Кто после распада советского союза стал основным правопреемником вооруженных сил ссср обж кратко

Обновлено: 05.07.2024

Одним из вопросов, который остался после распада СССР, можно выделить вопрос о правопреемстве СССР, который включал договоры государства, собственность страны, архивы страны, а также долгов.

Особенности правопреемства в связи с распадом СССР

В Соглашении о создании Содружества Независимых Государств, заключенного 8 декабря 1991 года в Минске, страны-участники соглашения приняли обязательства по исполнению международных обязательств, которые остались после прекращения существования СССР. Государства признали тот факт, что членство СССР в ООН будет продолжено Российской Федерацией.

В то же время, каждая страна-участник СНГ имела право согласиться или нет с тем или иным договором, заключенным советским государством, и стоит отметить, что бывшие республики активно пользовались этим правом. К примеру, Решениями 1992 года об участии стран-участников СНГ в Договоре между СССР и США о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (от 1987 года) и в Договоре между СССР и США об ограничении систем противоракетной обороны (от 1972 года), страны-правопреемники Советов согласились на соблюдение обязательств с учетом территорий бывших республик и с учетом национальных интересов.

Кроме этого, страны СНГ за исключением Украины и Беларуси имели независимость при вступлении в ООН и заключении соглашений о правах человека, разоружения, и так далее. Для того, чтобы решить вопросы, касающиеся урегулирования вопросов правопреемства после распада СССР, Совет глав государств СНГ создал Комиссию по правопреемству в отношении договоров, представляющих взаимный интерес, государственной собственности, долгов и активов бывшего СССР 20 марта 1992 года. Как часть функционирования этой комиссии, было создано большое число договоров между самими странами бывшего СССР.

Среди многосторонних соглашений, которые регламентируют аспекты правопреемства можно выделить:

  • Договор о правопреемстве в отношении бывшего государственного долга и активов Союза ССР от 1991 года;
  • Договор глав стран-участников СНГ о собственности бывшего СССР от 1991 года;
  • Договор о распределении всей собственности бывшего Союза ССР за рубежом от 1992 года;
  • Декларация глав государств-участников СНГ о международных обязательствах в области прав человека и основных свобод от 1993.

Для примера можно обратить внимание на некоторые из этих соглашений. Соглашение о распределении всей собственности бывшего Союза ССР за рубежом от 1992 года осуществляет регулирование аспектов правопреемства движимого и недвижимого имущества Советов за границей, которое находилось во время правопреемства во владении, пользовании или распоряжении государства. Под имуществом можно понимать недвижимость, которая использовалась консульскими или дипломатическими представительствами страны; инфраструктуры страны за границей и прибыль от эксплуатации этого вида имущества; доходы после реализации имущества страны; имущество СССР и доход от предприятий юридических лиц, которые находились в ведомстве страны; доход после выполнения работ по международным договорам страны.

Собственность Союза ССР была разделена и перешла во владение стран в следующем процентном отношении:

  • Беларусь получила 4,13% территории;
  • Казахстан получил 3,86% территории;
  • Россия получила 61,36% территории;
  • Украина получила 16,37% территории.

Общая доля Грузии, Латвии, Литвы, Эстонии составила 4,77%, что не предусматривалось вышеописанным Соглашением.

В 1992-94 годах было достигнуто значительное количество соглашений между Россией, выступающей с одной стороны, и Азербайджаном, Арменией, Молдовой, Таджикистаном, Узбекистаном, и Украиной –с другой. Соглашения затрагивали вопросы правопреемства касательно внешних долговых обязательств бывших прекратившего свое существование СССР. Большая часть заключенных соглашений действует с 1996 года.

Соглашение между Российской Федерацией и Украиной об урегулировании вопросов правопреемства в отношении внешнего государственного долга и активов бывшего СССР до сих пор не начало действие в связи с невыполнением второй стороной необходимых процедур.

Архивы и документы бывшего СССР

Членами Соглашения о правопреемстве в отношении государственных архивов бывшего Союза ССР 1992 года являются все участники СНГ за исключением Грузии. Исходя из положений Соглашения, участники соглашения не имеют права претендовать на архивы Российской Империи и СССР, которые находятся вне страны. В случае, если документы и архивы находятся на территориях бывших республик, то их владение переходит под юрисдикцию новых государств. Участники Соглашения гарантируют, при соблюдении законодательства, доступ исследователей к архивам и подтверждать юридическую силу документов и справок, которые были выданы архивами стран-участников Содружества Независимых Государств.

Внешние долги СССР

Второго апреля 1993 года, российское Правительство заявило, что оно признает внешние долго Союза ССР, подтвердило связанные с ними обязательства, а также подтвердило намерения погасить в полном объеме внешний долг СССР.

После этого, в 28 октября 1993 года, был подписан Меморандум о взаимопонимании о задолженности внешним кредиторам СССР и его правопреемников.

Вывод группировок советских войск в течение 4 лет – с 1990 по 1994 гг. - из стран Восточной Европы, Монголии, Прибалтики и Закавказья (численностью 1,0 – 1,4 млн. чел.), переход под юрисдикцию бывших союзных республик части советских войск, оставшихся на их территории и послуживших основой для создания собственных вооруженных сил (Украина, Белоруссия, Казахстан, Узбекистан и др., численностью 0,8 – 1,0 млн.чел.), проведенные в эти годы в России организационно-штатные мероприятия, связанные с формированием собственных Вооруженных Сил – всё это привело к сокращению численности армии к 1995 году на 2,0 – 2,5 млн. человек.

Такими темпами крушения собственного оборонного потенциала, пожалуй, не может похвалиться ни одна страна в мире!

Правопреемство государств — это переход прав и обязанностей государства к другому государству или смена государства другим государством в ответственности за международные отношения.

Одним из ключевых вопросов после распада СССР был вопрос о правопреемстве СССР, включавший договоры государства, государственную собственность, архивы страны и долги.

Континуитет — это непрерывность существования государственного образования как субъекта международного права при его временном исчезновении как социального организма.

Принцип континуитета работает в случае глобальных государственных изменений — революция или смена существующего государственного режима, полный распад государства.

Российская Федерация относится к государствам-продолжателям. Как продолжатель имущественных и территориальных прав РСФСР, она является продолжателем СССР в вопросах выполнения обязательств по договорам СССР. Россия заняла место СССР в Совете Безопасности ООН, стала обладателем советского оружия массового поражения, зарубежных имущества и долгов СССР.

Особенности правопреемства государств в связи с распадом СССР

В Соглашении о создании СНГ, которое было заключено в Минске 8 декабря 1991 года, страны-участники приняли обязательства по выполнению международных обязательств, оставшихся после распада СССР. Всеми государствами был признан факт, что членство СССР в ООН продолжится Российской Федерацией.

Все страны-участники СНГ имели право выразить согласие или несогласие с теми или иными договорами, заключенными советским государством, и многие бывшие республики СССР активно это право использовали. К примеру, Решения 1992 года об участии стран-участниц СНГ в Договоре СССР и США о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (от 1987 года) и в Договоре СССР и США об ограничении систем противоракетной обороны (от 1972 года), страны-правопреемники Советов выразили согласие на соблюдение своих обязательств с учетом территорий республик и национальных интересов.

Готовые работы на аналогичную тему

Страны СНГ, кроме Украины и Белоруссии, обладали независимостью при заключении соглашений о разоружении, правах человека, вступлении в ООН и так далее. Для решения вопросов, касающиеся урегулирования правопреемства государств после распада СССР, Совет глав государств Содружества 20 марта 1992 года сформировал Комиссию по правопреемству договоров, представляющих взаимные интересы, государственную собственность, долги и активы бывшего СССР. Как результат функционирования комиссии между странами бывшего СССР было заключено большое количество договоров.

Среди прочих многосторонних соглашений, регламентирующих аспекты правопреемства, следует выделить:

  • Договор о правопреемстве бывшего государственного долга и внешних активов СССР от 1991 года;
  • Договор стран СНГ о собственности СССР от 1991 года;
  • Договор о распределении собственности СССР за рубежом от 1992 года;
  • Декларация государств СНГ о международных обязательствах в сфере прав человека и основных свобод от 1993.

Соглашение о распределении собственности СССР за рубежом от 1992 года регулировало аспекты правопреемства движимого и недвижимого имуществ Советского Союза за границей, находившегося в момент правопреемства в государственном владении, пользовании или распоряжении. Под имуществом понимались:

  • недвижимость, использовавшаяся дипломатическими или консульскими представительствами страны;
  • инфраструктура страны за границей и прибыли от эксплуатации этого имущества;
  • доходы от реализации государственного имущества;
  • имущество СССР и доходы от предприятий юридических лиц, находившихся в ведомстве страны;
  • доход от выполнения различных работ по международным договорам СССР.

Собственность СССР была разделена и распределена во владение стран в следующем процентном отношении:

  • Белоруссия получила 4,13%;
  • Казахстан получил 3,86%;
  • Россия получила 61,36%;
  • Украина получила 16,37%.

Общая доля не вошедших в Содружество Независимых Государств Грузии, Литвы, Латвии, Эстонии составила 4,77%, что не было предусмотрено вышеописанным Соглашением.

В 1992-94 годах были заключены соглашения между Россией с одной стороны, и Арменией, Азербайджаном, Молдовой, Узбекистаном, Таджикистаном, и Украиной – с другой. В соглашениях затрагивались вопросы правопреемства внешних долговых обязательств прекратившего существование СССР. Большая часть соглашений действует с 1996 года.

Соглашение между РФ и Украиной о вопросах правопреемства в отношении внешних государственных долгов и активов СССР до сих пор не действует в связи с невыполнением украинской стороной всех необходимых процедур.

Правопреемство архивов и документов СССР

В Соглашение о правопреемстве в отношении государственных архивов СССР 1992 года вошли все участники СНГ кроме Грузии. Исходя из положений этого Соглашения, его участники не претендуют на различные архивы Российской Империи или СССР, находящиеся вне страны. В том случае, если архивы и документы находятся на территории бывших республик, то владение ими переходит новым государствам. Участники Соглашения гарантировали обеспечить исследователям доступ к архивам при соблюдении законодательства, а также подтверждать юридическую силу справок и документов, выданных архивами стран-участниц СНГ.

Внешние долги СССР

Российское Правительство 2 апреля 1993 года заявило, что признает весь внешний долг СССР, подтвердило связанные с ним обязательства и намерения в полном объеме погасить внешний долг СССР.

Для исполнения взятых долговых обязательств российское Правительство подписало:

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Урок 2 Проект преподава.

Описание презентации по отдельным слайдам:

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Урок 2 Проект преподава.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Урок 2 Проект преподавателя-организатора ОБЖ Погребняка Сергея Федоровича Нижегородская область, г. Бор

План урока: Последствия Октябрьской революции 1917 года на состояние вооружен.

План урока: Последствия Октябрьской революции 1917 года на состояние вооруженных сил России. Вооруженные Силы Советского союза перед второй мировой войной. Вооруженные Силы Советского союза во время Великой Отечественной войны. Послевоенное состояние Вооруженных Сил. Реформа современных Вооруженных Сил России.

Работа с таблицей Год проведения реформ Руководитель проводимых реформ Основ.

Работа с таблицей Год проведения реформ Руководитель проводимых реформОсновное содержание реформ

ВОЕННЫЕ РЕФОРМЫ ПОСЛЕ ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ 1917-1918 ГОДОВ

ВОЕННЫЕ РЕФОРМЫ ПОСЛЕ ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ 1917-1918 ГОДОВ

Октябрьская революция 1917 года разрушила существовавшее государственное устр.

Октябрьская революция 1917 года разрушила существовавшее государственное устройство России и ликвидировала вооруженные силы. Правительству Республики Советов пришлось в первые месяцы создавать новые вооруженные силы с учетом нового общественного устройства страны, внешних угроз и материальных возможностей

В первые месяцы Советской власти ее вооруженной опорой являлась Красная гвард.

В первые месяцы Советской власти ее вооруженной опорой являлась Красная гвардия (вооруженные отряды рабочих), в которой к началу 1918 года насчитывалось 460 тысяч человек. Малочисленная, слабо обученная Красная гвардия не могла противостоять вторжению германских войск. Угроза вторжения германских войск вынудила Советское правительство начать комплектование постоянной армии.

15 января 1918 года был принят декрет о создании Рабоче-крестьянской Красной.

15 января 1918 года был принят декрет о создании Рабоче-крестьянской Красной Армии (РККА), а 29 января 1918 года – об организации Рабоче-крестьянского Красного Флота. Армия и флот создавались на добровольных началах.

В феврале 1918 года молодой Красной Армии и морякам Балтийского флота пришлос.

В феврале 1918 года молодой Красной Армии и морякам Балтийского флота пришлось отражать натиск германских войск. В ознаменование массового вступления добровольцев в Красную Армию для защиты Отечества и мужественного сопротивления отрядов Красной Армии германским захватчикам день 23 февраля стал отмечаться как День Советской Армии и Военно-Морского Флота, а с 1992 года как День защитников Отечества.

Основное содержание реформ: Формирование Красной Армии и реформирование старо.

ВОЕННЫЕ РЕФОРМЫ ПЕРЕД ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНОЙ 1937-1939 ГОДОВ

ВОЕННЫЕ РЕФОРМЫ ПЕРЕД ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНОЙ 1937-1939 ГОДОВ

Международная обстановка в этот период требовала постоянного укрепления и сов.

Международная обстановка в этот период требовала постоянного укрепления и совершенствования вооруженных сил. Надвигалась вторая мировая война. В этих условиях Советское правительство принимало меры по укреплению обороноспособности страны. Численность вооруженных сил неуклонно возрастала: в 1935 году – 930 тысяч человек, в 1938 году – 1, 5 миллиона человек и к началу 1941 года – 5,7 миллионов человек.

Предпринимались усилия по техническому переоснащению вооруженных сил. Велась.

Предпринимались усилия по техническому переоснащению вооруженных сил. Велась разработка новых образцов боевой техники и вооружения. В 1937 году Военно-Морской Флот (ВМФ) был выделен из состава РККА. Страна и ее вооруженные силы готовились к войне.

Основное содержание реформ: Создание в марте 1938 года Главного Военного Сове.

Основное содержание реформ: Создание в марте 1938 года Главного Военного Совета Красной Армии и Главного Совета Военно-Морского Флота, ведавших вопросами военного строительства; Вводится институт военных комиссаров, просуществовавших до августа 1940 года; Воинская обязанность теперь распространялась на всех; Были увеличены сроки службы, снизился призывной возраст, удлинялся срок пребывания в запасе; Весь личный состав ВС обязывался к военной присяге; Повышается ответственность за дезертирство и самовольные отлучки из части.

н ВОЕННЫЕ РЕФОРМЫ ПЕРИОДА ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1941 – 1945 ГОДОВ

н ВОЕННЫЕ РЕФОРМЫ ПЕРИОДА ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1941 – 1945 ГОДОВ

Великая Отечественная война 1941-1945 годов была величайшей проверкой способн.

Великая Отечественная война 1941-1945 годов была величайшей проверкой способности Вооруженных Сил СССР отстоять независимость страны.

В этот период отечественная полководческая школа выдвинула ряд талантливых во.

В этот период отечественная полководческая школа выдвинула ряд талантливых военачальников (Г.Г.Жуков, К.К.Рокосовский, И.Ф.Батутин, А.М.Василевский, И.С.Конев и др.), искусно осуществлявших военные операции, приведшие к разгрому стойкого и хорошо вооруженного противника.

В мае 1945 года в пригороде Берлина Карлхорсте был подписан Акт о безоговороч.

В мае 1945 года в пригороде Берлина Карлхорсте был подписан Акт о безоговорочной капитуляции сил нацисткой Германии. Победа в Великой Отечественной войне еще раз показала неисчерпаемые возможности советского народа и его Вооруженных Сил при защите своего Отечества.

Основное содержание реформ: Изменение системы организации высшего командовани.

Основное содержание реформ: Изменение системы организации высшего командования, объявляется всеобщая мобилизация всех мужчин с 19 до 55 лет; Усложнилась структурная организация вооруженных сил. Структура ВС включала теперь фронты, армии, корпуса, дивизии, бригады, полки, батальоны, роты, взводы и отделения; В 1942 году издается Боевой устав пехоты. Вводится деление военнослужащих на рядовой, сержантский, офицерский составы и генералитет, были введены новые знаки различия; Усложнилась и увеличилась система военных трибуналов, учреждено Главное управление тыла; Было принято Постановление, обязывающее республиканские, областгые и районные комитеты партии развернуть в тылу врага сопротивление (партизанское движение).

ПОСЛЕВОЕННЫЕ РЕФОРМЫ

После войны продолжалось совершенствование и укрепление Вооруженных Сил в соо.

После войны продолжалось совершенствование и укрепление Вооруженных Сил в соответствии с прогнозом международной обстановки и политикой, проводимой Советским правительством. В середине 50-х годов началось коренное преобразование Советских Вооруженных Сил, оснащение их ракетно-ядерным оружием и другими новейшими видами оружия и военной техники.

В 1969 году был создан новый вид Вооруженных Сил СССР – Ракетные войска страт.

В 1969 году был создан новый вид Вооруженных Сил СССР – Ракетные войска стратегического назначения.

В состав Вооруженных Сил СССР входили виды: Ракетные войска стратегического н.

В состав Вооруженных Сил СССР входили виды: Ракетные войска стратегического назначения (РВСН); Сухопутные войска (СВ); Войска противовоздушной обороны (ПВО); Военно-Воздушные Силы (ВВС); Военно-Морской Флот (ВМФ); Тыл Вооруженных Сил; Штабы и Войска гражданской обороны.

Основное содержание реформ: Высшее руководство обороной страны и Вооруженными.

Основное содержание реформ: Высшее руководство обороной страны и Вооруженными Силами СССР осуществлял ЦК КПСС и высшие органы государственной власти (Верховный Совет СССР и Совет Министров СССР). Непосредственное руководство Вооруженными Силами СССР осуществляло Министерство обороны СССР. Появились новые вид Вооруженных Сил – Ракетные войска стратегического назначения;

ВОЕННЫЕ РЕФОРМЫ 90-х ГОДОВ

ВОЕННЫЕ РЕФОРМЫ 90-х ГОДОВ

После распада Советского Союза основным правопреемником Вооруженных Сил СССР.

После распада Советского Союза основным правопреемником Вооруженных Сил СССР стала Российская Федерация, были созданы Вооруженные Силы Российской Федерации.

Строительство ВС РФ намечалось в три этапа. Первый завершился в 1992 году. В.

Строительство ВС РФ намечалось в три этапа. Первый завершился в 1992 году. В ходе его было остановлено снижение уровня боевой готовности, начавшийся после распада СССР, пересмотрены подходы к созданию группировок войск и сил общего назначения и начато формирование новых в связи с изменившимися государственными границами

Второй этап реформ проходил с 1993 по 1995 год. В ходе его на сотни тысяч сок.

Второй этап реформ проходил с 1993 по 1995 год. В ходе его на сотни тысяч сократилась численность Вооруженных Сил. В ходе этого этапа правительство пришло к важнейшему выводу, что мы не можем иметь сильные группировки войск вдоль всей границы. Поэтому в основу строительства ВС был положен принцип мобильной обороны, реализация которого позволила приступить к формированию небольших, но достаточно мощных сил, готовых к применению там, где возникает реальная угроза безопасности Россию.

Генеральным штабом Вооруженных Сил РФ был осуществлен целый комплекс мероприя.

Основные приоритеты реформ современной армии: оптимизация структуры, боевого.

Основные приоритеты реформ современной армии: оптимизация структуры, боевого состава и численности ВС; качественное улучшение состава, подготовки и обеспечения офицерского корпуса; подъем эффективности и качества оперативной и боевой подготовки, воспитание войск, укрепление правопорядка и воинской дисциплины; повышение качественного уровня технической оснащенности войск; создание экономных, рациональных систем комплектования, подготовки военных кадров, военного образования, военной науки и инфраструктуры; обеспечение правовой и социальной защиты военнослужащих, в том числе уволенных с военной службы, их семей.

Работа с таблицей Год проведения реформ Руководитель проводимых реформ Основ.

Работа с таблицей Год проведения реформ Руководитель проводимых реформОсновное содержание реформ 1917-1918СНК 1937-1939Главный Военный Совет Красной Армии и Флота 1941-1945ЦК КПСС Совнарком 50-ые -1990ЦК КПСС Верховный Совет СССР Совет Министров СССР 90-ые годыВерховный главнокомандующий Правительство РФ Минобороны

1941-1945 Контрольные вопросы: С какими событиями (политическими, героическим.

1941-1945 Контрольные вопросы: С какими событиями (политическими, героическими, историческими) из уроков истории и обществознания связан рассматриваемый нами материал? Как вы оцениваете военные реформы с современных позиций?

Меняются структура государства, политический строй, политика правительства, н.

Меняются структура государства, политический строй, политика правительства, но задача по защите Отечества всегда остается первостепенной, поэтому Вооруженные Силы всегда должны отвечать своему предназначению – защите страны от внешней агрессии.

Используемая литература Основы безопасности жизнедеятельности: Учебник для уч.

Используемая литература Основы безопасности жизнедеятельности: Учебник для учащихся 10-х классов общеобразовательных учреждений/ А.Т.Смирнов, Б.И.Мишин, В.А.Васнев – 5-е изд., перераб. - М., «Просвещение, 2004. История России с древнейших времен до конца XIX века: Учебник для учащихся 10-х классов общеобразовательных учреждений. Базовый уровень/ Н.И. Павленко, И.Л. Андреев, Л.М. Ляшенко; под ред. А.Ф. Киселева, Н.И. Павленко. –– М. : Дрофа, 2007. Основы безопасности жизнедеятельности: 10 класс: поурочные планы по учебнику А.Т.Смирнова, Б.И.Мишина, В.А.Васнева / авт.-сост. В.А. Шкенев. – 2-ое изд., стериотип. – Волгоград: Учитель, 2008

Читайте также: