Если в вашей школе завтрак не предоставляется что следует сделать при заполнении бланка

Обновлено: 05.07.2024

С 1 января 2021 года вступили в силу новые Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения (СанПиН 2.3/2.4.3590-20), утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 27.10.2020 № 32. В эти СанПиН включены требования 17 актов в сфере общественного питания, причем особое внимание уделено организации питания детей (гл. VIII). Требования направлены на снижение риска здоровью детей, обусловленного пищевым фактором, и повышение роли здоровьесберегающей функции питания. Как организуется питание детей в образовательных учреждениях с учетом новых требований, рассмотрим далее.

В след за СанПиН 2 марта 2021 года Роспотребнадзор утвердил Методические рекомендации к организации общественного питания населения (МР 2.3.6.0233-21) (вместе с Рекомендациями по правилам обработки установок для дозированного розлива питьевой воды, Рекомендациями по отбору суточных проб, Рекомендуемой номенклатурой, объемом и периодичностью проведения лабораторных и инструментальных исследований в организациях питания образовательных учреждений).

Горячее питание обязательно

К сведению: под горячим питанием понимается здоровое питание, которым предусматривается наличие горячих первого и второго блюд или второго блюда в зависимости от приема пищи, в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями.

Положения об обязательности горячего питания детей содержатся и в СанПиН 2.3/2.4.3590-20 (п. 8.1.2). Сухой паек (набор пищевой продукции) допускается использовать только при организованных перевозках групп детей автомобильным, водным и другими видами транспорта и при проведении массовых мероприятий с участием детей менее 4 часов. При этом, если продолжительность таких перевозок (массовых мероприятий) свыше 4 часов (за исключением ночного времени с 23.00 до 7.00), также должно быть организовано горячее питание.

Исключение горячего питания из меню, а также замена его буфетной продукцией не допускаются.

Здесь также отметим требования к температуре готовых горячих блюд (п. 11.6 МР 2.3.6.0233-21):

горячие блюда (супы, соусы, напитки) при раздаче должны иметь температуру не ниже 75 °C, вторые блюда и гарниры – не ниже 65 °C;

готовые первые и вторые блюда могут находиться на мармите или горячей плите не более 2 часов с момента изготовления либо в изотермической таре (термосах) – в течение времени, обеспечивающего поддержание температуры не ниже температуры раздачи, но не более 2 часов. Подогрев остывших ниже температуры раздачи готовых горячих блюд не допускается.

Разрешенная пищевая продукция

Перечень пищевой продукции, которая не допускается при организации питания детей, приведен в приложении 6 к СанПиН 2.3/2.4.3590-20. В нем содержатся 45 наименований продукции.

Стоит отметить, что в целом перечень недопускаемой пищевой продукции остался прежним. Если его сравнивать со старым перечнем для дошкольных образовательных учреждений, то можно выделить новые позиции, которые не допускаются для питания детей, к примеру:

окрошки и холодные супы;

паштеты, блинчики с мясом и с творогом;

макароны по-флотски (с фаршем), макароны с рубленым яйцом.

Также в новом перечне установлены требования к минимальной (максимальной) жирности молочных и кисломочных продуктов, творога.

Допускается замена одного вида пищевой продукции, блюд и кулинарных изделий на иные виды пищевой продукции, блюд и кулинарных изделий в соответствии с таблицей замены пищевой продукции с учетом ее пищевой ценности. Такая таблица приведена в приложении 11 к СанПиН 2.3/2.4.3590-20.

Нормы питания

В целях соблюдения сбалансированности, питательности и полезности детского рациона в приложениях к СанПиН 2.3/2.4.3590-20 Роспотребнадзор установил:

среднесуточные наборы пищевой продукции для детей в зависимости от возраста. Отдельно выделены наборы пищевой продукции для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также для кадетов (приложение 7);

требования к массе порций по различным блюдам, а также суммарные объемы блюд по приемам пищи (приложение 9);

суточную потребность в пищевых веществах, энергии, витаминах и минеральных веществах, а также процент распределения потребления пищевых веществ и энергии по приемам пищи в зависимости от времени пребывания в образовательной организации (приложение 10);

количество обязательных приемов пищи в зависимости от режима функционирования организации и режима обучения (приложение 12).

Помимо соблюдения перечисленных требований, меню для детей должно предусматривать распределение блюд, кулинарных, мучных, кондитерских и хлебобулочных изделий по отдельным приемам пищи (завтрак, второй завтрак, обед, полдник, ужин, второй ужин) с учетом следующего:

а) при отсутствии второго завтрака калорийность основного завтрака должна быть увеличена на 5 % соответственно;

в) допускается в течение дня отступление от норм калорийности по отдельным приемам пищи в пределах +/– 5 % при условии, что средний процент пищевой ценности за неделю будет соответствовать нормам, приведенным в таблице 3 приложения 10 к СанПиН 2.3/2.4.3590-20, по каждому приему пищи;

г) на период летнего отдыха и оздоровления (до 90 дней), в выходные, праздничные и каникулярные дни, при повышенной физической нагрузке (спортивные соревнования, слеты, сборы и т. п.) нормы питания, включая калорийность суточного рациона, должны быть увеличены не менее чем на 10 % в день на каждого человека.

Особенности установления норм питания для детей-сирот.

Для детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя:

больных хронической дизентерией, туберкулезом, ослабленных детей, а также для больных детей, находящихся в изоляторе, устанавливается 15-процентная надбавка к нормам обеспечения, приведенным в таблице 3 приложения 7 к СанПиН 2.3/2.4.3590-20;

нуждающихся в лечебном и диетическом питании, – по согласованию с органами здравоохранения определяются виды пищевой продукции и блюда с учетом заболеваний указанных лиц.

Кроме того, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должно быть организовано пяти-, шестиразовое питание в сутки по месту фактического пребывания ребенка (п. 8.1.2.8 СанПиН 2.3/2.4.3590-20).

Требования к меню

Согласно п. 8.1.3 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 в организации, в которой осуществляется питание детей, должно разрабатываться меню. Меню должно утверждаться руководителем организации.

Меню должно разрабатываться на период не менее двух недель (с учетом режима организации) для каждой возрастной группы детей (рекомендуемый образец приведен в приложении 8 к СанПиН 2.3/2.4.3590-20). В палаточных лагерях для детей допускается разработка меню на период до 7 дней.

К сведению: рекомендуемый образец меню – в приложении 8 к СанПиН 2.3/2.4.3590-20.

Питание детей должно осуществляться в соответствии с утвержденным меню.

Меню допускается корректировать с учетом климатогеографических, национальных, конфессиональных и территориальных особенностей питания населения, при условии соблюдения требований к содержанию и соотношению в рационе питания детей основных пищевых веществ.

Для дополнительного обогащения рациона питания детей микронутриентами в эндемичных по недостатку отдельных микроэлементов регионах в меню должна использоваться специализированная пищевая продукция промышленного выпуска, обогащенная витаминами и микроэлементами, а также витаминизированные напитки промышленного выпуска. Витаминные напитки должны готовиться в соответствии с прилагаемыми инструкциями непосредственно перед раздачей. Замена витаминизации блюд выдачей детям поливитаминных препаратов не допускается. В целях профилактики йододефицитных состояний у детей должна использоваться соль поваренная пищевая йодированная при приготовлении блюд и кулинарных изделий (п. 8.1.6 СанПиН 2.3/2.4.3590-20).

Ежедневное меню основного (организованного) питания на сутки для всех возрастных групп детей с указанием наименования приема пищи, наименования блюда, массы порции, калорийности порции должно размещаться в доступных для родителей и детей местах (в обеденном зале, холле, групповой ячейке). Аналогичные требования предъявляются к размещению меню дополнительного питания (для обучающихся общеобразовательных организаций и организаций профессионального образования) (п. 8.1.7 СанПиН 2.3/2.4.3590-20).

Дети, нуждающиеся в лечебном и диетическом питании

Среди новшеств в организации детского питания следует выделить особенности, установленные для детей, нуждающихся в лечебном и диетическом питании. Согласно п. 8.2.1 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 для таких детей в организованных детских коллективах должны соблюдаться следующие требования:

1) должно быть организовано лечебное и диетическое питание в соответствии с представленными родителями (законными представителями ребенка) назначениями лечащего врача. При этом индивидуальное меню должно быть разработано специалистом-диетологом с учетом заболевания ребенка (по назначениям лечащего врача);

2) выдача детям рационов питания должна осуществляться в соответствии с утвержденными индивидуальными меню, под контролем ответственных лиц, назначенных в организации;

3) допускается употребление детьми готовых домашних блюд, предоставленных родителями детей, в обеденном зале или специально отведенных помещениях (местах), оборудованных столами и стульями, холодильником (в зависимости от количества питающихся в данной форме детей) для временного хранения готовых блюд и пищевой продукции, микроволновыми печами для разогрева блюд, если обеспечены условия для мытья рук. Данная возможность предусмотрена в любых организациях, осуществляющих питание детей. Введение такой нормы позволяет закрыть наболевший вопрос о возможности использования домашней еды, к примеру, детьми-аллергиками, в обычных образовательных учреждениях, которые не имеют возможности обеспечить питание таких детей по индивидуальному меню.

Использование продуктовых автоматов

В качестве дополнительного питания детей в организованных детских коллективах допускается реализация пищевой продукции через аппараты для автоматической выдачи пищевой продукции. Такие нововведения предусмотрены в п. 8.3.2 СанПиН 2.3/2.4.3590-20.

Через автоматы может быть реализована следующая пищевая продукция промышленного изготовления:

а) в потребительской (мелкоштучной) упаковке (соки, нектары, стерилизованное молоко, молочная продукция, питьевая негазированная вода, орехи (кроме арахиса), сухофрукты);

б) в потребительской упаковке не более 100 грамм (мучные кондитерские изделия, в том числе обогащенные микронутриентами (витаминизированные) со сниженным содержанием глютена, лактозы, сахара).

При этом должны быть соблюдены требования к условиям хранения и срокам годности указанной пищевой продукции, а также к наличию документов, подтверждающих ее качество и безопасность.

Аппараты для автоматической выдачи пищевой продукции допускается устанавливать в обеденном зале при условии соблюдения нормы площади посадочного места.

Такие аппараты должны обрабатываться в соответствии с инструкцией изготовителя с применением моющих и дезинфицирующих средств не реже двух раз в месяц, а также по мере загрязнения.

Питьевой режим

В соответствии с п. 8.4 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 питьевой режим в детских организациях, а также при проведении массовых мероприятий с участием детей должен соблюдаться таким образом:

1) должно осуществляться обеспечение питьевой водой, отвечающей обязательным требованиям (Технический регламент Таможенного союза (ТР ЕАЭС 044/2017), принятый Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23.06.2017 № 45);

2) питьевой режим должен быть организован посредством:

а) установки стационарных питьевых фонтанчиков. При этом чаша фонтанчика должна ежедневно обрабатываться с применением моющих и дезинфицирующих средств;

б) установки устройств для выдачи воды (например, кулеров);

в) выдачи упакованной питьевой воды. Упакованная (бутилированная) питьевая вода допускается к выдаче детям при наличии документов, подтверждающих ее происхождение, безопасность и качество, соответствие упакованной питьевой воды обязательным требованиям;

г) использования кипяченой питьевой воды. Организация питьевого режима с использованием кипяченой питьевой воды допускается при условии соблюдения следующих требований:

кипятить воду нужно не менее 5 минут;

до раздачи детям кипяченая вода должна быть охлаждена до комнатной температуры непосредственно в емкости, где она кипятилась;

смену воды в емкости для ее раздачи необходимо проводить не реже чем через 3 часа. Перед сменой кипяченой воды емкость должна полностью освобождаться от остатков воды, промываться в соответствии с инструкцией по правилам мытья кухонной посуды, ополаскиваться. Время смены кипяченой воды должно отмечаться в графике, ведение которого осуществляется организацией в произвольной форме.

При организации питьевого режима с использованием упакованной питьевой воды промышленного производства, установок с дозированным розливом упакованной питьевой воды (кулеров), кипяченой воды должно быть обеспечено наличие посуды из расчета количества обслуживаемых (списочного состава), изготовленной из материалов, предназначенных для контакта с пищевой продукцией, а также отдельных промаркированных подносов для чистой и использованной посуды; контейнеров – для сбора использованной посуды одноразового применения (п. 8.4.3 СанПиН 2.3/2.4.3590-20).

Кулеры должны размещаться в местах, не подвергающихся попаданию прямых солнечных лучей. Кулеры должны подвергаться мойке с периодичностью, предусмотренной инструкцией по эксплуатации, но не реже одного раза в семь дней. Мойка кулера с применением дезинфекционного средства должна проводиться не реже одного раза в три месяца (п. 8.4.4 СанПиН 2.3/2.4.3590-20).

К сведению: более подробные рекомендации к мойке и санитарной обработке ручных помп и кулеров приведены в приложении 2 к МР 2.3.6.0233-21.

При проведении массовых мероприятий длительностью более 2 часов каждый ребенок должен быть обеспечен дополнительно бутилированной питьевой (негазированной) водой промышленного производства, дневной запас которой во время мероприятия должен составлять не менее 1,5 литра на одного ребенка (п. 8.4.6 СанПиН 2.3/2.4.3590-20).

Организация питания в детских палаточных лагерях

В новых СанПиН 2.3/2.4.3590-20 отдельно выделены требования к организации питания в детских лагерях палаточного типа, при проведении детских туристических походов и иных массовых мероприятий в природных условиях (п. 8.7). В частности, установлено:

1) должны быть выделены зоны для хранения пищевой продукции, приготовления и приема пищи, сбора и хранения отходов, соблюдения правил личной гигиены;

2) независимо от формы питания на территории детского лагеря палаточного типа должна выделяться кухонная зона. Кухонная зона должна включать место для хранения, приготовления пищи, костровое место или полевую кухню, место для приема пищи, место для мытья рук. Места для приготовления и приема пищи должны быть оборудованы под навесом или в каркасной палатке для защиты от атмосферных осадков и пыли;

3) в детских лагерях палаточного типа суточные пробы от всех приготовленных блюд и кулинарных изделий должны оставляться на хранение на 48 часов в холодильнике/в специально отведенном в холодильнике месте при температуре от +2 °C до +6 °C;

4) пищу необходимо готовить на каждый прием и реализовать не позднее 2 часов с момента ее приготовления. Подогрев готовых блюд не допускается;

5) количество комплектов столовой и чайной посуды, столовых приборов должно обеспечивать одновременное питание всех участников массовых мероприятий (при раздельном приготовлении пищи по группам – одновременное питание всех членов группы);

6) дети могут быть допущены к дежурству по кухне, в том числе к отдельным видам работ по подготовке пищевой продукции (чистке и резке сырых овощей, нарезке хлеба), к сервировке и уборке столов, мытью посуды под присмотром взрослых. Во время дежурства на кухне дети и взрослые должны работать в фартуках и головных уборах (косынках, шапочках).

При разработке таких правил учтен принцип укрупнения и кодификации требований, что привело к их сокращению в 5 раз, по сравнению с ранее действовавшими профильными СанПиН, при неизменном сохранении обязательных для предотвращения риска для жизни и здоровья санитарно-эпидемиологических требований.

Новые СанПиН разработаны с учетом риск-ориентированного подхода, новейших технологий и современных видов упаковки и сырья, используемых предприятиями общественного питания в процессе изготовления, хранения, транспортировки и реализации продукции общественного питания, исключено дублирование требований других нормативных документов.

Особое место в новом документе занимают требования к организации детского питания. Им посвящена самая объемная гл. VIII санитарных правил.

В целях реализации новых СанПиН Роспотребнадзор утвердил методические рекомендации к организации общественного питания населения (МР 2.3.6.0233-21).

Помимо указанных документов, при организации питания детей образовательным учреждениям также следует учитывать:

Методические рекомендации по организации питания обучающихся общеобразовательных организаций (МР 2.4.0179-20) (утверждены Главным государственным санитарным врачом РФ 18.05.2020);

Методические рекомендации в части родительского контроля за организацией горячего питания детей в общеобразовательных организациях (МР 2.4.0180-20) (утверждены Главным государственным санитарным врачом РФ 18.05.2020).

Бесплатное питание школьников является одной из мер социальной поддержки и стимулирования общества — в частности, подрастающего поколения. Рассказываем о том, кто может рассчитывать на бесплатное питании в школе в 2022 году





Кому положено бесплатное питание в школе

Бесплатное горячее питание предоставляется всем ученикам с 1 по 4 классов без исключения. Но только один раз в течение учебного дня. Причем это может быть как обед с супом, так и завтрак с горячей кашей. Что и когда будут есть школьники, каждая школа решает сама, опираясь на рекомендации врачей.

Для учащихся с ограниченными возможностями здоровья по-прежнему существует бесплатное двухразовое питание. При этом дети-инвалиды, обучающиеся дома, получают сухой паек.

Дети из малоимущих семей тоже могут рассчитывать на двухразовое бесплатное питание. Такая мера поддержки малоимущих семей называется государственной социальной помощью.

Как оформить бесплатное питание в школе

Как следует из нормативных документов и как отмечает Дмитрий Карпухин, кандидат юридических наук, доцент Департамента международного и публичного права Финансового университета при Правительстве РФ, родители не обязаны подавать какое-то специальное заявление на предоставление бесплатного питания их детям, обучающихся в начальной школе. Это право носит безусловный характер.

Но, чтобы еда в школьной столовой была качественной и безопасной, родителям нужно сообщить в школу данные о состоянии здоровья их чад, об их диагнозах, есть ли аллергия на какие-либо продукты и как она проявляется. Хотя это носит рекомендательный характер: родители сами решают, какие сведения о здоровье ребенка предоставлять и нужно ли это делать.

Медицинские данные о ребенке можно передать в любом формате – бумажном или электронном. Это могут быть справки от врачей, из поликлиник, результаты анализов, показывающие, например, что у ребенка явно выражены аллергены в крови. Любая информация о здоровье школьника будет полезна школе и позволит ей корректировать меню с учетом индивидуальных потребностей.

Заявление на обеды в школу — это составленная в произвольной форме письменная просьба предоставить ребенку бесплатное школьное питание. Документ адресуется органам социальной защиты или руководителю учебного заведения.

Питание бесплатное полностью или частично. Кому предоставляется

Сейчас в России нет единых стандартов, устанавливающих льготные категории школьников. В разных регионах Российской Федерации они значительно различаются.

Бесплатные или частично бесплатные завтраки и обеды предоставляются учащимся школ:

  • из малообеспеченных семей;
  • реализующих адаптированную образовательную программу;
  • из многодетных, неполных или приемных семей;
  • и профессиональных образовательных учреждений, являющимся детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, детьми родителей-инвалидов;
  • с ограниченными возможностями и инвалидам;
  • оказавшимся в трудных жизненных ситуациях;
  • получающим пособие по потере кормильца;
  • родители которых участвовали в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС.

Образцы заполнения заявлений на питание в школе

Куда обратиться с заявлением и какие приложить документы

Семья относится к одной из перечисленных выше категорий. Чаще всего вопрос, как заполнить заявление на питание в школе, возникает не от хорошей жизни. Голословную просьбу кормить чадо за счет бюджета вряд ли удовлетворят. Собираем пакет документов.

Базовый набор одинаковый для всех случаев:

  • заявление на льготное питание в школе;
  • справка о составе семьи;
  • свидетельство о рождении;
  • паспорт заявителя.

Далее прикладываем документ в зависимости от сложившейся ситуации:

  • удостоверение многодетной семьи;
  • документ об опекунстве либо попечительстве;
  • копию документа из медицинского учреждения об инвалидности (если ребенок-инвалид);
  • бумага, подтверждающая наличие I или II группы инвалидности у родителей;
  • справка из социальной защиты, доказывающая, что семья является малообеспеченной;
  • документ, подтверждающий получение господдержки по потере кормильца;
  • свидетельство ликвидатора аварии ЧАЭС.

Заявление с приложенными документами направляется в органы социальной защиты или руководителю учебного заведения. Практика показывает, что вопрос успешно решается на уровне учебного заведения.

Пишем заявление правильно

Если в школе не требуется заявление установленного образца для получения школьником льготы на питание, то его следует написать в произвольной форме на имя директора. Указать льготную категорию, к которой относится семья, и привести перечень прилагаемой документации, подтверждающей правомерность предоставления льготы. Каждую ситуацию администрация школы рассматривает индивидуально.

Директору МБОУ СОШ №__

родителя (законного представителя)

ученика __ класса,

проживающего по адресу:_____________

Прошу предоставить дополнительную меру социальной поддержки по обеспечению питанием, включающим завтрак, обед, завтрак и обед или комплексный обед (нужное подчеркнуть)

обучающемуся класса (группы) __________, на период с ____________ по _____________,

дата рождения _________________, свидетельство о рождении/паспорт серия ___________ номер ___________________, место регистрации ________________________________________________,

место проживания ____________________________________________________________________,

в связи с тем, что ** (при заполнении заявления необходимо отметить одну из категорий граждан, претендующих на дополнительную меру социальной поддержки по

Обучающийся относится к категории граждан, имеющих право на предоставление дополнительной меры социальной поддержки по обеспечению питанием с компенсацией за счет средств бюджета — 100 процентов его стоимости:

  • малообеспеченных семей;
  • многодетных семей;
  • дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;
  • обучающихся по адаптированной образовательной программе;
  • обучающихся по программам подготовки квалифицированных рабочих и служащих или по программе профессионального образования на период прохождения учебной и (или) производственной практики вне профессионального образовательного учреждения;
  • инвалиды;
  • находящихся в трудной жизненной ситуации.

Обучающийся относится к категории граждан, имеющих право на предоставление дополнительной меры социальной поддержки по обеспечению питанием с компенсацией за счет средств бюджета — 70 процентов его стоимости:

  • состоящих на учете в противотуберкулезном диспансере. Согласен на оплату 30% стоимости _____________ (подпись);
  • страдающих хроническими заболеваниями. Согласен на оплату 30% стоимости _____________ (подпись);
  • обучающихся в спортивном или кадетском классе. Согласен на оплату 30% стоимости _____________ (подпись);
  • являющихся учеником 1-4 класса. Согласен на оплату 30% стоимости _____________ (подпись).

Родитель (законный представитель), обучающийся:

  • проинформирован образовательным учреждением о праве подать заявление о предоставлении дополнительной меры социальной поддержки по обеспечению питанием в следующем учебном году в мае соответствующего календарного года;
  • дополнительная мера социальной поддержки по обеспечению питанием предоставляется, начиная с месяца, следующего за месяцем подачи заявления, если заявление подано до 20 числа текущего месяца;
  • предоставление питания прекращается в случае неуплаты за предоставление питания в размере 30% его стоимости по истечении трех месяцев, следующих за месяцем, в котором не внесена плата.

В случае изменения оснований для предоставления дополнительной меры социальной поддержки по обеспечению питанием обязуюсь незамедлительно письменно информировать администрацию образовательного учреждения.

Предъявлен документ, подтверждающий право представлять интересы несовершеннолетнего:

__________________________________________________ (наименование и реквизиты документа)

Согласен на обработку персональных данных _____________________________ (подпись)

Подпись _________________ /______________________________/ ______________

Так выглядит образец заявления на питание в школе многодетным семьям:

Директору МБОУ СОШ №__

родителя (законного представителя)

ученика __ класса,

проживающего по адресу:_____________

Копия удостоверения многодетной семьи прилагается.

Дата
Подпись, расшифровка подписи

Многодетная семья не получит льготу, если доход семьи превышает средний уровень доходов в регионе. В качестве альтернативы предложат вариант оплаты определенного процента за питание ребенка или некоторую скидку.

З аявление на питание ребенку-инвалиду:

Директору МБОУ СОШ №__

родителя (законного представителя)

ученика __ класса,

проживающего по адресу:_____________

Копию справки об инвалидности прилагаю.

Дата
Подпись, расшифровка подписи

Пример составления заявления на льготное питание ребенку, у которого родители — инвалиды:

Директору МБОУ СОШ №__

родителя (законного представителя)

ученика __ класса,

проживающего по адресу:_____________

Медицинское заключение прилагаю.

Дата
Подпись, расшифровка подписи

Все большее распространение получает заявление в школу на бесплатное питание малоимущим семьям. Предоставление бесплатного питания детям существенно снижает финансовую нагрузку на бюджет семьи.

При обращении родителей для получения льготы в какой-либо из периодов учебного года администрация школы откажет в ее предоставлении, ссылаясь на то, что финансирование было предоставлено состоянием на начало сентября из расчета на каждого ученика-льготника, и что дополнительные денежные средства не выделялись. Но такой отказ не имеет правового основания, так как администрация школы имеет возможность подать ходатайство вышестоящим инстанциям о выделении средств из резервного фонда. Примечательно, что на сегодняшний день из-за проблем с финансированием госорганами программ бесплатного питания в общеобразовательных учреждениях многие школьники, в том числе и из льготных категорий, не получают льготу.

Образец заявления на питание малоимущим:

Директору МБОУ СОШ №__

родителя (законного представителя)

ученика __ класса,

проживающего по адресу:_____________

Прошу предоставить бесплатное питание моему ребенку_______ (Ф.И.О. ребенка полностью), _______ (дата рождения), ___ учащемуся (-щейся) ___ класса, поскольку среднедушевой доход моей семьи ниже величины прожиточного минимума, в связи с чем я получаю ежемесячное пособие на ребенка в органах социальной защиты населения. За предоставленную информацию несу ответственность.

Роспотребнадзор РФ разработал методические рекомендации по организации питания обучающихся общеобразовательных организаций.

Рекомендации адресованы всем лицам, вовлечённым в процедуру нормирования и обеспечения питанием школьников в России, в том числе, поставщикам продуктов для детского питания в общеобразовательных учреждениях, организациям общепита, которые кормят детей, администрациям образовательных организаций, органам управления образованием, органам и учреждениям Роспотребнадзора.

Курс на здоровое питание и уменьшение количества вредных продуктов. Базовые меню. Основной целью методических рекомендаций является обеспечение детей здоровым сбалансированным горячим питанием.

Задачей, которые ставили перед собой разработчики является уменьшение количества вредных блюд и продуктов, в том числе, уменьшение употребления кондитерских и колбасных изделий, снижение потребления детьми соли и сахара.

Указанные цели и задачи были учтены при нормировании дневного рациона продуктов для детей, составлении примерных меню, а так же установлении правил замены продуктов.
Методические рекомендации содержат базовые меню для школьников, которые могут быть взяты за основу с учётом территориальных, национальных и других особенностей питания населения в регионах России.

Первая смена обеспечивается завтраком, вторая - обедом. Вводятся длинные перемены для питания. Допускается двухразовое питание школьников.

Рекомендации устанавливают продолжительность перемены для питания не мене 20 минут.

Завтрак школьников: рацион, организация, продолжительность, примерное меню.

Первая смена в обязательном порядке обеспечивается завтраком, который организуется во вторую или третью перемены.

Завтрак должен составлять из горячего блюда и напитка. Рекомендовано добавление к завтраку фруктов, ягод и овощей.

Завтрак для обучающихся 1-4 класса должен содержать: 12-16 граммов белка, 12-16 граммов жира, 60-80 граммов углеводов

Завтрак для обучающихся старших классов должен содержать: 20-25 граммов белка, 20-25 граммов жира, 80-100 граммов углеводов.

Ассортимент продуктов для приготовления завтрака. Должен быть разнообразным и может включать в себя крупяные и творожные блюда, мясные или рыбные блюда, молочные продукты, блюда из яиц, овощи, макаронные изделия и напитки.

Обед учащихся: рацион, организация, продолжительность, примерное меню.

Замена обеда завтраком не допускается. В случае двухразового питания школьников, продукты используемые для приготовления обеда и завтрака должны отличаться (не повторятся в течении дня).
Обеденное меню учащихся включает в себя:
- закуску - салат или свежие овощи;
- горячее первое блюдо;
- горячее второе блюдо;
- напиток.
Обед в зависимости от возраста обучающихся должен содержать 20-25 граммов белков, 20--25 граммов жиров, 80-100 граммов углеводов. Обед целесообразно дополнять свежими фруктами или ягодами. При этом фрукты выдаются поштучно.
Меню, рекомендованные продукты, среднесуточные нормы продуктов. Меню разрабатывается на период не более 2-х недель, с учётом норм калорийности, белков, жиров, углеводов, витаминов и микроэлементов.
Для обеспечения достаточной биологической ценности рекомендуется использовать следующие продукты:
- продукты повышенной пищевой ценности, в том числе, продукты обогащённые витаминами, микроэлементами, пищевыми волокнами и биологически-активными веществами;
- пищевые продукты с пониженным содержанием жира, соли и сахара.
Содержание соли вносимой в 1 блюдо не должно превышать 1 грамм на человека.
Рекомендуется применять щадящие методы кулинарной обработки продуктов, для этого следует применять продукты, обработка которых предполагает сохранение вкусовых качеств, пищевой и биологической ценности продуктов.

В приложении к рекомендациям Роспотребнадзором разработаны среднесуточные нормы продуктов для школьников, которые следует соблюдать при планировании дневного и недельного рационов.
Энергетическая ценность школьного меню.

Энергетическая ценность завтрака - 400-550 ккал (20-25 %% суточной калорийности)
Энергетическая ценность обеда - 600-750 ккал (30-35% суточной калорийности)

Энергетическая ценность домашнего завтрака обучающихся в первую смену рекомендована для родителей на уровне 10 % от ежесуточного норматива.

Методическим рекомендациями так же предусмотрены вопросы мониторинга горячего питания, общественного контроля за организацией горячего питания, примерные меню, требования к пищеблокам и школьным столовым, нормативы продуктов на учащегося и другие требования к организации школьного питания.

Родительский контроль за организацией питания детей в школе

Качественное здоровое питание должно осуществляться при взаимодействии со школьным родительским комитетом.

Что оценивается при проведении мероприятий родительского контроля?

  • Соответствие блюд утверждённому меню;
  • санитарно-техническая часть-содержание обеденного зала, мебели, посуды, наличие салфеток; наличие санитарной одежды у сотрудников раздающих готовые блюда;
  • обьем и вид пищевых отходов после приёма пищи; ( данный пункт скорее всего свидетельствует о том, насколько вкусна еда для школьника. Если отходов много, тогда большинству детей не нравится приготовленная пища.)
  • вкусовые предпочтения детей, удовлетворенность ассортиментом и качеством потребляемых блюд.
  • информирование родителей и детей о здоровом питании.

Оценка указанных показателей может осуществляться посредством анкетирования как родителей так и детей. Итоги проверок родительского контроля обсуждаются на общеродительских собраниях и могут служить основанием для обращения в администрацию школы или к оператору питания.

То есть, есть шанс повлиять или изменить питание в школе в лучшую сторону.

А что же касается здорового и полноценного питания ребёнка дома, то Роспотребнадзор также дал рекомендации для родителей с указанием наиболее предпочтительных продуктов для питания детей дома. Там идёт разбивка про группам витаминов и указанием продуктов, в которых они содержатся.

В качестве примера:

Железо(входит в состав гемоглобина): содержится в печени; говядине, желтке, зелени (шпинат, салат, петрушка. ), помидоры, яблоки и тд.

Соли натрия и калия (регуляторы воды в тканях) : картошка; капуста, морковь, чернослив.

Витамин В1 (участвует в белковом обмене) при недостатке могут наблюдаться повышенная возбудимость, раздражительностью, быстрая утомляемость): горох, фасоль, мясо, яйца, молоко, хлеб грубого помола (ржаной пшеничный) и пр.

Витамин А (имеет большое значение для растущего организма): масло, сливки; рыбий жир, икра, сельдь, яичный желток.

Витамин Д (участвует в минеральном обмене, способствуя. Правильному отложению солей в костях): печень рыб и животных; сельдь, желток, рыбий жир, сливочное масло и пр.

Сезонные ягоды и фрукты/овощи также закладывают иммунитет ребёнка.

И так далее, я думаю общие принципы здорового питания плюс минус всем ясны и понятны, другой вопрос придерживаетесь ли вы такого питания дома в семье.

Общая задача рекомендаций следующая: организовать достойное здоровое питание детей в школах при участии родительского контроля, плюс провести информирование как детей так и родителей о принципах здоровой пищи целью того, чтобы аналогичное питание было организовано у школьника дома.

(c) Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Калужской области, 2006-2022 г.

Если Вы не нашли необходимую информацию, попробуйте зайти на старую версию сайта

Образовательное учреждение может обеспечить питание школьников как самостоятельно, так и силами сторонних организаций. При этом нужно учитывать некоторые особенности. Например, следует помнить, что не все продукты разрешено включать в школьное меню. Подробнее об этом, а также о порядке отражения операций по организации питания учеников, - в нашей статье.

Питание организовано собственными силами

Бухгалтер школы должен знать, какие документы оформляются при поступлении и расходовании продуктов питания. А также о том, как отразить данные операции в учете.

ДЛЯ ОТРАЖЕНИЯ СИТУАЦИИ В УЧЕТЕ НЕОБХОДИМЫ ПЕРВИЧНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

Аналитический учет продуктов питания ведут в карточках количественно-суммового учета материальных ценностей и в оборотной ведомости по нефинансовым активам. В ней ежемесячно подсчитывают обороты и выводят остатки на конец месяца. Записи в такую ведомость вносят на основании данных накопительных ведомостей по приходу и расходу продуктов питания.

БУХГАЛТЕРСКИЕ ЗАПИСИ

Питание учащихся производится:

- за счет бюджетных средств (бесплатное питание);
- за счет средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности (родители детей вносят плату за их питание).

Продукты могут поступать в школу по-разному: доставляться поставщиком, приобретаться через подотчетное лицо и т. д. В зависимости от применяемого образовательным учреждением способа организации питания бухгалтеру следует сделать соответствующие записи.

При поступлении продуктов от поставщика:

Для обеспечения детей здоровым питанием необходимо разработать рацион. Таково требование пункта 6.1 СанПиН 2.4.5.2409-08, утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 23 июля 2008 г. № 45. В приложениях к этому документу приведен рекомендуемый ассортимент продуктов питания обучающихся и перечень тех из них, которые в рацион включать недопустимо. Например, разрешено использование таких продуктов:

- фрукты;
- чай, какао;
- вода питьевая, расфасованная в емкости (бутилированная), негазированная;
- соки плодовые и фруктовые;
- молоко и молочные напитки стерилизованные (2,5 и 3,5% жирности);
- кисломолочные продукты (2,5 и 3,2% жирности);
- творог (массовая доля жира не более 9%);
- хлебобулочные изделия;
- кондитерские изделия сахарные (ирис тиражный, зефир, кондитерские батончики, конфеты, кроме карамели).

А вот жаренными во фритюре пищевыми продуктами, окрошкой и холодными супами кормить школьников нельзя.

Кроме того, запрещены уксус, горчица, острый перец, майонез и маринованные овощи.

Списание продуктов питания оформляют так.

В рамках бюджетной деятельности:

Заметим, что списание себестоимости и поступление выручки от платного питания отражают только по внебюджетной деятельности.

По расчетам бухгалтер внесет такие записи:

Питание организовано силами сторонней компании

В таком случае образовательное учреждение заключает с организацией общественного питания договор. При этом взаимоотношения между ними могут строиться в различных условиях.

Так, если учащиеся сами оплачивают питание, вопросы денежных отношений не прописывают в договоре. В нем могут быть зафиксированы: условия обеспечения ассортимента, качества питания, резервирования посадочных мест в определенное время, запрет на продажу спиртного, табачных изделий и др.

Но есть категории учащихся, которым учебное заведение обязано предоставлять бесплатное питание (например, дети-сироты). Оно также может быть организовано сторонней компанией. Тогда договор между ней и образовательным учреждением заключается в форме государственного (муниципального) контракта. Им и определяется порядок обслуживания учащихся.

Питание может быть организовано по спискам групп или по талонам, выдаваемым детям.

Последний вариант рассмотрим более подробно.

Талоны может выпускать (распечатывать на принтере или заказывать в типографии) организация общественного питания или по согласованию с ней учебное заведение.

В этом документе должны быть указаны:

- период (или дата) действия;
- вид питания (завтрак, обед, ужин), при необходимости включаемые блюда (или комплексы блюд);
- сумма, на которую выдается питание;
- индивидуальный номер талона;
- подпись работника организации общественного питания, ответственного за питание учащихся;
- печать или штамп организации общественного питания.

ОПРИХОДОВАНИЕ ДОКУМЕНТОВ

Школа получает талоны по акту приема-передачи. В нем фиксируют: количество талонов; общую сумму, на которую они передаются; номера документов, их серии, партии.

Приходуют талоны в кассу учебного заведения как денежные документы. Прием оформляют приходными кассовыми ордерами (ф. 0310001).

ПРАВИЛА ВЫДАЧИ ТАЛОНОВ

Выбытие их из кассы подтверждают расходными кассовыми ордерами (ф. 0310002).

При этом талоны выдают, как правило, учащимся, которые имеют право на бесплатное или льготное питание. Иные категории школьников могут приобретать талоны за полную стоимость. Но, если у учебного заведения есть средства от внебюджетной деятельности, может быть принято решение об обеспечении всех детей бесплатным питанием по талонам.

Обычно их выдают на определенный период (неделю, месяц, четверть). Но возможна ситуация, когда учащийся не получил талоны своевременно (например, вследствие болезни). В таком случае нужно руководствоваться изначальными условиями предоставления питания.

Например, ребенок-сирота, имеющий право на бесплатное питание, находится на амбулаторном лечении. Тогда он сохраняет право на использование талонов и может их получить.

Если же ученика положили в больницу, где его кормят бесплатно, он лишается права на льготное питание в учебном заведении в том же периоде.

ЕСЛИ ТАЛОН ИСПОЛЬЗОВАН

Впоследствии такие талоны пригодятся для сверки взаиморасчетов. Ведь они будут подтверждать факт получения детьми питания. Затем талоны списываются с учета и подлежат уничтожению совместной комиссией учебного заведения и организации общественного питания.

ОТРАЖЕНИЕ ОПЕРАЦИЙ В УЧЕТЕ

Бухгалтерские записи будут зависеть от того, какая система расчетов применяется в данном случае.

Если расчеты производятся путем внесения предоплаты:

По приведенным проводкам отметим такие моменты. Во-первых, в рассматриваемом нами случае авансовые платежи разрешены в размере не более 30 процентов от суммы договора (п. 6 постановления Правительства РФ от 24 декабря 2008 г. № 987). Во-вторых, последняя запись не типовая. Поэтому ее применение следует утвердить в учетной политике учреждения.

Если расчеты предполагают последующую оплату:

Читайте также: