Почему с ребенком не хотят дружить в школе что делать родителям

Обновлено: 05.07.2024

Мне 48 лет, я преподаю в Университете, должность профессор, доктор биологических наук.

Ребенку 10 лет, учится в 4 классе гимназии.Сам он очень развитый мальчик, псотоянно смотрит канал "Discovery", увлекается конструкторами. мечтает стать архитектором. Целый день может строить из LEGO сякие конструкции. Очень много знает про новинки Лего, но стесняется об этом рассказывать ребятам. Говорит, что это детское увлечение и они будут над ним смеяться. Он вообще общительный, но очень ранимый.

Отца нет, он родился, куогда мы уже разошлись.Отца не видел. В первое время в 5-6 лет он спрашивал про отца. Я ему объясняла, что он живет в другом городе, у него больные родители, поэтому он с нами не живет. На что он разревелся и сказал, что такой папа не нужен, папа должен жить в семье! Я ничего не смогла ответить. И больше эту тему не затрагивали. Он чувствовал себя брошенным. Затем через года 2 он забыл, видимо, и спросил заново. Мне пришлось сказать, что он заболел и умер. Мне показалось, что он тогда не будет себя чувствовать обделенным. Я объяснила, что у меня папа умер , когда было 5 лет мне (это правда). У меня есть сестры, а старшая сестра с мужем они как бабушка с дедом, помогают нам, он зовет их с детства ата, апа. Апа водила его на танцы, сейчас на тоэквондо, так как он не умееь постоять за себя. Сейчас стал более уверенным в себе, ему нравится. То есть он не совсем одинок. Другая сестра незамужем, часто у нас бывает, помогает нам. Остальные родственники в другом городе.

В его классе очень мало мальчиков. Он хочет дружить с тремя мальчиками, которые являются друг другу родственниками. Они хорошие мальчики, учатся хорошо.Но, как я поняла из его рассказов, иногда его не берут в свой круг. В прошлом году я ребенку устроила день рождения в кафе, пригласила этих ребят и девочек тоже. Он ходил счастливый, потому что они дружили с ним тогда. В этом году к ним пришел новый мальчик с физико-математической школы. Теперь эти трое дружат с ним. Проблема возникает, когда идут в столовую. Они становятся попарно, теперь их четверо, а сыну говорят иди назад. Он становится с тем, кто остался один. Для него это трагедия. В 1 классе я была сама свидетелем этого. Он встал с одним мальчиком, потом с другим и каждый говорил, мы сним, а не с тобой.

Я не знаю в чем причина. Теперь опять такая ситуация. Он постоянно грызет ногти, я думаю, причина в этом. Есть мальчик Дима и Илья, как он говорит, на крайний случай он становится с ними. когда идет в столовую. Но он их как-то не очень воспринимает. Я поняла, что он был бы счастлив, если бы эти трое дружили бы с ним. Почему они с удовольствием приняли новенького. а его задвинули, непонятно.

Может поговорить с их родителями, чтобы мальчики и с ним дружили. Но я не заню, првильно ли это будет.

Сегодня я с ним разговаривала о друзьях, он долго не говорил, расплакался. боялся, что я учительнице расскажу.

Я посоветовала ему, чтобы он к этим мальчикам не цеплялся, а держался достойно, чтобы дружил с Димой или просто можно по-приятельски общаться. А потом, может появится другой какой-нибудь друг. Конечно, это его не убедило.

Может попросить учительницу помочь. Она уних умная добрая женщина.

Не знаю, как быть.

Еще причина, я думаю, в том, что он редко выходит на улицу во двор играть, я все время занята. Сейчас уже сам может выходить. Во дворе у него есть приятели, с которым играет в футбол, но близких друзей нет.

Когда я его спросила, почему они эти мальчики вдруг подружились с с новеньким, он считает, что новенький лучше него играет в футбол, они все рядом живут. К сожалению, возле нас никто из класса не живет. Не знаю, как быть, Меня очень беспокоит эта проблема. Чувствую, что надо помочь, как не знаю. Все мои доводы ему кажутся неубедительными. Лег спать с тяжелым сердцем. Не поговорить на эту тему я тоже не могла. Но часто заводить разговоры об этом я тоже боюсь. Это его глубоко травмирует.

Когда-то самыми трудными в школе были уроки и домашние задания. Сегодня же проблемы детей имеют мало общего с учебой, им сложнее всего даются отношения с одноклассниками. Как помочь ребенку найти друзей среди сверстников, рассказывает детский психолог Дебора Макнамара.


Школьники всегда сталкивались с хулиганами, в классах и школьных коридорах случались конфликты и споры — это нормально. Но молодежная культура в наше время серьезно изменилась. И это порождает новые проблемы.

В 2011 году были опубликованы результаты 15-летнего исследования подростков Северной Америки. Его авторы выявили у детей снижение эмпатии на 40%, а также снижение способности к перспективному анализу на 35% — думать о будущем молодым людям стало сложнее. И эти особенности влияют на их отношения со сверстниками. Поэтому атмосфера в классах, столовых и на игровых площадках меняется.

По данным Национального института психического здоровья, в наше время школьная травля стоит на первом месте в списке родительских проблем. Треть детей сообщают, что они сталкивались с буллингом в течение шести недель. Дети приходят домой из школы с разными эмоциями в зависимости от их общения с одноклассниками.

Школьникам сложнее общаться друг с другом, потому что им слишком важна оценка сверстников. Через общение с одноклассниками многие из них пытаются удовлетворить свои потребности в привязанности. Они заменяют школьной дружбой заботу взрослых, которой им не хватает.

И у этого есть обратная сторона. До детей, которых волнуют их отношения с одноклассниками или друзьями из двора, сложнее достучаться. Учителям и родителям трудно будет воспитывать и направлять их. Потому что такие школьники разделяют ценности, которые соответствуют культуре их сверстников. Поэтому в лучшем случае их поведение будет незрелым, в худшем — агрессивным и враждебным по отношению ко взрослым.


Когда дети держатся только вместе, не слушая взрослых, которые могли бы их направлять, это может привести к печальным последствиям. Один из сценариев описан в книге Уильяма Голдинга. Поведение такой компании может быть жестоким, она может травмировать — и психологически, и физически — других детей.

Существует разница между ребенком, у которого есть друзья, и теми, кто создает компанию ради удовлетворения потребностей в отношениях. Если ваш сын или дочь ориентируется только на сверстников, ищет в них опору, ему нужно восстанавливать отношения со взрослыми. Нездоровые отношения с другими детьми могут привести к задержке развития, проблемам с учебой или эмоциональной подавленности.

Как помочь ребенку подружиться с одноклассниками

От душевных ран и разочарований в отношениях со сверстниками могут защитить только любящие и заботливые родители. Когда дети больше думают о том, как к ним относятся мама и папа, то меньше обращают внимания на обидные слова сверстников.

Очень важно, чтобы у ребенка были теплые отношения с учителем, особенно в начальных классах. Если вашему сыну или дочери трудно в школе, то попросите их обратиться к педагогу за помощью, когда вас нет рядом.

Если ребенок чувствует, что он не один, то ему легче перенести стресс.

Что делать, чтобы у ребенка появились настоящие друзья и в школе ему было комфортно:

Дети должны быть заняты. Проблемы со сверстниками часто возникают, когда у детей масса свободного времени и они предоставлены сами себе. Оставаясь наедине с собой, ребенок легче поддается влиянию сверстников. Такие ребята собираются в компании, обижают одноклассников в столовой или на игровой площадке. Один из способов избежать такого поведения — контроль со стороны взрослых в те моменты, когда ребенок ничем не занят. Пусть у ребенка будет насыщенная и интересная жизнь, а вы почаще будете рядом.

Слушайте вашего ребенка. Если ребенок рассказывает о событиях в школе, важно внимательно слушать его, а не судить или огорчаться. Когда дети думают, что их истории расстраивают родителей или могут привести к ссоре, они замыкаются в себе и вообще не делятся тем, что с ними происходит. Этого допустить нельзя. Детям важно разобраться в собственных чувствах и мыслях, находясь в безопасности, поплакать, если этого хочется. После этого легче найти выход из ситуации. К тому же в этом случае школьник прислушается к советам взрослых.


Помогите узнать настоящих друзей. Поговорите с ребенком об однокласснике, которого он считает настоящим другом. Это должен быть тот, кто относится к нему доброжелательно, не обижает его, с кем комфортно. Помогите детям понять, как ведет себя настоящий друг, и это поможет ему найти такого человека в своем окружении. Также ребенок сможет понять, с кем не стоит дружить, поскольку с этими людьми он не чувствует себя в безопасности. Ребенок с добрым сердцем часто привлекает к себе таких же детей, как и он сам.

Вмешивайтесь, если это необходимо. Многие конфликты между школьниками можно урегулировать с помощью внимания взрослых. Если вы привлечете к ним учителя, это может помочь. Иногда педагоги не осознают, что у одного из детей возникли проблемы в отношениях со сверстниками. Беседу с учителем лучше провести в частном порядке, чтобы не обсуждать трудности ребенка с другими детьми и родителями. В данном случае сохранить конфиденциальность нормально — это поможет ребенку сохранить достоинство и не превратить его в мишень для одноклассников, которые его обижали.

Когда вы будете говорить с учителем, по возможности, предлагайте конкретные решения. Например, попробуйте пересадить ребенка на другой ряд или объединить его с другими ребятами для работы над общим проектом.

Дружба со сверстниками — это часть взросления. У детей появляется возможность общаться с теми, кто разделяет их интересы. Важно помочь вашему ребенку понимать других людей и не настаивать на дружбе с теми, кто не готов с ним общаться.

Слишком часто мы стремимся, чтобы дети поладили друг с другом. Но то, что не все могут подружиться, нормально.

С ребенком не хотят дружить

Воспитание

Часто родители не понимают, почему их ребенок, такой умный и добрый, не имеет друзей, сверстники его сторонятся и никогда не зовут в совместные игры. Умение дружить и располагать к себе других — это качества, которые не передаются по наследству, ребенок им обучается в процессе жизни, с первого контакта с другими детьми. Немаловажное значение здесь имеют и родительское воспитание, и внутрисемейная обстановка.

Почему с ребенком не дружат

Стеснительность

Это одна из самых распространенных причин отсутствия контакта со сверстниками. Такая черта характера исключительно семейного происхождения и воспитанная родителями. Одни делают это на собственном примере, являясь зажатыми людьми, практически не общающимися с окружающими, боящимися заводить новые знакомства и не умеющими поддерживать старые.

Другие родители подавляют своих детей, его интересы игнорируют, он не чувствует себя равноправным с окружающими. Он привыкает к такому положению и даже не делает попытки выстраивать отношения с одноклассниками.

Родители не поощряют дружбу с другими детьми

Так старшим проще жить — зачем их ребенок будет водиться неизвестно с кем, а вдруг это плохие дети, научат его чему-то ненужному. Причем, эти запреты на общение со сверстниками не озвучиваются напрямую — не дружи и все. А просто ребенка не пускают в гости и не разрешают приводить кого-то к себе домой, ему не устраивают детские праздники на день рождения, не пускают в поездки и лагеря.

Ребенок замыкается в своем мире, а став взрослым, теряет контакт и с родителями, которые не понимают, почему, ведь они так берегли свою кровиночку.

Ребенок не научен общаться на базовом уровне

С раннего детства с малышом никто не разговаривал, никто его не слушал, и он не научен слушать. Единственным доступным способом общения была истерика, только на это родители реагировали. Но такой способ коммуникации совершенно не подходит для детского общения. Истеричных, чрезмерно обидчивых и нетерпеливых детей сторонятся.

Истеричные дети

Избалованные дети

Такие ребята требуют к своей личности чрезмерное внимание, они не умеют себя вести, не понимают отказа, имеют завышенное самомнение, часто жалуются и ябедничают. Сверстники предпочитают с такими не связываться — ни поиграть нормально, ни организовать ничего толком нельзя, зато нытья и жалоб много.

Агрессивные дети и с лидерскими замашками

Это другая крайность от стеснительности. Если окружающие не хотят признавать лидера в ребенке, он становится агрессивным ко всем, а особенно, в тем, кто слабее. В ход идет критика, насмешки, буллинг и даже побои. После такого поведения остальные дети стараются держаться подальше.

Причины такой агрессии не всегда в погрешностях воспитания.

Агрессивные дети

Это не, кто не может постоять за себя, дать сдачи, всего боятся. С ними тоже никто не хочет дружить, чтобы и самому не превратиться в объект гонений.

Забитые дети

Истинные интроверты

Эта причина — особенность характера, он закрыт для общения и совершенно не страдает от этого. Со сверстниками общается только в меру свое надобности, он избирателен в контактах, обычно молчаливый и сдержанный в присутствии других людей, но сам с собой отлично проводить время.

Настоящих интравертов, в отличие от стеснительных и забитых детей, нет смысла переделывать, да это и невозможно. Им так комфортно жить и они самостоятельно со всем справятся.

Что делать родителям

Если ребенок не имеет друзей и не общается со сверстниками, родителям самостоятельно сложно разобраться в причинах. Это связано с тем, что в окружении других детей он становится совершенно иным, чем дома, с близкими и родными. Веселый и коммуникабельный малыш может оказаться очень стеснительным или даже забитым, а спокойный домосед — агрессором, которого боится вся школа.

Прошу модераторов не переносить хотя бы пару дней, очень важно мнение завсегдатаев ТД, заранее благодарю за понимание. Проблема психологическая..
Моей дочке 7,5 лет, в этом году она пошла в 1 класс. За 7 мес учебы в школе у нее не появилось ни одной подруги в классе, она очень переживает, сегодня горько плакала, сказала в школу не хочет идти и хочет болеть до конца учебного года ( мы сейчас приболели и сидим неделю дома).
В садике у нее были подружки, общалась со всеми, ходила с удовольствием.
Рассказала мне сегодня, что у них все в компаниях передружились, а меня прогоняют, не берут к компанию. Она так горько плакала, мне так ее жалко ((( как ей помочь? Идти к учителю? Что мне ей говорить? Как успокоить? Она у меня единственный ребенок, опыта со старшими не было.. Может перевести ее в паралельный класс? Но у нас учительница хорошая.
Хочу сказать сразу, что помимо школы она занимается бальными танцами, с партнером своим дружит, поет в хоре, там тоже все ок.
Пичрветуйте что нибудь, а? Как то на душе тревожно ((((

дружить с тем, кто идет на контакт. Не может быть, чтобы из всего класса все прогоняют. учителю тоже хорошо бы сказать, чтобы про дружбу в классе объяснила.

Поговорите с учителем. Сравните жалобы ребенка и взгляд учителя на ситуацию. А потом формулируйте вопрос.

Скажите ей что будет все хорошо и она у вас очень замечательная и все наладится.
Я тут уже писала, что мою суперобщительную девицу весь первый класс швыряет из крайности в крайность. Она то рыдает что с ней никто дружить не хочет и она больше в школу не пойдет, то все замечательно и все с ней дружат, то опять трагедия потому что подружка подставила.
Вы свою началку вспомните. Девочки могут дружить вдвоем, в крайнем случае втроем, но не командой и начинаются ссоры, интриги, сплетни, подставы и т.д. Ну а как еще устранить соперницу? Будущей женщине тоже ведь необходимо в какой то степени освоить эту науку.
Так что жалейте, но не вмешивайтесь. Она сама должна найти способы, выработать поведение, что бы с ней дружили и считались.

Имхо, куда смотрит учитель? Аутсайдеры в классе- ее не профессионализм, учитывая что ребенок не девиант

Моя когда в первый раз разрыдалась на эту тему, я поговорила с учительницей. Спросила нет ли у моего ребенка проблем с одноклассниками. Она ответила, что все в норме, как и у всех, то дружит, то ссорится, и что большинство детей ведут себя так же. Да автор бы и сама бы увидела, попадая в класс, что ее ребенок выделяется из коллектива.

Сначала с учителем надо поговорить на эту тему, что и как на самом деле происходит. Исходя из этого решать вопрос. У моего были проблемы с общением в садике и в первом классе - сам виноват . И если в саду все было не так заметно, то в школе проявилось сильно. Обращались к психотерапевту - ходил полгода почти, дело пошло на лад. Ребенку стало гораздо легче.

Поговорить с учителем, прояснить картину для себя (нет ли чего из ряда вон).

Автор, день рождения у ребёнка скоро? Или любой другой праздник организовать с приглашением одноклассников в гости, там Easter Egghunt например.

+1. А еще попробуйте сами сдружиться с мамами. Если Ваша дочка не ходит на продленку - наверняка есть несколько человек, с кем детей забираете. Можно прогуляться немножко вместе после школы. Скоро потеплеет - и на продленке тоже гулять будут. Попробуйте подойти на прогулку, придумайте игру совместную.

Что она сама делает, чтобы завести друзей? Небось как принцесса сидит и ожидает свиту? Да вот выкусите, не будет такого.
Причем здесь учитель? Не позорьтесь, не обращайтесь с такой чушью, лучше организуйте для детей мероприятие, чтоб наметился повод сдружиться.

у нас одна девочка ушла из школы в этом году из-за подобного. Причем наша школа у нее вторая была. Надо отдать должное, что девочка эта намного развитее интеллектуально и начитаннее, чем одноклассницы. Но фишка в том, что мама ее постоянно противопоставляла ее всем остальным по принципу, ты принцесса, а они быдло. И вот она приходит в школу, а вокруг одно быдло и вроде поиграть с ними хочется, но мама говорила что у них одни глупости на уме. Ну и все, общалась она с парой близняшек, т.к. они вместе пришли в нашу школу из старой. И ушли тоже вместе, но в разные школы. Сейчас вроде нашла уже подруг, мы тут с ее матерью как-то созванивались.

не может быть что весь класс не хочет с ней дружить, поговорите с учительницей, какая на самом деле обстановка в классе, ваш ребенок может говорить неправду, что бы вами манипулировать

А Вы только теперь это обнаружили, в конце марта? Что как-то нехорошо в вашем маленьком королевстве? С чего все началось, как развивалось? Что случилось-то, вообще? И причем тут другой класс? Ее там кто-то ждет?

у моей тоже нет подруги в классе. так просто общаются со всеми понемногу.
моя не переживает совсем. 2 класс.8 лет.

у сына тоже друг появился только в 5 классе.

Два примера.
Первый - мой сын. Тоже новый коллектив, тоже неладилось с друзьями. Пока я не стала пристально наблюдать за поведением ребенка. Оказалось, что "собака порылась" именно в этом. Объясняла, контролировала, направляла. Нормализовалось. Не скажу, что прям супер-друзья. Но, то что его не берут в игры сын жаловаться перестал. Мальчики с ним дружат, играют, зовут к себе.
Кстати, в садике тоже все было без проблем. Но, садик - это не школа. Дети младше, контролируются воспитателями, и времени для игр больше.

Второй - девочка из класса. Тоже танцы, хор. Ничего не скажу - девочка способная, изящная, грациозная. Но, поведение и отношение ко всем у нее состоит из того, что онажеДевАчка, и что онажеЗвЯзда! Это мнение тщательно подогревается ее мамой, которая и дочери, и другим при дочери рассказывает, какая у нее талантливая Ирочка, как ею восхищаются. А вот Та, и Эта все силятся хоть немного соответствовать, но не тянут никак вааще. Ни друзей, ни подруг у девочки нет.

Отсюда мораль - если проблемы с друзьями, то ищите причину в ребенке. И в себе, т.к. он - ваше зеркало.

Многим детям сложно самоутвердиться позитивными методами и они становятся агрессивными. Их защита — нападение. Это важно помнить в отношении тех ребят, которые не приняли в игру вашего ребенка. Поэтому очень важно дать ребенку инструменты для эффективного разрешения конфликтов.

Ролевая игра

Причина: Ты не умеешь играть в эту игру!
Предложение: Я научусь, если вы возьмете меня.
Причина: Ты мухлюешь!
Предложение: Я не нарочно, давайте еще раз установим правила четко.

Только намеренно вредный или очень самоуверенный ребенок сможет отказать сверстнику, получив такие предложения. Потренируйтесь с ребенком отвечать на разнообразные причины отказа. Если же его все равно не хотят брать в игру, то пусть ваш малыш знает, что уйти с гордо поднятой головой и знанием того, что ты сделал открытую попытку найти решение — не худший вариант. И такой уход позитивно сказывается на самооценке ребенка.

4757913318_6c0556c598_o

Самооценка ребенка

Критическое мышление

Речь совсем не о том, чтобы заставить ребенка винить самого себя за исключение из группы сверстников. Просто научите его анализировать ситуацию объективно, видеть ее глазами других людей. Это отличное качество, которое очень пригодится ребенку в жизни. Вот несколько аспектов, которые смогут помочь вашему ребенку выявить объективные причины отказа сверстников принимать его в игру.

Внешний вид

Расскажите ребенку о языке тела, который может сообщать другим совсем не то, что вы им говорите вслух, о личной гигиене, об опрятной или неряшливой одежде, которая создает определенный образ. А дальше — вместе принимайте меры к тому, чтобы улучшить этот образ.

Слова

И то, что говорится, и то, как это говорится, может иметь огромное влияние на то, как ребенка воспринимают окружающие. Дети часто не понимают этого, пока вы им не укажете на это.

Отталкивающее поведение

kids on a slide

Стойкость

Ваше задание как родителя — помочь ребенку выработать стойкость в ситуациях исключения из группы, которые бывают у всех нас в течение жизни. Вот компоненты этой стойкости:

Логика

Есть простое и подходящее объяснение тому, что меня не берут в игру? Возможно, я слишком маленький/взрослый? В подходящей ли для этой игры одежде? Научите детей останавливаться и логически смотреть на ситуацию.

Решение проблем

Может быть, в ситуации, когда тебя не принимают в игру, — простое решение? Может, достаточно переодеть кроссовки, попросить объяснить правила, назначить испытательное время? Научите детей искать решения.

Друзей много не бывает

Поддерживайте вашего ребенка в стремлении заводить больше друзей. Это помогает, когда одна группка исключает его из своих игр.

Принять и идти вперед

Это сложная часть, потому что ребенка надо учить принимать и уважать решения других детей. Им будет легче сделать это, если они уверены в себе. Помогайте детям фиксировать и помнить те случаи, когда их, наоборот, принимали и включали в групповую игру.

Достоинство

Способствуйте дружбе

Пусть ваш ребенок приглашает друзей к вам. Когда это возможно, приводите ребенка туда, где играют разные группы детей.

Как отличить буллинг?

Читайте также: