Анализ программ по подготовке к школе
Обновлено: 01.07.2024
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Важное значение имеет любознательность ребенка, интерес к окружающим. Существенно его отношение к требованиям и указаниям взрослого. Успешно овладеть программой 1 класса сможет тот ребенок, который располагает определенным запасом знаний, научился читать. Учитель будет опираться на эти познания ребенка, развивать и обогащать их. Итак, чтобы дети были подготовлены к школе, необходимо дать им определенные знания, выстроенные в систему, обеспечить достаточный уровень мыслительной деятельности, сформировать социальные черты личности будущего школьника, необходимые для благополучной адаптации к школе.
Единственно правильный путь, основанный на дальнейшем развитии – это игра. Именно игра при правильном руководстве ею подводит ребенка к порогу учения, формирует у него психологические качества, необходимые школьнику. Соблюдение правил в игре, является важной предпосылкой перехода к обучению школьного типа, которое построено на внимании к тому, как, какими способами достигается результат. Дети постепенно приобретают способность рассуждать, обосновывать свое мнение, считаться с мнением другого человека. Именно игровая форма обучения позволяет проявлять интерес к занятиям, обеспечивает эмоциональное благополучие ребенка и вызывает желание посещать образовательное учреждение. А так как в зоне особого внимания педагога находятся дети, не посещавшие ранее дошкольное учреждение, то воспитателю необходимо приложить огромные усилия, чтобы увлечь детей, заинтересовать их.
Методика проведения педагогической диагностики и комплект диагностических материалов, определяющих готовность детей к обучению в школе
Подготовка ребенка к систематическому обучению в школе – одна из актуальных и злободневных проблем образовательной сферы. Она обсуждается на разных уровнях – в дошкольных учреждениях и школах, в научных кругах и коридорах власти, на страницах печати. Почему? Дети приходят в школу с разным уровнем подготовленности .
Говоря о выравнивании стартовых возможностей детей, идущих в первый класс, мы говорим об уровне готовности будущих первоклассников к систематическому обучению.
Специалисты, ученые включают в это понятие: физическую, личностную и интеллектуальную готовность.
Физическая готовность – это состояние здоровья, определенный уровень морфо-функциональной зрелости организма ребенка, необходимый уровень развития двигательных навыков и качеств.
Личностная готовность – это определенный уровень произвольности поведения, сформированность общения, самооценки и мотивации учения, самостоятельность, ответственность, умение работать в группе.
Интеллектуальная готовность – это развитие образного мышления, воображения и творчества, а также основ словесно-логического мышления, овладение средствами познавательной деятельности (сравнение, анализ, классификация, обобщение, схематизация, моделирование). Овладение родным языком и основными формами речи (диалог, монолог). Наличие у детей представлений о мире людей, вещей, природе. Овладение универсальными предпосылками учебной деятельности внутри других специфически детских видов деятельности: конструирования, рисования, лепки, различных игр.
Все указанные компоненты формируются не за один год. Развитие ребенка дошкольного возраста – непрерывный процесс, который начинается с его рождения.
Может ли сам педагог провести диагностику готовности ребенка к школе, выделить факторы риска в развитии дошкольника и, определив их, составить индивидуальную программу его подготовки к школе? На эти вопросы можно дать положительный ответ.
Основная цель подобного обследования – выявление слабых и сильных звеньев в развитии, выделение тех детей, у которых наиболее вероятны трудности в процессе обучения чтению, письму, математике. При всех сложных случаях необходима дополнительная консультация специалистов: психоневролога, логопеда, дефектолога. Выявление факторов риска поможет определить необходимые коррекционные мероприятия, которые педагоги вместе с родителями должны провести за оставшееся до учебы время.
Педагогическая диагностика готовности к школьному обучению заключается в проверке сформированности предпосылок к овладению грамотой и математикой. При этом не нужно выяснять умения читать, писать, считать, т.е. проверять те предметные знания и умения, обучение которым предусмотрено в 1 классе. Предлагаемые для определения готовности детей к школе задания максимально учитывают особенности и возможности 6-летних детей, обеспечивают адекватное понимание детьми их содержания, опираются на имеющийся у них реальный опыт, не зависят от уровня навыков чтения и письма.
В ходе педагогической диагностики проверяется:
· состояние пространственного восприятия;
· состояние зрительного восприятия;
· состояние моторики и зрительно-моторных координаций.
· умение проводить классификацию и выделять признаки, по которым она произведена.
· наличие интуитивных дочисловых представлений;
· овладение представлениями, лежащими в основе счета; самим счетом (в пределах 10), представлениями об операциях сложения и вычитания;
· умение сравнивать два множества по числу элементов;
· развитие фонематического слуха и восприятия;
· сформированность предпосылок к успешному овладению звуковым анализом и синтезом;
Обязательным условием успешного проведения педагогической диагностики является переход учителя с позиции обучающего на позицию человека, проводящего диагностику. Это неизбежно влечет за собой изменение его деятельности. Если в процессе повседневной работы основная цель - научить, добиться правильного ответа в данный момент, то в процессе проведения диагностики - получить достоверные данные о состоянии готовности ребенка к школе.
В анкетировании приняли участие 40 человек из 52. (Приложение 1)
Не совсем довольны
Удовлетворенность проведением занятий
На сколько вы довольны уровнем проведения занятий (математика)
По развитию речи
Психологическая подготовка к школе
Предшкольная подготовка – это специально организованный процесс обучения и воспитания, ориентированный на психическое развитие детей, формирование у них коммуникативных навыков и навыков иных видов деятельности, которые помогут упростить процесс социальной адаптации детей к новым условиям жизнедеятельности.
Проблема подготовки детей к школьному обучению является актуальной в педагогической науке текущего периода.
Система образования стремится сформировать психологическую готовность учащихся к школьному обучению. Это является приоритетным интересом государства, общества, родителей и педагогов. Это требует создания определенной системы обучения и разработки специальных программ дошкольного обучения, которые ориентированы на планомерную предшкольную подготовку детей 5-ти- 6-ти летнего возраста.
Система предшкольной подготовки
Система предшкольной подготовки ориентирована на формирование у детей мотивации к школьному обучению и развитие навыков самостоятельности.
Кроме того, предшкольная подготовка направлена на формирование у детей коммуникативных навыков и умений взаимодействовать в коллективе, общаться со взрослыми и сверстниками. Опыт социального взаимодействия дети приобретают в системе дошкольного образования, а также в подготовительных группах, где реализуется обучение по специальным программах предшкольной подготовки.
Программы предшкольного образования разрабатываются и реализуются с опорой на следующие принципы:
- Соответствие требований программы и прогнозируемых результатов ее освоения возрастным особенностям развития детей 5-6 летнего возраста.
- Учет индивидуальных особенностей развития каждого ребенка.
- Постепенное развитие детей т.е. система знаний и навыков детей формируется постепенно.
- Формирование ситуации успеха эмоционально благополучного общения и взаимодействия с детьми.
Готовые работы на аналогичную тему
Данные принципы могут быть реализованы и при обучении учащихся в домашних условиях. Но для этого, требуется специальная подготовка родителей, повышение уровня их педагогической компетенции и знаний динамики развития психических процессов.
Психологическая готовность детей к школьному обучению определяется качеством предшкольной подготовки и условиями воспитательной и образовательной деятельности, реализуемой в семье и ДОУ.
Функциональная роль программ предшкольной подготовки
Существует большое количество программ дошкольного обучения, ориентированных на подготовку детей к школьному обучению. В ходе аналитического исследования данных программ, были выявлены особенности их реализации и определено их значение в дошкольном образовательном процессе.
Программы предшкольной подготовки выполняют следующие функции:
- Преемственность между дошкольным этапом образования и этапом начального школьного обучения.
- Обеспечение одинакового уровня подготовки каждого ребенка к школе. Этого не всегда возможно добиться в системе ДОУ, поскольку, количество детей, посещающих детские сады, невелико.
- Уход от дублирования программ начального школьного обучения. Ребенка требуется подготовить к школе, сформировать принятие новой деятельности – учебной. Но давать им знания, которые они должны получить на этапе школьного обучения не нужно.
- Обеспечение сохранности здоровья детей, готовящихся к обучению в школе. Это реализуется за счет опоры на здоровьесберегающие технологии при изучении программ предшкольной подготовки.
Разновидности программ предшкольной подготовки и их направленность
В настоящее время имеется большое количество программ предшкольной подготовки. Они ориентированы на личностное развитие дошкольников, формирование у детей активной жизненной позиции и уверенности в своих силах. Все это необходимо для упрощения процесса адаптации к школьному обучению и создания комфортного психологической среды обучения подрастающего поколения.
Каждая программа предшкольного обучения направлена на социальное и личностное развитие детей 5-6 летнего возраста.
В ДОУ и группах специального предшкольного обучения применяются следующие программы предшкольной подготовки:
Программы предшкольной подготовки не ориентированы на формирование конкретных навыков деятельности, как это предусмотрено программами начального школьного обучения. Они направлены на развитие у детей навыков обучения в различных формах. Как правило, в них используется игровая форма обучения, но, может быть реализована исследовательская и экспериментальная деятельность детей.
Автор: Вавилова Вера Викторовна
Населенный пункт: г. Волоколамск
1.Развитие ориентировки в пространстве по направлениям (вправо, влево, правая сторона; клетка, верхняя, нижняя сторона).
3.Формирование простейших умений в написании заглавных букв русского алфавита.
4.Формирование умения определять сходства и различия графических знаков и элементов.
5.Воспитание у дошкольников потребности в аккуратном, разборчивом, эстетически выдержанном оформлении выполняемых в тетрадях работ [5].
1.Познакомить с системой координат, используя листы бумаги различного формата, тетради в клетку, предметы для измерения расстояний.
2.Упражнять в составлении планов на основе общепринятых условных обозначений с соблюдением масштаба между частями самого плана.
3.Обучать самостоятельному составлению схематических изображений в разнообразных плоскостных проекциях, используя линии, формы, условные знаки.
4.Упражнять в свободном оперировании графическими, звуковыми моделями слов и предложений.
5.Познакомить с грамматическими правилами написания в русском языке [4].
1.Формирование представлений о гигиенических основах организации учебной деятельности (наличие свежего воздуха, необходимость достаточной освещенности в помещении)
2.Обогащение представлений старших дошкольников об органов чувств (зрения и слуха) как жизненно необходимых и надлежащим образом оберегаемых.
3.Развитие мелкой моторики рук при подготовке к письму (пальчиковая гимнастика, занятия изобразительной деятельностью и рукоделием и пр.).
4.Формирование умения управлять своими движениями согласно поставленной задаче (штриховка, закрашивание контуров, рисование узоров).
5.Выработка у старших дошкольников умения печатать заглавные буквы русского алфавита в тетрадях в клетку.
6. Вырабатывать чувствительность ладоней при различении структуры поверхности материалов [2].
1.Развитие мелкой моторики посредством игровых упражнений, введения элементов художественного и ручного труда.
2.Введение в программу домашних заданий на развитие ручной умелости под контролем взрослых (шитье иголкой, вырезание ножницами, лепка из глины).
3.Развитие зрительного и слухового анализаторов в различных видах деятельности, обязательное введение пальчиковых разминок в комплекс утренней гимнастики.
5.Ознакомление с различными видами рабочей строки (ограниченное пространство, открытое поле, разлинованное поле).
6.Работа в прописях, в том числе и прописывание печатного варианта букв русского алфавита [3].
Также, только в данной программе представлена система диагностики графического навыка и предоставлены рекомендации для каждой из возрастных групп.
1. Упражнять в составлении предложений, разделять простые предложения на слова с указанием их последовательности.
2.Формирование умения делить двусложные и трёхсложные слова с открытыми слогами на части.
3. Формирование умения составлять слова из слогов (устно).
4. Формирование умения выделять последовательность звуков в простых словах.
Таким образом, содержание работы по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте в разных программах воспитания и обучения детей в дошкольном образовательном учреждении имеют свои отличительные особенности, но, тем не менее, все они учитывают современные тенденции к более раннему началу формирования графических навыков у детей старшего дошкольного возраста. Помимо этого, все они направлены на общеречевое и интеллектуальное развитие, а предлагаемые задачи реализуются главным образом в единой системе воспитательно-образовательной работы с детьми.
Содержимое разработки
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Гиагинского района
Рассмотрено: Согласовано: Утверждено:
МО учителей нач.классов Зам.директора по УВР Директор школы
протокол №1 от 27.08.2020г. ___________Р.В.Ершова ___________Н.И.Малева
руководитель МО 28.09.2020г.. 31.08.2020г.
Рабочая программа
внеурочной деятельности
на 2020-2021 учебный год
Составлена: учителем начальных классов
Сапуновой Валентиной Александровной
Рабочая программа «ШКОЛА БУДУЩЕГО ПЕРВОКЛАССНИКА
Пояснительная записка
Школа будущего первоклассника представляет собой комплексную дополнительную образовательную услугу по подготовке детей дошкольного возраста к обучению в школе.
в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта второго поколения;
в соответствии с рекомендациями Примерной Основной образовательной программы дошкольного образования, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации;
В настоящее время школа решает сложную задачу образования и воспитания подрастающего поколения – личностное развитие ребенка (готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию) на основе освоения им универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных,коммуникативных), познания и освоения мира. В сфере экономических и политических преобразований нашего общества от учителя начальных классов требуется совершенствование всей системы учебно-воспитательного процесса, осуществление преемственности между дошкольным и начальным обучением. Одним из таких направлений является предшкольная подготовка.
Одной из наиболее острых проблем современной школы является рост количества учащихся со школьной дезадаптацией уже в первом классе. Очень часто результатом неуспеваемости, школьных неврозов, повышенной тревожности является неподготовленность ребенка к обучению. Эти явления сохраняются и надолго закрепляются у детей, поступивших в школу.
Поступление ребенка в школу является стартовой точкой нового этапа развития. Педагоги учитывают трудности адаптационного периода и заинтересованы в том, чтобы он прошел для детей менее болезненно. Ребенок должен быть готовым к новым формам сотрудничества со взрослыми и сверстниками, к изменению социальной ситуации развития, своего социального статуса. Нередко подготовка детей к школе сводится к обучению их счету, чтению, письму. Между тем, практика показывает, что наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточно большой объем знаний, умений и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и привычка думать, стремление узнать что-то новое.
Предшкольная подготовка создает равные стартовые условия для получения начального образования, делает доступным качественное обучение на первой ступени.
Цель данной программы:
- всестороннее развитие ребенка, что позволит обеспечить формирование готовности к обучению в начальной школе у будущего школьника, развитие тех интеллектуальных качеств, творческих способностей и свойств личности, которые обеспечивают успешность адаптации первоклассника, достижения в учебе и положительное отношение к школе
Основные задачи программы:
.- обеспечение разносторонней подготовки детей дошкольного возраста к обучению в образовательном учреждении: развитие речи обучающихся, мелкой моторики, элементарных логических операций, формирование элементарных количественных представлений, структурирование представлений об окружающем мире.
- развитие координации движений, произвольной регуляции поведения, формирование умения работать в группе.
- развитие инициативности и самостоятельности как важных условий последующего включения ребенка в школьную учебную деятельность;
Адаптация - естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям. Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению.
Адаптация к школьному обучению проходит через:
формирование базовых умений, необходимых для обучения в школе;
расширение знаний об окружающем предметном мире, природной и социальной среде;
обогащение активного словаря ребенка, связной речи;
логическую и символическую пропедевтику.
Планируемый результат: благоприятное течение адаптации первоклассников к обучению в школе.
Основные показатели благоприятной адаптации ребенка:
• сохранение физического, психического и социального здоровья детей;
• установление контакта с учащимися, с учителем;
• формирование адекватного поведения;
• овладение навыками учебной деятельности.
Концепция программы подготовки будущих первоклассников основана на следующей идее: дошкольники только готовятся к систематическому обучению и этим определяется выбор содержания, методов и форм организации образования детей.
Основными принципами подготовки к обучению являются:
— единство развития, обучения и воспитания;
— учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;
— систематичность и последовательность;
— вариативность и вариантность;
— сознательность и творческая активность;
— доступность и достаточность.
Ожидаемые результаты:
обеспечение единых стартовых возможностей будущих первоклассников,
развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста,
формирование его готовности к систематическому обучению.
Таким образом, предшкольное образование обеспечивает плавный переход из дошкольного детства в начальную школу детей с разными стартовыми возможностями, т.е. позволяет реализовать главную цель преемственности двух смежных возрастов - создать условия для благополучной адаптации ребенка к школьному обучению, развить его новые социальные роли и новую ведущую деятельность.
Порядок организации работы школы будущих первоклассников:
группы формируются из детей 6 -6,5-летнего возраста;
продолжительность занятий в группах предшкольной подготовки – 30 минут;
наполняемость групп от 16 до 20 человек;
форма проведения занятий – игровая, двигательная.
начало занятий – 01.09.2020 года.
окончание занятий – 30 мая 2021 года.
режим занятий: 2 раз в неделю – 3 занятия по 30 минут с перерывами на отдых 10-15 минут.
график занятий: понедельник, четверг с 10-00 до 12-00
Федосова Н.А. Готовлюсь к письму: Учебное пособие для подготовки детей к школе: - М.: Просвещение, 2013.
на 2020-2021 уч. год
Количество часов в неделю
Обществознание и естествознание
Максимальный объём учебной нагрузки
Развивающие технологии направлены на формирование у ребенка проблемного мышления, на развитие мыслительной активности. Развивающие технологии содержат: развивающие дидактические игры, развивающие практические задания, творческие упражнения, конструирование, аналитико-синтетические действия.
Метапредметными результатами предшкольной подготовки является формирование следующих универсальных учебных действий (далее по тексту УУД): регулятивных, познавательных, коммуникативных.
Регулятивные УУД:
- учиться определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
- учиться работать по предложенному учителем плану;
- учиться проговаривать последовательность действий на занятии;
- учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом (иллюстрациями) учебного пособия;
- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
- учиться совместно с учителем и другими ребятами давать эмоциональную оценку своей деятельности на занятии и деятельности всего класса;
- учиться оценивать результаты своей работы.
Познавательные УУД:
- учиться ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
- учиться ориентироваться в учебном пособии (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
- учиться находить ответы на вопросы в иллюстрациях;
- сравнивать и группировать различные объекты (числа, геометрические фигуры, предметные картинки);
- классифицировать и обобщать на основе жизненного опыта;
- учиться делать выводы в результате совместной работы с учителем;
- учиться преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять математические рассказы на основе предметных рисунков и простейших моделей, заменять слово, предложение схемой).
Коммуникативные УУД:
- называть свои фамилию, имя, домашний адрес;
- слушать и понимать речь других;
- учиться ориентироваться на позицию других людей, отличную от собственной, уважать иную точку зрения;
- учиться оформлять свои мысли в устной форме;
- строить понятные для партнера высказывания;
- уметь задавать вопросы, чтобы с их помощью получать необходимые сведения от партнера по деятельности;
- совместно с учителем договариваться с другими ребятами о правилах поведения и общения и учиться следовать им;
- сохранять доброжелательное отношение друг к другу не только в случае общей заинтересованности, но и в нередко возникающих на практике ситуациях конфликтов интересов;
- учиться выполнять различные роли при совместной работе.
Коммуникативная компетентность проявляется в свободном выражении ребенком своих желаний, намерений с помощью речевых и неречевых средств. Ребенок умеет слушать другого и согласовывать с ним свои действия.
Социальная компетентность позволяет дошкольнику понимать разный характер отношения к нему окружающих взрослых и сверстников, выбирать линию поведения, соответствующую ситуации. Ребенок умеет попросить о помощи и оказать ее, учитывает желания других людей, может сдерживать себя, высказывать просьбы, пожелания, несогласие в социально приемлемой форме.
Интеллектуальная компетентность характеризуется способностью ребенка к практическому и умственному экспериментированию, знаковому опосредованию и символическому моделированию, речевому планированию, логическим операциям (сравнение, анализ, обобщение). Ребенок проявляет осведомленность в разных сферах деятельности людей, имеет представление о некоторых природных явлениях и закономерностях, знакомится с универсальными знаковыми системами – алфавитом, цифрами.
Компетентность в плане физического развития выражается в том, что ребенок имеет представление о своем физическом облике и здоровье, владеет своим телом, различными видами движений. Испытывая недомогание, может сообщить о нем. Владеет культурно-гигиеническими навыками и понимает необходимость их применения.
- наличии четких представлений о школе и формах школьного поведения;
- заинтересованном отношении к учению и учебной деятельности;
- наличии социальных мотивов и умении подчиняться школьным требованиям.
Содержание программы предусматривает комплекс занятий, включающих следующие направления деятельности:
Читайте также:
- Проект день земли в старшей группе детского сада
- Какие системные требования пк необходимы для windows 10 кратко
- Как работают школы в ставрополе
- Объект исследования какое направление готовности ребенка к школе является предметом исследования
- Что не учитывается при формулировании целей педагогического процесса современного детского сада