План логопедического кабинета в доу
Обновлено: 04.07.2024
Речевое развитие – важнейшее условие полноценного развития детей. Для коррекции речевых недостатков, обогащения и совершенствования речи необходимо создать благоприятную речевую среду, которая бы служила интересам, потребностям и развитию детей.
Ведущее место в системе дошкольного образования отводится реализации речевых задач. Современные исследования в этой области свидетельствуют о том, что большинство детей к концу дошкольного возраста не владеют навыками связной речи. Их словарный запас небогат. Учитывая, что ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра, в организации логопедической работы стремились к тому, чтобы каждое занятие носило характер учебно-игровой деятельности, было эмоционально окрашено. В связи с этим считалось, что логопедическая работа по развитию речи будет более эффективна, если в ходе обучения будут использованы: приёмы способствующие развитию мотивации, игровые приёмы, игры-соревнования, сюрпризные моменты, коллективное составление рассказа, наглядные средства, схемы, модели и другое, что будет способствовать более успешному развитию монологической речи.
Основные направления кабинета:
Создание коррекционно-развивающей среды и благоприятного психологического климата для обеспечения помощи детям по исправлению или ослаблению имеющихся нарушений;
Проведение обследования детей с целью разработки индивидуальной программы развития;
Проведение групповых, подгрупповых и индивидуальных коррекционных занятий;
Оказание консультативной помощи педагогам, родителям;
Для развития используются все виды игровой деятельности. Поэтому площадь логопедического кабинета мы разделили на несколько зон, приведём краткое описание.
Кабинет учителя-логопеда состоит из нескольких зон:
Зона консультативной работы;
Зона организационно-планирующей деятельности; помогает эффективно организовать профессиональную деятельность.
Зона диагностики и коррекционной работы. Стимулирует психическую активность детей. Здесь расположены столы для диагностики и индивидуальной коррекции детей. Зона оборудована шкафами с дидактическими материалами, игрушками и развивающими играми, специально подобранными с учётом возрастных особенностей детей, а также в соответствии с направлениями коррекционно-развивающей работы. Эта зона способствует сосредоточенности и концентрации внимания детей.
Зона коррекции звукопроизношения; оборудована настенными зеркалами, методическими пособиями необходимыми при автоматизации и дифференциации поставленных звуков.
Зона игровой терапии. Арт-терапевтическая мастерская. Основная техника - арт-терапия, объединяющая группу направлений, основанных на художественной деятельности участников, включая рисунок, музыку. Цель организации и работы арт-терапевтической мастерской - создание эффективных условий для психологического сопровождения образовательного процесса в ДОУ, сохранения психического здоровья воспитанников, что отвечает ФГТ.
В логопедическом кабинете подобраны пособия, в том числе сделанные своими руками, дидактические игры, иллюстративный материал по разделам коррекционной работы, оборудованы уголки, стимулирующие речевое и личностное развитие детей:
Коррекционно – развивающая среда играет очень большую роль в речевом развитии детей с нарушениями речи. Основное назначение логопедического кабинета - создание необходимых условий для коррекционного обучения дошкольников с речевыми дефектами.
Широко используем игры и тренажёры, изготовленные своими руками в работе с детьми, это:
- Дизайн интерьера кабинета;
Цель: развитие ощущений движения органов дыхания;
Материал: цветная самоклеющая плёнка.
Цель: развитие мелкой моторики рук, внимания, воображения, умение наблюдать;
Материал: обычные пластинки, самоклеющая плёнка, клей, прищепки.
Цель: развивать мелкую моторику рук, умение присоединять прищепки, отсоединять, развивать речь.
Материал: прищепки, обои, клей.
Он представляет собой большой круг (обычная пластинка), разделённый на четыре сектора.
Каждый сектор имеет свой цвет, который соответствует определённому сезону календарного года: синий (зима), зелёный (весна), красный (лето), жёлтый (осень).
Для каждого времени года подобраны красочные иллюстрации и цветные прищепки – символы месяцев года.
Календарь многофункционален: используется (по ознакомлению с природой, развитию речи, логике), в дидактических играх, в индивидуальной работе с детьми. Детям очень нравится манипулировать цветными прищепками, при этом у них развивается мелкая моторика рук. Введение такого календаря развивает у детей внимание, они замечают интересные и типичные явления природы весной, осенью, зимой и летом.
Описание: В цирке работает клоун, он надувает шарики с ребусами, следует разгадать ребусы: стул, гроза, тигры, крот, дым, почка, юля, лак.
Цель: активизировать и обогащать активный и пассивный словарь детей, повысить уровень владения грамматическими конструкциями, совершенствовать умение связно, последовательно излагать свои мысли.
Материал: бумага, самоклеющая плёнка, цветная бумага, клей, трафареты фигурок.
Цель: Отрабатывать умение различать вверх, вниз, между, слева – справа, работать над зрительно – моторной координацией рук и аккуратностью, точностью выполнения. Научитесь понемножку играть в быстрые ладошки. Важно строго по порядку всё быстрее, без оглядки, все упражнения показать.
Дети упражняются в согласовании числительного и прилагательного с существительным.
Материал: трафареты фигурок, самоклеющая плёнка, картон, клей.
Цель: обучение рассказыванию по картине, развитие связной речи.
Цель: знакомство с образом сказочной птицы в русском фольклоре и других народов мира, развитие эстетического отношения к действительности, фантазии, укрепление межпредметных связей (литература). Составление рассказов по памяти и по представлению.
Материал: самоклеющая плёнка, цветная бумага, картон, клей.
Таким образом, влияние коррекционно-развивающей среды создаёт возможности для успешного устранения речевого дефекта, развивает творческие способности у детей.
5. Изучение новинок учебно-методической литературы.
1. Оснащение кабинета игровым материалом.
2. Участие в работе ПМПк.
4. Посещение открытых занятий педагогов старшей,
1. Семинар на базе МДОУ «Центр развития ребенка – детский
2. Работа над темой по самообразованию.
3. Участие в подготовке речевого материала к новогодним
4. Обновление наглядных пособий для ведения логопеди-
1. Отчет за первое полугодие учебного года.
2. Анализ работы учителей – логопедов района.
4. Консультация для воспитателей: «Артикуляционная
1. Методическое объединение на базе МДОУ «Детский сад"
2. Участие в работе медико-психолого-педагогического
3. Консультация для воспитателей средних групп:«Работа
воспитателя по автоматизации звукопроизношения у
4. Выставка новинок логопедической литературы.
1. Посещение открытых занятий воспитателей.
2. Подготовка документации для детей, направленных на ПМПК.
1. Отчет работы методического объединения учителей-логопедов за учебный год
2. Анализ работы за учебный год. Подведение итогов работы. Отчет.
3. Подготовка рекомендаций для дальнейшего пребывания детей, зачисленных на логопункт.
Годовой план учителя-логопеда Годовой план работы учителя-логопеда Букаловой О. А. на 2012 /2013 учебный год Организация логопедической работы Оформление необходимой.
План коррекционно-логопедической работы в течение учебного года План работы логопедической службы на 2012 – 2013 уч. год Диагностика • Первичное обследование детей • Повторное обследование состояния.
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Кр а т к о е о п ис а ние
Ло г опедически й к а бин е т об щ е й п л о щ ад ь ю – 12 кв . м . В к аб ин е т е п р е д у см о трено 6 р а бочих м ес т дл я п о д г р у п по в ой р а бо т ы с д ет ь м и и 2 м е с т а д л я и нд и в и д у ал ь н ых з а няти й .
В ло г оп е дическом ка б инете п ровод я т с я п одг р у пповые и ин ди в и д у альн ы е з а н я тия с д е т ьми дошк ол ьн о г о в озраста 5 - 7 л ет с об щ и м н е д о р аз в и т и е м р е чи .
П л а н л о г о п едиче ск о го к а б инета
О с нащение к аб ин е т а
Н аи ме н о в а ние
Ко л иче с т в о
Шкаф для пособий
Стол круглый детский
Ст у л де т с к ий
Д о с ка м а г н и т на я
З е ркал о нас т ен н ое
З е ркал о ин д ив и д у а л ьн ое
Ла м п а наст е н н а я
Набор магнитных букв
Постановочные логопедические зонды
Набор одноразовых марлевых салфеток
О с но в ные н а п р а в л ения ра б о ты в л о г о п ед и че с к о м кабинете
л о гоп е диче с кое о б с ле до в ан ие д ете й ;
с о с т авл е ние и нди в и д у альн ы х п л а нов коррекци о нно – ло г оп е дической р а бо т ы с у чѐт ом ди а г н остики и л ого п е дическ о г о за к лючения;
п ро в е д е ние к о рр е кц ионно г о пр о це с с а: пр ов е дени е инди в и д у альн ы х и п о д г р у пповых занят и й;
к о нс у л ь ти р ов а н и е п ед а г о г о в и р о д и т ел е й; ве д ен и е л огоп е д ич е ской до к у ме н т а ции.
Программы обучения
П о ме щ ение л о г о п е д и че с ко г о к а б ин е т а у с л овно р а з д е л ено на б л о к и
1 . Диагн о с т и ческий б л о к
2 . О р га н из а ц и о н н ы й бло к
3 . Бл о к а н ал и з а и п л анир о в а ния кор р е кц и о н ной ра б о т ы
4 . Бл о к о п т ими з а ц ии к о рр е кц и о нно – п еда г о гиче с ко г о п р оцесса
З она разви т и я а рт и к у л я цио нн о й м от орик и , п о с тан о в к и , ав т о ма т изац и и и ди ф ф е р е н ц иации зв у к о в
З она разви т ия ф о н е мат ич е с к ог о сл у ха
З она р азви т ия реч е в ог о д ы х ан и я и г о л о с а
З она фо р м и ров а н ия слог о во й с тр у кт у р ы сло в а
З она р азви т ия м е л к о й м о т орики, г р а фических н а в ы к ов
З она ф о рмиро в а ния л ексико - г ра м м ат и че с ко г о с т р оя р е ч и и з о на
р аз в и т и я с в я з н о й р е чи
З она по д г о т ов к и к о б у че нию г р ам о т е
З она р азви т ия пс и хол о г ичес к ой б а зы речи
З она н агляд н ы х по с обий
5 . На у ч н о – методич е ск и й б лок 6 . Бл о к к о н т р оля
Диагн о с т и ческий б л о к
(м а тери а л ы д л я л о г о п е д ического обсле д о в ан ия)
Н аи ме н о в а ние
Об с л е д о в а н ие фонемати ч е с к ог о в о с пр и ят ия , фо н е м а т ичес к ог о а н ал и за и с и н те з а, фо н ем а тических п р е д с т авле н и й
Об с л е д о в а н ие с л о го во й с т р у к т у ры с ло в а Об с л е д о в а н ие с л ов а р я
Об с л е д о в а н ие г р а м мат ич е с к ог о строя р еч и С а м ос т оя т ельна я речь
Д и а гн о с тическ и й м ат е риа л д ля о бсле д ования диф ф ере н циации з в у к о в
И з у че ние импр е с с и вно й с т о роны речи Л е кс и чес к о г о р а з ви тия
Об с л е д о в а н ие м о то р ики а р т ик у ляц ио н н о г о а п п а р а т а И з у че ние про и зн о с и т ель н ой с то р о ны р ечи
Об с л е д о в а н ие с о с то я н ия ф о н е матическ о го сл у х а
И з у че ние с фо р м ированн о с т и сл о г о в о й с т р у к т у р ы сло в а Иссл е д о в ание с вя з н о й речи
Ка р т ы ло г опедич е с к о г о о б с л е д о в а н и я
О р га н из а ц и о н н ы й бло к
( бл о к, о р гани з у ющий ра б от у л о гоп е д а, д ок у ме нт ация л о гоп е д а )
Н аи ме н о в а ние
Пас п ор т л о го пед и ч е ск о г о к аб и н е т а
Д о к у ме н т ы, р е гл а ме н т и р у ющи е р а бо т у л о г оп е дическ о г о к а б инет а Д О О (до л ж н о с тн ые и н с т р у к ц ии)
Но рм а т ивно – п р авовая б а з а. З а к о ны Р Ф .
Пр о т околы ПМПК
Табель у чѐта по с е щае м ости лог о педических з а ня т и й
Цик л огра м м а у ч и те л я - ло г оп е д а
Ре г ламе н т о б р а з ов а тел ь н о й деятель н о с ти
Бл о к а н ал и з а и пл анир о в а ния кор р ек ц и о н ной ра б о т ы
Ана л из р е з у л ь тат о в о бследов а н и я р е ч и д ет е й ( диа г ности ч е с к и е ма т ери а лы)
Г о д овой п л а н ко р р е к ц и о но – л о г опеди ч ес к ой ра б о т ы
Ре ч евые к а р т ы д е т е й г р у ппы
Ин ди ви д у ал ь н ые п л ан ы ко р р е к цион н о – л о гопе д и ч еской р а бо т ы
П л ан р а бо т ы ло го п е д а с р од и т е л ями
П л ан р а бо т ы с п е д а г о г а м и г р у пп ы
Тематический план учителя - логопеда
Перспективный план учителя - логопеда
Ка л е н д ар н ы й план у ч ит еля - л о г о п еда
План подгрупповых занятий
План индивидуальной работы с детьми
Тет р а д ь пр о т око л ов пе д а г о г ичес к и х с о в ет о в
Тет р а д ь вз а и м од е й с твия ло г опеда и в о с п и т а т ел е й г р у п п ы
Бл о к о п т ими з а ц ии к о рр е кц и о нно – п еда г о гиче с ко г о п р оцесса
З она ра з в ития а р т ик ул я ц ионн о й мо то рики и м имик и , п ост а н о в к и, ав т о м атизац и и и ди ф ф е р е н ц иации зв у к о в
З она разви т ия ф о н е мат ич е с к ог о сл у ха
З она р азви т ия реч е в ог о д ы х ан и я и г оло с а
З она фо р м и ров а н ия слог о во й с тр у кт у р ы сло в а
З она разви т ия м ел к о й м о т ори к и , граф и че с ких на в ы к ов
З она ф о р м и р ов а ния л екси к о - г рам м ати ч е с к о г о с т роя р е ч и и
р аз в и т и я с в я з н о й р е чи
З она по д г о т ов к и к о б у че нию г р ам о т е
З она р азви т ия пс и хол о г ичес к ой б а зы р еч и
С од е р ж а н и е зо н ( матер и а л ы и пособ и я )
З о н а ра з в и т ия ар т ик у л я ц ио н н о й м ото р ики и м и мики, по с та н о в к и , а в тома ти з ации и д иф ф е р е н ц и а ц и и зву к ов
Н аи ме н о в а ние
Иг р ы и у п ра ж н е н и я д ля р а з в ития а р т и к у л я ц и о н н о й м о т о р и к и
На б ор к а р т ин о к д ля п о в е д е н ия а р т ик у ля ц и о нно й м о т ори к и
Ди д а к т ич е с кий м а т е р иал по и с правле н и ю н е д о стат к ов з в у к о прои з н о ш ен ия у дете й Г .А.Ка ш е, Т. Б . Ф и л ич е ва
Раб о ч ие те т р ади п о авто м а т и з ац и и зв у к о в:
Д о м а шняя т е т р а дь дл я л о гоп е д ичес к и х з ан я т ий с д е тьми з в у ки Ч , Щ
Д о м а шняя т е т р ад ь дл я ло г оп е д и чес к и х з а н я т и й с де т ьми з в у ки Р ,РЬ
Д о м а шняя т е т р ад ь дл я ло г оп е д и чес к и х з а н я т и й с де т ьми з в у ки С , С Ь,З
Д о м а шняя т е т р ад ь дл я ло г оп е д и чес к и х з а н я т и й с де т ьми з в у ки Ж , Ш
Д о м а ш няя т е т р ад ь дл я ло г оп е д и чес к и х з а н я т и й с де т ьми з в у ки Л
Д о м а шняя т е т р ад ь дл я ло г оп е д и чес к и х з а н я т и й с де т ьми з в у ки Л Ь
Н.В. Н о в от о рцева :
Р а боч а я т ет р а д ь п о ра з ви т ию речи на з в у ки ( Ш , Ж) Р а боч а я т ет р а д ь п о ра з ви т ию речи на з в у ки (Л, Л Ь) Р а боч а я т ет р а д ь п о р а з в и т и ю р е чи н а з ву ки ( З, З Ь,Ц) Р а боч а я т ет р а д ь п о ра з ви т ию речи на з в у ки ( Ч ,Щ)
З о н а р а з в и т и я ре ч ев о г о ды х а н ия и г о л о с а
Консультации для родителей:
Словесные игры для детей старшего возраста
Предупреждение заикания у детей
Игры с детьми дома для развития грамматического строя речи и словообразования
Обучение детей грамоте в дошкольном возрасте
Игры и упражнения, способствующие развитию речи
Как подготовить ребенка к школе
Посещение занятий воспитателей
Октябрь, февраль, апрель
Посещение занятий музыкального руководителя
Октябрь, февраль, апрель
Посещение занятий психолога
Сентябрь, январь, май
Посещение занятий инструктора ЛФК
Сентябрь, январь, май
Оформление кабинета к учебному году и смотру
Изготовление дидактических пособий и игр
Пополнение методической литературы
Приобретение технических средств обучения
План развития логопедического кабинета
Мероприятия
Сроки
Научно-методическое обеспечение:
1. Изучение и внедрение в практику работы с детьми с ТНР программы Ю.Н. Кисляковой
2. Приобретение и изучение новинок методической литературы по проблеме развития и коррекции речи детей дошкольного возраста
В течение периода
3. Курсовая переподготовка.
В течение учебного года
Развитие материально-технической базы:
1. Приобретение дидактических игр и пособий по всем направлениям коррекционно-образовательной работы с детьми
В течение периода
2. Изготовление игр и пособий для развития неречевых психических функций и мелкой моторики
3. Приобретение ТСО
4. Подбор стихов, рассказов для работы с детьми с использованием метода наглядного моделирования.
5. Участие в районном смотре-конкурсе логопедических кабинетов
6. Разработка схем, моделей для составления описательных рассказов, заучивания стихов и пересказа литературных произведений с использованием метода наглядного моделирования
В течение учебного года
В течение периода
7. Создание консультативного пункта для педагогов и родителей дошкольного учреждения
8. Разработка конспектов занятий по развитию речи для детей старшего возраста
В течение учебного года
9. Разработка конспектов занятий по обучению элементам грамоты
В течение учебного года
10. Разработка рекомендаций по использованию метода наглядного моделирования на занятиях по формированию элементарных математических представлений детей дошкольного возраста
Диагностика
- первичное обследование детей дошкольного возраста в ДОУ для выявления нуждающихся в помощи логопеда;
- углубленное логопедическое обследование детей с нарушениями речи;
- раннее выявление детей с проблемами в развитии;
- диагностика результативности коррекционно- педагогического / логопедического / процесса.
Коррекционно-развивающая работа с детьми
- коррекционно-развивающие занятия по развитию разных сторон речи.
- индивидуальная работа с детьми по постановке и автоматизации звуков.
Консультирование, информирование, просвещение родителей и педагогов
- составление плана просветительской работы с родителями;
- принятие решения о приглашении родителей / семьи / на консультацию;
- проведение консультаций, практикумов;
- оказание консультативной помощи по оформлению документов для РПМПК;
- оформление информационно- методических выставок;
- предоставление рекомендаций по ведению индивидуальных логопедических тетрадей.
Проведение психолого-медико-педагогических консилиумов
- постановка задач и разработка сценария консилиума;
- сбор диагностической информации, подготовка аналитических материалов;
- участие в консилиуме;
- реализация решений консилиума.
- зачисление детей на логопедические занятия в ДОУ;
- сдача списков детей в РПМПК, зачисленных на логопункт;
- комплектование подгрупп детей по проявлениям нарушений;
- направление на обследование в РПМПК детей с тяжелыми нарушениями речи для уточнения диагноза;
- составление сетки занятий и графика работы;
- составление перспективных планов индивидуальной и фронтальной работы;
- изучение медицинских карт.
Организационный / сентябрь – октябрь /
- первичная психолого-педагогическая и логопедическая диагностика детей с речевыми нарушениями;
- заполнение индивидуальных карт развития детей;
- организация и проведение психолого – медико – педагогических консилиумов.
- информирование о результативности диагностики, настрой родителей и педагогов на эффективную коррекционную работу с детьми.
- создание индивидуальных коррекционных программ помощи ребенку с нарушениями речи в ДОУ и семье;
- разработка программ групповой / подгрупповой / работы с детьми;
- проектирование программ взаимодействия специалистов ДОУ и родителей.
Основной / ноябрь – февраль /
- решение задач, заложенных в индивидуальных и групповых коррекционных программах;
- осуществление логопедического и психологического мониторинга;
- корректировка коррекционного влияния участников образовательного процесса.
- устранение у детей отклонений в речевом и психическом развитии.
Заключительный / март – май/
- оценка результативности коррекционной работы с детьми;
- определение коррекционно- образовательных перспектив выпускников ДОУ.
- решение о прекращении коррекционной работы с ребенком;
- изменение характера коррекционной работы или корректировка индивидуальных и групповых программ.
Диагностика речевого развития детей
___________________ логопедической группы __________________
20 ___ --- 20 ___ учебный год.
1 - Состояние понимания речи (импрессивная речь)
2 - Состояние лексики и грамматического строя речи
3 - Состояние фонематического восприятия
4 - Воспроизведение слоговой структуры слова
5 - Состояние звукопроизношения
6 - Состояние связной речи
Читайте также: