостоятельная деятельность ученика с раздаточным дидактическим материалом в сочетании с игровыми упражнениями, обеспечивающими более легкое и прочное запоминание нужной информации. Из сказанного логично следует мысль о том, что необходимы эффективные средства обучения и развития умений учащихся, одним из которых и являются занимательные дидактические игры, задания, упражнения, так как благодаря динамичности, эмоциональности проведения и повышению заинтересованного детей дают возможность много раз упражнять ученика в повторении необходимого материала.

Теоретическая база опыта.

Основу данного опыта составили идеи ведущих ученых: Л.С. Выготского, К.Д. Ушинского, Н.Ф. Виноградовой, передовой опыт педагогов А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского.

Технология опыта.

Может ли современный урок быть радостным и интересным? Может ли он активизировать творческие силы ученика? Может ли он не только давать знания, расширяющие кругозор учащихся, но и ставить его перед ситуацией нравственного выбора, принятия им самостоятельного решения?

Арсенал приемов, обеспечивающих успешное достижение названных выше целей, достаточно обширен.

В практике начального образования при условии разумного использования мощного психолого-педагогического потенциала игры, она способна стать тем оптимальным инструментом, который комплексно обеспечивает:

Успешность адаптации ребенка к новой ситуации развития;

Сохранение и совершенствование на протяжение всего начального образования достижений дошкольного периода развития;

Развитие младшего школьника как субъекта собственной деятельности и поведения, его эффективную социализацию;

Сохранение и укрепление его нравственного, психического и физического здоровья и др.

Игра – наиболее освоенная малышами деятельность. В ней они черпают образцы для решения новых жизненных задач, возникающих в познании, в труде, в художественном творчестве. Поэтому опора на игру (игровую деятельность, игровые формы, приемы) – это важнейший путь включения детей в учебную работу, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия и нормальных (без перегрузок) условий жизнедеятельности.

Игровые приемы обычно воспринимаются детьми с радостью в силу того, что отвечают возрастному стремлению к игре. Использование столь свойственных им элементов тайны, интриги, загадки и разгадки, поиска и находки, ожидания и неожиданности, игрового передвижения, соревнования и т.д. стимулирует умственную активность и волевую деятельность детей, способствует обеспечению осознанного восприятия учебно-познавательного материала, приучает к посильному напряжению мысли и постоянству действий в одном направлении, развивает самостоятельность.

Высоко оценивая значения игры, В.А. Сухомлинский писал: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное, светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.

Специфическое влияние игровых приемов и игровых элементов позволяет преодолеть у одних учеников отставание в темпе работы на уроке, у других – замкнутость и отчужденность в коллективе сверстников.

Игра дает возможность учителю тактично и незаметно для остальных помочь отстающему. Именно поэтому дети, испытывающие затруднения в обучении, охотно играют и постепенно усваивают весь программный материал.

Среди многообразия игр, которые используются в работе с детьми, различают: сюжетно-ролевые, игру-труд, дидактические, подвижные игры, игры-забавы и развлечения, комплексные игровые праздники.

Игры, в которых на основе жизненных или художественных впечатлений, самостоятельно или с помощью взрослых творчески воспроизводятся детьми социальные отношения или материальные объекты, называются сюжетно-ролевыми. Особенно большое значение они имеют в нравственном воспитании, в развитии фантазии, воображения и речи.

Игры-драматизации представляют собой исполнение детьми какого-либо сюжета. Сценарий служит лишь канвой для импровизации. Игры-драматизации могут исполняться без зрителей (все участники), а могут вносить характер концертного исполнения. Если они разыгрываются в классической театральной форме (сцена, занавес, декорации, костюмы, грим) или в форме массового сюжетного зрелища, их называют театрализациями.

Игра-труд. Детский труд и игра на определенном этапе представляют нерасторжимое единство. Игра-труд – это работа, сопровождаемая игрой воображения, выполняемая с удовольствием.

Подвижные игры – важнейшее средство физического воспитания. Они требуют от играющих активных двигательных действий, направленных на достижение условной цели. Особенность подвижных игр младших школьников – их соревновательный, творческий, коллективный характер.

Преимущественно познавательную нагрузку, функцию интеллектуального развития берут на себя дидактические игры. Эти игры специально создаются педагогикой (в том числе и народной) в учебно-воспитательных целях. По характеру используемого материала дидактические игры подразделяют.

На предметные – в основном это дидактические игрушки и материалы;

На настольно-печатные и логические игры;

На словесные – игры-загадки, задачи, предположения, игры-путешествия и др.

Особенности их использования состоит в том, что игру вводят в определенную часть урока в соответствие с ее дидактическими задачами. На дидактическую игру отводя третью часть урока. Недооценка или переоценка игры отрицательно сказываются на учебно-воспитательном процессе. При недостаточном использование игры снижается активность учащихся на уроке, ослабляется интерес к обучению, при ее переоценки ученики с трудом переключаются на обучение в неигровых ситуациях.

Дидактические игры демонстрируются по-разному. В некоторых из них есть все элементы ролевой игры: сюжет, роль, действие, игровое правило, в других – только отдельные элементы: действие или правило или то и другое.

Поэтому по структуре дидактические игры делятся на сюжетно-ролевые и игры-упражнения, включающие только отдельные элементы игры. В сюжетно-ролевых играх дидактическая игра скрыта сюжетом, ролью, действием, правилом. В играх-упражнениях она выражена явно. В дидактической игре ее замысел, как правило, действия включенная в них умственная задача представляет собой единую систему формирующих воздействий.

При отборе игры или составлении необходимо обратить внимание на наличие и четкость ее структурных компонентов:

Дидактическую цель (задачу);

Дидактическая цель – это то требование, усвоение которого учитель хочет проверить.

Игровое действие определяет ход развития игры и действия, которые производят играющие, фиксирует действие, и ограничение во времени. К игровым действиям относятся различные передвижения, элементы соревнования. Например:

Дидактические игры по числу участников в них делятся на коллективные, групповые, и индивидуальные.

Использование дидактических игр приносит хорошие результаты, если игра полностью соответствует целям и задачам урока и в ней принимают активное участие все дети.

Дидактическая игра является ценным средством в воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.

В дидактических играх ребенок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступные ему анализ и синтез, делает обобщения.

Дидактические игры помогают развивать у детей произвольность таких психических процессов, как внимание и память. Игровые задания развивают у детей смекалку, находчивость, сообразительность. Многие из них требуют построить высказывания, суждения, умозаключение; требуют не только умственных, но и волевых усилий – организованности, выдержки, умение соблюдать правила игры, подчинять свои интересы интересам коллектива.

Художественно-оформленные игрушки, рисунки, демонстрационный и раздаточный материал к играм выполняют задачу эстетического воспитания.

Дидактические игры особенно необходимы в обучение и воспитание детей 6-летного возраста. В них удается сконцентрировать внимание даже инертных детей. Вначале дети проявляют интерес только к игре, а затем и к тому учебному материалу, без которого игра невозможна. Один из возможных компонентов учебной деятельности – учебно-познавательная мотивация - у детей этого возраста особенно успешно формируется именно в интересной для них учебной игре.

Однако не всякая игра имеет существенное образовательное и воспитательное значение, а лишь та, которая обретает характер познавательной деятельности. Дидактическая игра обучающего характера снижает новую, познавательную деятельность ребенка с уже привычной для него, облегчая переход от игры к серьезной умственной работе.

При подборе игр важно учитывать наглядно-действенный характер мышления младшего школьника. Необходимо также помнить и о том, что игры должны содействовать полноценному развитию психики детей, их познавательных способностей, речи, опыта общения со сверстниками и взрослыми, прививать интерес к учебным занятиям, формировать умения и навыки к учебной деятельности, помогать ребенку овладевать умением анализировать, сравнивать, абстрагировать, обобщать. В процессе проведения игр интеллектуальная деятельность ребенка должна быть связана с его действиям по отношению к окружающим предметам.

Психологи установили, что усвоение ребенком знаний начинается с материального (или материализованного) действия с предметами, или их моделями, рисунками, схемами. При этом образе предметов, их свойства, признаки и действия, которые дети осуществляют с предметами или их моделями, переносятся в план представлений. Практические действия дети описывают словесно. Этот процесс отражает взаимодействие ученика с познаваемым материалом. Таки образом осуществляется связь между материальной и внешнеречевой формами действия. Опора на действия с предметами или их моделями постоянно сокращается. Проговаривание игровых действий переносится во внутренний план (действия в уме).

Таким образом, материальная (или материализированная) форма действия является исходной, внешнеречевая – предполагают рассуждения, умственная форма действия (проговаривая про себя) осуществляется тогда, когда у ученика уже сформированы представления или понятия.

Присутствие игры на уроке правомерно только тогда, когда она служит методом обучения, а не средством развлечения учеников. Для того чтобы игра стала действительно методом обучения, она должна проводиться на уроках систематически и целенаправленно, единичная игра не дает никакого развивающего эффекта.

Единичная игра, даже самая лучшая, не может обеспечить успеха в решении стоящих перед педагогом задач, в связи с чем наиболее оптимальной стратегией его деятельности является разработка и реализация в работе с детьми целостных игровых программ – т.е. систематизированных наборов игр, направленных на достижение общих задач и предлагаемых детям в соответствии с поэтапной логикой пространственно-временного развертывания игрового психолого-педагогического воздействия.

Удачным примером такого подхода к использованию игр до сих пор остается опыт А.С. Макаренко. Жизнь и работа в возглавляемых им колонии им. Горького и коммуне им. Дзержинского были насыщены игровыми элементами, и не проходило недели, чтобы не создавалась какая-нибудь новая игра. Многие из них, наиболее интересные, укоренялись и входили в традицию, составив впоследствии систематизированный комплект, гармонично сочетающийся со всеми остальными элементами педагогической системы. А.С. Макаренко считая, что как в хорошей книге или песне не должно быть ничего лишнего, так и в удачном комплекте игр не должно быть ни лишнего, ни недостающего. Вместе с тем, он хорошо осознавая, что создать какой-либо единственный и идеальный – на все времена и для всех детских учреждений – комплекс игр и рекомендовать его всем нельзя, поскольку дети растут, развиваются, изменяются. Над играми надо постоянно работать и заменять их, чутко улавливая и жизнь детского коллектива, и перспективы дальнейшего его развития. При этом обязательное условие своевременности внесение нужных изменений – активное участие самих детей не только в проведение игр, но и в их создании, изменении; однако ведущей и руководящей силой должен оставаться педагог.

Под руководством Н.Ф. Виноградовой была разработана система постепенно усложняющихся дидактический игр, в которых последовательно закрепляются знания и умения, получаемые детьми. Педагогические эти игры ценны тем, что позволяют развивать индивидуальные особенности детей.

Организация учебного процесса в начальных классах отличается многоплановостью, многообразием используемых приемов, методов, форм. Все зависит и от предмета, который преподаешь.

Добиться того, чтобы дети учились с увлечением, с радостью шли на урок, сформировать положительную мотивацию у детей с небольшими способностями, слаборазвитой эмоциональной сферой и волевыми качествами можно, проводя нестандартные уроки.

Такие уроки, как правило, целесообразно проводить или в период введения в тему, или же, напротив обобщая ее.

В подготовке нестандартных уроков принимает участие не только учитель, но и учащиеся, т.к. значительное время на таком уроке отводится представлению домашних заготовок. Это обстоятельство позволяет дать посильное задание каждому ученику в соответствии с его возможностями, склонностями, интересами.

В процессе проведения знаний решается проблема дифференциации обучения, расширяются рамки учебной программы, появляется реальная возможность, работая в зоне ближайшего развития каждого ребенка, поднять авторитет даже самого слабого ученика.

В зависимости от цели конкретного урока и специфики темы формы занятий могут быть различны. Для начальной школы наиболее доступными и популярными являются: уроки-исследования, ролевые игры, уроки-путешествия, уроки-праздники, уроки-сказки, уроки-фантазии, уроки в форме соревнований и игр, урок-отчет, уроки на местности (вне класса).

Воспитательная работа, в основу которой положена дидактическая игра, приносит больше пользы, чем беседы-нравоучения.

Педагогический эффект этих игровых форм заключается в моделировании жизненных ситуаций борьбы и соревновательности, создании условий для взаимодействия и взаимопомощи, сплочении участников игры, выявлении их личностных характеристик, создании простора для фантазии и импровизации. И, наконец, в возможности получения детьми удовольствия от расширения своего круга, демонстрации своих знаний и умений, обогащения знаниями и умениями других и востребованности тех положительных качеств, которые в объединённой речи не находят применение.

Конечно игра, как и любое другое средство обучения, не является универсальным, решающим все проблемы учебного процесса. Использование дидактических игр на уроках имеет как свои положительные, так и отрицательные стороны. Поэтому очень важно, включая в урок игру, соблюсти меру, тщательно взвесить и проанализировать положительный эффект от игры и те негативные моменты, которые могут возникнуть.

Однако следует помнить, что игра сопровождала человека на протяжении всей истории его существования, развивая его способности, умения и навыки, приспосабливая его к жизни, передавая опыт предыдущих поколений. Она способствует интеллектуальному, эмоциональному и нравственному развитию личности. В игре незаметно для себя учащиеся вырабатывают навыки и умения, необходимые для данного предмета, а также и такие, которые пригодятся им в жизни: терпение, взаимоуважение, взаимопомощь.


-80%

Автор: Коваль Ольга Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ " Магистральная СОШ"
Населённый пункт: поселок Магистральный, Омская обл., Омский район
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Учебно-познавательные игры на уроках в начальной школе"
Раздел: начальное образование

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Магистральная средняя общеобразовательная школа Омского

Применение учебно-познавательных задач на

уроках в начальной школе как средство

реализации системно-деятельностного

для педагогов начальных классов

учитель начальных классов

Печатается по решению

Протокол от 30 .05.2016 г. № 7

Авдеева Р.В. , зам.директора по УВР

Методическая разработка.- Магистральный, 2016.-24 с.

игр, направленных на формирование новых знаний, развитие мышления,

стимулируют активность всех детей в процессе обучения. Данная разработка

адресована учителям начальных классов для применения на уроках русского

языка, окружающего мира и для подготовки детей к участию в предметных

1 Назначение учебно-познавательных игр………………………………. 6

2 Применение учебно-познавательных игр на уроках в начальной

Сделать серьёзное занятие

для ребёнка занимательным –

вот задача первоначального обучения.

Активизировать учебный процесс, добиться устойчивого внимания можно,

зная, что среди всех мотивов учебной деятельности самым действенным

является познавательный интерес, возникающий в процессе учения. Он не

только активизирует внимание, умственную деятельность в данный момент,

но и направляет ее к последующему решению различных задач. Устойчивый

удивления, живой интерес к процессу познания, помогают усвоить любой

Учебно-познавательная игра может использоваться, и как форма обучения, и

как самостоятельная игровая деятельность. Ее систематическое применение

способствует повышению эффективности психолого - педагогической работы

по развитию внимания у детей младшего школьного возраста.

Из всего выше изложенного следует, что через учебно-познавательную игру

учитель может повысить у учащихся не только внимание на уроке к слову и

действию учителя, она приучает детей думать, проникать в суть явлений,

делает учащихся активными участниками учебно-воспитательного процесса.

А от того, насколько сознательно, творчески, с желанием будут учиться дети в

Читайте также: