Анализ профилактики семейного неблагополучия в школе

Обновлено: 02.07.2024

1. Основные понятия семейного неблагополучия

Основными понятиями семейного неблагополучия являются:
- выявление и учет семейного неблагополучия – комплекс профессиональных действий органов, учреждений и иных организаций по установлению факторов, угрожающих благополучию, здоровью и жизни несовершеннолетних и обусловливающих необходимость вмешательства с целью нормализации ситуации, устранения причин и условий неблагополучия;
- несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, - лицо
в возрасте до восемнадцати лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья, либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия;
- семья, находящаяся в социально опасном положении, - семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними;
- дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, - дети, оставшиеся без попечения родителей или иных законных представителей; дети-инвалиды; дети с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии; дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети - жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи;
- семья, находящаяся в трудной жизненной ситуации - семья, находящаяся
в определенном социальном неблагополучии (ситуация, связанная с экономическими, юридическими, педагогическими, психологическими или медицинскими проблемами, не повлекшая за собой нарушение прав ребенка).
- несовершеннолетние, оставшиеся без попечения родителей, -несовершеннолетние, у которых умерли оба или единственный родитель, которые остались без попечения единственного или обоих родителей вследствие лишения родителей родительских прав, отобрания их у родителей без лишения родительских прав, признания родителей недееспособными, безвестно отсутствующими, объявления их умершими, нахождения родителей в розыске, болезни родителей, препятствующей выполнению родительских обязанностей, нахождения родителей в местах содержания под стражей, отбывания наказания в виде лишения свободы в исправительных учреждениях, ограничения свободы, ареста, оставления их родителями в организациях здравоохранения, а также вследствие их подкидывания или при отказе родителей от воспитания детей и в иных случаях признания несовершеннолетнего оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке;
- безнадзорные - несовершеннолетние, контроль за поведением которых отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц;
- дети, нуждающиеся в помощи государства, - дети, еще не лишившиеся родительского попечения, находящиеся в обстановке, представляющей действиями или бездействием родителей (иных законных представителей) угрозу их жизни или здоровью либо препятствующей их нормальному воспитанию и развитию.

2. Основные причины семейного неблагополучия

3. Основные задачи деятельности по выявлению и учету семейного неблагополучия

Основными задачами деятельности по выявлению и учету семейного неблагополучия являются:
- выявление и устранение причин и условий, приводящих к нарушению прав и законных интересов несовершеннолетних;
- предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений или иных антиобщественных действий несовершеннолетних;
- оказание социально – психолого - педагогической и медицинской помощи несовершеннолетним;
- проведение комплексной работы по социальной реабилитации семей, находящихся в социально-опасном положении;
- реабилитация несовершеннолетних, являющихся жертвами насилия.

4. Источники и способы получения информации
Источниками и способами получения информации являются:
- обращения граждан;
- заявления родственников;
- обращения несовершеннолетних;
- информации должностных лиц;
- результаты проведения рейдов;
- результаты рассмотрения материалов на заседании районной комиссии по делам несовершеннолетних.

5. Субъекты взаимодействия

1. Районный отдел внутренних дел, инспекция по делам несовершеннолетних.
2. Сектор охраны прав детства отдела образования, спорта и туризма райисполкома.
3. Социально-педагогический центр.
4. Образовательные учреждения: дошкольные, общеобразовательные.
5. Районная центральная больница: женская консультация, детское отделение.
В случае подтверждения семейного неблагополучия (наличия признаков семейного неблагополучия) информация передается в районную комиссию по делам несовершеннолетних, в сектор охраны прав детства отдела образования, спорта и туризма, в социально-педагогический центр и другим заинтересованным службам, которые организовывают индивидуальную социально-педагогическую реабилитацию несовершеннолетних, социальный патронат над семьей, профилактическую работу по предупреждению социально опасных ситуаций в семье с целью стабилизации внутрисемейных отношений на ранних стадиях семейного неблагополучия и снижения количества семей и детей, находящихся в социально опасном положении.

6.Принципы работы по ранней профилактике неблагополучия в семьях:

Принципами работы по ранней профилактике неблагополучия в семьях являются:
- подключение к процессу социально-педагогической поддержки ребенка и его семьи всех субъектов системы профилактики (органы социальной защиты населения, образования, здравоохранения, отдел полиции, комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, Центр социальной помощи семье и детям);
- тесное взаимодействие с семьей ребенка.

7.Типы неблагополучных семей

8.Основные проблемы неблагополучных семей

Основные проблемы, с которыми сталкивается большинство неблагополучных семей:
• низкая материальная обеспеченность;
• отсутствие доверительных отношений между членами семьи;
• алкоголизм одного или обоих родителей;
• эмоционально напряженная атмосфера в семье;
• неуспеваемость школьников в учебе;
• плохая адаптация ребенка к среде сверстников;
• неорганизованный отдых и досуг детей;
• неумение найти дополнительный заработок;
• незнание своих социальных льгот, неумение вовремя обратиться за помощью, незнание, куда обратиться за помощью;
• низкая общая и санитарно-гигиеническая культура.

9. Рекомендации педагогам по работе с неблагополучными семьями

Убедившись, что ребенок живет в тяжелых условиях, педагог должен:
• Объяснить родителям, что из-за их конфликтов друг с другом страдает ребенок, что ребенок не должен быть разменной монетой в сложной игре взрослых, соперничающих, а
не сотрудничающих друге другом.
• Если не удается образумить родителей, создающих своему ребенку психотравмирующую обстановку, способную изуродовать его душу нужно когда-то изолировать ребенка от подобных родителей, поместить его в интернат, в санаторий, посоветовать передать на время другим родственникам вариантов много, и в каждом конкретном случае оптимальный из них будет сугубо индивидуальным.
• Если у ребенка уже появились психические аномалии, на почве семейных разговоров его следует проконсультировать у детского психиатра, приходящего в школу для профилактических осмотров. А тот потом сам решит, что сделать.
Дефекты воспитания это и есть первейший, главнейший показатель неблагополучной семьи ни материальные, ни бытовые, ни престижные показатели не характеризуют степень благополучия или неблагополучия семьи - только отношения к ребенку.
Всем хорошо известны последствия жизни и воспитания в неблагополучной семье
• детская безнадзорность и беспризорность.
• побеги из дома.
• половая распущенность.
• правонарушения и преступная деятельность.
• алкоголизм.
Работу с такими детьми нужно вести дифференцированно. Для удобства этой работы можно выделить три группы семьи:
1. Семьи с безответственным отношением к воспитанию детей, где положение осложняется аморальным поведением и образом жизни родителей.
2. Семьи с низкой педагогической культурой родителей, где допускаются ошибки в выборе средств, методов и форм работы с детьми, где родители не могут установить правильный стиль и тон взаимоотношений с детьми.
3. Семьи, в которых допускается безнадзорность детей по разным причинам разлад в семье, занятость родителей личными переживаниями, длительные командировки, занятость родителей работой или общественной деятельностью.

10. Приемы коррекционной работы с неблагополучными семьям

1. УБЕЖДЕНИЕ - разъяснение и доказательство правильности и необъективности определенного поведения либо недопустимости какого-то поступка;
2. МОРАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА – по отношению к детям из неблагополучных семей, где ребенок чувствует себя лишним, ненужным;
3. ВОВЛЕЧЕНИЕ В ИНТЕРЕСНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - поручение дела, которое приведет к успеху, укрепит веру в собственные силы:
4. ГОТОВНОСТЬ СОПЕРЕЖИВАТЬ - это часто отсутствует в неблагополучных семьях;
5. НРАВСТВЕННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ по формированию нравственных качеств.

11. Направления и формы работы с неблагополучными семьями

№ Направления работы с неблагополучной семьей Формы работа с неблагополучной семьей.
1 Диагностика семейного неблагополучия. • наблюдения специалистов;
• анкетирование детей и родителей;
• тесты;
• интервью узких специалистов;
• мини-консилиумы;
• тренинги;
• анализ документов;
• анализ продуктов детского творчества;
• заявки семьи на оказание помощи;
• анализ состояния здоровья детей;
• анализ развития, успеваемости.
2 Индивидуальная помощь неблагополучной семье. • советы по преодолению сложных жизненных ситуации;
• консультации специалистов;
• семейная терапия;
• индивидуальные беседы;
• индивидуальный социальный патронат семей;
• психотерапия.
3 Групповая работа с родителями из неблагополучных семей. • группы риска;
• спортивные группы;
• тренинговые группы;
• консультирование;
• семейные вечера;
• родительские собрания.
4 Профилактика семейного неблагополучия. • родительский всеобуч;
• ознакомление с психолого-педагогической литературой;
• обобщение, обогащение и осмысление успешного воспитательного опыта родителей;
• семинары для учителей и родителей;
• лектории для подростков;
• устройство на работу;
• летний лагерь;
• дополнительные занятия в помощь ребенку в учебе.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Анализ профилактической работы по выявлению неблагополучных семей

в МОУ СОШ №1 им.А.С.Пушкина.

Алгоритм работы с семьями и несовершеннолетними, находящимися в социально-опасном положении.

В современном обществе всё больше возрастает количество неблагополучных семей, которые сталкиваются с различными проблемами. Педагогический коллектив школы работает с разными неблагополучными семьями. Это могут быть семьи, где ребёнок живёт в постоянный ссорах родителей, где родители пьяницы или наркоманы, хронически больные или инвалиды, семьи с нарушением детско-родительских отношений и другие. В современном обществе объектом социально-педагогической деятельности всё чаще становятся так же неполные семьи. Это семьи, состоящие из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми. Вследствие отсутствия одного из родителей возникают материальные, бытовые проблемы и проблемы в воспитании ребёнка. Педагоги могут оказать всестороннюю помощь такого рода семьям, оказавшимся в сложной ситуации, внести вклад в дело укрепления семьи. Но самое главное вовремя оказать помощь таким семьям и несовершеннолетним.

Перечислим мероприятия, проводимые школьным коллективом по данному направлению, и скажем об их эффективности.

Работа социального педагога с педагогическим коллективом:

Проведение педагогических советов, административных совещаний по данным темам.

Проведение семинаров-практикумов и круглых столов.

Проведение индивидуальных консультаций классных руководителей .

Совместные посещения семей на дому ( с целью научить педагога проведению обследования социально — бытовых условий , в которых проживает семья; на что надо обращать внимание при посещении семьи).

Были рассмотрены теоретические вопросы:

Виды неблагополучных семей и их характеристика.

Факторы социального риска в семье.

Признаки внешнего вида и поведения ребенка, воспитывающегося в ситуации пренебрежения родителями своих обязанностей.

Сформирован алгоритм выявления неблагополучной семьи и методы работы с ней.

Существует механизм выявления неблагополучных семей:

Ежегодно в начале учебного года создается банк данных детей, посещающих учреждение образования.

Составляется социальный паспорт классов и школы.

Выявляются социально-бытовые условия проживания семей и воспитанников.

С родителями и детьми используются такие формы, как наблюдение, беседа, анкетирование, психологическая и социальная диагностика.

Неучастие родителей в школьной жизни ребенка и класса (неучастие в совместных мероприятиях, невыполнение домашних заданий, отсутствие контроля за состоянием школьных принадлежностей и.д.).

Эффективность:

Не желание коллектива прислушиваться к рекомендациям;

Нежелание посещать семьи на дому ;

Вывод: необходимо проводить детальную работу с классными руководителями.

В выявлении неблагополучия в семьях и работе с ними помогают учителя- предметники, классные руководители, психолог, медицинская сестра, родители ,ПМПК. Так же взаимодействие с близлежащим детским садом так же дает информацию о семьях, на которые необходимо обратить внимание.

Слаженное взаимодействие всех данных звеньев может помочь выстроить в систему работу по выявлению неблагополучных семей и целенаправленной работе по реабилитации их.

Работа с каждой семьей сводится к следующим этапам:

Учителя-предметники:

Контроль за выполнением домашнего задания.

Контроль за посещением уроков.

Приглашение родителей в школу (беседы, привлечение на уроки).

Классные руководители:

Контроль за пропусками учащимися уроков без уважительных причин

Проверка дневников, состояния учебных принадлежностей, внешнего вида учащегося.

Контроль за посещением родителей родительских собраний.

Посещение семей на дому.

Составление социального паспорта класса.

Привлечение родителей к делам класса и школы.

Вызов родителей на заседание Совета профилактики.

Выступление на родительских собраниях, классных часах, проведение лекториев.

Медицинская сестра:

Медицинское обследование несовершеннолетних с целью выявления жестокого обращения и педикулеза каждый месяц и по мере необходимости, по запросам классных руководителей.

Родители- представители родительского комитета.

Выступление на классных часах, родительских собраниях, родительских конференциях.

Посещение на дому.

Рейды в микрорайон.

Вызов родителей на заседание родительских комитетов (не у всех).

Родительские собрания с привлечением представителей правоохранительных органов.

Составление социальных паспортов и уточнение списочного состава.

Отчет классных руководителей до 7 сентября:

предоставляют следующую информацию:

Выявление учащихся, проживающих с родственниками (с указанием причин).

Список учащихся, не имеющих полного комплекта учебных принадлежностей.

Список учащихся, вид которых не соответствует Уставу школы ( нет школьный формы, одежда неопрятная и т.д.).

Список родителей, не явившихся на родительское собрание

ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ

Классные руководители подают сведения о количестве пропущенных уроков учащимися , с указанием фамилий и проведенных мероприятий по факту пропусков ;

- ежедневное уточнение отсутствующих по болезни и по другим причинам; - проверка сведений через ВШК ( соответствие пропусков и документов, подтверждающих уважительную причину отсутствия).

Проверка работы классных руководителей по работе с учащимися и их родителями по недопущению опозданий, прогулов (подтверждение уважительных причин), обеспечение летней занятости учащихся. Для каждой семьи создана индивидуальная программа реабилитации.

Предусмотрены такие формы и методы работы, как:

Обеспечение учащихся льготным питанием через школьную столовую.

Вовлечение несовершеннолетнего в кружки и секции, контроль за проведением досуга и свободного времени несовершеннолетних классными руководителями.

Обеспечение учебниками учащихся, контроль за пользованием школьной библиотечной литературой.

Оказание психологической, правовой, педагогической помощи семье и несовершеннолетним.

Вовлечение членов семьи в школьные мероприятия.

Посещение на дому, с целью выяснения условий проживания несовершеннолетних совместно с ОПДН.

Проверка документации (дневники, тетради).

Посещение уроков, контроль за процессом обучения.

Организация трудоустройства и помещения несовершеннолетних в детский оздоровительный лагерь.

Вызов на Совет по профилактике правонарушений.

Вызов на малый и большой педагогический советы.

Ребенок из неблагополучной семьи обнаруживает себя внешним видом, одеждой, манерой общаться, набором нецензурных выражений, неуравновешенностью психики, что выражается в неадекватных реакциях, замкнутости, агрессивности, озлобленности, отсутствии интереса к любому виду обучения. Поведение ребенка и его внешний вид не только говорят о его проблемах, но и взывают о помощи. Но вместо помощи окружение ребенка часто реагирует на него отторжением, разрывом отношений, подавлением или угнетением его. Ребенок сталкивается с непониманием окружающих, неприятием и в итоге оказывается в еще большей изоляции.

Таким образом, актуальность социально-педагогической помощи неблагополучным семьям определяется социальными проблемами современного общества. Среди них: отчуждённость детей от семьи, школы и общества; социально опасное поведение детей из-за неблагополучия в семье ( в том числе, недостаточная забота о ребёнке со стороны родителей, алкоголизация родителей, отсутствие постоянной работы, семейная нестабильность, конфликты в семье и пр.); социально педагогическая запущенность ребёнка (плохая успеваемость, пропуски уроков без уважительных причин, неумение детей организовать своё свободное время и т. д.). Важно предвидеть опасную ситуацию, в которой могут оказаться дети и вовремя помочь им. Проводимая работа помогает своевременно выявлять семьи, находящиеся в социально-опасном положении и планировать работу, направленную на реабилитацию данных семей.

На учете на отчетный период состоит 1 семья.

Составила социальный педагог Н.В.Иванова

Директор МОУ СОШ №1 им.А.С.Пушкина Н.Е.Бусыгина

С 2007 года в школе функционирует психолого — медико — психологическая служба, в компетенции которой находится решение рядя задач, по сопровождению обучающихся данной группы.

С 2005 года функционирует Совет профилактики школы, составляющий основу профилактики девиантного поведения детей, входящих в семьи, находящиеся в социально опасном положении.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Истинной причиной неблагополучного детства является неблагополучие семьи. Статья будет полезна как социальным педагогам, так и классным руководителям.

Организация работы по системной профилактике семейного неблагополучия.

Истинной причиной неблагополучного детства является неблагополучие его семьи. Число семей, находящихся в сложной ситуации, очень велико.

Причины, вызывающие семейное неблагополучие:

- кризисные явления в социально-экономической сфере;

- причины психолого-педагогического свойства, связанные с внутрисемейными отношениями и воспитанием детей в семье;

- биологического характера (физически или психически больные родители, дурная наследственность у детей, наличие в семье детей с недостатками развития или детей-инвалидов).

Усугубляют семейное неблагополучие просчеты воспитания в семье. Очень часто между родителями и ребенком наблюдается эмоциональное отторжение.

Гиперопека, когда ребенку не дают проявить элементарную самостоятельность, изолируют от окружающей жизни.

Непоследовательность и противоречивость воспитания, которая характеризуется разрывом между требованиями к ребенку и контролем над ним, несогласованностью педагогических действий родителей, бабушки дезориентирует ребенка.

Негибкость родителей в отношениях с детьми, которая выражается в недостаточном учете ситуации, в отсутствии альтернатив в решениях, в навязывании ребенку собственного мнения, в резкой смене отношения к ребенку в различные периоды его жизни (недостаток заботы сменяется ее избытком или наоборот.

Аффективность - избыток родительского раздражения, недовольства, беспокойства, тревоги по отношению к детям создает в семье эффект суматохи, хаотичности, всеобщего возбуждения. Тревожность и страх за детей, которые приобретают навязчивый характер и лишают родителей жизнерадостности и оптимизма, заставляют их прибегать к постоянным запретам и предостережениям, что заражает детей таким же беспокойством. Авторитарность воспитания - стремление подчинить ребенка своей воле; категоричность суждений, приказной тон; навязывание своего мнения и готовых решений; стремление к строгой дисциплине и ограничению самостоятельности детей; использование принуждения и репрессивных мер, включая физические наказания; постоянный контроль над действиями ребенка не позволяют проявить самостоятельности, что замедляет социализацию.

Гиперсоциальность, когда родители пытаются строить воспитание по определенной (пусть и позитивной) заданной схеме, не учитывая индивидуальности ребенка, предъявляя к нему завышенные требования, без надлежащего эмоционального контакта, отзывчивости и чуткости.

С каждым годом возрастает число неблагополучных, в том числе и девиантных семей:

1.Это семьи алкоголиков, наркоманов, правонарушителей и др.

2. Наряду с общим сокращением рождаемости происходит рост числа детей, рожденных вне брака.

3. В сложной социально-психологической ситуации оказываются также дети в семьях, находящихся на грани развода.

Нарушение психологической связи между ребенком и родителями приводит к уходу детей из семьи, их невротизации, суицидальным проявлениям, росту безнадзорности детей и влияет на криминализацию подростковой среды.

Ослабление или даже разрыв семейных связей между детьми и родителями также вызывают:

- конфликтная ситуация в семье;

- случаи жестокого обращения с детьми (физического, психического, сексуального насилия);

- отсутствие в семье благоприятной эмоциональной атмосферы;

- типичные ошибки родителей в воспитании детей;

- особенности подросткового возраста и др.

Отсутствие или недостаток в семье эмоционального и доверительного общения родителей (и, прежде всего, матери) с ребенком, теплоты и ласки приводит к состоянию психической депривации.

Выделяют 5 типов семей:

1. Семьи с высоким уровнем нравственных отношений.

2.Семьи с нормальными отношениями.

4. Педагогически несостоятельные семьи.

Рассмотрим 3-5 тип семей, которые находятся в социально опасном положении:

1. Конфликтные семьи.

В таких условиях родителям не до детей, они сами не могут разобраться в своих отношениях. Ни о каком разумном воспитании нет и речи, все пущено на самотек.

Нужно активное педагогическое воздействие, чтобы изменить микроклимат в семье, не потерять растущего в ней человека.

2. Педагогически несостоятельные семьи.

Занимается воспитанием детей, но для нее характерны неправомерные подходы к воспитанию, беспомощность в построении взаимоотношений с детьми.

Главной целью воспитательных усилий родителей нередко становится лишь дос-тижение послушания.

3. Асоциальные семьи

В таких семьях ребенок растет в крайне неблагоприятной для его воспитания обстановке.

Обычно выделяют две формы десоциализирующего влияния неблагополучных семей на детей – прямое и косвенное.

Педагогически несостоятельные и конфликтные семьи оказывают на ребенка косвенное десоциализирующее влияние, асоциальные семьи воздействуют на него напрямую – через асоциальные формы поведения своих членов и негативные ориентации.

Что нужно знать о неблагополучной семье:
Материально-бытовые условия.

Режим дня ребенка в семье.

Методы и приемы воздействия взрослых на детей.

Уровень педагогической культуры родителей.

Направления и формы работы с неблагополучной семьей:
1. Диагностика семейного неблагополучия.
2. Индивидуальная помощь неблагополучной семье.
3.Профилактика семейного неблагополучия.
4. Групповая работа с родителями.
5. Помощь общества неблагополучным семьям.
Этапы работы с неблагополучной семьей

1.Выявление семей в СОП.

2.Знакомство с семьей. Изучение семьи.

3.Составление акта обследования жилищных условий.

4.Составление плана действий по решению проблемы семьи.

5.Содержание работы с семьей определяется имеющимися у семьи проблемами.

6.Выход из семьи.

Алгоритм изучения семьи:

изучить семью по следующим параметрам:

– состав семьи, её структура;

– жилищно-бытовые условия, материальная обеспеченность;

– воспитательный потенциал семьи

Характер взаимоотношений в семье:

– между взрослыми членами семьи;

– между другими членами семьи и ребёнком

– позиция ребенка в семье

Положение ребёнка в семье:

– Я нужен и любим, и люблю вас тоже;

– Я нужен и любим, вы существуете ради меня;

– Я нужен, но не любим, и я от всей души хочу приблизиться к вам;

– Я не нужен и не любим, оставьте меня в покое.

Отношение ребёнка к родителям:

– дорожит семейными отношениями;

– остро переживает драму;

– тяготеет к одному из членов семьи.

Диагностика семейного неблагополучия:
наблюдения специалистов; анкетирование детей и родителей; опросники; тесты;

интервью узких специалистов; мини-консилиумы; тренинги; анализ документов;

анализ продуктов детского творчества; сбор списков неблагополучных семей;

составление социально-психологических паспортов семьи; заявки семьи на оказание помощи; анализ состояния здоровья детей; анализ развития, успеваемости.

Профилактика семейного неблагополучия:
родительский всеобуч; ознакомление с психолого-педагогической литературой;

обобщение, обогащение и осмысление успешного воспитательного опыта родителей;

семинары для учителей и родителей; лектории для подростков; устройство на работу;

летний лагерь; летняя площадка; постановка на учет; дополнительные занятия в помощь ребенку в учебе.

Индивидуальная помощь неблагополучной семье:

советы по преодолению сложных жизненных ситуации; консультации специалистов;

семейная терапия; индивидуальные беседы; индивидуальный социальный патронаж семей; психотерапия; родительские собрания на дому.

Работа с семьями и несовершеннолетними.

Жестокое обращение с ребенком:
Наблюдения учителя, психолога школы, социального педагога.

Консультации психолога, социального педагога для родителей.

Привлечение к занятиям детско-родительской группы.

Постановка на учет в КДНиЗП, ОПДН, к наркологу, консультации врачей, юристов.

Привлечение родителей к работе семинаров, беседы о воспитании в семье.

Наблюдения и консультации учителя, психолога, социального педагога.

Проведение семинаров, бесед на темы воспитания, просмотр видеофильмов, кинофильмов.

Вовлечение детей и родителей в кружки, студии, центры дневного пребывания, секции.

Семьи, в которых находятся опекаемые дети

Выявление детей-сирот, оставшихся без попечения родителей.

Участие в обследовании условий жизни и воспитания детей.

Контроль за здоровьем и оздоровлением детей.

Поддержка семьи опекунов.

Вовлечение детей и подростков учителем, социальным педагогом в кружки, секции, студии, клубы.

Консультации психолога образовательного учреждения для опекунов.

Индивидуальная работа психолога с ребенком.

Помощь учителей ребенку в учебе.

Защита интересов опекаемых; законодательное просвещение.

Случаи выявления детей, занимающихся бродяжничеством, попрошайничеством или нахождение брошенных детей.
Полиция, приют, КДНиЗП, отдел розыска детей, больница для помещения ребенка на обследование и другие службы.

Наблюдения учителя, психолога школы, социального педагога.

Консультации психолога, социального педагога для родителей.

Вовлечение детей в кружки, студии, центры дневного пребывания, секции.

Постановка на различные виды учета

Многодетные семьи

оказание необходимой помощи в получении пособий;

профилактика асоциально-аморального поведения;

организационно-практическое содействие родителям в выполнении их воспитательных функций (ГПУ, благотворительная помощь и др.);

Неполная семья

Привлечение ближайших родственников к воспитанию ребенка.

– Наблюдение и консультации психолога и социального педагога.

– Активная деятельность классного руководителя или учителя по вовлечению ребенка в систему дополнительного образования.

– Проведение родительского лектория.

– Обучение одного из родителей навыкам воспитания при отсутствии второго родителя.

– Постановка на учет в учреждения и органы социальной защиты.

– Привлечение общественных организаций к воспитанию.

Семья алкоголиков

Наблюдения и консультации психолога образовательного учреждения (для детей, подростков).

Оказание психиатрической, наркологической помощи семье или ее отдельным членам.

Дополнительные занятия с ребенком по оказанию помощи в учебе.

Вовлечение ребенка в систему дополнительного образования (кружки, секции и т. д.).

Консультация врача-психиатра, нарколога.

Консультирование ребенка в психолого-медико-педагогической комиссии и определение программ обучения.

Перевод ребенка в класс компенсирующего обучения.

Работа с родителями специалистов наркологической, психиатрической помощи (по необходимости).

Возбуждение дела о лишении родительских прав (в случае необходимости)

Работа с семьями и подростками должна вестись в тесном сотрудничестве психологов, социальных педагогов, педагогов, классных руководителей, родителей, ребенка.

В школе ежегодно разрабатываются индивидуальные планы работы с семьей (приложение 1) и подростком (приложение 2), находящимся в семье в социально опасном положении.

В целом, каждой семье необходимы ощущение нужности в этом мире, ощущение поддержки, ощущение успешности, защищенности. И одна из задач социальной службы школы оказать помощь и поддержку семье и ребенку.

Примерный план работы с семьей, находящейся в социально опасном положении.

1.Оказание социально-педагогической и психологической помощи и поддержки

- контроль посещаемости и успеваемости занятий, оказание помощи в учебе;

- беседы о развитии нравственных качеств, положительному отношению к ученой деятельности, выполнению домашних заданий;

- определение социального статуса в классном коллективе, изучение межличностных отношений с одноклассниками;

- привлечение к участию в мероприятиях и общественных делах класса;

- вовлечение в систему дополнительного образования (дети посещают систему дополнительного образования);

2.Психологическая диагностика:

- изучение динамики развития учащегося;

3.Работа с семьей:

- психолого-педагогическая диагностика семьи;

-консультирование по мерам социальной помощи и поддержки;

- определение характера семейных отношений, выявление положительных и отрицательных особенностей внутрисемейных отношений;

-выявление проблемы семьи, оказание помощи и поддержки в решении проблем;

- участие родителей в мероприятиях класса, посещение родительских собраний и индивидуальных бесед;

- оказание консультативной помощи семье по вопросам воспитания и учебной деятельности детей;

- информирование КДНиЗП администрации Пуровского района о результатах профилактической работы.

4.Психологическое консультирование: консультации для родителей:

-встречи и беседы с родителями о проблемах детско-родительских отношений, оказание помощи в их решении;

В последние годы социальное сиротство и безнадзорность стали устойчивым социальным явлением. Кризис в экономике, безработица, неуверенность в завтрашнем дне ставят многие семьи на грань выживания, способствуют росту семейного неблагополучия, пьянству, жестокому обращению с детьми. На сегодняшний день такое явление нашей действительности, как социально-неблагополучная семья, стало весьма распространенным.

Цель программы: формирование и развитие системы раннего выявления и предупреждения семейного и детского неблагополучия, социального сиротства.

ВложениеРазмер
programma_raboty_po_profilaktike_semeynogo_neblagopoluchiya_i_sotsialnogo_sirotstva.doc 107.5 КБ

Предварительный просмотр:

ранней профилактики семейного неблагополучия и социального сиротства

В последние годы социальное сиротство и безнадзорность стали устойчивым социальным явлением. Кризис в экономике, безработица, неуверенность в завтрашнем дне ставят многие семьи на грань выживания, способствуют росту семейного неблагополучия, пьянству, жестокому обращению с детьми. На сегодняшний день такое явление нашей действительности, как социально-неблагополучная семья, стало весьма распространенным.

Нарушение семейных отношений и отклонения в воспитании отрицательно влияют на развитие личности ребенка. У детей в таких семьях наблюдается низкая самооценка, неадекватное представление о значении собственной личности.

При отсутствии нормальных взаимоотношений в семье нарушается практика общения детей: оно носит поверхностный, формальный характер и отличается эмоциональной бедностью. Утрата эмоциональности в отношениях со взрослыми и сверстниками, нереализованная потребность в любви и признании, отвержение в семье неизбежно приводят к нарушениям эмоционального развития, и могут отрицательно сказаться на дальнейшей судьбе ребенка.

Все эти тревожные показатели детского и семейного неблагополучия свидетельствуют о необходимости принятия действенных мер по улучшению ситуации со стороны школы и учреждений, ведущих работу по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Цель программы : формирование и развитие системы раннего выявления и предупреждения семейного и детского неблагополучия, социального сиротства.

  • снижение числа детей и семей, находящихся в социально опасном положении, числа лишений родительских прав;
  • совершенствование комплексной системы социальной адаптации и реабилитации детей и семей, находящихся на ранней стадии семейного неблагополучия, в социально опасном положении;
  • повышение уровня родительской компетентности и ответственности, в том числе путем популяризации позитивного опыта семейной жизни;
  • создание условий для стабилизации ситуации в семье, мобилизация внутренних ресурсов семьи для повышения ответственности родителей за воспитание и содержание детей;
  • формирование здорового образа жизни, привлечение к спорту, активному отдыху и культурному досугу детей и семей, воспитывающих детей.
  • семьи с детьми;
  • социально неблагополучные семьи, в том числе семьи в трудной жизненной ситуации, в социально опасном положении;
  • дети, в том числе дети из социально неблагополучных семей;
  • родители, в т.ч. родители, не выполняющие надлежащим образом обязанности по воспитанию, обучению и содержанию детей;
  • дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды;
  • администрация, классные руководители, учителя – предметники, социальные педагоги, педагоги-психологи

Программы ранней профилактики семейного неблагополучия и социального сиротства опирается на нормативно-правовую базу:

Особую роль в выявлении жестокого обращения на ранних этапах играют специалисты учреждений образования. Раннее выявление случаев жестокого обращения в отношении несовершеннолетних и оказание детям комплексной помощи минимизирует вред их здоровью и развитию, способствует профилактике социального сиротства, суицидов среди несовершеннолетних.

Содержимое публикации

Информационное письмо

Профилактическая работа осуществляется по направлениям:

• профилактическая работа с обучающимися,

• профилактическая работа с родителями и педагогами.

Организационная работа в школе реализуется через:

1) проведение тематических педагогических советов;

2) планирование работы по профилактики жестокого обращения с детьми;

3) составление социального паспорта класса, школы;

4) ведение регистра учащихся из неблагополучных семей, обучающихся, стоящих на внутришкольном учете;

5) посещение семей микрорайона школы, выявления обучающихся, не посещающих школу;

6) выявление и постановка на учет детей с девиантным поведением, вовлечение их в спортивные секции и кружки.

Диагностическая работа в школе реализуется через:

1) анкетирование учащихся;

2) проведение диагностических методик с целью изучения личности ученика;

3) анкетирование родителей с целью выявления внутрисемейных отношений;

4) посещение семей;

5) работа с инспектором по делам несовершеннолетних.

Профилактическая работа со школьниками включает предупредительно-профилактическую деятельность и индивидуальную работу с подростками, состоящими на ВШУ.

Предупредительно-профилактическая деятельность осуществляется через систему классных часов, общешкольных мероприятий, с помощью индивидуальных бесед.

Профилактическая работа с родителями и педагогами предусматривает установление неиспользованного резерва семейного воспитания, нахождение путей оптимального педагогического взаимодействия школы и семьи, включение семьи в воспитательный процесс через систему родительских собраний, общешкольных мероприятий с детьми и родителями, работу Совета профилактики. Профилактическую работу реализуют администрация школы (с привлечение заинтересованных ведомств), классные руководители, социальный педагог, педагог-психолог.

Профилактическая работа с родителями реализуется через:

1) правовую просвещенность родителей;

2) выявление социально опасных семей, социально незащищенных семей и постановка их на внутришкольный учет;

3) посещение семей по месту жительства, направление ходатайств в КДН и ЗП, ПДН, ТУ МСР;

4) проведение родительского всеобуча:

5) организацию консультаций специалистов: социального педагога, психолога, медицинского работника.

При выявлении несовершеннолетних, пострадавших от жестокого обращения, особое внимание необходимо уделять выявлению признаков жестокого обращения в отношении:

- несовершеннолетних, проживающих в семьях, находящихся в трудной жизненной или кризисной ситуации, состоящих на обслуживании в учреждении Министерства социального развития, а также в регистре данных о несовершеннолетних и семьях, находящихся в социально опасном положении;

- несовершеннолетних, посещающих учреждения образования, имеющих проблемы в обучении и поведении, пропускающих занятия по неуважительным причинам, или несовершеннолетних из неблагополучных семей, состоящих на внутришкольном контроле.

Поводом для вмешательства специалистов образовательного учреждения, изучения ситуации в семье может быть:

- информация от ребенка;

- информация от других членов семьи;

- информация от специалистов субъектов профилактики;

- информация от сверстников и друзей, соседей, иных граждан;

- результаты медицинского осмотра;

- дополнительная информация, собранная в ходе психологической диагностики, наблюдений за ребенком.

- психическое и физическое развитие ребенка не соответствует его возрасту;

- неухоженность, неопрятность; апатичность или, наоборот, агрессивность ребенка;

- изменчивое поведение: переход от спокойного состояния к внезапному возбуждению (такое поведение часто является причиной нарушения контактов с другими детьми);

- проблемы с обучением в связи с плохой концентрацией внимания;

- отказ ребенка раздеться, чтобы скрыть синяки и раны на теле;

- враждебность или чувство страха по отношению к отцу или матери;

- сильная реакция испуга или отвращения в связи с физической близостью определенного взрослого;

- судорожное реагирование на поднятую руку, вздрагивание при неожиданном приближении взрослого, резких движениях (ребенок сжимается, как бы боясь удара);

- обвинение ребенком родителей или опекуна в нанесении повреждений;

- повышенная драчливость ребенка, агрессивность в играх и по отношению к другим детям (при играх в куклы дети младшего возраста озвучивают и воспроизводят действия родителей в игре);

- прятанье в школе дневника, обманы, ложь, острые эмоциональные реакции при получении замечаний или плохих оценок, боязнь идти домой;

- ребенок много времени проводит в семье знакомых, одноклассников, соседей, не стремиться домой после школы.

При выявлении случая жестокого обращения с ребенком со стороны родителя (или законного представителя), необходимо:

- незамедлительно поставить директора образовательного учреждения о выявленном случае жестокого обращения с ребенком;

- руководитель или социальный педагог образовательного учреждения незамедлительно сообщают по телефону в отдел полиции (затем, в течение дня направляет сигнальную карточку) о выявленном случае жестокого обращения с ребенком в отдел полиции, в КДН и ЗП, в органы опеки и попечительства для проведения обследования условий жизни и воспитания ребенка;

- педагогу, на которого возложены обязанности по организации работы, направленной на профилактику жестокого обращения, необходимо осуществить выход в семью ребенка (изучить условия проживания несовершеннолетнего, установить контакты с семьей, побеседовать с родителями (или законными представителями), близкими родственниками; либо пригласить родителей (законных представителей) в школу.

В целях защиты прав и интересов несовершеннолетнего, пострадавшего от жестокого обращения, работники образовательного учреждения организовывают проведение мероприятий в соответствии с планом реабилитации и коррекции .

Читайте также: