Кто такой граф миних в капитанской дочке кратко

Обновлено: 04.07.2024

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Перечитывая "Капитанскую дочку"

Да кто его отец?

Какую информацию мы имеем в своем распоряжении?

Нас же последние перемещения Миниха не интересуют, поскольку Петруша Гринев родился приблизительно в 1757 году (в год Пугачевского бунта Петруше пошел семнадцатый год). Стало быть, нас интересуют события, предшествующие 1741 году.

Итак, у нас есть весомые основания полагать, что Андрей Петрович Гринев был приближен к Миниху, а падение фельдмаршала, которого кроткая Елисаветъ Петровна считала опасным государственным преступником, и потому приговоренному к смертной казни - могло ударить (и весьма вероятно, что ударило) по карьере Андрея Петровича.

Что еще известно о биографии Андрея Петровича?

То, что он участник военных (одного или обоих) походов Миниха, каковых было два: в 1734-35 он командовал русскими войсками в Польше при возведении на престол короля Августа III , а затем был главнокомандующим во время Русско-турецкой войны 1736-1739 гг.

Мы вряд ли много ошибемся, если предположим, что родился Андрей Петрович Гринев где-то в 1716 - 1717 годах, и в возрасте 16 - 17 лет (рядовом для тогдашнего служилого дворянства) принял участие в походах Миниха или одном из них, о чем напоминал своему старому камраду генералу Андрею Карловичу Р.

Вот, какое письмо читает немец-генерал Андрей Карлович:

А кто был его отец? Как ни скупо, но Пушкин указывает и на это: отец Андрея Гринева пострадал вместе с Волынским и Хрущевым.

Такое миросозерцание вырабатывается не на покое в деревне, а в течение служивой, полной превратностей, жизни.

1. Служи верно, кому присягнешь.

2. Слушайся начальников.

3. За их лаской не гоняйся.

4. На службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся.

5. Береги честь с молоду.

Чеканные формулы, следуя которым только и возможно поддерживать государственный и военный ПОРЯДОК.

Повторимся: такое миросозерцание выковывается годами деятельной служивой жизни, а не в отставке.

Итак, чем же мог приглянуться Миниху – толковому и деятельному военачальнику и администратору - Андрей Петрович Гринев? Да очень просто: своим добросовестным отношением к службе!

Судя по всему, исключительно деловыми качествами.

Так что «спровоцировать Андрея Петровича на нежелательное новым властям высказывание было, скорее всего, нетрудно.

Андрей Петрович был, судя по всему, изрядный служака, остро переживавший необходимость подать в отставку и ревностно следивший за продвижением по службе своих бывших подчиненных:

Так ведут себя незаслуженно обиженные отставники, не растратившие своей кипучей энергии.

Уж на что был тих и кроток пушкинский Пимен, но и тот признавался:

Невольною дремотой обессилен,

Не сотворю молитвы долгой к ночи –

Мой старый сон не тих, и не безгрешен,

Мне чудятся то шумные пиры,

То ратный стан, то схватки боевые,

Да. Похоже, Андрей Петрович Гринев пострадал за близость – явную или мнимую – к Миниху. Не исключено, что тут приложили руку и его завистники. Шутка ли: подполковник в 24 года?!

В общем биография Андрея Петровича выглядит таковой: отец определил его в службу, и он начал тянуть офицерскую лямку в 17 лет, нюхая порох в походах Миниха.

Совершив благодаря своим высоким деловым и моральным качествам, стремительную карьеру, был тем не менее, незаслуженно был отставлен со службы в связи с падением Миниха, после чего поселился в своем имении.

Спустя некоторое время женился на дочери бедного тамошнего дворянина, которая родила ему девятерых детей, восемь из которых умерли во младенчестве.

Интересно, куда же дальше-то?

Одним словом, Андрей Петрович Гринев:

Служил верно, кому присягал.

За их лаской не гонялся.

На службу не напрашивался; от службы не отговаривался.

Берег честь с молоду.

Воспитал замечательного сына, сумевшего достойно и с честью решать возникавшие перед ним глубочайшие нравственные коллизии.

Каким образом он его воспитал?

А очень простым – ЛИЧНЫМ ПРИМЕРОМ.

Удивительное и увлекательное это дело - реконструировать биографии героев по разбросанным в пушкинском тексте многозначительным и едва заметным глазу деталям.

Граф Миних , был принят на службу ещё Петром-1 известен как полководец и политический деятель, с независимым поведением. Императрица Елизавета Петровна сослала Миниха в Сибирь, а Пётр III возвратил его в столицу. В 1762 году гвардейцы совершили переворот и убили царя. Граф же ушел в отставку,он не захотел служить незаконной власти .

Сказка учит тому, что нужно потрудиться и иметь интерес к вещами, чтобы мочь разбираться в сложных механизмах и развивать наблюдательность.

1914 год первая мировая война

Ответ:

некоторые слова от другого человека не сколько обидные для тебя сколько для твоей репутации.

Лучше всего их объединить. Тогда получатся слова, а их легко можно спеть.

Христофор Антонович Миних

Христофор Антонович Миних

Бурхард Кристоф фон Мюнних, он же Христофор Антонович Миних, родился ещё в 1683 году, успел на своём веку послужить и во французской, и в саксонской армиях. В Россию он попал во времена Петра I, потом даже был некоторое время генерал-губернатором Санкт-Петербурга и немало потрудился в северной столице как гидролог, осушив для застройки города целые районы и наладив судоходство на Неве.

При Анне Иоанновне он также прославился как полководец, основал Сухопутный Шляхетский корпус и два новых гвардейских полка (в числе которых — Измайловский). Участвовал в нескольких крупных походах, в том числе в войнах с Польшей и Турцией.

При Елизавете Петровне против Миниха был выдвинут ряд обвинений. Целых 20 лет фельдмаршал провёл в сибирской ссылке, откуда его вернул Пётр III. Поэтому, когда в 1762 году в результате дворцового переворота на трон взошла Екатерина II, Миних ещё некоторое время сохранял тесные отношения с прежним императором и даже советовал тому бежать в Ревель.

Императоры императорами, а арифметика у нас получается занимательная. Выходит, что папаша Гринёв вынужден был выйти в отставку в 1762 или 1763 году, поселился в своей Симбирской деревне, женился… А осенью 1773 года его сын, которому семнадцатый год от роду, уже гоняет по степям Пугачёва.

 Добросердов Дмитрий Александрович / Недоросль. Эскиз костюмов

Добросердов Дмитрий Александрович / Недоросль. Эскиз костюмов

Герои повести — Петруша Гринёв, Маша Миронова и их родители превращаются в портреты из истории русского дворянства XVIII столетия. Очень характерно показывающие эту историю в движении. Дальше начинается совсем интересное.

Для старшего поколения смысл жизни здесь — служба. Она разная: кто-то продвигается вверх по табели о рангах, кому-то важнее приучить жену к звуку стреляющей пушки. Но других вариантов старшее поколение, прочно усвоившее петровские заветы, для себя не мыслит.

Глубокая трещина в этой логике появляется у Гринёва-отца. Присягнув одному государю, через некоторое время он оказывается перед мучительным выбором, что главнее: совершившийся факт перемены власти, или российские законы, по которым Екатерина Вторая могла быть не императрицей, а только регентшей.

0011-011-Urok-Kapitanskaja-dochka

Однако, если мы посчитаем, что Пушкин зачем-то включил в своё сочинение ещё и лекцию по теории литературы, то, вероятно, ошибёмся. Очень настораживает упоминание в связи со всей этой теоретической дискуссией… Сумарокова.

0012-012-Urok-Kapitanskaja-dochka

Более того, драматурга, женившегося вторым браком на бывшей своей крепостной, в это время начинают преследовать и в конце концов разоряют родственники первой жены. Пытающемуся восстановить на московской сцене одну из своих ранних пьес Сумарокову организуют мощный театральный провал; причём зачинщиком этой травли выступает сам московский генерал-губернатор.

Похоже, общение с Пугачёвым особым образом сказалось на привычке Петра Андреевича Гринёва выбирать знакомства. И уж, конечно, с автором пьесы о Самозванце пушкинскому герою было что обсудить.

В системе нравственных ценностей, отражённых в повести, на первом месте стоит честь. Честь — понятие сложное. Можно сказать о чести человека вообще, о чести России, дворянской чести, чести фамилии, личной чести конкретного человека. Пословица “Береги честь смолоду”, вынесенная в эпиграф, говорит о чести во всей её многомерности, прежде всего о той, которая достаётся человеку от предыдущих поколений. А.С. Пушкин был убеждён, что высшие проявления чести можно понять только тогда, когда проникнешься уважением к чести семейной. Семейная честь — это общественная оценка семьи, это фамильная святыня. “По отцу и сыну честь”. Место человека в обществе определялось не только личными заслугами, но и уважением к его предкам. Цель записок Петра Андреевича Гринёва — дать своим потомкам представление о чести семьи, рассказать о трудностях, с которыми удалось сохранить честь в жестокие эпохи, и призыв беречь её в новом, XIX веке.

Представителям каждого поколения Гринёвых приходилось защищать честь, потому что в семье существовала традиция не прогибаться под властью порока. Сначала пращур отца “умер на лобном месте, отстаивая то, что почитал святынею своей совести”. Затем при правлении Анны Иоанновны пострадал дед Петра Гринёва, оказавшийся замешанным в заговоре против Бирона. Потом и отцу пришлось защищать честь семьи. Поэтому не было случайностью, что свои записки Пётр Андреевич Гринёв начал с описания судьбы отца: “Отец мой, Андрей Петрович Гринёв, в молодости своей служил при графе Минихе и вышел в отставку премьер-майором в 17.. году. С тех пор жил он в своей Симбирской деревне, где и женился на девице Авдотье Васильевне Ю., дочери бедного тамошнего дворянина”.

“В то время воспитывались мы не по-нонешнему”. С этой фразы начинается рассказ о воспитании Петруши, которым руководил его отец. Оно отличалось крайним либерализмом. “Я жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками”. Дядькой назначили стремянного Савельича. Но под влиянием моды был выписан в качестве учителя и француз Бопре. Отец не следил за успехами в учении, полагая, что главным является не образование, а воспитание. Стоило Бопре показать свою нравственную распущенность, как Андрей Петрович с позором изгнал его из имения.

Центральное место занимает наказ Андрея Петровича Гринёва сыну при расставании. В нескольких по-суворовски чеканных фразах Гринёв сформулировал кодекс чести служащего дворянина: “Служи верно, кому присягнёшь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду”. В этих словах Гринёва-отца выражена система его жизненных приоритетов, представление о месте и роли человека в обществе. Долг дворянина — служить Богу, Родине, императрице, начальству, заботиться о семье, чести, чистой совести. Служба, как и в церкви, приобщает к высшим ценностям. С точки зрения Гринёва-отца, присяга — святое, чем нельзя поступиться. Присягу Андрей Петрович Гринёв принимал перед императором Петром III и остался верен ему до конца. Но его сын Пётр будет принимать присягу уже перед императрицей Екатериной II и тоже должен будет служить ей до конца. В армии начальники имеют абсолютную власть над подчинёнными. Гринёв-отец предупредил сына: не следует обожествлять начальников, их нужно только слушаться, потому что дворянин не имеет права превращаться в холопа. Службу нельзя превращать в средство для карьерного роста и обогащения, она должна быть выше чьих-либо личных, корыстных интересов.

А ндрей Петрович Гринёв предстал перед мысленным взором Петра в вещем сне. Сон приснился в тот момент, когда Пётр был в дороге. Дорога — символ жизненного пути человека, общества, страны, человечества. “Мне приснился сон, которого никогда не мог я позабыть и в котором до сих пор вижу нечто пророческое, когда соображаю с ним странные обстоятельства моей жизни. Читатель извинит меня: ибо, вероятно, знает по опыту, как сродно человеку предаваться суеверию, несмотря на всевозможное презрение к предрассудкам”.

Момент для сна выбран не случайно. Петруша, покинув отчий дом, предался греху. Он напился, проиграл много денег, незаслуженно обидел Савельича, не захотел считаться с мнением бывалых людей и легкомысленно поехал в Оренбург, несмотря на приближающийся буран, и чуть сам не погиб и не погубил своих спутников. Буран в степи — это символ разгула страстей в душе Петра. В этой буре Пётр потерял жизненные ориентиры: “Мне казалось, буран ещё свирепствовал и мы ещё блуждали по снежной пустыне. ” Во время метели вдруг обозначился некий Вожатый, которому Пётр доверил свою судьбу. Природа этого Вожатого двойственна — это и “волк”, и “человек”. Мужик с чёрной бородой словно вышел из самого бурана, олицетворяющего торжество “тёмных” сил — бесов, которые овладели душой человека.

При столкновении с тёмными силами Петра Гринёва спасает возвращение в отчий дом, к своему отцу: “Вдруг увидел я ворота и въехал на барский двор нашей усадьбы”. Образ отца в этом эпизоде обретает многие смыслы. Во-первых, это Бог, который вершит Божий суд над грешниками; во-вторых, батюшкой простые люди называли царя, а в контексте произведения это будет верховная власть, которая будет судить Петра за сношения с Пугачёвым; в-третьих, это Андрей Петрович Гринёв, родной отец Петра, который готов будет проклясть сына за измену. “Первою мыслию моею было опасение, чтоб батюшка не прогневался на меня за невольное возвращение под кровлю родительскую и не почёл бы его умышленным ослушанием”. В-четвёртых, во сне роль отца принял на себя мужик с чёрной бородой; впоследствии выяснилось, что это был Пугачёв. Таким образом Андрей Петрович Гринёв оказался связанным с Пугачёвым.

Во сне Пётр видит мать, которая предрекает возможную вечную разлуку Петра с отцом, а вместе с ним — разлуку с теми праведными началами жизни, которые олицетворял отец. Петруша готов принять отцовское благословение. В православной России обряд благословения имел сакральный смысл: тот, кого благословляли, приобщался к миру того, кто благословлял. В идеале это прощение грехов, обретение Божественной благодати.

Э пизод с вещим сном заставляет по-новому рассмотреть и наказ Андрея Петровича сыну. В записках читаем: “Родители мои благословили меня”. Следовательно, перед отъездом Пётр уже получил благословение, а мужик с чёрной бородой хотел, чтобы Пётр совершил предательство по отношению к родителям. Если мужик — воплощение Дьявола, то Андрей Петрович Гринёв в эпизоде расставания — воплощение Бога. Наказ Петру — это наказ самого Бога, но переданный устами Гринёва-отца.

Очень важным для характеристики Андрея Петровича является его ответное письмо по поводу женитьбы Петра на Маше Мироновой. В очередной раз речь шла о благословении. Отец отказался благословить молодых людей на брак, потому что Пётр, с точки зрения отца, не достоин быть офицером. Страсти вновь овладели Петром, и он оказался в стане Дьявола. Отец сурово судит своего сына. Так начинается в произведении тема суда: сначала суд отца, затем суд Пугачёва и военно-полевой суд, суд императрицы и Божий суд: “…Не только моего благословения, ни моего согласия дать я тебе не намерен, но ещё и собираюсь до тебя добраться да за проказы твои проучить тебя путём, как мальчишку, несмотря на твой офицерский чин; ибо ты доказал, что шпагу носить ещё не достоин, которая пожалована тебе на защиту отечества, а не для дуелей с такими же сорванцами, каков ты сам. Немедленно буду писать к Андрею Карловичу, прося его перевести тебя из Белогорской крепости куда-нибудь подальше, где бы дурь у тебя прошла. Что из тебя будет? Молю Бога, чтоб ты исправился, хоть и не смею надеяться на Его великую милость”. Исправление Петра отец связывал с Божьей милостью.

Письма Гринёва-отца Петруше и Савельичу показали, что он был горяч, бескомпромиссен и сам часто находился во власти страстей. В ответном письме Савельич укорил барина во вспыльчивости и посмел учить его, потому что истина важнее барского гнева и обиды холопа.

Читайте также: