Кто отвечает за подготовку ребенка аутиста к условиям школы

Обновлено: 05.07.2024

Единственным нормативным документом, регламентирующим организацию работы с детьми-аутистами, является инструктивное письмо, которое разработано Лабораторией содержания и методов обучения детей с эмоциональными нарушениями Московского института коррекционной педагогики под руководством О.С. Никольской и Е.Р. Баенской. В письме изложены принципы работы с детьми-аутистами, проанализированы возможности их обучения в инклюзивных группах и классах, но не описана система интеграции таких классов в массовую школу. Данный процесс не обеспечен законодательной и правовой базой.

Между тем, по оценкам экспертов, в настоящее время особенности в развитии, называемые РАС, имеет один ребенок из тысячи. Несмотря на это, в России многие родители по-прежнему не имеют возможности получить адекватную помощь и поддержку, не понимают, где и как они могут обучать своих детей. А педагоги, в свою очередь, не имеют методик работы с такими детьми и в силу этого не могут оказать им должную помощь.

К то же такие дети-аутисты, в чем их особенность, а также рассмотрим методы терапии, почерпнутые из опыта зарубежных коллег, и определим, какие из этих методов можно применить в российской системе образования, а именно в нашем детском саду. И самое главное — попытаемся понять, как же взаимодействовать с такими детьми в условиях массового детского сада.

В нашей стране аутизм является заболеванием и внесен в классификацию болезней

Особенности поведения ребенка-аутиста

Психолог предлагает участникам семинара представить себе ребенка с подобными особенностями. На доске схематически представлена фигура ребенка, рядом с доской ставится коробка с карточками, на которых написаны те или иные особенности поведения ребенка. Каждый педагог подходит к доске, вытягивает из коробки карточку, решает, соответствует ли предложенная на карточке характеристика поведению ребенка-аутиста, и в случае соответствия прикрепляет карточку на доску.

Признаки аутизма

Черты обычного ребенка

Черты ребенка-аутиста

- постоянно задает вопросы,
- залезает на горку, на верх дивана,
- любит играть на детской площадке, когда там много детей,
- активно привлекает детей в свою игру,
- любит кошек,
- разбирает вещи по частям,
- разговаривает в транспорте с незнакомыми людьми,
- любит разноцветные шерстяные свитера,
- любит громкую музыку,
- любит играть на барабанах или стучать,
- требует новых игрушек,
- постоянно переставляет, игрушки и вещи в комнате,
- пьет из разных чашек

- не смотрит в глаза,
- не играет со сверстниками,
- не испытывает радость,
- не нуждается в контакте с окружающими,
- не разговаривает с окружающими,
- повторяет одни и те же слова или предложения,
- выполняет одни и те же механические движения,
- играет только с определенными игрушками,
- использует постоянные ритуалы,
- играет с мелкими игрушками,
- выстраивает предметы в ряд,
- общается только с одним членом семьи,
- общается с одним выбранным взрослым,
- избирателен в еде,
- предпочитает еду одного цвета,
- не любит телесный контакт,
- избирателен в одежде,
- часто ходит босиком,
- плохо спит,
- играет один,
- фантазирует,
- делает бесцельные движения (взмахи руками, перебирание пальцами),
- постоянно намеренно соблюдает определенные правила,
- сопротивляется переменам,
- выполняет действия в определенном порядке,
- совершает действия, приносящие вред ему самому,
- боится громких звуков, закрывает уши руками,
- избегает яркого света,
- нюхает предметы, в том числе и несъедобные,
- избегает двигательной активности,
- не переносит прикосновения к себе,
- боится испачкаться,
- быстро утомляется,
- хаотично передвигается по помещению

Этапы помощи аутичному ребенку

Конечно же, каждый ребенок индивидуален. В особенности дети-аутисты. Они могут обладать самыми разными чертами и особенностями. Важно понимать, что подобный ребенок нуждается в квалифицированной помощи. Есть некоторые этапы получения этой помощи:

  • посетить невролога (исключить проблемы, связанные с развитием головного мозга);
  • посетить детского психиатра (он и поставит диагноз);
  • пройти аппаратные обследование (ЭЭГ, МРТ, УЗИ головного мозга);
  • обратиться за консультацией к клиническому психологу, учителю-дефектологу;
  • начать работу с соответствующим специалистом.

Способы работы с детьми-аутистами

Ведущий-психолог предлагает участникам семинара разделиться на команды (число команд зависит от количества участников, в команде должно быть не более 4–5 человек). Каждой команде дается материал, посвященный существующим в настоящее время способам работы с детьми-аутистами (российский и зарубежный опыт). Задача команды — познакомившись с материалами, обсудить преимущества и недостатки метода, а по истечении заданного ведущим времени представить его другим командам и сформулировать практические советы для родителей и воспитателей, использующих данный вид терапии при работе с ребенком-аутистом.

Если позволяет время, можно раздать командам ватман и фломастеры и предложить проиллюстрировать свой рассказ схемами, картинками, высказываниями.

Методы работы с детьми-аутистами

1. Арт-терапия (музыка, живопись, движение, театр)

2. Дельфинотерапия, пет-терапия, иппотерапия

3. Концепция ТЕАССН

4. Холдинг-терапия

5.Сенсорная интеграция

6. Поведенческая терапия для аутистов (АВА-терапия)

Подведение итогов семинара

Педагоги продолжают работать в тех же командах. Каждая команда получает перечень рекомендаций по работе с детьми-аутистами.

Список нужно обсудить в группах и разделить рекомендации на три части. Обвести те способы, которые педагоги уже используют (возможно, это какие-то установленные правила или навыки, которыми педагоги уже обладают).

Затем обвести те рекомендации, которые педагоги могли бы использовать в своей работе, и зачеркнуть те рекомендации, которые, по мнению педагогов, на данном этапе практически невозможно реализовать.

Как подготовить к школе ребенка с особенностями развития: пошаговая инструкция

Наталья вот уже более 10 лет работает над коррекцией поведения и реабилитацией детей с аутизмом, а потому знает, что нужно учесть при обучении дошкольников с особенностями развития (аутизм, зпр и другие), чтобы максимально максимльно эффективно шаг за шагом подготовить ребенка к школе.

Нельзя просто научить ребенка читать и писать, и считать, что он готов к школе. Все эти академические навыки ничего не стоят без правильного социального поведения и бытовых навыков. Особенно это важно для детей с аутизмом, задержкой развития и другими особенностями развития.

С чего начинать подготовку к школе ребенка с особенностями развития

Полный перечень специалистов, которых стоит посетить, чтобы определить уровень возможностей ребенка с особенностями развития:

  1. Педиатр — контроль за нормами развития ребенка.
  2. Лор — проверить слух и исключить вариант, когда ребенок не слышит по физическим причинам.
  3. Невролог — важно найти специалиста в данной проблематике:
    - доплерография — проверяем сосуды;
    - электроэнцефалограмма — зонально обследуем головной мозг;
    - МРТ — показывает наличие поражений, гематом, кисты;
    - МРС — исследование метаболических процессов головного мозга
    - генетические анализы — могут показать проблемы с генетикой или же метаболизмом;
  4. Психиатр.

Важно отметить, что психолог, логопед, дефектолог — это педагоги. Никто из них не имеет права ставить медицинские диагнозы, только проверить отставание в развитии, если оно есть. Диагностировать аутизм может только невролог либо психиатр.

Очень важно в процессе подготовки к школе нагружать ребенка комплексно, так как в организме все взаимосвязано. Например, развитие речи будет зависеть одновременно и от психологических процессов, и от логопедических.

Как показывает практика, у детей с аутизмом зачастую все зоны в той или иной степени отстают от норм развития, поэтому для коррекции нужно привлекать как можно больше педагогов и методик.

Специалисты, которые принимают участие в подготовке к школе ребенка с аутизмом или другими особенностями развития:

  • Психолог — отвечает за эмоционально-волевую сферу и отношение к внешнему миру, оценка ситуаций и эмоций.
  • Дефектолог — его сфера ответственности — академическое развитие ребенка, под которым мы подразумеваем учебные знания.
  • Логопед — доречевое развитие, формирование словарного запаса, речевая имитация, структура речи.
  • Реабилитолог — крупная моторика, координация тела.
  • Социальный педагог — приобщение ребенка к социально-бытовому пространству.
  • Психолог-игротерапевт научит играть.
  • Психолог-продуктивщик позаботится о том, чтобы ребенок умел резать ножницами, рисовать кисточкой, лепить из пластилина и многое другое.
  • Музыкальный терапевт — часто аутистам легче пропевать звуки и слова, нежели их проговаривать.
  • Массажист поможет реебнку расслабиться или ощутить свое тело при помощи массажа.
  • Канистерапевт - занятия с собакой развивают эмоциональную составляющую ребенка.

Нужно отметить, что если родители работают со специалистами частным образом — подобрали целый штат педагогов и возят к ним ребенка — то очень важно организовать коммуникацию между ними. Всем им нужно понимать, кто чем занимается, где ребенок находится на данном этапе, и какую нагрузку ему можно дать. Для этого можно устраивать, например, контрольный день — раз в три месяца все педагоги собираются и общаются, смотрят результаты и строят планы.


Развитие социальных навыков у ребенка при подготовке ко школе

Часто к нам приходят дети с особенностями развития с академической подготовкой. Буквам и цифрам родители уделяют, как правило, больше внимания, чем, например, самообслуживанию и нормам поведения.

Мы часто сталкиваемся с семьями, которые приводят к нам пяти-, а иногда и шестилетних детей, которые прекрасно знают буквы и цифры, но бытовые навыки у них очень плохо развиты, а также большие сложности с поведением. Такой ребенок выглядит подготовленным к школе, ведь о умеет читать и писать. Но как только он оказывается в школьной среде, учителя тут же начинают предъявлять родителям претензии, что ребенок не может сконцентрироваться, не может высидеть на занятии, не воспринимает информацию и т. д. У него сразу начинает страдать поведение. Это приводит к огромным проблемам и часто вытеснению ребенка из школы.

Почему-то при подготовке ребенка с особенностями развития родители уделяют больше внимания буквам и цифрам, чем, например, самообслуживанию и нормам поведения. А без этих базовых социальных навыков любые образовательные процессы становятся бесполезными.

Поэтому академическая составляющая хороша, но только если ребенок уже обладает теми же навыками самообслуживания и знает социально приемлемые нормы поведения.

Социальные навыки, которые нужно привить ребенку до школы:

  • Ребенок должен знать, чем и как пользоваться. Например, процесс приема пищи — помыть руки, прийти к столу, сесть, спокойно есть, пользуясь приборами, вытирать рот салфеткой. После приема пищи отнести тарелку, выбросить салфетку, поставить на место стульчик.
  • Игровая и организационная деятельность: убрать игрушки, сложить материалы, вытереть столы, полить цветы, сложить вещи в шкафчики, поставить обувь сушиться, повесить рукавички на батарею, закрыть шкаф, то есть максимальное приобщение ребенка к той деятельности, которая есть в ежедневной жизни;
  • Социально приемлемое поведение: на площадке, на прогулке, в песочнице, в транспорте, в гостях — максимальное разнообразия мест и ситуаций.


Адаптация к школе ребенка с особенностями развития в детском саду

Ребенку намного проще адаптироваться к школе, когда есть плавный переход. Тогда он гармонично воспринимает все школьные процессы.

Нашим детям с аутизмом, задержкой психического развития и другими особенностями необходимо намного больше времени на адаптацию, на изучение новых правил, новых людей, новых принципов. У нас в садике мы пытаемся постепенно готовить ребенка к атмосфере школы.

Как организовать обучение в садике, чтобы ребенок в будущем легче адаптировался к школе:

  • все занятия по 40 минут, есть система звонков и 15 минут на переменку;
  • играем в школу, пишем на доске;
  • удобное рабочее место для ребенка — не на полу или удобном диванчике, а именно за партой. Ножки полной ступней на полу, спинка и ноги под углом 90 градусов, локотки касаются парты;
  • физкультминутки или походы в туалет, если нужно — чтобы ребенок немного отвлекся и перезагрузился;
  • система поощрения — наклейки, штампы, подобия дневников;
  • песочные часы, если ребенку не комфортно слышать звонок или нет возможности организовать звуковое сопровождение.

Учитывая особенности наших детей, стандартная схема подготовки к школе не подходит. Часто, работая с ребенком шести лет, педагог видит перед собой ребенка четырех лет. Психологически наши шестилетки оказываются неготовыми к школе. Они еще не доросли до этих процессов.

Об авторе: Наталия Стручек - психолог с дипломом управленца. Уже больше 10 лет она работает с детьми и семьями, которые воспитывают детей с задержкой психо-речевого развития, аутизмом, алалией и другими ментальными особенностями. В начале своего профессионального пути, как психолога, Наталья обучалась у одного из ведущих на тот момент специалиста в США по аутизму, доктора клинической психологии Вирджинии Басси с последующей супервизией в течение двух лет. В образовательном портфеле профессиональные сертификаты по АВА терапии (Израиль), коррекции поведения и игротерапии (Россия), сенсорике (Англия), Томатис терапии (Франция).

Аутизм неспроста называют синдромом века: в настоящий момент этот диагноз встречается все чаще. Несмотря на старания общественных и медицинских организаций, мы по-прежнему многого не знаем об аутизме.

Наш внештатный корреспондент Александра Чканикова провела беседу с директором НПЦ ПЗДП им. Г. Е. Сухаревой, психотерапевтом высшей квалификационной категории Мариной Александровной Бебчук, с директором Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с расстройства аутистического спектра МГППУ Артуром Валерьевичем Хаустовым, а также с некоторыми учителями московских школ.

В результате получился экспресс-справочник для педагога о том, каким образом может быть организовано обучение ребенка с аутизмом в массовой школе, к чему готовиться родителям и учителям.

Что такое аутизм?

Сегодня детский аутизм рассматривается как общее расстройство развития, то есть это не заболевание, но тяжелое нарушение психического развития. Существует несколько вариантов аутистических расстройств. Согласно международной классификации болезней МКБ-10, выделяют четыре типа:

F84.0 – детский аутизм (аутистическое расстройство, инфантильный аутизм, инфантильный психоз, синдром Каннера);

F84.1 – атипичный аутизм;

F84.2 – синдром Ретта;

F84.5 – синдром Аспергера, аутистическая психопатия.

В последнее время все аутистические расстройства стали объединять под общей аббревиатурой РАС – расстройство аутистического спектра.

Итак, ребенок с РАС идет в школу…

Кто решает, где и как учиться ребенку с РАС?

Фактически, решение всегда принимают родители, и здесь возможны два сценария. Первый – если родители успели заметить, узнать и принять тот факт, что у их ребенка аутизм. Они вовремя обратились к врачу, ребенку был поставлен диагноз, на врачебной комиссии было уточнено, что интеллект ребенка сохранен (нарушения интеллекта являются единственным фактическим препятствием). Будущий школьник регулярно наблюдался у специалистов и получал необходимую психолого-педагогическую коррекцию. Таким образом, к семи годам многие аутистические симптомы у ребенка уже сглажены и, скорее всего, он готов к школе настолько, насколько позволяет его расстройство.

Второй сценарий – когда родители не знают, не видят, умышленно умалчивают о болезни своего ребенка. Естественно, в данном случае не было никаких комиссий, консультаций, никакой психолого-педагогической работы, и ребенок с запущенным расстройством оказывается в школе, где тоже никто не предупрежден. Это более сложная история для всех участников: мучительная для ребенка, сложная для педагогов и в конечном счете неприятная для родителей, так как РАС – не из тех диагнозов, которые пройдут сами собой. Рано или поздно всем участникам учебного процесса станет ясно, что у ребенка проблемы со здоровьем.

Если мы – ответственные родители, тогда…

Лучше всего, если на момент зачисления в школу по основному списку (то есть, к марту-апрелю) у родителей были готовы все документы, связанные с особенностями развития ребенка. Для этого в ноябре-декабре стоит показать ребенка на ПМПК – психолого-медико-педагогической комиссии.

Это постоянно действующий орган, задача которого – комплексное обследование ребенка на наличие того или иного диагноза, оценка общего уровня его развития и рекомендации по организации его образования. В состав комиссии входят разнопрофильные специалисты – дефектологи, логопеды, врачи (неврологи, психиатры). Они дадут родителям ребенка рекомендацию по поводу того, какая форма обучения ему подойдет и по какой программе ребенок сможет учиться.

До того, как пройти ПМПК, ребенок с РАС проходит врачебную комиссию при медицинском учреждении. Цель врачебной комиссии – определить диагноз, чтобы затем выбрать тип образовательной программы, соответствующий особенностям и интеллектуальному уровню развития ребенка.

Важно, что ПМПК работает в преемственности с врачебной комиссией. Например, на врачебной комиссии ребенок демонстрирует достаточный уровень интеллекта, чтобы учиться по программе 8.1 или 8.2, а на ПМПК не справляется с заданиями – тогда ПМПК обязана все равно рекомендовать ему учиться по инклюзивной программе.

Должны ли родители сообщить школе, что у их ребенка РАС?

По закону – нет, никто не обязывает родителей сообщать школе о том, что у ребенка аутизм. Они не должны предоставлять какие-либо справки – но, чтобы ребенок попал в подходящие для него условия, важно поставить администрацию школы в известность о том, что ребенок особый. В случае если родители своевременно не проинформировали школу о существующих у ребенка трудностях, то школа не будет готова обучать ребенка с РАС, и это приведет в итоге к серьезным затруднениям в организации учебного процесса – и для самого ребенка, и для всего класса.

Обычно первая встреча представителей администрации школы с будущим учеником и его родителями происходит во время формирования первых классов, в апреле-мае. В этот момент и без всяких справок специалистам (школьному психологу, логопеду, дефектологу) станет ясно, что с ребенком не все благополучно. Дальнейшие уточнения придутся на учебный год (осень), и неизвестно, сколько неприятных моментов успеет случиться с ребенком во время учебного процесса.

Как учатся дети с РАС?

Программы обучения

В соответствии с ФГОС существуют четыре разных варианта программы обучения детей с РАС, подразделяемые по степени интеллектуального развития ребенка.

Программа 8.1: по ней обучаются дети с сохранным интеллектом. Уровень их итоговых достижений должен быть таким же, как у сверстников. Дети учатся по обычным учебникам, по обычной программе и стандартному учебному плану. Разница заключается в том, что им обязательно дополнительно заниматься с психологом, логопедом. На период адаптации к школе ребенку может потребоваться тьютор.

Программа 8.2: обучаются дети с РАС, имеющие задержку психического развития. Их уровень итоговых достижений также должен соответствовать уровню сверстников, но учатся они в более пролонгированные сроки. Если ребенок ранее посещал дошкольную организацию и получал психолого-педагогическую коррекцию, срок его обучения в начальной школе составит пять лет. Если он не посещал дошкольную организацию – он будет учиться шесть лет.

Программа 8.3 – по этой программе обучаются дети с легкой и умеренной степенью интеллектуального нарушения. Это пограничная ситуация: с одной стороны, такие дети могли бы учиться в специализированных школах, с другой стороны, по желанию родителей они могут быть зачислены и в массовую школу. Предполагаемый уровень их итоговых достижений не соответствует уровню сверстников, они учатся по адаптированным учебникам. Срок обучения в начальной школе для таких детей – 6 лет.

Программа 8.4 – для детей с тяжелой степенью задержки интеллекта и множественными нарушениями развития. Как правило, такие дети имеют серьезные логопедические проблемы (не говорят совсем или имеют серьезные задержки речевого развития). Срок обучения по программе 8.4 – 6 лет, предполагаемый уровень достижений значительно отличается от уровня сверстников, при этом основной акцент делается в большей степени на социализацию ребенка, чем на академические успехи. Примерно 70% образовательной программы будет направлено на освоение ребенком бытовых навыков и жизненных компетенций.

Как может быть организовано обучение?

Что касается вариантов организации обучения для детей с РАС, то они могут быть следующие:

Полная инклюзия. Ребенок обучается в обычном классе вместе со сверстниками.

Инклюзивное образование с использованием технологии ресурсной зоны. Ребенок зачислен в обычный класс, но, когда у него возникают трудности, он может получить индивидуальную поддержку в отдельном помещении – ресурсной зоне. Эта форма возможна, если к ребенку приставлен тьютор и если в школе оборудована ресурсная зона – большой кабинет, где каждый ребенок с особенностями развития занимается индивидуально со своим тьютором.

Коррекционные классы в общеобразовательной или специальной коррекционной школе, или же ребенок обучается в спецшколе. И здесь возможны варианты – например, ребенок с аутизмом может попасть в класс, где собраны очень разные дети с очень разными нарушениями развития (интегрированный класс). Или, если у него наблюдается задержка интеллектуального развития, он может обучаться в классе с детьми с нарушениями интеллекта. Или же класс полностью укомплектован детьми с РАС – в разных формах и проявлениях.

Индивидуальное обучение на дому. Некоторым детям в силу их поведенческих нарушений рекомендуется учиться индивидуально на дому, но даже в этой ситуации стоит задуматься о социализации – например, подключаться к классу сверстников хотя бы раз в неделю на те или иные предметы, на выездные мероприятия.

Индивидуальный план

Обратим внимание: прямой связи между уровнем программы и формой организации обучения нет. Важно, чтобы форма организации обучения подбиралась индивидуально, в соответствии с потребностями и уровнем социализации ребенка

И еще! У каждого ребенка есть возможность составить индивидуальный учебный план. Это особое расписание для ребенка – где, чему и в какой момент он будет учиться. Например, для ребенка с РАС крайне сложна математика, поэтому он проводит в инклюзивном классе почти все время, а во время уроков математики отправляется на индивидуальные занятия с дефектологом.

Индивидуальный план для ребенка составляет школа, по совместному решению специалистов внутри организации – классного руководителя, психолога, логопеда, учителей-предметников. Как правило, решение об индивидуальном плане принимается по истечении диагностического периода, который длится около месяца. Таким образом, к концу первой четверти ребенок уже может получить свой индивидуальный план.

Нужны ли детям с РАС особые учебники?

Это больной вопрос, так как универсального учебника для детей с РАС нет и, вероятно, создать его будет практически невозможно: слишком разнообразны проявления этого расстройства. Каждому ребенку с РАС требуется индивидуальный подход.

В настоящий момент, обучая детей с РАС по программам 8.1 или 8.2, учителя могут брать за основу линейку для общеобразовательной школы, но и в этой ситуации учебники нуждаются в адаптации. Если же ребенок обучается по программе 8.3 или 8.4, то за основу берутся учебники для детей с интеллектуальными нарушениями, которые тоже нужно адаптировать. Например, уменьшать число упражнений на одном листе, делать крупнее шрифт, уменьшать количество мелких незначимых деталей в рисунках, добавлять визуальную поддержку (рисунки, упрощающие понимание).

Обычно учителя инклюзивных школ сами, как могут, адаптируют те или иные главы учебников под нужды учеников. Но, конечно, если бы когда-нибудь появился учебник для детей с РАС, хотя бы усредненный – это было бы очень ценно.

Как подобрать для ребенка самый удобный путь?

Бытует мнение, что учеба в обычном классе всегда лучше, чем в коррекционном. В этой связи многие родители детей с РАС ставят перед собой цель – бороться за возможность учиться в режиме полной инклюзии.

Все эксперты единодушны во мнении: прежде чем бороться, родителям следует спокойно, не спеша рассмотреть все плюсы и минусы каждой формы организации образования – применительно конкретно к их ребенку, к их случаю. В частности, обязательно задайте себе следующие вопросы:

Что вам важнее – социальная или образовательная инклюзия? Довольно часто одна и та же форма обучения не даст вам и то, и другое. Например, в коррекционном классе ребенок будет чувствовать себя как рыба в воде, где его все понимают, снисходительны к его особенностям. Но, конечно, в образовательном плане здесь все проще и слабее. А в обычном классе он будет получать больше знаний, но чувствовать себя будет чужим среди сверстников, что, конечно, губительно для его социализации.

Стоит ли игра свеч? Точнее, стоит ли учеба в обычном классе затрачиваемых усилий и стрессов. Детям с РАС излишний стресс просто противопоказан.

Что именно ваш ребенок может получить от обычного класса? Скажем, возможно сформировать индивидуальный план, по которому основные предметы (русский язык, чтение, математика) ребенок проходит по облегченной программе в коррекционном классе или даже на дому, а в школу в обычный класс приходит на те предметы, которые развивают его физически, связаны с ручным трудом и общим развитием (музыка, технология, физкультура).

Родители и школа: правила взаимодействия

Может ли администрация школы отказать ребенку с РАС в обучении?

Непростой вопрос. С одной стороны, согласно Закону об образовании, любой ребенок с любой степенью РАС при сохранном интеллекте может учиться в массовой школе. С другой, далеко не каждая школа способна предоставить такому ребенку все необходимые условия. Инклюзия – это очень дорогое удовольствие для школы, которое к тому же не так просто организовать.

Если школа не может предоставить ребенку с РАС все условия для обучения, у родителей есть два выхода: либо найти другую школу, либо настоять на создании специальных образовательных условий для их ребенка в этой школе.

То есть ученик с РАС для школы – неизбежная проблема?

Если мы имеем дело с негативистским сценарием (когда родители не признают особенностей ребенка) – да, это безусловно проблема для всех. Если же родители обзавелись всеми необходимыми документами, возможно, оформили ребенку инвалидность – то для школы это своего рода возможность. Вместе с документами об инвалидности ребенка родители приносят в школу и дополнительные бюджетные средства. В некотором смысле школе даже выгодно побороться за статус инклюзивной.

Все ли школы могут гарантировать ребенку с РАС адекватное обучение?

Конечно, не все. Как правило, на этапе приема представители администрации школы честно объясняют родителям, что школа не готова предоставить ребенку надлежащих возможностей. Тогда ребенку могут порекомендовать коррекционную школу или дать адрес ближайшей инклюзивной школы. Такие школы есть: они вкладывают много сил и денег в то, чтобы удерживать статус инклюзивных, ресурсных. Родителям детей с РАС стоит поискать такую школу: учиться в ней ребенку будет гораздо полезнее.

Но таких школ немного: например, в Москве их не более десяти, зато те, которые есть, действительно умеют работать с особыми детьми. Здесь их действительно учат, адаптируют, включают в социум.

На самом деле, вполне нормально, что обычная школа не спешит принять к себе ребенка с РАС. Если директор, педагоги, администраторы никогда не имели дело с этим феноменом – вряд ли опыт учебы в такой школе будет полезен для ребенка. Честнее будет объективно видеть свой ресурс и понимать, что вы действительно можете дать ребенку с аутизмом, а чего пока не можете.

Известно, что многим детям с РАС показано учиться с тьютором – личным помощником и наставником. Где найти тьютора для ребенка, должна ли этим заниматься школа?

Если по заключению ПМПК ребенку полагается помощь тьютора в обучении, то школа должна предоставить ему тьюторское сопровождение. Для этого в школе вводится дополнительная штатная единица.

Всего есть три формы тьюторского сопровождения:

Должность тьютора есть в штатном расписании, и тогда тьютора вам предоставляет школа.

У вас обычная школа, тогда родители сами находят, приглашают тьютора и, вероятнее всего, сами изыскивают способ оплатить его услуги, но при этом тьютор обязательно подписывает договор со школой.

Родители прибегают к помощи студентов, проходящие производственную практику, или волонтеров. Волонтера может найти как школа, так и семья ребенка, обратившись в одну из общественных организаций по вопросам поддержки детей с аутизмом. Здесь важно, чтобы найденный человек обладал достаточным уровнем понимания ребенка.

Самый неблагоприятный вариант – когда в качестве тьютора на уроках в школе присутствует один из родителей ребенка. Мы не поддерживаем такую ситуацию, но, к сожалению, если тьютора найти не удалось, приходится прибегать и к такой мере.

К чему готовиться учителю?

Итак, к вам в класс придет ребенок с расстройством аутистического спектра…

Появление в классе ребенка с РАС – это серьезный вызов педагогу. Скорее всего, вы будете шокированы: перед вами окажется ученик, у которого, к примеру, не сформирован учебный стереотип – то есть, он не готов сидеть за партой, быть смирным, молча слушать, отвечать на вопросы. Или он будет постоянно отвлекаться, не сможет сконцентрироваться, его эмоции непредсказуемы, и нередко их просто невозможно легко усмирить.

2. Наблюдайте за ребенком. Хоть вы ему не родитель и не тьютор, но вам для успешной работы необходимо знать, как он ведет себя в той или иной ситуации, что его пугает, раздражает, успокаивает. Если родители ребенка готовы к контакту, расспросите их, узнайте как можно больше о том, как помочь себе и ребенку в затруднительной ситуации.

3. Проявите интерес. Да, ребенок с РАС – не самый легкий ученик. В некотором смысле его появление бросает вам вызов: достаточно ли вы любите детей, чтобы продолжать с блеском выполнять свою работу? Ваш интерес, внимание, увлеченность жизнью и интересами ребенка – наиболее адекватный путь взаимодействия.

4. Преобразуйте учебное пространство. Вам потребуется особым образом структурировать среду, в которой находится ребенок. Если обычным детям достаточно расписания в дневнике, ребенку с РАС просто необходимо всю важную информацию видеть перед глазами. Повесьте расписание на доске, приклейте к парте бумажку с подсказками, обозначьте направление движения стрелками. Вы сможете учить ребенка с РАС только в том случае, если образовательная среда будет для него предсказуемой и безопасной.

Может ли учитель без специальной подготовки начать обучать ребенка с РАС?

Минимально возможный уровень обучения – прохождение краткосрочных курсов повышения квалификации. В среднем срок обучения составляет около 2 месяцев, но значительных результатов достигают уже за 1-2 недели интенсивной работы. Огромную роль играет здесь и личность учителя, и его жизненные установки. Ключевые качества для учителя инклюзивного класса – терпение, целеустремленность и готовность к тому, что в таком деле, как обучение ребенка с РАС, быстрых результатов не бывает. Но, когда вы дождетесь результатов, пусть медленных, – вы почувствуете, что покорили настоящий педагогический Эверест.

На приеме у психолога

Консультант рубрики: педагог-психолог А.К. Ковалева

Основные признаки РДА:

1. Нарушение речевого развития, в частности коммуникативной функции речи. Контакт со взрослым требует от аутичного ребенка огромного напряжения. Ему действительно трудно, он может сосредоточиться только на короткие мгновения, а затем наступает или полное изнеможение, или перевозбуждение.

В результате исходных особенностей аффективной сферы, трудностей целенаправленного взаимодействия со взрослыми нарушается психическое развитие детей, их социализация. Приспособление к дефекту, поиск возможных форм существования происходит без помощи взрослых, и носят патологический характер. Л.Каннер выделил аутизм с аутистическими проявлениями и стремление к постоянству как наиболее характерные черты клинической картины.

Рекомендации для учителей, работающих с аутичными детьми:

  1. Нужен посредник между ребенком и окружающими, который сопровождает его в школьной жизни, находится в контакте с учителями и родителями.
  2. Учителю необходимо установить предварительный контакт с аутичным ребенком.
  3. Чтобы избежать нежелательных конфликтов, учитель должен предварительно тактично предупредить и подготовить детей в классе к появлению аутичного ребенка.
  4. Среди одноклассников педагогу необходимо найти детей, которые могли бы общаться на переменах с аутичным ребенком.
  5. Чтобы повысить мотивацию ребенка к обучению и вызвать потребность в диалоге, взрослый может на время проведения занятий с его согласия поменяться с ним ролями. Пусть ребенок попытается объяснить "непонятливому" взрослому, как выполнять то или иное задание. В этом случае он почувствует свою значимость.
  6. Детям с аутизмом свойственны бесцельные монотонные движения, раскачивания. Отвлечь их от стереотипного ритма можно, используя эмоционально насыщенные ритмические игры и танцевальные движения.
  7. Если ребенок не принимает инструкций и правил, которые вы ему предлагаете, ни в коем случае не навязывайте их насильно. Лучше присмотритесь к тому, что и как хочет делать он сам, подыграйте ему, займитесь тем, что ему интересно. Это поможет наладить с ребенком контакт.
  8. Учителю следует заранее продумать и написать индивидуальные задания на карточках, которые он будет давать ребенку при малейших признаках усталости или недовольства с его стороны.
  9. Для того чтобы помочь ребенку ориентироваться на рабочем месте, желательно сделать разметку на столе или парте: нарисовать контуры тетради или листа, линейки, ручки. Тогда ему легче будет привыкнуть к своей парте и осмыслить, что от него требуется.

10. Если ребенок работает в прописях, можно указывать в них стрелками направление движения руки. Аутичным детям рекомендуется давать графические задания, в которых требуется узнать и дорисовать какую-то деталь предмета, а не нарисовать его полностью.

11. Иногда аутичному ребенку необходима физическая помощь в организации действия: взрослый в буквальном смысле "работает" руками ребенка, пишет или рисует вместе с ним, держа один карандаш.

12. Для улучшения пространственно-временной ориентации аутичного ребенка необходима терпеливая работа педагога. Можно составить план группы, класса или всей школы с указанием расположения предметов; оформить распорядок дня, используя символы и рисунки. Однако недостаточно просто составить и повесить схемы, необходимо как можно чаще "путешествовать" с ребенком по ним, узнавая и называя предметы (на первых этапах, если ребенок не захочет повторять названия, воспитатель или учитель может делать это сам).

13. Педагогу надо установить ряд правил, связанных с контролем успеваемости:

- разрешать отвечать материал в любой удобной форме (письменной, устной, возможно на компьютере);

- предоставлять дополнительное время для написания контрольных работ;

- разрешать переписывать контрольные работы;

- принимать работу позже установленного срока;

- не сравнивать аутичного ребенка с другими детьми, а регулярно отслеживать динамику его развития;

  1. Создавать ситуации успеха на тех предметах, где аутичный ребенок наиболее компетентен, для того, чтобы дети обращались к нему за помощью.
  2. У педагога должно быть четкое понимание, что аутичному ребенку важно научиться взаимодействовать с окружающими, что поможет ему адаптироваться в социуме.

Необходимые условия эффективности учебного процесса аутичного ребенка:

  1. Психологическая совместимость учителя и ученика;
  2. Разработка индивидуальной учебной программы для каждого ребенка по разным предметам, индивидуальных занятий со специалистами;
  3. Постоянное сопровождение ребенка в течение учебного дня;
  4. Взаимодействие специалистов с учителями по сопровождению аутичного ребенка;
  5. Организация отдельного игрового пространства, где ребенок мог бы провести пугающую его перемену;
  6. Соблюдение правил сопровождения аутичного ребенка во время учебного процесса;
  7. Обязательный мониторинг ситуации, позволяющий оперативно вносить изменения в учебный процесс.

Критерием успеха в обучении аутичных детей является не овладение школьными знаниями, умениями и навыками, а положительная динамика в социализации. Можно научить ребенка максимально возможной для него адаптации в обществе, причем максимум для них очень и очень высок. Надежда есть, что такой ребенок вырастет уверенным в своих силах, счастливым, со многими важными навыками. Но не стоит ждать, что он станет "как все".

Читайте также: