Что не учитывается при формулировании целей педагогического процесса современного детского сада

Обновлено: 03.07.2024

Деятельность любого образовательного учреждения осуществляется как целостный педагогический (учебно-воспитательный, образовательный) процесс.

Педагогический процесс — система, в которой происходит интеграция процессов формирования, развития, воспитания и обучения. Целостная система педагогического процесса включает в себя подсистемы, внедренные одна в другую: учебный процесс, воспитательный процесс, процесс общения, процесс саморазвития и др.

В рамках педагогического процесса тесно взаимодействуют два взаимосвязанных и в то же время относительно самостоятельных процесса:

обучение — передача подрастающему поколению совокупности знаний, умений и навыков, накопленных человечеством;

воспитание — освоение подрастающим поколением норм и правил поведения, принятых в обществе.

Интеграция процессов обучения и воспитания в структуре целостного педагогического процесса выражается в нескольких аспектах:

оба эти процесса протекают в рамках одного образовательного учреждения, осуществляются одним и тем же человеком (педагогом) и направлены на достижение общей цели — подготовку личности к активной жизнедеятельности в обществе;

воспитание всегда содержит в себе элементы обучения, а обучение в свою очередь всегда носит воспитывающий характер.

Отличительные особенности процессов отчетливо проявляются при выборе форм и методов достижения цели.

Если в обучении используются преимущественно регламентированные формы работы и методы воздействия на познавательную сферу, то в воспитании доминируют разные виды детской деятельности (художественная, игровая, трудовая, общение) и воздействие осуществляется на мотивационную сферу.

Построение педагогического процесса в ДОУ основывается на следующих принципах:

учет возрастных возможностей детей, опора на интересы ребенка;

решение воспитательных и образовательных задач в единстве;

учет положения о ведущей деятельности, смене деятельности и компенсаторной взаимосвязи разных видов деятельности в едином педагогическом процессе;

осуществление взаимодействия воспитателя и детей при руководящей роли взрослого;

создание развивающей среды.

По мнению И. П. Подласого, организация педагогического процесса предполагает три этапа: подготовительный, основной, заключительный.

На первом, подготовительном, этапе педагогического процесса определяются цель, конкретные задачи, выясняется состояние вопроса, планируются, прогнозируются результат, схема процесса, подбираются методы воздействия с учетом основной задачи, возраста детей и концепции воспитания. Завершается подготовительный этап планом перспективной работы, скорректированном не основе выяснения вопроса в практике и прогнозирования результата.

План реализуется на втором, основном, этапе педагогического процесса. Здесь же осуществляется педагогическое взаимодействие воспитанника и воспитателя, ведется постоянный оперативный контроль за промежуточными результатами, который позволяет обнаружить отклонения, ошибки и сразу же произвести коррекцию, ввести необходимые дополнения и изменения.

Третий, заключительный, этап предназначен для анализа результатов, в ходе которого проводится исчерпывающий анализ причин получения положительных результатов и образования недостатков.

Планирование целостного педагогического процесса

Основной функцией организации педагогического процесса ДОУ, обеспечивающей планомерную, систематическую, рациональную и эффективную работу всех его подразделений, является планирование.

Планированию предшествует всесторонний и глубокий анализ состояния воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении, выявление сильных и слабых ее сторон, определение актуальных задач на предстоящий период.

В работе дошкольного учреждения используется годовое и текущее планирование.

Годовое планирование

Годовой план охватывает все стороны учебно-воспитательной работы ДОУ и предусматривает ее непрерывность и последовательность.

В составлении годового плана принимают участие профсоюзная организация, педагогический коллектив, медицинские работники детского сада. Обсуждается и утверждается годовой план работы на августовском педсовете.

Структура годового плана работы. Вводная часть, в которой дается краткий всесторонний анализ работы дошкольного учреждения за предшествующий период по следующим направлениям:

эффективность работы по охране жизни и укреплению здоровья детей;

уровень и эффективность учебно-воспитательного процесса и его результатов в целом и по возрастным группам, уровень подготовленности детей к школе; уровень деловой квалификации педагогов; уровень и эффективность работы с родителями и т. д.

I. Основные задачи работы дошкольного учреждения. В этом разделеопределяются ведущие задачи воспитания и обучения, обусловленные уровнем педагогического мастерства воспитателей, типом дошкольного учреждения, состоянием воспитательно-образовательной работы в нем. Намеченные задачи должны быть подтверждены конкретными мероприятиями в разделах годового плана.

III. Работа с кадрами. В этом разделе предполагается подбор и расстановка кадров и повышение уровня деловой квалификации педагогов.

IV. Работа с родителями. Планируется совместная работа детского сада с семьями воспитанников, деятельность различных кружков, изучение опыта семейного воспитания, работа с неблагополучными семьями, консультации для родителей по актуальным вопросам семейного воспитания др.

V. Административно-хозяйственная работа. Раздел включает мероприятия, направленные на создание наилучших условий для организации жизни, воспитания и обучения дошкольников.

Годовой план хранится в методическом кабинете.

Текущее планирование

Календарное планирование предполагает знание уровня психофизиологического развития детей, программы воспитания и обучения в детском саду и позволяет воспитателю равномерно распределить программный материал в течение года, предусмотреть постепенное усложнение содержания обучения и воспитания, подобрать оптимальное сочетание коллективных и индивидуальных форм организации жизни и деятельности детей.

По первому разделу планированию подлежат содержание, методы и приемы воспитания культуры поведения детей и формирования у них культурно-гигиенических навыков; содержание, методы и приемы руководства играми детей; методы и приемы руководства трудом.

По второму разделу планированию подлежат содержание, методы и приемы образовательной работы и формы ее организации.

Планирование педагогического процесса в группе ДОУ затрагивает утренний отрезок времени, прогулки (утреннюю и вечернюю), занятия и втору половину дня.

Планирование содержания утреннего отрезка времени включает игровую деятельность, беседы, рассматривание предметов и иллюстраций, наблюдение в природе и явлений общественной жизни, трудовую деятельность и разнообразную избирательную деятельность детей по их желанию и вкусу. Целесообразно планировать в это время индивидуальную работу с детьми по различным видам деятельности. Намечая конкретные мероприятия, важно учитывать характер предстоящих занятий.

При планировании прогулки основная задача воспитателя состоит в обеспечении активной, содержательной, разнообразной и интересной для детей деятельности: игры, труда, наблюдений. При планировании содержания прогулки воспитатель предусматривает равномерное чередование спокойной и двигательной деятельности детей, правильное распределение физической нагрузки в течение всей прогулки. Последовательность и продолжительность разных видов деятельности изменяется с учетом конкретных условий: времени года, погоды, возраста детей и характера их предшествующей деятельности. Содержание вечерних прогулок планируется с учетом всей предшествующей деятельности детей.

Планирование обучения на занятиях включаетсодержание знаний, навыков и умений, которые должны быть сформированы у детей на занятиях по различным разделам учебной деятельности. В календарном плане записываются тема, программное содержание занятия, методические приемы, пособия и наглядный материал, индивидуальная работа с детьми.

Основное место в планирование второй половины дня занимает разнообразная игровая и трудовая деятельность детей. Рекомендуется также устраивать и различные зрелищные мероприятия, развлечения: кукольный, настольный, теневой театры; концерты; спортивные, музыкальные и литературные досуги; слушание грампластинок и многое другое. Для расширения кругозора детей можно планировать художественное чтение с продолжением, рассказывание сказок, просмотр репродукций картин классиков и современных художников.

12. Раннее образование за рубежом

В основе современной концепции японской системы дошкольного образования лежит теория ранней социализации личности, мысль о том, что образцы поведения человека закладываются в раннем возрасте.

Основная цель дошкольного образования, как определяется в государственных образовательных стандартах, - это создание условий жизни ребенка, наиболее подходящих для детского возраста, обеспечивающих здоровье, безопасность, развитие социальной коммуникабельности, речи, интереса к окружающему миру и творческого потенциала на основе индивидуальных особенностей дошкольника [4].

Стандарты устанавливают пять основных направлений, которые должны быть выделены в содержании работы каждого дошкольного учреждения:

- укрепление физического и психического здоровья ребенка;

- формирование навыков коммуникации с другими людьми;

- формирование знаний об окружающем мире;

- развитие творческих способностей.

В настоящее время почти каждый ребенок в возрасте от трех до шести лет посещает детский сад, несмотря на то, что большинство японских женщин являются домохозяйками. Детский сад в Японии выполняет не функцию присмотра и ухода за ребенком в то время, пока мать работает, а функцию социализации малыша. В обществе принято считать, что полноценное воспитание ребенок может получить только в коллективе; более того, от уровня престижности образовательного учреждения, которое посещал ребенок с самого детства, зависит престижность будущего трудоустройства.

Учебный год в детских садах, как и в других образовательных учреждениях, начинается в апреле и заканчивается в марте следующего года. В течение года дети три раза уходят на каникулы. Наполняемость одного детского сада составляет примерно 135 человек. Детские сады обычно работают с 9 часов утра и до 14 часов дня. В каждом учреждении есть свой автобус, который привозит ребят в детский сад и при необходимости развозит их по домам. В детском саду дети только завтракают. Обычно ребенок ест еду, приготовленную матерью дома и взятую с собой. В некоторых случаях еда может быть приготовлена на кухне детского сада, но это встречается редко. Кухни приспособлены только для разогревания пищи.

В детских садах работают специально подготовленные педагоги (инструкторы), как правило, с высшим образованием, требования к их подготовке были определены специальным законом еще в 1949 г. Работать педагогом в Японии почетно, поэтому даже в дошкольных учреждениях много мужчин – администраторов и инструкторов.

Перед дошкольными учреждениями, вне зависимости от их уровня подчинения и формы собственности, не ставится задача подготовки детей к обучению в школе, большинство дошкольных учреждений не обучают детей основам грамоты. Японские дошкольники намного меньше времени, чем их российские или американские сверстники, проводят за академическими занятиями и намного больше времени отдают игре.

Содержание образования в японских детских садах отражает национальные традиции. Педагоги дошкольного образования считают, что их основная задача – не нянчить детей, а готовить их к школе сильными, выносливыми и терпеливыми, если ребенок будет здоровым, то счету и грамоте он сможет научиться в школе. Система дошкольного образования в Японии, помимо духовного, физического развития дошкольников, призвана решать глобальную задачу формирования у детей навыков социального поведения, навыков коммуникации с другими людьми, системы коллективистских ценностей. Дети должны знать, что их собственные желания вторичны по отношению к группе.

Все занятия в детском саду проводятся с небольшой группой детей. Группа рассматривается как форма социального контроля и организации. Утро в детском саду начинается с того, что воспитатель обсуждает с группой основную тему дня и предстоящие занятия. Дети хором поют песни, вместе играют в ролевые игры, изображая знакомых людей или людей той профессии, о которой мечтают, вместе смотрят иллюстрированные книги с целью не только расширить кругозор, но и сформировать собственное мнение. Во время групповых занятий воспитатель воспитывает у детей навыки речевого поведения (учит смотреть на собеседника, внимательно слушать), навыки планирования деятельности в группе (разделить пластилин, чтобы всем хватило; учитывать мнение других участников занятий, чтобы не возникало конфликтов).

Поведение ребенка регулируется путем воздействия на чувства, эмоции. В японской этнокультуре считается, что дети неспособны совершать заранее обдуманные плохие поступки. Взрослые стремятся не вступать в конфронтацию с детьми в случае конфликтных ситуаций, выражение недовольства выражается старшими только в косвенной форме. Прилагаются огромные усилия воспитателей для того, чтобы нормы поведения появлялись у детей естественным путем.

Тем более не принято обсуждать возникшие проблемы поведения с родителями ребенка, да и родители никогда не пожалуются воспитателю на возникающие трудности. Японские родители и воспитатели не предъявляют четких и фиксированных требований к детям, а также не принуждают детей следовать правилам, встречая их сопротивление.

В результате японский ребенок вырастает спокойным, послушным и ориентированным на жизнь в группе, но при этом у него формируется активная жизненная позиция. Высокий уровень самодисциплины и внимательности закладывается в дошкольном детстве и является важнейшим достижением японской образовательной системы.

Педагогический процесс – это специально организованное взаимодействие воспитателей и педагогов, направленное на решение воспитательных, образовательных и развивающих задач.

Сущность педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении

Педагогический процесс в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) – это специально организованное в рамках определенного дошкольного образовательного учреждения и развивающееся во времени взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение поставленных воспитательно-образовательных целей.

Сущность педагогического процесса в ДОУ заключается в том, что он нацелен на развитие целостной природы ребенка дошкольного возраста, его своеобразия и уникальности.

Формы организации педагогического процесса в ДОУ: воспитание, обучение, развитие, образование.

Педагогический процесс ДОУ, как система, характеризуется целостностью, структурностью, множественностью и открытостью.

Одной из основных единиц, составляющих педагогический процесс, является компетентность.

Компетентность – это способность решать разнообразные профессиональные задачи.

Педагогический процесс в ДОУ включает в себя следующие группы компетентностей, которыми должен обладать воспитатель:

  • социальная – представляет собой умение устанавливать контакт с различными группами социума;
  • поликультурная – способность взаимодействовать с иными культурами и этносами;
  • информационная – умение самостоятельно осваивать новые способы поиска и получения необходимой информации;
  • предметно-деятельностная – умение решать разнообразные задачи, включенные в рамках отдельных учебных предметов.

Базовые компетентности – способность педагога, решать типовые задачи для конкретной профессиональной деятельности:

  • умение понимать и принимать ребенка таким, какой он есть;
  • самостоятельно проектировать и реализовывать педагогический процесс;
  • устанавливать взаимосвязь со всеми субъектами педагогического процесса;
  • организация среды, позволяющей эффективно решать воспитательно-образовательные задачи;
  • систематическое самосовершенствование, самообразование, повышение профессиональной компетенции и педагогической культуры.

Специальные компетентности – это способность педагога решать конкретные профессиональные задачи.

Готовые работы на аналогичную тему

Характеристики педагогического процесса в ДОУ

Ведущими характеристиками педагогического процесса в ДОУ являются следующие его свойства:

Целенаправленность педагогического процесса – процесс. направленный на достижение конкретных педагогических целей. При этом в каждом отдельном случае своя определенная цель.

Характер педагогической цели зависит от современных тенденций развития педагогической теории и практики дошкольного образования, а также от тенденций развития психологии и педагогики дошкольного возраста. Кроме того, большое значение имеет особая уникальность ДОУ, как пространства, в рамках которого ребенок не просто воспитывается и обучается, но и получает первый опыт взаимодействия со сверстниками, приобщения к человеческой культуре и отношениям.

Целостность педагогического процесса – это внутреннее единство и отсутствие противоречия между всеми его компонентами, характеризующее высший уровень его организации.

В настоящее время именно целостность является одной из проблем педагогического процесса, так как в отличие от системы школьного образования, в ДОУ нет строго установленных границ форм организации обучения, воспитания и развития ребенка дошкольного возраста. В связи с чем, в рамках ДОУ целостность педагогического процесса понимается как целостность ряда процессов, таких как индивидуализация и социализация ребенка, развитие и сохранение его природы.

Основные компоненты целостности педагогического процесса ДОУ:

обеспечение единства и целостности сопровождения воспитания, обучения и развития ребенка дошкольного возраста;

  • учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, опора на совокупность знаний о его психике, физиологии, соматики и т.д.;
  • обеспечение целостности образовательных, воспитательных и развивающих задач;
  • согласованная деятельность воспитателей и специалистов ДОУ, по вопросам воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста;
  • обеспечение целостности жизнедеятельности ребенка дошкольного возраста;
  • обеспечение целостности взаимодействия ребенка с миром взрослых;
  • организация целостного образовательного пространства, обеспечивающего детям дошкольного возраста возможность выбора деятельность и реализации собственных интересов и склонностей.

Наличие связей между всеми участниками педагогического процесса – это связи, основанные на взаимодействии воспитателя и воспитанников, в форме непосредственного или опосредованного, внутреннего или внешнего отношения.

Взаимодействие между воспитателем и воспитанниками в рамках педагогического процесса, может быть организовано в виде:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагогический процесс детского сада как система, ориентированная на целостное развитие личности, ее способностей и творчества. Структура педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении. Основные компоненты педагогического процесса: целевой, содержательный, организационно-методический, аналитико-результативный. Педагогическая диагностика и прогнозирование в педагогическом процессе. Интегративность и целостность педагогического процесса, принципы его построения.

Педагогический процесс детского сада

Педагогический процесс детского сада как система, ориентированная на целостное развитие личности, ее способностей и творчества. Структура педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении. Основные компоненты педагогического процесса: целевой, содержательный, организационно-методический, аналитико-результативный. Педагогическая диагностика и прогнозирование в педагогическом процессе. Интегративность и целостность педагогического процесса, принципы его построения.

Субъект-субъектное взаимодействие как основа конструирования образовательного процесса ДОУ. Педагогическая поддержка и сопровождение развития ребенка в образовательном процессе детского сада. Проектирование решения педагогических задач, направленных на освоение ребенком позиции субъекта разных видов деятельности, творческой индивидуальности.

Своеобразие организации педагогического процесса в разных возрастных группах. Сочетание организованных и самостоятельных форм детской деятельности, занятий и самостоятельной творческой активности дошкольников в педагогическом процессе как условие полноценного развития и формирования готовности детей к школе.

Реализация индивидуально-дифференцированного подхода к детям в разных возрастных группах, возможности построения дифференцированных образовательных маршрутов. Условия развития индивидуальности ребенка в педагогическом процессе.

Планирование целостного педагогического процесса.

Взаимодействие ДОУ с семьей, педагогическое консультирование родителей.

Характеристики современного педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении

В предыдущей главе мы рассмотрели философские основы музыкального воспитания и развития детей. Наша следующая задача заключается в том, чтобы проанализировать — как влияют идеи, характерные для современной психолого-педагогической науки, на организацию музыкального развития ребенка.

Рассмотрим особенности педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении, современные тенденции его развития. Возможно, у вас возникает вопрос: надо ли говорить о педагогическом процессе в целом, если мы занимаемся вопросами музыкального развития и воспитания ребенка?

Исторически сложилось так, что процесс музыкального развития ребенка находится в некотором отстранении от общего педагогического процесса. Это связано с тем, что задачи музыкального развития детей решаются специальным педагогом (музыкальным руководителем) и, как правило, в специально отведенном для этого месте (музыкальном зале). Преимущества такой формы организации очевидны. Но на практике это часто приводит к тому, что целенаправленный процесс музыкального развития ребенка заканчивается тогда, когда он переступает порог специального помещения для музыкальных игр и занятий.

Поэтому подчеркнем, что перспективы обновления и модернизации процесса музыкального развития и воспитания детей связаны с рассмотрением закономерностей его протекания в логике целостного педагогического процесса.

Итак, что же такое педагогический процесс?

В современной педагогической науке существуют разные точки зрения на понимание сущности педагогического процесса. В самом общем виде педагогический процессэто специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенной образовательной системы взаимодействие детей и педагогов, направленное на достижение поставленных целей образования, воспитания, обучения.

Такое общее определение дает нам возможность выделить ведущие характеристики и особенности педагогического процесса ДОУ.

Как видно из определения, ведущими характеристиками педагогического процесса являются:

- наличие связей между участниками;

- системность и процессуальность (деятельностный характер).

Рассмотрим эти характеристики подробнее.

Целенаправленность педагогического процесса. Всеми авторами педагогический процесс рассматривается как процесс по достижению особых педагогических целей. Однако сама цель педагогического процесса понимается по-разному.

Характер целей педагогического процесса ДОУ обусловлен современными тенденциями развития педагогической науки и практики дошкольного образования. Характеристика цели педагогического процесса определяется рядом простых вопросов: зачем ребенку нужен детский сад? Для чего родители приводят ребенка в дошкольное учреждение?

Для начала выразим собственную позицию и опровергнем распространенное мнение о том, что детский сад — это время и место, готовящие ребенка к школе. Такая, чрезвычайно распространенная, точка зрения приводит к тому, что цели педагогического процесса детского сада оказываются связаны не с развитием ребенка, а с подготовкой его к сдаче вступительных испытаний в школу. При таком понимании задач дошкольного образования этот период становится не самоценным этапом в жизни человека, а подготовительным шагом перед началом следующего; а жизнь ребенка с ее уникальными ценностями и смыслами, которые могут быть прожиты только в дошкольном возрасте, начинает все больше приобретать черты школы.

Современная философия образования, тенденции развития детской психологии и дошкольной педагогики позволяют рассматривать дошкольное образовательное учреждение как уникальное пространство накопления ребенком опыта взаимодействия с миром — опыта познания и проникновения в культуру, знакомства и приобщения к человеческим отношениям. В дошкольном возрасте дети открывают мир для себя и одновременно раскрывают себя миру. Поэтому цели педагогического процесса детского сада в первую очередь связаны с развитием целостной природы ребенка, его уникальности, индивидуального своеобразия. Собственно педагогический процесс становится совокупностью или комплексом педагогических условий, направленных на развитие личности ребенка, раскрытие его индивидуального мира, способностей и склонностей, накопление опыта общения и взаимодействия с миром людей и культурой

Каков же механизм определения целей педагогического процесса?

Причины появления целей педагогического процесса понимаются в современной педагогике неоднозначно — от диктуемого социального заказа общества до следования личностным потребностям и интересам ребенка. Цели педагогического процесса часто отождествляются с целями деятельности педагога, разными авторами трактуемой весьма широко — от деятельности по формированию, управлению и руководству до деятельности-помощи, содействия и поддержки.

Для педагога важно знать, что цели педагогического процесса образуются путем соединения в единой точке четырех составляющих.

Ценностная позиция педагога. Цели педагогического процесса определяются особенностями вашей педагогической позиции, вашей интерпретацией философии детства, своеобразием вашего ценностного отношения к ребенку, вашего понимания приоритетных задач дошкольного образования.

Целевые установки образовательного учреждения. Цели педагогического процесса определяются теми нормативными документами, в которых заложен социальный заказ на то, каким хочет видеть общество выпускника данного образовательного учреждения. На ступени школьного и профессионального образования такими документами в первую очередь являются государственные образовательные стандарты. Детский сад как образовательное учреждение особого типа менее подвержен стандартизации. Его целевые установки определяются концепцией дошкольного образования и, конечно же, задачами выбранной образовательной программы.

Учет возможностей, потребностей, интересов и склонностей детей. Цели педагогического процесса определяются индивидуальными особенностями ваших воспитанников. Имеющийся в арсенале педагогической науки и практики современный диагностический инструментарий, ваша педагогическая интуиция и мастерство позволяют вам изучать своих воспитанников, корректировать цели их развития и воспитания.

Учет социальных запросов родителей. Цели педагогического процесса определяются с учетом того, как видят родители пребывание своего ребенка в детском саду. Это может быть желание присмотра и ухода за ребенком, организации его общения и игр со сверстниками, раннего специального обучения и подготовки к школе.

Сложность определения целей педагогического процесса заключается в том, чтобы найти гармоничное единство часто противоречащих друг другу составляющих. Подчеркнем, что они равноценны и их равнозначный учет определяет в конечном счете результативность педагогического процесса. Проектирование целей - систематизирующее условие, обеспечивающее гармоничное и целостное развитие ребенка.

Целостность педагогического процесса. Одной из ведущих характеристик педагогического процесса является его целостность. Целостность как внутреннее единство и непротиворечивость всех компонентов педагогического процесса характеризует высший уровень его организации.

В отличие от системы школьного образования в детском саду нет четкой границы в формах организации воспитания и обучения ребенка. Однако в современной науке и практике дошкольного образования проблема целостности педагогического процесса рассматривается неоднозначно. Целостность педагогического процесса понимается как целостность процессов социализации и индивидуализации дошкольника, сохранения природы ребенка и ее развития в культуре, обогащения индивидуального культурного опыта.

Итак, какой же педагогический процесс можно назвать целостным?

Во-первых, это педагогический процесс, в котором обеспечивается целостность медико-психолого-педагогического сопровождения ребенка. Возрастные особенности дошкольника, гибкость, подвижность и сензитивность в развитии соматики, физиологии, психики требуют особого рода сопровождения малыша. Наличие комплекса достоверной информации о состоянии здоровья, развитии психических процессов, проявлении особых склонностей, достижениях и проблемах каждого ребенка позволяет проектировать линии его индивидуального целостного развития. Использование системы медико-психолого-педагогического сопровождения в педагогическом процессе превращает его на этапе практической реализации в индивидуальный образовательно-развивающий маршрут дошкольника.

Во-вторых, это педагогический процесс, в котором обеспечивается целостность воспитательных, образовательных и развивающих задач. В современных дошкольных учреждениях появляется все больше дополнительных образовательных услуг, а значит и все большее количество специалистов, решающих, как правило, узконаправленные задачи. Необходима согласованность работы педагогов, выбор общих приоритетных задач развития и воспитания, целостное видение ребенка в условиях взаимодействия с разными специалистами и проектирование единого педагогического процесса. Реализация здоровьесберегающей функции педагогического процесса в современных условиях связана с нахождением способов интеграции разных видов детской деятельности, организации образовательного процесса, синтезирующего работу разных специалистов.

В-третьих, это педагогический процесс, в котором обеспечивается целостность жизнедеятельности ребенка. Макро и мезо факторы, современная социокультурная среда изменили жизнь ребенка, наполнили ее новыми культурными атрибутами. Изменился предметный мир, окружающий дошкольника, стали доступны новые источники информации. Целостность педагогического процесса может быть обеспечена в том случае, если обогащение социокультурного опыта ребенка происходит на основе и с учетом уже имеющегося опыта, индивидуальной субкультуры, источником которого выступает не только педагогический процесс детского сада, но и окружающая дошкольника жизненная среда.

В-четвертых, это педагогический процесс, в котором обеспечивается целостность взаимодействия ребенка с миром взрослых. Эффективность педагогического процесса, оптимизация его развивающего потенциала возможны в том случае, если педагог хорошо информирован о своеобразии жизни ребенка в семье, а родители знают, чем живут дети в детском саду. Постижение мира дошкольника, понимание его права на этот уникальный мир — задачи, объединяющие и педагогов, и родителей в общем ходе развития ребенка. Сотрудничество педагогов и родителей позволяет выстраивать единые стратегические линии становления целостности личности, раскрытия ее внутреннего потенциала.

В-пятых, это педагогический процесс, в котором обеспечивается целостность образовательного пространства. Современный педагогический процесс проектируется как система условий, позволяющих каждому ребенку реализовать индивидуальные потребности и в то же время взаимодействовать с детским сообществом. Вариативность образовательного пространства обеспечивает детям возможность выбора и проявления самостоятельности в соответствии с интересами и склонностями. Организация полифункциональных видов детской деятельности инициирует создание детских объединений, в которых каждый ребенок выполняет понравившуюся функцию и одновременно сотрудничает с другими детьми. В таком образовательном пространстве ведущие в дошкольном возрасте процессы социализации и индивидуализации гармонично дополняют друг друга.

Попробуйте смоделировать педагогический процесс на один день с учетом вышеперечисленных характеристик целостности.

Характер связей между участниками педагогического процесса.

Наиболее распространенным видом связей между педагогом и детьми является взаимодействие — особый вид непосредственного или опосредованного, внешнего или внутреннего отношения.

Процесс взаимодействия педагога и детей в педагогическом процессе может быть организован как:

Взаимодействие как воздействие более характерно для авторитарного подхода и выражается в стремлении педагога сформировать личность ребенка в соответствии с некой идеальной моделью. Эффективность педагогических воздействий и успешность развития детей оцениваются по степени приближения к этому идеалу. Для такого типа взаимодействия характерна уровневая дифференциация детей с низкими, средними и высокими показателями. Педагог сам выбирает способы и формы взаимодействия, направленные на повышение уровня развития воспитанников. Данный тип взаимодействия часто встречается в практике дошкольного образования. Его преимущества связаны с легкостью организации, однако при воздействии педагога на детей право ребенка на индивидуально-уникальную линию развития не обеспечивается.

Организация взаимодействия как процесса содействия присуща личностно ориентированному подходу и предполагает максимально возможный учет субъектных позиций участников педагогического процесса, т.е. субъект-субъектные отношения педагога и детей.

Для педагогического процесса детского сада уже традиционным стало принятие личностно ориентированной модели взаимодействия педагога и воспитанников. Каковы же характерные отличия данной модели?

Организация педагогического взаимодействия способами поддержки и сопровождения, что предполагает (О. С. Газман):

- рассмотрение педагогического процесса как процесса, основанного на принципах внутренней свободы ребенка и педагога, творчества, гуманизма взаимоотношений;

- отношение к ребенку как к субъекту свободного выбора и деятельности;

- оказание педагогической помощи ребенку в познании себя и своих возможностей в ситуациях затруднения и переживания успехов.

Смысл способов поддержки и сопровождения заключается в поддержании педагогом того уникально неповторимого, индивидуально-единичного качества, которое заложено в каждом конкретном человеке и развивается им.

Интересно, какой тип взаимодействия ближе вашим личностным особенностям? Вы можете продиагностировать себя, используя следующие методические рекомендации.

1. Выявление тенденций к стилям педагогического общения // Диагностика успешности учителя. — М., 2003. — С. 142—145.

2. Рогов Е. И. Оценка профессиональной направленности личности учителя // Настольная книга практического психолога в образовании. — М., 1995. — С. 261—273.

3. Рогов Е. И. Оценка уровня общительности учителя // Настольная книга практического психолога в образовании. — М., 1995 — С. 281—285.

4. Рогов Е. И. Оценка способов реагирования в конфликте (К.Томас) // Учитель как объект психологического исследования. — М 1998. —С. 385—388.

Системность и процессуальность (деятельностный характер) педагогического процесса. Педагогический процесс ДОУ представляет собой пример системного объекта — совокупности элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, единство. Для педагогического процесса как системы характерны следующие признаки.

Целостность, проявляющаяся во взаимосвязанности и взаимозависимости всех компонентов педагогического процесса. Изменение или исчезновение одной из составляющих педагогического процесса изменяет весь характер его протекания.

Структурность. Структура педагогического процесса включает целевой, содержательный, технологический, результативный, ресурсный компоненты.

Открытость. Педагогический процесс детского сада — открытая для социокультурного пространства система, интегрирующаяся в систему непрерывного образования человека.

Множественность описания. Педагогический процесс может быть описан с точки зрения разных аспектов, в зависимости от того, с каких позиций проводится анализ данной системы.

Собственно структура педагогического процесса детского сада как системы представлена на схеме 2.

Системное рассмотрение педагогического процесса позволяет увидеть его структурные компоненты в статичном, пространственном изображении.

В организации педагогического процесса можно выделить ряд этапов.

Этап анализа ситуации, определения педагогической задачи, проектирования вариантов решения и выбора оптимальных условий реализации.

2. Этап осуществления плана решения задачи на практике, предусматривающий организацию деятельности и взаимодействия субъектов педагогического процесса.

3. Этап анализа результатов решения поставленной задачи.

Какой же педагог может организовывать педагогический процесс в современном ДОУ? Об этом мы поговорим в следующем параграфе главы.

Рассмотрим особенности педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении, современные тенденции его развития. Возможно, у вас возникает вопрос: надо ли говорить о педагогическом процессе в целом, если мы занимаемся вопросами музыкального развития и воспитания ребенка?

Оценить 1697 0

Характеристики современного педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении

В предыдущей главе мы рассмотрели философские основы музыкального воспитания и развития детей. Наша следующая задача заключается в том, чтобы проанализировать — как влияют идеи, характерные для современной психолого-педагогической науки, на организацию музыкального развития ребенка.

Рассмотрим особенности педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении, современные тенденции его развития. Возможно, у вас возникает вопрос: надо ли говорить о педагогическом процессе в целом, если мы занимаемся вопросами музыкального развития и воспитания ребенка?

Исторически сложилось так, что процесс музыкального развития ребенка находится в некотором отстранении от общего педагогического процесса. Это связано с тем, что задачи музыкального развития детей решаются специальным педагогом (музыкальным руководителем) и, как правило, в специально отведенном для этого месте (музыкальном зале). Преимущества такой формы организации очевидны. Но на практике это часто приводит к тому, что целенаправленный процесс музыкального развития ребенка заканчивается тогда, когда он переступает порог специального помещения для музыкальных игр и занятий.

Поэтому подчеркнем, что перспективы обновления и модернизации процесса музыкального развития и воспитания детей связаны с рассмотрением закономерностей его протекания в логике целостного педагогического процесса.

Итак, что же такое педагогический процесс?

В современной педагогической науке существуют разные точки зрения на понимание сущности педагогического процесса. В самом общем виде педагогический процессэто специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенной образовательной системы взаимодействие детей и педагогов, направленное на достижение поставленных целей образования, воспитания, обучения.

Такое общее определение дает нам возможность выделить ведущие характеристики и особенности педагогического процесса ДОУ.

Как видно из определения, ведущими характеристиками педагогического процесса являются:

- наличие связей между участниками;

- системность и процессуальность (деятельностный характер).

Рассмотрим эти характеристики подробнее.

Целенаправленность педагогического процесса.Всеми авторами педагогический процесс рассматривается как процесс по достижению особых педагогических целей. Однако сама цель педагогического процесса понимается по-разному.

Характер целей педагогического процесса ДОУ обусловлен современными тенденциями развития педагогической науки и практики дошкольного образования. Характеристика цели педагогического процесса определяется рядом простых вопросов: зачем ребенку нужен детский сад? Для чего родители приводят ребенка в дошкольное учреждение?

Для начала выразим собственную позицию и опровергнем распространенное мнение о том, что детский сад — это время и место, готовящие ребенка к школе. Такая, чрезвычайно распространенная, точка зрения приводит к тому, что цели педагогического процесса детского сада оказываются связаны не с развитием ребенка, а с подготовкой его к сдаче вступительных испытаний в школу. При таком понимании задач дошкольного образования этот период становится не самоценным этапом в жизни человека, а подготовительным шагом перед началом следующего; а жизнь ребенка с ее уникальными ценностями и смыслами, которые могут быть прожиты только в дошкольном возрасте, начинает все больше приобретать черты школы.

Современная философия образования, тенденции развития детской психологии и дошкольной педагогики позволяют рассматривать дошкольное образовательное учреждение как уникальное пространство накопления ребенком опыта взаимодействия с миром — опыта познания и проникновения в культуру, знакомства и приобщения к человеческим отношениям. В дошкольном возрасте дети открывают мир для себя и одновременно раскрывают себя миру. Поэтому цели педагогического процесса детского сада в первую очередь связаны с развитием целостной природы ребенка, его уникальности, индивидуального своеобразия. Собственно педагогический процесс становится совокупностью или комплексом педагогических условий, направленных на развитие личности ребенка, раскрытие его индивидуального мира, способностей и склонностей, накопление опыта общения и взаимодействия с миром людей и культурой

Каков же механизм определения целей педагогического процесса?

Причины появления целей педагогического процесса понимаются в современной педагогике неоднозначно — от диктуемого социального заказа общества до следования личностным потребностям и интересам ребенка. Цели педагогического процесса часто отождествляются с целями деятельности педагога, разными авторами трактуемой весьма широко — от деятельности по формированию, управлению и руководству до деятельности-помощи, содействия и поддержки.

Для педагога важно знать, что цели педагогического процесса образуются путем соединения в единой точке четырех составляющих.

Ценностная позиция педагога. Цели педагогического процесса определяются особенностями вашей педагогической позиции, вашей интерпретацией философии детства, своеобразием вашего ценностного отношения к ребенку, вашего понимания приоритетных задач дошкольного образования.

Целевые установки образовательного учреждения.Цели педагогического процесса определяются теми нормативными документами, в которых заложен социальный заказ на то, каким хочет видеть общество выпускника данного образовательного учреждения. На ступени школьного и профессионального образования такими документами в первую очередь являются государственные образовательные стандарты. Детский сад как образовательное учреждение особого типа менее подвержен стандартизации. Его целевые установки определяются концепцией дошкольного образования и, конечно же, задачами выбранной образовательной программы.

Учет возможностей, потребностей, интересов и склонностей детей. Цели педагогического процесса определяются индивидуальными особенностями ваших воспитанников. Имеющийся в арсенале педагогической науки и практики современный диагностический инструментарий, ваша педагогическая интуиция и мастерство позволяют вам изучать своих воспитанников, корректировать цели их развития и воспитания.

Учет социальных запросов родителей. Цели педагогического процесса определяются с учетом того, как видят родители пребывание своего ребенка в детском саду. Это может быть желание присмотра и ухода за ребенком, организации его общения и игр со сверстниками, раннего специального обучения и подготовки к школе.

Сложность определения целей педагогического процесса заключается в том, чтобы найти гармоничное единство часто противоречащих друг другу составляющих. Подчеркнем, что они равноценны и их равнозначный учет определяет в конечном счете результативность педагогического процесса. Проектирование целей - систематизирующее условие, обеспечивающее гармоничное и целостное развитие ребенка.

Целостность педагогического процесса.Одной из ведущих характеристик педагогического процесса является его целостность. Целостность как внутреннее единство и непротиворечивость всех компонентов педагогического процесса характеризует высший уровень его организации.

В отличие от системы школьного образования в детском саду нет четкой границы в формах организации воспитания и обучения ребенка. Однако в современной науке и практике дошкольного образования проблема целостности педагогического процесса рассматривается неоднозначно. Целостность педагогического процесса понимается как целостность процессов социализации и индивидуализации дошкольника, сохранения природы ребенка и ее развития в культуре, обогащения индивидуального культурного опыта.

Итак, какой же педагогический процесс можно назвать целостным?

Во-первых, это педагогический процесс, в котором обеспечивается целостность медико-психолого-педагогического сопровождения ребенка. Возрастные особенности дошкольника, гибкость, подвижность и сензитивность в развитии соматики, физиологии, психики требуют особого рода сопровождения малыша. Наличие комплекса достоверной информации о состоянии здоровья, развитии психических процессов, проявлении особых склонностей, достижениях и проблемах каждого ребенка позволяет проектировать линии его индивидуального целостного развития. Использование системы медико-психолого-педагогического сопровождения в педагогическом процессе превращает его на этапе практической реализации в индивидуальный образовательно-развивающий маршрут дошкольника.

Во-вторых, это педагогический процесс, в котором обеспечивается целостность воспитательных, образовательных и развивающих задач. В современных дошкольных учреждениях появляется все больше дополнительных образовательных услуг, а значит и все большее количество специалистов, решающих, как правило, узконаправленные задачи. Необходима согласованность работы педагогов, выбор общих приоритетных задач развития и воспитания, целостное видение ребенка в условиях взаимодействия с разными специалистами и проектирование единого педагогического процесса. Реализация здоровьесберегающей функции педагогического процесса в современных условиях связана с нахождением способов интеграции разных видов детской деятельности, организации образовательного процесса, синтезирующего работу разных специалистов.

В-третьих, это педагогический процесс, в котором обеспечивается целостность жизнедеятельности ребенка. Макро и мезо факторы, современная социокультурная среда изменили жизнь ребенка, наполнили ее новыми культурными атрибутами. Изменился предметный мир, окружающий дошкольника, стали доступны новые источники информации. Целостность педагогического процесса может быть обеспечена в том случае, если обогащение социокультурного опыта ребенка происходит на основе и с учетом уже имеющегося опыта, индивидуальной субкультуры, источником которого выступает не только педагогический процесс детского сада, но и окружающая дошкольника жизненная среда.

В-четвертых, это педагогический процесс, в котором обеспечивается целостность взаимодействия ребенка с миром взрослых. Эффективность педагогического процесса, оптимизация его развивающего потенциала возможны в том случае, если педагог хорошо информирован о своеобразии жизни ребенка в семье, а родители знают, чем живут дети в детском саду. Постижение мира дошкольника, понимание его права на этот уникальный мир — задачи, объединяющие и педагогов, и родителей в общем ходе развития ребенка. Сотрудничество педагогов и родителей позволяет выстраивать единые стратегические линии становления целостности личности, раскрытия ее внутреннего потенциала.

В-пятых, это педагогический процесс, в котором обеспечивается целостность образовательного пространства. Современный педагогический процесс проектируется как система условий, позволяющих каждому ребенку реализовать индивидуальные потребности и в то же время взаимодействовать с детским сообществом. Вариативность образовательного пространства обеспечивает детям возможность выбора и проявления самостоятельности в соответствии с интересами и склонностями. Организация полифункциональных видов детской деятельности инициирует создание детских объединений, в которых каждый ребенок выполняет понравившуюся функцию и одновременно сотрудничает с другими детьми. В таком образовательном пространстве ведущие в дошкольном возрасте процессы социализации и индивидуализации гармонично дополняют друг друга.

Попробуйте смоделировать педагогический процесс на один день с учетом вышеперечисленных характеристик целостности.

Характер связей между участниками педагогического процесса.

Наиболее распространенным видом связей между педагогом и детьми является взаимодействие — особый вид непосредственного или опосредованного, внешнего или внутреннего отношения.

Процесс взаимодействия педагога и детей в педагогическом процессе может быть организован как:

Взаимодействие как воздействие более характерно для авторитарного подхода и выражается в стремлении педагога сформировать личность ребенка в соответствии с некой идеальной моделью. Эффективность педагогических воздействий и успешность развития детей оцениваются по степени приближения к этому идеалу. Для такого типа взаимодействия характерна уровневая дифференциация детей с низкими, средними и высокими показателями. Педагог сам выбирает способы и формы взаимодействия, направленные на повышение уровня развития воспитанников. Данный тип взаимодействия часто встречается в практике дошкольного образования. Его преимущества связаны с легкостью организации, однако при воздействии педагога на детей право ребенка на индивидуально-уникальную линию развития не обеспечивается.

Организация взаимодействия как процесса содействия присуща личностно ориентированному подходу и предполагает максимально возможный учет субъектных позиций участников педагогического процесса, т.е. субъект-субъектные отношения педагога и детей.

Для педагогического процесса детского сада уже традиционным стало принятие личностно ориентированной модели взаимодействия педагога и воспитанников. Каковы же характерные отличия данной модели?

Организация педагогического взаимодействия способами поддержки и сопровождения, что предполагает(О. С. Газман):

- рассмотрение педагогического процесса как процесса, основанного на принципах внутренней свободы ребенка и педагога, творчества, гуманизма взаимоотношений;

- отношение к ребенку как к субъекту свободного выбора и деятельности;

- оказание педагогической помощи ребенку в познании себя и своих возможностей в ситуациях затруднения и переживания успехов.

Смысл способов поддержки и сопровождения заключается в поддержании педагогом того уникально неповторимого, индивидуально-единичного качества, которое заложено в каждом конкретном человеке и развивается им.

Интересно, какой тип взаимодействия ближе вашим личностным особенностям? Вы можете продиагностировать себя, используя следующие методические рекомендации.

1. Выявление тенденций к стилям педагогического общения // Диагностика успешности учителя. — М., 2003. — С. 142—145.

2. Рогов Е. И. Оценка профессиональной направленности личности учителя // Настольная книга практического психолога в образовании. — М., 1995. — С. 261—273.

3. Рогов Е. И. Оценка уровня общительности учителя // Настольная книга практического психолога в образовании. — М., 1995 — С. 281—285.

4. Рогов Е. И. Оценка способов реагирования в конфликте (К.Томас) // Учитель как объект психологического исследования. — М 1998. —С. 385—388.

Системность и процессуальность (деятельностный характер) педагогического процесса.Педагогический процесс ДОУ представляет собой пример системного объекта — совокупности элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, единство. Для педагогического процесса как системы характерны следующие признаки.

Целостность, проявляющаяся во взаимосвязанности и взаимозависимости всех компонентов педагогического процесса. Изменение или исчезновение одной из составляющих педагогического процесса изменяет весь характер его протекания.

Структурность.Структура педагогического процесса включает целевой, содержательный, технологический, результативный, ресурсный компоненты.

Открытость.Педагогический процесс детского сада — открытая для социокультурного пространства система, интегрирующаяся в систему непрерывного образования человека.

Множественность описания. Педагогический процесс может быть описан с точки зрения разных аспектов, в зависимости от того, с каких позиций проводится анализ данной системы.

Собственно структура педагогического процесса детского сада как системы представлена на схеме 2.

Системное рассмотрение педагогического процесса позволяет увидеть его структурные компоненты в статичном, пространственном изображении.

В организации педагогического процесса можно выделить ряд этапов.

Этап анализа ситуации, определения педагогической задачи, проектирования вариантов решения и выбора оптимальных условий реализации.

2. Этап осуществления плана решения задачи на практике, предусматривающий организацию деятельности и взаимодействия субъектов педагогического процесса.

3. Этап анализа результатов решения поставленной задачи.

Какой же педагог может организовывать педагогический процесс в современном ДОУ? Об этом мы поговорим в следующем параграфе главы.

Читайте также: