Образ печорина план урока

Обновлено: 05.07.2024

Актуализация

- Мы продолжаем работать над психологическим романом.

- Как он называется? Кто автор этого эпического произведения?

- Сколько частей в этом романе?

Введение в тему

- Где происходит событие повести?

- Кто является главным героем?

- Кто рассказывает историю Бэлы?

Работа с толковым словарем (ссылка)

- Прочитав первую главу, вы успели заметить много незнакомых слов.

- Обратимся к толковому словарю, найдите значение некоторых слов

Работа с таблицей

- Подберите описание каждому герою

На нем был офицерский сюртук без эполет и черкесская мохнатая шапка. Он казался лет пятидесяти; смуглый цвет лица его показывал, что оно давно знакомо с закавказским солнцем, и преждевременно поседевшие усы не соответствовали его твердой походке и бодрому виду.

офицер, молодой человек лет двадцати пяти. Он был такой тоненький, беленький, на нем мундир был такой новенький. Славный был малый, смею вас уверить; только немножко странен.

рожа у него была самая разбойничья: маленький, сухой, широкоплечий.

меньшая дочь хозяина, девушка лет шестнадцати. она была хороша: высокая, тоненькая, глаза черные, как у горной серны, так и заглядывали нам в душу.

мальчик лет пятнадцати. был головорез, проворный на что хочешь: шапку ли поднять на всем скаку, из ружья ли стрелять. Одно было в нем нехорошо: ужасно падок был на деньги.

Образ Печорина

- Кто нас впервые знакомит с Печориным? (Максим Максисыч).

- Прочитайте, что говорит Максим Максимыч о внешности Печорина? (молодой человек лет 25; он был такой тоненький, беленький).

- Это молодой человек, офицер, который приехал служить на Кавказ.

- А что же в нем необычно, что удивляет Максим Максимыча?

- Так каким же видит Печорина Максим Максимы?

(сильный –слабый, странный- славный, замкнутый - веселый)

- А о чем говорят эти странности в характере? (он одинаковый, одинаково ли ведет себя Печорин в ситуациях?) (противоречивость в характере).

Краткий пересказ

- Как же развивались события в этой повести

- Вашим домашним заданием было подготовить план событий

- Расположите пункты плана по порядку

Встреча повествователя и Максим Максимыча

Максим Максимыч рассказывает историю знакомства с Печориным

Приезд Печорина в крепость

Приглашение на свадьбу к князю

Встреча с Бэлой

Ссора Азамата и Казбича

Сговор Печорина с Азаматом

Кража Бэлы в обмен на коня Карагеза

Печорин ухаживает за Бэлой, дарит ей подарки, одевает как куколку

Бэла влюбляется в Печорина

Печорин вскоре привыкает к Бэле, ему становится скучно, он целыми днями на охоте

Неожиданное появление Казбича

Максим Максимыч и Печорин уезжают на охоту

Месть Казбича: кража Бэлы и ее ранение

Отъезд Печорина в Грузию.

- Сегодня мы познакомились с необычным героем, с его противоречивым характером

- Вам понравился этот герой? Почему?

- Д/з подготовить пересказ взаимоотношений Бэлы и Печорина

Актуализация (просмотр эпизода из к/ф)

Беседа по содержанию

Кто рассказывает историю Бэлы и Печорина?

Как Бэла оказывается у Печорина?

Почему Печорин решается на похищение Бэлы?

Почему любовь Печорина к Бэле обречена?

Как Печорин добивается любви Бэлы?

Любит ли Печорин Бэлу?

Почему Печорин разлюбил Бэлу?

- Подтвердите свой ответ на последний вопрос словами из текста

- В этом отрывке Печорин рассказывает о своей жизни, пытается оценивать свои поступки, стремиться понять самого себя. Этот прием называется самоанализ. Он используется в психологии.

- Что мы узнаем о Печорине?

- На какого литературного героя похож Печорин? (Евгений Онегин)

- Что у них общего? (Воспитание, род занятий, скучная однообразная жизнь)

Составление сравнительной таблицы

- Попробуем сравнить наших героев

Евгений Онегин

Григорий Печорин

Происхождение и занятие героев

Оба выросли в роскоши

Характеры героев

Оба устали от красавиц

Оба устали от наук

Евгений Онегин

Григорий Печорин

Происхождение и занятие героев

Оба выросли в роскоши

Характеры героев

Оба устали от красавиц

Оба устали от наук

Подведение итогов

- В чем проблема наших героев? (вопрос с открытым ответом)

У героев противоречивый характер, они избалованы высшим светом, у них нет цели в жизни, они насытились всеми удовольствиями. Им все достается легко, поэтому они быстро теряют интерес.

Поурочный план урока на тему

Учащиеся вытянут карточку с названием главы романа и таким образом объединятся в 5 групп.

- Прочитайте высказывание критиков. Кто, на ваш взгляд, наиболее объективен? Аргументируйте ответ.

Высказывания:

- Печорин – герой своего времени? На этот проблемный вопрос вы будете отвечать в течение всего урока. У вас есть право менять свою позицию, при этом не забывайте аргументировать ее.

Картинки по запросу

Онегин Печорин

По окончании спикеры представят работу групп.

Г, ФО – взаимооценивание

- Что в образе Печорина привлекает вас?

- Какие черты характера героя вы осуждаете, не принимаете?

- Почему Печорин не может найти смысл жизни?

- Можете ли вы его назвать героем своего времени?

- Печорин - человек неординарный, умный, образованный, сильный волей, храбрый, он постоянно стремится к действию, не может удержаться на одном месте, в одной обстановке, в окружении одних и тех же людей. Печорин не может быть счастлив ни с одной женщиной, даже с той, в которую влюблен, потому что его быстро одолевает скука, и он начинает искать чего-то нового. Не от этого ли он ломает их судьбы? Не от скуки ли? Печорин живет, не считаясь с чувствами других людей, практически не обращая на них внимания. Да, он эгоист. И в этом его трагедия. Но один ли Печорин в этом виноват?

Тип урока: Урок систематизации знаний.

Вид урока: урок-беседа.

Цель: заинтересовать учащихся личностью странного человека - Печорина, создав проблемную ситуацию. Формировать представление о психологизме в романе.

Задачи:

  • совершенствовать умение анализа художественного произведения, повторить и закрепить способы создания образа литературного героя, продолжить работу над формированием навыков вдумчивого чтения художественного произведения;
  • сформировав первоначальное представление о психологическом портрете в литературе, объяснить двойственный, противоречивый характер Печорина.
  • совершенствовать навыки работы с текстом, умения анализировать, сопоставлять, видеть художественную деталь;
  • развивать умения аргументировать свою точку зрения;
  • развивать устную и письменную монологическую (диалогическую) речь учащихся.
  • способствовать психологическому погружению учащихся в текст литературного произведения;
  • воспитание нравственных качеств личности.

Ход урока

1. Мотивация

Читает учитель:

Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее — иль пусто, иль темно,
Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
В бездействии состарится оно…

И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,
И царствует в душе какой-то холод тайный,
Когда огонь кипит в крови.

- Откуда эти строки? (Дума)

- Что вы можете сказать о поколении Лермонтова?

Ученик характеризует эпоху 30-х годов 19 века.

- Начать разговор о герое нужно бы с истолкования этого понятия.

Я предлагаю вам следующие определения:

1) Исключительный по смелости или по своим доблестям человек.

2) Главное действующее лицо литературного произведения.

3) Человек, по своему характеру и поступкам являющийся выразителем какой-нибудь среды или эпохи.

- Какое из значений использовал Лермонтов в названии романа?

- Только ли из пороков состоит портрет главного героя?

Нет, есть и достоинства.

Все стороны характера главного героя Лермонтов освещает при помощи такого приёма, как психологизм.

Психологизм в литературе – это (от греч. psyche - душа и logos - понятие, слово) способ изображения душевной жизни человека в художественном произведении: воссоздание внутренней жизни персонажа, ее динамики, смены душевных состояний, анализ свойств личности героя.

- Современники неоднозначно восприняли и сам роман, и Героя времени.

Слайд 1.

В.Кюхельбекер: «. Всё-таки жаль, что Лермонтов истратил свой талант на изображение такого существа, каков его гадкий Печорин. "

- Как вы видите, мнения самые разные. А почему? И почему он так страшно одинок?

Эпиграфом урока могут служить слова другого великого поэта:

Чудак печальный и опасный,
Созданье ада иль небес,
Сей ангел, сей надменный бес,
Что ж он?
А.С.Пушкин

- Какова будет наша цель? Попытаться разгадать загадку.

3. Путешествие во времени – что волновало молодых людей в 19 веке. Изменились ли люди за 200 лет.

II. Обобщение и систематизация понятий, усвоение системы знаний и их применение для объяснения новых фактов и выполнения практических заданий

- Какие пороки есть у Героя? Какие из них присущи целому поколению?

Работа в парах. Поработаем с текстом. Предлагаю выбрать одну из глав, через поступки героя показать его негативные и позитивные стороны и попытаться найти причины такого поведения.

Минусы

Герой совершает ряд неблаговидные поступки: похищает горянку Бэлу, становится причиной разрушения её семьи, разбойник Казбич потерял любимого коня по вине Героя.

Отрицательные качества личности, которые мы здесь наблюдаем:

Он думает только о себе и собственном удовольствии, совершенно не жалеет людей, причиняет им страдания. Он играет людьми, как игрушками. Он страшный эгоист. Он манипулирует людьми – заставляет их делать то, что ему нужно. Б. любила его, а он увлёкся ею на короткий срок. Значит, в его характере есть непостоянство. Может, неспособность любить вообще. Боится стука ставни. Простывает от сквозняка. Подлость по отношению к Казбичу.

Плюсы

Cильная личность. Умеет подчинить себе людей, обаятелен. Он привлекает людей – ММ, Бэлу, Азамата. Страдает, если виновен в страдании других. Страдает после смерти Бэлы.

Герой обижает ММ, не ответив на его приветствие так, как того ожидал старик, доводит его до слёз своей холодностью. Здесь проявляется скрытность героя, эгоизм, возможно, равнодушие к людям. ММ относился к нему, как к сыну. Герой, у которого, видимо, нет близких, отвергает и ММ, стремится отгородиться от него. Мы видим, как он относился бы к своему отцу. Кроме того, ММ был приятелем П. и хотел надеяться, что другом. П разрушает и дружеские связи тоже.

Почему? ММ тоже виновен в смерти Бэлы. Это он пересказал Герою подслушанный разговор.

Плюсы: сдержан в проявлении эмоций, не выставляет чувства напоказ – хорошее мужское качество. Не боится смерти. Красив внешне. Обладает писательским талантом.

Герой становится причиной того, что контрабандисты вынуждены свернуть свою деятельность и бежать. Слепой мальчик и старуха остаются без средств к существованию. Он играет людьми, развлекается от скуки. Жестокость по отношению к женщине.

Плюсы: Неравнодушен к жизни, любопытен, постоянно в движении, в действии. Не пасует перед опасностью, рискует.

То есть на каждое отрицательное качество есть черта положительная, а многие качества могут быть истолкованы двояко.

Работа с портретом Печорина.

Какое качество самое худшее в Герое? Эгоизм, эгоцентризм. Откуда это в нём? (Душа испорчена светом). Только ли общество виновато в том, что он такой?

Какое самое лучшее? Обаяние личности. Способность судить себя за проступки.

Он, как личность думающая и во многом талантливая, старается найти свое место в обществе, но все же обречен исторической действительностью на вечное одиночество. Кроме того, одним из наиболее ярких качеств характера Григория Александровича является эгоцентризм, который также заставляет героя чувствовать себя одиноким.

Характер Печорина сложен и противоречив.

Печорин не видит смысла своей жизни, у него нет цели. Он не умеет любить, потому что боится настоящих чувств, боится ответственности. Что ему остается? Только цинизм, критика.

  • Печорин и Парус.
  • Печорин похож на Демона.
  • Сходство Онегина и Печорина.
  • Лермонтов и Печорин.

III. Усвоение ведущих идей и основных теорий на основе широкой систематизации знаний

Итак, мы попытались разгадать загадку Печорина. К каким выводам мы можем прийти?

  • Печорин – крайне противоречивая сильная личность.
  • Он имеет сходство с некоторыми литературными героями и даже с самим автором.
  • Он обладает особой притягательностью.
  • Он является лишним человеком.
  • Он портрет целого поколения.

IV. Подведение итогов урока

Какой вывод можно сделать для себя? Не следует судить о человеке поверхностно, по первому впечатлению. Необходимо разобраться в поступках и характере человека.

Дополнительно: викторина по строкам из произведения.

Кругом было тихо, так тихо, что по жужжанию комара можно было следить за его полетом.

Вдруг передо мною рытвина глубокая; скакун мой призадумался — и прыгнул.

Меня невольно поразила способность русского человека применяться к обычаям тех народов, среди которых ему случается жить.

Надо вам сказать, что у меня нет семейства: об отце и матери я лет двенадцать уж не имею известия, а запастись женой не догадался раньше, — так теперь уж, знаете, и не к лицу;

В первой моей молодости, с той минуты, когда я вышел из опеки родных, я стал наслаждаться бешено всеми удовольствиями, которые можно достать за деньги, и разумеется, удовольствия эти мне опротивели. Потом пустился я в большой свет, и скоро общество мне также надоело;

Он что-то нам закричал по-своему и занес над нею кинжал.

Он поднял голову и засмеялся.

Мы не надеялись никогда более встретиться, однако встретились, и, если хотите, я расскажу: это целая история.

Он был явно балованный слуга ленивого барина — нечто вроде русского Фигаро.

В его улыбке было что-то детское.

Да я всегда знал, что он ветреный человек, на которого нельзя надеяться.

Вдруг на яркой полосе, пересекающей пол, промелькнула тень.

Я поднял глаза: на крыше хаты моей стояла девушка в полосатом платье с распущенными косами, настоящая русалка.

Да и какое дело мне до радостей и бедствий человеческих,

на краю горизонта тянется серебряная цепь снеговых вершин, начинаясь Казбеком и оканчиваясь двуглавым Эльборусом.

Он довольно остер: эпиграммы его часто забавны, но никогда не бывают метки и злы: Кто этот господин, у которого такой неприятный тяжелый взгляд?

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке проходит знакомство с Григорием Печориным как главным героем произведения, формируется умение характеризовать героев литературного произведения.

Урок 1. Тема урока: Печорин как представитель портрета поколения. Загадки образа Печорина.

Цель урока: знакомство с Григорием Печориным как главным героем произведения.

Задачи урока:

формировать у учащихся умения характеризовать героев литературного произведения по их поступкам, по отношению к окружающим, по авторской оценке;

помочь учащимся в ходе анализа произведения увидеть незаурядность характера главного героя;

совершенствовать навыки работы с художественным текстом: умение ориентироваться в содержании текста, отбирать необходимый текстовый материал, сравнивать, сопоставлять, аргументированно отстаивать свою точку зрения;

воспитывать интерес к духовному миру героев художественной литературы, способствовать нравственному воспитанию, воспитанию интереса к творчеству М.Ю. Лермонтова.

Слово учителя:

Почему герой романа так говорит о себе? Что дало основание сделать такой вывод? Кто же он - герой Лермонтова?

Рассказ Максима Максимыча о Печорине.

Печорин и Бэла. (История взаимоотношений до похищения).

Печорин и Бэла. Любовь и смерть героини.

Печорин на фоне других героев повести.

Работа в творческих группах (индивидуальные задания для каждой группы)

Класс делится на несколько групп в соответствии с заданием, каждая группа получает задание для текстового исследования определенного эпизода. Отвечая на вопросы, поставленные учителем, учащиеся должны показать хорошее знание текста, привести необходимые цитаты и сделать соответствующий вывод.

группа – Рассказ Максима Максимыча о Печорине.

1.Что является связующим звеном между героем и рассказчиком и что разъединяет Печорина и рассказчика?

2. В каких эпизодах черта характера русского человека проявляется у Печорина?

3. Каково отношение Печорина к Бэле?

4. Каким видит Печорина именно Максим Максимыч?

5. Что в первую очередь удивляет и что все-таки непонятно Максиму Максимычу в самом Печорине?

6. Каким мы видим Печорина в этом эпизоде? Сделайте вывод о главных чертах характера героя.

7. Какой художественный прием использует М.Ю. Лермонтов для описания образа героя?

2 группа - Печорин и Бэла. (История взаимоотношений двух героев до похищения).

Где и при каких обстоятельствах Печорин впервые увидел Бэлу?

Какое впечатление произвели они друг на друга в момент первой встречи?

Каковы последствия подслушанного разговора Казбича и Азамата?

Каким мы видим Печорина в этом эпизоде? Сделайте вывод о характере героя.

Какой художественный прием использует М.Ю. Лермонтов для описания образа героя?

группа - Печорин и Бэла. Любовь в жизни Печорина.

Как Бэла оказалась в крепости, в которой служил Печорин?

Каким было поведение Бэлы в первые дни после своего похищения?

Каким образом Печорин добивался любви Бэлы?

Почему Бэла все-таки ответила Печорину взаимностью? (обязательно обратите внимание на описание прекрасных глаз Бэлы, данное Максим Максимычем).

Каким предстает перед читателем Печорин в этих главах? Сделайте вывод о характере героя.

Какой художественный прием использует М.Ю. Лермонтов для описания образа героя?

группа - Печорин и Бэла. Смерть героини. 1. Почему Печорин так быстро охладел к Бэле? Как это проявлялось в его отношениях к девушке? (Процитируйте слова героя)

2.Как Бэла погибла?

3. Чем можно объяснить поведение Печорина после смерти Бэлы? С какой стороны это его характеризует?

4. Каким показывает Лермонтов своего героя? Сделайте вывод о характере героя.

5. Какой художественный прием использует М.Ю. Лермонтов для описания образа героя?

5 группа – Григорий Печорин в кругу других других героев повести.

Какими предстают перед читателем Казбич и Азамат? Что можно сказать об особенностях их характера?

Как ведет себя Печорин в конфликте с Казбичем? Как это его характеризует?

Какую роль сыграл Печорин в судьбе Азамата?

Сделайте вывод о характере героя, сравнив его с Казбичем и Азаматом.

Какой художественный прием использует М.Ю. Лермонтов для описания образа героя?

1.Выберите слова, передающие разочарование Печорина в жизни. Прокомментируйте их.

2.В чем, по мнению самого Печорина, причина его скуки и разочарования?

4. Почему Печорин не может быть счастлив в своей среде?

5. Какой художественный прием использует М.Ю. Лермонтов для описания образа героя?

7 группа - Роль пейзажных зарисовок в повести.

Выберите наиболее яркие на ваш взгляд пейзажные зарисовки.

Обратите внимание на то, какие картины природы выбирает М.Ю. Лермонтов для своего описания?

Какова связь созданных автором пейзажных зарисовок с образом главного героя и событийной канвой самого произведения?

(Величавые картины горной природы наполнены лиризмом, ощущением необыкновенной красоты и поэтичности окружающего мира. На фоне полной гармонии, присутствующей в природе, ярко оттеняется разлад с жизнью и беспокойство самого Печорина. Кроме того, величественность и мятежность красивых кавказских пейзажей ярко и значимо не только подчеркивают, но и усиливают мятежность лермонтовского героя, его гордый дух.)

Перескажите сцену встречи Печорина и Максима Макимыча.

От имени кого ведется повествование в этой части романа?

Каким видит рассказчик Григория Печорина в момент встречи с Максимом Максимычем?

Найдите в тексте детали, характеризующие психологическое состояние Максима Максимыча, ожидающего Печорина.

Какое впечатление производит Печорин на читателя?

Обобщение учителя

В первой и второй повести, начинающей роман, главный герой Печорин предстает человеком, воплощающим в себе противоречивые качества. Характер Печорина остается загадкой, ибо от читателя скрыты мотивы его поступков. В первой повести герой описан через восприятие рассказчика – немолодого штабс-капитана, который в силу целого ряда причин не способен объяснить характера и поступков Печорина. Во второй повести мы видим Печорина глазами совершенно постороннего человека. И у него возникает много вопросов при попытке объяснить некоторые поступки героя.

Мы также сегодня попробовали сами разобраться в характере главного героя.

Читайте также: