Старение и старость как социальная и психологическая проблема кратко

Обновлено: 04.07.2024

Рубеж между зрелостью и старостью — это уход на пенсию, окончание профессиональной деятельности. Уход на пенсию часто порождает кризис.

Во-первых, нарушается сложившийся уклад жизни, режим. Во-вторых, человек чувствует возможность принести пользу, он полон сил, но они не востребованы. Этот кризис усугубляется тем, что вырастают внуки, начинают жить своей жизнью. Начинается процесс биологического старения. Убывают силы, снижается память и ухудшается функционирование органов чувств.

Э. Эриксон выделил две основные линии развития человека в этот период. Эгоинтеграция — соединение и оценка всех прошлых стадий развития личности. Человек оценивает свою жизнь, профессиональные достижения, общественные отношения, брак и семью. Согласно Эриксону, — это значит, что человек прошел все этапы и достиг мудрости. Если человек не удовлетворен своей жизнью и ее результатами, то на последнем этапе у него не может быть эгоинтеграции. Следовательно, это порождает страх перед смертью, возникает сожаление о прошлом.

34. Развитие личности в условиях депривации

В зависимости от лишений человека выделяют различные виды деприваций – материнскую, сенсорную, двигательную, психосоциальную и другие

Материнская депривация. Нормальное развитие ребенка в первые годы жизни связано с постоянством ухода за ним как минимум одного взрослого человека. В идеале – это материнский уход.

Отсутствие или нарушение материнской привязанности, связанное с насильственным отделением матери от ребенка, приводит к его страданию и негативно отражается в целом на психическом развитии. В ситуациях, когда ребенок не разлучен с матерью, но недополучает материнскую заботу и любовь, также имеют место проявления материнской депривации. В формировании чувства привязанности и защищенности определяющее значение имеет телесный контакт ребенка с матерью, например, возможность прижаться, ощутить теплоту и запах материнского тела Материнская депривация формирует тип личности ребенка, характеризуемый безэмоциональностью психических реакций. Психологи различают характеристики детей, от рождения лишенных материнского ухода и детей, насильственно отделенных от матери после того, как эмоциональная связь с матерью уже возникла. В первом случае (материнская депривация от рождения) формируется устойчивое отставание в интеллектуальном развитии, неумение вступать в значимые отношения с другими людьми, вялость эмоциональных реакций, агрессивность, неуверенность в себе. В случаях разрыва с матерью после сложившейся привязанности у ребенка начинается период тяжелых эмоциональных реакций. Специалисты называют ряд типичных стадий этого периода – протест, отчаяние, отчуждение. В фазе протеста ребенок предпринимает энергичные попытки вновь обрести мать или человека, осуществляющего уход. Реакция на разлуку в этой фазе преимущественно характеризуется эмоцией страха. В фазе отчаяния ребенок проявляет признаки горя. Ребенок отвергает всяческие попытки ухода за ним других людей, длительное время безутешно горюет, может плакать, кричать, отказываться от пищи.

Сенсорная депривация. Пребывание ребенка вне семьи – в интернате или другом учреждении зачастую сопровождается переживанием им недостатка в новых впечатлениях, называемого сенсорным голодом. Обедненная среда обитания вредна для человека любого возраста Исследования состояний спелеологов, подолгу находящихся в глубоких пещерах, членов экипажей подводных лодок, арктических и космических экспедиций (В.И.Лебедев) свидетельствуют о значительных изменениях в общении, мышлении и других психических функциях взрослых людей. ля детей, переживающих сенсорную депривацию, свойственно резкое отставание и замедление всех сторон развития: неразвитость двигательных навыков, неразвитость или несвязанность речи, торможение умственного развития.

Двигательная депривация. Резкое ограничение возможности движения в результате травм или болезней обуславливает возникновение двигательной депривации. В нормальной ситуации развития ребенок ощущает свою способность влиять на окружающую среду посредством собственной двигательной активности. Манипулирование игрушками, указательно-просительные движения, улыбка, крик, произнесение звуков, слогов, лепетание – все эти действия младенцев дают им возможность на собственном опыте убеждаться в том, что их влияние на окружение может иметь осязаемый результатНеспособность изменять окружающую среду обуславливает возникновение фрустрации и связанных с ней пассивности или агрессии в поведении детей. Ограничения детей в их стремлении бегать, лазать, ползать, прыгать, кричать приводят к возникновению тревожности, раздражительности, агрессивному поведению.

Эмоциональная депривация. Потребность в эмоциональном контакте – одна из ведущих психических потребностей, оказывающих воздействие на развитие психики человека в любом возрасте. «Эмоциональный контакт становится возможным только тогда, когда человек способен к эмоциональному созвучию с состоянием других людей. К примеру, присутствие большого количества разных людей ещё не закрепляет эмоционального контакта ребёнка с ними. Факт общения с множеством разных людей часто влечет за собой возникновение чувств потерянности и одиночества, с которыми у ребёнка связан страх.

Дети, лишенные семейного воспитания и связанной с ним эмоциональной привязанности, терялись в ситуациях, когда их окружало эмоциональное тепло, праздник производил на них гораздо меньшее впечатление, чем на эмоционально контактных детей. После возвращения из гостей, дети из детских домов, как правило, прячут подарки и спокойно переходят к привычному образу жизни. Семейный ребенок обычно долго переживает праздничные впечатления.

35. Индивидуальные различия в развитии. Отставание в развитии. Задержка психического развития.

Проблема индивидуальных различий в интеллектуальном развитии ребенка стоит достаточно остро как в психологической науке, так и в образовательной практике. Анализ зарубежных исследований показывает, что можно выделить несколько основных подходов к данной проблеме в соответствии с различными аспектами рассмотрения интеллектуального развития ребенка.

Индивидуально-психологические различия (психических процессов) — характерные особенности психических процессов, состояний и свойств, отличающих каждого человека от других людей. И.-п. р.- объект дифференциальной психологии и дифференциальной психофизиологии.

.-п. р. отличаются по индивидуальной стабильности, генотипичности. Они могут изменяться в ходе возрастного развития, в результате обучения и тренировки. Психологические различия могут отражать индивидуальные особенности человека, то есть, такие его свойства, которые четко отличают индивида от других людей. Они могут быть устойчивы и существенны для целого континуума обстоятельств деятельности (например, черты характера), или могут быть существенны лишь для определенных условий ( как сила нервной системы в экстремальных ситуациях), или могут оказаться совсем несущественными для целостной характеристики личности. Интериндивидуальные вариации комплексов психологических различий могут соотноситься со свойствами индивида как природными, индивидуально-стабильными, конституциональными, генотипическими характеристиками, составляющими важный компонент внутренних условий взаимодействия человека с миром

Проблемы И.-п. р. имеют не только теоретическое, но и важное практическое значение. Знание законов формирования и развития И.-п. р. прежде всего необходимо для разработки научных основ индивидуального подхода в обучении и воспитании, в решении вопросов профпригодности и профориентации, для профилактики и психотерапии психосоматических расстройств

Отставание в развитии - это недостаточный уровень развития ребенка в сравнении со среднестатистическим в данном обществе. Чаще всего отставание в развитии имеет прямую связь с органическими поражениями мозга, которые могли образоваться в период беременности или родов. Также это могут быть дети с минимальной мозговой дисфункцией (ММД).

Кроме того, отставание в развитии может носить социально-педагогический характер - это и неблагополучный социально-психологический климат в семье, и скудное развитие ребенка, и тяжелые условия существования, в которых пребывает семья, и многое другое. Замедление темпа психического развития ребенка может быть вызвано педагогической запущенностью, задержкой психического развития, обусловленной определенной органической недостаточностью центральной нервной системы, а также общим недоразвитием мозговых структур, ведущим к различным формам умственной отсталости. Умственная отсталость, в отличие от задержки психического развития, носит необратимый характер, так как в этом случае стойкое нарушение познавательной деятельности обусловлено органическим поражением или недоразвитием коры головного мозга. У детей-олигофренов нарушения сложных психических функций обнаруживаются на протяжении всего их развития, причем на каждом возрастном этапе они принимают разные формы. У детей же с нарушением темпа развития задержки психического развития в дальнейшем преодолеваются (С.Я. Рубинштейн, 1990; В.В. Лебединский, 1985).

Таким образом, очевидно, что своевременно начатая коррекционная и развивающая работа с детьми, имеющими нарушения темпа психического развития, оказывается весьма плодотворной, причем, чем раньше она начата, тем лучшим оказывается результат.

Педагогическая запущенность – это такое отставание в развитии ребенка, которое обусловлено условиями его жизни и воспитания. Длительный дефицит информации, отсутствие психической стимуляции в сензитивные периоды может привести к резкому снижению потенциальных возможностей психического развития ребенка. Тем не менее при правильном и своевременном индивидуальном подходе к такому ребенку, достаточной интенсификации развивающих занятий эти дети легко могут догнать своих сверстников.

Задержка психического развития (ЗПР) – синдром временного отставания развития психики в целом или отдельных ее функций, замедление темпа реализации потенциальных возможностей организма, часто обнаруживается при поступлении в школу и выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, малой интеллектуальной целенаправленностью, преобладании игровых интересов, быстрой пересыщаемости в интеллектуальной деятельности

У дошкольников с задержкой психического развития наблюдается отставание в развитии эмоций, наиболее выраженными проявлениями которого являются эмоциональная неустойчивость, лабильность, слабость волевых усилий, несамостоятельность и внушаемость, отмечается состояние беспокойства, тревожность, личная незрелость в целом, легкость смены настроений и контрастных проявлений эмоций. Они легко и, с точки зрения наблюдателя, часто немотивированно переходят от смеху к плачу и наоборот.

Отмечается нестойкость к фрустрирующим ситуациям. Незначительный повод может вызвать эмоциональное возбуждение и даже резкую аффективную реакцию, неадекватную ситуации. Такой ребенок то проявляет доброжелательность по отношению к другим, то вдруг становится злым и агрессивным. При этом агрессия направляется не на действие личности, а на саму личность. [17]

Эмоциональная лабильность проявляется в неустойчивости настроений и эмоций, быстрой их смене, легком возникновении эмоционального возбуждения или плача, иногда — немотивированных проявлениях аффекта. Нередко у детей возникает состояние беспокойства.

Неадекватная веселость и жизнерадостность выступают, скорее, как проявление возбудимости, не умения оценить ситуацию и настроение окружающих.

Определяя более или менее успешно по внешнему выражению эмоции других людей, дети с задержкой психического развития часто затрудняются охарактеризовать собственное эмоциональное состояние в той или иной ситуации. Это свидетельствует об определенном недоразвитии эмоциональной сферы, которое оказывается довольно стойким.

Значительным своеобразием отличается развитие личности детей рассматриваемой категории. Для них характерна низкая самооценка, неуверенность в себе (особенно у школьников, которые какое-то время до специальной школы обучались в школе общего назначения).

В общении со сверстниками они часто не находят общего языка, так как язык слишком эмоционален, редко может удержать роль. Компенсаторно-эмоциональные реакции могут быть как по интрапунитивному, так и по экстрапунитивному типу, часто возможен смешанный тип реагирования.

Таким образом у детей с задержкой психического развития наблюдается отставание в развитии эмоциональной сферы, что в свою очередь влияет на развитие основных компонентов познания: на ощущение, восприятие, память, мышление.

В результате неблагополучия в сфере межличностных отношений у детей создается отрицательное представление о самом себе: они мало верят в собственные способности и низко оценивают свои возможности.

старение

Проблемы старения и старости занимали умы различных философов и мыслителей с давних времен. Сейчас этим занимается наука геронтология.

Старение это естественный этап в жизни любого живого существа. Человек, достаточно сложный организм, включающий в себя не только физическое старение, но и изменение психологического состояния в связи с вступлением в этап старости.

Возрастные рамки старости меняются с развитием общества. В современной обществе, согласно геронтологии, этот возрастной период начинается с 60-65 лет.

Психологические особенности старения

В идеале выделяют 3 вида старости: физическая (естественное угасание активности, изнашивание внутренних органов), социальная (выход на пенсию, ограничения социальных контактов) и психологическая.

Психологическая старость, как ни странно, может не совпадать с физической или социальной. В зависимости от характера, темперамента, уровня интеллекта и накопленного жизненного опыта имеет совершенно разные направления развития.

Психологическое старение может еще зависеть от пола, нации, вероисповедания.

Выделяются следующие особенного старости психологической:

1. Снижение интеллекта и ригидность мышления

Мыслительные функции снижаются, мышление становится более медленным. Человек меньше стремится к получению новых знаний и умений. Боится всего нового. Выход на пенсию и потеря работы, так же способствуют снижению мыслительной активности.

2. Сужается восприятие, снижается память и внимание

Особенно здесь можно выделить нарушение восприятия болезни. В старости человек больше склонен "уходить" в болезнь. Нарушается внутренняя картина болезни, и человек получает уже психосоматику. От невозможности запоминать и концентрироваться, как раньше, у пожилого человека снижается самооценка, могут ухудшиться взаимоотношения с более молодыми родственниками, падает социальная активность.

3. Психомоторные реакции

Моторика мелкая и крупная становится более медлительной, и не такой точной. Идет угасание реакций. Движения становятся скованными и не синхронными. От состояния мелкой моторики зачастую зависит и состояние психических функций.

Психоэмоциональные проблемы старения и старости

В период старения человека эмоциональная сфера также претерпевает ряд изменений: адаптивная способность снижается; все новое поддается понимаю тяжело, и требует усилий; старение отрицается и не воспринимается, как положительный этап жизни.

Происходит смена жизненных ориентиров. Дети вырастают, исчезает работа - появляется слишком много свободного времени. В обществе существующие стереотипы, что "старость не радость", старики нечего не могут также вносят свой вклад в эмоциональное состояние пожилых людей.

Все это может приводить к апатии, депрессии, отчуждению, закрытости, холодности. Происходят изменения характера. Усиливаются отрицательные черты, такие как обидчивость, ворчливость, тревожность, недоверчивость, чрезмерная экономность.

Старость связана с утратами. Пожилой человек остро переживает утраты коллег, ровесников, близких людей, супруга. И, это крайне негативно сказывается на эмоциональном состоянии. Все чаще и чаще человек начинает возвращаться в прошлое, живет воспоминаниями и уходит от реальности. Происходит анализ всей жизни, и многих он не устраивает.

Главная психологическая проблема старения связана с внутри-личностный кризисом. Здесь важно внимание и поддержка со стороны близких людей. Их терпение и забота. Если необходимо, то психологическая помощь.

Однако, так происходит не у всех. Те, кто воспринимает старение, как неизбежную часть своей жизни, и принимает изменения в себе, вполне могут быть активными социально и физически, развиваться и получать новые умения, быть эмоционально- устойчивыми.

Старость это заключительный этап жизненного пути человека. Какой будет старость зависит от удовлетворения своей жизнью в целом, от нахождения себя в ней, от приобретения мудрости на основе опыта. Это новый и очень важный этап, который может дать свежий виток жизни и новые эмоции и ощущения, а может загнать в жизненный тупик. Это личный выбор каждого.

Проблема старения человека является проблемой, которая затрагивает каждого в любом возрасте. С какими проблемами сталкивается пожилой человек в современном обществе, и с какими проблемами сталкивается общество при решении вопросов, связанных с пожилыми людьми?

Во-первых, это проблемы экономического порядка. Пожилые люди в силу объективных причин в подавляющем большинстве являются нетрудоспособными, а потому возникает проблема их материального обеспечения. Во-вторых, это проблемы нравственных взаимоотношений как пожилого человека с обществом, так и общества с пожилыми людьми. В-третьих, это круг вопросов, связанных с решением проблем ослабленного здоровья пожилых людей. В-четвёртых, немаловажным является решение проблемы досуга, культурно-нравственной востребованности пожилых людей, рекреации, адаптации пожилого человека, ещё недавно принадлежащего к трудоспособной возрастной когорте, к новой социальной роли. Разумеется, в разных странах, в различных культурах все эти проблемы разрешаются по-разному.

В современном обществе успешно существует и развивается специальная наука геронтология[21], изучающая феномен старения и все те проблемы, явления, которые с этим феноменом связаны. Также существует специальная профессия – геронтолог, носящая медико-социальный характер. Главной задачей геронтолога является специализированный подход к решению медико-психологических проблем, возникающих у пожилых людей. Решением социально-медицинских проблем пожилых людей занимаются социальные геронтологи[22].

Перед современной Россией, как и большинством индустриально развитых стран, в ХХ веке остро встала проблема роста доли людей пожилого возраста. Это связано с двумя основными причинами: увеличением средней продолжительности жизни населения и резким сокращением рождаемости.

В индустриально развитых странах происходит резкое снижение естественного воспроизводства населения, т.е. количество рождающихся детей не восполняет естественных пропорций демографической стабильности общества, что приводит к сокращению доли молодого поколения по отношению к доле людей старшего возраста. Подобные тенденции характерны для подавляющего большинства современных индустриально развитых обществ. Рост уровня жизни приводит к тому, что люди начинают по иному относиться к проблеме воспроизводства населения. Интересы людей в подобных обществах переносятся с проблемы количества (главное – больше детей в семье) на проблему качества (главное – в каких условиях будут жить дети или ребёнок), следствием чего является ситуация, когда подавляющее большинство семей имеют либо одного, либо двоих детей.

Кроме этого в индустриально развитых странах с высоким уровнем жизни и стабильной экономико-политической системой наблюдается феномен увеличения средней продолжительности жизни, что является более благоприятным материалом для условия жизни, а также достижением современной медицины. В среднем в данной категории стран доля лиц старше 60 лет составляет 12-22% от общей численности населения[23].

В целом в индустриально развитых странах процесс старения населения начался около 30 лет назад и развивался нарастающими темпами. Этот процесс пока не затронул слаборазвитые страны, однако, по мнению демографов Организации Объединённых Наций, предполагаемый резкий спад рождаемости населения в этой части мира будет означать начало активного старения населения во всём мире, что проявится уже в ближайшие десятилетия. По прогнозам ООН к 2025 году доля пожилых людей составит около 20% от общемировой численности населения[24].

Современное общество породило несколько вариантов социальных теорий старения, общая цель которых – обосновать социально-философскую позицию пожилого человека и отношения общества к нему.

1. Теория разъединения, освобождения. В ней утверждается, что со старением человека происходит разрушение его социальных связей, освобождение от различного рода обязанностей, вызывающее определённое отдаление пожилого человека от общества, подготовку этого человека к последнему этапу его жизни – смерти.

2. Теория активности. Её сторонники считают, что при нормальном процессе старения человек должен сохранять и даже по возможности увеличивать свои контакты с окружающими, поскольку с отходом от трудовой деятельности у него освобождается масса свободного времени.

3. Теория развития и непрерывности жизненного пути. С позиции этой теории, индивидуальный опыт каждого этапа жизни подготавливает личность к обретению и выполнению новых социальных ролей и функций на следующем этапе, и старость, как этап, ничем не отличается от предыдущих.

4. Теория маргинальности представляет старость как состояние девиантности. Положение стариков – это положение изгоев, удел которых – низкие доходы и ограниченные возможности, из чего следует предписание пожилым людям пассивной роли в жизни общества.

5. Теория возрастной стратификации. Сторонники этой теории рассматривают общество как совокупность возрастных групп, которые имеют обусловленные возрастом различия в способностях, ролевых функциях, правах и привилегиях, т.е., по их мнению, общество разделено в возрастном и социальном отношении[25].

Процессы старения населения, являясь своего рода приметой нашего времени, характеризуют начало нового этапа развития демографических отношений и вызывают серьёзные демографические, экономические, общественные, социально-психологические, культурные и медицинские последствия. Можно выделить четыре группы проблем, которые влечёт за собой глобальное старение современного общества.

Во-первых, это демографические и макроэкономические последствия, которые затронут такие характеристики, как:

- продолжительность жизни и особенно верхние пределы долгожительства, а также количества пожилых людей, которые хотели бы достичь их;

- распределение материальных ресурсов меду представителями различных поколений;

- отношение к коллективной ответственности за обеспечение соответствующих стандартов и качества жизни пожилых людей;

- уровень производительности труда.

Во-вторых, будет затронута сфера социальных отношений. Произойдут существенные изменения:

- в структуре семейно-родственных отношений;

- в системе поддержки друг друга разных поколений;

- в характере выбора будущей профессии;

- в структуре потенциальной занятости.

В-третьих, изменение демографической структуры отразится на рынке труда, в частности:

- изменится соотношение между умственным и физическим трудом и отношение общества к трудовой деятельности;

- встанет вопрос о профессиональной ориентации и переквалификации трудящихся в пожилом возрасте;

- трансформируется отношение пожилых трудящихся и работодателей к трудовой деятельности как таковой и проблеме выхода на пенсию;

- изменятся пропорции занятости среди женщин и мужчин, поскольку женщин в пожилом возрасте значительно больше, чем мужчин;

- обострится социальный характер проблемы безработицы и потребуются новые подходы к её решению;

- повысятся возрастные границы выхода на пенсию.

В-четвёртых, изменения коснутся функциональных способностей и состояния здоровья пожилых людей, что повлечёт серьёзные последствия для социальных служб. Так, например, можно предположить, что:

- расширятся возможности пожилых людей функционально удерживать приобретённые знания, навыки и умения, а также возможности овладевать новыми областями фундаментальных и прикладных наук, новыми профессиональными знаниями;

- пожилые люди станут необходимым ресурсом для рынка труда и жизнедеятельности общества;

- изменятся потребности в уходе за пожилыми людьми и в потреблении социальных услуг;

- произойдут серьёзные перемены, связанные с интенсивностью, эффективностью и результативностью медицинского и социального обслуживания пожилых людей[26].

В странах, где процесс старения выражен наиболее отчётливо, произошли радикальные изменения соотношения численности трёх основных групп населения: допроизводительного, производительного и послепроизводительного возраста. В связи с этим, высказывалось мнение, что старение населения является причиной социальных конфликтов, так как с экономической точки зрения старые люди якобы представляют для общества обузу, так как затраты на их содержание постоянно увеличиваются. Однако подобная позиция не находит поддержки у подавляющего большинства специалистов, исследующих эту проблему. Наоборот, в противоположность вышеуказанной точке зрения, в современной геронтологии высказывается мысль о том, что всеобщий характер постарения населения находится в прямой зависимости от уровня экономического и общественно-политического развития и в целом является прогрессивным процессом. Общество, в котором велика доля пожилых людей, является обществом, в котором достигнут уровень жизни, достаточный для того, чтобы обеспечить такой уровень функционирования систем здравоохранения и социального обеспечения, который позволил бы позволяющему большинству населения доживать до весьма преклонных годов.

Но, несмотря на всё вышесказанное, процесс глобального старения населения, всё-таки, имеет свои отрицательные стороны, поскольку сопровождается резким снижением уровня рождаемости, что в перспективе ведёт к резкому дисбалансу количества людей трудоспособного и нетрудоспособного возраста. Однако постоянно увеличивающаяся производительность труда даёт основание предполагать, что совершенствование технологий производства компенсирует все недостатки данного явления.

Таким образом, можно сделать вывод, что каждое общество или социальная группа или даже отдельный индивид сами для себя определяют, в соответствии с какой из вышеперечисленных теорий строить свои отношения с пожилыми людьми или наоборот, будучи пожилыми людьми, относиться к собственной социальной роли и положению в обществе, семье, социальной группе.

Проблемы пожилых людей

Придет время, и каждый из нас состарится. Как знать какой будет твоя старость? Возможно ты будешь полон сил и желаний, отправишься в авантюрное путешествие? А может быть наконец-то сможешь себе позволить никуда не бежать, заняться любимым делом, читать много книг, ходить чаще в театр, и высыпаться по утрам? Поверьте, и старость бывает в радость!

Но бывает и другая — пугающая сторона этого периода жизни, о которой мы неохотно думаем. О ней не принято говорить открыто и вслух. Проблемы пожилых людей начинают нас касаться лишь тогда, когда в нашем окружении близкий человек переходит в эту категорию и о них стоит задуматься и поговорить подробнее.

Научный подход к вопросу о старении

Геронтология – это наука, изучающая биологические, психологические и социальные аспекты старения человека, механизмы продления жизни. Геронтологи, психологи, медицинские работники ведут исследования в данной области:

Здоровье

Основные проблемы, в пожилых людей связаны с хроническими заболеваниями. Некоторые из них достаточно хорошо поддаются профилактике, имеют контролируемый характер или возможно отсрочить их появление при условии соблюдения рекомендаций и здорового образа жизни.

Часть проблем со здоровьем возможно преодолеть, если они выявлены на ранней стадии развития. Стоит отметить, что даже для людей со слабым здоровьем благоприятная среда может обеспечить достойную жизнь.

Психологические проблемы старения

Психологические проблемы пожилых

Старость – самый многогранный и сложный человеческий возраст. Основная масса исследований геронтологов рассматривают старение как комплекс утрат – социальных, экономических, физических, индивидуальных. Итогом этого является потеря самостоятельности.

Стоит так же отметить, что старение может сопровождаться и серьезными психическими изменениями.

Наиболее важными потребностями выступают необходимость в медицинском сопровождении и в общении. Ощущение одиночества самым негативным образом может повлиять как на физическое здоровье, так и на психологическое состояние.

Решение вопроса возможно при условии создания определенной среды, позволяющей приспособиться и принять возрастные изменения. Поддержка и внимание со стороны близких людей, общение в кругу ровесников, новые впечатления – это то, что поможет не воспринимать старость как проблему, а подскажет как выйти на новый виток жизни, где черпать вдохновение и радость.

Забронируйте номер
на сайте

и получите 2 дня

проживания родственника в пансионате

Социальные проблемы пожилых людей

Помимо вопросов, связанных со здоровьем, появляется необходимость решать возникшие проблемы социального характера. Наиболее чувствительно воспринимают их те, кто всю свою сознательную жизнь занимал активную позицию, много работал, находился в постоянном контакте с большим количеством людей.

С наступлением старости их положение в обществе резко меняется:

  • Чувствуют себя ненужными, лишенными любимого дела, а порой и лишними в своем окружении.
  • Ухудшается материальное положение.
  • Родственники живут своими делами и заботами, совершенно в другом ритме, что дает ощущение равнодушия и пренебрежения.
  • Проблемы со здоровьем ведут к ограничению физических возможностей, что делает пожилого человека еще более зависимым от окружающих, в то время, когда родственников именно этот факт может раздражать в силу определенной занятости, воспитания или других причин.

Такая ситуация естественным образом действует на пожилого человека угнетающе. В этот период определенные черты характера начинают проявляться наиболее ярко (раздражительность, несговорчивость, вспыльчивость).

Все это не способствуют миру в семье и комфортной жизни не только для более молодого поколения, но и для самих стариков. На этом фоне могут развиваться тяжелые формы психических заболеваний, кардинально и неадекватно меняться оценка происходящего.

Восприятие жизни

Согласно исследованиям, американских ученных можно выделить пять вариантов жизненной позиции пожилого человека:

Безусловно, данные категории могут быть представлены и в смешенном виде. Но, как правило, в старости люди редко меняют свою позицию, которой они придерживались всю жизнь.

Перспективы решения проблем

Решение проблем пожилых людей

Не всегда в условиях дома и семьи возможно обеспечить комфортное пребывание человека с ограниченными возможностями здоровья. Для этого может понадобится специальное оборудование, медицинский персонал, круглосуточный контроль и многое другое.

Помимо того, что пожилой человек будет страдать, сталкиваясь с определенными трудностями домашнего быта, неизбежно и все окружающие, домочадцы могут испытывать неловкость в сложившейся ситуации.

На протяжении многих лет наш пансионат профессионально и грамотно решает вопросы пребывания пожилых граждан в комфортных условиях. Обученный персонал, правильное питание, ежедневный уход и теплая атмосфера — все создано для того, чтоб улучшить качество жизни пожилого человека, помочь ему адаптироваться к новым условиям жизни, найти приятное общение, заняться любимым делом и встретить старость без стрессов.

Читайте также: