Анализ похода в начальной школе

Обновлено: 04.07.2024

Автор: Юркина Светлана Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "Гимназия №7"Сибирская"
Населённый пункт: Город Новосибирск
Наименование материала: Разработка урока по окружающему миру
Тема: Тема: Собираемся в поход
Раздел: начальное образование

деятельность учащихся.
Одна группа будет отвечать за правила поведения в лесу, второй было дано задание, разработать правила поведения около костра, а третьей – разобраться с тем, как разжигать костер. Сплошные открытия. Как ставить палатку? Как высушить промокшие ботинки? Что сделать, чтобы спички не промокли в воде? Спрашиваю у детей, об очень важной теме – из какого источника лучше пить воду. И для демонстрации раздает образцы воды – из водоема и обычной кипяченой.
Современные информационно-коммуникационные технологии
представлены на этапе работы с цифровыми микроскопами. С помощью микроскопов дети рассматривают состав образцов. Оказалось, что в воде из водоема содержится столько бактерий! Ребята всем классом решили, что нужно пить только чистую воду и обязательно ее кипятить.
Способы и средства оценки достижения цели урока
были раскрыты в конце урока, когда каждый ученик рассказал, что нового он узнал, и список был большой. Теперь дети точно готовы к походу!
Цель
: познакомиться с правилами поведения в походе.
Расширять свои знания о действиях в походе. Способствовать развитию связной речи, бережного отношения к природе.
Планируемые результаты:

Личностные:
определять и формировать цель на уроке с помощью учителя. Планировать свои действия. Слушать и понимать речь других. Договариваться с одноклассниками. Ориентироваться в своей системе знаний.
Метапредметные
: использовать речь других для регуляции своего действия. Подводить под понятие на основе распознания объектов, выделения существенных признаков. Формировать собственное мнение и позицию, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
Предметные
: узнать о правилах поведения в походе. Получат возможность научиться ориентироваться в непростых ситуациях. Планировать свои действия.

Название этапа

Содержание деятельности

Формируемые

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип внеурочного занятия (тематическое, игровое, комплексное, или интегрированное занятие).

Основные параметры анализа

Основные критерии эффективности

1.Тема и цели внеурочного занятия

Актуальность темы и целей (соответствие возрастным особенностям, потребностям и интересам детей, задачам формирования личностных качеств ребенка).

Тема соответствует возрасту обучающихся, является для них достаточно интересной, так как примерно в этом возрасте дети начинают ходить в поход не только с родителями, но и с классом

2.Структура внеурочного занятия:

Творческий подход к построению занятия (уход от стандарта и шаблона)

Логическая последовательность составных элементов содержания и целенаправленности каждого из них.

Наличие диалога, проблемных обсуждений совместного бытия (события) педагога и учащихся. Включение каждого ребенка в активную деятельность.

Приобщение детей к нравственным и культурным ценностям.

Формирование у учащихся социально-значимых мотивов поведения и установки, соответствующей главной цели внеурочного занятия.

Занятие было построено творчески(учитель предложил обучающиеся собраться в поход, с помощью ИКТ технологий дети определили порядок действия при подготовке к подходу, затем разделились на группы и выполняли задания, осуществляя коллективную проверку). Каждый этап занятия логически перетекал в последующий. Все обучающиеся были активно вовлечены в обсуждение,

3.Содержание внеурочного занятия

Целенаправленность, доступность, новизна, эмоциональность, информационная насыщенность, содержание направленное на эмоциональный отклик детей.

Материал, представленный к рассмотрению, был доступен для детей , обучающиеся не только актуализировпли знания , но и приобрели новые. Новая информация вызвала у учеников положительный эмоциональный отклик( им очень понравилось слушать про кипячёную и не очищенную воду и рассматривать образцы воды под микроскопом)

4.Форма проведения внеурочного занятия

Целесообразность применения данной формы, соответствие формы внеурочного занятия его содержанию, возрасту учащихся, основным требованиям, предъявленным к выбранной форме.

Данная форма внеурочной занятия соответствует возрасту обучающихся(для них это было ново и интересно), содержанию( были соблюдены все этапы ).

5.Методы проведения внеурочного занятия

Целесообразность умения применять: наглядность, атрибуты, ритуалы и т.д.

Соответствие избранных методов, поставленным задачам, содержанию внеурочного занятия и возрасту учащихся.

Учитель целесообразно применял наглядные и различные материалы, урок не был перенасыщен и не нуждался в дополнительных материалах.

Избранные методы соответствуют поставленным задачам( проблемный метод- учитель поставил перед детьми проблему “Как нужно собираться в поход", контрольно-оценочный метод- обучающиеся сами оценивали свою деятельность, подводя итоги занятия, репродуктивной метод- работая в группах, обучающиеся составляли перечень вещей,которые они бы взяли в поход, правила поведения в лесу и ППБ.)

6.Психологическая атмосфера внеурочного занятия

Психологическая готовность учащихся воспринимать внеурочное занятие и участвовать в нем.

Атмосфера заинтересованности и доверия.

Высокий уровень межличностных отношений между педагогом и детьми.

Отношения между учителем и обучающимися были дружелюбным, основанные на вежливости с обеих сторон. Ученики проявляли заинтересованность на протяжении всего занятия, активно участвовали в обсуждении и задавали вопросы по теме. Не наблюдалась замкнутость или излишняя скромность со стороны детей, они себя чувствовали комфортно и уверенно

7.Организация внеурочного занятия

Организация образовательной среды в соответствии целями и задачами внеурочного занятия.

Оптимальная продолжительность внеурочного занятия заранее продуманному плану.

Четкое распределение обязанностей между участниками внеурочного занятия.

Образовательная среда была организована в соответствии с целями и задачами занятия ( столы были расставлены с учётом деления детей на три группы, слева располагались микроскопы в ряд для рассматривается образцов воды). Внеурочное занятие длилось 41 минуту, с учётом физ минутки. Учитель выдавал чёткие инструкции для выполнения определённых заданий и распределял обязанности между обучающимися

8.Характеристика профессиональной компетентности педагога

Грамотная, эмоциональная, выразительная речь.

Организаторские умения, умение владеть детской аудиторией (концентрировать внимание, вызывать интерес, создавать необходимый психологический настрой, находчивость, быстрота реакции и т.д.)

Учитель говорил грамотно, ясно и чётко излагал свою мысль, не допускал чрезмерную эмоциональность.

Педагог умело владел аудиторией, вызывал интерес, быстро реагировал на вопросы, исправляет неточность, соблюдая педагогический такт

9.Достижение планируемого результата

Соотнесение реального результата с запланированным уровнем достижения воспитательного результат (приобщение учащихся к духовно-нравственным ценностям).

Реальный результат соответствует поставленным целям, обучающиеся актуализировали свои знания о действиях при подготовке к походу, а так же получили новые знания о правилах поведения в лесу и правилах пожарной безопасности

Нормы оценивания: Сумма баллов _18____ Процент от max: _100_____

0 – критерий отсутствует 100-75% - оптимальный уровень

1 – критерий проявляется частично 75-50% - удовлетворительный уровень

2 – критерий присутствует в полном объёме 50-25% - низкий уровень

Выводы и рекомендации: мне очень понравилось данное внеурочное мероприятие, было видно, что учитель хорошо подготовился к нему( присутствовали поизентация, разноцветные жетоны, задания для команд, микроскопа, образцы воды). Дети хорошо работали, активно участвовали в беседе и отвечали на вопросы, преподаватель умело владел аудиторией и направлял деятельность участников мероприятия в нужное русло. Однако мне показалось неуместно применение такой физ минутки( перетягивание кольца), так как при ее проведении возможны травмы.

Методические рекомендации и игры. "Подготовка и проведение туристического похода" в начальной школе.


Игры в походе:(многие туристические игры родились в походах. Они не сложны, развивают наблюдательность, вносят оживление.
Что осталось позади?
В этой игре надо ответить перечислением деталей и предметов, встреченных на пути. Каждая деталь- 1 балл.
Игра в Робинзонов.
Участники похода должны будут выполнить все то, что описано в рассказе, приведенном ниже.
Все мы знакомы с приключениями Робинзона. Мы сегодня играем в Робинозонов.
Из 20 предметов, предложенных ребятам надо выбрать только 5.(Канат, котелок, топорик,пилу,лупу.)
Дети делятся на 2 команды.
-Каждая команда на первом этапе делает временное жилище- шалаш.
Зарабатывает баллы для команды.
-На втором этапе оборудуют место для костра.
-На третьем этапе готовят чай для команды из лесных ягод.Перечисляют травы, ягоды, из которых можно заваривать чай круглый год. получают баллы для команды за каждый ответ.
-На четвертом этапе каждая команда делает солнечные часы.
-На пятом этапе каждая команда должна сделать по два лука, пять стрел.
-На шестом этапе очки получаю за стрельбу по нарисованной мишени.
-На седьмом этапе ответить на вопросы:
1)Кто написал книгу "Робинзон Крузо"?
2)Как назывался корабль, на котором плыл Робинзон?
3)Как звали попугая Робинзона?
4)Почему Робинзон назвал своего слугу Пятницей?
5)Сколько лет провел Робинзон на острове?
Подведение итогов.

Для любителей активного отдыха, стремящихся к расширению внеурочной деятельности, усилению мотивации к занятиям физической культурой и спортом рекомендую обратить внимание на организацию туристских походов в каникулярное время. Некоторые практические рекомендации помогут правильно подготовить и провести поход.

Спортивные – получение туристского опыта у членов группы, приобретение высотной акклиматизации, выполнение спортивных разрядов.

Воспитательные – воспитание чувства ответственности за бережное отношение к природе (экологическое воспитание). Работа над нравственными категориями (ответственность, добро, справедливость, долг, достоинство, совесть, взаимовыручка).

Оздоровительные – повышение физических и моральных качеств участников похода, закаливание организма.

Учебные – изучение и освоение новых районов, посещение природных, культурных, исторических памятников.

Форма организации детского коллектива.

Перед проведением многодневного похода необходимо организовать несколько походов выходного дня, где участники знакомятся друг с другом, получают первичные туристские навыки. Здесь, в процессе коллективной творческой деятельности, можно пронаблюдать за особенностями характера воспитанников, составить психологическую характеристику для каждого. Это имеет большое значение, так как главным достижением в организации походов является создание группы, способной к самостоятельной совместной деятельности, где принятие коллективного решения происходит с учётом индивидуального мнения каждого.

Перед походом необходимо выбрать, с учётом склонностей и желания, командира группы, завхоза, ответственных за общественное снаряжение, ответственных за ремонтный набор, ответственных за аптечку, казначея (ответственного за финансовые расходы на маршруте), летописца (ведение путевого дневника), фотографа (составление фотоотчёта).

Группа планирует график дежурства на время проведения похода, составляет меню, закупает продукты.

В походе каждый участник отрабатывает навыки по передвижению на маршруте, установке лагеря, заготовке дров, воды, приготовлению пищи. А главное – учится жить в коллективе, нести ответственность за порученное ему дело.

1. Приказ о выходе группы на маршрут (по учебному учреждению с печатью и подписью директора).

  1. Цели и задачи похода (оздоровительная, воспитательная, обучающая).
  2. Состав участников, руководителей и заместителей руководителей (согласно инструкции приказа №293 от 13.07.1992г. по Минобразованию РФ).
  3. Географический район путешествия.
  4. Сроки проведения похода.
  5. Ответственность со стороны руководителя и заместителя за жизнь и здоровье участников.
  1. Комплектование и подготовка группы (в соответствии со сложностью маршрута и климатическими условиями географического района путешествия), выполняется исходя из “Инструкции по организации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) с учащимися, воспитанниками студентами РФ” – п.3 – “Требования к руководителю, (помощнику) руководителя и участникам туристкого похода, экспедиций и экскурсий”.
  2. Выбор района похода.
  3. Подготовка картографического материала.
  4. Проведение занятий “Элементы топографии и ориентирования на местности” (в помещении и на местности).
  5. Оформление маршрутного листа.

5.1 Приказ о походе;

5.2 Состав участников и руководителей;

5.3 Нитка маршрута с указанием дат и мест ночёвок;

5.4 Отметки МКК (если требуются);

5.5 Даты начала и окончания туристского похода;

5.6 Печать и подпись руководителя учреждения, выпускающего туристскую группу;

5.7 График дневных переходов с указанием мест и дат ночёвок.

3. Разработка графика дневных переходов (в соответствии с готовностью группы, учётом рельефа, климатических особенностей географического района путешествия).

Пример личного и общественного снаряжения в пешем туристском походе в тёплое время года в равнинном районе (Московская область).

  1. Перевязочный материал (бинты, вата, салфетки).
  2. Антисептики (йод, перекись водорода, мозольная жидкость, марганцовка).
  3. Пластыри (бактерицидные, ленточный, мозольные).
  4. Ножницы, жгут кровоостанавливающий медицинский.
  5. Фонарь, спички.
  6. Крем обычный, заживляющий.
  7. Мумиё.
  8. Жаропонижающие (аспирин, парацетамол, эффералган).
  9. Сердечные (валидол, нитроглицерин).
  10. Болеутоляющие (анальгин, баралгин, солпадеин).
  11. Желудочные (фталазол, бисептол, но-шпа, фестал, активированный уголь).
  12. Противоаллергические (супрастин, тавегил, диазолин).
  13. Противопростудные, от кашля (бромгексин, лакричные таблетки (палочки), фарингосепт, стрептоцид, стрепсилс).
  14. Согревающие растирки (“звёздочка”, финалгон, випроссал, эфкамон).
  15. Бинт эластичный.
  16. Пакет для охлаждения (заморозка).
  17. Аммиак (держать отдельно от аптечки и продуктов).;
  1. Иглы разные в футляре.
  2. Напёрстки – 2 шт.
  3. Нитки разные – 2,3 катушки.
  4. Шнурки, верёвочки (много).
  5. Клей универсальный.
  6. Проволока стальная.
  7. Шило в футляре.
  8. Изолента.
  9. Тесьма.
  10. Пуговицы.
  11. Булавки.
  12. Пассатижи.

Питание на маршруте.

Примерный перечень продуктов питания, рекомендуемых при составлении суточного рациона юного туриста в походах и путешествиях.

Оздоровить организмы детей во время пешеходной прогулки. Закрепить знания о правилах поведения во время прогулок на природе. Создать атмосферу доброжелательности у детей и взрослых в период похода. Воспитывать волевые и дружеские качества в подвижных играх.

Хорошей традицией в нашей группе каждый год в осенний период стали прогулки в лес. В ходе этих прогулок у детей формируется представление о характерных признаках осени. Они учатся находить их в природе; наблюдают изменения, происходящих осенью в жизни растений; знакомятся с многообразием смешанного леса; учатся различать некоторые деревья и зимующих птиц; у детей развивается познавательный интерес, бережное и эстетическое отношение к природе, чуткость к восприятию красоты осеннего пейзажа.

Поход пеший и мы идём и любуемся осенними красками осени.

Мы пришли в осенний лес. Он полон красок и чудес.

Ребята, увидели, какой лес красивый!

Дети осторожно раздвигали травку и наблюдали за насекомыми.

Собирали красивые разноцветные листья и мох для осенней композиции.

На лесной полянке дети устроили спортивные соревнования. Разделились на две команды. Придумали названия командам.





Ребята ответили на вопросы: виды походов; что нужно брать в поход; как необходимо вести себя в лесу.

Ну, какой же поход без привала. Дети с удовольствием доставали из своих рюкзаков приготовленную родителями еду и угощали друг друга.


Ребята устроили яркий фейерверк из опавших листьев и попрощались с лесом до следующего года.

Уставшие, но счастливые дети возвращались в детский сад.

С хорошим настроением дети вернулись в группу и долго еще после похода делились впечатлениями о своих приключениях.

Вот такой интересный выдался у нас мини - поход.

Детям очень понравилось. А уж, какие эмоции были у наших детей. Было очень интересно.

Читайте также: