Особенности правового регулирования репродуктивной деятельности кратко

Обновлено: 06.07.2024

Презентация на тему: " МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА Павлова Юлия Владимировна к. ю. н., доцент кафедры медицинского права Первого." — Транскрипт:

1 МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА Павлова Юлия Владимировна к. ю. н., доцент кафедры медицинского права Первого МГМУ им.И.М.Сеченова

2 МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ КОНЦЕПЦИЮ ОХРАНЫ РЕПРОДУКТИВНОГО ЗДОРОВЬЯ Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1979 г.) Конвенция ООН о правах ребенка (1989 г.) Материалы международных конференций по проблемам народонаселения и развития (Бухарест – 1974 г.; Мехико – 1984 г.; Каир – 1994 г.) Материалы Всемирной конференции по правам человека (Вена – 1993 г.) Материалы Всемирной конференции по положению женщины (Пекин – 1995 г.)

3 АНАЛИЗ ПРАВОВЫХ НОРМ ЗАРУБЕЖНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, ОПРЕДЕЛЯЮЩЕГО ТЕ ИЛИ ИНЫЕ АСПЕКТЫ ОХРАНЫ РЕПРОДУКТИВНОГО ЗДОРОВЬЯ Швейцария. Репродуктивные права являются составной частью прав человека и гарантируются Конституцией. Статьей 119 Конституции Швейцарской Конфедерации урегулированы вопросы применения репродуктивной медицины и генной инженерии человека: методы вспомогательных репродуктивных технологий могут быть применены в том случае, если преодоление бесплодия невозможно иным способом; оплодотворение человеческих яйцеклеток вне тела женщины разрешается только при определенных условиях: вне тела женщины можно развить в эмбрионы столько человеческих яйцеклеток, сколько их можно ей сразу имплантировать; установлен запрет на пожертвование эмбрионов и все виды суррогатного материнства; запрещается также любая торговля человеческим зародышевым материалом и производными из эмбрионов.

4 АНАЛИЗ ПРАВОВЫХ НОРМ ЗАРУБЕЖНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, ОПРЕДЕЛЯЮЩЕГО ТЕ ИЛИ ИНЫЕ АСПЕКТЫ ОХРАНЫ РЕПРОДУКТИВНОГО ЗДОРОВЬЯ Франция. Запрещено суррогатное материнство. Верховный апелляционный суд (Cour de Cassation) постановил, что оно противоречит законодательству об усыновлении и нарушает положение о неотчуждаемости человеческого тела. Германия. Применение методов искусственной репродукции возможно только в отношении лиц, состоящих в законном браке. Любая попытка осуществить искусственное оплодотворение женщины, готовой отказаться от своего ребенка после его рождения (суррогатной матери), или имплантировать ей человеческий эмбрион считается преступлением. Наказание несет врач, но не несут предполагаемые родители или суррогатная мать. Италия. Запрещено замораживать и уничтожать эмбрионы. Не разрешается искусственное оплодотворение одиноких женщин. Для каждой женщины могут быть созданы лишь три эмбриона и все три должны быть имплантированы.

5 АНАЛИЗ ПРАВОВЫХ НОРМ ЗАРУБЕЖНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, ОПРЕДЕЛЯЮЩЕГО ТЕ ИЛИ ИНЫЕ АСПЕКТЫ ОХРАНЫ РЕПРОДУКТИВНОГО ЗДОРОВЬЯ Греция, Нидерланды, Норвегия, Швейцария. Запрещены коммерческие соглашения о суррогатном материнстве и не допускается рассмотрение судебных исков по таким соглашениям. В Нидерландах запрещена реклама суррогатного материнства, предложения услуг суррогатных матерей и их подбор. Калифорния. Предоставление услуг суррогатного материнства не противоречит общественному сознанию, в связи с чем на территории штата разрешено суррогатное материнство независимо от того, на каких началах оно будет основано. Финляндия. При рождении ребенка суррогатной матерью применяется принцип биологического родства, то есть материнство автоматически следует из факта рождения ребенка, даже в тех случаях, когда полностью используются донорские клетки супругов и между биологической матерью и новорожденным нет никакой родственной связи.

6 АНАЛИЗ ПРАВОВЫХ НОРМ ЗАРУБЕЖНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, ОПРЕДЕЛЯЮЩЕГО ТЕ ИЛИ ИНЫЕ АСПЕКТЫ ОХРАНЫ РЕПРОДУКТИВНОГО ЗДОРОВЬЯ Израиль. Применение вспомогательных репродуктивных технологий представляется наиболее предпочтительным вариантом решения проблемы бесплодия. Национальным законодательством детально регламентируются права, обязанности сторон суррогатного материнства и механизм применения данного метода репродукции человека: суррогатное материнство допускается только в отношении гетеросексуальных супружеских пар и только в том случае, когда суррогатная мать, являющаяся гражданкой Израиля, не имеет генетического родства с ребенком, не связана родством ни с одним из названных (генетических) родителей и принадлежит к той же религии, что и названная мать.

7 ПРИНЦИПЫ ИСКУССТВЕННОГО ОПЛОДОТВОРЕНИЯ И ТРАНСПЛАНТАЦИИ ЭМБРИОНОВ (МАДРИДСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ,1987 Г. ) Медицинская помощь оправдана при бесплодии, неподдающемся медикаментозному и хирургическому лечению Действия врача должны осуществляться только на основе добровольного информированного согласия пациентов Пациенты имеют право на соблюдение тайны и невмешательство в личную жизнь, определение судьбы яйцеклеток, которые не будут немедленно использованы для лечения бесплодия Должно быть обеспечено невмешательство в процесс выбора пола зародыша, кроме случаев передачи генетических заболеваний Должен отвергается любой коммерческий подход, при котором яйцеклетки становятся предметом купли-продажи, оговорена этичность отказа врача от подобных манипуляций в соответствии с его убеждениями.

10 ТИПОВОЙ ПРОЕКТ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО АКТА Об общих принципах охраны репродуктивного здоровья населения государств – членов Евразийского экономического сообщества (принят Постановлением Межпарламентской Ассамблеи Евр АзЭС 13 мая 2009 г.) Определяет общие принципы системы организации и оказания медико- социальной помощи, направленной на сохранение и улучшение репродуктивного здоровья населения Основные направления охраны репродуктивного здоровья населения Права и обязанности граждан в области охраны репродуктивных прав Систему профилактических мер по охране репродуктивного здоровья Меры по охране репродуктивного здоровья детей и подростков Меры по охране здоровья женщин в период беременности Порядок и условия искусственного оплодотворения, донорства половых клеток, искусственного прерывания беременности, медицинской стерилизации Организационные основы охраны репродуктивного здоровья

14 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ОХРАНЫ РЕПРОДУКТИВНОГО ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ В РФ Улучшение показателей состояния репродуктивного здоровья населения РФ Улучшение демографической ситуации Оптимизация финансирования данного сектора здравоохранения Возможность получения целевого финансирования учреждений, оказывающих услуги в сфере охраны репродуктивного здоровья Создание центров по планированию семьи и охране репродуктивного здоровья Подготовка специалистов в данной сфере (врачей эмбриологов, врачей репродуктологов) Развитие научных исследований для создания соответствующих лекарственных средств и т.д.

Статья 55. Применение вспомогательных репродуктивных технологий

1. Вспомогательные репродуктивные технологии представляют собой методы лечения бесплодия, при применении которых отдельные или все этапы зачатия и раннего развития эмбрионов осуществляются вне материнского организма (в том числе с использованием донорских и (или) криоконсервированных половых клеток, тканей репродуктивных органов и эмбрионов, а также суррогатного материнства).

2. Порядок использования вспомогательных репродуктивных технологий, противопоказания и ограничения к их применению утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

3. Мужчина и женщина, как состоящие, так и не состоящие в браке, имеют право на применение вспомогательных репродуктивных технологий при наличии обоюдного информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство. Одинокая женщина также имеет право на применение вспомогательных репродуктивных технологий при наличии ее информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство.

4. При использовании вспомогательных репродуктивных технологий выбор пола будущего ребенка не допускается, за исключением случаев возможности наследования заболеваний, связанных с полом.

5. Граждане имеют право на криоконсервацию и хранение своих половых клеток, тканей репродуктивных органов и эмбрионов за счет личных средств и иных средств, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

6. Половые клетки, ткани репродуктивных органов и эмбрионы человека не могут быть использованы для промышленных целей.

7. Быть донорами половых клеток имеют право граждане в возрасте от восемнадцати до тридцати пяти лет, физически и психически здоровые, прошедшие медико-генетическое обследование.

8. При использовании донорских половых клеток и эмбрионов граждане имеют право на получение информации о результатах медицинского, медико-генетического обследования донора, о его расе и национальности, а также о внешних данных.

9. Суррогатное материнство представляет собой вынашивание и рождение ребенка (в том числе преждевременные роды) по договору, заключаемому между суррогатной матерью (женщиной, вынашивающей плод после переноса донорского эмбриона) и потенциальными родителями, чьи половые клетки использовались для оплодотворения, либо одинокой женщиной, для которых вынашивание и рождение ребенка невозможно по медицинским показаниям.

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ЗАКОН ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

от 15 декабря 1998 года N 82-ОЗ
г. Иваново

О правах и гарантиях граждан по созданию семьи и сохранению ее здоровья

(с изменениями на 19 декабря 2002 года)
____________________________________________________________________
Утратил силу с 21 января 2009 года на основании
Закона Ивановской области от 15 января 2009 года N 2-ОЗ
____________________________________________________________________

_____________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными
Законом Законодательного Собрания Ивановской области от 19 декабря 2002 года N 95-ОЗ
_____________________________________________________

Принят
Законодательным Собранием
10 декабря 1998 года


Статья 1. Правовая основа настоящего Закона

иные действующие законы Российской Федерации и Ивановской области.

Статья 2. Основные понятия

В настоящем Законе и законодательстве области в социальной сфере используются понятия:

репродуктивное здоровье - это состояние физического, психического здоровья и социального благополучия, определяющее способность к воспроизводству потомства;

репродуктивные права - это права граждан на охрану их репродуктивного здоровья и свободное принятие решений в отношении рождения или отказа от рождения ребенка в браке или вне брака, а также на медико-социальную информационную и консультативную помощь в этой сфере;

планирование семьи - это система социальных, культурных, правовых и медицинских мер, направленных на рождение здоровых и желанных детей, выбор времени деторождения в зависимости от возраста и состояния здоровья, профилактика абортов, заболеваний, передаваемых половым путем, сохранение репродуктивного здоровья, усвоение основ знаний о взаимоотношениях полов;

иные понятия в соответствии с действующим законодательством.

Статья 3. Основные принципы реализации репродуктивных прав

Граждане вправе реализовать репродуктивные права по своей воле и в своих интересах. Осуществление гражданами своих репродуктивных прав не должно нарушать права, свободы и законные интересы других граждан. Вопросы планирования семьи являются ее частным делом. Иностранные организации и инвесторы могут осуществлять деятельность в сфере репродуктивного здоровья населения, если она не противоречит законодательству Российской Федерации и правилам международных договоров в сфере охраны здоровья граждан.

При обеспечении реализации гражданами своих репродуктивных прав гарантируется соблюдение прав человека и гражданина, законности, гуманности, конфиденциальности и уважительного отношения, исключающее унижение человеческого достоинства.

В области обеспечивается гарантированный государством объем, качество и доступность услуг по охране репродуктивного здоровья и планированию семьи, а также объем услуг, расширяющих гарантированный минимум, в том числе по реабилитации репродуктивного здоровья лиц, завершивших военную службу, семей, потерявших ребенка в перинатальный период, семей с риском рождения детей с врожденной патологией и иных контингентов с целевой социальной поддержкой, в соответствии с утвержденным бюджетным финансированием.

Статья 4. Сфера действия настоящего Закона
//Статья изложена в новой редакции на основании Закона Законодательного Собрания Ивановской области от 19 декабря 2002 года N 95-ОЗ

Настоящий Закон действует по всей территории области, распространяется на граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в соответствии с федеральным законодательством и международными договорами Российской Федерации (далее - граждан) и применяется в отношении всех юридических и физических лиц, деятельность которых связана с реализацией гражданами репродуктивных прав.

Статья 5. Право на свободный репродуктивный выбор

Граждане имеют право свободно принимать решения относительно числа детей и времени их рождения в браке или вне брака.

Областные органы исполнительной власти, органы и должностные лица местного самоуправления гарантируют невмешательство в реализацию гражданами права на свободный репродуктивный выбор.


Статья 6. Иные права по охране здоровья и созданию семьи

1. Граждане имеют право на получение в государственных, муниципальных, негосударственных организациях, у частных лиц, имеющих лицензии на соответствующие виды деятельности, полной и достоверной информации о состоянии своего здоровья и рекомендаций по рациональному созданию семьи.

2. Граждане имеют право на получение услуг по охране репродуктивного здоровья, планированию семьи. Услуги по охране и укреплению здоровья и планированию семьи гражданам предоставляют государственные, муниципальные, негосударственные организации и частные лица, имеющие лицензию на данный вид деятельности.

3. Гарантированные услуги по охране репродуктивного здоровья и планированию семьи предоставляются бесплатно всеми организациями государственных и муниципальных систем здравоохранения, образования и социальной защиты населения, имеющими лицензию на данный вид деятельности.

4. Перечень гарантированных услуг по охране здоровья и планированию семьи утверждается Главой администрации области в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Законом.

5. Граждане имеют право на выбор методов контрацепции, в том числе - медицинский, а также отказ от них.

6. Медико-социальная помощь по индивидуальному подбору методов предупреждения нежелательной беременности с учетом состояния здоровья, возраста и индивидуальных особенностей с предупреждением о возможных нежелательных для граждан последствиях оказывается учреждениями здравоохранения, имеющими право на данный вид деятельности.

7. При наличии медицинских и социальных показаний граждане имеют право на предоставление им средств предупреждения нежелательной беременности в рамках программ обязательного медицинского страхования, средств бюджетов и иных незапрещенных законами источников.

8. Медицинская стерилизация как метод предупреждения нежелательной беременности производится только после проведения обязательного медико-социального консультирования, с согласия пациентки, по основаниям и при наличии условий, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

9. Женщина имеет право на бесплатное искусственное прерывание беременности. В целях предупреждения искусственного прерывания беременности врачи обязаны проводить беседы, направленные на разъяснение морально-этических, психологических и физиологических негативных последствий аборта. Искусственное прерывание беременности производится организациями государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, имеющими лицензию на соответствующий вид деятельности, в максимально безопасных условиях на основе современных технологий. Бесплатное медико-социальное консультирование проводится женщине по ее желанию в периодах до и после искусственного прерывания беременности всеми организациями государственных и муниципальных систем здравоохранения, включая индивидуальный подбор средств предупреждения нежелательной беременности.

Статья 7. Право несовершеннолетних на охрану репродуктивного здоровья

Несовершеннолетние имеют право на охрану репродуктивного здоровья, а также на образование и воспитание в сфере подготовки к семейной жизни, обращая особое внимание на ее духовную и нравственную сторону. Подготовка несовершеннолетних к семейной жизни осуществляется преимущественно в семье, а также по выбору детей и с согласия родителей проводится в образовательных учреждениях в соответствии с их решениями и со специально разработанными и утвержденными образовательными программами с учетом пола, возраста, особенностей психофизического развития несовершеннолетних, начиная с 14 лет, ранее - в исключительных случаях - по индивидуальным программам. Учебу проводят лица, имеющие специальную подготовку, а также может использоваться помощь и консультации психологов, школьных медицинских работников и иных специалистов в образовательных учреждениях.

Областные органы исполнительной власти, органы и должностные лица местного самоуправления обеспечивают условия для получения несовершеннолетними услуг по охране репродуктивного здоровья и образования в сфере подготовки к семейной жизни.

Услуги по охране репродуктивного здоровья, гарантированные законодательством Российской Федерации, оказываются несовершеннолетним бесплатно соответствующими государственными и муниципальными учреждениями.

Статья 8. Обеспечение права на получение информации

Областные органы исполнительной власти, органы и должностные лица местного самоуправления обеспечивают условия:

для пропаганды и распространения знаний по этике семейной жизни через средства массовой информации;

для широкого проката и показа фильмов и распространения иных видов информационной продукции, не содержащих сцен насилия, жестокости, порнографии;

для реализации образовательных и научных программ по семейной тематике в сфере кинематографии и телерадиовещания;

по запрещению продажи и распространения порнографических материалов среди несовершеннолетних на территории области.

Статья 9. Право на материнство

Женщина имеет право на охрану здоровья в период беременности, помощь в родах и послеродовом периоде с применением методов, сводящих к минимуму риск для ее здоровья, здоровья плода и новорожденного.

Гарантированный объем бесплатной медицинской помощи предоставляется женщине во всех организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения за счет средств бюджетов всех уровней и обязательного медицинского страхования в соответствии с перечнем гарантированных услуг.

Статья 10. Право на лечение бесплодия

1. Граждане имеют право на:

лечение бесплодия, в том числе с применением современных вспомогательных репродуктивных технологий, разрешенных в Российской Федерации, производится как в рамках обязательного медицинского страхования, так и с привлечением иных средств;

получение информации о сущности вспомогательных репродуктивных технологий, эффективности, оптимальных сроках их применения, возможных осложнениях, медицинских и правовых последствиях, а также о наличии других методов лечения бесплодия.

3. Лечение бесплодия с использованием вспомогательных репродуктивных технологий проводится организациями, имеющими лицензию на данный вид деятельности.

Статья 11. Право на сохранение тайны при обеспечении реализации репродуктивных прав

1. Органы, организации и физические лица обязаны сохранять в тайне информацию, связанную с фактом обращения к ним граждан по поводу реализации ими своих репродуктивных прав, охраны здоровья и создания семьи.

2. Граждане имеют право на выбор лиц, которым может быть передана информация о состоянии их здоровья и планировании семьи.

3. Граждане имеют право на защиту своих репродуктивных прав путем обжалования действий (или бездействия), решений органов, организаций и должностных лиц, связанных с реализацией гражданами репродуктивных прав, в вышестоящих государственных органах или в суде в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 12. Обеспечение реализации прав граждан на репродукцию и создание семьи

1. Консультирование и оказание помощи гражданам при реализации их прав на создание семьи и репродукцию возлагается на учреждения здравоохранения, образования, социальной защиты населения. Специалисты указанных учреждений должны иметь сертификат установленного образца.

2. Областные органы исполнительной власти, органы и должностные лица местного самоуправления осуществляют контроль за организациями и учреждениями по оказанию населению услуг по обеспечению реализации репродуктивных прав граждан и планированию семьи.

Статья 13. Финансирование деятельности организаций по обеспечению реализации репродуктивных прав граждан и созданию семьи

Финансирование деятельности государственных и муниципальных организаций по обеспечению реализации репродуктивных прав граждан и планированию семьи осуществляется в рамках средств федерального, областного, местных бюджетов, средств фондов обязательного медицинского страхования, а также иных источников, не запрещенных законами.

Статья 14. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу со дня официального опубликования.

ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ
ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
В. ТИХОМИРОВ

Недостатки механизма правового регулирования в области искусственных методов репродукции и репродуктивных прав отрицательно сказываются на защите прав и законных интересов субъектов возникающих правоотношений.

Для того чтобы понять, каков должен быть этот механизм, необходимо определиться с тем, какой смысл мы вкладываем в термины "репродуктивные права" и "репродуктивные технологии", насколько они взаимосвязаны и взаимозависимы.

В Приказе Министерства здравоохранения РФ от 26 февраля 2003 г. N 67 "О применении вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ) в терапии женского и мужского бесплодия" употребляется термин "вспомогательные репродуктивные технологии". Согласно Приказу ВТР - это методы терапии бесплодия, при которых отдельные или все этапы зачатия и раннего развития эмбрионов осуществляются вне организма. ВТР включают: экстракорпоральное оплодотворение и перенос эмбрионов в полость матки, инъекцию сперматозоида в цитоплазму ооцита, донорство спермы, донорство ооцитов, суррогатное материнство, предимплантационную диагностику наследственных болезней, искусственную инсеминацию спермой мужа (донора).

Схожий термин "вспомогательные репродуктивные методы и технологии" используется и в Законе Республики Казахстан от 16 июля 2004 г. N 565-2 "О репродуктивных правах граждан и гарантиях их осуществления". Однако определение, содержащееся в этом Законе, несколько отличается от приведенного выше. Вспомогательные репродуктивные методы и технологии - комплекс медицинских мероприятий по диагностике, лечению и реабилитации, направленных на коррекцию репродуктивной деятельности граждан.

Эти две формулировки в целом достаточно похожи, однако между ними есть и коренное различие. Приказ Министерства здравоохранения РФ и в своем названии, и в первых словах определения указывает на то, что ВРТ применяются для терапии бесплодия. Закон Республики Казахстан акцентирует внимание на репродуктивных правах граждан, т.е. вспомогательные репродуктивные методы и технологии рассматриваются через призму репродуктивного права граждан. Это следует и из приведенного в Законе определения репродуктивных прав: это права граждан на охрану их репродуктивного здоровья, принятие и реализацию решения относительно рождения или отказа от рождения детей в браке или вне брака, методов зачатия и рождения детей, их числа, времени и места рождения, интервалов между рождениями, а также на медико-социальную, информативную и консультативную помощь в этой сфере.

Как пишет О. Хазова, репродуктивные права граждан являются одной из наиболее гендерно-чувствительных областей. Однако до недавнего времени эта область оставалась практически полностью за пределами правового анализа и ей не уделялось надлежащего внимания в российской юридической литературе. Возможно, это объясняется тем, что понятие репродуктивных прав является новым для российского права и еще не нашло себе "законного" места в общей системе российского права. Только недавно вопросы, связанные с репродуктивными правами, стали привлекать к себе более пристальное внимание юристов .

Так, Е. Дмитриева рассматривает репродуктивные права как единство трех принципов: невозможность насильственного лишения сексуальных и репродуктивных качеств; право на признание личного достоинства; принцип равноправия мужчин и женщин .

О. Хазова считает, что репродуктивные права - это область человеческой жизни, которая не может быть поставлена под контроль других лиц, даже очень близких, не говоря уже о контроле со стороны государства .

Хазова О.А. Указ. соч.

М. Цыганов связывает репродуктивные права с правами женщин, в частности с правом женщины на аборт .

Таким образом, среди юристов, занимающихся исследованиями в данной области, нет единого мнения о том, что включают в себя репродуктивные права, какова их роль в осуществлении вспомогательных репродуктивных технологий, т.е. нет единой концепции.

Во многом эта ситуация обусловлена недостаточностью правового регулирования государства, а именно отсутствием закона, посвященного репродуктивной деятельности.

Так, Закон Республики Казахстан включает в себя государственные гарантии осуществления репродуктивных прав граждан (свобода репродуктивного выбора; охрана репродуктивного здоровья и соблюдение репродуктивных прав; доступность, преемственность, бесплатность медицинской помощи в пределах гарантированного объема; невмешательство в вопросах осуществления репродуктивных прав; принятие решения о деторождении без дискриминации, угроз и насилия; неприкосновенность частной жизни, личная семейная тайна, сохранение сведений, составляющих врачебную тайну) и государственное регулирование в области репродуктивных прав граждан (развитие системы охраны репродуктивного здоровья граждан; формирование и совершенствование законодательства Республики Казахстан в области репродуктивного здоровья граждан; обеспечение просвещения граждан по вопросам половой жизни и деторождения, отрицательного влияния психоактивных веществ, неблагоприятных экологических факторов на состояние их репродуктивного здоровья; формирование сознательного отношения граждан к рождению детей; обеспечение доступности услуг по консультированию, просвещению, планированию семьи, оказанию медицинской помощи, включая медицинские услуги по искусственному оплодотворению и иным возможностям родить ребенка; поддержка научных исследований в области охраны репродуктивного здоровья граждан).

Таким образом, в Российской Федерации необходим закон, посвященный репродуктивной деятельности человека, а также государственная политика в данной области, создающая правовой механизм защиты репродуктивных прав субъектов возникающих правоотношений.

Некоторые юристы (Г. Романовский, М.Н. Маленина и др.) в качестве "улучшения" законодательного регулирования предлагают такие репрессивные способы, как ограничение круга субъектов, имеющих право на применение вспомогательных репродуктивных технологий, установление запрета для гомосексуальных пар и иностранцев .

Романовский Г. Право на искусственное оплодотворение и экология размножения // Законность. 2003. N 7. С. 33.

С таким подходом к репродуктивной деятельности нельзя согласиться, так как он противоречит Конституции РФ: в соответствии с положением ч. 2 ст. 55 в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Предложенные запреты не могут быть истолкованы иначе как умаление прав и свобод. Согласно Конституции РФ все равны перед законом , государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от его убеждений и других обстоятельств , каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь .

Конституция Российской Федерации. СПб.: Литера, 1998.
Там же.
Там же.

В данном случае усматривается нарушение и репродуктивных прав граждан, и принципа свободного репродуктивного выбора. Праву на свободный репродуктивный выбор посвящена ст. 10 Закона Республики Казахстан, согласно которой граждане имеют право на свободное принятие решения относительно количества детей и времени их рождения, в браке или вне брака, интервалов между рождениями, необходимых для сохранения здоровья матери и ребенка.

Идея свободного репродуктивного выбора была озвучена в 1925 г.: доктор А.А. Шорохова в своем докладе на VI съезде Всесоюзного общества гинекологов и акушеров в Ташкенте предложила рассматривать искусственное оплодотворение не только как метод преодоления бесплодия, но и как "право иметь ребенка неполовым путем" или как "нежелание женщин сходиться с мужчиной". А.А. Шолохова описала в докладе 88 операций по искусственному оплодотворению.

Законом Республики Казахстан свободный репродуктивный выбор рассматривается как вспомогательное право по отношению к репродуктивному праву. Однако в таком подходе усматривается занижение роли свободного репродуктивного выбора.

Можно предложить несколько иную концепцию правового регулирования репродуктивной деятельности, в соответствии с которой право на свободный репродуктивный выбор следует рассматривать и как самостоятельное правомочие, и как связующее звено между репродуктивным правом и репродуктивными технологиями.

Очень важный критерий права на свободный репродуктивный выбор упоминается в Законе Тульской области от 21 сентября 2000 г. "О защите прав граждан по созданию семьи и сохранения ее здоровья на территории Тульской области", в Законе Ивановской области от 10 декабря 1998 г. "О правах и гарантиях граждан по созданию семьи и сохранению ее здоровья", в Законе Кыргызской Республики от 20 декабря 1999 г. "О репродуктивных правах граждан": невмешательство со стороны государства (областных органов исполнительной власти, органов и должностных лиц местного самоуправления).

Таким образом, право на свободный репродуктивный выбор - это единение в первую очередь двух критериев: свободы личности в принятии решения и невмешательства в этот процесс посторонних лиц.

Право на свободный репродуктивный выбор - это право свободно принимать решения в области репродуктивной деятельности, без вмешательства со стороны государства (органов государственной власти, должностных лиц, органов местного самоуправления, общественных и религиозных организаций и др.).

К сожалению, в законодательстве Российской Федерации из связки трех основ репродуктивной деятельности наличествует только одно - репродуктивные технологии. Государством не гарантированы ни репродуктивные права граждан, ни свободный репродуктивный выбор. Существующие в области репродуктивной деятельности пробелы пытаются заполнить некоторые областные законодательные собрания. Однако для создания должного механизма правового регулирования необходимо принятие именно федерального закона, который учитывал бы и репродуктивные права граждан, и право на свободный репродуктивный выбор.

Репродуктивные технологии - услуга, которая не может существовать сама по себе, так как это создает возможность злоупотребления своими полномочиями и медицинскими работниками и медицинскими учреждениями, получившими лицензию на данный вид деятельности. Репродуктивные права дают основы прав граждан в области репродуктивной деятельности, декларируют их. Право на свободный репродуктивный выбор обеспечивает реализацию и репродуктивных технологий, и репродуктивных прав. Поэтому в случае исключения даже одной из упомянутых выше основ регулирование репродуктивной деятельности не будет осуществляться в полной мере, и права граждан в данной области не будут в полной мере защищены.

На основании приведенных доводов можно сделать следующие выводы.

Во-первых, необходимо принятие федерального закона, посвященного репродуктивной деятельности; причем закон должен основываться на конституционных правах граждан на материнство и отцовство, на охрану здоровья и медицинскую помощь, исходить из признания неприкосновенности частной жизни, личной и семейной тайны, равенства прав и свобод.

Во-вторых, для реализации указанных выше принципов закон должен исходить из концепции единства трех основ репродуктивной деятельности: репродуктивных прав, репродуктивных технологий и права на свободный репродуктивный выбор.

В-третьих, направленность федерального закона на защиту (охрану) репродуктивных прав должна быть отражена в его названии, так как формулировки "создание семьи и сохранение ее здоровья" (Закон Ивановской области, Закон Тульской области) противоречат сущности репродуктивных прав как права граждан на охрану их репродуктивного здоровья, принятия и реализации гражданами решения относительно рождения или отказа от рождения детей в браке или вне брака.

В-четвертых, должен быть создан эффективный механизм защиты прав и законных интересов субъектов возникающих правоотношений в области репродуктивной деятельности и эффективный механизм реализации репродуктивных прав.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Читайте также: