Становление философии миф религия философия как исторические типы мировоззрения кратко

Обновлено: 02.07.2024

1) Закон единства и борьбы противоположностей: всё сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи едиными по свое природе, находятся в борьбе и противоречат др. др. (день и ночь, горячее и холодное, черное и белое, зима и лето, молодость и старость). Единство и борьба противоположных начал – внутренний источник движения и развития всего сущего.

Тождественность – предмет (явление, идея) равен самому себе, т.е. данный предмет есть именно этот данный предмет.

Иные виды взаимодействия: * содействие – обе стороны оказывают встречную помощь др. др. без борьбы; * солидарность, союзничество – стороны не оказывают др. др. прямого содействия, но имеют общие интересы и действуют в одном направлении; * нейтралитет – стороны имеют различные интересы, не содействуют др. др., но и не борются между собой; * мутуализм – полная взаимосвязь (для выполнения к.-л. дела стороны д. действовать только вместе и не м. действовать автономно др. от др.).

2) закон перехода количественных изменений в качественные. Кач-во – тождественная бытию определенность, стабильная система определенных хар-к и связей предмета. Кол-во – исчисляемые параметры предмета или явления (число, величина, объем, вес, размер). Мера – единство кол-ва и кач-ва.

Принципы диалектики:

1. Принцип всеобщей связи. Всеобщая связь – целостность окруж. мира, его внутреннее единство, взаимосвязанность, взаимозависимость всех его компонентов (предметов, явлений, процессов). Связи м.б.: * внешние и внутренние; * непосредственные и опосредованные; * генетические и функциональные; * пространственные и временные; * случайные и закономерные.

2. Принцип системности. Системность – многочисл. связи в окруж. мире сущ-ют не хаотично, а упорядоченно. Данные связи образуют целостную систему, в которой они располагаются в иерархическом порядке. Благодаря этому окруж. мир имеет внутреннюю целесообразность.

3. Принцип причинности. Причинность – наличие таких связей, где одна порождает другую. Предметы, явления, процессы окруж. мира чем-то обусловлены, т.е. имеют либо внешнюю, либо внутреннюю причину. Причина порождает следствие, а связи в целом именуются причинно-следственными.

4. Принцип историзма. Историзм подразумевает два аспекта окруж. мира: * вечность, неуничтожимость истории, мира; * его существование и развитие во времени, которое длится всегда.

Диалектика – признанная в соврем. Ф теория развития всего сущего и основанный на ней филос. метод. Диалектика теоретически отражает развитие материи, духа, сознания, познания и др. аспектов действит-ти через: * законы диалектики; * категории; * принципы.

Категории Д – наиболее общие понятия, которыми оперирует Ф для раскрытия сути диалектических проблем. Категории Д имеют хар-ные черты:


Оглавление

  • 1. Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия
  • 2. Философия как наука и мировоззрение
  • 3. Основные проблемы философии. Структура философии
  • 4. Философия Древнего Востока: общая характеристика
  • 5. Философия Древней Индии

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Философия. Краткий курс предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

1. Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия

Мировоззрение — обобщенная система взглядов человека и общества на мир в целом и на свое собственное место в нем. Мировоззрение существует на двух уровнях.

1. Первый уровень мировоззрения — мироощущение, или миросозерцание. Основой мироощущения является стихийное восприятие окружающей действительности.

Второй уровень мировоззрения — это миропонимание, т. е. логическое обоснование процессов и явлений окружающего мира. На этом уровне создается целостная картина действительности.

Собственно философское мировоззрение формируется лишь на уровне рационального мышления, обращающегося с понятиями. Философское мировоззрение характеризуется понятийным отражением окружающего мира, абстрактным мышлением и теоретическим познанием, а также способно вскрыть закономерности и сущность явлений и процессов.

2. Исторически первым типом мировоззрения считается миф.

Миф — первая попытка человека ответить на вопросы о возникновении мира и обосновать наличие естественного порядка, возникшая на самой ранней стадии общественного развития.

Для мифологического мировоззрения характерно образное восприятие мира. В этот период человек еще выделял себя из окружающей природной и социальной среды, а его мышление было конкретным и образным, а не абстрактным и понятийным. Мифологическое мышление характеризуется неотчетливым разделением субъекта и объекта, предмета и знака, вещи и слова, существа и его имени, вещи и ее атрибутов, единичного и множественного. Эта диффузность проявляется в сфере воображения и обобщения.

Для мифа характерно отождествление генезиса и сущности, т. е. замена причинно-следственных связей прецедентом. В мифе форма тождественна содержанию, и поэтому символический образ представляет то, что он моделирует. Важнейшая функция мифа — это создание модели, примера, образца.

Мифология представляет собой важнейшую предпосылку возникновения философии как качественно более высокого уровня осмысления действительности. Миф изначально являлся системой двух уровней: образного и понятийного. Затем под влиянием ряда факторов понятийный уровень занял главенствующее положение. Возникло осознанное применение понятий. Это и есть точка перехода от мифологии к философии.

3. Основные предпосылки перехода от мифа к философии:

• развитие аграрного и ремесленного производства и, как следствие, рост благосостояния общества;

• развитие государственного строя;

• возникновение научной формы знания.

4. Одновременно с мифологическим мировоззрением существовало мировоззрение религиозное.

Религия — форма мировоззрения, основанная на вере в существование трансцендентных сил и признающая за ними главенствующую роль в мироздании и жизни человека.

Религиозное и мифологическое мировоззрения обладают сходными чертами, но в религии символизм мифа заменяется сложной системой образов и смыслов, в которой существенную роль начинают играть понятийные построения. Второе принципиальное отличие религии — духовно-этическая нагруженность религиозного мировосприятия. Основными элементами религии являются вероучение и культовая система, т. е. система обрядовых действий, направленных на установление определенных отношений со сверхъестественным.

Главным способом усвоения религиозного мировоззрения выступает вера, воспринимаемая от предшествующих поколений во всем исторически-культурном контексте и опирающаяся на личный опыт человека. А практика культовых действий располагает механизмами подкрепления и формирования этой веры применительно к особенностям обыденного сознания.

Процесс систематизации и обновления мировоззрения в соответствии с происходящими изменениями как в самой жизни, так и в области знаний и развития культуры в целом совершает теология.

Теология — богословие, совокупность религиозных доктрин о сущности и действии Бога, построенная в формах идеалистического умозрения на основе текстов, принимаемых как божественное откровение.

В содержании различных религиозных мировоззрений имеется ряд повторяющихся фундаментальных идей: творения мира Богом (креационизм), предопределения Богом происходящих в мире событий (провиденциализм), целесообразности мирового устройства (телеология), души как особой сущности в человеке, связи человека и Бога, воскресения и посмертного существования. Основная функция религии состоит в том, чтобы помочь человеку преодолевать изменчивые, преходящие, относительные аспекты его бытия и возвысить человека до чего-то абсолютного, вечного, придавая его существованию непреходящий смысл.

5. Основные особенности религии:

• жесткость религиозной догматики: религиозные вероучения рассматриваются как данные свыше, поэтому считаются священными, содержащими абсолютную истину, не подлежащую сомнению и пересмотру. Религиозная доктрина не терпит критики;

• главенствующая роль веры и превосходство ее над разумом в религиозном сознании;

• символизм: каждое значимое явление в природе или истории рассматривается как проявление высшей воли. Через символ осуществляется связь между сверхестественным и естественным мирами;

• ценностный характер по отношению к действительности: все происходящее в мире и в первую очередь поступки людей получают положительную или отрицательную оценку.

6. Религию и философию роднит решение мировоззренческих проблем, однако подход к этим проблемам различный. Философия всегда базируется на принципах доказательности и обоснования, а религиозное сознание, так же как и мифологическое, объясняет процессы и явления окружающего мира сверхъестественными причинами.

Таким образом, миф, подвергшись определенной рациональной интерпретации, перешел в философию.

Философия — это учение о мире в целом, об общих принципах и закономерностях его бытия и познания. Философия представляет собой теоретическую основу мировоззрения.

Это важнейшие задачи Ф-ии, а вместе с тем и ее функции: мировоззренческая, познавательная, методологическая, коммуникативная, критическая, и прогностическая, интегративная.

На основе мировоззренческой функции происходит формирование в сознании человека и общества определённой картины мира. Познавательная выявляет законы познания и логику изменения знаний, как результата развития общества. Методологическая разрабатывает пути и способы достижения поставленных целей. Далее следует назвать критическую функцию Ф-ии, выполняющую задачи преодоления устаревших догм и взглядов. Коммуникативная связана с передачей информации. Ф выполняет и прогностическую функцию, реализуемую в построении моделей будущего.

Наконец, существенное место в арсенале функций Ф-ии занимает интегративная, состоящая в обобщении и систематизации всех форм человеческого опыта и знаний - практического, познавательного, ценностного. Только на базе такой интеграции можно успешно решать проблемы гармонизации общественной жизни.

Рассматривая роль Ф-ии в обществе, следует видеть, что сама эта роль исторически меняется, а ее "вечные проблемы" с ходом времени приобретают иное, чем прежде, звучание. Скажем, отношение человека и природы существовало всегда, но оно имело один смысл в домашинный период, другой - в эпоху машинного производства, а в эпоху НТР - это отношение обрело характер глобальной экологической проблемы. Таков первый важный момент, характерный для понимания роли философской мысли в диалектико-материалистической Ф-ии. Этот момент - историзм, который проявляется в подходе практически ко всем проблемам Ф-ии.


  1. Проблема основного вопроса философии. Противоположность материализма и идеализма, их формы и разновидности.

Он является основным, поскольку его решение оказывается исходным в понимании принципов мировоззрения системы. От того, как решается этот вопрос, зависит характер философской системы.

ОВФ имеет две стороны:

1. Что первично: материя или сознание?

Материализм считает, что материя первична, бесконечна, вечна, сознание – продукт материи. Исторические формы материализма: наивный(стихийный), метафизический, диалектический.

Наивный (или стихийный) М. древних греков и римлян, сочетавшийся у них с наивной диалектикой. Античная наука не расчленена на отдельные отрасли; она носит единый философский характер: все отрасли знания находятся под эгидой философии и подчинены ей.

Метафизический (или механический) М. 17—18 века. Наука быстро дифференцируется, расчленяясь на обособленные отрасли, которые выходят из-под опеки философии. Происходит разрыв между М. и диалектикой; в М. встречаются лишь элементы диалектики при господстве общего метафизического взгляда на мир.

Диалектический М., в котором М. и диалектика органически воссоединяются, так что устанавливается полное единство диалектики (учения о развитии), логики (учения о мышлении), теории познания. В науку проникает великая идея всеобщей связи и развития природы. Разобщённые до тех пор отдельные науки приводятся во взаимную связь не только между собой, но и с философией. Дальнейшая дифференциация наук совершается в единстве с их интеграцией.

Наряду с основными видами М. существовали промежуточные — переходные от одного основного вида М. к другому. В развитии М. внезапные перевороты всегда подготавливались постепенно. В качестве переходных выделялись следующие виды М.:Материализм Древнего Востока, предшествовавший античному М. По большей части это был предматериализм, поскольку первые элементы М. в философских учениях Древнего Востока ещё не вполне отделились от мифологических представлений, не обособились от антропоморфизма и гилозоизма .

М. эпохи Возрождения соединял в себе черты наивного М. и наивной диалектики с первыми элементами метафизического взгляда на мир. Таким образом, он был, строго говоря, переходным между античным, наивным М. и ещё не сформировавшимся метафизическим М. В известном смысле такой характер носили некоторые ранние системы М. в 17 веке (например, Ф. Бэкон).

М., непосредственно предшествовавший диалектическому М. и частично развивавшийся параллельно ему. Он уже выходил за границы метафизического М., содержал элементы диалектики, но ещё не поднимался до диалектического М. и не распространял М. на общественные явления. Этот вид М. зарождается в 18 веке (например, Дж. Толанд) и начале 19 века (например, А. Сен-Симон и в особенности русские революционные демократы).

Особое место среди промежуточных видов М. занимают те его виды, которые зарождались в рамках господствующей религиозно-идеалистической идеологии, а потому не могли носить открыто материалистического характера. Сюда относятся материалистические тенденции в философии средневековья. Соответственно этому их можно было бы назвать переходной ступенью от схоластики и теологии к М. Исторически эта форма предшествовала М. эпохи Возрождения и подготовляла его формирование.

Идеализм – духовное начало первично, вечно, мир зависим от него. Духовное начало изображается по-разному, поэтому выделяют две формы идеализма:

Объективный идеализм — совокупное определение философских школ, подразумевающих существование независящей от воли и разума субъекта реальности внематериальноймодальности.

Как правило, объективный идеализм лежит в основе многих религиозных учений (авраамические религии, Буддизм), философии античных философов (Пифагор, Платон). Важное место объективный идеализм занимает в немецкой классической философии.

Субъекти́вный идеали́зм — группа направлений в философии , представители которых отрицают существование независимой от воли и сознания субъекта реальности. Философы этих направлений либо считают, что мир, в котором живёт и действует субъект, есть совокупность ощущений, переживаний, настроений, действий этого субъекта, либо, как минимум, полагают, что эта совокупность является неотъемлемой частью мира. Радикальной формой субъективного идеализма является солипсизм , в котором реальным признается только мыслящий субъект, а всё остальное объявляется существующим лишь в его сознании.Родоначальником субъективного идеализма в западной философии является Джордж Беркли [1] . Другими представителями классической формы субъективного идеализма являются Фихте , Юм , схожие идеи также развивал Кант .

Среди философских течений XX века к субъективному идеализму иногда относят различные школы позитивизма ( махизм , операционализм , логический эмпиризм , лингвистическую философию и т. п.), прагматизм , философию жизни ( Ницше , Шпенглер , Бергсон ) и выросший из нее экзистенциализм ( Сартр , Хайдеггер , Ясперс и др.).

Дуализм пытается преодолеть крайности материализма и идеализма, но не может отказаться от Бога, когда решает вопрос о взаимодействии независимых друг от друга субстанций.


  1. Религиозно-философские учения древней Индии и древнего Китая.

Центр.вопрос- разделение знания на 2 вида: низшее и высшее. Низшее-зн-е эмпирич. действительности, которое считается з-ем отрывочным, фрагментарным=>неистинным. Высшее-это зн-е духовного абсолюта, кот.рассматривается как восприятие бытия в его целостности и главным средством приобретением которого служит мистическая интуиция.Для древнеинд.школы хар-ны:1.внимание к вопросам поиска сущности чел. и окр.мира 2.признание тождества микро- и макрокосмоса. Атман есть Брахман.Атман-всепроникающее дух.начало,Я,душа.Брахман-безличный дух.абсолют,из которого происходит всё остальное.Они совпадают и в рез-те открывается путь к высшему блаженству(освобождение от земного). Особенностью индий общ-ва было распадение его на парны и касты.Касты были замкнутыми группами наследующими из поколения в пок-е отлич-е знаки,символику, культуру.образ жизни,одежду,проф-сию мировоз.

Джайнизм (победитель) Основопол-к: Махавира. Дж-м отриц святость Веды осуж-я жертвоприн-я допускает женщин к изуч-ю свящ текстов В основе Дж-ма представление о карме(космич-ом законе).З-н кармы нельзя умилостивить жертвами бога,но его можно победить.Джина- тот кто победил карму.Правильная вера соблюдение обетов, воздерж-е, правдивость, чистота, строгость к себе, невозмутимость. Следование обетам может освободить от кармы ещё при жизни. Это путь аскетизма.

Моизм Основан Мо Ди. Осн труд: Мо-цзы. Моисты отриц-и предопределённость всего судьбой. Народ почитали высш ценностью и любовь к народу провозглашали как волю небес. Будучи убеждёнными против-и войн они были первыми пацифистами. К традиции рекоменд-ли относится критически, выбирая только хорошие.

Демидова Марина Владимировна
Поволжский институт управления имени П.А. Столыпина — филиал РАНХ и ГС при Президенте РФ


Аннотация
С целью прояснения вопроса о том, является ли философия типом мировоззрения, проанализированы его основные исторические типы: миф, религия, наука и искусство. Впервые сформулировано авторское определение религии как типа мировоззрения, нацеленного на поддержание психического (духовного) и физического здоровья человека и общества. На основе компаративного подхода выявлена специфика философии как синтеза исторических типов мировоззрения. Сделан вывод о том, что философия – это не тип мировоззрения; она есть наука жить, включающая в себя и мировоззрение, и жизненный опыт в целом.

Demidova Marina Vladimirovna
Stolypin Volga Region Institute of Administration of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration


Abstract
In the article the basic historical types such as myth, religion, art and science have been analyzed in order to clarify the issue of whether philosophy is a type of the worldview. For the first time the definition of the religion has been formulated by the author as a type of worldview aimed to maintain mental (spiritual) and physical health of the individual and society. Based on the comparative approach the author reveals particular characteristics of philosophy as a synthesis of historical types of the worldview. It was concluded that philosophy is not the type of the worldview; it is the science of life, that includes the worldview and the life experience altogether.

Назвать точное количество философов и философских систем на сегодняшний день не представляется возможным, так как оно очень велико. Поэтому для удобства изучения философских знаний их группируют в соответствии со спецификой исследуемых вопросов. В связи с чем в структуре философского знания выделяют следующие основные учения:

  1. онтология – это учение о бытии (рассматриваются вопросы о понимании бытия мира, вещей; например, что представляет собой мир, что такое движение, развитие?);
  2. гносеология – это учение о познании (исследуются вопросы осуществления процесса познания, поиска критериев истины и др.);
  3. аксиология– это учение о ценностях (рассматриваются вопросы о том, что такое ценность, какими ценностями мы дорожим и почему?);
  4. праксиология– учение о предметно-преобразовательной деятельности человека (в центре внимания находятся вопросы о смысле и цели человеческой деятельности, о смысле жизни);
  5. этика – учение о морали и нравственности (этика является составной частью аксиологии);
  6. эстетика– учение о художественном творчестве, о прекрасном;
  7. логика– учение о правилах мышления (логика является составной частью гносеологии);
  8. философская антропология– учение о человеке;
  9. социальная философия– учение об обществе, закономерностях его развития;
  10. культурология– учение о культуре;
  11. религиоведение– учение о религиях;
  12. история философии– рассматривает развитие философских проблем в историческом контексте, то есть как преемственность и развитие идей.

Вместе с эволюцией общества эволюционирует и мировоззрение. В связи с чем можно выделить следующие исторические типы мировоззрения: миф, религия, наука, искусство.

В древних мифах в качестве главных героев часто представлены боги. За каждым мифическим богом закреплены природная или социальная функции: Деметра – богиня плодородия, Гефест – бог огня, Посейдон – бог водной стихии. Для того, чтобы объяснить причину шторма на море, человек прибегал к образам богов, ответственных за действия природных стихий: шторм происходит потому, что ссорятся бог ветра и бог моря. В отличие от мифологического объяснения современная наука исключает действия богов и основывается на рациональных, логических нормах мышления: штормит потому, что дует сильный ветер. Мифологическое мышление – это образное, нефактическое и нелогическое описание окружающей действительности.

Практической частью мифологии является магия как обрядное, ритуальное воплощение теоретических знаний. Чаще всего совершение обрядов предполагало донесение до сверхъестественных сил каких-либо просьб: дождя во время засухи, исцеления от болезней и прочих. Именно неэффективность магических действий привела человека мифологической эпохи к сомнению в своих представлениях об окружающем мире. Поэтому дальнейшая эволюция мировоззрения продолжилась в двух направлениях – 1) религиозном (преимущественно монотеистическом), где сохранилась, но изменилась обрядовая практика и 2) научном, исключающем божественное начало и объясняющем мир, исходя из закономерностей природы.

К сожалению, все эти определения не конкретны, а поэтому могут включать в себя то, что к религии не имеет никакого отношения. Например, верить можно во что угодно (в то, что наступит экономическая стабильность и наступит мир во всём мире), но вряд ли к этому обязательно причастна религия. Поэтому первое определение слишком неконкретно.

Поэтому религия – это мировоззрение, нацеленное на поддержание духовного (психического) и физического здоровья человека и общества.

Для определения научности знания применяются следующие критерии:

1) Систематизированность научного знания. Система – совокупность взаимосвязанных, взаимозависимых и взаимообусловленных элементов. Для научной систематизации свойственно стремление к полноте, непротиворечивости, чётким основаниям систематизации. Поэтому знание научно, если оно системно.

2) Стремление к обоснованности и доказательности знания. Есть несколько способов обоснования научного знания: а) теоретический (проверяется логическая непротиворечивость знания, его соответствие эмпирическим, т.е. опытным данным) и б) эмпирический (применяются опытные проверки).

Наука как тип мировоззрения стремится к максимально достоверному, истинному отображению существующей реальности, требуя доказательств того или иного знания. Это отличает её от религиозного знания, принимаемого на веру без его доказывания. Главное требование научного знания – его объективность, т.е. исключение из знания об объекте исследования субъективного знания, то есть тех характеристик, которыми сам объект не обладает и их ему приписывает сам исследователь.

Субъективное знание основано на чувствах, впечатлениях, домыслах и прочих нерациональных способах познания мира. Оно лежит в основе следующего исторического типа мировоззрения – искусства.

Искусство. Искусство – это тип мировоззрения, который существует на протяжение практически всей жизни человечества и совершенствуется вместе с его развитием.

Искусство – это субъективное описание мира. Оно осуществляется в художественных формах – поэзия, живопись, архитектура, танец, музыкальное и театральное творчество, кино и другие. Главное для художника – не что описывается, а как оно описывается. Поэтому мы можем встретить разное исполнение одних и тех же песен, разные постановки одних и тех же пьес, разные картины с одним и тем же сюжетом. Художник всегда показывает своё видение, своё понимание происходящего. Здесь объективное знание второстепенно. Более того, оно может быть даже искажено художником (например, приукрашено) ради донесения личных впечатлений о нём. Но это не означает, что такое знание не имеет ценности. Познание с помощью органов чувств также даёт нам знания, но иного характера – психического. Поэтому искусство – это тип мировоззрения, основывающийся преимущественно на донесении до зрителя психической окраски событий, явлений и процессов.

Таким образом миф, религия, наука, искусство как исторические типы мировоззрения нацелены на описание мира и места человека в нём, но каждому типу мировоззрения присущ свой способ понимания и описания мира.

Философское знание – это опережающее знание. Поэтому не всегда и не всем современникам оно может быть понятно. Философу свойственен поиск новых универсальных истин. Поэтому тематический охват исследовательского пространства философа, как правило, распространяется не на один или несколько вопросов, а на их систему. Отвечая на вопросы системно, то есть выявляя взаимосвязь, взаимозависимость и взаимообусловленность элементов изучаемых, социальных, политических, культурных, религиозных и других знаний, философ стремится найти их общие основания и таким образом приблизиться к истинному пониманию мира.

Таковы, например, ещё древние философские системы Индии и Китая.

Более рационализированной является философская система древнегреческого философа Аристотеля (384 – 322 годы до н.э.), создавшего взаимосвязанные учения: метафизику, учение о душе и познании (включает в себя логику), учение о государстве (политику), этику. На основе представлений о душе Аристотель развил учение о познании, понимаемом как развивающийся процесс, направленный от простейших чувственных форм знания до наиболее абстрактных. Ступенями этого процесса являются: ощущение, представление, опыт (усиленный памятью), искусство, наука. Наука – главный предмет теории познания Аристотеля. Он создал учение о методе всякой науки, которое было названо логикой. Основная задача логики – указать и исследовать методы, с помощью которых известное знание может быть сведено к элементам, выступающим источником его объяснения.

Философские учения ХХ-ХХI веков ещё более сложны по своей систематизации и синтезированию знаний.

Таким образом, философы нацелены на поиск универсальных истин. На этом пути они создают новое знание, которое оформляется в новых понятиях. Их необходимо сформулировать максимально научно и в то же время понятно. Для этого философы часто прибегают к образному языку, свойственному мифологическому мышлению и искусству. С помощью критериев научности знания оно идентифицируется на соответствие ей. Религиозные учения дополняют научные поиски философов объяснениями духовной жизни общества, так как человек познаёт не только рационально, но и чувственно.

В результате проведённого исследования можно сделать вывод о том, что философия – это не тип мировоззрения; она есть наука жить, включающая в себя и мировоззрение, и жизненный опыт в целом.

  1. 750 определений религии: история символизаций и интерпретаций. Под редакцией Е.И. Аринина. Владимир. Изд-во ВлГУ, 2014. – 460 с.
  2. Большая Советская энциклопедия: в 30 т. / Под ред. А.М. Прохорова. М., 1974. Т.16.
  3. Стёпин В.С. Наука // Новейший философский словарь. Мн.: Интерпрессервис; Книжный дом. 2001. – 1280 с.
  4. Стёпин В.С. Философия // Новейший философский словарь. Мн.: Интерпрессервис; Книжный дом. 2001. – 1280 с.


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Читайте также: